рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Исследование роли местных налогов и сборов в формировании территориальных бюджетов

-  ведение учета налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

-  осуществление государственного контроля при применении трансфертных цен;

-  осуществление работы по принудительному взысканию налоговой задолженности.

При осуществлении данных задач Комитет имеет право осуществлять налоговый контроль, производить у налогоплательщика проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов и смет, наличия денег, ценных бумаг, расчетов, деклараций и иных документов, связанных с исполнением налоговых обязательств, соблюдением требований, установленных законодательными актами Республики Казахстан; требовать от налогоплательщика представления документов по исчислению и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет по установленным формам, пояснений к их заполнению, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов; получать от налогоплательщиков информацию в виде электронных документов; налагать административные взыскания.

Комитет состоит из структурных подразделений, обеспечивающих его деятельность. Такая функция Комитета, как налоговое администрирование, в большей степени реализуется при помощи таких отделов, как отдел информационного обеспечения, отдел регистрации, отдел взимания, отдел непроизводственных платежей, отдел аудита физических лиц, отдел аудита юридических лиц.

Следует отметить, что требования к налоговым органам сейчас изменились. Согласно прежней идеологии налоговик выступал в роли "государственного контролера" правильности, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Сейчас же налоговая служба становится, скажем так, сервисной службой, задача которой - помочь налогоплательщикам вовремя и в соответствии с законодательством внести платежи в бюджет.

С принятием Налогового кодекса в республике началась автоматизация процесса налогового администрирования. Информационные технологии (ИТ), внедряемые в рамках этого процесса, направлены на формирование системы электронной налоговой отчетности. Автоматизация позволяет лучше контролировать различные данные, например, следить за реестром налогоплательщиков и вовремя условно исключить из него тех, кто отвечает признакам бездействующего юридического лица [14].

В Налоговом комитете пришли к пониманию того, что информационные технологии должны стать необходимым рабочим инструментом налоговых инспекторов. Для этого информационные технологии должны создаваться с учетом целей и задач налогового администрирования, тенденции развития законодательства. Сотрудники подразделений Налогового комитета, налоговые инспекторы обязаны понимать в детализации суть и содержание информационных технологий. Для того, чтобы автоматизация стала необходимым инструментом налогового администрирования и результаты работы информационных систем действительно приносили пользу, в налоговом комитете третий год работают так называемые рабочие комиссии по разработке и внедрению информационных систем налогового администрирования: ИНИС, ИС НДС, ЭФНО, ИСИД, СГДС, ИС МОП, ЭКНА, РниОН. Членами комиссий являются сотрудники профильных управлений Налогового комитета, представители компаний - разработчиков программного обеспечения. На заседаниях рабочих комиссий обсуждаются и решаются все стратегические и методологические вопросы ИТ налогового администрирования. Сегодня системы уже работают. Однако пользователям - налогоплательщикам и налоговым инспекторам, требуется, чтобы ИТ - механизмы поддержки и функционирования информационных систем работали как часы, обслуживая всех пользователей с надлежащим качеством и при оптимальных затратах.

В 2005 году налоговый комитет МФ РК по городу Экибастузу обеспечил исполнение прогноза по всем налогам и доходам в бюджет на 104 %, то есть при плане 4,9 млрд. тенге поступило 5,1 млрд. тенге, в том числе в городской бюджет при прогнозе 2,2 млрд.тенге фактически поступило 2,3 млрд. тенге, или на 105 %.

За 12 месяцев 2005 года налоговым комитетом по г. Экибастузу произведено 859 документальных проверок юридических лиц, в том числе 111 комплексных проверок (из них на ликвидацию 48), 37 тематических проверок (в том числе 20 проверок по вопросу правильности исчисления и своевременности перечисления косвенных налогов в бюджет) 1 проверка произведена в ГУ «Центр по выдаче разовых талонов» по вопросу своевременности перечисления сборов.

По результатам налоговых проверок доначислено налогов и других платежей в бюджет 1744239,1 тыс. тенге из них по комплексным проверкам – 1471508,0 тыс. тенге, по тематическим – 272970,9 тыс. тенге.

Взыскано в бюджет за текущий год по результатам документальных проверок 288922,6 тыс. тенге. Задолженность по доначисленным суммам на конец отчетного периода составила 1455316,5 тыс. тенге. Процент взыскания составил 16,6 %.

