рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе

5. Обеспеченные специально подготовленными кадрами особые органы управления институтами, связанные с самоорганизацией и регулированием их функционирования (Так, в семье есть глава семейства, в школе директор, на фирме менеджер и т. д.).

6. Наконец, зачастую к признакам социальных институтов относятся и утилитарные (материальновещественные) объекты/блага, на базе которых они формируются и функционируют (Так, для института церкви, например, это храмы, для семьи дом, президента резиденция главы государства и т. д.).

Социальный институт определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Обобщая приведенные мнения, можно предложить следующее определение: социальный институт представляет собой целостную совокупность социальных ролей и статусов, позиций и целей жизнедеятельности, имманентных задач и конкретных функций людей, направленных на достижение поставленных ими целей и задач, в том числе социальные действия, обеспечивающие их упорядоченное поведение и удовлетворение их базисных потребностей.

На основе сформулированного определения социального института целесообразно теперь перейти к рассмотрению понятия "институт семьи". Для этого нужно осветить, в чем специфика семьи как института, какие функции выполняет современная семья и с какими трудностями она сталкивается сейчас? Анализ проблем, с которыми сталкивается современная семья, поможет выделить существующие способы и направления поддержки и защиты современной семьи как одного из самых важных институтов общества, а также понять и раскрыть сущность и методы социально-правовой защиты семьи.

Итак, основными социальными институтами являются политические, так как с их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также относится к важнейшим социальным институтам. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Институт семьи один из старейших в обществе. Вся история человечества на протяжении столетий предстает как история ее выживания и развития. Интерес к изучению семьи проявляли еще древнегреческие философы, например, Аристотель. Интересовались проблемами семьи и представители эпохи Возрождения и Нового времени, а также современные авторы. По мере становления социологии как науки складывался понятийный аппарат, соответствующий современному подходу к изучению института семьи.

Таким образом, анализ института семьи позволяет дать представление о социальных функциях, потребностях и проблемах современной семьи, а это в свою очередь необходимо для разработки необходимых мер по реализации эффективной государственной семейной политики. Сегодня без семьи нельзя решить ни одну из актуальных проблем, идет ли речь о выживании народа, или о производстве материального продукта, либо о строительстве жилья, воспитании и образовании детей и молодежи.

Сказанное об институте семьи обусловливает внимание к ней со стороны государства. Оно в большинстве цивилизованных стран занимает все более активную позицию по отношению к данному институту общества. По словам А.И. Антонова, "Институт семьи должен отчасти (в силу специфики семьи как посредника между обществом и личностью, как своеобразного амортизатора и глушителя, возникающих между ними напряжений) сгладить остроту отдельных негативных тенденций". Защита семьи государством в социально-правовом аспекте включает в себя экономическую и социальную помощь, а также правовую охрану семьи.

Итак, что же такое семья? Анализ показывает, что единого понимания специфики семьи до сих пор не существует. Нет и четкого юридического определения семьи. В разных сферах встречаются разные определения семьи как малой социальной группы. По этой точке зрения, семья есть "основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью". С другой стороны, семья это основанное на частной собственности и общесемейной деятельности объединение людей, связанных отношениями родительства супружества родства, приводящими в соответствие удовлетворение личных потребностей с выполнением социальных функций по рождению, содержанию и социализации детей. Наконец, по словам Питирима Сорокина, "семья — организованный и обычно солидарный коллектив. Поэтому семейная группировка является очень важной...."

С социально-правовой точки зрения семья главным образом выступает институциональным образованием, в которой "группа лиц имеет между собой предусмотренные законом права и обязанности". Попав в сферу правового регулирования, семья приобретает статус социального института, что дает возможность включить в ее определение как социальные, так и правовые признаки. Правовым признаком семьи нужно считать наличие взаимных прав и обязанностей, о чем, например, свидетельствует статья 7 Семейного Кодекса РФ. "Семья — это объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью". Определение семьи в Федеральном законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" вряд ли можно считать приемлемым, поскольку семья в нем рассматривается только через понятие "лица". Однако семья это социальная общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, проживающих совместно и ведущих совместное хозяйство.

С рассмотренным пониманием института семьи связано истолкование содержания правовой защиты семьи государством и другими властными институтами. Определяя семью как круг людей, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака или родства, т. е. как социальную группу, связанную правами и обязанностями, предусмотренными законодательством о браке и семье, правоведение исходит из того, что закон охраняет и признает только зарегистрированный брак. В ст.1, п.2 Семейного Кодекса РФ четко установлено: "Признается брак, заключенный только в государственных органах записи актов гражданского состояния". Заключение такого брака означает образование семьи. И если брак является основным способом создания семьи, то указанной нормой, по сути, определяется правовой статус семьи.

