рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе

Рассмотренные теоретикометодологические положения позволяют осветить основные компоненты системы социально-правовой защиты семьи в современном обществе, а также показать системное содержание официальной политики политики социально-правовой защиты, которую проводят государственные и муниципальные институты политической власти. С политикосоциологической точки зрения политика это властный способ организации общества, основу которого составляет процесс достижения социально значимых (публичных) целей и поддержания целостности последнего на основе разграничения и согласования разнообразных интересов и потребностей основных классов и групп населения, предусматривающий управление обществом со стороны политической элиты и иных социальных субъектов власти через политические институты общества.

В приведенном понимании политики основной акцент делается на ее истолковании как специфического вида социального процесса, содержанием которого является обнаружение, познание и использование объективных законов устройства, функционирования и развития управляемых объектов, принятия и исполнения управленческих решений посредством регулирующего, организующего, упорядочивающего и контролирующего воздействия на них со стороны властных (управляющих) субъектов и институтов для достижения общественно значимых целей публичного, корпоративного и иного характера. При таком подходе политика неизменно связана с реализацией публичных целей, выражающих всеобщие и общезначимые интересы населения той или иной территории. Поэтому политика всегда имеет публичный характер и преследует общезначимые цели.

Но не только государство осуществляет публичную политику в области социально-правовой защиты. Также активное участие в в этом процессе принимает на уровне определенных территорий такой политический институт, как местное самоуправление. В результате названную политику разрабатывают и осуществляют преимущественно такие политические институты государственной и муниципальной власти, как президент (глава государства), правительство, органы исполнительной власти регионов (например, губернаторы и региональные правительства) и на местах (мэры и главы администрации городов и иных поселений). Сказанное не исключает возможность участия законодательных и представительных институтов в разработке политической стратегии и контроле за ее реализацией. Осуществление социально-правовой защиты семьи с помощью политикоуправленческой деятельности местного самоуправления более действенна еще потому, что в распоряжении муниципальных органов вполне законно находится ресурсная база и местная инфраструктура, складывающаяся из муниципальной собственности, налоговых поступлений, государственных дотаций и субвенций, доходов соответствующих предприятий и др.

Таким образом, ключевым компонентам социально-правовой защиты семьи как системного образования выступает муниципальная власть, имеющая общественногосударственный характер. МСУ является одним из значимых институтов социально-правовой защиты семьи, посредством которого осуществляется организация деятельности подведомственными институтами социально-правовой защиты на местах (социальные учреждения, детские дома и т.д.) в целях эффективного ее осуществления, а муниципальная политика выступает одним из способов осуществления социально-правовой защиты семьи. Вот почему рассмотрению вопроса о местном самоуправлении уделяется столь пристальное внимание. Будучи системным образованием, муниципальная политика социально-правовой защиты состоит из предметной области инфраструктуры^ (вещных) компонентов, а также из процессуальных, институциональных, человеческих, духовных и иных элементов. Взаимодействие названных элементов придает ей целостность и динамическую устойчивость. Как следует из вышеизложенного, с системносоциологической точки зрения она, как всякое целостное образование, представляет собой единство вещных, человеческих, институциональных, процессуальных и духовных компонентов.

Переходя к освещению основных компонентов системы социально-правовой защиты семьи как разновидности социальной (семейной) политики следует упомянуть о том, что она как системное образование также "представляет собой иерархическую совокупность дополняющих друг друга компонентов, находящихся в отношениях взаимной субординации и координации", среди которых основную роль играют человеческие (социальные субъекты), институциональные, вещные (инфраструктурные), процессуальнонормативные и духовные компоненты". Приведенные выше научные положения имеют определенное методологическое значение, ибо задают теоретические ориентиры для выделения существенных компонентов содержания современной системы социально-правовой защиты семьи.

Первичными компонентами системы социально-правовой защиты семьи выступают институциональные составляющие, к которым относятся социальные службы, организации, учреждения государственного и негосударственного характера.

