рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе

При изучении показателей минимальных социальных гарантий для населения можно прийти к выводу о том, что законодательно были предусмотрены (рассчитаны) не соответствующие между собой величины: запросы населения не были удовлетворены, и МРОТ был меньше прожиточного минимума в 5 раз. В соотношении с величиной прожиточного минимума минимальный размер пенсии инвалидам с детства неотвратимо уменьшается. В том числе это касается минимальных размеров пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и других социальных пенсий. Кроме того, размеры многих пособий и стипендий не менялись с 1997 по 2000 г.

В начале XXI столетия широкое распространение получили российские некоммерческие организации, выступившие партнером для государства в развитии и совершенствовании механизмов защиты прав детей и семьи. Свою роль в области защиты прав детей они видят в систематизации и распространении опыта наиболее эффективных социальных программ и проектов в области защиты прав детей, подростков и молодежи по самым приоритетным направлениям (поддержка семьи в интересах обеспечения здоровья, благополучия и полноценного развития будущих поколений нации; организация досуга детей, подростков и молодежи в рамках культурных, творческих и спортивно-оздоровительных инициатив; профилактика детской инвалидности; реабилитация детей с ограничениями жизнедеятельности без отрыва от семьи, содействие развитию интегрированного образования, создание среды, позволяющей человеку использовать свои собственные ресурсы для полноценного развития; развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения; воссоздание в России системы ювенальной юстиции и многие другие). Некоммерческими Организациями предусматривалась важная социальная функция по экспертизе социального законодательства и содействию реализации социальных программ, направленных на поддержание достойного уровня жизни граждан.

На законодательном уровне предусмотрен широкий спектр учреждений для осуществления мер социально-правовой защиты семей, в том числе и семей, имеющих ребенка с ограничениями жизнедеятельности. Среди них Службы: социальной помощи населению, планирования семьи, медико-социальной помощи, социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты и юридической помощи, социальной профилактики отклоняющегося поведения, семейного досуга, социально-бытовой помощи.

Одной из отрицательных мер, принимаемых правительством являлось закрытие федеральной целевой программы поддержки инвалидов на 20042005 гг. Данный шаг можно трактовать как отстранение государства отоказания помощи детям с ограничениями жизнедеятельности и их семьям в расчете на то, что об этом могут позаботиться, например, некоммерческий сектор: общественные, благотворительные организации и другие, а также частный сектор. Очевидна, на мой взгляд, своеобразная уловка правительства — уклонение от выполнения своих главнейших обязанностей социально-правовой поддержки незащищенных слоев населения, "...государство как основной проводник социальной и семейной политики заняло выжидательную позицию по отношению к семье, рассчитывая на ее самостоятельный выход из критического положения". В частности, в условиях низкого уровня заработной платы и продолжающегося падения уровня жизни современная российская семья как малая группа не имеет возможности не только улучшить, но и сохранить на достигнутом ранее уровне своего благосостояния. В области образования так и не созданы условия равноправного доступа граждан РФ к высшему и послевузовскому профессиональному образованию, как предусматривалось например в программе социальных реформ на период 19962000 годов.

Кроме того, в настоящий момент не учитываются особенности проживания, уровень жизни определенной категории граждан при разработке размеров большинства пособий.

Итак, уровень жизни современных российских семей не улучшается, об этом свидетельствуют многочисленные статистические показатели: минимальный размер оплаты труда, величина прожиточного минимума, минимальные размеры пенсий и т.д. На фоне социально-экономического неблагополучия и в связи с неэффективным исполнением государственными учреждениями законодательно-предусмотренных мер, отсутствием контроля и скоординированных действий всей системы социально-правовой защиты семьи в изучаемый период заметна активизация действий неправительственных организаций по защите прав и интересов семьи и детей.


2.3 Особенности социально-правовой защиты семьи, с ребенком, имеющим ограничения жизнедеятельности

В современном российском обществе институт семьи переживает процесс трансформации, депопуляции и другое воздействие со стороны общества и государства. Но у каждой семейной общности есть свои характерные особенности. Например, малоимущие семьи одновременно могут быть неполными, могут иметь в своем составе членов, имеющих ограничения жизнедеятельности (инвалидов) и т.д. В настояще параграфе предусматривается остановиться на подробном освещении сущности социально-правовой защиты семьи, имеющей в своем составе ребенка, имеющего ограничения жизнедеятельности (инвалида).

