рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалки

особенности финансовые, а также органы государственного управления в

отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по

плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том

числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные

(сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут

быть плановыми и внеплановыми, комплексными (проводимыми совместно

несколькими контролирующими органами).

При проведении документальной ревизии проверяются документы, в особенности

первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а

не только отчеты, сметы. и т. п. Фактическая ревизия означает проверку не

только документов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под полной

ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации,

учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль

направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной

деятельности (например, проверка командировочных расходов, работы по приему

налоговых и страховых взносов). Срок проведения ревизии — не более 30 дней.

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим важное юридическое значение.

Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем

проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и

замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны

приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений

финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба;

разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной

дисциплины; виновные привлекаются к ответственности.

11. Понятие и социально-экономическая роль бюджета

По российскому законодательству бюджеты разделяются на государственные и

местные. Согласно ст. 214 Гражданского кодекса РФ (часть первая) к

государственной собственности в РФ относится имущество, принадлежащее на

праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и

имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность

субъектов РФ). Средства соответствующего бюджета и иное государственное

имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и

учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну

республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения,

автономной области, автономного округа. А в ст. 215 ГК указано, что

имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским

поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является

муниципальной собственностью. Средства местного бюджета и иное

муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и

учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского,

сельского поселения или другого муниципального образования.

Из этого следует, что государственные бюджеты формируются на уровне

Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской федерации,

автономной области, автономных округов, краев и областей. Местный бюджет

формируется на уровне районов, городов, районов в городах, сел, поселков,

других административно-территориальных образований.

Независимо от уровня формирования бюджет (государственный и местный) можно

рассматривать в трех аспектах:

1) бюджет как экономическая категория; 2) бюджет в материальном смысле; 3)

бюджет как правовая категория.

Бюджет как экономическая категория представляет собой систему

экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых

связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов

разного уровня,

В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный

фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций

соответствующих органов государственной или местной власти. Именно этот

аспект бюджета имеется в виду, когда в официальных документах и в практике

государственной деятельности говорят о финансировании тех или иных

мероприятий из бюджета, о содержании органов и учреждений за счет средств

бюджета, о зачислении источника дохода на счет бюджета и т.д.

Бюджет как правовая категория является основным финансовым планом

образования, распределения и использования централизованного денежного

фонда соответствующей территории, утверждаемым соответствующими

представительными органами государственной или местной власти.

Утвержденный в установленном законом порядке бюджет выступает как основной

государственный финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт

местного уровня.

Для бюджета как основного финансового плана характерны следующие признаки:

во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле,

что его показатели охватывают практически все области и сферы

экономического и социального развития.

во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является

координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей

бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых

планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и

возможные ассигнования из бюджета. Что же касается госбюджетных

организаций, то все средства, необходимые им для осуществления своей

деятельности и выделяемые по смене, полностью проходят по расходной части

соответствующего бюджета (в зависимости от подчиненности).

Определение в БК РФ согласно которому бюджет представляет собой «форму

образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов

государственной власти».

С учетом изложенного бюджет представляет собой основной финансовый план

образования, распределения и использования централизованного денежного

фонда разного уровня, утверждаемый соответствующими представительными

органами государственной или местной власти для обеспечения задач и функций

государства в целом.

12. Бюджетное устройство в Российской Федерации

Согласно БК РФ под бюджетным устройством понимается организация бюджетной

системы и принципы ее построения. Как видно из определения, бюджетное

устройство включает в себя два составляющих элемента: а) бюджетную систему;

б) принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система любого

государства определяется государственным и административно-территориальным

устройством (делением). Поэтому в конфедеративном, федеративном и унитарном

государствах оно будет разным.

Россия является федеративным государством. В связи с разграничением

компетенции между Российской Федерацией и субъектами федерации вытекает

необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее

субъектов. А наличие административно-территориальных образований в рамках

субъектов Российской Федерации предполагает и наличие местных бюджетов.

БК РФ определяет бюджетную систему как основанную на экономических

отношениях и юридических нормах совокупность республиканского

(федерального) бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ,

бюджетов национально-государственных и административно-территориальных

образований Российской Федерации.

