| |||||
МЕНЮ
| Шпаргалка: Финансовые отношенияo загрязнение окружающей среды; o профессиональные навыки быстро устаревают; o экономический рост сам по себе не решает социально-экономические проблемы. Вывод: не решает проблемы роста блага состояния гражданина. Позитивные последствия эк-го роста: o повышение уровня жизни; o уменьшение противоречия между неограниченными потребностями людей и ограниченностью ресурсов; o рост уровня образования, увеличение возможностей для реализации своих способностей, o решение экологических проблем, Вывод: количественное и качественное изменение (улучшение) пр-ва и его факторов. Модели эк-го роста: Модель Р.Солоу - односекторная модель экономической динамики, которая позволяет выразить результаты эк-го роста. Она представлена системой из пяти уравнений. Модель Харрода - Домара позволяет определить постоянный сбалансированный темп роста экономики, при котором основные составляющие экономической сис-мы изменяются во времени с одинаковой скоростью. 13. Гос-венное воздействие на экономику в рыночных условиях. Методы и инструменты гос-венного регулирования экономики.Гос-венное регулирование – сис-ма эк-х мероприятий гос-ва, посредством которой оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества. Цель – достижение стабильной политики на основе решения социальных и эк-х проблем. - создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма, - обеспечение устойчивости темпов роста, - регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями НТР, - обеспечение экономической безопасности, т.е. социальной защиты, справедливости, - решение эк-х проблем. Основные направления гос-венного регулирования: • Создание правовой основы экономической деятельности гос-ва, • Создание общественных благ, • Регулирование внешних эффектов, • Проведение антимонопольной политики, • Создание инфраструктуры, • Гос-венное предпринимательство, • Макроэкономическая стабильность, • Проведение фискальной политики, • Поддержка МБ, • Регулирование внешнеэкономической деятельности, • Обеспечение экологической безопасности. Методы воздействием: законы, постановления, Указы, президиумы. • Метод прямого воздействия (административное). Инструменты: Законодательные и нормативные акты. Гос-во выступает как экономический субъект, обладающий правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к остальным субъектам экономики – домохозяйствам и фирмам. Гос-во с целью воздействия на эк-х субъектов может использовать запреты, разрешения, регламенты. • Метод косвенного воздействия (экономическое). Инструменты: гос-во воздействует на интересы субъектов рыночной экономики, стимулируя те или иные действия. В этом случае не нарушается действие рыночного механизма, так как полностью сохраняется за участниками рынка свобода выбора в принятии эк-х решений (снижение налогов). Выделяют следующие направления: 1. бюджетно-налоговая (фискальная) политика; 2. денежно-кредитная (монетарная) политика; 3. социальная политика; 4. внешнеэкономическая политика. 14. Гос-венный долг: внутренний и внешнийГос-венный долг – (по законодательству РФ) долговые обязательства Правительства РФ (в валюте РФ) перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами РФ. Гос-венный долг - сумма задолженности по выпущенным и непогашенным гос-венным займам, полученным кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные гос-венные гарантии. Обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства, в следующих трех формах: а) кредиты, получаемые гос-вом в лице Правительства РФ; б) гос-венные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; в) долговые обязательства в др. формах, гарантированные Правительством РФ. Формируется гос-венный долг в результате гос-венных займов. Внешний гос-венный долг - это обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами. Внутренний долг - это обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами. Экономические последствия гос-венного долга: • обслуживание значительного внешнего долга приводит к существенному сокращению уровня потребления населением данной страны; • долг может привести к вытеснению частного капитала, следовательно, и ограничению дальнейшего роста экономики; • увеличение налогов для оплаты растущего гос-венного долга снижает экономическую активность в стране; • происходит перераспределение дохода в пользу держателей гос-венных облигаций. Управление гос-венного долга - это совокупность действий гос-ва, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выработкой условий и выпуском новых займов, выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсии и консолидации займов. К управлению гос-венным долгом относятся и мероприятия гос-ва по погашению ранее выпущенных займов, срок действия которых истек. Погашение гос-венных займов и выплата процентов по ним производятся: • из бюджетных средств, • путем рефинансирования, т.