| |||||
МЕНЮ
| Финансовое планирование и прогнозирование лизинговых платежей|при Комитете по экономической политике и предпринимательству Госдумы | |«cтабильность нормативно-правовой базы очень важна для инвесторов, | |заинтересованных во вложениях в лизинговый сектор России, ведь они | |должны быть уверены, что «правила игры» не будут произвольно меняться| |или вольно трактоваться в ходе осуществления проекта. | |Новая редакция закона «О лизинге», учитывающая вышеназванные | |принципы, будет стимулировать развитие лизинга в России и | |способствовать привлечению как российских, так и иностранных | |инвестиций в этот сектор». | |Вслед за Гражданским кодексом Российской Федерации Закон определил | |договор лизинга как договор, по которому арендодатель (лизингодатель)| |обязуется приобрести в собственность указанное арендатором | |(лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и | |предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное | |владение и пользование. Совокупность отношений, которые возникают при| |исполнении этого договора, именуются в Законе лизингом, а | |деятельность по приобретению имущества и передаче его в лизинг – | |лизинговой деятельностью. | |Расширены источники средств, привлекаемых для лизинговой | |деятельности: лизинговые компании получили возможность использовать | |средства не только юридических, но и физических лиц. | |Из всех известных разновидностей лизинга Закон называет лишь | |внутренний и международный лизинг. Очевидно, что те признаки, которые| |ранее классифицировали лизинг на долгосрочный, среднесрочный, | |краткосрочный, финансовый, возвратный и оперативный, могут | |использоваться, поскольку это не противоречит законодательству. | |Разделяя лизинг на внутренний и международный, Закон не учитывает в | |качестве критерия государственную принадлежность продавца | |передаваемого в лизинг имущества. | |Доработаны нормы, касающиеся предмета лизинга – любого | |непотребляемого имущества (движимого либо недвижимого), которое может| |использоваться для предпринимательских целей. Необходимо отметить, | |что из всех условий договора лизинга только данные о его предмете | |сохранили статус существенных, то есть таких, без которых договор не | |может считаться заключенным (ст.15). | |Закон предоставил право сторонам любой разновидности договора лизинга| |самим определить, на чьем балансе будет находиться имущество, | |составляющее предмет лизинга (ст.31). Ранее при осуществлении | |оперативного лизинга в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона | |предмет лизинга учитывался на балансе лизингодателя.( | |Приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации | |нормы о залоге предмета лизинга (ст.14). | |Во-первых, было исключено правило, допускающее передачу предмета | |лизинга в залог лизингополучателем. Во-вторых, риск изъятия | |заложенного имущества уже не признается бесспорным нарушением | |лизингодателем условий договора. Наконец, был исключен пункт 3 статьи| |14, запрещавший повторный залог предмета лизинга, когда он приобретен| |за счет привлеченных средств. | |Вместо перечня сопутствующих договору лизинга услуг, статья 7 | |закрепила их общее определение: дополнительные услуги (работы) – | |(услуги) работы любого рода, оказанные лизингодателем как до начала | |пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно | |связанные с реализацией договора лизинга. | |В отличие от ранее действовавших правил, определяющих особенности | |перехода права собственности в зависимости от разновидности лизинга, | |статья 19 Закона предоставляет возможность лизингодателю и | |лизингополучателю самим договориться о переходе права собственности и| |его сроках, если это не противоречит Федеральному закону. | |Статья 20 Закона доработана с учетом Федерального закона от | |21.-7.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое | |имущество и сделок с ним». | |Скорректирован порядок, установленный для лизинговых платежей, под | |которыми теперь понимается общая сумма платежей по договору лизинга | |за весь срок действия договора лизинга, состоящая из возмещения | |затрат лизингодателя и его дохода. Закон прямо предусмотрел, что | |лизинговые платежи относятся в соответствии с законодательством о | |налогах и сборах к расходам, связанным с производством и (или) | |реализацией (ст.28). | |Исключено ограничение по продолжительности отсрочки лизинговых | |платежей, ранее содержавшееся в ст.28 и 34 Закона о лизинге, и | |установлено, что их размер не может пересматриваться чаще чем один | |раз в три месяца. | | | |( www.leasing.ru, 2002 год. | | | |Среди основных участников лизинговых отношений Закон традиционно | |выделяет лизингодателя и лизингополучателя. | |Формулируя определение лизингодателя, закон установил неточность | |пункта 3 статьи 4, которая формально ограничивала источники для | |приобретения имущества, передаваемого по договору лизинга. | |Поправки сняли запрет на совмещение в рамках одного лизингового | |правоотношения функций продавца и лизингополучателя (ст.4 и 9 | |Закона). | |Однако наиболее существенной новеллой Закона, относящейся к субъектам| |лизинга, по-видимому, следует признать исключение лизинговой | |деятельности из числа нуждающихся в лицензировании. | |Закон несколько иначе распределяет между лизингодателем и | |лизингополучателем обязанности по техническому обслуживанию, текущему| |и капитальному ремонту предмета лизинга. Если иное не предусмотрено | |договором лизинга, лизингополучатель обязан за свой счет осуществлять| |техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт предмета | |лизинга, а также обеспечивать его сохранность. | |В соответствии с принятыми в гражданском законодательстве принципами,| |лизингополучатель не имеет права после прекращения договора лизинга | |на возмещение стоимости неотделимых улучшений, сделанных без | |письменного согласия лизингодателя. Однако установлено, что это | |правило может быть изменено Федеральным законом. | |Закон уполномочил лизингополучателей уступать свои права третьим | |лицам (ст.18), предъявлять соответствующие требования непосредственно| |продавцу товара (ст.10) независимо от особенностей договора лизинга, | |а также обязал лизингодателя предупреждать лизингополучателя о всех | |правах третьих лиц на предмет лизинга. | |Значительным изменениям подвергнуты нормы Закона, регламентирующие | |осуществление прав лизингодателя при нарушении лизингополучателем | |условий договора либо требований законодательства. Лизингодатель | |вправе бесспорно средства со счета лизингополучателя только в одном | |случае – когда лизингополучатель не перечисляет лизинговые платежи | |более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга | |срока. | |Закон не обязывает оговаривать в тексте договораобстоятельства, | |которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением | |обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга | |и изъятию предмета лизинга. | |Одновременно статья 11 Закона о лизинге предусматрела право | |лизингодателя изъять предмет лизинга из владения и пользования у | |лизингополучателя в случаях и порядке, которые предусмотрены | |законодательством Российской Федераци и договором лизинга.( | |Указанный законопроект выполняет следующие задачи: | |Приводит положения закона «О лизинге» в соответствие с нормами | |Гражданского кодекса РФ и налогового кодекса РФ, а также нормами | |международного права. | |Максимально сокращает нормы, затрагивающие налоговое регулирование | |лизинга, т. к. данные нормы должны быть закреплены в налоговом | |законодательстве. | |Устраняет внутренние противоречия закона «О лизинге». | |Добавляет новые гражданско-правовые нормы, призванные способствовать | |развитию лизинга. А именно: | |Пересматривается общий порядок по распределению между участниками | |лизинговой сделки обязанностей по содержанию и ремонту предмета | |лизинга. Указанные обязанности в полном объеме возлагаются на | |лизингополучателя, за исключением случаев, когда иное предусмотрено в| |договоре лизинга. | |Сокращается срок возможного пересмотра лизинговых платежей по | |соглашению сторон с одного раза в год до одного раза в квартал. | |Устанавливается возможность страхования гражданской ответственности | |лизингополучателя по договору лизинга в пользу лизинговой компании. | |Предусматривается, что специальные требования, предъявляемые к | |собственникам отдельных видов имущества, распространяются по | |соглашению сторон либо на лизинговую компанию, приобретающие такое | |имущество для передачи его в лизинг, либо на лизингополучателя. * | | | | | |* Выступление А. Г. Аксакова «Новое и готовящееся законодательство, | |влияющее на лизинг в России», Международная практическая конференция| |«Лизинг в России и СНГ 2001». | | | |2.4. Лизинг в Налоговом кодексе. | | | |С 1 января 2002 года вступила в действие глава 25 «О налоге на | |прибыль организаций» налогового кодекса РФ, принятая Государственной | |Думой 6 июля 2001 года. Принятая глава сохраняет за лизингом | |преимущества и делает его эффективным источником финансирования | |капитальных вложений предприятий.( | |По-прежнему данный способ финансирования будет позволять | |минимизировать затраты предприятия в сравнении с другими источниками.| | | |Глава 25 «Налог на прибыль органитзаций», которая была принята в | |соответствии с Федеральным законом №110-ФЗ «О внесении изменений и | |дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и | |некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах| |и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов | |(положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и | |сборах», СНОСКА. Собрание законодательства РФ, 2001, №33 (часть I), | |ст. 3413 формирует, по сути, новую амортизационную политику в стране.| | | |До ее введения в действие амортизационные отчисления рассчитывались | |линейным способом в соответствии с Едиными нормами амортизационных | |отчислений на полное восстановление основных фондов народного | |хозяйства СССР, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от| |22 октября 1990 года №1072. СНОСКА. Собрание постановлений | |Правительства РФ, 1990, №30, ст. 140. | |Теперь все амортизируемое имущество объединяется в 10 групп в | |зависимости от сроков их полезного использования и принимается на | |учет по первоначальной (восстановительной) стоимости. Правительству | |РФ поручено утвердить Классификацию основных средств, включаемых в | |амортизационные группы. | |Новый порядок позволит упростить действующий механизм начисления | |амортизации. Предусматривается увеличение норм амортизации и | |соответственно сокращение ее сроков в среднем на 25%. | | | |( КонсультантПлюс, АНДРЮКИН Ю. | | | | | | | |Распределение всех объектов имущества по амортизационным группам | |фактически установит максимальный и минимальный сроки их | |использования. А организация-налогоплательщик самостоятельно | |определит срок полезного использования каждого своего основного | |средства и исходя из этого конкретно рассчитает норму амортизации. | |В Налоговом кодексе РФ закреплен порядок определения первоначальной | |стоимости амортизируемого имущества (сумма расходов лизингодателя