Исходя из особенностей государственного и административно-территориального

устройства (деления) Российской Федерации, ее бюджетная система

представлена следующими видами бюджетов:

1) федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ);

2) бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе: республиканские

бюджеты республик в составе РФ; краевые бюджеты краев

3) местные бюджеты (городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в

городах.)

Вторым составляющим элементом бюджетного устройства Российской Федерации

являются принципы (основные начала) построения бюджетной системы. По БК к

ним относятся принципы единства, полноты, реальности, гласности и

самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

Принцип единства бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой;

едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ;

единством формы бюджетной документации (учетной, отчетной, статистической и

т.д.); предоставлением с одного уровня бюджета на другой статистической и

бюджетной информации, необходимой для составления консолидированных

бюджетов соответствующих уровней, а также согласованными принципами

бюджетного процесса и единством денежной системы.

Принцип полноты бюджетной системы обеспечивается двумя моментами: полнотой

своего структурного состава и полнотой источников дохода, включаемых в

бюджеты, и расходов, относимых на соответствующий бюджет. Полнота структуры

бюджетной системы показывает, насколько обоснованным является существование

именно тех бюджетов, которые имеют место в России на данном этапе. И в этом

плане ее следует признать полной, поскольку она соответствует

государственному и административному устройству (делению) Российской

Федерации как основному критерию своего обоснования.

Принцип полноты обеспечивается и включением в бюджетную систему

практически всех видов источников дохода, имеющих место на территории

Российской Федерации. В этом состоит принципиальное отличие бюджетов от

других денежных фондов.

Принцип реальности бюджетной системы должен обеспечиваться реальными

поступлениями денежных средств в бюджеты всех уровней. С этой целью в

законодательном порядке определяются конкретные источники доходив,

включаемые в бюджеты разного уровня. Они могут быть собственными и

заемными, но эти источники должны реально существовать, а их поступление

должно гарантироваться государством.

Принцип самостоятельности бюджетов, как указано в законодательстве,

обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять

направления их использования и расходования.

Принцип гласности в бюджетной деятельности обеспечивается, во-первых,

открытым всесторонним обсуждением бюджетов на предстоящий год и итогов

исполнения бюджетов прошедшего года и, во-вторых, доведением до всего

общества конкретных показателей бюджетов и итогов их исполнения.

13. Понятие и общая характеристика бюджетных прав

Бюджетные права являются неотъемлемым элементом правового статуса любого

субъекта бюджетного права. Через систему этих прав определяется участие

субъектов в формировании бюджетной системы и их взаимоотношения в

осуществлении бюджетной деятельности.

Одной из характерных особенностей термина «бюджетные права» является

несовпадение его юридического содержания с названием. С точки зрения

юридического содержания под бюджетными правами понимаются не только права в

«чистом» их виде, которые субъект может реализовать, а может и не

реализовать, но и юридические обязанности в области бюджета, то есть

бюджетные полномочия в целом.

Основными актами, определяющими бюджетные права Российской Федерации, ее

субъектов и органов местного самоуправления, является БК,а также законы

республик

в составе РФ и решения представительных органов власти других субъектов РФ,

принятые ими в соответствии с российскими основами бюджетного

законодательства.

В зависимости от группы (вида) бюджетных правоотношений, они могут быть

материального и процессуального характера. А по субъектному составу

бюджетные права могут принадлежать как конкретным представительным и

исполнительным органам власти разного уровня, так и государству в целом,

национально-государственным и административно-территориальным образованиям.

Распределение бюджетных прав по вертикали, то есть между представительными

и исполнительными органами власти разного уровня, равно как и между

Российской Федерацией и ее субъектами, основано на конституционных нормах и

договорах о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными

органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации. То

есть вертикальное распределение бюджетных прав между выше- и нижестоящими

субъектами тесно связано с государственным суверенитетом соответствующих

субъектов.

Распределение же бюджетных прав между представительными и исполнительными

органами власти одного уровня (на федеральном, республиканском и т.д.), то

есть по горизонтали, основано на конституционных нормах о разделении

компетенции между различными ветвями власти.

Бюджетные права на федеральном, республиканском, областном, краевом и

местном уровнях осуществляются соответствующими представительными и

исполнительными органами власти. В этой связи территориальный уровень

рассмотрения бюджетных прав является более предпочтительным, так как

бюджетные права государства, национально-государственных и административно-

территориальных образований полностью поглощают бюджетные права органов

власти соответствующих образований (территорий).

