рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Финансовое планирование и прогнозирование лизинговых платежей

|при Комитете по экономической политике и предпринимательству Госдумы |

|«cтабильность нормативно-правовой базы очень важна для инвесторов, |

|заинтересованных во вложениях в лизинговый сектор России, ведь они |

|должны быть уверены, что «правила игры» не будут произвольно меняться|

|или вольно трактоваться в ходе осуществления проекта. |

|Новая редакция закона «О лизинге», учитывающая вышеназванные |

|принципы, будет стимулировать развитие лизинга в России и |

|способствовать привлечению как российских, так и иностранных |

|инвестиций в этот сектор». |

|Вслед за Гражданским кодексом Российской Федерации Закон определил |

|договор лизинга как договор, по которому арендодатель (лизингодатель)|

|обязуется приобрести в собственность указанное арендатором |

|(лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и |

|предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное |

|владение и пользование. Совокупность отношений, которые возникают при|

|исполнении этого договора, именуются в Законе лизингом, а |

|деятельность по приобретению имущества и передаче его в лизинг – |

|лизинговой деятельностью. |

|Расширены источники средств, привлекаемых для лизинговой |

|деятельности: лизинговые компании получили возможность использовать |

|средства не только юридических, но и физических лиц. |

|Из всех известных разновидностей лизинга Закон называет лишь |

|внутренний и международный лизинг. Очевидно, что те признаки, которые|

|ранее классифицировали лизинг на долгосрочный, среднесрочный, |

|краткосрочный, финансовый, возвратный и оперативный, могут |

|использоваться, поскольку это не противоречит законодательству. |

|Разделяя лизинг на внутренний и международный, Закон не учитывает в |

|качестве критерия государственную принадлежность продавца |

|передаваемого в лизинг имущества. |

|Доработаны нормы, касающиеся предмета лизинга – любого |

|непотребляемого имущества (движимого либо недвижимого), которое может|

|использоваться для предпринимательских целей. Необходимо отметить, |

|что из всех условий договора лизинга только данные о его предмете |

|сохранили статус существенных, то есть таких, без которых договор не |

|может считаться заключенным (ст.15). |

|Закон предоставил право сторонам любой разновидности договора лизинга|

|самим определить, на чьем балансе будет находиться имущество, |

|составляющее предмет лизинга (ст.31). Ранее при осуществлении |

|оперативного лизинга в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона |

