рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Поддержка малого бизнеса

Известно, что трудности формирования денежных фондов для начала и развития бизнеса – одна из самых существенных проблем малого и микропредпринимательства.

ЗАО "Внешторгбанк Розничные услуги" учитывая большой потенциал данного сегмента рынка разрабатывает новый кредитный продукт – кредитование стартового бизнеса. При учёте наличия специфических зон рисков стартового бизнеса процентная ставка будет равна 24-28% годовых, кредит будет выдаваться на срок не более чем на 2 года. Ресурсы банка позволяют выдавать кредиты в данной категории ежемесячно на сумму 15000000 рублей, что соответствует потребностям данного сегмента ростовского рынка. Ежемесячная прибыль банка будет приблизительно равна 6-10% от суммы выданных кредитов.

Стартовый бизнес в настоящее время практически не кредитуют ни коммерческие банки, перед которыми задача по удвоению ВВП, кстати, не стоит, ни государство, которое, видимо, не в состоянии создать действенный механизм оценки и закрытия рисков по проектам "start-up". Это направление является наиболее проблемным, поскольку рынок кредитов на развитие бизнеса в настоящее время активно насыщается предложениями коммерческих банков, а стартовый бизнес продолжает бесполезный поиск инвесторов. Как показывает практика, примерно одна из 20 попыток привлечь капитал под стартовый проект имеет успех. По признанию одного из руководителей американского венчурного фонда в России, успешными оказываются не более 5% проектов, финансовый результат по которым с лихвой компенсирует все потери по прочим проектам /23/.

В России основным стоп-фактором развития фондов кредитующих стартовый бизнес за счет консолидации средств частных лиц являются вопросы информированности населения, доверия и профессионализма управляющих. По моему мнению, государственные гарантии и средства, прежде всего, должны быть направлены именно в стартовый бизнес в сфере производства товаров и предоставления услуг, и уж, конечно, в иных объемах. Можно пойти по проторенному пути – для повышения качества анализа проектов привлечь высококлассных специалистов, удержать при помощи достойного уровня оплаты труда, рассмотреть возможность страхования рисков в страховых компаниях, чтобы полностью контролировать возможные потери, и поддерживать процентную ставку по кредитам исключительно на уровне потерь /45/.

Банки требуют залогового обеспечения и, соответственно, страхования залога. В связи с этим банк может потребовать, прежде всего, страхования имущества и ответственности, а в некоторых случаях страхования жизни и здоровья владельца бизнеса.

Конечно, страхование залогов малого бизнеса в каком-то смысле сложнее, чем работа с крупным предприятием, потому что по крупному бизнесу больше статистики, информации, проще рассчитать риски. Но, тем не менее, страховщики стараются снизить базовые сквозные ставки тарифа для страхователей залогов из числа начинающих малых предприятий. Это стало возможным благодаря снижению издержек и разработке собственного программного комплекса, который оценивает риски клиента, – что-то наподобие скоринговой оценки в банках/38/.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С момента развития современной банковской системы в России кредитные организации интересовались в основном крупными клиентами. Прибыль от обслуживания холдингов и финансово-промышленных групп в нефтегазовой, машиностроительной или металлургической отраслях приносила банкам устойчивый и высокий доход при минимуме затрат. В результате через нескольких лет в этом секторе настал период жесткой конкуренции: для удержания клиента банки предлагали все более выгодные условия, чем снижали свою прибыль. Таким образом, сложилась ситуация, в которой банковскому сектору пришлось обратить внимание на другие источники прибыли – малый и средний бизнес, розничный рынок. Сейчас многие банки все активнее стремятся кредитовать малый бизнес – он развивается, легализуется, работает с расчетным счетом. Еще один признак обострения конкуренции – приход на рынок все большего количества кредитных организаций.

Если в западных странах предприятия малого бизнеса берут кредиты до 1 миллиона долларов, то в России в среднем ориентируются на сумму до 30 тысяч долларов. То есть по сравнению с развитыми рынками наш бизнес по-настоящему мал. И любое колебание конъюнктуры, не продленный договор аренды на торговую точку или кража, совершенная продавцом, могут существенно ухудшить ситуацию.

