рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалки

вероятностный характер отношений. При страховании нельзя заранее

предусмотреть ни время наступления страхового случая (определенного

события, с которым связано возмещение потерь страхователю), ни размер

причиненных убытков. 2. Возвратность средств. Страховые платежи после

объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги

страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер выплат

конкретному страхователю при данной форме страхования (в отличие от

социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий

конкретного страхового договора, например от размера страховых платежей,

срока договора и т.д. Возврат средств, согласно среднестатистическим

данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти — десяти лет после

их внесения. 3. Строго очерченный (замкнутый) характер

перераспределительных отношений. Перераспределительные отношения при

страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при

наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих

отношений. 4. Целевое использование создаваемого фонда.

Предупредительная функция страхования заключается в том, что страховые

компании вправе использовать временно свободные средства страхователей на

проведение широкой системы профилактических мероприятий, направленных на

предупреждение наступления возможных убытков страхователей.

Восстановительная (защитная) функция страхования проявляется в том, что в

случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной

договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение

(восстановление) потерь, понесенных юридическими или физическими лицами.

Страхование может выполнять и сберегательную функцию. Это происходит тогда,

когда оно используется как средство обеспечения защиты не только личных и

имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве

страховых платежей. Контрольная функция как основная функция финансов

присуща и страхованию. Она проявляется в том, что страховые платежи

аккумулируются в страховой фонд на строго определенные цели, используются в

строго определенных случаях и строго определенным кругом субъектов.

43. Виды страхования. Обязательное страхование

Страхование (в собственном смысле) в зависимости от объекта" страхования

подразделяется на две основные отрасли — имущественное страхование и личное

страхование.

Объектом имущественного страхования являются имущественные интересы,

связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Объектом

личного страхования выступают личные блага гражданина, связанные с его

жизнью, здоровьем, трудоспособностью. При личном страховании объектом

страхования могут быть как имущественные интересы, связанные с жизнью,

здоровьем и проч. самого страхователя, так и интересы, связанные с жизнью,

здоровьем и проч. застрахованного лица, т.е. лица, в пользу которого

страховщик заключает со страхователем договор.

Закон о страховании предусматривает две формы страхования: добровольную и

обязательную. Первая осуществляется на основе договора между страхователем

и страховщиком. Общие условия и порядок проведения добровольного

страхования устанавливаются на основе законодательства каждым страховщиком

самостоятельно в Правилах добровольного страхования. Конкретные же условия

страхования устанавливаются при заключении отдельно взятого договора

страхования.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона Оно может

выступать в виде: обязательного государственного страхования,

осуществляемого за счет средств бюджета, и обязательного страхования,

осуществляемого за счет средств самих страхователей.

Виды, условия и порядок проведения обязательного Страхования определяются

соответствующими нормативными финансово-правовыми актами.

^

Правительству РФ поручено разработать проект Закона «Об основах проведения

обязательного страхования в Российской Федерации», где будет определено его

понятие, а также общие (в том числе — и обязательного государственного

страхования) цели, задачи, принципы и условия проведения страхования в этой

форме.

При разработке проектов законов по вопросам обязательного страхования в

соответствии с основными направлениями государственной политики в этой

сфере должны обеспечиваться: а) первоочередное правовое урегулирование

видов обязательного страхования, направленных на защиту гарантированных

Конституцией РФ прав и свобод гражданина; б) подтверждение проведения в

Российской Федерации основных видов обязательного личного и имущественного

страхования; в) сохранение, а при необходимости — увеличение установленных

страховых сумм по видам обязательного личного страхования; г) единство

основных положений порядка и условий проведения обязательного страхования в

Российской Федерации".

Так, характерными чертами страховых правоотношений по обязательному

страхованию, как и финансовых правоотношений, являются: во-первых,

установление государством видов, порядка и условий обязательного

страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей, наличие

государственного контроля (надзора) в этой сфере либо непосредственное

участие государства (уполномоченного им органа) в качестве обязательного

субъекта отношений по обязательному государственному страхованию; во-

вторых, применение при регулировании возникновения, изменения и прекращения

этих правоотношений методом государственно-властных велений.