В юридической литературе было высказано также мнение о необходимости рассматривать понятие семьи в широком и узком смыслах: в широком семья состоит из многих лиц, происходящих от общего предка, а в узком включает в себя родителей и их потомков. Демографы под семьей понимают совокупность лиц, проживающих совместно, связанных родством или свойством и общим бюджетом. Следовательно, семья изначально образуется и пребывает только в рамках закона. Она не может быть определена отдельно от тесно связанных с ней юридических явлений. Закон служит ей средством защиты, помощи, ответственности. Л имеющий юридическую силу официальный брак свидетельствует об определенности и устойчивости института семьи, о ее способности исполнять присущенией функции.

Каковы же основные функции семьи? Под функцией в социологии понимается "роль, которую определенный социальный институт... выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов ее классов, социальных групп и индивидов"

Функции, выполняемые институтами, изменяются со временем. Одни из них исчезают, другие перемещаются к другим институтам, третьи уменьшаются или увеличиваются в объеме. По отношению к институту семьи, если сравнивать с XIX веком, в XX изменились следующие ее параметры: увеличился принятый возраст вступления в брак; размер семьи; на смену расширенной семье пришла 1гуклеарная; время начала трудовой жизни: более позднее вступление в трудовую жизнь, возраст увеличился с 11 до 25 лет^ ; распределение супружеских функций: возросла роль и помощь мужа в домашнем хозяйстве и воспитании детей; стиль лидерства в семье и т.д. По мнению А.И. Кравченко, к функциям семьи относят обеспечение экономической безопасности, образования, религиозного инструктирования и руководства, рекреации, воспроизводства и эмоциональной поддержки. Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья.

Сказанное позволяет к наиважнейшим функциям семьи и брака отнести следующие:

1. Регулирование сексуальных отношений. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких обстоятельствах должен вступать в половые отношения.

2. Воспроизводство населения (репродуктивная функция). Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья — это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения.

3. Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья — ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.

4. Забота и защита членов семьи. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, им необходима эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех, кто по инвалидности, старости или малолетству не может позаботиться о себе.

5. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя, отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида.

Кроме них к числу важнейших функций семьи относятся: организация быта, организация личного потребления, первичная социализация и воспитание детей, психологическая и материальнобытовая поддержка пожилых, инвалидов, нетрудоспособных членов семьи.

Как свидетельствуют многочисленные источники, деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

Под социальной защитой понимается целенаправленная деятельность государства, муниципальных и иных органов политической власти, ориентированная на обеспечение достойных условий жизни и всестороннее развитие различных социальных групп граждан, с учетом воздействия негативных факторов и возможности их нейтрализации. В любой стране мирового сообщества система социальной защиты функционирует в рамках взаимодействия индивида и общества. Отношение "индивид—общество" является наиболее общим, всеобъемлющим, широким отношением. В то время как отношения "инвалид— общество", "пенсионер—общество", "ребенок—общество", "безработный— общество" и другие групповые отношения являются его частными проявлениями. При этом "индивид" по отношению к человеку есть общее понятие, а "инвалид", "пенсионер", "ребенок", "безработный" — нечто частное, особенное, специфическое. Учет специфики каждой социальной группы непременное условие эффективности проводимой социальной работы.

Иными словами, социальная защита семьи подразумевает собой меры социального характера, а именно: меры социального обеспечения, социальной помощи, психологическую, реабилитационную и другую помощь оказываемую государственными и муниципальными учреждениями, некоммерческими и благотворительными организациями.

Прежде чем дать определение социально-правовой защите уместно упомянуть о сущности права. Сущность права проявляется через правовые законы и нормотворческую деятельность правового государства.

Они есть "институциональновластная форма выражения и действия принципа формального равенства как правовой формы организации всеобщей публичной власти". И.Д.Осипов также отмечает, что право есть "установленнная и защищенная государственным законом мера социальной и личной свободы, справедливости и равенства". Философское определение права в контексте такого понимания состоит в том, что оно есть нормативная форма общественного сознания, воплощающая и отражающая всеобщую, универсальную и равную меру свободы, справедливости и формального равенства людей, посредством которой на регулируется и упорядочивается общественная жизнедеятельность.