Вторым компонентом системы социально-правовой защиты семьи выступают социальные субъекты — люди, выполняющие функции организации и осуществления самой социально-правовой защиты семьи (государственные и муниципальные служащие, чиновники, социальные работники, волонтеры и др.).

Данное основание позволяет выявить третий, довольно объемный по своему характеру, компонент системы социально-правовой защиты семьи — ее процессуальнонормативные составляющие. К ним относятся: нормы (законы), цели (дерево целей социально-правовой защиты семьи), принципы, методы, технологии, ресурсы и инфраструктурные составляющие (детские дома, школы, социальные службы, и т.п.), правоприменительная составляющая социально-правовой защиты семьи, характеризующая исполнение законов на практике.

Все перечисленные элементы являются необходимыми составляющими полноценной системы социально-правовой защиты семьи. В полной мере они представлены в практике функционирования последней в большинстве развитых стран мира. Среди них показательны примеры организации и проведения социально-правовой защиты семьи в таким странах, как Швеция и Великобритания, которые представляют разные модели социально-правового государства: социалдемократическую и либеральную. В следующем параграфе речь пойдет об этих шведской и английской моделях социально-правовой защиты семьи, анализ которых, возможно, послужит примером для изменения или разработки современной социально-правовой защиты семьи в Российской Федерации.

1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты семьи в Швеции и Великобритании

В первую очередь заслуживает освещения опыт социально-правовой защиты семьи в Швеции. Премьерминистр Швеции Т.Эрландер утверждал, что: "Человек должен иметь возможность применять свои способности для иного, чем для борьбы за сносное существование. Единство устремлений, уважение к ближнему, чувство причастности к общему делу и влияние на жизнь общества также важны для человеческого существования, как и рост материального благополучия".

Шведская социальная модель признана во многих странах мира. Достижения Швеции в решении социальных проблем инвалидов и детей, пожилых и молодежи, семей и женщин изучаются в Европе и Азии, Америке и Африке, и не только студентами в университетах, но и специалистами в области социальной политики. И это не случайно. Благодаря многолетним усилиям шведов, направленным на улучшение условий жизни всех без исключения групп населения, Швеция с завидным постоянством демонстрирует всему миру возможности реального улучшения социального климата для всего общества, для людей всех возрастов, полов и профессий. В основе политики всех послевоенных правительств лежат принципы равенства, справедливости, преодоления нищеты и дискриминации. Шведская социальная политика страны базируется на солидном законодательстве. Хотя Швеция и является нашим северным соседом, для большинства россиян её социальная политика малоизвестна.

Бесспорно, что шведский социальный опыт нельзя скопировать для современной российской действительности. Это было бы неправильно и просто невозможно, особенно учитывая экономическое состояние нашей страны. Но использовать шведские методы социальной работы с группами населения, с отдельными лицами и в масштабах семьи, видимо, целесообразно. Поэтому, проанализировав специфику социально-правовой защиты семьи в Швеции, необходимо будет выявить наиболее подходящие способы и методы работы в этом направлении для современного российского общества.

Обзор изученной литературы позволяет констатировать, что с середины XIX века, в период индустриализации и урбанизации появляется интерес к проблемам, связанным с изменением общества и повышением благосостояния конкретного индивида. В связи с этим постепенно приходит осознание необходимости оказания профессиональных социальных услуг. Накапливаются практические меры помощи в виде психосоциальной работы, а также на уровне образования общественных и государственных институтов и организаций.

Прежде всего, нужно упомянуть об истоках зарождения социально-правовой деятельности. Основа работы по социальному благосостоянию как профессии была заложена в Швеции примерно в 1851 году. Тогда шведское общество дьяконов начало подготовку дьяконов женщин первый курс такого рода на Севере Европы. Подготовка дьяконов началась значительно позже, в 1898 году. В обучении использовались навыки социальной работы, применявшиеся в ранних христианских обществах. Армия спасения начала подготовку "Христианских сестер" вскоре после разворачивания своей деятельности в Швеции в 1883 году.

