рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалки

земельному налогу, который учитывается в бюджете отдельной строкой,

транспортному налогу, а также некоторым платежам обязательного характера,

включенным законодательством в налоговую систему РФ (платежи за пользование

природными ресурсами, лесной доход, сбор на нужды образовательных

учреждений и др.).

35. Земельный налог

Земельный налог установлен Законом Российской Федерации «О плате за землю»

от 11 октября 1991 г. В связи с его принятием прекращено взимание налогов,

установленных законодательством СССР,— сельскохозяйственного, земельного и

налога с владельцев строений.

Согласно названному Закону земельный налог, являясь источником бюджетных

доходов, представляет собой одну из форм платы за землю в связи с

установлением платности землепользования. Цель введения платы за землю —

стимулирование рационального использования земель, выравнивание социально-

экономических условий хозяйствования на землях разного качества,

обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования

специальных фондов финансирования этих мероприятий. Таким образом, закон

определяет конкретное целевое назначение налога на землю.

Плательщиками налога являются собственники земли, землевладельцы и

землепользователи. Арендаторы не уплачивают земельный налог, так как за

землю, переданную в аренду, с них взимается арендная плата.

Объект налогообложения — земля. При этом закон делит земли на два вида: а)

сельскохозяйственного назначения (для которых размер налогообложения ниже)

и б) несельскохозяйственного назначения.

При взимании налога за земли сельскохозяйственного назначения закон

различает две группы налогоплательщиков В первую входят колхозы, совхозы,

фермерские хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации,

кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. С них взимается

только земельный налог, все остальные налоги по отношению к ним не

применяются. Но если предприятие имеет доходы от несельскохозяйственной

деятельности, то на них положение об освобождении от налогов не

распространяется.

Ко второй группе отнесены сельскохозяйственные предприятия индустриального

типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие

комплексы и др.) по перечню, утвержденному органами государственной власти

субъектов Федерации. Эти предприятия должны уплачивать, кроме налога на

землю, и другие налоги.

Единицей налогообложения для перечисленных плательщиков определен один

гектар (1 га) пашни.

Ставки, налога. Закон утверждает средние ставки по респуб-^ ликам, краям,

областям, автономной области, автономным окру-^ гам, на основании которых

соответствующие органы законодательной (представительной) власти субъектов

Федерации ут-. верждают ставки налога для данной территории. При их

определении должно учитываться качество земельных угодий. Эти же органы

устанавливают минимальные ставки за один гектар пашни и других

сельскохозяйственных угодий.

Налогообложение земель несельскохозяйственного назначения. К ним отнесены

земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков, а также расположенные

вне населенных пунктов земли различного специального назначения.

Перечисленные виды земель облагаются налогом по разным ставкам, однако

большей частью они выше ставок по землям сельскохозяйственного назначения

(за исключением случаев, когда к последним приравниваются отдельные виды

земель).

Средства, полученные от этого налога, имеют целевое назначение. Они хотя и

зачисляются в бюджет (местный), но учитываются в нем отдельной строкой и

должны использоваться исключительно на указанные в Законе цели

(финансирование мероприятий по землеустройству, повышению их плодородия и

т. п., фиксированные выплаты пользователям земли, ведущим

сельскохозяйственное производство на землях низкого качества).

37. Местные налоги и сборы. Их особенности.

В настоящее время в Российской Федерации сформировалась новая система

местных налогов и сборов в силу Закона «Об основах налоговой системы в

Российской Федерации»^ от 27 декабря 1991 г. Закон выделяет в налоговой

системе группу платежей, именуемую местными налогами. В нее включены налоги

в собственном смысле слова, помимо них — сборы и другие платежи, близкие по

своим юридическим свойствам к налогам. Первоначально в Законе были

перечислены 22 таких платежа, а впоследствии их перечень был дополнен

новыми платежами.

Все эти платежи отличают общие особенности, а именно: а) использование

поступлений по этим платежам на местные нужды в пределах территории

соответствующего органа местного самоуправления; б) начисление их в местные

бюджеты или внебюджетные фонды в качестве закрепленных доходов; в)

возложение организации введения и взимания данных платежей на органы

местного самоуправления; г) нахождение поступления и использования платежей

под контролем органов местного самоуправления; д) наличие у органов

местного самоуправления более широкой компетенции по правовому

регулированию местных налогов и сборов в сравнении с другими платежами

налоговой системы.

Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного

самоуправления осуществляют в. пределах полномочий, определенных

законодательством РФ.

Прежде всего эти органы, устанавливая местные налоги и сборы на своей

территории, должны руководствоваться их перечнем, предусмотренным в Законе

«Об основах налоговой системы», за пределы которого они выходить не вправе.