Преимуществом приведенной дефиниции является акцент на понимание права как всеобщей, универсальной и равной меры свободы, справедливости и формального равенства людей, формирующейся и фиксирующейся сначала в общественном сознании, а уже затем переводящейся государством в соответствующие законы. Последние, если выражают эту всеобщую, универсальную и равную меру, то становятся правовыми установлениями (законами) государства, которое, в свою очередь, тоже становится правовым. Иначе говоря, наличие такой меры в той или иной степени в законах выступает условием воплощения в них необходимого правового минимума. Необходимо, чтобы общество и его члены осознавали свои естественные и субъективные права, чего в настоящее время, к сожалению, мы не наблюдаем. Имеет место, скорее, правовая неграмотность и незнание гражданами своих неотъемлемых прав. Соответственно, большинство не знает о существующих и полагающихся им социальных льготах и пособиях, не говоря уже о механизме осуществления мер социально-правовой защиты семьи. Интерес вызывает социально-правовая защита семьи государством от неблагоприятных экономических, социальных и политических потрясений. Освещение существующих дисфункций и проблем института семьи поможет ответить на вопрос о том, почему государство заинтересовано в создании здоровой и прочной семьи.

Итак, сущность социально-правовой защиты необходимо освещать в рамках трех взаимосвязанных институтов: семьи (социальный институт), государства (политический институт) и института социального обеспечения (социально-культурный институт). Осуществляется же данная защита с помощью института социального обеспечения, который осуществляет социальное страхование и социальное обслуживание. И, наконец, институт государства контролирует и организует деятельность уполномоченных социальных служб (ведомств, государственных организаций, общественных объединений). Он связан с конфликторазрешением (с предупреждением, урегулированием и разрешением конфликтов), т.к. имеет функцию предупреждения, урегулирования и разрешения многообразных проблем, противоречий и конфликтов между людьми в процессе удовлетворения их потребностей. Современные способы осуществления деятельности социального обеспечения и прогрессивные организационные подходы государства к вопросам о помощи и социально-правовой защите института семьи должны основываться на знаниях об историческом развитии последнего.

Принципиально важен вопрос о предмете семейной политики. Социальные проблемы, с которыми сталкивается семья, можно разделить на две группы. Первую группу составляют проблемы общесоциального характера (макроэкономические и макросоциальные), в том числе связанные со сферами здравоохранения, культуры, занятости. Вторая группа проблем отражает специфику функционирования семьи как социального института, институциональное содержание жизнедеятельности семьи. Совокупность этих проблем и составляет предмет семейной политики. Общесоциальные меры, которыми оперирует социальная политика, конечно, имеют отношение к семье. Однако они не ориентированы на нее целенаправленно. Объектом социальной политики является население в целом. Семейная политика направлена на семью как на конкретный объект и призвана создавать условия для решения специфических проблем семьи.

Понятие семейной политики в истории российской государственности появилось лишь в 80е годы XX века и определялось только как практика социально-демографической политики государства". В 90е гг., в новых условиях, произошли определенные сдвиги в политике государства по отношению к семье. Усиление внимания к семье отразилось в Конституции РФ, Семейном кодексе, други законодательных установлениях. Однако изменения в основном коснулись усовершенствования брачносемейного законодательства и закрепления семейных прав граждан.

Парадигма полноценной государственной семейной политики впервые была определена в 1991 г. Комитетом по делам семьи, семейной и демографической политике при правительстве России. В соответствии с концепцией сильной политики в отношении семьи правительство активно способствовало формированию соответствующей региональной инфраструктуры (органов власти, фондов, социальных служб). На федеральном уровне был разработан пакет важных документов, созданы Фонд социальной поддержки семьи и Научноисследовательский институт семьи. С упразднением комитета на многие годы произошел фактический откат от стратегии комплексной семейной политики к стратегии социальной защиты населения.

В изданном 14 мая 1996 г. Указе президента Российской Федерации "Об основных направлениях государственной семейной политики" был сформулирован ряд принципиальных положений для создания государственной системы семейной политики, предусмотрены конкретные практические меры. Однако они не были реализованы в полной мере. В развитие указа не было принято ни одного специального решения правительства. Указ оказался скорее идеологическим документом, поскольку он оказал определенное влияние на общественное мнение.

В соответствии с Указом, государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Главными направлениями государственной семейной политики объяляются:

обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи;

обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;

усиление помощи семье в воспитании детей.

Объектом государственной семейной политики является семья. Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

Государственная семейная политика может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязанным со всеми ее направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решений. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Основные принципы государственной семейной политики определены в следующем плане:

Самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки;

Равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;

Приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Меры семейной политики должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития;

Равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности;

Единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях. Утверждение Президентом Российской Федерации Основных направлений государственной семейной политики и обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот; их дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации

Партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;

Принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами;

Осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.