е. выпуска новых займов, для того чтобы рассчитаться с держателями старого займа. Обслуживание гос-венного внутреннего долга РФ осуществляется путем: 1. осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ 2. осуществления операций по погашению долговых обязательств РФ 3. осуществления операций по выплате доходов в виде процентов и иной форме по долговым обязательствам РФ Гос-венный долг может существовать в форме: 1. Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика с кредитными организациями, иностранными гос-вами и международными финансовыми организациями. 2. Гос-венных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации. З. Договоров и соглашений о получения Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной сис-мы Российской Федерации 4. договоров о предоставлении Российской Федерацией гос-венных гарантий 5. Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. Долговые обязательства РФ могут быть: I Краткосрочвыми (до одного года) II. Среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) III. Долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет) Управление гос-венным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Управление долгом представляет непрерывный процесс, включающий 3 этапа: - привлечение новых финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг и получение кредита. - погашение - обслуживание. Методы управления гос. кред.: 1 Рефинансирование – погашение, накопившейся задолженности путем выпуска новых займов. 2. Конверсия займов – изменение условий выпущенных займов в интересах должника. Консолидация - один из методов управления долгом, связанный с изменением условий и срока действия займа. Реструктуризация задолженности – используется для пересмотрения графиков по погашению и обслуживанию долговых обязательств. Конверсионная схема: -Долг в обмен на экспорт. -Долг в обмен на собст-ть. -Долг в обмен на налоги. -Реструктуризация долга. -Долг на собст-ть в федеральном казначействе. -Выплаты процентных платежей по внешнегос-венному долгу в местной валюте. 15. Деньги и их функции. Спрос на деньги.Деньги – это экономическая категория, с помощью которой совершаются финансовые отношения гос-ва, ю. и ф. лиц. Деньги – абсолютно ликвидное средство обмена. Деньги – это ресурсы, выполняющие все базовые функции денег и участвующие в хоз. жизни страны. Появление той или иной формы товара влечет появление разл. форм денег. Обращение денег – это движение денег, опосредствующее обороту товаров и услуг на всех трех рынках. Функции денег: • средство обращения – выступают посредниками при обмене товаров; • мера стоимости – позволяют выразить стоимость всех товаров в едином масштабе, в качестве которого выступает национальная денежная единица (франк, доллар, рубль). Цена – денежное выражение стоимости, • сохранение стоимости (накопления, сбережение) – деньги выступают здесь в роли отложенного на будущее платежеспособного спроса, • средство платежа – возвращение кредита, • ликвидность – способность обращения в денежную форму без потери стоимости. Форма денег: • натуральная • полноценная (золото), • неполноценная (бумажные, бумажно-наличные). Покупательная способность современных денег, не имеющих внутренней стоимости, определяется соотношением стоимости товарной массы и массы покупательных средств. В качестве покупательных средств выступают не только наличные деньги, но и безналичные: • Бумажные деньги – кредитные деньги, они представляют собой долговые обязательства гос-ва, и в отличие от золотых монет не имеют внутренней стоимости. • Безналичные деньги – это особые инструменты расчетов, производимых банками, когда покупатель с помощью чеков, кредитных (пластиковых) карточек и иных средств поручает банку перевести определенную сумму денег со своего счета на счет продавца или выдать ему наличные. Совокупность наличных и безналичных платежных средств, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и гос-во, образует денежную массу. Спрос на деньги (МD) – общая потребность рынка в деньгах. Денежный рынок, как и любой другой, предполагает наличие товара, цены и взаимодействие рыночного предложения и спроса на него. Товаром на денежном рынке являются сами денежные средства, а в качестве цены на них выступает банковский процент. Почему люди хотят иметь деньги: • во-первых, деньги нужны для покупок товаров и услуг; • во-вторых, деньги нужны как средство сохранения стоимости; • в-третьих, люди хотят не только сохранить, но и приумножить свое богатство, предоставляя свои временно свободные денежные средства в пользование другим лицам за плату. Спрос на деньги – спрос на реальные денежные запасы. Зависит от уровня цен, объема пр-ва, скорости обращения. MV=PQ, где M –кол-во денег в обращении,V – скорость обращения, Р – уровень цен, Q – объем выпуска. Мотивы, порождающие спрос на деньги: • Транзакционный мотив (определяет сколько денег желает держать на руках экономический субъект для осуществления повседневных сделок). • Мотив предосторожности (определяет желание эк-х субъектов хранить деньги на случай возникновения непредвиденных обстоятельств). • Спекулятивный мотив (это спрос на деньги как средство сохранения и приумножения стоимости). 