44. Понятие и система государственных расходов

Обеспечивая выполнение своих задач и функций, государство распределяет и

использует финансовые ресурсы.

Затраты государства, выражающие урегулированные правовыми нормами

экономические отношения, складывающиеся при распределении и использовании

централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и

обеспечивающие его бесперебойное функционирование, являются

государственными расходами.

Экономическая роль государства проявляется в том, что оно оказывает

финансовую поддержку отраслям народного хозяйства, финансирует социально-

культурные мероприятия и науку, национальную оборону, правоохранительную

деятельность, судебную систему, систему государственных органов управления,

которые практически воплощают его функции. Совокупность всех видов расходов

государства составляет систему его расходов.

Поскольку расходы государства опосредствуют его функци-«.нпрование, а

основная часть их покрывается за счет бюджетных средств, система расходов

государственного бюджета (т.е. единство всех затрат, покрываемых за счет

бюджета государства) прямо зависит от политического и социально-

экономического характера деятельности государства.

Все субъекты Российской Федерации наделены правом покрытия затрат,

связанных с их функционированием, за счет своих бюджетов. Первым участником

правоотношений, связанных с покрытием расходов бюджетными средствами,

является представляющий интересы государства, отпускающего бюджетные

средства, финансовый орган, который составляет роспись расходов бюджета в

соответствии с их поквартальным распределением, открывает кредиты, имеет

права отзыва их и осуществляет постоянный контроль за использованием

бюджетных ассигнований.

Участником правоотношений при бюджетном финансировании является также

кредитное учреждение, в котором открыт расчетный, текущий (бюджетный) счет

государственной организации, получающей бюджетные ассигнования.

Третьим участником правоотношений при бюджетном финансировании выступает

распорядитель бюджетных кредитов — руководитель учреждения, предприятия,

организации, которому предоставлено право распоряжаться отпускаемыми для

него бюджетными ассигнованиями, переводить их нижестоящим распорядителям.

45. Понятие и принципы финансирования

Расходы государства финансируются в основном за счет дохода общества,

который концентрируется в государственном бюджете. Затраты государства

покрываются также за счет прибыли предприятий, части амортизационных

отчислений, долгосрочных банковских ссуд и т.д. Понятие расходов

государства шире, чем понятие расходов государственного бюджета,

составляющих лишь часть общих расходов государства.

Расходы государственного бюджета — это прямые затраты государства,

связанные с его функционированием и покрываемые за счет бюджетных средств.

Независимо от их направления они осуществляются на основе принципов

организации государственных расходов: целевого направления средств, что

выражается в строго предметно-целевом назначении (капитальные вложения,

зарплата, командировки и т.д.); максимальной эффективности использования,

т.е. обеспечения общественно необходимого результата при минимальных

затратах; и пр.

В практику финансирования вошло выделение денежных средств из бюджета на

основах возвратности и возмездности. В значительной степени финансирование

осуществляется на прежних принципах безвозвратности и безвозмездности, но в

случаях необходимости получения бюджетных ассигнований и невозможности

выделения средств на этих принципах участники финансирования в соответствии

с законодательством могут получать денежные средства из бюджета на

возвратной и возмездной основе.

46. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что

государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не

имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение

деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет

расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах

всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и

учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название

бюджетных ассигнований.

Сметно-бюджетное финансирование — это безвозвратный и безвозмездный отпуск

денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему

свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение

деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их

подчиненности; отпуск средств в соответствии с программами и планами

экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их

выполнения; планирование и финансирование на основе экономических

нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на

конкурсной основе с выбором приоритетных направлений (наука и научные

исследования) и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы:

образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической

культуры; учреждения культуры.

Среди социально-культурных мероприятий и учреждений, финансируемых из

бюджетов разных уровней, ведущее место чанимают народное образование и

подготовка кадров (высшие учебные заведения, профессионально-технические

училища, средние специальные учебные заведения, институты повышения

квалификации и т.п.). Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании»

от 10 июля 1992 г.^ государство должно гарантировать ежегодное выделение

финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10%

национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей

бюджетов всех уровней.

В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также

средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание Вооруженных

Сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и

опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии

военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной

энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение

международных обязательств.