Эти два вида конфессионального обучения были дополнены двумя другими типами учебы и подготовки, которые основывались на требованиях и потребностях социальной деятельности в коммунах и губерниях. Коммуна (от лат. communis общий) обозначает в ряде современных зарубежных государств — название низовой административнотерриториальной единицы. Первый вид обучения занимался подготовкой руководителей домов престарелых и детских домов. Подготовка началась в 1908 году. Второй вид обучения был начат в 1921 году при "социальнополитическом институте" (позднее социальный институт) в Стокгольме: Институт социальной политики, коммунального образования и исследований. Была учреждена должность профессора по национальной экономике и социальной политике, которую первым получил Йоста Багге. Оба вида обучения берут свои корни в социальной работе, которая с 1903 года проводилась Центральным союзом социальной работы.

Уже в 1903 году было создано Центральное общество социальной работы (ЦОСР), в число руководителей которого входил Герхард Хальфред фон Кох. Эта организация стала центром либеральных и гуманистических настроений, воплотившим идеи германского кафедрального социализма и британского фабианства. Обучение в этом первом неконфессиональном шведском учебном центре социальной работы было прежде всего ориентировано на подготовку по юрисдикции, администрации, социальной политике и экономике. Уже в XX веке до Швеции дошли американские традиции "social casework". Это направление подразумевает возможность работы с индивидами и семьями, нуждающимися в помощи, которое основывается на психоаналитическом образе мышления, разработанном, в частности, Хелен Перлман. Во многом это произошло благодаря усилиям преподавателей методики Марьи Альмквист и Малин Сюрен.

Работа в ЦОСР была организована при понимании, что социальные проблемы в шведском обществе не могут быть решены только за счет мер социальной помощи индивидуумам и семьям. Справедливо будет заметить, что первоначальное внимание в этот период преобразований в Швеции было обращено, прежде всего, на проблемы семьи и отдельной личности. Наряду с этим предпринимались меры на национальном уровне, представляющие собой деятельность по реформе законодательства и экономической системы. После окончания второй мировой войны консультант Марья Альмквист (о которой уже говорилось выше) увлеклась новыми формами индивидуальной социальной работы, получившими свое развитие в США в начале 20х годов прошлого века. Она представила в Швеции ориентированный на индивидуума и семью способ деятельности, получивший трудно переводимое название "social casework". Представители этого направления черпали свое вдохновение из психотерапии, находившейся под воздействием фрейдизма. На ее основе они разработали тщательно продуманные методы бесед с клиентом и консультации для него. На микроуровне в этом преследовалась цель получения обобщенного взгляда на индивидуума и семью. Исходя из полного анализа ситуации человека, столкнувшегося с проблемами, шел поиск единого решения всех вопросов взрослых членов семьи. С точки зрения их отношений, экономического характера, здоровья, злоупотребления алкоголя, потребности детей в надежном и позитивном окружении в период их развития.

Раскрывая сущность семейной политики Швеции, необходимо упомянуть об одной из основ ее формирования принципе "благосостояния для всех". Социальная политика в современном понимании развивалась вместе с промышленным ростом в XIX веке. В Швеции с начала XX века в большей степени, чем в большинстве других стран, социальная политика формировалась для всего населения. Исходным пунктом в области правового регулирования явилось решение о всеобщей народной пенсии, принятое в 1913 году. Установленная пенсионная система основывалась на принципе страхования: как взносы, так и выплаты определялись исходя из доходов, и рассчитывалась индивидуально. Подобная политика распределения доходов, безусловно, влияла на экономическую стабильность семьи. Однако во время кризиса 30х годов эта система не смогла обойтись без государственной поддержки. Новый Закон о государственных пенсиях был принят в 1935 году. В 1946 году пенсии распространили на все население. Они частично финансировались взносами лиц, имеющих облагаемые налогами доходы, но в основном из государственных источников. Первоначально они охватывали только пенсионеров по возрасту, но затем постепенно были распространены на инвалидов и вдов.

