рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Исследование роли местных налогов и сборов в формировании территориальных бюджетов

Принят ряд постановлений Правительства Республики Казахстан, регламентирующих порядок проведения проверок субъектов частного предпринимательства со стороны государственных контролирующих органов, разработаны Правила регистрации актов о назначении проверок субъектов предпринимательства государственными органами, введен единый статистический учет всех проверок хозяйствующих субъектов.

В целом, в республике создан конкурентный рынок товаров и услуг и определены институциональные меры поддержки и развития малого предпринимательства. Все это положительно влияет на развитие малого предпринимательства. Так по состоянию на начало 2006 года в республике зарегистрировано 145,1 тыс. субъектов малого предпринимательства, что на 10,9 % больше, чем в 2005 г. При этом действующие субъекты малого предпринимательства составляют 71,2 % от количества зарегистрированных.

Динамичному развитию малого бизнеса способствуют инструменты налогового механизма РК. Необходимо отметить, что основными налогами и платежами в местный бюджет, уплачиваемыми субъектами малого и среднего предпринимательства являются следующие: индивидуальный подоходный налог; акцизы; социальный налог; земельный налог; единый земельный налог; налог на транспортные средства; налог на имущество; сбор за регистрацию юридических лиц; сбор за регистрацию индивидуальных предпринимателей; лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности.

В течение 2002-2006 годов в Налоговый кодекс Республики Казахстан были внесены изменения и дополнения, связанные с дальнейшим снижением налогового бремени для субъектов малого бизнеса.

Анализ функционирования налогового механизма на современном этапе подтвердил тот факт, что безусловным приоритетом современного развития должен стать переход к формированию конкурентных преимуществ на основе ускоренного инновационного обновления производства.

К числу наиболее острых проблем следует отнести не урегулированные в действующем налоговом механизме проблемы:

-  восстановления основных средств за счет не облагаемых подоходным налогом затрат;

-  общедоступное налоговое стимулирование инвестиций в инновационное развитие производства;

-  финансирование затрат на профессиональное образование за счет не облагаемых подоходным налогом затрат;

Начиная с 1999 года налоговое законодательство было подвергнуто ряду кардинальных изменений, исключавшим налоговое стимулирование обновления основных фондов. В настоящее время налогоплательщик по фиксированным активам (основные средства и нематериальные активы), впервые введенным в эксплуатацию в первый налоговый период имеет право исчислять амортизационные отчисления по двойным нормам амортизации. Ранее предпринимателям предоставлялось право единовременного отнесения на вычеты затрат на приобретение технологического оборудования и капитальное строительство.

Таким образом, с момента принятия Налогового кодекса обновление основных средств осуществляется исключительно за счет чистого дохода.

Необходимо пересмотреть концептуальные подходы в отношении налогового обновления основных средств, особенно в реальном секторе, разработав простые и общедоступные механизмы на основе общепринятых форм налоговой и финансовой отчетности.

Согласно Налоговому Кодексу (по состоянию на 1.01.2007г.) амортизационные отчисления производятся путем применения норм амортизации к остаточной стоимости основных фондов, входящим в соответствующие подгруппы. Необходимо экстренное реформирование амортизационной налоговой политики в Республике Казахстан, поскольку современное законодательство не обеспечивает даже простого воспроизводства основных средств. Их обновление, начиная с 2000г., товаропроизводители вынуждены производить за счет чистого дохода или отвлечения оборотных средств.

Не в полной мере отражен механизм предоставления льгот по налогу на землю. Не отработаны вопросы предоставления земельных участков в длительное или краткосрочное арендное пользование, условия последующего выкупа.

Нуждается в совершенствовании практика обложения налогом на имущество. Так, объекты незавершенного строительства можно освободить от этого налога, ведь они не используются в предпринимательской деятельности, не приносят дохода и не амортизируются.

Следует отметить, что в последние годы достаточно много уделяется внимания совершенствованию налоговой системы и меньше проблемам налоговой администрации. Между тем сложная обстановка со сборам налогов ставит перед необходимостью совершенствовать уровень организационной и контрольной работы налоговых инспекций, от эффективного функционирования которых во многом зависит благополучие бюджета. Формирование действенной государственной налоговой службы определенно как задача создания одного из ключевых институтов эффективной рыночной экономики. Поэтому ход экономической реформы обусловил адекватные изменения не только налогового законодательства и системы налогов, но и организации деятельности государственной налоговой службы Республики Казахстан.