Наиболее характерными нарушениями являются:

-  по ИПН с доходов, не облагаемых у источника выплаты - нарушение ст.152 Кодекса РК «О налогах…», то есть необоснованное завышение вычетов;

-  по ИПН с доходов, облагаемых у источника выплаты - нарушение ст.149 Налогового Кодекса РК , то есть неудержание ИПН с доходов, облагаемых у источника выплаты;

-  по налогу на имущество - нарушение ст.351 п.2 Налогового Кодекса РК, то есть неполное начисление налога на имущество по основным средствам;

-  по социальному налогу - нарушение ст.104-9 п.5 НК РК, то есть неполное начисление социального налога от полученного дохода индивидуальных предпринимателей.

По состоянию на 01.01.2006 года недоимка по налогам и платежам в бюджет по г. Экибастузу составила 5845627 тыс. тенге, в том числе в республиканский бюджет 4211242 тыс. тенге, в местный бюджет 1634385 тыс. тенге.

Основную долю недоимки по г.Экибастузу 95,9 % или 5604898,3 тыс. тенге составляет недоимка таких крупных неплатежеспособных и проблемных предприятий, как:

-  ТОО разрез Северный -3728252,2 тыс. тенге,

-  АО ЭЭЦ -1786212,3 тыс. тенге,

-  ПФ РГП «Канал-Караганда» им.К.Сатпаева-90433,8 тыс. тенге.

В налоговом комитете стоят на учете по налогу на имущество и земельному налогу 45957 налогоплательщиков, из них льготников – 9342 налогоплательщика.

По налогу на имущество физических лиц при прогнозе 8400,0 тыс. тенге поступило 8607,0 тыс. тенге, что составило 102 %. По налогу на транспорт физических лиц при прогнозе 35526,0 тыс. тенге поступило 35983 тыс. тенге, то есть 101 %.

Привлечено к административной ответственности 26 налогоплательщиков за несвоевременную уплату налога на имущество и земельного налога и налога на транспорт физических лиц. Направлено в суд 6 заявлений о вынесении судебного приказа по взысканию задолженности по налогу на имущество и земельному налогу на сумму 12,8 тыс. тенге, из них рассмотрено судом и вынесено 6 судебных приказов о взыскании задолженности на сумму 12,8 тыс. тенге. Также в суд направлено 11 заявлений на вынесение судебных приказов по взысканию задолженности по налогу на транспорт с физических лиц на общую сумму 138,6 тыс. тенге, в результате рассмотрения вынесено 11 судебных приказов на сумму 138,6 тыс. тенге. Принято 2695 деклараций по подоходному налогу, предназначенных для декларирования доходов и представления сведений об имуществе, находящегося на праве собственности, от государственных служащих.

Таким образом, территориальные бюджеты в Казахстане в основном обеспечиваются за счет налоговых поступлений, а именно, за счет местных налогов и сборов. За счет данных средств осуществляется финансирование программ важных для регионов, таких как развитие и стимулирование предпринимательства, содержание образовательной сферы, финансирование здравоохранения, оказание социальной помощи и так далее.

1.2 Взаимосвязь налоговой политики с социальными аспектами жизнедеятельности людей

Двадцатый век показал, что одним из основных направлений внутренней политики любого государства выступает социальная политика. Важнейшей задачей социальной политики является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни способами показанными на рисунке 1.


Рисунок 1 - Способы достижения равновесия в общественной жизни

Социальная сфера, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, охватывает многие стороны человеческого бытия. Ключевым моментом её развития является повышение жизненного уровня людей. При обосновании перспектив социального развития и повышения народного благосостояния следует исходить из приоритета социальных процессов в общественном воспроизводстве. Центр тяжести переносится с достижения целевых показателей доходов, потребления, обеспеченности теми или иными благами на создание адекватных современному этапу социальных механизмов общественного воспроизводства. Переориентация социальной политики с обеспечения определенного уровня благосостояния на выполнение конструктивных воспроизводственных функций усиливает социальную направленность развития производства. Данная тактика позволяет поставить уровень и динамику благосостояния и объёма потребительских ресурсов в зависимость от утверждения принципов распределения, социальной справедливости, создание лучших возможностей для развития и реализации способностей личности. Ключевой проблемой социального развития в этой связи является обеспечение ориентации всех структурных звеньев системы управления экономикой на приоритет социальных критериев эффективности.

Система хозяйствования и соответствующая экономическая политика, способствующие процессу развития предпринимательской деятельности и создающие тем самым дополнительные рабочие места, ведут к увеличению производства и соответственно к более высоким доходам, повышению уровня потребления. В идеальном случае вследствие полной занятости, стабильности цен для каждого желающего и способного работать создаются условия, которые позволяют ему на основе своих дифференцированных доходов, зависящих от производительности, удовлетворять потребности, а также заботиться старости. Малообеспеченным и социально незащищённым группам, которые не в состоянии получать самостоятельно доход, необходима поддержка и помощь общества, в том числе со стороны государственных структур. Социально ориентированное общество несёт ответственность за более слабых своих представителей.