16. Денежное обращение. Денежное предложение. Денежные агрегаты.Предложение денег – количество денег, находящихся в обращении, за пределами банковской сис-мы. Предложение денег регулируется центральными и коммерческими банками. MS=C+D, где MS – предложение денег C – наличные деньги D – депозиты до востребования. Основные участники денежного обращения: - ЦБ, - КБ (депозитные учреждения), - вкладчики (ч.л и организации, чьи депозиты хранятся в банках), - заемщики (ч.л. и организации, получающие кредиты в депозитных учреждениях). Предложение денег S представляет собой вертикальную прямую, поскольку денежно-кредитные и финансовые учреждения создали определенное количество денег, не зависящее от величины номинальной % ставки. Причинами, приводящими к увеличению предложения денег, могут быть либо эмиссия национальных денежных знаков, либо снижение нормы резервных требований, приводящее к увеличению денежного мультипликатора. Снижение предложения денег и соответственно сдвиг кривой предложения влево и повышение процентной ставки может произойти вследствие повышения нормы резервных требований. При равенстве объемов спроса и предложения денег устанавливается равновесие денежного рынка. Точка Е на пересечении кривых спроса и предложения показывает равновесную цену товара деньги - равновесную ставку банковского процента, при которой объем спроса на деньги равен объему их предложения. Увеличение предложение денег означает сдвиг кривой S вправо и снижение равновесной процентной ставки. При увеличении предложения денег возникает их кратковременный избыток. Люди стремятся уменьшить излишек свободных денег и увеличивают покупку доходных финансовых активов, прежде всего облигаций. В результате роста спроса на них повышаются цены, соответственно снижается их доходность (отношение суммы дохода к цене покупки). Дальнейшее увеличение покупок ц.б. становится нерациональным по сравнению с хранением их чековых и депозитных вкладах. В итоге устанавливается новое равновесие при большем объеме предложения и при и меньшем проценте. Модель предложения денег строится с учетом роли ЦБ и с учетом возможного оттока части денег с депозитов банковской сис-мы в наличность. Включает ряд переменных: 1) денежная база – наличность вне банковской сис-мы, а также резервы коммерческих банков, хранящихся в ЦБ. MB=C+R, где MB - денежная база R – резервы. 2) норма резервирования депозитов (rr), т.е. доля банковских вкладов, помещенных в резервы. ЦБ устанавливает для коммерческих банков нормы резервов в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. 3) коэффициент депонирования денег (cr) отражает предпочтения населения в распределении денежной массы между наличными депозитами. cr=C/D 4) денежный мультипликатор – отношение предложения денег к денежной базе. MS=mMB Количество денег в стране растет если: -растет денежная база -снижается норма минимального резервного покрытия -уменьшаются избыточные резервы коммерческих банков -снижается доля наличных денег в общей сумме платежных средств населения. Денежные агрегаты. Используют для анализа изменений, происходящих в процессе движения денег. ЦБ РФ ведет расчеты следующих денежных агрегатов: М0 = наличные деньги в обращении М1 = М0 + средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций + средства страховых компаний + депозиты до востребования в СБ и в КБ. М2 = М1 + срочные вклады населения в Сбербанке М3 = М2 + сертификаты и облигации госзайма. Денежное обращение - денежный поток, при котором движение денег связано с выполнением их функций. Осуществляется в наличной и безналичной формах. Налично-денежное обращение – движение наличных денег в сфере обращения. Безналичное обращение – движение стоимости без участия наличных денег. В зависимости от эк-го содержания, безналичное обращение: -по товарным операциям -по финансовым обязательствам. К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй – платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями. Значение безналичных расчетов состоит в том, что они ускоряют оборачиваемость средств, сокращают абсолютную величину наличных денег в обороте, сокр-ся издержки на эмиссию и доставку наличных денег. 17. Денежно-кредитная политика, ее цели и задачи. Методы и инструменты денежно-кредитной политики.