Проанализировав работу ЗАО "Внешторгбанка Розничные услуги" можно сделать вывод, что кредитование малого бизнеса действительно активно развивающаяся сфера. Возвратность кредитов малыми предприятиями во многом зависит от эффективности использования заемных средств. Трудности, с которыми сталкивается здесь малый бизнес, зависят от разных факторов: отсутствие опыта, разработка новых направлений, изменение конъюнктуры и прочих. ЗАО "Внешторгбанк Розничные услуги" использует зарубежный опыт, когда банк-кредитор активно участвует в разработке бизнес-плана клиентов, консультирует его руководителей по широкому спектру финансовых проблем. В конце концов, именно кредитор заинтересован в том, чтобы вложенные им средства вернулись с прибылью.

Специфика кредитования малого бизнеса в российской экономике обусловлена:

1 Низкой прозрачностью малого предпринимательства и проблемами, связанными с отсутствием достаточного залогового обеспечения сделки.

2 Сфера кредитования малого бизнеса сама по себе очень рискованная, здесь очевиден как повышенный уровень всех традиционных источников риска, так и наличие специфических зон риска самого малого бизнеса.

3 Плохо развитая система государственных программ по поддержке малого (стартового) бизнеса, по сравнению с зарубежными странами, совместно с банками.

Среди факторов, сдерживающих кредитование малого бизнеса, банки называют: неприемлемый уровень соотношения "доходность-риск", отсутствие данных о кредитной истории, недостаточность ресурсной базы, нормативно-правовые требования Центробанка по формированию резервов.

Таким образом, в целях активизации банковской поддержки малого бизнеса со стороны государства необходимо принятие ряда соответствующих мер /20/:

-  В разработку государственных целевых программ в отношении стартового малого предпринимательства следовало бы внести аспекты формирования льготной среды для их становления.

-  Создание действенной системы предоставления государственных гарантий, обеспечивающей доступ малому бизнесу к финансовым ресурсам.

-  Пересмотреть закон о кредитных бюро, так как нынешнее положение вещей не столько их развивает сколько ещё больше запутывает.

-  В дальнейшем в лице Центробанка разрабатывать направлении по улучшению денежно-кредитной политики в отношении малого бизнеса и подготовить для банков конкретные рекомендации по работе с ними.

Характерно, что при оценке риска по кредитным требованиям не учитывается уровень их обеспеченности. Таким образом, многим малым предприятиям, стабильно работающим, но не имеющим высоколиквидного залога, получить кредит теперь будет много проще. Однако "начинающих" (в том числе и тех, кто может предоставить обеспечение) такой подход вряд ли устроит /16/.

Главный недостаток государственного финансирования малого бизнеса состоит в том, что бюджетные финансовые ресурсы зачастую не доходят до реально функционирующих малых предприятий. Сложившаяся система контроля не обеспечивает целевого использования бюджетных ресурсов. Практика свидетельствует о том, что выборочное предоставление прямых льготных кредитов и субсидий оказывает меньшее стимулирующее воздействие на формирование финансов малых предприятий, чем осуществление государственной поддержки в форме гарантированного кредита.

Использование государственных и муниципальных гарантий по кредитам коммерческих банков под проекты создания и развития малых предприятий имеет несомненные преимущества.

С помощью гарантирования возврата кредитов можно было бы решить так называемую проблему start-up, когда начинающему бизнесу требуются денежные средства для развития, а полный залог, стоимость которого банки искусственно завышают в два-три раза, он предоставить не может.

Создание кредитных бюро призвано снизить вероятность кредитования недобросовестных заемщиков, однако на данный момент эта система практически не функционирует, хотя работа в данном направлении ведется давно.

В целом кредитные бюро не являются организациями, способными самостоятельно, без взаимодействия с другими институтами решить проблему минимизации рисков при кредитовании мелких предприятий. В тоже время само появление на российском финансовом рынке института бюро кредитных историй способствует созданию инфраструктуры цивилизованного рынка кредитования, включающей в себя наряду с кредитными бюро и другие механизмы минимизации рисков, основанные, в частности, на разделении рисков между банками, страховыми компаниями, региональными администрациями.