По мере улучшения экономического климата в республике, в ходе которого сокращается число налогов, снижается налоговая нагрузка, изменяются в лучшую сторону правила налогообложения - вопросы налогового администрирования и контроля выходят на первый план. Снижая налоги, государство вправе требовать их уплаты, однако одно только снижение налогов само по себе недостаточно для того, чтобы побудить недобросовестных налогоплательщиков исполнять свои налоговые обязательства в полном объеме. А без этого на рынке не будет равных условий, поскольку тот, кто не платит налогов, будет иметь очевидное конкурентное преимущество перед честным налогоплательщиком. Иными словами, снижение налоговой нагрузки должно сопровождаться адекватным усилением контроля.

Таким образом, на сегодняшний день особую актуальность в нашем государстве приобретает борьба с налоговыми правонарушениями и ужесточение ответственности за их совершение. Наведение порядка в этой сфере является не столько фискальной задачей государства, сколько важным элементом создания здоровой экономической среды и привлекательного инвестиционного климата.

За период независимости Казахстана под влиянием активных экономических реформ существенно изменилась структура налоговых правонарушений. Обозначился ряд основных способов уклонения от уплаты налогов, таких как, сокрытие объектов налогообложения, в т.ч. путем ведения двойной бухгалтерии; непредставление документов налоговой отчетности в налоговые органы или включение в документы налоговой отчетности заведомо искаженных данных об объектах налогообложения, суммах налогов и других обязательных платежей в бюджет; уклонение от постановки на учет предприятия в налоговом органе в целом или по отдельным видам налогов; открытие нескольких банковских счетов без уведомления налогового органа; умышленное уменьшение активов организации с целью уклонения от применения по отношению к организации мер принудительного взыскания налоговой задолженности; проведение расчетов по хозяйственным операциям, минуя банковские счета организации, в т.ч. через банковские счета третьих лиц, либо проведение расчетов наличными деньгами; уклонение от оформления счетов - фактур или оформление фиктивных счетов - фактур.

Вся система местного налогообложения должна быть оптимизирована таким образом, чтобы отдельные налоги не теряли сути экономического регулятора и были направлены на достижение равновесия между фискальной и регулирующей функциями.

Таким образом, проведенный в ходе исследования анализ системы местного налогообложения в Республике Казахстан, показал, что местные налоги и сборы занимают важное значение в налоговой системе Казахстана, поскольку они являются стабильным и самостоятельным источником доходов местных бюджетов. В то же время выполнение ряда общегосударственных социальных задач невозможно без привлечения местных финансовых ресурсов.

Перспективными же направлениями в развитии системы косвенного налогообложения должны стать:

-  продолжение автоматизации процессов налогового администрирования;

-  улучшение контроля качества и эффективности налогового аудита, внедрение системы электронного контроля налогового аудита;

-  развитие методологии прогнозирования и учета поступления доходов в местный бюджет;

-  мониторинг деятельности крупных налогоплательщиков;

-  совершенствование работы по взиманию акцизов;

-  совершенствование процедуры налоговых апелляций.

В заключение хотелось бы отметить, что ни одна мера не будет действенной, если налоговой службой не будут установлены с плательщиками принципиально новые отношения. Поскольку времена угроз, предупреждений и напоминаний о необходимости платить налоги уже прошли. Привычка платить налоги - хорошая привычка. И приучать к налоговому порядку должна налоговая служба, потому что уплата налогов должна стать нормой жизни, добровольной обязанностью, обыкновенной привычкой законопослушного гражданина, живущего в цивилизованной стране в 21 веке.

Мы уверены, что рациональная организация работы с налогоплательщиками и информационно - разъяснительная работа обеспечат высокую эффективность системы местного налогообложения.


Заключение

Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Налоговым Кодексом в Республике Казахстан введена двухуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

-  первый уровень - это республиканские налоги Казахстана. Они действуют на территории всей страны и формируют основу доходной части республиканского бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность местных бюджетов;

-  второй уровень - налоги областей, районов, городов республиканского значения в составе Республики Казахстан (местные налоги).

Следует отметить, что немаловажное значение в налоговой системе в настоящее время играют местные налоги сборы, поскольку они гарантируют финансовую поддержку важных для региона программ.

Местные налоги - это налоги и сборы, поступающие в доход местных бюджетов и (или), устанавливаемые местными органами власти и взимаемые на подведомственной им территории. Местные налоги взимаются на всей территории Республики Казахстан.

Важное место в рассмотрении системы местного налогообложения занимает проблема межбюджетных отношений, то есть отношений, складывающихся между республиканским и местными территориальными бюджетами. Так, согласно Бюджетного Кодекса Республики Казахстан, межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

Данные налоги взимаются на всей территории Казахстана. При этом конкретные ставки этих налогов, определяются законодательными и правовыми актами органов республиканского значения. Однако, например в земельном налоге допускается изменение базовых ставок налога по решению местных представительных органов.

