рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП

основаниях:

1) по истечении срока действия акта, на который он был принят;2) и в связи

с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

3)на основании прямого указания конкретного органа об отмене этого акта

(прямая отмена).

Дейcmвue нормативного акта в пространстве определяется территорией, на

которую распространяются властные полномочия органа его издавшего. Под

территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное

пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над

ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических

представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море,

воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации.

С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На

территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех

ее граждан, государственных организаций, общественных организаций,

иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные

нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан

и должностных лиц.

59. Понятие и принципы правотворчества ***

Правотворчество — это деятельность государственных органов по принятию,

изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают

государственные органы, негосударственные структуры (органы местного

самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими

полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных

процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах,

уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права,

отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Правотворчество характеризуется тем, что: — оно представляет собой

деятельность активную, творческую, государственную; — основная продукция

его — юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах

(кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических

прецедентах); — это важнейшее средство управления обществом, здесь

формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила

поведения; — уровень и культура правотворчества, а соответственно и

качество принимаемых нормативных актов, — это показатель цивилизованности и

демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы:1)— научность (ибо в процессе

подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую,

политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и

т.п.); 2) — профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны

компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.); 3)— законность

(данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе

Конституции, иных законов и подзаконных актов); 4) демократизм

(характеризует степень участия граждан в этом вопросе, уровень развития

процедурных норм и институтов в обществе5) гласность (означает открытость,

«прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности,

нормальную циркуляцию информации). 6) Оперативность (предполагает

своевременность издания нормативных актов).

Принципы правотворчества — это основополагающие идеи, руководящие начала,

исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с

заменой юридических норм,это ориентир для органов, творящих право.

Виды правотворчества

Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность

по формулированию общих правил поведения. может быть, естественно,

неоднородным. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения

референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам

государственной и общественной жизни); 2) правотворчество государственных

органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); 3)

правотворчество отдельных должностных лиц (например Президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное

правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6)

правотворчество общественных организаций (например профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов —

парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей

юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной

процедурой); 2) делегированное правотворчество (нормотворческая

деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства,

осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения

определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию

представительного органа); 3) подзаконное правотворчество (здесь нормы

права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к

высшим представительным органам — президентом, правительством,

министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами

государственного управления, губернаторами, главами администраций,

руководителями предприятий, учреждений, организаций).

Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне

законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы

целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров

и в иных формах, Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество

характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью,

большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с

тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса

принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

60. Понятие и стадии законотворчества в РФ ***

Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого

процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего

характеризует данный процесс в целом. Кроме законов 1щией правотворчества

выступают подзаконные нормативные 'Правовые обычаи, нормативные договоры,

юридические прецеденты.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включай в себя следующие

стадии:

законодательная инициатива — закрепленное в Конституции право определенных

субъектов внести предложение об издании а и соответствующий законопроект в

законодательный орган. р законодательной инициативы порождает у

законодательного а обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но

ръ или отклонить его — право законодателя. . Право законодательной

инициативы принадлежит Президенту, депутатам Верховного Совета, Прокурору,

районным и городским Советам народных депутатов, Конституционному,

Верховному и Арбитражному судам Приднестровской Молдавской Республики по

вопросам их ведения, республиканским объединениям профессиональных союзов

по трудовым и социально-экономическим вопросам. (ч. 1 ст. 64)

обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в

Государственной Думе с заслушивания доклада представителя проекта, внесшего

законопроект. Данная стадия необходима для чтобы довести документ до

нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие

дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное

обсуждение;

принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования

(простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная

стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются

простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной

Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные конституционные законы считаются

принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа

депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105

Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации,

если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой

палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом

Федерации»; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный

конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не

менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»);

подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108

Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает

одобренный закон и обнародует его);

4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и

федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней

после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не

применяются).

61. Систематизация нормативных актов: понятие и виды **

Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в

различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не

может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые

порой могут между ДН находиться в противоречии. Поэтому прежде чем

общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами

нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую

систему.

Отсюда, систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их

в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности

законодательства, удобства пользования устранения устаревших и

неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации

пробелов. Выделяют такие виды систематизации, как:

инкорпорация — форма систематизации путем объединения нормативных актов

без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое

самостоятельное юридическое значение.

Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их действия),

тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация — самый простой

вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и

неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской

Федерации, ко второму сборники нормативных материалов по отраслям права,

изданные в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На нереальные

инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в при рассмотрении юридических

дел, например в суде;

консолидация — форма систематизации путем объединения нормативных актов

без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое

самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются

по признаку их относи к одному виду деятельности (охрана природы,

образование ).

Особенность консолидации состоит в том, что она является компромиссной

систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации.

Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда

отсутствует возможность кодификации

кодификация — форма систематизации путем объединения нормативных актов в

единый, логически цельный акт с изменением содержания. В процессе

кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в

нормах, создаются новые, обеспечивается их согласованность, логичность.

Поэтому кодификация — способ правотворчества, наиболее сложный и

трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть

всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть

законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной

сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-

либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права

по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в

новом законе (кодексе, своде законов и т.д.).

Признаки кодификации:1) ею имеют право заниматься только специальные

органы;2) в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс, 3)

кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих

в данной сфере.

62. Понятие и структурные элементы системы права ***

Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его

строение. Система права — это внутренняя структура права, состоящая из

взаимосогласованных норм, институтов подотраслей и отраслей права.

Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное

образование, состоящее из множества элементов находящихся между собой в

определенной иерархической связи.

Системная организация права имеет важное значение как для законодателя

(принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично

«включить» его в существующую систему права не нарушая ее целостности), так

и для правоприменителя (системный принцип права в сфере правоприменительной

деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права).

Существенно влияние системности права и на процесс систематизации

(упорядочения) законодательства.

Черты системы права:1)— ее первичным элементом выступают нормы права,

которые объединяются в более крупные образования — институты, подотрасли,

отрасли; 2)— ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы,

взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство;3)— она обусловлена

социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными,

культурными, историческими факторами; 4)— имеет объективный характер, ибо

зависит от объективно существующих общественных отношений и не может

создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая

система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы

права юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким

образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

64. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм

права на отрасли ***

Основания деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и

метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те

общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным

критерием -ю общественные отношения объективно существуют, их определенный

характер требует к себе и соответствующих правовых . Так, трудовые

отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные

отношения — семейно-брачного

Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть единственным

критерием деления права на отрасли, потому что: общественные отношения, его

составляющие, чрезвычайно разнообразны;

Нередко одни и те же общественные отношения регулируются иными отраслями и

к тому же различными способами. Поэтому вторым (дополнительным) критерием

выступает метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос,

что регулирует право, то метод — как регулирует. Если предмет является

материальным критерием, то метод — формально-юридическим. Метод правового

регулирования — это совокупность юридических средств, при помощи которых

осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных

отношений. Выделяют следующие основные методы правового регулирования:1)

императивный — метод властных предписаний, субордина-;основанный на

запретах, обязанностях, наказаниях; 2) диапозитивный — метод равноправия

сторон, координации, ванный на дозволениях; 3) поощрительный — метод

вознаграждения за определенное заслуженное поведение; 4) рекомендательный —

метод совета осуществления конкретного желательного для общества и Г

поведения и т.п.

63. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права ***

Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридических норм,

регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.

Отрасль — наиболее крупное подразделение системы права. Качественная

однородность, специфика той или иной области общественных отношений

вызывают к жизни соответствующую отрасль права. Так, объективно

существующие трудовые отношения людей обусловливают необходимость трудового

права, управленческие отношения — административного права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из

подотраслей, институтов и норм права.

Выделяют следующие отрасли права: 1) конституционное (государственное)

право, 2) гражданское, 3) административное, 4) уголовное, 5)земельное,

6)трудовое, 7) семейно-брачное, 8) уголовно-исполнительное, 9) аграрное

(сельскохозяйственное), 10) экологическое (природоохранное), 11)

финансовое, 12) уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное.

Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли предпринимательского,

налогового, муниципального, компьютерного права и др.

Дать краткую характеристику основных отраслей права — это значит

рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования

конституционного, административного, гражданского и уголовного права.

Конституционное право — ведущая отрасль права, предметом исследования

которой являются основы конституционного строя, правовое положение

личности, форма правления и государственное устройство; доминирующий метод

— императивный. Гражданское право регулирует имущественные и личные

неимущественные отношения; основной метод — диспозитивный. Административное

право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе

исполнительно-распорядительной деятельности органов государства;

преобладающий метод — императивный. Уголовное право охраняет от преступных

посягательств на права и свободы человека и гражданина, конституционный

строй, частную, государственную собственность и т.п.; господствующий метод

— императивный.

65. Институт права: понятие и виды ***

Институт права — это упорядоченная совокупность юридических норм,

регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт —

лишь их вид.

Институт права — гораздо меньшая по сравнению с отраслью совокупность

юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество

институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины

труда, материальной ответственности, охраны труда и т.п.

Виды институтов: 1) в зависимости от характера институты подразделяются на

материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения

уголовного дела); 2) в зависимости от сферы распространения — на отраслевые

(институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);

3) в зависимости от функциональной роли — на регулятивные (институт мены) и

охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

Субинститут права — это упорядоченная совокупность юридических норм,

регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в

рамках определенного института права. Субинститут — составная часть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.