рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе

К действию рассматриваемого законодательного акта целесообразно применить теорию явных и латентных функций, разработанную американским социологом Робертом Мертоном. Получается, что действие подобной законодательной нормы имеет две функции: явную и латентную. Явная функция носит осознаваемый и преднамеренный характер, т.е. то, что сказано в формулировке закона. Латентная функция скрытая функция (дисфункция) действия нормы, т.е. не предусмотренная, но проявляющаяся на практике и как правило никем не ожидаемая. Явной функцией Постановления от 18 августа 1944 года является забота государства об одинокой матери, посредством выплаты пособия или путем помещения (по желанию матери) ее ребенка в государственное учреждение. Латентной распространение безответственности у женщин и мужчин, необдуманное вступление в брак, иждивенчество.

Справедливо заметить периодическое усовершенствование поддержки материального положения многодетных матерей. Еще Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года было установлено государственное пособие многодетным матерям, имеющим 6 детей, при рождении 7го и каждого следующего ребенка. Указом от 8 июля 1944 года государственное пособие многодетным матерям не только значительно увеличено в своем размере, но подлежит выплате матери, имеющей двух в 2 с половиной раза больше, чем в довоенном 1940 году. Государство предоставляет беременным женщинам и матерям, имеющим детей в возрасте до 1 года, право перехода на другую работу по месту жительства с сохранением за ними непрерывности трудового стажа, а также снижает плату за содержание в детских садах и детских яслях детей одиноких матерей, с определенным ежемесячным заработком на 50% (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1949 года "Об улучшении дела государственной помощи многодетным и одиноким матерям и улучшении условий труда и быта женщин").

Пособие — это денежная выплата (из средств государственного социального страхования). В 60е годы в советском праве юристы рассматривали юридические признаки пособия следующим образом. Пособия выплачивались в виде: денежных выплат (пособия, пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, материальная помощь на проезд в санатории); материальных благ: санаторнокурортное лечение, лечебное (диетическое) питание и т.д.

Одной из существенных форм государственной помощи в воспитании детей являлось право матери на помещение ребенка в закрытое государственное учреждение и на пребывание ее самой в этом учреждении вместе с ребенком. В домах матери и ребенка и мать, и ребенок содержались за счет государства. Эта помощь иногда оказывалась еще до рождения ребенка: еще во время беременности женщина может быть направлена в дом матери и ребенка. Как и другие дома отдыха, дома матери и ребенка организовывались профсоюзными организациями, которые помогали женщинам получить билеты на железнодорожный и водный транспорт, организовать посадку в поезд и т.д.".

С целью оказания социально-правовой помощи беременным матерям в родильных домах, домах ребенка и других учреждениях охраны материнства и детства были организованы социально-правовые кабинеты и консультации. Их работа регулировалась Положением, утвержденным Наркомздравом СССР 9 мая 1938 года. ш Кабинеты оказывали социально-правовую помощь в различных направлениях: многодетным и одиноким матерям, социально-правовую помощь по вопросам брака и семьи, осуществляли патронаж в родильном доме, в домах матери и ребенка, в домах ребенка. В консультациях для женщин, которые являлись акушерско-гинекологическими лечебно-профилактическими учреждениями ("Положение о городской консультации для женщин", утверждено Наркомздравом СССР 20 октября 1942г.) разрешался вопрос о предупреждении внебольничных абортов, наносящих вред здоровью женщины. Задачей детских консультаций являлось снижение детской заболеваемости и смертности путем проведения внеболышчного обслуживания детей в возрасте от рождения до 3х лет ("Положение о городской детской консультации", утверждено Наркомздравом СССР 7 июня 1940г.). В обязанность кабинетов входило проведение мероприятий по ликвидации безнадзорности детей раннего возраста, участие в борьбе с подпольными абортами, обеспечение охраны прав женщины в области труда, своевременной правовой помощи матери по взысканию алиментов, получению государственного пособия по многодетности, пенсии, пособия по социальному страхованию и т.п. Также осуществляли борьбу с невыполнением родительских обязанностей в отношении детей. Одной из важных задач кабинетов являлась: Как можно шире популяризировать советское законодательство по охране материнства и детства среди населения, в первую очередь, среди самих родителей. От имени органов ОММ (охраны материнства и младенчества) социально-правовые кабинеты имели право предъявлять иски о взыскании средств на содержание детей. Социально-правовая помощь во всех ее формах оказывалась бесплатно. Постепенно социально-правовые кабинеты прекратили свое существование, некоторые полномочия перешли в сферу деятельности, органов опеки и попечительства.

