рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Исследование роли местных налогов и сборов в формировании территориальных бюджетов

-  библиотечное обслуживание.

В отличие от первой, при данной категории не нарушаются законные интересы бюджета. Следовательно, отсюда вытекает главное отличие политики налоговой оптимизации от политики уклонения от налогов - граждане, не нарушая закон, используют разрешенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей. Таким образом, действия плательщика не относится к преступлению или правонарушению, следовательно, не влекут за собой неблагоприятных последствий, таких, как доначисление налогов, взыскание пени и налоговых санкций. Налоги нужно не только минимизировать, нужна и оптимизация налогов.

Незаконное уменьшение налогов, или уклонение от них, влечет последствия для государства. При этом государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, следовательно, ему приходиться ограничивать расходы. Вследствие этого, приостанавливается реализация некоторых государственных программ, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий [13].

Политические причины подталкивают граждан к уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, или обеспечения своего функционирования, но и как инструмент социальной или экономической политики, что случается довольно часто. Таким образом необходимо обеспечить своевременное поступление платежей в бюджет, а также справедливое их перераспределение. Только в этом случае государство может своевременно выплачивать пенсии, пособия, а также оказывать материальную помощь безработным.

Важной задачей налоговой политики является преодоление социальной ущербности рыночной экономики. “Общество, в котором небольшая группа богатых сильно оторвана от большой группы бедных людей, - констатирует Президент в своем послании народу Казахстана, – никогда не выживет и не будет процветать” [14].

Разрабатывая конкретные направления налоговой политики, государство должно обеспечить решение следующих основных задач:

- социальные задачи по обеспечению занятости, стимулированию роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;

- задачи оптимизации налоговых изъятий, то есть достижение паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.

Основные направления налоговой политики государства показаны на рисунке 5.



Рисунок 5 - Основные направления налоговой политики

Основными направлениями налоговой политики государства являются: построение стабильной налоговой системы в Республике Казахстан; сокращение числа налогов путем отмены видов налогов, не дающих значительных поступлений в бюджет государства, или их укрупнения; облегчение налогового бремени производителей продукции и устранение двойного налогообложения.

Социальные возможности бюджета не безграничны и определяются мерой налоговых изъятий, чрезмерность которой угнетающе действует на производство. Как отмечалось выше, в настоящее время разумнее ставить вопрос не об увеличении социальных расходов, а о более рациональном использовании собираемых налогов в целях максимизации получаемого социального эффекта и достижения приемлемых социальных стандартов. Очень тяжело создать справедливую налоговую систему, т. е. обеспечить справедливое внесение с платы всеми, кто пользуется благами общественных товаров и услуг. Практически ни одно государство еще не смогло добиться точного, справедливого и рационального распределения денежных ресурсов из государственного бюджета.

Справедливость и гласность в налоговой политике являются очень важными при информировании населения о том, куда, зачем и на какие цели расходуются налоги. Каждый гражданин государства вправе это знать.

Идеальная налоговая политика является мечтой любого государства и общества, которую пока еще никто не достиг. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди у нас еще очень долгий путь. В конечном итоге закрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения не только позволит сделать налоговую систему эффективной, но и будет способствовать установлению налоговой дисциплины и воспитанию цивилизованного и добросовестного гражданина [15].

1.3 Зарубежный опыт организации механизма местного налогообложения

Развитие японской экономики в последнюю четверть двадцатого века характеризуется интенсивной структурной перестройкой. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо - организационных структур.

Основными источниками финансирования данных направлений является система налогообложения. Так, доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени, штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п.

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять. Налоги взимаются прямые и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги.

В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет. [10; с.56]

В 2004 году общие доходы местных органов управления составили 80,41 трлн иен. Из них собственные налоговые поступления составили 33,45 трлн иен, или 41,6 % доходной части местных бюджетов; 14,33 трлн иен, или 17,8 %, дали отчисления от общегосударственных налогов; 10,65 трлн иен, или 13,2 %, составили дотации государства на осуществление общенациональных мероприятий; остальные 21,98 трлн иен, или 27,3 % доходов местных бюджетов - это неналоговые поступления, включая займы. [12; с.58].

В Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от северо - американской, где местные налоги превышают 2/3 бюджета муниципалитетов.[7; с.296].

Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов.

В местных налогах решающая роль принадлежит прямым налогам: в 2003 году на них приходилось 79 %, в 2004 году - 87,5 % [7; с.297].

Юридические лица уплачивают префектурный подоходный налог в размере 12,3 % от государственного, что дает ставку 1,67 % от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог в размере 12,3 % от государственного, или 4,12 % от прибыли. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектур; его ставка 10,71 %. [12; с.57]

Физические лица уплачивают подоходный префектурный налог по ставкам 5, 10, 15 % в зависимости от суммы дохода. Кроме этого существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый гражданин Японии независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в сумме 3200 иен в год. [12; с.57]

К прямым налогам относятся и некоторые местные имущественные налоги. Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4 % от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам.[12; с.57] При приобретении или продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги.

Из местных косвенных налогов следует отметить налог на табак, бензин, на рестораны и бары, на потребление электричества и газа.

Таким образом, за счет средств местных органов власти в Японии финансируется развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий. Кроме того, через местные бюджеты проводятся расходы на подготовку рабочей силы, выплату различных пособий, пенсий. Значительная часть бюджетных средств расходуется на содержание местных органов власти, в том числе полиции, органов суда и прокуратуры.

В последние года происходит постоянный рост и доходной, и расходной части местных бюджетов Японии, причем рост доходов опережает рост расходов. Местные бюджеты в Японии сводятся без дефицита. Кроме общего баланса года учитывается реальный баланс, который рассчитывается путем исключения из общего баланса остатка финансовых ресурсов предыдущего года. Изучая расходы местных органов власти, необходимо отметить, что их удельный вес в ВНП значительно больше удельного веса в ВНП расходов центрального правительства.

В последние годы в Японии была провозглашена политика снижения налогового бремени. Бремя государственных и местных налогов уменьшилось с 21,9 % ВВП в 2000 - 2001 году до 18,0 % в 2003 - 2004 году.

В ходе реформы структуры финансов, которая началась в Японии с 1997 года, происходит пересмотр налогообложения, чтобы “снизить бремя работающего поколения и разделить его со всеми членами общества. Правительство обещает при этом принять необходимые меры. чтобы не допустить большого воздействия налоговой реформы на лиц с низкими доходами в возрасте старше 65 лет.


2. Оценка системы местного налогообложения на примере ГКП «Экибастузкоммунсервис» акимата города Экибастуза

2.1 Характеристика и экспресс анализ деятельности ГКП «Экибастузкоммунсервис» акимата города Экибастуза

Экибастузский регион - это угольно-энергетический центр Казахстана, обладающий большими экономическими ресурсами. Мощные хозяйствующие субъекты региона с большим фискальным потенциалом обеспечивает для региона необходимую налоговую базу.

Государственное коммунальное предприятие «Экибастузкоммунсервис» акимата города Экибастуза создано на основании постановления акимата Павлодарской области от 15 января 2003 года № 1/1 «О создании государственного коммунального предприятия «Экибастузкоммунсервис» акимата города Экибастуза.

ГКП «Экибастузкоммунсервис» акимата города Экибастуза создано в форме государственного коммунального предприятия, основанное на праве хозяйственного ведения, и в своей деятельности руководствуется Законами Республики Казахстан, Указами Президента Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом.

Уполномоченным органом Предприятия является акимат города Экибастуза. Органом государственного управления предприятия является ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Экибастуза».

Основной целью деятельности предприятия является осуществление производственно хозяйственной деятельности в области охраны окружающей среды.

Предметом деятельности предприятия является проведение работ, определяемых потребителями города, по содержанию, озеленению, ремонту и строительству объектов коммунального хозяйства и благоустройства, которые непосредственно влияют на качество окружающей среды, а также тех работ, которые недостаточно охвачены частным сектором экономики.

Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

-  производство работ по санитарной очистке городских земель общего пользования (улицы, скверы, площади, парки);

-  производство работ по сбору, утилизации переработке промышленных и бытовых отходов, содержание и эксплуатации городских полигонов твердо бытовых отходов (свалок);

-  производство работ по содержанию систем городских поливочных водопроводов и других коммунальных инженерных сооружений;

-  производство работ по содержанию и благоустройству объектов городского хозяйства города Экибастуза, а именно: парков, скверов, пляжей и других зон отдыха;

-  производство работ по содержанию, ремонту, строительству и реконструкции зданий, сооружении и инженерных объектов коммунального хозяйства (путепроводов и других);

-  содержание, ремонт и реконструкция мемориальных комплексов, других памятников и малых архитектурных форм, имеющих историческое и культурное значение, а также недействующих кладбищ;

-  производство аварийно-восстановленных работ на объектах коммунальной собственности и жилого фонда (оказание услуг собственникам зданий и сооружений по ликвидации аварийных ситуаций на внутридомовых инженерных сетях);

-  оказание платных услуг юридическим и физическим лицам- производство работ и предоставление услуг в соответствии с предметом и видами деятельности, закрепленными уставом.

Орган государственного управления предприятием имеет следующие полномочия:

-  определение приоритетных направлении деятельности Предприятия;

-  рассмотрение и утверждение текущих и перспективных планов хозяйственной деятельности предприятия, в том числе плановых финансовых показателей, периодичности и порядка их предоставления;

-  контроль и анализ выполнения плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности Предприятия с предоставлением соответствующего отчета в уполномоченный орган в установленные им сроки.

Органом предприятия как юридического лица является его Директор, подотчетный органу государственного управления. Орган государственного управления оформляет отношения с руководителем предприятия посредством заключения индивидуального трудового договора в соответствии с законодательством Республики Казахстан о труде.

Директор Предприятия несет персональную ответственность перед собственником и органом государственного управления за состояние дел на предприятии.

Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе Предприятия. Имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения и формируется за счет:

-  имущества, переданного ему собственником или Уполномоченным органом;

-  денег и иного имущества, приобретенного в результате собственной деятельности;

-  иных источников, не запрещенных законодательством

Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью и значится объектом права государственной коммунальной собственности.

Уставный капитал предприятия составляет 2 400 000 тенге. На данный момент среднесписочная численность постоянных работников ГКП «Экибастузкоммунсервис» акимата города Экибастуза составляет 134 человек, это выше чем в прошлом году на 28 работников.

Организационная структура предприятия приведена в приложении А. Финансовый отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия. Отдел подчиняется заместителю директора по финансам.

В своей работе отдел руководствуется действующим законодательством, постановлениями правительства, инструкциями по вопросам финансовой деятельности, приказами, указаниями заместителя директора по экономике и руководителя предприятия, планом работы и положением об отделе. Совместно с отделами экономики и планирования занимается обеспечением финансовыми ресурсами заданий по производству продукции, капитальному строительству, внедрению новой техники и других плановых затрат, а также изыскание резервов производства, увеличения прибыли и повышения рентабельности при обязательном выполнении финансовых обязательств перед бюджетом, банками и поставщиками, анализ текущей финансовой деятельности предприятия, принимает участие в осуществлении финансово хозяйственной деятельности предприятия. Проводит постоянный анализ и контроль за налоговым законодательством вместе с бухгалтерией предприятия, а также контроль за своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, а также за задолженностью перед бюджетом и фондами.

Для анализа финансово-хозяйственной деятельности, контроля за доходами предприятие осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в установленном порядке.

Для более полной оценки деятельности предприятия проведем экспресс - анализ финансового состояния предприятия. Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа рассчитывают различные показатели и дополняют их методами, основанными на опыте и квалификации специалиста.

Экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор финансовой отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности.

Цель первого этапа - принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению. Для этого проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей, проверяется правильность и ясность всех отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги.

Цель второго этапа - ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта.

Третий этап - основной в экспресс-анализе; его цель - обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей.

В рамках экспресс анализа проведена оценка имущественного положения фирмы, ликвидности его активов, оценка финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности.

Система показателей экспресс - анализа деятельности представлена в таблице Б.1.

По состоянию на 31 декабря 2005 года сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия, составила 3 735 154 878 тенге, которые по сравнению с предыдущим периодом увеличились на 1,46 %. Данное изменение на 295,82 % обусловлено сокращением объема внеоборотных активов и на 395,8 % увеличением объема оборотных средств.

Структура совокупных активов характеризуется значительным превышением в их составе доли внеоборотных активов, которая в отчетном периоде по сравнению с предыдущим сократилась на 5,33 % и составила в 2005 году 68,64 %.

Приращение оборотных средств преимущественно было обусловлено ростом краткосрочной дебиторской задолженности, увеличившейся в 2005 году на 7,71 % и составившей в этом же периоде 25,51 % общей величины имущества предприятия.

Удельный вес внеоборотных активов соответственно уменьшился на 5,33 % и составил в 2005 году 68,64 %.

Увеличение имущества предприятия на 814,07 процентных пункта было обеспечено ростом собственных источников средств и на 4239,44 процентных пункта покрывалось сокращением обязательств предприятия.

Структура источников средств характеризуется преобладающим удельным весом собственных средств (62,52 %), причем их доля в общем объеме увеличилась по сравнению с предыдущим периодом на 10,99 %, что положительно характеризует деятельность предприятия.

Структура заемных средств в отчетном периоде претерпела ряд изменений: удельный вес доли долгосрочных обязательств сократился на 5,41 % и составил в 2005 году 34,42 %. В то же время доля кредиторской задолженности сократилась на 57,11 % достигнув в отчетном году 3,06 %.

Несмотря на увеличение суммы основных средств, следует отметить, что оборудование, здания, сооружения предприятия значительно изношены, о чем свидетельствует коэффициент износа основных средств, составивший на конец 2005 года 38,81 %. Причем, по сравнению с прошлым периодом, данный показатель вырос на 5,23 %, что является отрицательной тенденцией.

Значение коэффициента общего покрытия говорит о том, что в 2004 году предприятие смогло бы погасить лишь 43,26 % своих обязательств, как краткосрочных, так и долгосрочных за счет реализации всех своих оборотных активов. При этом, в 2005 году такая возможность значительно повысилась, в виду превышения текущих активов над текущими обязательствами более, чем в 10 раз.

Коэффициент абсолютной ликвидности свидетельствует о том, что в 2005 году предприятие не имело достаточно наиболее ликвидных активов, то есть денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций, для того, чтобы полностью оплатить свои краткосрочные обязательства. Данных средств было достаточно для оплаты лишь 0,42 % краткосрочной задолженности, что гораздо ниже нормативного значения (20 %). Причем по сравнению с прошлым периодом данный показатель снизился на 0,27 процентных пункта.

В 2005 и 2004 годы финансирование товарно - материальных запасов и расходов будущих периодов осуществлялось в полном объеме за счет собственных оборотных средств. Причем коэффициент маневренности собственных оборотных средств показывает, что в отчетном году лишь 0,05 % собственных оборотных и долгосрочных заемных средств были представлены в виде наличных денег.

Об относительно высоком удельном весе (62,52 %) собственных средств в общей сумме источников финансирования, свидетельствует коэффициент независимости, причем в отчетном году значение данного показателя увеличилось, что говорит об усилении автономности собственных средств компании. Коэффициент маневренности капитала показывает, что 44,55 % собственных средств в 2005 году использовалось для финансирования текущей деятельности, то есть вложена в оборотные средства. Причем по сравнению с предыдущим периодом данный показатель уменьшился на 17 %.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.