Другие вопросы местных налогов и сборов — установление ставок льгот и др.—

также решаются в рамках, определенных законе^ дательством РФ. По упомянутым

вопросам упомянутые органы принимают решение.

Местные налоги и сборы подразделяются на две группы в зависимости от

порядка их установления:

во-первых, налоги и сборы, устанавливаемые законодательством РФ и

подлежащие обязательному введению на всей территории Российской Федерации.

(налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с

физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью).

во-вторых, налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного

самоуправления. (другие платежи входят во вторую группу: их более

двадцати).

38. Понятие и система неналоговых доходов государства

Определенная часть денежных средств поступает в распоряжение государства

через взимание неналоговых платежей. Неналоговые платежи, как и налоги,

уплачиваются юридическими и физическими лицами. И те и другие платежи,

поступающие в распоряжение государства, устанавливаются органами

представительной власти Российской Федерации и ее субъектов^. Все это

позволяет объединить налоговые и неналоговые поступления в общей категории

государственных доходов.

Вместе с тем для неналоговых доходов государства характерны некоторые

особенности, отличающие их от государственных налогов. Во-первых,

большинство неналоговых платежей имеют двусторонний характер. То есть

субъекты правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинства

неналоговых платежей, имеют взаимные права и обязанности. Так, государство,

взимая неналоговые платежи, обязано совершить соответствующие действия в

пользу плательщиков этих платежей,— например, предоставить право на занятие

какой-либо деятельностью и т. п. В свою очередь, плательщики неналоговых

платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою

пользу соответствующих действий. Такая взаимосвязь прав и обязанностей

субъектов правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинству

неналоговых платежей, придает им характер возмездности. Во-вторых, в

отличие от налогов, которые всегда являются обязательными платежами,

неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей.

Большая часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных

платежей. Их обязательность подтверждается принудительным взысканием в

определенном ии,.,кдке в случае неуплаты в предусмотренных случаях.

Методы привлечения дополнительных денежных средств на принципе

добровольности определены законодательством. К ним относятся выпуск и

распространение государственных ценных бумаг, проведение государственных

лотерей, взносы в порядке осуществления благотворительной деятельности и

иные законные методы.

В-третьих, особенностью неналоговых платежей является и то, что для них в

большей степени, чем для налогов, характерен признак целевой

направленности. Целевое направление использования неналоговых доходов

устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых

актах, определяющих порядок исчисления и взимания каждого конкретного

платежа.

Перечень платежей, составляющих группу неналоговых доходов государства, на

разных территориальных уровнях определяется Законом «Об основах налоговой

системы в Российской Федерации»^ иным федеральным законодательством и

законодательством субъектов Федерации^

К платежам данной группы относятся: платежи в связи с пользованием недрами

(за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой

базы, платежи за пользование акваторией и участками морского дна и др.);

неналоговые платежи за землю (арендная плата, нормативная цена земли);

платежи за предоставление государственными органами услуг, совершение иных

юридически значимых действий в пользу юридических и физических лиц

(государственная пошлина, таможенная пошлина, иные пошлины, лицензионные и

регистрационные сборы: за получение лицензии на занятие той или иной

деятельностью, за регистрацию уставных документов, за проверку средств

измерений, за сертификацию товаров и другие сборы);

в) страховые и иные платежи юридических и физических лиц, в основе которых

лежат конкретные государственные программы (задачи) социального или

экономического характера; доходы от приватизации государственной

собственности. С расширением объектов, подлежащих приватизации,

увеличиваются и доходы от ее осуществления; доходы штрафного характера

(штрафы, пени, неустойки и т. п.),

Все перечисленные группы поступлений и образуют неналоговые доходы

государства.

39. Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в

государственные внебюджетные социальные фонды

Одним из источников формирования государственных внебюджетных социальных

фондов являются страховые взносы.

Под страховыми взносами в государственные внебюджетные социальные фонды

понимаются обязательные платежи, уплачиваемые юридическими и физическими

лицами в соответствующие фонды в порядке и размерах, установленных

правовыми актами.

Одним из основных признаков является то, что страховые взносы являются

централизованными доходами государства. Данный признак определяется двумя

моментами. Во-первых, внебюджетные социальные фонды, источником образования

которых они являются, относятся к государственной форме собственности.

Более того, три из этих фондов находятся в федеральной собственности

независимо от территориального уровня их образования. Исключением является

фонд обязательного медицинского страхования, который разделяется на

Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского

страхования. Однако территориальные фонды также являются государственной

формой собственности, что подчеркивается в Положении об этих фондах^

Централизованный характер страховых взносов во все внебюджетные социальные

фонды основан на централизованном регулировании порядка их установления и

уплаты. В частности, их размер, круг плательщиков, сроки и т. д.