|предмет лизинга учитывался на балансе лизингодателя.( |

|Приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации |

|нормы о залоге предмета лизинга (ст.14). |

|Во-первых, было исключено правило, допускающее передачу предмета |

|лизинга в залог лизингополучателем. Во-вторых, риск изъятия |

|заложенного имущества уже не признается бесспорным нарушением |

|лизингодателем условий договора. Наконец, был исключен пункт 3 статьи|

|14, запрещавший повторный залог предмета лизинга, когда он приобретен|

|за счет привлеченных средств. |

|Вместо перечня сопутствующих договору лизинга услуг, статья 7 |

|закрепила их общее определение: дополнительные услуги (работы) – |

|(услуги) работы любого рода, оказанные лизингодателем как до начала |

|пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно |

|связанные с реализацией договора лизинга. |

|В отличие от ранее действовавших правил, определяющих особенности |

|перехода права собственности в зависимости от разновидности лизинга, |

|статья 19 Закона предоставляет возможность лизингодателю и |

|лизингополучателю самим договориться о переходе права собственности и|

|его сроках, если это не противоречит Федеральному закону. |

|Статья 20 Закона доработана с учетом Федерального закона от |

|21.-7.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое |

|имущество и сделок с ним». |

|Скорректирован порядок, установленный для лизинговых платежей, под |

|которыми теперь понимается общая сумма платежей по договору лизинга |

|за весь срок действия договора лизинга, состоящая из возмещения |

|затрат лизингодателя и его дохода. Закон прямо предусмотрел, что |

|лизинговые платежи относятся в соответствии с законодательством о |

|налогах и сборах к расходам, связанным с производством и (или) |

|реализацией (ст.28). |

|Исключено ограничение по продолжительности отсрочки лизинговых |

|платежей, ранее содержавшееся в ст.28 и 34 Закона о лизинге, и |

|установлено, что их размер не может пересматриваться чаще чем один |

|раз в три месяца. |

| |

|( www.leasing.ru, 2002 год. |

| |

|Среди основных участников лизинговых отношений Закон традиционно |

|выделяет лизингодателя и лизингополучателя. |

|Формулируя определение лизингодателя, закон установил неточность |

|пункта 3 статьи 4, которая формально ограничивала источники для |

|приобретения имущества, передаваемого по договору лизинга. |

|Поправки сняли запрет на совмещение в рамках одного лизингового |

|правоотношения функций продавца и лизингополучателя (ст.4 и 9 |

|Закона). |

|Однако наиболее существенной новеллой Закона, относящейся к субъектам|

|лизинга, по-видимому, следует признать исключение лизинговой |

|деятельности из числа нуждающихся в лицензировании. |

|Закон несколько иначе распределяет между лизингодателем и |

|лизингополучателем обязанности по техническому обслуживанию, текущему|

|и капитальному ремонту предмета лизинга. Если иное не предусмотрено |

|договором лизинга, лизингополучатель обязан за свой счет осуществлять|

|техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт предмета |

|лизинга, а также обеспечивать его сохранность. |

|В соответствии с принятыми в гражданском законодательстве принципами,|

|лизингополучатель не имеет права после прекращения договора лизинга |

|на возмещение стоимости неотделимых улучшений, сделанных без |

|письменного согласия лизингодателя. Однако установлено, что это |

|правило может быть изменено Федеральным законом. |

|Закон уполномочил лизингополучателей уступать свои права третьим |

|лицам (ст.18), предъявлять соответствующие требования непосредственно|

|продавцу товара (ст.10) независимо от особенностей договора лизинга, |

|а также обязал лизингодателя предупреждать лизингополучателя о всех |

|правах третьих лиц на предмет лизинга. |

|Значительным изменениям подвергнуты нормы Закона, регламентирующие |

|осуществление прав лизингодателя при нарушении лизингополучателем |

|условий договора либо требований законодательства. Лизингодатель |

|вправе бесспорно средства со счета лизингополучателя только в одном |

|случае – когда лизингополучатель не перечисляет лизинговые платежи |

|более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга |

|срока. |

|Закон не обязывает оговаривать в тексте договораобстоятельства, |

|которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением |

|обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга |

|и изъятию предмета лизинга. |

|Одновременно статья 11 Закона о лизинге предусматрела право |

|лизингодателя изъять предмет лизинга из владения и пользования у |

