рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалки

Шпаргалки

1. Финансовая деятельность государства, ее понятие и роль

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью

использования финансовой системы. В результате оно осуществляет

деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению

и использованию государственных централизованных и децентрализованных

денежных фондов, т. е. финансовую деятельность.

Итак, финансовая деятельность государства — это осуществление им функций

по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов

(финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического

развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Главной,

определяющей целью этой деятельности должно быть создание условий,

обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7

Конституции РФ).

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных

и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования

государственных денежных фондов.

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая

составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что

аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли

народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности

финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее

внешних и внутренних условий. Посредством финансовой деятельности создается

материальная база, необходимая для функционирования органов государственной

власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороны и

безопасности страны.

Воздействие государства на социально-экономические процессы осуществляется

не только в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на

определенные планы, программы и т.п., но и косвенно — путем предоставления

налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или

беспроцентных кредитов, предоставления отсрочек по налоговым платежам и т.

п. в целях стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством

в качестве приоритетной.

Финансовой деятельности государства свойственны организационно-правовые

особенности. Так, от других сфер деятельности государства она отличается

межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция, распределение финансовых

ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Во-

вторых, осуществление государством финансовых функций протекает (в

зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности

представительных и исполнительных (государственного управления) органов

власти. Например, распределение бюджетных средств по основным направлениям

жизнедеятельности государства или субъектов Федерации производится

представительными органами, а распределение финансовых ресурсов внутри

отраслей народного хозяйства — в порядке государственного управления

органами исполнительной власти. В-третьих, сфера финансовой деятельности

относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а

также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область

совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в

разнообразных методах. Их выбор зависит от ряда факторов: от задач

государства на конкретном этапе; источников его доходов; от цели

использования средств; от соотношения объема финансовых ресурсов, имеющихся

в распоряжении государства, и потребностей в средствах; от состояния

экономики страны; приоритетности мероприятий и т, д.

2. Предмет и понятие финансового права

Осуществление финансовой деятельности государства требует правового

урегулирования прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней

субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права:

посредством его норм финансовая система приводится в действие и

используется государством.

Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других

отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область

подпадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы

распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету

финансового права относятся государственные финансы. С другими звеньями

финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку

регулирует отношения, связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды

государства и органов местного самоуправления, а также использованием этих

средств (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий,

основанных на негосударственных формах собственности).

Следует заметить, что в ходе финансовой деятельности государства

возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например,

трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права.

Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

Итак, финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих

общественные отношения, которые возникают в процессе образования,

распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов)

государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации

их задач.

К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой

системы, распределения компетенции в данной области между Федерацией и ее

субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов,

регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в

процессе финансовой деятельности.

Широк круг участников финансовых отношений:

а) между Российской Федерацией, ее субъектами и местными административно-

территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной

и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых

ресурсов страны;

б) между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и

предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с

выполнением финансовых обязанностей перед государством, распределением

между ними или расходованием государственных денежных средств;

в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в

связи с образованием, распределением и использованием соответствующих

государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных,

внебюджетных, кредитных, страховых);

г) между государственными (муниципальными) предприятиями, организациями,

учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного

(муниципального) управления — с другой, в связи с распределением и

использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах

социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных

средств предприятий, организаций, учреждений;

д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и

физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением

государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и

физическими лицами — с другой, в связи с выполнением обязанностей последних

по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в

бюджет, внебюджетные целевые фонды).

Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие

в процессе деятельности государства по планомерному образованию,

распределению и использованию централизованных и децентрализованных

денежных фондов в целях реализации его задач.

3. Система и источники финансового права

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм.

Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе, внутри

которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и

взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные

подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей

и взаимных связей регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет

объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения;

его предназначение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому

на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование

институтов оказывают влияние и потребности практики.

Следовательно, система российского финансового права — это объективно

обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его

строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной

последовательности.

Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части:

Общая и Особенная.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют

основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности

государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую

деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты

финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во

взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им

финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой

деятельности государства и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной

части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя

соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет

собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных

финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые

нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых

отношений, чем раздел. (например, в раздел «Правовое регулирование

государственных доходов» — институты налогов с юридических и физических

лиц, неналоговых доходов и др.).