устанавливаются исключительно федеральным законодательством.

Следующим признаком страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

является то, что они относятся к обязательным неналоговым платежам. Их

обязательность подтверждается тем, что суммы сокрытых, заниженных и не

внесенных в установленный срок страховых платежей во внебюджетные

социальные фонды взыскиваются в принудительном порядке, установленном

законодательством.

Целевая направленность в использовании. Это означает, что страховые взносы

зачисляются только в тот внебюджетный фонд, который был определен в момент

установления взносов и используются в соответствии с общим целевым

направлением средств фонда.

Как и для всех страховых платежей, для страховых взносов в государственные

внебюджетные социальные фонды характерен признак возвратности. Возвратность

выражается в том, что при наступлении определенных событий (пенсионный

возраст, болезнь, рождение ребенка, потеря работы и т. д.) за счет

страховых взносов и других источников, поступающих в соответствующий

внебюджетный социальный фонд, обеспечивается ь .лф^деленной мере

материальная поддержка граждан и уплаченные страховые взносы как бы

возвращаются.

40. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации.

Государственный внутренний долг

Для привлечения денежных средств в распоряжение государства, помимо других

способов, применяется государственный кредит (от лат. ссуда).

Кредит — это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок

на условиях возмездности и возвратности. Вознаграждение за пользование

кредитом устанавливается, как правило, в форме процента.

Кредит имеет несколько видов (форм)'. Одним из основных видов кредита,

является государственный кредит. Государственный кредит как самостоятельный

финансово-правовой институт состоит из относительно обособленных однородных

финансовых отношений, регулируемых определенной системой правовых норм.

Государственный кредит как экономическая категория — это система денежных

отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных

началах для временного использования свободных денежных средств юридических

и физических лиц. Экономическая сущность государственного кредита

заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и

физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности

используются государством как ссудный капитал. Государство направляет его

на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита

бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями

народного хозяйства, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами,

имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его

граждан.

С правовой точки зрения государственный кредит — это урегулированные

правовыми нормами отношения по аккумуляции государством временно свободных

денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности,

срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и

регулирования денежного обращения.

В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту

формируется внутренний государственный долг, с материальной точки зрения

представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным

долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Правовые основы государственного кредита в Российской Федерации закреплены

в различных нормативных актах, основным среди которых является Закон

Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской

Федерации». Этот Закон впервые был принят 13 ноября 1992 г.

41. Формы государственного внутреннего долга

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в

следующих трех формах, закрепленных в ст. 2 Закона РФ «О Государственном

внутреннем долге РФ»:

1) в форме кредитов, получаемых государством в лице Правительства

Российской Федерации; 2) в форме государственных займов, осуществляемых

посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; 3) долговые

обязательства в других формах, гарантированные Правительством Российской

Федерации.

Использование такой формы государственных долговых обязательств, как

кредиты Правительства Российской Федерации, обусловлено недостаточностью

бюджетных средств.

Государственные займы — вторая основная форма государственного долга,

названная в Законе «О государственном внутреннем долге». Государственные

займы представляют собой кредитные отношения между государством (как

правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые

оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных

ценных бумаг. Порядок выпуска государственных займов Российской Федерации,

как установлено в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе

федерального закона. Принцип добровольности размещения государственных

займов закреплен в Основном Законе России (п. 4 ст. 75 КРФ).

В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные

бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные

облигации и другие.

В результате всех государственных кредитных операций РФ формируется

государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все

задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности.

42. Понятие и организация страхования

Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской

Федерации. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального

страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными

чрезвычайными событиями.

Социальное страхование подразделяется, в свою очередь, на два вида:

государственное социальное страхование и негосударственное социальное

страхование. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации

первый из названных видов социального страхования гражданам России

гарантируется, второй — поощряется.

Вторая форма страхования — собственно страхование, связанное с

непредвиденными чрезвычайными событиями.

Страхование определяется как «обеспечение от возможного ущерба путем

периодических взносов специальному учреждению, которое выплачивает денежное

возмещение в случае такого ущерба».

В экономическом аспекте страхование представляет собой систему

экономических отношений по поводу образования централизованных и

децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых

для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.

С материальной точки зрения в ходе страхования создаются денежные

(материальные) фонды специализированных учреждений — страховщиков,

используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями,

несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенных событий.

Основой организации и правового регулирования страховых отношений и

деятельности страховых предприятий в России стал Закон Российской Федерации

от 27 ноября 1992 г. «О страховании»". В нем впервые дается правовое

понятие страхования: это отношения по защите имущественных и личных

интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий

(страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых

ими страховых взносов (ст. 2).

Характерными чертами страхования являются: 1. Не постоянный, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.