рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе

Каждый работающий отец в Великобритании будет иметь право на "отцовский" двухнедельный отпуск по уходу, который будет оплачиваться по тем же нормам и в течение того же периода, что и установленная законом оплата материнства — у нас, например, такая льгота не предусмотрена.

\Малоимущими семьи назначаются исходя из оценки доходов. Пособия и всевозможные услуги назначаются в процентном соотношении к выплачиваемому пособию и имеющемуся доходу семьи. Например, если чистый доход просителей превосходит определенный предел, "семейный кредит" назначается в объеме 70%.

В 1999 году в Великобритании введены стипендии учащимся с целью помочь молодым людям из семей с низкими доходами продолжать учебу после того, как они закончат обязательное одиннадцатилетнее образование. Таким способом правительство Великобритании делает упор на повышение уровня образования у молодого поколения путем предоставления стипендий, наград.

Поддержку рабочим семьям правительство в Великобритании оказывает посредством предоставления отсрочки уплаты налога. Оказывается помощь предпринимателям из бедных слоев населения. Пособия полагаются тем квартиросъемщикам в государственном и частном секторе, которые получают выплаты по поддержке доходов.

Таким образом, между шведской и британской моделями социально-правовой защиты есть немало общего, но и много различий. Вот, на мой взгляд, наиболее значимые. Хотелось бы начать с того, что социальная, в том числе и семейная политика каждой из рассматриваемой мной страны имеет свои принципы: Англия либеральные, Швеция — социально-демократические. Соответственно, построены системы социально-правовой защиты семьи в этих странах поразному. Но главное, что правительства Великобритании и Швеции проводя социальную политику, ставят на первое место проблемы семьи и детей и считают ее одной из ключевых. Например, либерализм в Великобритании на законодательном уровне проявился в проведении реформы социального обеспечения в 1986 году, в результате которой пособия по беременности и родам перестали быть государственными и превратились в производственные. Проведение политики профилактики подростковой беременности с помощью просвещения и совершенствования полового воспитания, и действующая система отсрочки уплаты налогов рабочим семьям свидетельствуют об охране института семьи. На институциональном уровне правительство Великобритании пытается добиться сокращения молодежной преступности путем создания специальных бригад по несовершеннолетним правонарушителям.

Социально-демократические принципы шведской модели социально-правовой защиты семьи находят свое воплощение в провозглашенных лозунгах: "Равное распределение общественных благ", "Благополучие для всех". Что касается Швеции, то на законодательном уровне примером может служить система страхования, которая охватывает широкий круг категорий населения. Кроме того, семейная политика регулируется не только путем социального обеспечения, но и с помощью налогового законодательства, медицинского страхования, проявляющегося в бесплатном начальном и среднем образовании, бесплатном здравоохранении н стоматологии для детей и подростков. В Швеции скоординирована деятельность социальных служб на уровне коммуны, тем самым, на институциональном уровне правительство разрешило вопрос осуществления социально-правовой помощи семье.

Можно выделить некоторые общие моменты в проведении семейной политики рассматриваемых стран. Большое значение правительство и той и другой страны придают "отцовскому" отпуску по уходу за ребенком каждому работающему отцу. Разница лишь в том, что в Швеции он по сроку равен одному месяцу, а в Великобритании этот отпуск в два раза короче.

Проанализировав способы проведения семейной политики правительством Великобритании и правительством Швеции, можно прийти к выводу, что потребительский кредит является более предпочтительной формой социальной защиты малообеспеченных и среднеобеспеченных семей, т.к. он, вследствие своей возвратности и платности, может выступать достаточно сильным экономическим стимулом к трудовой деятельности. В деле построения системы социально-правовой защиты семьи Советский Союз руководствовался социалистическими принципами. Сущность деятельности советского государства в этом направлении будет рассмотрена в следующей части работы.

1.3 Социально-правовая защита семьи в советский период

Чтобы понять сущность деятельности советского государства в вопросах осуществления социально-правовой защиты семьи, необходимо выявить характерные черты государственного законотворчества и управления. А также попытаться обобщить теоретические аспекты права социального обеспечения и законодательства о браке и семье. Выработанные нормы поведения людей и закрепленные законодательно не появляются "из ниоткуда". Их появление провоцирует само общество. Но в условиях тоталитарного режима, господствовавшего в Советской России на протяжении нескольких десятилетий, данное утверждение было бы не совсем правильно. Особенности взаимодействия семьи и государства, осуществление социально-правовой защиты семьи государством и влияние последнего на формирование определенной идеологии и тем самым на жизнедеятельность семьи будут рассмотрены в настоящем параграфе.