Мировая практика свидетельствует: без определенных государственных преференций, в том числе финансовых, малое предпринимательство развиваться не может. Развитие малого бизнеса в нашей стране должно приобрести статус национального проекта, считают руководители банков.

В дальнейшем прогнозируется что сфера кредитования малого и среднего бизнеса будет развиваться по двум направлениям: кредитные продукты для средних клиентов, которые по масштабам своей деятельности ближе к малым, стандартизуются, а для растущих малых компаний, которые приближаются к средним, условия кредитования, наоборот, станут более гибкими и индивидуальными.

Однако все банкиры сходятся во мнении, что конкурентная борьба за качественного среднего заемщика в 2005 году возросла. Это отразилось в увеличении сумм и сроков кредитования, снижении процентных ставок, сокращении сроков рассмотрения заявок (в ряде банков до двух-трех дней). В ближайшей и среднесрочной перспективе подобные тенденции сохранятся.


CONCLUSION

Among the factors constraining crediting of small business, banks are unacceptable level of parity "profitableness-risk", absence of data about credit history, insufficiency of resource base, legal requirements of the Central Bank on formation of reserves.

And still the basic problem, apparently is in other. The present approach to formation and updating of system of the legislation actually does not stimulate development of small business and considers its needs a little.

Thus, with a view of activization of bank support of small business from the state acceptance of some corresponding measures/20/is necessary:

·  Concerning starting small business it would be necessary to bring aspects of formation of the preferential environment In development of the state target programs for their becoming.

·  Creation of effective system of granting of the state guarantees, providing access to small business to financial resources;

·  Allocation in the state programs of support of small business of means for realization of programs of subsidizing and optimization of interest rates under the bank credits, the given subjects of small business; control of use of the given means on a special-purpose designation.

·  To reconsider the law on credit bureaues as not so much they develop a present state of affairs as many even more confuses.

·  In the further on behalf of the Central Bank to develop a direction on improvement of a monetary and credit policy concerning small business and to prepare for banks concrete recommendations on work with them.

However all bankers converge in opinion, that competitive struggle for the qualitative average borrower in 2005 has increased. It was reflected in increase in the sums and terms of crediting, decrease in interest rates, reduction of terms of consideration of applications (in a number of banks about two-three days). In the nearest and intermediate term prospect similar tendencies will be kept.

перечень сокращений, символов и специальных терминов

–  ВВП – Валовой внутренний продукт.

–  ВТБ – Внешторгбанк.

–  ЕБРР – Европейский банк реконструкции и развития.

–  ЗАО – Закрытое акционерное общество.

–  КМБ-Банк – Банк кредитования малого бизнеса.

–  МАП – Министерство по антимонопольной политике.

–  ООО – Общество с ограниченной ответственностью.

–  РосБР – Российский банк развития.

–  РФ – Российская Федерация.

–  США – Соединенные Штаты Америки.

–  ФО – Федеральный округ.


Список использованных источников

1.  Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2005.–208с.

2.  Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Проспрект, 2002. – 460с.

3.  Постановление Правительства РФ от 12.07.1999 №793 "Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства"

4.  Приказ МАП РФ от 17.11.1999 №441 "Об утверждении Положения о территориальном управлении МАП России"

5.  Указа Президента от 08.07.1994 № 1484 "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета".

6.  Указом Президента от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"

7.  Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".

8.  Федеральный закон от 21.07.2005 года № 110-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях".

9.  Бахмудов, М.М. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы /М.М. Бахмудов М.: Финансы и статистика, 2004.

10.  Богданова, С.М. Гарантии малому бизнесу дает область /С.М. Богданова // Банковское дело. – 2006. – №1. – С.43-49.

11.   Букото, В.И. Банки и банковские операции в России /В.И. Букато – Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под. ред. Ланидуса М.Х.–М.: Финансы и статистика, 2001.–368с.

12.   Васильченко, С.М. Внешторгбанк рассчитывает на десятую часть всей банковской розницы в стране /С.М. Васильченко // Банковское обозрение. – 2005. – №4. – С.26-34.

