| |||||
МЕНЮ
| Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиППравосознание — одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов Структура правосознания включает в себя два элемента: 1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки права субъектами); 2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее более рациональный уровень правовых оценок). Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания. По содержанию правосознание подразделяется на: — обыденное (массовые представления людей, настроения по поводу права, возникающие под влиянием жизненного опыта); — профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической практики); — научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права). С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению; оно необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов). Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия. 49. Правовая культура: понятие и структура *** правовая культура личности — это знание и понимание права и действия в соответствии с ним. Правовая культура личности связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и юридические его элементы, но и юридически значимое поведение всякого индивида, знающего и понимающего можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знания юридических правил сочетаются с точностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности следует. Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов: 1) психологический элемент (правовая психология); 2)идеологический элемент (правовая идеология);3) поведенческий элемент (юридически значимое поведение). Правовая культура личности означает правовую образованность включая правосознание, умение и навыки пользоваться подчинение своего поведения требованиям юридических правовая культура общества — это уровень правосознания и активности общества, степень прогрессивности юридической деятельности. Структура правовой культуры общества состоит из 1) степень правосознания и правовой активности общества; 2) степень прогрессивности юридических норм (уровень развития общества, культура юридических текстов и т.п.); степень прогрессивности юридической деятельности (культуру правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности). Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: 1) — реальной потребностью в праве; 2) — состоянием законности и правопорядка в стране; 3)— степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования. 50. Понятие и признаки нормы права *** Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством направленное на урегулирование общественных отношений. Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления. этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма » совпадают. Они соотносятся между собой как целое и частное К признакам нормы права относят: 1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание Г относительно возможного и должного поведения людей); 2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием); 4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права); 5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция). 51. Предоставительно-обязывающий характер правовых норм *** Данный признак означает, что норма не только предоставляет субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности. Ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанности без права. Вот почему можно назвать благими пожеланиями те, которые не обеспечены реальными обязанностями соответствующих лиц. представительно-обязывающий характер не у всех юридических норм выражен одинаково: Четко он виден прежде всего в регулятивных нормах (гражданских, трудовых, семейно-брачных и т.п.), в которых фиксируются как права, так и обязанности субъектов; В охранительных же нормах (уголовных, административных) больший упор делается на воплощение запретов и обязанностей. В декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий характер выражен слабо, ибо они не являются кон- Цми правилами поведения. При рассмотрении предоставительно-обязывающего характера норм важно иметь в виду, что права и обязанности не могут содержаться в одной статье нормативного акта. Нередко право закреплено в одной статье, а обязанность — в статье этого же нормативного акта или даже в статье иного акта. Кроме того, в статье закона могут конкретно указываться только права, а обязанности подразумеваться, вытекать из содержания закона. Может быть и наоборот, когда указываются лишь обязанности, а права подразумеваются. 52. Структура нормы права *** Одним из основных признаков права является микросистемность. Выступая клеточкой права, норма в то же время представляет собой такое образование, которое обладает специфическим внутренним строением, своеобразной организацией. Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три: 1) гипотеза — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов; 2) диспозиция — элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром; 3) санкция — элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания, так и позитивными — меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником). Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной, Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей — гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из рассмотренных выше элементов (гипотезы, диспозиции, санкции). 53. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта *** Норма права и статья нормативного акта не тождественны, не они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта:— форма выражения государственной воли. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится с содержанием нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Законодатель может все три элемента логической структуры нормы права деть в одну статью нормативного акта; может в одну статью нормативного акта включить несколько норм; Может элементы нормы права изложить в нескольких статьях этого же нормативного акта; Может элементы нормы права изложить в нескольких статьях иных нормативных актов. Способам изложения возможны три варианта соотношения норм права и статьи нормативного акта:1) Прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта; 2) ссылочный способ имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта; 3) бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил. 54. Классификация норм права *** Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение. Выделяют следующие основные виды правовых норм: 1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на: — исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.); — общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права; — специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют иные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности); В зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они разделяются на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.; В зависимости от их характера — на материальные (уголовные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско- процессуальные); В зависимости от методов правового регулирования на: императивные (содержащие властные предписания); диапозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для Г и общества вариант поведения); В зависимости от времени действия — на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном городе в связи со стихийным бедствием). 55. Понятие и виды форм (источников) права*** Норма права — это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить. Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права». Применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права. Выделяют четыре основные формы права: — нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.); — правовой обычай — это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота); — юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.); — нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.). 56. Понятие и виды нормативных актов *** Нормативный правовой акт— это правовой акт, принятый правомочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. общего характера и постоянного действия, рассчитанный на многократное применение. Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Нормативный акт занимает особое место в системе правовых норм. Его следует отличать от актов применения и толкования. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Виды законов: Конституция (закон законов) — основополагающий, учредительный политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией. Федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально- экономической, политической и духовной жизни общества; Законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую категорию. Виды подзаконных актов: Указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам); 2.) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов; 7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: — нормативные акты государственных органов; — нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); — нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); — -нормативные акты, принятые на референдуме. В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на: — общефедеральные; — нормативные акты субъектов Российской Федерации; — нормативные акты органов местного самоуправления; — локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как: — нормативные акты неопределенно-длительного действия; — временные нормативные акты. 57. Закон и его верховенство. Понятие, признаки и виды законов *** Признаки закона: 1) Принимается только органом законодательной власти или референдумом; 2) Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ; 3) В идеале должен выражать волю и интересы народа; 4) Обладает высшей юридической силой (все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить); 5) Регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения Данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке. Классификация законов может проводиться по различным основаниям : 1) По их юридической силе (Конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации); 2) по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом); 3) По предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); 4) По сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д. Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, кодификационные и иные законы. 58. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц *** Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если не установлен другой порядок вступления их в силу. Также важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в вескую силу. Издание закону обратной силы возможно в двух случаях:1) если в самом законе об этом сказано; 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие на следующих Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|