Из перечисленных выше налогов и сборов наибольшее значение в поступлениях местных бюджетов занимают индивидуальный подоходный налог, имущественный налог и налог на землю, акцизы.

Государственное коммунальное предприятие «Экибастузкоммунсервис» акимата города Экибастуза создано на основании постановления акимата Павлодарской области от 15 января 2003 года № 1/1 «О создании государственного коммунального предприятия «Экибастузкоммунсервис» акимата города Экибастуза.

ГКП «Экибастузкоммунсервис» акимата города Экибастуза создано в форме государственного коммунального предприятия, основанное на праве хозяйственного ведения, и в своей деятельности руководствуется Законами Республики Казахстан, Указами Президента Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом.

Уполномоченным органом Предприятия является акимат города Экибастуза. Органом государственного управления предприятия является ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Экибастуза». Основной целью деятельности предприятия является осуществление производственно хозяйственной деятельности в области охраны окружающей среды.

Данное предприятие является плательщиком следующих видов местных налогов: социальный налог, индивидуальный подоходный налог, налог на имущество, налог на транспортные средства, налог на землю.

Сумма транспортного налога, уплачиваемого ГКП "Экибастузкоммунсервис" в местный бюджет в 2005 году составила 219596 тенге, увеличившись по сравнению с предыдущим периодом на 5,9 %. Рост налога по сравнению с 2003 годом составил 13,3 %. На данное увеличение повлияло приобретение дополнительных единиц транспортных средств, кроме того, поскольку ставка налога привязана к месячному расчетному показателю, меняющемуся каждый год, сумма транспортного налога изменилась под влиянием и этого фактора.

Уплата имущественного налога также является налоговым обязательством ГКП "Экибастузкоммунсервис" перед местным бюджетом. В отличие от налогообложения физических лиц, исчисление налога предприятием производится самостоятельно путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе. Налоговой базой для исчисления налога является среднегодовая остаточная стоимость имущества, определяемая по данным бухгалтерского учета.

Среднегодовая остаточная стоимость объектов обложения определяется как одна тринадцатая суммы, полученной при сложении остаточных стоимостей объектов обложения на первое число каждого месяца текущего налогового периода и первое число месяца периода, следующего за отчетным.

Поскольку ГКП «Экибастузкоммунсервис» имеет своей целью получение прибыли, определяет чистый доход, то по законодательству его нельзя отнести к некоммерческим организациям. Поэтому анализируемое предприятие исчисляет налог на имущество по ставке 1 процент к среднегодовой стоимости объектов налогообложения. Таким образом сумма имущественного налога за 2005 года равна 22186,195 тыс. тенге х 1 % = 221862 тенге. Размер текущих платежей составит 55466 тенге.

Уплата налога производится предприятием в бюджет по месту нахождения объектов обложения. Суммы текущих платежей налога вносятся предприятием равными долями не позднее 20 февраля, 20 мая, 20 августа и 20 ноября налогового периода. Кроме того, предприятие должно производить окончательный расчет и уплачивать налог на имущество в срок не позднее десяти рабочих дней после наступления срока представления декларации за налоговый период. Налоговым периодом является календарный год. Декларация предоставляется не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Сумма имущественного налога, уплачиваемого ГКП «Экибастузкоммунсервис» в местный бюджет в 2005 году увеличилась по сравнению с предыдущим периодом на 22 % или 40046 тенге. На данное увеличение повлияло запланированное приобретение оборудования в отчетном году.

Следующим налоговым обязательством анализируемого предприятия является уплата земельного налога. Как отмечалось ранее, исчисление данного налога производится путем применения соответствующей ставки к налоговой базе отдельно по каждому земельному участку. Поскольку ставки земельного налога за период 2004 - 2005 годы не изменялись, и структура имеющихся земельных участков не изменялась, сумма земельного налога, уплачиваемого анализируемым предприятием в эти годы составила 43560 тенге. Суммы текущих платежей предприятие уплачивает равными долями в размере 10890 тенге в сроки не позднее 20 февраля, 20 мая, 20 августа, 20 ноября текущего года. Налоговым периодом для исчисления и уплаты земельного налога является также календарный год. Предприятие декларацию по земельному налогу предоставляют в налоговый орган не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, а также расчет текущих платежей по земельному налогу не позднее 15 февраля текущего налогового периода.