Прежде чем перейти к детальному рассмотрению особенностей социально-правовой защиты семьи в советской России, необходимо дать краткую характеристику изучаемому периоду. Он характеризуется либеральным законодательством и легитимизацией ряда запрещенных в имперский период индивидуальных, в том числе сексуальных прав и свобод. Декрет "О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния" от 18 декабря 1917 года утвердил единую процедуру гражданской светской регистрации брака, отменив церковную как единственно легитимную и легальную. Кроме того, было узаконено формальное равенство женщин и мужчин во всех сферах жизни по обеспечению равного доступа к работе, образованию, социальным услугам и благам. Россия была не только одной из первых стран мира, провозгласившей равенство полов, но и первой страной, в которой начала проводиться направленная социальная политика по созданию условий для реализации равных прав и возможностей для женщин. Благодаря такой политике государства в СССР на практике была создана одна из первых в мире эмансипаторских в отношении женщин и детей система социального обеспечения. Речь идет о широком спектре социальных гарантий и льгот, существовавших в СССР, как всеобщих (вне зависимости от пола), так и специфически женских. Укажу лишь на основные из них: гарантированный государством доступ к всеобщему среднему образованию, бесплатное высшее образование и гарантированное трудоустройство, помощь в получении квартиры, профессионального образования, сеть доступных государственных дошкольных и школьных учреждений, дополненных системой внеклассного образования и развития школьников, гарантированная оплата больничных листов, отпусков по беременности, родам и т.п. В результате законодательных преобразований сформировалась эмансипация женщин, которой во многом способствовали введение облегченной процедуры развода и легализации абортов.

Развод, регистрировавшийся и санкционировавшийся церковью, в истории Российской империи отнюдь не всегда был сложной процедурой. Так, до 1730г. желающим развестись было достаточно обратиться к приходскому священнику и получить от него разводное письмо документ, фиксировавший и подтверждавший развод. Начиная с 1760х г.г. и вплоть до 1860хг.г. официальный развод был распространен в городской среде, среди крестьянства же практиковались несанкционированные церковью "самовольные разводы". Другая ситуация обстоит в отношении производства абортов. За аборт по уголовному уложению 1903 года существовала уголовная ответственность для врача (до 6 лет) и матери (до 3 лет). Таким образом, официально признанная эмансипация женщин после 1917 года лишь ненамного облегчила процедуру развода, а вот производство абортов стало более простой процедурой. В Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа Россия объявлялась Республикой Советов. Известно, что при республиканской форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство. Народ как единственный источник власти и носитель суверенитета обладает учредительной властью и воплощает (осуществляет) данные полномочия через важнейший институт демократии Конституцию. Конституция обладает рядом свойств, одним из которых является реальность. "Реальность характеризует Конституцию тогда, когда ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режима законности и правопорядка". Конституции, не гарантирующие права и свободы человека и гражданина, являются фиктивными. Они носят декларативный характер, наполнены социальной демагогией и реально не гарантируют элементарных гражданских прав. Фиктивные конституции характерны для стран с авторитарными и тоталитарными политическими режимами. Примером тому может служить период становления советской республики. "Роль конституционного регулирования была резко снижена разгоравшейся гражданской войной, которая оказала огромное деформирующее воздействие на советскую государственность, резко ускорив свертывание демократических процессов...".

Всего, за годы советской власти были изданы четыре Конституции, которые "являлись последовательными шагами в направлении формирования советской социалистической правовой системы". Основу формирования советской социалистической правовой системы заложила первая Конституция РСФСР (1918 г.), которая закрепляла образование первой советской федерации РСФСР. Роль намечавшегося конституционного регулирования была резко снижена надвигавшейся гражданской войной. После принятия Конституции Советского Союза в 1924г. окончательно утвердилась однопартийная система в государстве. Характерной чертой второй Конституции являлось отсутствие характеристик общественного устройства союзного государства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве и местных органах власти. Таким образом, ко времени принятия Конституции в стране сложилась форма политического устройства, под названием "диктатура партии". В период перехода власти в руки Иосифа Сталина постепенно укреплялась административнокомандная система, усиливалось значение центра. Это был период основания тоталитарного строя в стране. В результате, появившаяся на свет третья Конституция Советского Союза в 1936г. впервые закрепляет особое положение коммунистической партии в системе государственных учреждений СССР. На этот раз был расширен перечень прав и свобод граждан, где законодательно закреплялись неприкосновенность личности, свобода совести, свобода слова, печати, собрания и митингов, тайна переписки, ограничение права личной собственности и закрепление социально-экономических права на труд, на отдых, образование, материальное обеспечение. Позже принятая Конституция СССР 1977 года содержала демократические положения, которые, однако, не могли быть реализованы в условиях коммунистической диктатуры. Необходимо сказать также о важной черте, характеризующей современные демократические конституции это прямое действие. "Прямое действие Конституции означает, вопервых, что нормы конституции обязательны для органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также для органов местного самоуправления; а вовторых, что гражданин, который считает нарушенными свои права, может обратиться в суд, ссылаясь исключительно на соответствующую статью конституции, и суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму законов или подзаконных актов". Но Конституция, существовавшая в СССР, не имела прямого действия, она являлась политическим и декларативным документом и применялась только путем конкретизации своих конституционных норм в других нормативных актах. Конституция являлась главным источником всех отраслей советского права, в том числе и семейного законодательства.