13.   Велетминский, И.Л. Греф посадит малый бизнес в инкубатор и втрое понизит ему административные барьеры /И.Л. Велетминский // Российская бизнес-газета. - 2005. - № 7(498). - С. 2.

14.  Владимиров, Д.М. Надежда для малого бизнеса /Д.М. Владимиров // /Российская бизнес-газета. – 2006 – №57(4023). – С. 4.

15.  Гладунов, О.М. Кредит недоверия /О.М. Гладунов // Российская бизнес-газета. – 2006. – №12(549). – С.3.

16.  Грушко, О.Ю. Как частнику взять кредит /О.Ю. Грушко //Комсомольская правда. – 2005. – №20(864). – С.5.

17.  Гурвич, В.Н. Кредитные бюро копят истории /В.Н. Гурвич // Российская бизнес-газета. – 2006. – №9(546). – С.3

18.  Гуркина, Е.А. Путин передал бизнесу привет /Е.А. Гуркина // Независимая газета. – 2006. – №80(3758). – С.1.

19.  Гусева, И.Л. Кредитование малого бизнеса: российские реалии и зарубежный опыт /И.Л. Гусева, А.Л. Гусева // Банковское кредитование. – 2005. – №2. – С.43-57.

20.  Доклад на тему: "Создание системы кредитования малого бизнеса. Вопросы совершенствования банковского законодательства" подготовленный М.В. Мамута.

21.  Дуборкин, В.И. Малый и средний бизнес важнейший партнер и клиент региональных банков /В.И. Дуборкин // Финансы и кредит. – 2004. – №9. – С.28-36.

22.   Дяченко, О.Л. Маленький, но такой дорогой /О.Л. Дяченко // Банковское обозрение. – 2005. – №2. – С6-9.

23.  Евпланов, А.А. Большие деньги для малого бизнеса /А.А. Евпланов // Российская бизнес-газета. – 2006. – №6(543). – С. 8.

24.  Евпланов, А.А. Кредитные истории идут к сроку /А.А. Евпланов // Российская бизнес-газета. – 2005. – №21(515). – С.5.

25.  Евпланов, А.А. Поднадзорные истории /А.А. Евпланов // Российская бизнес-газета. – 2005. – №30(523). – С.4.

26.  Евпланов, А.А. Честное кредитное /А.А. Евпланов // Российская бизнес-газета. – 2005. – №19(512). – С.2.

27.  Заславская, О.Ю. Как будет работать кредитное бюро /О.Ю. Заславская // Финансовые известия. – 2006. – №10(752). – С.6.

28.  Зыкова, Т.Н. Полмиллиона на мелкие расходы /Т.Н. Зыкова // Российская бизнес-газета. – 2005. – №12(503). – С.4.

29.  Зыкова, Т.Н. Тайны кредитного бюро доверили Федеральной службе по финансовым рынкам /Т.Н. Зыкова // Российская бизнес-газета. – 2005. – №26(517). – С.3.

30.  Ибадова, Л.Т. Государственная финансово-кредитная поддержка малого бизнеса /Л.Т. Ибадова // Финансы и кредит. – 2005. – № 16(184). – С.46-57.

31.   Ибадова, Л.Т. Правовые проблемы банковского кредитования малого бизнеса /Л.Т. Ибадова // Банковское дело. – 2006. – №1. – С.50-52.

32.  Каледина, А.Н. Кредиты малому бизнесу полегчают /А.Н. Каледина // Финансовые известия. – 2005. – №16(734). – С.8.

33.  Колодина, И.А. Малому бизнесу понижают планку /И.А. Колодина // Российская бизнес-газета. – 2005. – №8(499). – С.2.

34.  Колодина, И.А. Малый бизнес просится в нацпроект /И.А. Колодина // Российская бизнес-газета. – 2006. – №17(554). – С.1.

35.  Кононов, А.М. Банки должны учиться рисковать в работе с инновационным и малым бизнесом /А.М. Кононов // Российская бизнес-газета. – 2005. – №43(534). – С.6.

36.  Кононов, А.М. И деньги, и доверие с чистого листа /А.М. Кононов // Российская бизнес-газета. – 2004. – №14(298). – С.7.