Термин "лица с ограничениями жизнедеятельности" будет и далее использоваться наряду с термином "инвалид".

Поскольку Рабочая группа Комиссии по правам человека ООН, занимающаяся разработкой комплекса принципов и гарантий для защиты людей этой категории, пришла к выводу о необходимости использования данного термина, поскольку он более глубоко и научно определяет способности человека отличные от нормальных, и не привносит уничижительного смысла в это слово.

"Понятие "инвалидность у детей" подразумевает нарушение развития основных физиологических процессов детского организма, ограничение познавательной, игровой, конструктивной деятельности, препятствующей воспитанию, обучениею и приобретении навыков".

В международных и национальных документах для обозначения человека с физическими недостатками общепринят термин "инвалид". "Invalide" в переводе с французского — "неспособный" производное от латинского "invalidus", что значит также "неспособный". В русский язык слово "инвалид" пришло из французского языка. Приведем определение этого слова, руководствуясь Большим словарем иностранных слов: "Инвалид лицо, полностью или частично утратившее трудоспособность". "Инвалидность (лат. invalidus "слабый") полная или частичная потеря трудоспособности вследствие заболевания или травмы".

Детская инвалидность наряду с детской (и младенческой) смертностью — важнейший индикатор социального развития. По нозологической структуре она существенно отличается от инвалидности взрослых ("Нозология раздел патологии, изучающий общее учение о болезни, причинах и механизмах развития, клинических особенностей отдельных болезней").

Понятие "инвалидность у детей" "подразумевает нарушение развития основных физиологических процессов детского организма, ограничение познавательной, игровой, конструктивной деятельности, препятствующей воспитанию, обучению и приобретению навыков".

Как и в случае с детской смертностью, она во многом предотвратима.

Численность детей-инвалидов в России постоянно росла, и темпы ее роста были высокими или очень высокими. (См. таблицу).

Численность детейшшалидов, получающих социальные пенсии (на начало года)

Год Численность, чел На 10 000 детей Темп прироста, %
1982 64300 19,9 21,6
1983 70400 21,5 9,5
1984 76600 22,9 8,8
1985 82800 24,4 8,1
1986 90617 26,2 9,4
1987 98700 28,1 8,9
1988 1 1 1 200 31,2 12,7
1989 122 300 34,1 10,0
1990 137900 38,2 12,8
1991 155 151 43,1 12,5
1992 212004 59,4 36,6
1993 284717 80,9 34,3
1994 342 759 99,9 20,4
1995 398 943 117,5 16,39
1996 453 619 136,6 13,7
1997 513711 159,0 13,3
1998 563 719 179,7 9,7

Динамика численности детей-инвалидов, получающих социальные пенсии (пособия), зависела и от размера назначаемых пособий, причем не столько от его абсолютного значения, сколько от относительного веса в совокупном доходе семьи, в которой живет инвалид, поскольку инициатива в ходатайстве об установлении инвалидности и получении социальных пособий лежит на родителях ребенка (в случае нахождения ребенка в интернатном учреждении на администрации учреждениия). Так, наличие в многодетных семьях детей-инвалидов позволяет пользоваться существенными льготами. Следовательно, рост показателя детской инвалидности отражает не только реальное ухудшение здоровья детей, но также и изменение критериев инвалидности, постепенное привыкание к ним медицинских и социальных работников, либерализацию общего отношения к инвалидам.

Общая численность контингента детей-инвалидов реагировала на все изменения законодательства, что хорошо видно из показателей темпов ее ежегодного прироста. После пика 20 %ного прироста в первый год после узаконивания детской инвалидности (1981 г.) в 80х годах темп прироста

численности был равен 89 %, а в конце десятилетия он увеличился до 1213 %, и затем произошел гигантский скачек в 19911992 г.г., который составил 35 % ежегодно. После 1992 г. сохранялись высокие, но снижались темпы. В 1997 г. были отмечены минимальные в этом десятилетии значения, но и они оказались очень высоки — почти 10 %.