Система национальных пенсий включает народную (основную), дополнительную (служебную, трудовую) и частичную (неполную) пенсию. Во всех этих случаях выплаты основываются на ежегодно устанавливаемой правительством так называемой базовой сумме, которая автоматически возрастает с инфляцией. Возрастной ценз для получения пенсий высок. Пенсионный возраст в Швеции — одинаковый для мужчин и женщин, но в 1976 г. был снижен с 67 до 65 лет. Существует возможность ухода на пенсию в любое время в возрасте между 60 и 70 годами с соответствующими изменениями размера пенсии. Однако, как правило, в Швеции уходят на пенсию в 65 лет и старше.

В 1976г. Вступил в силу специальный закон о частичных пенсиях. Он дает возможность человеку в возрасте от 60 до 65 лет сократить свое рабочее время и получить частичную компенсацию за потерянный доход. Существует одно условие получатель должен работать не менее 17 часов в неделю (по 34 часа в день при рабочей неделе в пять дней). Логично, что человек, большую часть своей жизни, посвятивший труду, тяжело будет переживать отсутствие трудоустройства. И одновременно, люди подобного возраста вправе проводить свое время, воспитывая внуков, и тем самым, помогая своим детям в карьерном росте. Таким образом, при помощи подобных мер, шведское законодательство решило отчасти вопрос в сфере трудоустройства людей пенсионного возраста, а также в сфере воспитания детей. В конце 50х годов принят Закон о дополнительных пенсиях. Она предназначается для застрахованных лиц проработавших 30 лет и рассчитывается для тех, кто в возрасте от 16 до 64 лет.

Таким образом, характер перераспределения экономических средств постепенно менялся. Сначала это была гарантия обеспеченности для тех, чье положение было наихудшим ("основополагающая социальная безопасность"), которая постепенно превращалась в гарантию того, что всем достанется определенный процент достигнутого уровня обеспеченности ("компенсация утраченного дохода"). При этом налицо стремление к "горизонтальному" выравниванию доходов (например, между здоровыми и больными, работающими и безработными) в большей степени, чем к "вертикальному" (то есть между богатыми и бедными). Здравоохранение, социальный уход и обслуживание, насколько возможно, стали доступными для всех вне зависимости от дохода и профессии. В 90е годы такой принцип "благосостояния для всех" подвергся обсуждению в ходе общественных дебатов. Однако и сейчас этот принцип всеобщего благосостояния имеет широкое политическое и всенародное понимание. Шведы исходят из того, что подобная система должна финансироваться за счет государственных и коммунальных средств (налогов).

Суть системы всеобщего благосостояния заключается в том, что преследуя цель равенства граждан, общество отвечает за предоставление государственных услуг хорошего качества всем гражданам в ряде областей: образования, здравоохранения, социальных услуг, заботе о детях, пожилых и конечно же о семье.

По мнению С.А.Андреева, система социального страхования является основным элементом шведской социальной политики благосостояния, а также "инструментом создания большого социально-экономического равенства".В 1962 году вступил в силу Закон о всеобщем страховании, что привело к организованной координации различных форм страхования. Шведский Закон различает три типа страхования:

система страхования по болезни и родителей;

система народных пенсий и

система всеобщих дополнительных пенсий.

В свою очередь система страхования по болезни или по охране здоровья состоит из следующих видов страхования: медицинское, стоматологическое, пособия родителям и по болезни.

Система обязательного медицинского страхования введена в 1955 году. Она охватывает различные выплаты в связи с посещением врача, стоматолога, лечением в больнице и т.д. Как правило, эти подобные пособия выплачиваются службами социального страхования тому медицинскому учреждению, или врачу, осуществляющему лечение. Обычно пациент платит только небольшую сумму за консультацию.

