рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП

Правосознание — одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь

принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов

Структура правосознания включает в себя два элемента:

1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате

отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий

поверхностные, эмоциональные оценки права субъектами);

2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение

людей к действующему или желаемому праву это более глубокое осмысление

субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень

правовых оценок).

Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания.

По содержанию правосознание подразделяется на:

— обыденное (массовые представления людей, настроения по поводу права,

возникающие под влиянием жизненного опыта);

— профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов

на основе юридической практики);

— научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение

права).

С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено

действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания

как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель

должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп

населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает

добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению; оно

необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств,

для преодоления пробелов).

Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового

регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем

протяжении их действия.

49. Правовая культура: понятие и структура ***

правовая культура личности — это знание и понимание права и действия в

соответствии с ним. Правовая культура личности связана с правосознанием,

опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только

психологические и юридические его элементы, но и юридически значимое

поведение всякого индивида, знающего и понимающего

можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у

кого знания юридических правил сочетаются с точностью соблюдения их

предписаний, кто в своей деятельности следует.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

1) психологический элемент (правовая психология); 2)идеологический

элемент (правовая идеология);3) поведенческий элемент (юридически

значимое поведение).

Правовая культура личности означает правовую образованность включая

правосознание, умение и навыки пользоваться подчинение своего поведения

требованиям юридических

правовая культура общества — это уровень правосознания и активности

общества, степень прогрессивности юридической деятельности.

Структура правовой культуры общества состоит из

1) степень правосознания и правовой активности общества; 2) степень

прогрессивности юридических норм (уровень развития общества, культура

юридических текстов и т.п.);

степень прогрессивности юридической деятельности (культуру

правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является частью его общей культуры и

характеризуется следующими факторами: 1) — реальной потребностью в праве;

2) — состоянием законности и правопорядка в стране; 3)— степенью

развитости в обществе юридической науки и юридического образования.

50. Понятие и признаки нормы права ***

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило

поведения, установленное и обеспечиваемое государством направленное на

урегулирование общественных отношений.

Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный элемент его

системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты

права как особого социального явления. этого не следует, однако, что

понятия «право» и «норма » совпадают. Они соотносятся между собой как целое

и частное

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание Г

относительно возможного и должного поведения людей); 2) формальная

определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах,

с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с государством

(она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами

государственного воздействия — принуждением и стимулированием); 4)

предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним

субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя

реализовать право без обязанности и обязанность без права); 5)

микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы,

состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция

и санкция).

51. Предоставительно-обязывающий характер правовых норм ***

Данный признак означает, что норма не только предоставляет субъектам

права, но и возлагает на других субъектов обязанности. Ибо нельзя

реализовать право без обязанности и обязанности без права. Вот почему можно

назвать благими пожеланиями те, которые не обеспечены реальными

обязанностями соответствующих лиц.

представительно-обязывающий характер не у всех юридических норм выражен

одинаково:

Четко он виден прежде всего в регулятивных нормах (гражданских, трудовых,

семейно-брачных и т.п.), в которых фиксируются как права, так и обязанности

субъектов; В охранительных же нормах (уголовных, административных) больший

упор делается на воплощение запретов и обязанностей. В декларативных и

дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий характер выражен слабо,

ибо они не являются кон- Цми правилами поведения.

При рассмотрении предоставительно-обязывающего характера норм важно иметь

в виду, что права и обязанности не могут содержаться в одной статье

нормативного акта.

Нередко право закреплено в одной статье, а обязанность — в статье этого же

нормативного акта или даже в статье иного акта.

Кроме того, в статье закона могут конкретно указываться только права, а

обязанности подразумеваться, вытекать из содержания закона. Может быть и

наоборот, когда указываются лишь обязанности, а права подразумеваются.

52. Структура нормы права ***

Одним из основных признаков права является микросистемность. Выступая

клеточкой права, норма в то же время представляет собой такое образование,

которое обладает специфическим внутренним строением, своеобразной

организацией.

Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых

элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная

структура показывает, из каких частей состоит норма и как они

взаимосвязаны.

Таких частей три:

1) гипотеза — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия

(время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем

закрепления юридических фактов;

2) диспозиция — элемент нормы права, определяющий модель поведения

субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при

наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает

основной регулирующей частью нормы, ее ядром;

3) санкция — элемент нормы права, предусматривающий последствия для

субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными,

неблагоприятными — меры наказания, так и позитивными — меры поощрения

(премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место

и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению,

сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без

диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной, Одни авторы

считают, что норма права состоит из двух частей — гипотезы и диспозиции или

диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются

трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из рассмотренных выше

элементов (гипотезы, диспозиции, санкции).

53. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта ***

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, не они могут не

совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы,

диспозиции и санкции, а статья законодательного акта:— форма выражения

государственной воли.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится с содержанием

нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Законодатель может все

три элемента логической структуры нормы права деть в одну статью

нормативного акта; может в одну статью нормативного акта включить несколько

норм; Может элементы нормы права изложить в нескольких статьях этого же

нормативного акта; Может элементы нормы права изложить в нескольких статьях

иных нормативных актов.

Способам изложения возможны три варианта соотношения норм права и статьи

нормативного акта:1) Прямой способ имеет место тогда, когда норма права

непосредственно излагается в статье нормативного акта; 2) ссылочный способ

имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы

права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта; 3) бланкетный

способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к

целому виду каких-то нормативных актов, правил.

54. Классификация норм права ***

Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в

системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на:

— исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования

общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это,

например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные

нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

— общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и

распространяются на все или большую часть институтов соответствующей

отрасли права;

— специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной

отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных

отношений с учетом присущих особенностей и т.д. (они детализируют общие,

корректируют иные и пространственные условия их реализации, способы

правового воздействия на поведение личности);

В зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой

принадлежности) они разделяются на конституционные, гражданские,

административные, земельные и т.п.;

В зависимости от их характера — на материальные (уголовные, экологические

и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-

процессуальные);

В зависимости от методов правового регулирования на:

императивные (содержащие властные предписания); диапозитивные (содержащие

свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное

поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для Г и

общества вариант поведения);

В зависимости от времени действия — на постоянные (содержащиеся в законах)

и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении

чрезвычайного положения в определенном городе в связи со стихийным

бедствием).

55. Понятие и виды форм (источников) права***

Норма права — это общеобязательное, установленное или санкционированное и

охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную

материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно

воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала

рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».

Применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права

три фактора:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества,

формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в

идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание

и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма

права.

Выделяют четыре основные формы права:

— нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и

направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (К их

числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.); — правовой

обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в

сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения,

приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ,

отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового

оборота); — юридический прецедент — это судебное или административное

решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы

права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен

преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и

т.д.); — нормативный договор — соглашение между правотворческими

субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например,

Федеративный договор РФ 1992 г.).

56. Понятие и виды нормативных актов ***

Нормативный правовой акт— это правовой акт, принятый правомочным на то

органом и содержащий правовые нормы, т.е. общего характера и постоянного

действия, рассчитанный на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой

компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является

официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых норм. Его следует

отличать от актов применения и толкования.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие

группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

Конституция (закон законов) — основополагающий, учредительный политический

правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека

и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства,

учреждающий федеральные органы государственной власти; Федеральные

конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным и

органически связанным с Конституцией. Федеральные законы — это акты

текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-

экономической, политической и духовной жизни общества; Законы субъектов

Федерации — издаются их представительными органами и распространяются

только на соответствующую категорию.

Виды подзаконных актов:

Указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых,

принимаются больше по процедурным, текущим вопросам); 2.) постановления и

распоряжения Правительства РФ — акты исполнительного органа государства,

наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3)

приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных

комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в

пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и

постановления местных органов государственной власти; 5) решения,

распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6)

нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов; 7) локальные

нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне

конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила

внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества

все нормативные акты подразделяются на:

— нормативные акты государственных органов; — нормативные акты иных

социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных

обществ, товариществ и т.п.); — нормативные акты совместного характера

(государственных органов и иных социальных структур); — -нормативные акты,

принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

— общефедеральные; — нормативные акты субъектов Российской Федерации; —

нормативные акты органов местного самоуправления; — локальные нормативные

акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как:

— нормативные акты неопределенно-длительного действия; — временные

нормативные акты.

57. Закон и его верховенство. Понятие, признаки и виды законов ***

Признаки закона: 1) Принимается только органом законодательной власти или

референдумом; 2) Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией

РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ; 3) В идеале должен

выражать волю и интересы народа; 4) Обладает высшей юридической силой (все

подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить);

5) Регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения

Данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и

придают ему качество верховенства. Изменить закон вправе только тот орган,

который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям : 1) По их

юридической силе (Конституция, федеральный конституционный закон,

федеральный закон, закон субъектов Федерации); 2) по субъектам

законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным

органом); 3) По предмету правового регулирования (конституционные,

административные, гражданские, уголовные и т.п.); 4) По сроку действия

(постоянные законы и временные) и т.д.

Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, кодификационные и

иные законы.

58. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

***

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы

своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и

утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и

вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,

актов палат Федерального Собрания», федеральные конституционные законы,

федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу

одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их

официального опубликования, если не установлен другой порядок вступления их

в силу.

Также важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не

имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже

существовали до момента вступления его в вескую силу.

Издание закону обратной силы возможно в двух случаях:1) если в самом

законе об этом сказано; 2) если закон смягчает или вовсе устраняет

ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие на следующих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.