Важным направлением использования государственных средств являются расходы

на управление. Из федерального бюджета финансируются расходы на Управление

делами Президента Российской Федерации, Государственную Думу Федерального

Собрания Российской Федерации, министерства и ведомства Российской

Федерации, территориальные органы государственного управления.

Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и на

правоохранительные органы, органы безопасности, судебную систему и органы

прокуратуры Российской Федерации.

47. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений

Наряду с ассигнованиями из бюджета бюджетные учреждения имеют источники

доходов, которые они получают не из бюджета, а от разных предприятий,

организаций, учреждений, граждан, объединений граждан за выполненные для

них работы или услуги (специальные средства) в зависимости от профиля

бюджетного учреждения (вуз, больница и т.п.). На счета бюджетных учреждений

поступают суммы для временного хранения (депозитные суммы), для выплат по

целевому назначению определенным юридическим лицам или гражданам (суммы по

поручениям). Таким образом, внебюджетные средства бюджетных учреждений

объединяются в три вида: специальные, депозитные и суммы по поручениям.

К специальным средствам, относятся: доходы от эксплуатации транспорта;

арендная и квартирная плата и другие доходы от зданий и помещений, а также

поступления от субарендаторов за объединенное хозяйственное обслуживание

(отопление, уборка помещений, телефон и т.д.), т.е. средства, получаемые в

результате выполнения однотипных форм деятельности бюджетными учреждениями

независимо от профиля их основной деятельности.

Специальные средства получают бюджетные учреждения и в результате

проведения мероприятий, которые соответствуют характеру их основной

деятельности: например, средства, поступающие от родителей за обучение

детей в музыкальных школах, за содержание детей в дошкольных и

образовательных бюджетных учреждениях; плата за обязательные осмотры

медицинскими учреждениями лиц, работающих в пищевой промышленности, и т.д.

депозитные суммы — это средства, поступающие на временное хранение

бюджетным учреждениям с обязательством возврата по требованию владельца. К

ним относятся залоги, денежные средства больных, находящихся на

стационарном лечении в лечебных учреждениях, и т.д.

Суммы по поручениям — денежные средства, которые переводятся

предприятиями, учреждениями и организациями на выполнение конкретных

заданий в соответствии с действующим законодательством (например, суммы

единовременной помощи, выделяемые работникам подведомственных учреждений из

централизованного фонда министерства).

48. Понятие, принципы и виды банковского кредита

Банковский кредит как экономическая категория является одной из форм

движения ссудного капитала. При банковском кредитовании возникают

экономические (денежные) отношения, в процессе которых временно свободные

денежные средства государства, юридических и физических лиц,

аккумулированные банками, предоставляются хозяйствующим субъектам (а также

гражданам) на условиях возвратности. Банковское кредитование создает

необходимые условия, при которых имеется возможность восполнить недостаток

собственных денежных средств юридических и физических лиц для различных

потребностей, требующих дополнительных, вложений.

Общественные отношения, возникающие при банковском кредитовании, в

зависимости от их специфики регламентируются нормами различных отраслей

российского права, главным образом нормами административного, финансового и

гражданского права.

Конституционные основы банковского кредита закреплены статьей 71

Конституции Российской Федерации, согласно которой финансовое, кредитное

регулирование и федеральные банки находятся в ведении Российской Федерации.

Банковское кредитование регулируется законами Российской Федерации,

указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Большое значение

для развития банковского кредитования в условиях рыночной экономики имеют

Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 2 декабря 1990

г.* и Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря

1990 г.^

Банковское кредитование осуществляется в соответствии с определенными

принципами — основными руководящими положениями, закрепленными в нормах

права. Основными принципами банковского кредитования являются:

возвратность, срочность, платность, обеспеченность, целенаправленность.

Принцип возвратности банковского кредита означает, что денежные средства,

полученные в виде ссуды, служат для заемщика лишь временным источником

финансовых ресурсов и должны быть возвращены банку или иной кредитной

организации. Из принципа возвратности банковского кредита вытекает принцип

срочности: ссуды подлежат возврату в установленные сроки, нарушение которых

влечет за собой применение определенных санкций. Осуществление принципа

платности банковского кредитования основывается на возмездном характере

услуг, оказываемых банками при предоставлении кредита. За предоставление

банковской ссуды, как правило, взимается определенная плата в виде

процента. Принцип обеспеченности банковского кредита проявляется в том, что

банки с целью возврата кредита выдают его под различные формы обеспечения:

под залог товарно-материальных ценностей, недвижимости, под поручительство,

под обязательства в других формах, принятых в банковской практике.