Страхование по болезни включает зубоврачебное лечение, в том числе профилактику. С 1974 года стоматологическое страхование стало частью системы страхования в области охраны здоровья. Оно охватывает всех застрахованных в возрасте свыше 20 лет. По закону стоматологическая помощь осуществляется бесплатно детям и молодежи до 20 лет. Стоматологическая помощь обходится пациенту очень дорого.

Пособия по болезни — компенсация, выплачиваемая за потерю дохода изза болезни или травмы. Чтобы получить полное пособие по болезни, необходимо работать, от суммы дохода зависит размер этого пособия. Оно составляет до 90% обычно получаемого дохода и облагается налогом, как и другие формы доходов. До декабря 1987 года пособия по болезни выплачивались со второго дня заболевания. Сейчас оплачивается и первый день. Для получения пособия необходимо сообщить о болезни местной конторе социального страхования. Пребывание в больнице сокращает пособие на 40 крон.

Действует система страхования от несчастных случаев на производстве, вступившая в силу в 1977 году. Возмещение выплачивается в случае, как профессионального заболевания, так и несчастного случая на работе, по пути на работу или с работы, ухудшения трудоспособности и смерти. В принципе охва^". осе занятые и участвующие в профессиональной подготовке.

Существует система страхования по безработице, действующая с 1974 года. Для получения пособия по безработице, необходимо быть членом кассы по безработице, организуемой профсоюзами для застрахованных безработных.

Если человек не охрлчсн какойлибо системой страхования или пособия его недостаточнг большие, он может получать общественную помощь. В законе осоциальных услугах, вступившем в силу с января 1982 года, говорится, что коммуны несут, в конечном счете, ответственность за людей, проживающих в рамках их границ, независимо от гражданства. Среди прочего это означает, что люди имеют право на общественную помощь, которая покрывает такие основные потребности, как пища, одежда и жилье.

Обзор пенсионного и страхового обеспечения в Швеции дает нам понять, что эти системы имеют широкий охват и вместе с тем многолетнюю и высокую степень развития. Но следует отметить, что по свидетельству многочисленных данных, одним из затруднений современной шведской системы страхования является увеличение количества безработных. Пособия рассчитаны на кратковременную безработицу, а люди сейчас остаются без работы длительное время. Другой проблемой является затруднение выполнения программ пенсионного обеспечения, т.к. старение населения является сейчас повсеместным процессом. Тем не менее, шведские системы социального страхования и пенсионного обеспечения остаются одними из наиболее совершенных форм семейной политики.

Понятие "семья" одинаково как в Швеции, так и в других странах. Международные исследования (Бъернберг, 1992 г) вкладывают в эти отношения все, начиная от так называемой типовой семьи (мужа, жены и детей) до значительно более широкого круга родственников. Сейчас в Швеции существует тенденция относительно узкого толкования понятия, что связано с различным положением родителей и их несовершеннолетних детей. Так называемая типовая семья (мамапапаребенок) в современной Швеции является не столь господствующей, какой она была несколько десятилетий назад. Возросшее число разводов приводит к тому, что разведенные создают новые семьи или семьи с одним из родителей: мамаребенок или папаребенок (чаще мамаребенок). Довольно много мужчин и женщин живут вместе, не заключая брака. В юридическом отношении различия между такими семьями очень незначительны. После вступления в силу закона о партнерстве все чаще стали создаваться открытые гомосексуальные семьи, где развилось совершенно иное понятие семьи. Закон о партнерстве по многим пунктам уравнивает сожительство гомосексуальных и гетеросексуальных. Однако усыновление в гомосексуальных семьях не разрешается. Несмотря на то, что альтернативные формы в современной Швеции увеличиваются, доминирующей все же является совместная жизнь в виде типовой семьи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.