Индивидуальный подоходный налог и социальный налог занимают важное место в структуре налоговых обязательств анализируемого предприятия. Ранее нами был проведен анализ механизма исчисления налоговых обязательств по данным налогам. Напомним, что исчисление социального налога производится посредством применения ставок к объекту обложения социальным налогом за налоговый год и уменьшения на сумму социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании. Исчисление социального налога производится ежемесячно с нарастающим итогом в порядке, установленным уполномоченным государственным органом.

Уплата социального налога производится не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, по месту регистрационного учета налогоплательщика. Декларация по социальному налогу предоставляется в налоговый орган ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Исчисление и удержание индивидуального подоходного налога производится налоговым агентом не позднее дня выплаты дохода, облагаемого у источника выплаты. Налоговый агент предприятия осуществляет перечисление налога по выплаченным доходам до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем выплаты. Расчет по индивидуальному подоходному налогу представляется налоговым агентом в налоговый орган по месту уплаты налога не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В приложении к расчету по индивидуальному подоходному налогу указываются сведения о выплаченных доходах физическим лицам. Уплата индивидуального подоходного налога по итогам налогового года с учетом внесенных авансовых платежей в случаях, установленных Кодексом, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно не позднее десяти рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации по индивидуальному подоходному налогу.

Таким образом, по проведенному анализу структуры налоговых обязательств ГКП "Экибастузкоммунсервис" можно сделать вывод о том, что наибольшую долю занимают обязательства по социальному налогу - 57,68 %, затем индивидуальный подоходный налог - 33,75 %. Из налогов на собственность наибольший удельный вес приходится на имущественный налог - 3,09 % в общей сумме обязательств и 45,74 % в структуре налогов на собственность. Второе место занимает налог на транспортные средства - 3,06 % и 45,28 % соответственно. Доля земельного налога наименьшая как в структуре всех налоговых обязательств, так и в составе налогов на собственность: 0,61 % и 9 % соответственно.

Необходимо отметить, что важным моментом в анализе налоговых обязательств является определение налоговой нагрузки предприятия, которая характеризуется процентным соотношением всех налогов, начисленных на предприятии за отчетный период к объему реализованной продукции, предоставленных работ, услуг.

По полученным данным сумма всех налоговых обязательств ГКП «Экибастузкоммунсервис» за 2004 и 2005 годы составила 4305,438 тыс. тенге и 7186,803 тыс. тенге соответственно. Доход от реализации на эти даты составлял 15424050 тенге и 16254440 тенге. Таким образом налоговая нагрузка в 2005 году составила 44,21 %, увеличившись по сравнению с предыдущим периодом на 16,3 %. Следует отметить, что данную тенденцию можно рассматривать как отрицательную. С одной стороны, это указывает на необходимость оптимизации налоговых платежей ГКП "Экибастузкоммунсервис" при помощи методов налогового планирования, а с другой стороны все же указывает на достаточно высокий уровень давления системы местного налогообложения на деятельность предприятий. Если учесть, что данное предприятие уплачивает также и другие обязательства, идущие в республиканский бюджет, то можно предположить, какой доход остается предприятию после уплаты всех налогов.

Анализируя роль налоговых платежей от ГКП «Экибастузкоммунсервис» в местном бюджете, остановимся на определении значения поступлений в местный бюджет в поступлениях государственного бюджета. Поступления от анализируемого предприятия занимают сравнительно небольшой удельный вес в поступлениях местного бюджета. Доля всех налоговых платежей ГКП «Экибастузкоммунсервис» составила 0,03 % в отчетном году, увеличившись по сравнению с предыдущим периодом на 0,01 пункта. В 2004 году наибольшая доля пришлась на индивидуальный подоходный налог и социальный налог - 0,05 %. Налоги на собственность составили 0,01 % всех налоговых поступлений местного бюджета.

В условиях формирования новой системы управления рыночной экономикой особое значение имеет создание рычагов и стимулов для повышения эффективности управления бюджетами на региональном и местном уровне. Немалая часть проблем бюджета связана с точностью прогнозов его доходной части.

Как показывает практика формирования региональных бюджетов применяемые методы и подходы не гарантируют в достаточной мере объективное прогнозирование предстоящих поступлений в местные бюджеты и связаны с высоким уровнем неопределенности, что приводит к принятию неверных управленческих и финансовых решений.

Как в теории, так и практике, разработкам механизма бюджетного прогнозирования, как важнейшего элемента финансового управления, в нашей стране незаслуженно мало уделяется внимания.

Подтверждением этому может служить факт отсутствия единых подходов к оценке доходных возможностей муниципальных образований в то время, как в условиях усиления роли местных органов управления и регулирования различных аспектов социально - экономической жизни Казахстана, существенно возрастает значение объективных оценок их доходных возможностей и финансового самообеспечения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.