Банковский кредит выдается на строго определенные цели; использование

ссуды не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности

банковского кредита и влечет за собой применение соответствующих санкций.

В зависимости от срока, на который выдан банковский кредит, и объекта

кредитования банковский кредит подразделяется на два вида — краткосрочный и

долгосрочный. Краткосрочный кредит выдается на срок менее года при

возникновении у хозяйствующего субъекта временной потребности в денежных

средствах. Долгосрочный кредит выдается на один год и более длительное

время.

При краткосрочною кредите объектами кредитования являются потребности

текущей деятельности хозяйствующего субъекта, определяемые по укрупненным

показателям.

49. Понятие денежной системы

Деньги — категория экономическая. Деньги как экономическое явление

выполняют разнообразные функции. Прежде всего они являются средством

платежа (расчетов) по товарным и нетоварным (налоги, штрафы и т. п.)

операциям.

Деньги являются мощным регулятором экономических и неэкономических

отношений. Кредитование, дотирование и другие операции осуществляются с

помощью денег. Поэтому деньги — стимул развития экономики в целом,

отдельных ее отраслей и подотраслей, конкретных субъектов экономической

деятельности, а также социальной сферы.

Деньги отражают глубинное состояние экономики, в первую очередь —

наполненность рынка товарами и степень финансовой обеспеченности субъектов

экономической и неэкономической деятельности.

В Российской Федерации, деньги используются как один из важнейших

регуляторов экономических отношений, формирования их в направлении,

необходимом для достижения государственных и общественных интересов, а

также личных интересов, не противоречащих государственным и общественным. В

процессе экономических преобразований неизбежно выявлялись недостатки

существовавшей ранее денежной системы, ряд параметров которой определялся

не экономическими, а административными методами.

Все эти обстоятельства делают необходимым проведение комплекса мер по

становлению и укреплению денежной системы России.

Современные деньги выпускаются в обращение непосредственно государством,

но чаще от его имени — уполномоченным им банком. В любом случае денежные

знаки являются таким же символом государства, как герб или флаг.

Официальные денежные знаки предусмотрены законодательными актами

государства.

50. Правовые основы денежной системы РФ

Денежная система любого государства является объектом правового

регулирования. Конституция Российской Федерации относит финансовое и

валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам

ведения Российской Федерации (см. п. «ж» ст. 71 Конституции Российской

федерации). Следовательно, денежная система имеет конституционный статус, а

нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного

(государственного) права и нормами финансового права,

Нормы финансового права детально фиксируют статус денежной системы

Российской Федерации. Кроме того, с помощью норм финансового права — о

признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка

обращения наличных денег, основ организации расчетов и т. п. обеспечивается

ее нормальное функционирование. Нормы гражданского права регулируют вопросы

собственности на деньги (денежные знаки) как объект права собственности,

порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера. Нормы

административного права устанавливают ответственность за административные

правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе

денежного обращения. Наконец, нормы уголовного права предусматривают

уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против

денежной системы (в основном — фальшивомонетничество). Таким образом, к

денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей

права.

Комплекс финансово-правовых норм, специально посвященных денежной системе,

содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации

(Банке России)» от 26 апреля 1995 г.° Кроме того, отдельные нормы,

относящиеся к денежной системе, содержатся в Законе РСФСР «О банках и

банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 г.*, в Гражданском

кодексе Российской Федерации (часть первая) и в некоторых других

законодательных актах Российской Федерации.

Денежная система состоит из ряда элементов. В Российской Федерации

денежная система включает в себя: официальную денежную единицу; порядок

эмиссии наличных денег; организацию и регулирование денежного обращения.

Официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации — рубль.

Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск

денежных суррогатов запрещены.

Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации

осуществляется Банком России. В порядке указанного регулирования Банк

России определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам,

устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит

операции с ценными бумагами.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)» Банк России во взаимодействии с

Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую

государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и

обеспечение устойчивости рубля.