Социальная политика Республики Казахстан сосредоточена на проблеме повышения благосостояния граждан. Основные принципы проведения социальной политики представлены на рисунке 2.



Рисунок 2 - Основные принципы проведения социальной политики

Перед государством при разработке социальной политики встает вопрос о социальных приоритетах, т. е. основные социальных задачах, которые требуют немедленного, первоочередного решения. Определенной формой политической деятельности является социальная политика, которая направлена на удовлетворение потребностей общества и включает в себя в качестве подсистем: политику доходов, в том числе заработной платы; политику социальной защиты нетрудоспособных; политику занятости; политику в социальной сфере, а также налоговую политику.

Проводимая государством налоговая политика, является одним из основных элементов социально-экономической политики. Только налоговая политика определяет объем и структуру расходов государственного бюджета, затем - уточняет и устанавливает налоги, их ставки и льготы, вводит новые платежи, отменяет старые. Налоговая политика осуществляется государством посредством комплекса мер в области налогового регулирования.

Налоговой политике необходимо обеспечить поступление денежных средств в государственный бюджет в целях реализации государством социальных, политических, экономических программ [10].

Уже доказано, что именно предприниматели реагируют на изменение рыночной конъюнктуры, объединяют ресурсы, людей и простаивающие мощности. Именно малый и средний бизнес - самый надежный источник поступления налогов в бюджет, в среднем он дает от 10 до 30 % бюджета городов и регионов Казахстана.

Государство не может существовать, не проводя эффективной налоговой политики. Развитие эффективной налоговой политики Республики Казахстан является одной из основных проблем современного государства, разработка которой требует решения очень сложных задач. Государство стремится любым путем и любыми способами, как можно более максимально пополнить свой бюджет. Государственный бюджет, являясь основным планом в области финансов, главным средством аккумулирования денежных ресурсов, дает политической власти возможность реально осуществлять властные полномочия, а государству – реальную политическую и экономическую власть.

Участие государства в проведении налоговой политики, в регулировании экономики осуществляется с помощью налоговых инструментов, таких, как ставка налога, налоговая льгота, налоговая база и др. От результатов проводимой государством налоговой политики зависит и то, какие изменения необходимо внести государству в свою экономическую политику.

Очень большое количество налогов и их высокие ставки приводят не только к сокращению объема поступлений денежных ресурсов в бюджет государства, но и к снижению активного стимула трудовой, а также предпринимательской деятельности. Т.е. необходимо проводить такую налоговую политику, которая соединяла бы интересы государства и граждан. Налоговой политикой учитываются политические, экономические, а также социальные потребности населения, поэтому гражданин республики должен помнить о своих обязанностях внесения обязательных платежей в бюджет государства, которые предусмотрены Налоговым кодексом Республики Казахстан, так как налог является основным источником формирования государственного бюджета [11].

С введением нового Налогового кодекса утверждается новая налоговая политика государства. Налоговый кодекс необходимо строить на принципах справедливости, удобства и стабильности.

Эффективность налоговой политики определяется использованием модели налоговой системы, которая должна соответствовать реалиям и условиям нашего государства.

Государство реализует ряд возложенных на него функций: политические, экономические и социальные. Одной из основных функций является социальная защита населения.

Политика социальной защиты населения включает систему политических, социальных и экономических мероприятий по поддержанию, улучшению и обеспечению жизнедеятельности нуждающихся в помощи нетрудоспособных и бедных слоев населения. Основная тяжесть социальной защиты населения ложится на государство. В любом государстве имеется система социальных институтов, которые обеспечивают социальную защиту. Ими и являются государство, профсоюзы. В выполнении функций социальной защиты огромную роль играют благотворительные организации, фонды, страховые компании.

Государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который будет учитывать обеспечение населения медицинским обслуживанием, жилищем, правом на социальное обеспечение на случай безработицы, инвалидности, старости и др. Социальное обеспечение и защита осуществляются в виде пенсий, пособий, а также предоставления материальной помощи безработным.

В системе социальной защиты населения в Республике Казахстан важным элементом выступает социальное страхование, куда входит пенсионное обеспечение. На Западе медицинское и пенсионное страхование осуществляется путем удержания в одинаковом размере от дохода и заработной платы. В Японии на социальное страхование отчисляют 7 % от средней заработной платы работника; в США удерживают 7,5 %; в Швеции формирование социальных фондов полностью происходит за счет государства. У нас в Казахстане в пенсионный фонд удерживается 10 % от заработной платы работника.

