рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка: Финансовые отношения

o загрязнение окружающей среды;

o профессиональные навыки быстро устаревают;

o экономический рост сам по себе не решает социально-экономические проблемы.

Вывод: не решает проблемы роста блага состояния гражданина.

 Позитивные последствия эк-го роста:

o повышение уровня жизни;

o уменьшение противоречия между неограниченными потребностями людей и ограниченностью ресурсов;

o рост уровня образования, увеличение возможностей для реализации своих способностей,

o решение экологических проблем,

Вывод: количественное и качественное изменение (улучшение) пр-ва и его факторов.

Модели эк-го роста:

 Модель Р.Солоу - односекторная модель экономической динамики, которая позволяет выразить результаты эк-го роста. Она представлена системой из пяти уравнений.

 Модель Харрода - Домара позволяет определить постоянный сбалансированный темп роста экономики, при котором основные составляющие экономической сис-мы изменяются во времени с одинаковой скоростью.


13. Гос-венное воздействие на экономику в рыночных условиях. Методы и инструменты гос-венного регулирования экономики.

Гос-венное регулирование – сис-ма эк-х мероприятий гос-ва, посредством которой оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.

Цель – достижение стабильной политики на основе решения социальных и эк-х проблем.

- создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма,

- обеспечение устойчивости темпов роста,

- регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями НТР,

- обеспечение экономической безопасности, т.е. социальной защиты, справедливости,

- решение эк-х проблем.

Основные направления гос-венного регулирования:

• Создание правовой основы экономической деятельности гос-ва,

• Создание общественных благ,

• Регулирование внешних эффектов,

• Проведение антимонопольной политики,

• Создание инфраструктуры,

• Гос-венное предпринимательство,

• Макроэкономическая стабильность,

• Проведение фискальной политики,

• Поддержка МБ,

• Регулирование внешнеэкономической деятельности,

• Обеспечение экологической безопасности.

Методы воздействием: законы, постановления,

Указы, президиумы.

• Метод прямого воздействия (административное).

Инструменты: Законодательные и нормативные акты.

Гос-во выступает как экономический субъект, обладающий правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к остальным субъектам экономики – домохозяйствам и фирмам. Гос-во с целью воздействия на эк-х субъектов может использовать запреты, разрешения, регламенты.

• Метод косвенного воздействия (экономическое).

Инструменты: гос-во воздействует на интересы субъектов рыночной экономики, стимулируя те или иные действия. В этом случае не нарушается действие рыночного механизма, так как полностью сохраняется за участниками рынка свобода выбора в принятии эк-х решений (снижение налогов).

Выделяют следующие направления:

1. бюджетно-налоговая (фискальная) политика;

2. денежно-кредитная (монетарная) политика;

3. социальная политика;

4. внешнеэкономическая политика.


14. Гос-венный долг: внутренний и внешний

Гос-венный долг – (по законодательству РФ) долговые обязательства Правительства РФ (в валюте РФ) перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами РФ.

Гос-венный долг - сумма задолженности по выпущенным и непогашенным гос-венным займам, полученным кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные гос-венные гарантии.

Обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства, в следующих трех формах:

а) кредиты, получаемые гос-вом в лице Правительства РФ;

б) гос-венные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

в) долговые обязательства в др. формах, гарантированные Правительством РФ.

Формируется гос-венный долг в результате гос-венных займов.

Внешний гос-венный долг - это обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами.

Внутренний долг - это обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами.

Экономические последствия гос-венного долга:

• обслуживание значительного внешнего долга приводит к существенному сокращению уровня потребления населением данной страны;

• долг может привести к вытеснению частного капитала, следовательно, и ограничению дальнейшего роста экономики;

• увеличение налогов для оплаты растущего гос-венного долга снижает экономическую активность в стране;

• происходит перераспределение дохода в пользу держателей гос-венных облигаций.

Управление гос-венного долга - это совокупность действий гос-ва, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выработкой условий и выпуском новых займов, выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсии и консолидации займов.

К управлению гос-венным долгом относятся и мероприятия гос-ва по погашению ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.

Погашение гос-венных займов и выплата процентов по ним производятся:

• из бюджетных средств,

• путем рефинансирования, т.е. выпуска новых займов, для того чтобы рассчитаться с держателями старого займа.