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых

сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) государственной

бюджетной системы; б) внебюджетных государственных и муниципальных фондов;

в) финансов государственных предприятий; г) государственных доходов; д)

государственного кредита; е) государственного страхования; ж)

государственных расходов; з) банковского кредитования' и) денежного

обращения и расчетов; к) валютного регулирования. Они имеют соответствующие

наименования.

В системе финансового права находит отражение финансовая система

Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория.

Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение

Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней

нескольких звеньев. В результате государственный бюджет, государственный и

банковский кредит, государственное страхование получили правовое оформление

в виде соответствующих разделов финансового права.

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе

разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся

акты представительных и исполнительных органов государственной власти

разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и

отраслевые, федеральные, республиканские, областные, местные и др.). Итак,

источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты

представительных и исполнительных органов государственной власти и местного

самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации,

конституции и уставы субъектов Федерации.

4. Понятие и виды финансово-правовых норм

Финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых

состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты

правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной

отрасли права.

Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет

собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников

общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие

от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе

планового образования, распределения и использования государством и

органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для

осуществления своих задач. Это выражается в особенностях: а) содержания

финансово-правовых норм; б) характера установленных в них предписаний; в)

мер ответственности за нарушение предусмотренных правил и г) способов

защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в

общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности

государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных

отношений таких юридических прав и возложении на них юридических

обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и

использование централизованных и децентрализованных денежных фондов

(доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их

задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по

социально-экономическому развитию страны.

Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых норм способствует

их классификация. Ее можно провести по нескольким основаниям.

В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений,

определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-

правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и

уполномочивающие.

Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников финансовых

отношений (государственных органов, предприятий, граждан) совершить

определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений.

Они, например, предписывают налоговым органам известить граждан-

налогоплательщиков о суммах и сроках предстоящих платежей, а гражданам —

уплатить своевременно эти платежи.

Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение

определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых

отношений воздержаться от них. Так, Банкам запрещено задерживать исполнение

поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет

Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников

финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в

предусмотренных рамках. Например, органы местного самоуправления вправе

вводить на своей территории местные налоги в рамках их перечня, основного

содержания и предельных размеров, установленных законодательством РФ.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть

материальными и процессуальными. Материальные финансово-правовые нормы

закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед

государством, источники образования кредитных ресурсов банков, виды

расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, то есть материальное

(денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых

отношений. Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок

деятельности в области сбора, распределения и использования государственных

денежных фондов (доходов).

5. Финансовые правоотношения, их особенности и виды

Для достижения целей, поставленных государством в процессе финансовой

деятельности, необходима правовая урегулированность значительной части

возникающих при этом отношений. Урегулированные нормами финансового права,

они становятся финансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм

финансового права, их участники находятся во взаимной связи через

субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения)

охраняются принудительной силой государства.

Итак, финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового

права общественные отношения, участники которых выступают как носители

юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах

предписания по образованию, распределению и использованию государственных

денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения имеют свои особенности. Основная особенность,

которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений,

заключается в том, что они возникают в процессе планового образования,

распределения и использования государственных (а также муниципальных)

денежных фондов и доходов, то есть в процессе финансовой деятельности

государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их

особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью

имущественных, так как возникают по поводу денежных средств, точнее —

финансовых ресурсов государства. Такой объект правоотношений налицо,

например, при возникновении их между государством и предприятиями в случаях

внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из

него ассигнований.

Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной

из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган,

органы местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство в

интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует

поступление денежных средств в различные государственные денежные фонды,

распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие

общественно необходимые потребности.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового

права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования,

финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и

обязанности субъектов по получению, распределению и использованию

определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в

конкретном размере или определенном виде доходов и расходов Основное

содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей

заключается в возможности или необходимости получения, уплаты,

распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих

конкретно определенных финансовых средств. В результате реализации данных

прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются

государственные денежные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма,

в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых

ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные

субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование

определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например,

на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность

Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе

проект федерального бюджета по определенному перечню показателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.