Денежное обращение — движение денег в наличной и безналичной формах,

обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Имеется два вида денежного обращения. Во-первых, это обращение наличных

денег, то есть денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в

данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним

субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных

законодательством случаях (например, штрафы).

Во-вторых, это безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании

определенной денежной суммы со счета одного субъекта в банковском

учреждении и зачислении ее на счет другого субъекта в этом же или ином

банковском учреждении либо в иной форме, при которой наличные денежные

знаки как средство платежа отсутствуют.

51. Правовые основы обращения наличных денег

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т. е. выпуска в

обращение. В соответствии со ст. 6 Закона «О денежной системе Российской

Федерации» эмиссия наличных денег организация их обращения и изъятия из

обращения на территории Федерации осуществляются исключительно Банком

России.

Наличные деньги (банковские билеты-банкноты и металлическая монета)

являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми

его активами.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с

высшим представительным органом Российской Федерации. Официальные сообщения

о выпуске в обращение банкнот и монет новых образцов Банк России публикует

в средствах массовой информации.

При необходимости повысить техническую защищенность банкнот и монет от

подделок (фальшивомонетничества) время от времени осуществляется их

модификация (как правило, наиболее крупных достоинств).

Р целях обеспечения максимальных удобств при обращении наличных денег

могут вводиться денежные знаки новых достоинств.

Ответственность за покупюрный состав наличных денег, находящихся в

обращении и необходимых для проведения бесперебойных расчетов наличными

деньгами на территории Российской Федерации, возлагается Законом «О

денежной системе Российской Федерации» (ст. II) на Банк России.

52. Правовые основы безналичного денежного обращения

При безналичном денежном обращении реальные денежные знаки как средство

платежа между субъектами соответствующих отношений отсутствуют, а

используются своего рода символы, то есть цифровые записи об обращающейся

денежной массе.

Имеется три основные разновидности безналичного денежного обращения.

Первую можно назвать «классической». Она состоит в поручении юридического

или физического лица, даваемом банку (другому кредитному учреждению),

списать со счета данного лица в данном банке определенную сумму и записать

ее на счет другого юридического или физического лица в этом или ином панке

(кредитном учреждении).

Для хранения безналичных денег юридическое или физическое лицо открывает в

банке или ином кредитном учреждении на свое имя счет (расчетный, текущий

или иной).

Вторая разновидность безналичного денежного обращения — это расчеты с

помощью векселей и им подобных безусловных денежных обязательств.

Суть векселя состоит в том, что один субъект, имеющий задолженность перед

другим субъектом (векселедатель), выдает ему вексель как обязательство

уплатит:, ^ определенный срок требуемую сумму. Лицо, получившее вексель

«.векселедержатель), вправе погасить свое денежное обязательство перед

третьим лицом путем предъявления ему полученного от первого лица векселя.

Эта цепочка может быть продолжена. В конечном счете лицо, имеющее вексель,

вправе предъявить его векселедателю с требованием уплатить обозначенную в

векселе сумму. При отсутствии нужной суммы предъявитель векселя вправе

претендовать на соответствующее имущество векселедателя, которое послужило

гарантией векселя.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (ст. 35)

определяют вексель как ценную бумагу, удостоверяющую ничем не обусловленное

обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в

векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении

предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя

(векселедержателю).

Третья разновидность безналичного денежного обращения — это кредитные

карточки банков. Они весьма широко распространены в развитых странах и

начинают достаточно активно использоваться в Российской Федерации.

53. Понятие валюты и валютных ценностей

Термин «валюта» используется в двух смыслах: во-первых, это денежная

единица государства; во-вторых, это денежные знаки иностранных государств,

а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных

единицах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта)'.

Для характеристики соотношения внутренней и иностранной валют используются

понятия: «необратимая (неконвертируемая) валюта», используемая в пределах

только одного государства; «обратимая (конвертируемая) валюта», которая

обменивается на иностранную валюту и является, таким образом, средством

платежа на международном рынке; «частично обратимая (конвертируемая)

валюта» используется не во всех внешних валютных операциях и в отношениях

не всех субъектов.