Обслуживание гос-венного внутреннего долга РФ осуществляется путем:

1. осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ

2. осуществления операций по погашению долговых обязательств РФ

3. осуществления операций по выплате доходов в виде процентов и иной форме по долговым обязательствам РФ

Гос-венный долг может существовать в форме:

1. Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика с кредитными организациями, иностранными гос-вами и международными финансовыми организациями.

2. Гос-венных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации.

З. Договоров и соглашений о получения Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной сис-мы Российской Федерации

4. договоров о предоставлении Российской Федерацией гос-венных гарантий

5. Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства РФ могут быть:

I Краткосрочвыми (до одного года)

II. Среднесрочными (свыше одного года до пяти лет)

III. Долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет)

Управление гос-венным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Управление долгом представляет непрерывный процесс, включающий 3 этапа:

- привлечение новых финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг и получение кредита.

- погашение

- обслуживание.

Методы управления гос. кред.:

1 Рефинансирование – погашение, накопившейся задолженности путем выпуска новых займов.

2. Конверсия займов – изменение условий выпущенных займов в интересах должника.

 Консолидация - один из методов управления долгом, связанный с изменением условий и срока действия займа.

Реструктуризация задолженности – используется для пересмотрения графиков по погашению и обслуживанию долговых обязательств.

Конверсионная схема:

-Долг в обмен на экспорт.

-Долг в обмен на собст-ть.

-Долг в обмен на налоги.

-Реструктуризация долга.

-Долг на собст-ть в федеральном казначействе.

-Выплаты процентных платежей по внешнегос-венному долгу в местной валюте.


15. Деньги и их функции. Спрос на деньги.

Деньги – это экономическая категория, с помощью которой совершаются финансовые отношения гос-ва, ю. и ф. лиц.

Деньги – абсолютно ликвидное средство обмена.

Деньги – это ресурсы, выполняющие все базовые функции денег и участвующие в хоз. жизни страны. Появление той или иной формы товара влечет появление разл. форм денег.

Обращение денег – это движение денег, опосредствующее обороту товаров и услуг на всех трех рынках.

Функции денег:

• средство обращения – выступают посредниками при обмене товаров;

• мера стоимости – позволяют выразить стоимость всех товаров в едином масштабе, в качестве которого выступает национальная денежная единица (франк, доллар, рубль). Цена – денежное выражение стоимости,

• сохранение стоимости (накопления, сбережение) – деньги выступают здесь в роли отложенного на будущее платежеспособного спроса,

• средство платежа – возвращение кредита,

• ликвидность – способность обращения в денежную форму без потери стоимости.

Форма денег:

• натуральная

• полноценная (золото),

• неполноценная (бумажные, бумажно-наличные).

Покупательная способность современных денег, не имеющих внутренней стоимости, определяется соотношением стоимости товарной массы и массы покупательных средств. В качестве покупательных средств выступают не только наличные деньги, но и безналичные:

• Бумажные деньги – кредитные деньги, они представляют собой долговые обязательства гос-ва, и в отличие от золотых монет не имеют внутренней стоимости.

• Безналичные деньги – это особые инструменты расчетов, производимых банками, когда покупатель с помощью чеков, кредитных (пластиковых) карточек и иных средств поручает банку перевести определенную сумму денег со своего счета на счет продавца или выдать ему наличные.

Совокупность наличных и безналичных платежных средств, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и гос-во, образует денежную массу.

Спрос на деньги (МD) – общая потребность рынка в деньгах.

Денежный рынок, как и любой другой, предполагает наличие товара, цены и взаимодействие рыночного предложения и спроса на него. Товаром на денежном рынке являются сами денежные средства, а в качестве цены на них выступает банковский процент.

Почему люди хотят иметь деньги:

• во-первых, деньги нужны для покупок товаров и услуг;

• во-вторых, деньги нужны как средство сохранения стоимости;

• в-третьих, люди хотят не только сохранить, но и приумножить свое богатство, предоставляя свои временно свободные денежные средства в пользование другим лицам за плату.

Спрос на деньги – спрос на реальные денежные запасы.

Зависит от уровня цен, объема пр-ва, скорости обращения.

MV=PQ, где M –кол-во денег в обращении,V – скорость обращения,

Р – уровень цен, Q – объем выпуска.

Мотивы, порождающие спрос на деньги:

• Транзакционный мотив (определяет сколько денег желает держать на руках экономический субъект для осуществления повседневных сделок).

• Мотив предосторожности (определяет желание эк-х субъектов хранить деньги на случай возникновения непредвиденных обстоятельств).