Мера социальности бюджетной системы государства определяется масштабностью финансируемых социальных программ и долей налоговых изъятий. Налоговые изъятия ограничиваются реально возможными верхними границами налогообложения, которые не безграничны, поскольку угнетающе действуют на производство. Государственные расходы необходимо приспосабливать к уровню бюджетных доходов государства.

В Казахстане социальная политика с момента обретения независимости значительно изменилась. В июле 2001 г. был принят закон “О государственной адресной социальной помощи” [12]. Главным принципом оказания адресной социальной помощи является ее предоставление в виде денежных выплат.

Чтобы решить проблемы социальной защиты и справедливости, государству необходимо создать устойчивую, надежную, управляемую, социально справедливую и достаточно гибкую систему пенсионного обеспечения, которая включает в себя элементы обязательного и добровольного, государственного и государством контролируемого пенсионного обеспечения. Соответственно, при этом государству, в первую очередь, необходимо создать эффективную и стабильную налоговую политику, чтобы государство могло максимально пополнять свой бюджет для осуществления социальной политики.

С каждым днем вопросы налоговой политики в республике приобретают все более выраженный политический и социальный характер. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, общей направленностью экономической политики, а также конкретными методами налоговой политики, которые зависят от тех целей, которых стремится достичь государство, проводя указанную политику.

Политика уменьшения налогов - это, с одной стороны стремление граждан избежать налога, а, с другой - стремления государства не допустить сокращения поступлений налоговых сумм в бюджет. Стремление граждан не платить налоги или платить их в малом размере, существовало, существует и будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство, и налоги будут являться основным источником формирования государственного бюджета. Политика уменьшения налогов – это действия граждан, которые избегают уплаты налогов или стремятся уменьшить выплаты в бюджет государства. При политике уменьшении налогов действия граждан можно характеризовать следующими признаками:

- активные, волевые и осознанные действия;

- действия, направленные на снижение размера сумм налога.

При политике уменьшения налогов граждане действуют целенаправленно, предпринимают определенные действия, в результате происходит экономия налогов. Граждане должны заранее осознавать характер своих действий, желая наступления определенного результата и сознательно допуская его.

Массовое уклонение от уплаты налогов, а также проблема криминогенности в налоговой сфере во всех странах всегда актуальна. Причин, подталкивающих предпринимателей к уклонению от уплаты налогов, очень много. Основной причиной налоговой преступности является нравственно-психологическое состояние граждан, которое характеризуется негативным отношением к налоговой системе государства, низким уровнем правовой культуры, а также корыстной мотивацией.

Политика уменьшения налогов представляет собой методы и действия налогоплательщика по налоговой минимизации. Их можно подразделить на две категории.

К первой категории политики налоговой минимизации относятся: незаконное уменьшение налогов; уклонение от уплаты налогов; некриминальное и криминальное уклонение от уплаты налогов.

При некриминальном уклонении от уплаты налогов действия граждан направлены на избежание или снижение налоговых выплат в бюджет в результате нарушения налоговой ответственности. При криминальном уклонении от уплаты налогов гражданами совершаются противозаконные действия, направленные на избежание налога или снижение его размера, которые нарушают нормы налогового и уголовного законодательства.

Вторая категория - законное уменьшение налогов или политика налоговой оптимизации, т. е. уменьшение размера налоговых обязательств через целенаправленные правомерные действия плательщика, которые включают в себя использование предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Также, это деятельность предприятий, при которой налоги сводятся к минимуму законно, без нарушения норм налогового и уголовного законодательства.

Так например, в соответствии с Налоговым кодексом при определении налогооблагаемого дохода страховые премии, подлежащие уплате (уплаченные) страхователем по договорам страхования, за исключением страховых премий по договорам накопительного страхования, подлежат вычету по классам страхования в установленных пределах.

Кроме того, льготные условия налогообложения применяются для предприятий которые осуществляют свою деятельность в социальной сфере и получают доход от следующих видов деятельности:

-  оказание медицинских услуг, за исключением косметологических;

-  оказание слуг в сфере дошкольного образования; начального среднего, среднего высшего, высшего и послевузовсокого профессионального образования; переподготовки и повышения квалификации, осуществляемых по соответствующим лицензиям на право ведения данных видов деятельности;

-  деятельность в сфере науки, спорта (кроме спортивно - зрелищных мероприятий коммерческого характера), культуры (за исключением шоу - бизнеса), оказание услуг по сохранению исторического и культурного наследия, архивных ценностей, а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.