37.  Коржом, М.В. Малый бизнес просит кредит /М.В. Коржом //Российская бизнес-газета. – 2004. – №14(298). – С. 8.

38.  Махлин, М.М. Где взять стартовый капитал/ М.М. Махлин //Российская бизнес-газета. – 2005. – №11(502). – С. 4.

39.  Махлин, М.М. Миллионы для малого бизнеса /М.М. Махлин // Российская бизнес-газета. – 2005. – №32(533). – С.3

40.  Махлин, М.М. Правительство определилось с государственной поддержкой предпринимательства /М.М. Махлин // Российская бизнес-газета. – 2005. – №15(506). – С.5.

41.  Наумов, И.И. Кредитный перебор /И.И. Наумов // Независимая газета. – 2006. – №80(3758). – С.3.

42.  Озеров Г.М. О проблемах совершенствования законодательства в сфере малого бизнеса /Г.М. Озеров – М:. Финансы и статистика, 2004.

43.   Отчет по результатам исследования "Оценка условий предпринимательской деятельности и эффективности государственной поддержки малого бизнеса" проведенного общероссийской общественной организацией малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ" на основании анкетирования предпринимателей, занятых в малом и среднем бизнесе.

44.   Отчет по результатам общероссийского исследования: "Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ" проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения и общероссийской общественной организацией малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ" на основании анкетирования предпринимателей, занятых в малом и среднем бизнесе.

45.  Пятилетова, Л.К. Малому бизнесу есть что терять /Л.К. Пятилетова // Российская бизнес-газета. – 2006. – №16 (517). – С.4.

46.  Сиденко И.А. Системы поддержки и развития малого бизнеса за рубежом. /И.А. Сиденко – М.: Финансы и статистика, 2003.

47.  Смирнова, Т.Н. Кредитование малого бизнеса и закон: тенденции, проблемы, перспективы /Т.Н. Смирнова // Банковское кредитование. – 2005. – №2. – С.32-41.

48.  Смольякова, Т.О. Бизнес вреден для здоровья /Т.О. Смольякова // Российская бизнес-газета. – 2005. – №39(530). – С.7.

49.  Федотова, И.В. Кредит на вырост не дадут /И.В. Федотова // Финансовые известия. – 2005. – №21(739). – С.9.


ПРИЛОЖЕНИЯ

приложение А – бУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС ЗАО "Внешторгбанк Розничные услуги" (обязательное)

Таблица А.1 – Бухгалтерский баланс ЗАО "Внешторгбанк Розничные услуги" на 1 января 2006 года

В тысячах рублей

Наименование статей На конец отчетного периода
1 2
I АКТИВЫ
1 Денежные средства и счета в Центральном банке Российской Федерации 6927787
2 Обязательные резервы в Центральном банке Российской Федерации 5162921
3 Средства в кредитных организациях за вычетом резервов 81815559
3.1 Средства в кредитных организациях 8188656
3.2 Резервы на возможные потери 33097
4 Чистые вложения в торговые ценные бумаги 27779325
4.1 Вложения в торговые ценные бумаги 27779325
5 Ссудная и приравненная к ней задолженность 275945712
6 Резервы на возможные потери по ссудам 12065906
7 Чистая ссудная задолженность 263879806
8 Процентные начисления (включая просроченные) 4947358
9 Чистые вложения в инвестиционные ценные бумаги 5945343
9. 1Вложения в инвестиционные ценные бумаги, удерживаемые до погашения 6034554
9.2 Резервы на возможные потери 89211
10 Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы 4760389
11 Чистые вложения в ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи 24866309
11.1 Ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи 28832141
11.2 Резервы под обеспечение ценных бумаг на возможные потери 3965832
12 Расходы будущих периодов по другим операциям, скорректированные на наращенные процентные доходы 430262
13 Прочие активы за вычетом резервов 3548487
13.1 Прочие активы 3949235
13.2 Резервы на возможные потери 400748
14 Всего активов 356403546
II ПАССИВЫ
15 Кредиты полученные кредитными организациями от Центрального банка РФ 20451970

Продолжение таблицы А.1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.