|лизингополучателя в случаях и порядке, которые предусмотрены |

|законодательством Российской Федераци и договором лизинга.( |

|Указанный законопроект выполняет следующие задачи: |

|Приводит положения закона «О лизинге» в соответствие с нормами |

|Гражданского кодекса РФ и налогового кодекса РФ, а также нормами |

|международного права. |

|Максимально сокращает нормы, затрагивающие налоговое регулирование |

|лизинга, т. к. данные нормы должны быть закреплены в налоговом |

|законодательстве. |

|Устраняет внутренние противоречия закона «О лизинге». |

|Добавляет новые гражданско-правовые нормы, призванные способствовать |

|развитию лизинга. А именно: |

|Пересматривается общий порядок по распределению между участниками |

|лизинговой сделки обязанностей по содержанию и ремонту предмета |

|лизинга. Указанные обязанности в полном объеме возлагаются на |

|лизингополучателя, за исключением случаев, когда иное предусмотрено в|

|договоре лизинга. |

|Сокращается срок возможного пересмотра лизинговых платежей по |

|соглашению сторон с одного раза в год до одного раза в квартал. |

|Устанавливается возможность страхования гражданской ответственности |

|лизингополучателя по договору лизинга в пользу лизинговой компании. |

|Предусматривается, что специальные требования, предъявляемые к |

|собственникам отдельных видов имущества, распространяются по |

|соглашению сторон либо на лизинговую компанию, приобретающие такое |

|имущество для передачи его в лизинг, либо на лизингополучателя. * |

| |

| |

|* Выступление А. Г. Аксакова «Новое и готовящееся законодательство, |

|влияющее на лизинг в России», Международная практическая конференция|

|«Лизинг в России и СНГ 2001». |

| |

|2.4. Лизинг в Налоговом кодексе. |

| |

|С 1 января 2002 года вступила в действие глава 25 «О налоге на |

|прибыль организаций» налогового кодекса РФ, принятая Государственной |

|Думой 6 июля 2001 года. Принятая глава сохраняет за лизингом |

|преимущества и делает его эффективным источником финансирования |

|капитальных вложений предприятий.( |

|По-прежнему данный способ финансирования будет позволять |

|минимизировать затраты предприятия в сравнении с другими источниками.|

| |

|Глава 25 «Налог на прибыль органитзаций», которая была принята в |

|соответствии с Федеральным законом №110-ФЗ «О внесении изменений и |

|дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и |

|некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах|

|и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов |

|(положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и |

|сборах», СНОСКА. Собрание законодательства РФ, 2001, №33 (часть I), |

|ст. 3413 формирует, по сути, новую амортизационную политику в стране.|

| |

|До ее введения в действие амортизационные отчисления рассчитывались |

|линейным способом в соответствии с Едиными нормами амортизационных |

|отчислений на полное восстановление основных фондов народного |

|хозяйства СССР, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от|

|22 октября 1990 года №1072. СНОСКА. Собрание постановлений |

|Правительства РФ, 1990, №30, ст. 140. |

|Теперь все амортизируемое имущество объединяется в 10 групп в |

|зависимости от сроков их полезного использования и принимается на |

|учет по первоначальной (восстановительной) стоимости. Правительству |

|РФ поручено утвердить Классификацию основных средств, включаемых в |

|амортизационные группы. |

|Новый порядок позволит упростить действующий механизм начисления |

|амортизации. Предусматривается увеличение норм амортизации и |

|соответственно сокращение ее сроков в среднем на 25%. |

| |

|( КонсультантПлюс, АНДРЮКИН Ю. |

| |

| |

| |

|Распределение всех объектов имущества по амортизационным группам |

|фактически установит максимальный и минимальный сроки их |

|использования. А организация-налогоплательщик самостоятельно |

|определит срок полезного использования каждого своего основного |

|средства и исходя из этого конкретно рассчитает норму амортизации. |

|В Налоговом кодексе РФ закреплен порядок определения первоначальной |

|стоимости амортизируемого имущества (сумма расходов лизингодателя на |

|его приобретение, за исключением сумм налогов, которые учитываются в |

|составе расходов). |

|В отличие от общего порядка, в первоначальную стоимость предмета |

|лизинга не могут быть включены расходы лизингодателя на сооружение, |

|изготовление и доведение предмета лизинга до состояния, в котором оно|

|пригодно для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ). Это означает, к |