На 01.01.2001 года в Санкт-Петербурге насчитывается 19 369 детей-инвалидов. В декабре 2000 года это число составляло на 145 человек меньше. Снижение количества детей-инвалидов в городе связано с началом работы (со 2ой половины октября 2000 г.) педиатрических бюро медико-социальных экспертных комиссий, которые руководствуются новыми критериями инвалидности, более жесткими по сравнению с ранее действовавшими.

Вместе с тем показатель детской инвалидности в Санкт-Петербурге имеет тенденцию к увеличению и составляет 19,18 (в 1998 году 18,02, в 1997 году 16,9). Это объясняется снижением общего количества детского населения, проживающего в Санкт-Петербурге. В государственных учреждениях города находится 7,7% детей-инвалидов. Остальные воспитываются в семьях. По данным социологических опросов ГАООРДИ около 40% семей с детьми-инвалидами неполные, и 50% родителей в таких семьях разведены.

По расчетам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) реальная численность детей-инвалидов в России в 2000 г. составляла около 900 тыс. — 23 % детской популяции. Исследованиями А.А.Баранова установлено, что в России около 2 млн. детей имеют ограничения жизнедеятельности, социальных и физических возможностей, причем половину из них можно признать инвалидами с детства.

В современном российском законодательстве используется сравнителыю новое понятие — "лица с ограничениями жизнедеятельности". К этой категории относятся "инвалиды и лица, полностью или частично утратившие способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью" (ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 31 января 2003 г. № 111 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге").

В данной параграфе используются не только понятия "инвалид", "ребенок-инвалид", но и такое определение, как "лицо с ограничениями жизнедеятельности", что никак не противоречит законодательству РФ. Последнее понятие является более полным и подразумевает под собой людей, имеющих закрепленный за собой статус инвалида (инвалида с детства или ребенка-инвалида), так и лиц, еще не прошедших освидетельствование. Определение статуса ребенка-инвалида связано с определением двух терминов — "инвалид" и "ребенок". В нашей стране термин "дети-инвалиды" был впервые официально употреблен в Приказе Министерства здравоохранения № 1265 от 14.12.1979 г. "О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет". Таким образом, уже в названии нормативного акта устанавливалась возрастная граница, до которой лицо считалось ребенком-инвалидом— 16 лет. В первоначальной редакции Федерального Закона "О социальной защите инвалидов" ребенком также признавалось лицо до 16-летнего возраста. Затем в новой редакции закона была установлена другая возрастная граница. В ст.1 в закона от 2 декабря 1995 г. указывается, что детьми-инвалидами признаются лица до 18-летнего возраста. Кроме этого, в Федеральном Законе от 24 июля 1998 г. № 124ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дано четкое определение возрастной границы ребенка: "Ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)".

До 1995 г. понятие инвалидности трактовалось как степень утраты трудоспособности. Более обширное понятие, делающее акцент на степень ограничения трудоспособности, а не на степень ее утраты было зафиксировано Федеральным Законом "О социальной защите инвалидов". В соответствии со ст. 1 Закона инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". К этой категории относятся дети, имеющие "значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю над своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем" (Приказ Министерства здравоохранения РФ № 117 от 4 июля 1991 г. "О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет"). Таким образом, новое понятие включает в себя характеристики, дающие более полное представление о понятии инвалидности.

После принятия этого закона шли споры о том, стоит ли выделять понятие "дети-инвалиды" из общего понятия инвалидности. Сторонники того, что не следует выделять данную категорию, мотивировали свою позицию тем, что возникнут дополнительные сложности как в области толкования настоящего закона, так и в области его применения, поскольку в соответствии с настоящим законом и определением инвалидности назначались льготы, в том числе и детями-нвалидам.

