рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Совершенствование дифференциации оплаты труда в отраслях промышленности (на примере национальной экономики Республики Корея)

Применение бестарифной системы связано с формированием поощрительного фонда оплаты труда. Наибольшее применение получили следующие методы образования поощрительных фондов.

Пересчет фонда на основе норматива заработной платы на единицу объема продажи рассчитанного в базовом периоде.

При этом методе рассчитывается условный фонд заработной платы в отчетном периоде по формуле:

 (1.9)

где: Vf - фактический объем продаж.

Разница Fи и фактического фонда заработной платы составит величину условной экономии заработной платы.

 (1.10)

где: Fo - фактическая величина фонда заработной платы компании за отчетный период.


Условная экономия распределяется в определенных пропорциях между компанией и работниками. Этот метод получил наименование плана Скэнлона и был применен впервые 1954 в США.

Основные недостатки данного метода заключаются в следующем. Экономия по заработной плате определяется в связи с изменением объема продаж. Однако объем продаж может изменяться и под воздействием внешних факторов, не зависящих от усилий работников фирмы, а также из-за изменения доли формах оплаты труда. В то же время остаются проблемы, которые требуют своего решения. К числу их относятся, обоснование распределения дополнительной прибыли между компанией и коллективом, распределение поощрительного фонда заработной платы между подразделениями, распределение дополнительных выплат между работниками.

Многие компании используют сложную структуру дополнительных выплат. Так, например, в Японских фирмах заработная плата включает в себя основную часть, которая формируется первоначально в зависимости от квалификации и образовательного уровня. Каждый год на основе оценок достижений эта часть увеличивается. Дополнительная составляющая заработной платы определяется в зависимость от оценок по различным направлениям: производственные достижения работника, качества работы и т.п. (подробнее оценки будут рассмотрены ниже); доплаты за выполнение определенных функций.

Использование системы оценок для определения дополнительных вознаграждений получило широкое распространение во всем мире. Естественно, каждая фирма, применяющая подобные системы, формирует свой набор оценочных показателей, свою шкалу оценок в зависимости от конкретных условий своей деятельности, категории работников и других факторов.

Все многообразие оценочных показателей можно свести к следующим группам:

1. Знания, профессиональный опыт и их изменения в оцениваемом периоде;

2. Объем выполняемой работы;

3. Качество работы и уровень удовлетворения потребителей, в том числе собственных структурных подразделений.

4. Ответственность за использование материальных ресурсов, оборудование, инструменты.

5. Условия труда: физические и психологические нагрузки, вредность и другие.

6. Необходимость принятия самостоятельных решений.

В Японии традиционно в состав оценочных характеристик дополнительно включаются: умение сотрудничать и работать в коллективе; число поданных рационализаторских предложений.

Введение системы оценок в организацию заработной платы позволит не только оптимизировать процесс ее дифференциации, но и усилить мотивацию работников.

Последовательность работы по организации заработной плата на предприятии представлена на рис.3, где показаны решения задач, объединенных в три крупных блока:

- выбор способа формирования основной заработной плата (блок 1);

- выбор форм оплаты труда (блок 2);

- выбор систем поощрения (блок 3).

В условиях рыночных отношений организация заработной платы на предприятии призвана обеспечивать решение двуединой задачи:

- гарантировать оплату труда каждому работнику в соответствии с результатами его труда и ценой труда на рынке;

- обеспечить работодателю (независимо от того, кто выступает в качестве такового - государство, акционерное общество, частное лицо, или кто-либо другой) достижение в процессе производства такого результата, который позволил бы ему (после реализации продукции на рынке товаров) возместить затраты и получить прибыль.

Тем самым через организацию заработной платы достигается необходимый компромисс между интересами работодателя и работника, способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики.