Таким образом, под бюджетными правами Российской Федерации, ее национально-

государственных и административно-территориальных образований понимается

совокупность их прав и обязанностей в области бюджет. деят-ти,

осуществляемых соответств. представит. и исп. орг. власти.

14. Понятие и принципы бюджетного процесса

Особенность бюджетов всех уровней — последовательное прохождение постоянно

возобновляюцц1хся одних и тех же стадий их формирования и исполнения в

установленном законом порядке. Это обусловлено тем, что акт, издаваемый о

бюджете того или иного уровня, действует в течение определенного периода

времени, по окончании которого должен быть принят новый акт о конкретном

бюджете на следующий период времени.

Формирование бюджетов включает в себя следующие три стадии: составление

бюджетов, их рассмотрение и утверждение.

Исполнение бюджетов — это четвертая стадия прохождения бюджетов в их

периодическом цикле. Заключительным этапом стадии исполнения бюджетов

является составление и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.

Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ,

однако главными актами, регулирующими порядок формирования и исполнения

бюджетов на территории России, явл. БК. Кроме того, этот порядок в

определенной мере регулируется Законом «О Совете Министров — Правительстве

РФ», Регламентами обеих палат Федерального Собрания РФ и некоторыми другими

правовыми актами, принимаемыми на федеральном уровне.

На основе российского законодательства субъекты РФ и органы местного

самоуправления принимают свои нормативные акты, регламентирующие порядок

формирования и исполнения соответствующих бюджетов.

Деятельность по формированию и исполнению бюджетов представляет собой

бюджетный процесс, понятие которого дается в БК. Бюджетный процесс — это

регламентируемая законом деятельность органов государственной и местной

власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению

соответствующих бюджетов.

Продолжительность всех стадий бюджетного процесса в Российской Федерации

от начала составления бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении

занимает период более трех лет. Срок действия утвержденного бюджета

называется бюджетным годом, в нашей стране он определен в 12 месяцев и

совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря).

В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного

устройства РФ: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности

всех бюджетов (см. 12).

Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие

принципы. Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на

принципе разграничения компетенции между органами представительной и

исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и

исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а

рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов —к функциям

органов представительной власти.

Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип

специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов

бюджетной системы по источникам, а расходов — по целевому их направлению.

Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную

классификацию — систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов

по однородным признакам. Бюджетная классификация имеет важное организующее

и юридическое значение. С одной стороны, ее применение обеспечивает четкую

организацию работы органов власти по формированию и исполнению бюджетов

всех уровней; упрощает осуществление контроля за своевременностью и

полнотой поступления бюджетных средств и их использованием по целевому

назначению; создает условия для объединения бюджетов в консолидированные

бюджеты соответствующих территорий; облегчает экономический анализ

бюджетных показателей и т.д. С другой стороны, в бюджетной классификации

выражена правовая организация бюджетов, поскольку, как уже указывалось, она

является юридическим актом, лежащим в основе составления и исполнения

бюджетов. Составленная на основе бюджетной классификации роспись доходов и

расходов устанавливает конкретные рамки полномочий соответствующих

субъектов по формированию и использованию бюджетных средств.

Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности, выражающийся в

ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший

или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и

бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.

15. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов

Несмотря на то, что каждый субъект Российской Федерации и органы местного

самоуправления формируют и исполняют свои бюджеты самостоятельно, это не

исключает наличия процессуальных юридических норм, устанавливающих общие

положения порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджетов

независимо от их уровневого положения. Эти общие положения закреплены в

бюджетном законодательстве Российской Федерации и состоят в следующем.

1. Составление бюджетов производится в соответствии с прогнозом и

программами социально-экономического развития территорий. Это означает, что

до составления проектов бюджетов разрабатываются планы, прогнозы развития

национально-государственных и административно-территориальных образований и

соответствующие целевые программы. На основе этих разработок исполнительные

органы власти вносят предложения в представительные органы власти.

2. Правительство Российской Федерации организует работу по доведению до

органов представительной и исполнительной властей субъектов Российской

Федерации включая города Москву и Санкт-Петербург не позднее чем за семь

месяцев до начала финансового года инструктивного письма об особенностях

составления расчетов к проектам бюджетов на предстоящий финансовый год, в

том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и

нормативах (минимальных).

3. В основе составления проектов бюджетов национально-государственных и

административно-территориальных образований лежат:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.