По нашему мнению, выделение детей-инвалидов в особую категорию является целесообразным, поскольку в Российской Федерации процедура признания ребенка инвалидом с медицинской точки зрения отличается от процедуры признания инвалидом взрослого человека. Признание взрослого человека инвалидом осуществляется государственными службами медико-социальной экспертизы (МСЭ) (ранее врачебно-трудовые экспертизы ВТЭК) (ст.1 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" № 181ФЗ, в редакции от 27.05.2000 г.). Признание же ребенка инвалидом осуществляется педиатрическими бюро на базе МСЭ (Распоряжение от 12.10.2000 г. 07Р/354Р). Для дальнейшего обучения ребенка с ограничениями жизнедеятельности в Санкт-Петербурге, например, созданы городские межведомственные психолого-медико-педагогические комиссии и консультации, определяющие степень ограничения его жизнедеятельности (Закон СПб. от 31.01.2003 г., № 111 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге", ст. 3).

В настоящее время ребенок-инвалид, достигнув 18летнего возраста, проходит взрослую медико-социальную экспертизу, на которой и решается вопрос о присвоении ему статуса "инвалид с детства" или об исключении его из категории "ребенок-инвалид" в случае выздоровления. Количество и размер социальных выплат с получением статуса "инвалид с детства" меняется.

В современном законодательстве — в законе РФ "О социальной защите инвалидов" категория "дети-инвалиды" входит в общее понятие об инвалидах. Тем не менее, существует юридически зафиксированное определение "дети-инвалиды". Такой подход, безусловно, отражается на присвоении детям, страдающим стойким расстройством функций организма, определенных прав, отличных от прав инвалидоввзрослых. В зависимости от того, каким образом будет обозначаться тот или иной статус человека, будут зависеть его права и возможности.

Подобный вывод убеждает в том, что очень важную роль играет правильное истолкование тех или иных понятий. От этого зависит эффективность социально-правовой защиты детей с ограничениями жизнедеятельности, так как складывается в первую очередь на основании прописанных в законодательстве норм. Обладание правовым статусом инвалида позволяет лицу получать соответствующие пенсии, пособия, компенсации и другие социальные блага, способствующие более полноценной жизнедеятельности, улучшению условий жизни и возможностей поправить здоровье.

Проблема правового аспекта помощи детям с ограничениями жизнедеятельности и их семьям может рассматриваться в рамках правовой помощи детям как одной из категорий граждан. Эта проблема имеет многолетнюю историю, и отражена в ряде международных документов, таких как:

• Всеобщая декларация прав человека,

• Декларация о правах инвалидов,

• Декларация о правах умственно отсталых лиц,

• Конвенция о правах ребенка,

• Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов,

• Варшавская декларация (на основании конференции "Права человека в отношении умственно отсталых лиц". 24 октября 1995 г., г. Варшава) и т.д.

Вопрос о правах детей впервые рассматривался Лигой Наций. В 1913 г. была создана Международная ассоциация защиты детства. В 1923 г. в Женеве принята Декларация о правах ребенка, где формулировались условия для полного развития его личности. В 1924, 1934 и 1959 гг. она была вновь утверждена без особых изменений, но сам факт признания этого документа на международном уровне позволил привлечь внимание к проблемам детей в различных ситуациях. 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Исходя из этого универсального и общепринятого документа, дети обладают всеми правами человека. Ст. 1 Декларации подчеркивается недопустимость дискриминации человека по какойлибо причине.

Конвенция о правах ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН в НьюЙорке 20 ноября 1989 г. Сегодня этот документ утвержден 14 странами Восточной Европы и 122 странами мира. Наша страна эту конвенцию ратифицировала 13 июня 1990 г. Согласно документу, дети имеют равенство перед законом, право на юридическую защиту, право на развитие, право на жизнь, здоровье, выбор места жительства, право на воссоединение со своей семьей, на выражение мнения, свободу объединения, право на личную жизнь, на доступ к достоверной информации, право на образование.

Дети с ограничениями жизнедеятельности, как и остальные дети, имеют равные права на защиту. Они имеют право на особое внимание реабилитационных служб и на получение образования. Право на здоровье и медицинские услуги заключается в том, что дети могут беспрепятственно пользоваться медицинскими услугами для абилитации, реабилитации и профилактики. Ст. 23 Конвенции о правах ребенка признает право детей с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью в условиях, которые гарантируют их достоинство, благоприятствуют их самостоятельности и облегчают им активное участие в жизни общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.