Главными требованиями к организации заработной платы на предприятии, отвечающими как интересам работника, так и интересам работодателя, являются обеспечение необходимого роста заработной платы при снижении ее затрат на единицу продукции и повышение оплаты труда каждого работника по мере роста эффективности деятельности предприятия в целом. Соблюдение этих требований при разработке конкретного механизма оплаты труда побуждает руководителей и специалистов предприятия в максимальной степени использовать имеющиеся научные, технические, организационно-экономические и социальные резервы повышения эффективности производства.

Рис. 3. Последовательность работы по организации заработной платы на предприятии.


Глава 2. Исследование дифференциации оплаты труда в Республике Корея

2.1 Анализ рынка труда Республики Корея

Рынок труда, как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений с согласованными интересами работодателей и наемной рабочей силы. Однако здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условий его функционирования, но и как в зеркале отражаются практически все социально - экономические явления, происходящие в обществе. От того, насколько успешно функционирует экономика, в какой фазе экономического цикла она находится, каково поведение основанных субъектов рынка зависит спрос на рабочую силу и ее предложение, а соответственно и уровень безработицы.

В развитии экономики Республики Корея можно выделить несколько периодов. Первый из них охватывает 1948-61 годы, второй с 1961 года до середины 70-х годов, а третий с конца 70-х годов до настоящего времени. В первый период в экономике страны преобладающее положение занимало сельское хозяйство. Второе место в структуре экономике занимала торговля. Наибольшее развитие получила обрабатывающая промышленность, удельный вес которой увеличился в полтора раза и достиг 14,6 % в 1960 году. При этом необходимо отметить, что в структуре обрабатывающей промышленности основное место занимало производство потребительских товаров: помол муки, производство сахара и обработка хлопка. Этот период характеризовался аграрно-сырьевым направлением, низким уровнем развития, отсталой структурой. Он был следствием колониального прошлого, войны 1950-1952 года, раскола страны. На севере страны были сосредоточены основные мощности добывающей и обрабатывающей промышленности.

Внутренний рынок предъявлял спрос преимущественно на конечные изделия, особенно потребительские товары. В этот и частично в последующий период экономическое развитие опиралось на подъем местной промышленности и снижения импорта товаров, которые могли производиться в стране. При импортозамещающей политике предусматривалось опережающее развитие ключевых отраслей, которые через сеть прямых и обратных связей вызывали рост в сопряженных отраслях. Наиболее последовательно данное направление развития стало осуществляться после 1962 года, когда были поставлены задачи достижения независимости экономики, которые решались путем поощрения частной инициативы, внедрения принципов рыночной экономики при содействии государственного аппарата.

Традиционные средства, которые использовал ряд развивающихся стран для повышения уровня экономического развития, Республики Корея не подходили. Она не обладала значительными источниками сырья для увеличения экспортных доходов. Единственный выход был в развитии обрабатывающей промышленности.

Для осуществления индустриализации необходимо было реконструировать существующие отрасли, заложить основы новых капиталоемких производств, расширить и модернизировать промышленную инфраструктуру. Поэтому процесс индустриализации в 60-е годы сопровождался переходом к экспортной модели развития. Роль первопроходца на внешние рынки была отведена текстильной и обувной промышленности.

Создание экспорториентированного производства осуществлялось при сохранении протекционизма на внутреннем рынке. Тем самым стремились достичь положительного сальдо по текущим операциям платежного баланса и высоких темпов роста, которые тормозились небольшими размерами внутреннего рынка.

В результате этого за последние тридцать лет в Корее произошел быстрый экономический рост. С 1963 но 1998 ежегодный средний рост уровня ВНП в реальном выражении составил 9% (таблица 3.). Такие темпы роста реального ВНП были достигну благодаря расширению объема экспорта, который начался после принятия стратегии развития, ориентированной на экспорт. Согласно данным платежного баланса, средне годовой уровень экспорта составил 32,7% за период 1963-1998.

До середины 70-х годов, основной единицей экспорта была продукция трудоемкого текстильного производства. Затем, инициатива перешла к тяжелой и химической промышленности.