на | |его приобретение, за исключением сумм налогов, которые учитываются в | |составе расходов). | |В отличие от общего порядка, в первоначальную стоимость предмета | |лизинга не могут быть включены расходы лизингодателя на сооружение, | |изготовление и доведение предмета лизинга до состояния, в котором оно| |пригодно для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ). Это означает, к | |примеру, что вводится запрет на включение расходов, связанных с | |монтажными и пусконаладочными работами. В результате норма закона | |провоцирует лизингодателя и поставщика (продавца) имущества на | |включение такого рода расходов в договор купли-продажи. Однако точно | |учесть эти расходы заранее очень сложно. | |Согласно п. 7 ст. 258 НК РФ имущество, полученное (переданное) в | |финансовую аренду по договору лизинга, включается в определенную | |амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество | |учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды | |(договора лизинга). | |Таким образом, в Налоговом кодексе РФ, так же как и в ФЗ «О лизинге» | |(п. 1 ст. 12), закреплено право свободы выбора сторонами договора | |лизинга балансодержателя имущества. | |Вместе с тем в п. 1 ст. 256 НК РФ установлено, что амортизируемым | |признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве | |собственности и используется им для извлечения дохода и стоимость | |которого погашается путем начисления амортизации. Собственником | |имущества по договору лизинга может быть только лизингодатель. | |Соответственно, если руководствоваться этой нормой, то | |лизингополучатель не может начислять амортизацию, поскольку у него | |предмет лизинга находится только на праве владения и пользования. Из | |этого следует, что имущество не может находиться на балансе | |лизингополучателя. | |В соответствии с п. 18 Положения по бухгалтерскому учету «Учет | |основных средств» ПБУ 6/01 предприятиям предоставляется право | |самостоятельно устанавливать срок полезной эксплуатации основных | |средств и при этом использовать один из четырех способов начисления | |амортизации (линейный, уменьшаемого остатка, по сумме числа лет срока| |полезного использования, списания стоимости пропорционально объему | |продукции (работ) ). Однако при лизинге для налоговых целей в | |настоящее время используется только один метод начисления амортизации| |– линейный. | |С 1 января 2002 года в соответствии со ст. 259 Налогового кодекса РФ | |налогоплательщики могут по своему выбору пользоваться двумя способами| |начисления амортизации – линейным и нелинейным. Причем оба способа | |могут использоваться для налоговых целей. Выбор метода начисления | |амортизации по первым семи группам (срок полезного использования от 1| |до 20 лет) осуществляется налогоплательщиком самостоятельно и | |применяется на протяжении всего срока амортизации. Этот выбор следует| |зафиксировать в приказе по предприятию и отразить в учетной политике.| |Если имущество относится к восьмой – десятой группам (срок полезного | |использования – свыше 20 лет), применяется только линейный метод | |начисления амортизации. | |Одной из наиболее значимых для лизинга в Налоговом кодексе РФ | |представляется норма п. 7 ст. 259, закрепляющая право использования | |налогоплательщиком коэффициента ускоренной амортизации при лизинговых| |операциях – не выше 3. Причем это право можно задействовать как при | |линейном, так и при нелинейном методе начисления амортизации. | |Однако при нелинейном методе существует одно ограничение. Право | |применения коэффициента ускоренной амортизации не распространяется на| |основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей | |амортизационным группам (то есть со сроками полезного использования | |от одного до пяти лет). По этим группам ускоренная до коэффициента 3 | |амортизация может начисляться, но только по линейному методу. | |Существенными для участников лизингового бизнеса в России станут | |новеллы, касающиеся начисления амортизации автотранспортных средств. | |Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости начислять | |амортизацию по ряду автотранспортных средств в зависимости от пробега| |на 1000 км, как это делалось до последнего времени, что нередко | |приводило к возникновению у предприятий проблем с налоговыми | |инспекциями по поводу применения коэффициента 3. Отсутствие в Кодексе| |запрета на применение ускоренной амортизации для отдельных видов | |автотранспорта позволяет широко использовать этот механизм, | |стимулирующий развитие бизнеса, что служит положительным импульсом | |для последующего развития в России лизинга грузовых автомобилей. | |Поскольку этот вопрос был недостаточно полно урегулирован | |законодателем, возникали споры с налоговыми инспекциями на местах. В | |результате лизинговые компании неоднократно обращались в органы | |государственного управления с просьбой разъяснить, правомерно ли | |начислять ускоренную амортизацию по автотранспортным средствам в | |зависимости от их пробега. | |Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Министерства| |финансов РФ в официальном письме от 21 февраля 2001 года № 4/6 | |сообщил, что применение коэффициента ускорения, если предметом | |лизинга являются автотранспортные средства, по которым нормы | |амортизации устанавливаются в процентах от стоимости машины на 1000 | |км пробега, является правомерным согласно постановлению Правительства| |РФ от 19 августа 1994 года № 967 «Об использовании механизма | |ускоренной амортизации и переоценке основных фондов», а также ФЗ «О | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|