• Спекулятивный мотив (это спрос на деньги как средство сохранения и приумножения стоимости).


16. Денежное обращение. Денежное предложение. Денежные агрегаты.

Предложение денег – количество денег, находящихся в обращении, за пределами банковской сис-мы. Предложение денег регулируется центральными и коммерческими банками.

MS=C+D, где

MS – предложение денег

C – наличные деньги

D – депозиты до востребования.

Основные участники денежного обращения:

- ЦБ,

- КБ (депозитные учреждения),

- вкладчики (ч.л и организации, чьи депозиты хранятся в банках),

- заемщики (ч.л. и организации, получающие кредиты в депозитных учреждениях).

Предложение денег S представляет собой вертикальную прямую, поскольку денежно-кредитные и финансовые учреждения создали определенное количество денег, не зависящее от величины номинальной % ставки.

Причинами, приводящими к увеличению предложения денег, могут быть либо эмиссия национальных денежных знаков, либо снижение нормы резервных требований, приводящее к увеличению денежного мультипликатора.

Снижение предложения денег и соответственно сдвиг кривой предложения влево и повышение процентной ставки может произойти вследствие повышения нормы резервных требований.

При равенстве объемов спроса и предложения денег устанавливается равновесие денежного рынка. Точка Е на пересечении кривых спроса и предложения показывает равновесную цену товара деньги - равновесную ставку банковского процента, при которой объем спроса на деньги равен объему их предложения.

Увеличение предложение денег означает сдвиг кривой S вправо и снижение равновесной процентной ставки.

При увеличении предложения денег возникает их кратковременный избыток. Люди стремятся уменьшить излишек свободных денег и увеличивают покупку доходных финансовых активов, прежде всего облигаций. В результате роста спроса на них повышаются цены, соответственно снижается их доходность (отношение суммы дохода к цене покупки).

Дальнейшее увеличение покупок ц.б. становится нерациональным по сравнению с хранением их чековых и депозитных вкладах. В итоге устанавливается новое равновесие при большем объеме предложения и при и меньшем проценте.

Модель предложения денег строится с учетом роли ЦБ и с учетом возможного оттока части денег с депозитов банковской сис-мы в наличность. Включает ряд переменных:

1) денежная база – наличность вне банковской сис-мы, а также резервы коммерческих банков, хранящихся в ЦБ.

MB=C+R, где

MB - денежная база

R – резервы.

2) норма резервирования депозитов (rr), т.е. доля банковских вкладов, помещенных в резервы. ЦБ устанавливает для коммерческих банков нормы резервов в виде беспроцентных вкладов в ЦБ.

3) коэффициент депонирования денег (cr) отражает предпочтения населения в распределении денежной массы между наличными депозитами.

cr=C/D

4) денежный мультипликатор – отношение предложения денег к денежной базе.

MS=mMB

Количество денег в стране растет если:

-растет денежная база

-снижается норма минимального резервного покрытия

-уменьшаются избыточные резервы коммерческих банков

-снижается доля наличных денег в общей сумме платежных средств населения.

Денежные агрегаты.

Используют для анализа изменений, происходящих в процессе движения денег.

ЦБ РФ ведет расчеты следующих денежных агрегатов:

М0 = наличные деньги в обращении

М1 = М0 + средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций + средства страховых компаний + депозиты до востребования в СБ и в КБ.

М2 = М1 + срочные вклады населения в Сбербанке

М3 = М2 + сертификаты и облигации госзайма.

Денежное обращение - денежный поток, при котором движение денег связано с выполнением их функций.

Осуществляется в наличной и безналичной формах.

Налично-денежное обращение – движение наличных денег в сфере обращения.

Безналичное обращение – движение стоимости без участия наличных денег.

В зависимости от эк-го содержания, безналичное обращение:

-по товарным операциям

-по финансовым обязательствам.

К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй – платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями. Значение безналичных расчетов состоит в том, что они ускоряют оборачиваемость средств, сокращают абсолютную величину наличных денег в обороте, сокр-ся издержки на эмиссию и доставку наличных денег.


17. Денежно-кредитная политика, ее цели и задачи. Методы и инструменты денежно-кредитной политики.

Представляет собой совокупность мероприятий ЦБ в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Особенностью денежно-кредитных методов является то, что с их помощью гос-во стремится воздействовать преимущественно на совокупное предложение.