Два фактора заставили государство изменить направление производственной политики. Первым был быстрый рост ставки заработной платы. В 70-х годах реальная заработная плата возросла в странах с поздней индустриализацией, но наибольший рост произошел в Корее, что ухудшило сравнительные преимущества Кореи в международной конкуренции.

Другой причиной был все возрастающий протекционизм со стороны передовых индустриальных стран. Одним таким примером стало двухстороннее соглашение между Соединенными Штатами Америки и Кореей о сдерживании текстильного производства в 1971 году, когда экспорт продукции текстильной промышленности и предметов одежды составлял около 40 % от всего объема экспорта Кореи.

Внутренние и внешние барьеры заставили Корею диверсифицировать своих торговых партнеров и усовершенствовать свои предметы экспорта до уровня мировой промышленной продукции. Такие отрасли как судостроение, машиностроение, производство железа, стали, цветных металлов и нефтехимическая промышленность были объявлены стратегическими, и огромное количество финансового стимулирования было проведено с целью поощрения инвестирования в эти отрасли народного хозяйства. Развитие этих отраслей должно было ликвидировать проблему мелкомасштабного производства на внутреннем рынке. Для поддержания тяжелой и химической промышленности, корейское правительство провело ряд прямых инвестиций, а также обеспечило косвенное финансовое содействие частным предприятиям. В дополнение ко всему, некоторые защитные меры, включая тарифные и нетарифные барьеры, были предприняты для обеспечения замещения импорта внутренним производством в этих отраслях. Эта политика поддержки тяжелой и химической промышленности привела к нерациональному использованию ресурсов, вызвала ускорение инфляции и снизила конкурентоспособность корейской экономики.

В связи с этим в начале 80-х годов, сразу после второго нефтяного кризиса 1979 года, правительство провело ряд реформ для того, чтобы достичь высокого уровня экономики со стабильными ценами. С одной стороны государство поддерживало как конкретные производственные отрасли, так и малые фирмы. Наиболее динамичными секторами экономики в современных условиях становятся отрасли вторичного производства, занятые обработкой первичных ресурсов и средних размеров, а с другой были сняты защитные меры с тем, чтобы увеличить иностранную конкуренцию.

Производственная политика вызвала изменения в структурах производства и трудоустройства. Перестройка отраслевой структуры экономики Республики Корея в ходе ее реформирования, изменения в пропорциях и экономических связях отраслей, производств и отдельных предприятий наряду со сдвигами в их специализации, комбинировании и кооперации знаменуют новый этап развития производства, и получением готовой продукции и третичного производства - сферы услуг, в широком понимании этого слова. Именно в сфере услуг производится растущая часть валового национального продукта и сосредотачивается всё большая численность работников. Так, доля первичного производства в ВВП упала с 45,0% (1963) до 10,8% (2008), в то время как доли вторичного и третичного производства за тот же промежуток времени увеличились с 15,65% до 32,3% и с 39,55% до 56,9 % соответственно (таблица 3). Аналогично, внутри производственного сектора тяжелая и химическая промышленность превзошли легкую по степени важности, что стало результатом производственной политики 70-х годов корейского правительства, направленной на развитие этих отраслей (таблица 4).

Таблица 3. Экономическое развитие и структурное изменение экономики.

Показатели 1963 1970 1990 2008
ВНП (US$, млрд.) 3,1 8,1 60,5 269,2
Уровень роста 9,6 7,6 4,8 12,2
Экспорт (US$, млрд.) 0,09 0,9 17,2 130
Уровень роста экспорта (%) 58,2 34,0 17,1 29,0
Производственная структура (%)
первичная 45,0 31,1 14,6 10,8
вторичная 15,5 20,4 30,9 32,3
третичная 39,5 48,5 54,5 56,9
Структура занятости (%)
первичная 63,1 50,4 34,0 20,6
вторичная 8,7 14,4 22,5 28,5
третичная 28,2 35,2 43,5 50,9

Таблица 4. Структурное изменение в обрабатывающей промышленности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.