Итак, в завершении первой главы подводя итог рассмотрению проблем теории и практики социально-правовой защиты семьи и ее исторических моделей в СССР и некоторых зарубежных странах, можно сформулировать резюмирующие выводы:

1. Формирование семейной политики в Швеции происходило под эгидой социально-демократических принципов и имеет многолетний опыт развития и устоявшиеся традиции. В деле защиты семьи в Великобритании находят свое воплощение идеи либеральных умонастроений. Специалисты в области исследований социальных институтов, процессов, явлений и отношений констатируют высокий уровень социального благосостояния населения в этих странах, в том числе и в области социально-правовой защиты отдельно взятой семьи. Проблемы семьи и детей считаются в этих странах ключевыми. В Швеции основой в области социально-правовой защиты семьи является психосоциальный аспект, индивидуальная работа с каждой семьей. Хотелось бы заострить внимание на принципе равенства между мужчиной и женщиной, который проявляется, например, в том, что пособие по уходу за ребенком предоставляется тому родителю, который осуществляет уход за ребенком, т.е. не только женщине, акцентировав, таким образом, совместную ответственность мужчины и женщины по экономическому содержанию и уходу за ребенком. Заслуживает внимание Закон о частичных пенсиях (с 1976 г. в Швеции), который дает возможность человеку в возрасте от 60 до 65 лет сократить свое рабочее время и получить частичную компенсацию за потерянный доход с условием работы по 34 часа в день при рабочей неделе в 5 дней. Таким образом, с помощью вышеназванной законодательной меры решаются одновременно две задачи: первая трудоустройство и возможность заработка для людей пенсионного возраста с щадящим графиком работы и вторая воспитание подрастающего поколения (внуков), возможность для детей получать воспитание в семейной среде в то время, пока родители заняты заработком. Огромное значение для благополучия семьи имеет меры по введению "отцовского месяца" и выплата пособия родителям в течение 12 месяцев при рождении ребенка за счет средств социального страхования. И последнее, что хотелось бы выделить из шведского опыта социально-правовой защиты семьи это так называемая компенсация пособия (общественная компенсация одинокому родителю), если его бывший супруг или супруга не имеет экономических возможностей платить элементы.

В Великобритании упор делается на профилактические, воспитательные меры для подрастающего поколения и для будущих родителей. Для этого создаются специальные бригады по несовершеннолетним правонарушителям, политики профилактики подростковой беременности и т.д. Среди общих мер социально-правовой защиты семьи, обнаруженных в обеих странах, следует выделить "отцовский" отпуск по уходу за ребенком каждому работающему отцу, которому правительства этих стран придают большое значение. Разница лишь в том, что в Швеции он по сроку равен одному месяцу, а в Великобритании этот отпуск в два раза короче. Потребительский кредит как способ поддержания материального благополучия малообеспеченных и среднеобеспеченных семей, также является одной из самых предпочтительных, формой социальной защиты, т.к. он, вследствие своей возвратности и платности, может выступать достаточно сильным экономическим стимулом к трудовой деятельности.

Семейная политика этих стран отличается всеобъемлющей законодательной обеспеченностью в области защиты прав и интересов семьи, а также исполнением правовых норм и скоординированной деятельностью социальных институтов.

2. В СССР формирование нового советского права привело к нарушению преемственности развития правового сознания, нормативно-правовой базы, укрепления демократических прав и свобод. В отличие от Швеции и Великобритании, в Советском Союзе основой советского права являлись принципы, сформулированные В.И.Лениным. Теоретическая и основополагающая часть социально-правовой деятельности была сформирована под влиянием господствовавшей идеологии. Безусловно, анализ права социального обеспечения, нормативно-правовых актов в области защиты интересов семьи дали возможность сформулировать некоторые основополагающие положения, которыми руководствовались специалисты в области законодательства.

3. Источниками норм права в области защиты женщин, семьи и детей являлись не только международно-правовые акты, но также происходящие события в мире и стране. На принятие многих законопроектов повлияли последствия прошедших в XX веке двух Мировых Войн и заставили взглянуть на проблемы женщин, семьи и детей по-другому. В свою очередь наделение равными правами мужчин и женщин в послереволюционной России повлекло за собой увеличение бракоразводных процессов. Из приведенных примеров очевиден тот факт, что социальные процессы неизбежно влияют на социально-экономическое положение и на сознание людей, их ценности, а создаваемые нормативно-правовые акты призваны урегулировать, сгладить негативные процессы и упорядочить жизнедеятельность каждого человека, семьи и общества в целом.

