рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка: Финансовые отношения

v органы надзора должны иметь хорошее представление о сути банковской деятельности и добиваться по мере возможности того, чтобы банки квалифицированно управляли принимаемыми ими рисками;

v эффективный надзор требует, чтобы размер и характер рисков, принимаемых на себя отдельными банками, оценивались и таким оценкам должен соответствовать характер надзора;

v органы надзора должны убедиться в том, что ресурсы банка соответствуют принятым на себя банком рискам;

v необходимо тесное сотрудничество между надзорными инстанциями;

Базовые принципы составляют основу для создания надлежащей сис-мы надзора. Приводимые стандарты являются минимально необходимыми и сами по себе в определенных ситуациях могут быть недостаточными. Каждая страна должна определить, в какой мере эти принципы могут быть дополнены другими требованиями. Функция банковского надзора динамична по своей природе и призвана реагировать на изменения рынка. Органы надзора должны быть готовы к тому, что периодически им придется пересматривать политику и практику надзора под воздействием различного рода новых тенденций.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Банк России вправе устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.

Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.

Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц.

Банк России не вправе устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций, а также не вправе обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.

Банк России принимает решение о гос-венной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу гос-венной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

Банк России вправе в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.

Приобретение или получение в доверительное управление (далее — приобретение) в результате осуществления одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических или физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми организациями по отношению друг к другу, более 5 процентов акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 20 процентов — предварительного согласия Банка России.

Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более 20 процентов акций (долей) кредитной организации.

Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным финансовым рискам.

Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков, гарантирования возврата вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.

Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.

Уполномоченные представители Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций, при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки.

Порядок проведения проверок кредитных организаций, в том числе определение обязанностей кредитных организаций по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации, предшествующие году проведения проверки.

Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:

если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку. Повторная проверка кредитной организации в порядке указанного контроля проводится Банком России на основании мотивированного решения Совета директоров;

по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

-  осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

-  замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в статье 60 Федерального закона №86-ФЗ;

-  осуществления реорганизации кредитной организации;

3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”;

7) предложить учредителям кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”. Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи, если со дня его совершения истекло пять лет.

Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи.

Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской сис-мы Российской Федерации.

В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. Порядок деятельности уполномоченного представителя Банка России устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”.

С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя Банка России прекращается.


64. Платежная сис-ма России. Структура платежного оборота

Платежная сис-ма состоит из сис-мы учреждений, набора инструментов и процедур, используемых для перевода денежных средств между физическими и юридическими лицами, с целью выполнения возникающих у них ежедневно платежных обязательств. Платежную систему можно представить в виде следующей схемы:

Расчеты между юридическими лицами, расчеты с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, расчеты между кредитными учреждениями по выполнению обязательств, принятых по отношению друг к другу, производятся в безналичном порядке на основании расчетных документов через банковские счета, открываемые экономическими субъектами в учреждениях банков. Учреждения банков являются участниками систем расчетов. Различные сис-мы расчетов составляют основу платежной сис-мы гос-ва.

Платежная сис-ма призвана обеспечивать обращение безналичных денег между экономическими субъектами с целью своевременного, точного и в полном объеме выполнения их платежных обязательств.

Платежная сис-ма в рыночной экономике играет ключевую роль, поскольку является жизненно важным элементом финансовой инфраструктуры экономики, необходимым инструментом, обеспечивающим эффективное управление экономикой, а также финансовыми рынками.

Степень эффективности функционирования платежной сис-мы определяется такими показателями, как сроки и гарантированность прохождения платежей, суммы операционных издержек, использование общепринятых операционных стандартов.

Если деньги «задерживаются» в платежной системе, они не могут работать. Например, если субъекты экономической деятельности не могут точно прогнозировать поступление денежных средств, планирование расходов для них становится проблематичным.

Для проведения расчетных операций используются различные платежные инструменты, имеющие следующие характеристики:

·  физическая форма (платежный документ на бумажном носителе или в электронном виде);

·  защитные свойства (средства и методы, удостоверяющие подлинность документа);

·  дебетовый или кредитовый документ.

Платежные инструменты, используемые на территории Российской Федерации, определены Положением Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» и должны оформляться на бланках Общероссийского классификатора управленческой документации (класс «Унифицированная сис-ма банковской документации») в виде:

·  платежных поручений;

·  платежных требований;

·  чеков;

·  заявлений на аккредитив.

Платежная сис-ма включает три основных процесса:

·  Инициирование платежа – процесс, при помощи которого должник поручает обслуживающему банку перевести денежные средства кредитору. Инициирование платежа осуществляется с помощью платежных инструментов.

·  Процесс передачи и обмена платежными инструментами между банками-участниками платежной сис-мы.

·  Процесс расчета между банками-участниками, которые списывают (зачисляют) денежные средства со счетов своих клиентов.