Представляет собой совокупность мероприятий ЦБ в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Особенностью денежно-кредитных методов является то, что с их помощью гос-во стремится воздействовать преимущественно на совокупное предложение. Состоит из: - ЦБ, - Банковский сектор (коммерческие, сберегательные, ипотечные, инвестиционные банки), - Специализированные кредитно-финансовые учреждения небанковского сектора (страх. компании, пенс. фонды, инвест. компании). Цели: - достижение и сохранение фин.стабилизации, в 1 очередь укрепление курса нац.валюты; - обеспечение устойчивости платежного баланса страны; - укрепление эк-го роста страны; - поддержание высокого уровня занятости населения; - стабилизация цен, финансовых рынков, валютных рынков. Устанавливая размер резервов, ЦБ регулирует денежные потоки. Так при увеличении обязательных резервов уменьшаются активы банков, и они вынуждены увеличивать проценты, под которые они выдают кредиты организациям и частным лицам. Виды денежно-кредитной политики: - Пассивная, когда изменение денежных параметров является следствием дискреционной фискальной политики, то есть является вынужденным. - Активная, когда гос-во воздействует на денежные параметры, преследуя цели эк-го роста и занятости. Методы и Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ: - установка минимальных резервных требований (какую часть своих средств коммерческие банки должны держать в ЦБ для обеспечения резерва). Резервы коммерческих банков хранятся в ЦБ, повышение нормы обязательных резервов означает сужение кредитной способности коммерческих банков, они не смогут выдавать ссуды в меньшем объеме, предложение денег уменьшается. Снижение нормы расширяет банковские возможности для выдачи ссуд, предложение денег увеличивается. - регулирование официальной учётной ставки (под какие проценты ЦБ даёт кредиты другим банкам). Изменение ставки рефинансирования (это % ставка, которую устанавливает ЦБ по кредитам, выдаваем кредитным банкам, чем больше ЦБ её повышает, тем больше коммерческие банки сокращают объем своих заимствований в ЦБ, тем самым уменьшая объем выдаваемых ссуд потребителям). - операции на открытом рынке (покупка и продажа гос-венных ц.б.: облигаций, казначейских обязательств). Купля-продажа долговых обязательств правительства (для тех стран, где хорошо развит рцб, и рынок гос.облигаций, в РФ краткосрочные гос.облигации). Виды еще: - Дискретная (гибкая) – направлена на стимулирование или сдерживание деловой активности в зависимости от фаз среднесрочного эк-го цикла. Теоретически, она базируется на кейнсианских представлениях о стабилизирующей роли гос-ва в сфере управления совокупным спросом. - Стимулирующая (политика «дешевых» денег), она используется ЦБ при спадах пр-ва. Базируется на кейнсианском представлении о трансмиссионном, передаточном механизме изменений в экономике, вызванных ростом или уменьшением денежного предложения. - Стимулирующая (кредитная экспансия) связана с увеличением предложения (денежной массы) в целях активизации экономической активности в стране. - Ограничительная (кредитная рестрикция) предполагает сокращение объема денежной массы в целях сдерживания инфляционного роста ВНП. 18. Бюджетно-налоговая политика: сущность и инструментыБюджетно-налоговая политика – это воздействие гос-ва на уровень деловой активности посредством изменения гос-венных расходов и налогообложения. Влияет на: - объем национального дохода, и следовательно на объем пр-ва и занятости, - на уровень цен в стране. Направлена: - против нежелательных изменений эконом.конъюнктуры (безработица, инфляция). Бюджетная политика гос-ва как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета. В условиях высокой экономической конъюнктуры потенциальный избыток бюджета (превышение гос-венных доходов над расходами) может быть направлен на погашение предыдущих долгов, создание компенсационных резервных фондов, осуществление дополнительных социальных мероприятий Задачей госбюджетной политики – это преодоление бюджетных дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объема гос-венного бюджета и до 1-2% валового внутреннего продукта не считаются опасными. Но если дефицит бюджета достигает десятков процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельствует о крупнейших промахах в бюджетной политике и острой необходимости стабилизации бюджета. Сбалансированность госбюджета будет только при тесном взаимодействии с политикой доходов и расходов гос-ва. Политика госрасходов призвана: - удовлетворять спрос гос-венного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на нео¬тложные гос-венные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета, - многие гос-венные потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Гос-венная политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителем госрасходов служат доходы бюджета. Политика госдоходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в госбюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и привести к истощению каналов получения доходов. Так как госбюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|