4. Если рассматривать влияние сложившегося государственного строя на благосостояние семьи, то следует выделить положительные результаты деятельности государства в области защиты семьи. Первый советский Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926г. (утвержден в ноябре 1926 года, с 1 января 1927 года введен в действие) уничтожил разницу между детьми законными и незаконными, т.е. наделил всех детей одинаковыми правами (ст.133). Статья 14 Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 г. предусматривал право на получение материального содержания нуждающегося бывшего супруга от другого супруга, при условии, что суд признал последнего в состоянии оказать ему поддержку. После расторжения брака, право одного из супругов на получение алиментов от другого возникает при наличии одновременно 3х условий: если супруг, желающий получить алименты, является нетрудоспособным; если он нуждается в материальной поддержке другого супруга; и если второй супруг в состоянии оказать ему материальную поддержку. В случае отсутствия хотя бы одного из этих условий у супруга не возникает права на получение алиментов от другого супруга.

Относительно проблемы инвалидности, были приняты следующие нормативно-правовые акты:

В Постановлении Совета Министров СССР от 28 августа 1969 г. № 705 рекомендовано, в частности, широко практиковать прием на работу пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а также в качестве надомников предприятий и организаций;

Порядок обучения детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, установлен в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, утвержденных Верховным Советом СССР 19 июля 1973 г.;

Основным правовым источником, определяющим право на ежемесячные пособия инвалидов с детства, является постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 27 марта 1986 г. № 400 "О мерах по дальнейшему улучшению условий жизни инвалидов с детства".

На социально-экономическом уровне осуществлялось бесплатное обучение, медицинское обслуживание, санаторнокурортное лечение, обеспечение жильем. В Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик особо выделялись правила о первоочередном предоставлении жилых помещений нуждающимся в них инвалидам войны и труда, лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (начало 1980). Постановления КПСС и Совета Министров СССР (1980е годы) предусматривало развитие традиционных видов обеспечения и новых форм социального обеспечения, в частности надомного обслуживания одиноких лиц, нуждающихся в такой помощи. Существовало большое многообразие видов пособий, таких как: пособия на детей малообеспеченным семьям; условия обеспечения пособиями в порядке государственной помощи семьям, имеющим детей, (работающим матерям предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет), (в первом случае женщине назначается пособие по уходу за ребенком в твердом размере); пособие по беременности и родам женщинам членам колхоза.

Кроме того, хотелось бы сказать о том, что государство способствовало организации детских садов, яслей для детей женщин, занятых на производстве на промышленных предприятиях. Одним из эффективных методов социально-правовой защиты семьи в советский период была организация консультаций и социально-правовых кабинетов ("Положение о социально-правовых кабинетах охраны материнства и младенчества", утверждено Наркомздравом СССР от 9 мая 1938г).

5. В качестве отрицательных черт советского законодательства о браке и семье можно назвать созданные нормативно-правовые акты, которые привели к облегченной процедуре развода, что неизбежно явилось причиной легкомысленного и необдуманного вступления в брак. В качестве еще одной причины необдуманного вступления в брак и и увеличения разводов можно привести тот факт, что не существовало нормативных актов, подразумевающих обязанность мужчины брать на себя ответственность в случае, если женщина, с которой он не состоит в зарегистрированном браке, собирается стать матерью. Таким образом, государство, с одной стороны, провозглашало равноправие между мужчиной и женщиной, а с другой стороны, подобные меры привели к практически полному освобождению мужчин от ответственности за женщину, с которой он фактически состоял в брачных отношениях и от ответственности за воспитание ребенка. Подобными законодательными мерами государство, сделало мужчин и женщин неравноправными в сфере брачносемейных отношений, на фоне провозглашенного равноправия между полами.

Следует отметить одно положение в Указе от 8 июля 1944 года, которое позволяет одинокой матери (по ее желанию) отдать своего ребенка на воспитание в государственное детское учреждение. Нужно отметить, тот факт, что не оговариваются специальные условия, при которых бы матери разрешалось поместить своего ребенка на воспитание в подобное учреждение. Такими условиями могут быть, например, недостаточное материальное положение, но в этом случае, законодательно предусмотрены меры социального обеспечения: пособия для одиноких матерей по достижению детьми 12ти летнего возраста, при этом право на подобное пособие сохраняется в случае вступления одинокой матери в брак (Указ от 8 июля 1944 года, раздел I, п.З). Очевидно, что государство само поощряло одиноких матерей отказываться от своих детей и помещать их в государственные учреждения (приюты), вместо того, чтобы пропагандировать ценность семейного воспитания и важность участия в нем обоих родителей.

Одной из самых важных, является проблема инвалидности, которая в Советском Союзе была тщательно завуалирована от глаз общественности. Несмотря на принятые нормативные правовые акты, эта проблема не ставилась на широкое рассмотрение. Тем самым инвалиды, в том числе и дети-инвалиды, были изолированы от общества и довольствовались лишь назначенными льготами и пособиями. Социальный уровень жизни этих людей был крайне низок. Речь идет об отсутствии интеграции этих людей в общество и предоставлении элементарных вспомогательных возможностей осуществления их деятельности.