|примеру, что вводится запрет на включение расходов, связанных с |

|монтажными и пусконаладочными работами. В результате норма закона |

|провоцирует лизингодателя и поставщика (продавца) имущества на |

|включение такого рода расходов в договор купли-продажи. Однако точно |

|учесть эти расходы заранее очень сложно. |

|Согласно п. 7 ст. 258 НК РФ имущество, полученное (переданное) в |

|финансовую аренду по договору лизинга, включается в определенную |

|амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество |

|учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды |

|(договора лизинга). |

|Таким образом, в Налоговом кодексе РФ, так же как и в ФЗ «О лизинге» |

|(п. 1 ст. 12), закреплено право свободы выбора сторонами договора |

|лизинга балансодержателя имущества. |

|Вместе с тем в п. 1 ст. 256 НК РФ установлено, что амортизируемым |

|признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве |

|собственности и используется им для извлечения дохода и стоимость |

|которого погашается путем начисления амортизации. Собственником |

|имущества по договору лизинга может быть только лизингодатель. |

|Соответственно, если руководствоваться этой нормой, то |

|лизингополучатель не может начислять амортизацию, поскольку у него |

|предмет лизинга находится только на праве владения и пользования. Из |

|этого следует, что имущество не может находиться на балансе |

|лизингополучателя. |

|В соответствии с п. 18 Положения по бухгалтерскому учету «Учет |

|основных средств» ПБУ 6/01 предприятиям предоставляется право |

|самостоятельно устанавливать срок полезной эксплуатации основных |

|средств и при этом использовать один из четырех способов начисления |

|амортизации (линейный, уменьшаемого остатка, по сумме числа лет срока|

|полезного использования, списания стоимости пропорционально объему |

|продукции (работ) ). Однако при лизинге для налоговых целей в |

|настоящее время используется только один метод начисления амортизации|

|– линейный. |

|С 1 января 2002 года в соответствии со ст. 259 Налогового кодекса РФ |

|налогоплательщики могут по своему выбору пользоваться двумя способами|

|начисления амортизации – линейным и нелинейным. Причем оба способа |

|могут использоваться для налоговых целей. Выбор метода начисления |

|амортизации по первым семи группам (срок полезного использования от 1|

|до 20 лет) осуществляется налогоплательщиком самостоятельно и |

|применяется на протяжении всего срока амортизации. Этот выбор следует|

|зафиксировать в приказе по предприятию и отразить в учетной политике.|

|Если имущество относится к восьмой – десятой группам (срок полезного |

|использования – свыше 20 лет), применяется только линейный метод |

|начисления амортизации. |

|Одной из наиболее значимых для лизинга в Налоговом кодексе РФ |

|представляется норма п. 7 ст. 259, закрепляющая право использования |

|налогоплательщиком коэффициента ускоренной амортизации при лизинговых|

|операциях – не выше 3. Причем это право можно задействовать как при |

|линейном, так и при нелинейном методе начисления амортизации. |

|Однако при нелинейном методе существует одно ограничение. Право |

|применения коэффициента ускоренной амортизации не распространяется на|

|основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей |

|амортизационным группам (то есть со сроками полезного использования |

|от одного до пяти лет). По этим группам ускоренная до коэффициента 3 |

|амортизация может начисляться, но только по линейному методу. |

|Существенными для участников лизингового бизнеса в России станут |

|новеллы, касающиеся начисления амортизации автотранспортных средств. |

|Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости начислять |

|амортизацию по ряду автотранспортных средств в зависимости от пробега|

|на 1000 км, как это делалось до последнего времени, что нередко |

|приводило к возникновению у предприятий проблем с налоговыми |

|инспекциями по поводу применения коэффициента 3. Отсутствие в Кодексе|

|запрета на применение ускоренной амортизации для отдельных видов |

|автотранспорта позволяет широко использовать этот механизм, |

|стимулирующий развитие бизнеса, что служит положительным импульсом |

|для последующего развития в России лизинга грузовых автомобилей. |

|Поскольку этот вопрос был недостаточно полно урегулирован |

|законодателем, возникали споры с налоговыми инспекциями на местах. В |

|результате лизинговые компании неоднократно обращались в органы |

|государственного управления с просьбой разъяснить, правомерно ли |

|начислять ускоренную амортизацию по автотранспортным средствам в |

|зависимости от их пробега. |

|Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Министерства|

|финансов РФ в официальном письме от 21 февраля 2001 года № 4/6 |

|сообщил, что применение коэффициента ускорения, если предметом |

|лизинга являются автотранспортные средства, по которым нормы |

|амортизации устанавливаются в процентах от стоимости машины на 1000 |

|км пробега, является правомерным согласно постановлению Правительства|

|РФ от 19 августа 1994 года № 967 «Об использовании механизма |

|ускоренной амортизации и переоценке основных фондов», а также ФЗ «О |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.