В Законе Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном

контроле» от 9 октября 1992 г^ даны определения валюты.

Валюта Российской Федерации — это: а) находящиеся в обращении, а также

изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде

банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и

монеты', б) средство, в рублях на счетах в банках и иных кредитных

учреждениях в Российской Федерации; в) средства в рублях на счетах в банках

и иных кредитных учреждениях за •п.реде.'^с^.^^^1 Российской федерациитлз.

основании соглашения, заключаемого Правительством Российской Федерации и

Центральным банком Российской федерации с соответствующими органами

иностранного государства об использовании на территории данного государства

валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

Иностранная валюта — это: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских

билетов монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным

средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств,

а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные

знаки- б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и

международных денежных или расчетных единицах.

Валютный курс означает соотношение валют двух или более стран.

За нарушение валютного законодательства, в зависимости от содержания

правонарушения, устанавливается уголовная, административная и гражданско-

правовая ответственность.

54. Понятие и содержание валютного регулирования

Валютное регулирование — это деятельность государственных органов,

направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Государство вообще и Российская Федерация в частности регулируют валютные

отношения с учетом экономических задач государства. Для Российской

Федерации с момента провозглашения ее суверенитета (1990 год) характерна

политика либерализации в регулировании валютных отношений. Отменена

существовавшая в годы советской власти государственная монополия на валюту

и на часть валютных ценностей и на операции с ними. Разрешен, хотя и под

контролем государства, вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей.

Допускается в известных пределах обращение на территории страны иностранной

валюты в качестве платежного средства.

Валютное правовое регулирование осуществляется ла двух уровнях:

нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и

утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные

отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование — это

применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что "

влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных

правоотношений.

Основы организации и осуществления валютного регулирования определены

Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном

контроле»^. Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с

валютными отношениями, осуществляется в других законодательных и иных

нормативных актах.

В соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле»

основным органом валютного регулирования является Центральный банк России.

В этих целях Центральный банк: а) определяет сферу и порядок обращения в

Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной

валюте; б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской

Федерации резидентами и нерезидентами; в) проводит все виды валютных

операций; г) устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в

Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в

иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской

Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в

валюте Российской Федерации; и пр.

Указанный Закон закрепляет статус всех субъектов валютных отношений, в том

числе резидентов и нерезидентов. Резиденты — это: а) физические лица,

имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе

временно находящиеся за пределами Российской Федерации; б) юридические

лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с

местонахождением в Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные

в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением

в Российской Федерации; и т.п.

Нерезидентами являются: а) физические лица, имеющие постоянное

местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно

находящиеся в Российской Федерации; б) юридические лица, созданные в

соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением

за пределами Российской Федерации; и т.п.

55. Валютный контроль

Валютный контроль — деятельность государства, направленная на обеспечение

валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль является частью, видом финансового кпн-пзоля. поэтому

валютному контролю присущи все общие черты финансового контроля. В то же

время он имеет некоторые специфические черты. В соответствии с Законом

Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» целью

валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при

осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля

являются' а) определение соответствия проводимых валютных операций

действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и

разрешений; б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной

валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной

валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; в) проверка

полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также

по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации. Органы валютного

контроля: — Центральный банк Российской Федерации"; — Правительство

Российской Федерации"; — Федеральная служба России по валютному и

экспортному контролю"; — агенты валютного контроля: организации, которые в

соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут

осуществлять функции валютного контроля (эти агенты подотчетны

соответствующим органам валютного контроля) и уполномоченные банки,

подотчетные Центральному банку Российской Федерации".

Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 12) закреплены

полномочия органов и агентов валютного контроля. Указанные органы: 1)

издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные к

исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации; 2)

определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным

операциям резидентов и нерезидентов. а) осуществляют контроль за

проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными

операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям

лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного

контроля, б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов

в Российской Федерации.

Валютный контроль осуществляет также Государственный таможенный комитет

Российской Федерации. В соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса

Российской Федерации" Государственный таможенный комитет — орган валютного

контроля, а иные таможенные органы — агенты валютного контроля, подотчетные

этому Государственному комитету.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.