Разработанные нормы законодательства о браке и семье защищали интересы каждого члена семьи, в особенности женщин и детей. Трудовой Кодекс, нормы жилищного законодательства также предусматривали регулирование отношений в области охраны и защиты семей, женщин и детей. На основе принятых законодательных документов можно проследить динамику общественных отношений, влияние тех или иных процессов, событий в стране и мире, к примеру, на взаимоотношение полов. Существует следующая взаимозависимость: последствия событий в жизни общества влияют на ценностные ориентации людей, на их сознание и поступки. Право же призвано реагировать на изменения в общественных настроения и регулировать процессы брака, развода, деторождения, в целях сохранения нации, здорового общества и его полноценного развития.

Итак, подводя итог проведенному анализу, можно сделать следующие выводы:

1. Наибольшим эвристическим потенциалом в исследовании системного содержания социально-правовой защиты семьи обладают системносоциаологический подход и диалектикоматериалистическая методология.

2. Социально-правовая защита как система представляет собой целостный комплекс социальных, нормотворческих и правоприменительных компонентов (социальные субъекты, институты, социально-правовые процессы и др.), обеспечивающих прав и свобод каждого члена семьи, воспроизводство и развитие семьи как социального института и малой социальной группы.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Проведенный в предыдущей главе анализ специфики и содержания социально-правовой защиты семьи, позволяет в настоящей главе акцентировать внимание на сравнительном анализе ее основных особенностей в условиях "ельцинского" и "путинского" этапов постсоветской модернизации России.

2.1 Особенности социально-правовой защиты семьи в постсоветской России в 90е годы

Для выяснения социально-экономического положения, в котором находилась семья в перестроечный период (19881991г.г., М.С.Горбачев), а также в постперестроечное время (19921999 г.г., Б.Н.Ельцин), необходимо кратко осветить наиболее важные социальные события и преобразования, так или иначе повлиявшие на жизнедеятельность семей. Итак, в условиях нестабильной экономики и политической жизни страны особому риску подвергаются слабо защищенные слои населения, к которым относятся дети, пенсионеры, люди с ограничениями жизнедеятельности, малообеспеченные семьи. Подробный анализ нормативной документации, проводимых социально-экономических реформ, и результатов их выполнения, освещение статистических данных, касающихся как уровня жизни в целом, так и отдельных аспектов функционирования семьи, позволяет в полной мере охарактеризовать степень социально-правовой защиты указанного социального института в вышеперечисленные исторические периоды.

Как известно, кончина Ю.В.Андропова в феврале 1984 года приостановила реализацию программы намеченных преобразований советского общества. Последовавший после этого годо бесцветного правления К.У.Черненко только усугубил ситуацию. К 1985 году усложнились внешнеполитические и внутриполитические задачи СССР, общий уровень развития общества (эскалация ракетной доктрины, афганская война, социальная апатия, идеологический кризис бюрократизация, застой в технологии и т.д.) требовали радикальных реформ, которые сдерживало только нереформируемое государство. После назначения в марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачева, была закреплена политика гласности и обновления (январь 1987г.), ставшая основой проводившихся политических реформ. Как следствие начались многочисленные политические изменения в стране. Конституционные реформы в стране берут свое начало с XIX партийной конференции КПСС, проведенной летом 1988 года. В 1989 году Горбачев отменяет ст.6 Конституции СССР, закреплявшей монополию КПСС на власть, и одновременно инициировал преобразования исполнительной власти. Необходимо было, по мнению Горбачева, расширять социальную базу партийно-государственной власти. В результате в период президентства М.С.Горбачева правительством уделялось крайне мало внимания преобразованиям в социальной сфере. Далее произошел августовский(1991 г.) путч ГКЧП, распад СССР (25 декабря 1991 г.), образование СНГ и другие события, чему способствовали прозглашенная 12 июня 1990 года "Декларация о государственном суверенитете РСФСР", первые выборы Президента России (12 июня 1991 г.), в результате которых побудил Б.Н.Ельцин. После распада СССР и начала экономических реформ в России в январе 1992 г. произошло существенное ухудшение социальных условий в стране. В 1990е годы активизировался процесс перехода к криминально-олигархическому общественному строю. В результате происходивших преобразований обогащались люди, имевшие доступ к государственной собственности, распределению дефицита и выдаче различных разрешений, т.е. бывшая советская номенклатура. Кроме того, появились "деловые" люди, сделавшие капитал из ничего в условиях экономического хаоса (удачливые торговцы, строители финансовых "пирамид", рэкетиры, продавцы секретной информации и т.д.). Наконец, возник слой людей среднего достатка, занимающихся фермерским хозяйством, сервисом, производством, строительством и другими видами легальной экономической деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.