Платежная сис-ма в Российской Федерации включает сис-мы расчетов Банка России, систему прямых расчетов кредитных организаций через взаимные корреспондентские счета, небанковские (клиринговые и другие расчетные) кредитные организации, осуществляющие расчетные операции, внутрибанковские расчетные сис-мы (счета межфилиальных расчетов), платежные сис-мы с использованием банковских карт. Каждая сис-ма расчетов функционирует как самостоятельно, так и во взаимосвязи с другими сис-мами расчетов.

1.2 Роль Банка России в развитии платежной сис-мы

Роль Центрального банка Российской Федерации в платежной системе России определена Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В июле 2002 г. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» всту­пил в силу в новой редакции.

Традиционно задачи по обеспечению бесперебойности, безопасности и эффективности функционирования национальной платежной сис-мы возлагаются на центральный банк гос-ва, поскольку работа платежной сис-мы тесно связана с основной целью деятельности центрального банка – обеспечением стабильности банковской сис-мы.

Центральный банк может выступать:

·  в качестве пользователя платежной сис-мы, т.е. совершать свои собственные операции;

·  в качестве участника платежной сис-мы, т.е. совершать или получать платежи от имени своих клиентов;

·  в качестве лица, предоставляющего платежные услуги;

·  в качестве «защитника гос-венных интересов», т.е. выполнять функцию «регулировщика» платежной сис-мы, осуществляя надзор за ее участниками и устанавливая общие правила их работы.

В Российской Федерации общее руководство платежной системой обеспечивает Банк России, который устанавливает правила, формы, сроки безналичных расчетов в Российской Федерации, операционные стандарты безналичных расчетов. Эти правила являются обязательными для всех субъектов хозяйствования.

Банк России также проводит политику обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной сис-мы, повышения ее быстродействия и надежности. Однако он не только создает методологическую и организационную базу, но и является непосредственным участником этой сис-мы, осуществляя межбанковские расчеты через свои подразделения.

Банк России, пользуясь поддержкой гос-ва, имеет возможность:

·  обеспечить внутренние сис-мы расчетов современными средствами телекоммуникаций;

·  регистрировать все платежные операции, происходящие между банками;

·  осуществляя надзор за банковской системой в целом, а также за деятельностью каждого банка в отдельности, оперативно принимать меры по стабилизации финансового положения участников платежной сис-мы с целью недопущения разрыва звеньев расчетной сети;

·  в силу своего особого статуса, обладая достаточной ликвидностью и абсолютной платежеспособностью, сводить риск неплатежей при расчетах с его участием к нулю.

Банк России также регламентирует и осуществляет надзор за функционированием систем расчетов вне Банка России.

1.3 Правовое обеспечение платежной сис-мы

Чтобы платежная сис-ма работала эффективно, она должна опираться на правила, регулирующие права и обязанности сторон, участвующих в платежном процессе, при нормальных операционных условиях и во время сбоя расчетного процесса.

Банком России в целях регулирования сис-мы расчетов посредством банковских карт и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», на основании закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» разработано положение «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществлении расчетов по операциям, совершаемым с их использованием». Эмиссия банковских карт и расчеты с их использованием позволяют сокращать объемы наличных денег в обращении в Российской Федерации.

В действующем российском законодательстве нет свода правил, регулирующих платежи и расчеты, распределение рисков и ответственность кредитных организаций и их клиентов как при электронном переводе денежных средств, так и при «бумажном». В Гражданском кодексе Российской Федерации (часть II) этому вопросу посвящены две главы: глава 45 «Банковский счет», глава 46 «Расчеты». Других законодательных актов федеральных органов власти по этому вопросу не принято. Основным органом, регулирующим и регламентирующим расчетные отношения в различных сис-мах расчетов, является Банк России, который закрепляет и устанавливает определенные стандарты при проведении расчетных операций в нормативных актах Банка России. В результате недостаточности нормативной базы по функционированию платежной сис-мы потенциальная вероятность потерь при переводе денежных средств оказывается достаточно высокой.

Структура платежного оборота в международных расчетах определяется многими факторами. Форма расчетов при импортных и экспортных операциях определяется при заключении контракта. Существует четыре основных формы расчетов в международных операциях: чистое инкассо, документарное инкассо, документарный аккредитив, банковский перевод.

При инкассовой форме расчетов банк обязуется на основании представленных в банк документов получить причитающиеся клиенту денежные средства или ценные бумаги. Чистое инкассо – это получение причитающихся клиенту средств по различным денежным обязательствам, например по чекам, векселям. Документарное инкассо – это получение причитающихся клиенту средств на основании коммерческих документов: счетов, транспортных и страховых документов, подтверждающих отгрузку товаров, оказание услуг, выполнение работ и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.