Состоит из:

- ЦБ,

- Банковский сектор (коммерческие, сберегательные, ипотечные, инвестиционные банки),

- Специализированные кредитно-финансовые учреждения небанковского сектора (страх. компании, пенс. фонды, инвест. компании).

Цели:

- достижение и сохранение фин.стабилизации, в 1 очередь укрепление курса нац.валюты;

- обеспечение устойчивости платежного баланса страны;

- укрепление эк-го роста страны;

- поддержание высокого уровня занятости населения;

- стабилизация цен, финансовых рынков, валютных рынков.

Устанавливая размер резервов, ЦБ регулирует денежные потоки. Так при увеличении обязательных резервов уменьшаются активы банков, и они вынуждены увеличивать проценты, под которые они выдают кредиты организациям и частным лицам.

Виды денежно-кредитной политики:

- Пассивная, когда изменение денежных параметров является следствием дискреционной фискальной политики, то есть является вынужденным.

- Активная, когда гос-во воздействует на денежные параметры, преследуя цели эк-го роста и занятости.

Методы и Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ:

- установка минимальных резервных требований (какую часть своих средств коммерческие банки должны держать в ЦБ для обеспечения резерва). Резервы коммерческих банков хранятся в ЦБ, повышение нормы обязательных резервов означает сужение кредитной способности коммерческих банков, они не смогут выдавать ссуды в меньшем объеме, предложение денег уменьшается. Снижение нормы расширяет банковские возможности для выдачи ссуд, предложение денег увеличивается.

- регулирование официальной учётной ставки (под какие проценты ЦБ даёт кредиты другим банкам). Изменение ставки рефинансирования (это % ставка, которую устанавливает ЦБ по кредитам, выдаваем кредитным банкам, чем больше ЦБ её повышает, тем больше коммерческие банки сокращают объем своих заимствований в ЦБ, тем самым уменьшая объем выдаваемых ссуд потребителям).

- операции на открытом рынке (покупка и продажа гос-венных ц.б.: облигаций, казначейских обязательств). Купля-продажа долговых обязательств правительства (для тех стран, где хорошо развит рцб, и рынок гос.облигаций, в РФ краткосрочные гос.облигации).

Виды еще:

- Дискретная (гибкая) – направлена на стимулирование или сдерживание деловой активности в зависимости от фаз среднесрочного эк-го цикла. Теоретически, она базируется на кейнсианских представлениях о стабилизирующей роли гос-ва в сфере управления совокупным спросом.

- Стимулирующая (политика «дешевых» денег), она используется ЦБ при спадах пр-ва. Базируется на кейнсианском представлении о трансмиссионном, передаточном механизме изменений в экономике, вызванных ростом или уменьшением денежного предложения.

- Стимулирующая (кредитная экспансия) связана с увеличением предложения (денежной массы) в целях активизации экономической активности в стране.

- Ограничительная (кредитная рестрикция) предполагает сокращение объема денежной массы в целях сдерживания инфляционного роста ВНП.


18. Бюджетно-налоговая политика: сущность и инструменты

Бюджетно-налоговая политика – это воздействие гос-ва на уровень деловой активности посредством изменения гос-венных расходов и налогообложения.

Влияет на:

- объем национального дохода, и следовательно на объем пр-ва и занятости,

- на уровень цен в стране.

Направлена:

- против нежелательных изменений эконом.конъюнктуры (безработица, инфляция).

Бюджетная политика гос-ва как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета.

В условиях высокой экономической конъюнктуры потенциальный избыток бюджета (превышение гос-венных доходов над расходами) может быть направлен на погашение предыдущих долгов, создание компенсационных резервных фондов, осуществление дополнительных социальных мероприятий

Задачей госбюджетной политики – это преодоление бюджетных дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объема гос-венного бюджета и до 1-2% валового внутреннего продукта не считаются опасными. Но если дефицит бюджета достигает десятков процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельствует о крупнейших промахах в бюджетной политике и острой необходимости стабилизации бюджета. Сбалансированность госбюджета будет только при тесном взаимодействии с политикой доходов и расходов гос-ва.

Политика госрасходов призвана:

- удовлетворять спрос гос-венного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на нео¬тложные гос-венные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета,

- многие гос-венные потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Гос-венная политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителем госрасходов служат доходы бюджета.

Политика госдоходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в госбюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и привести к истощению каналов получения доходов.

Так как госбюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.