Термин "источник права" обычно имеет два значения. Первое раскрывает причину создания права. Правообразующей силой в основном выступает государство, закрепляющее в праве волю и интересы народа или только господствующего класса, исходя из соответствующих социально-экономических и политических условий жизни общества. Второе значение понятия источника права характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно отражает результаты правотворческой деятельности. Ими служат разнообразные нормативно-правовые акты, принимаемые уполномоченными на то органами государства в соответствии с предоставленными им правами.

В зависимости от степени юридической силы различаются два основных вида источников права: законы и подзаконные акты. Главенствующим и определяющим источником советского права служили Основные Законы Конституция СССР, конституции союзных и автономных республик. Законы обладают высшей юридической силой и приоритетом по сравнению с любыми другими нормативными актами. Это объясняется тем, что законы принимались высшими органами государственной власти съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик, депутаты которых непосредственно представляли волю народа. В других случаях законы принимались непосредственно путем всенародного голосования (референдума).

Среди источников права важное место занимают указы Президиума Верховного Совета СССР и указы Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик. По своему юридическому рангу они относятся к подзаконным актам. Указы, изменяющие или дополняющие закон, подлежат утверждению на очередной сессии Верховного Совета, и в этом случае приобретают силу закона.

К подзаконным актам относятся акты местных органов государственной власти и управления, акты исполнительных и распорядительных органов государственной власти всех ступеней (постановления и распоряжения Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, решения исполкомов местных Советов народных депутатов, приказы, инструкции общесоюзных, союзнореспубликанских и республиканских органов отраслевого управления). К подзаконным относились соответствующие акты общественных организаций (профсоюзов, комсомола, кооперативных и других организаций), которые согласно Конституции СССР и своим уставным задачам участвовали в управлении государственными делами. В частности, по различным вопросам экономического и социального развития они принимали акты совместно с государственными органами (например, ряд постановлений принимались Советом Министров СССР и ВЦСПС).

Все вопросы, касающиеся брака и семьи, в СССР регулировались законами, издававшимися Советским государством. Наиболее важные из этих законов были сведены в Кодексы. В РСФСР действовали Кодекс законов о браке, семье и опеке, гражданский, жилищный, трудовой (каждая союзная республика имела право издавать свои законодательные акты, в т.ч. и Кодексы). Нужно отметить, что члены семьи могут выступать субъектами правоотношений не только в области действия Кодекса о браке семье и опеке, но и жилищного законодательства, законов о социальном обеспечении, гражданского и административного кодексов. Об этом свидетельствует немало литературы советского периода. Прежде чем перейти к рассматреншо особенностей советского законодательства о семье, необходимо упомянуть об общих принципах советского права. Как известно, принципы определяют сущность и содержание права. К ним можно отнести: классовый характер (выражающийся в защите интересов трудящихся, нормы советского права устанавливали объем правоспособности бедняков, середняков, кулаков...); руководящая роль КПСС в развитии советского права (общеизвестно, что даже главный Прокурор Советской Республики назначался Высшим органом управления государства); всемерная охрана социалистической собственности как экономической основы общественного строя; социалистический демократизм; интернационализм; гуманизм; научная обоснованность права.

Можно отметить принцип гуманизма, на котором основывались нормы "охраны материнства и младенчества, оказание материальной помощи нетрудоспособным, установление равенства женщин с мужчинами таково содержание многих декретов, проекты которых были написаны В.И.Лениным".

На протяжении всего периода существования советского государства происходило становление права. Логично, что с изменениями общественных настроений, менялись и подходы к трактовке принципов и норм права. Ленинские принципы постепенно видоизменялись под влиянием естественного развития общества.

Под правовыми принципами понимались руководящие положения социалистического права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы или отрасли права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение.

Принципы советского права социального обеспечения в общем виде не были сформулированы ни в Конституции СССР, ни в законодатсльстве о социальном обеспечении. Они были выведены из анализа и установления общих, наиболее существенных черт фактического содержания совокупности норм права социального обеспечения.

Принципы права социального обеспечения представляли собой объективные закономерности, руководящие идеи, которые лежат в основе законодательства о социальном обеспечении и проходят через всю систему социального обеспечения. Советские принципы права социального обеспечения отражали закономерности экономического развития социалистического государства и главные цели экономической политики КПСС и сформулированы они были под непосредственным влиянием требований рабочей страховой программы, разработанной В.И.Лениным в 1912 году.

Основными принципами советского права социального обеспечения являлись: всеобщность и доступность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; социальное обеспечение за счет государственных и общественных средств; социальное обеспечение в размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на данном этапе развития общества; осуществление социального обеспечения самими трудящимися через органы государственного управления и общественные организации.

Несколько слов о самых значительных принципах советского права социального обеспечения. Второй принцип всесторонности и многообразии видов социального обеспечения заключался в следующем. Основными видами социального обеспечения в СССР являлись: пенсии, пособия, социальное обслуживание и натуральная помощь.

Пенсии основной, самый массовый вид обеспечения, главный источник средств существования для пенсионеров. На их выплату расходуется большая часть средств социального обеспечения. Пенсии в свою очередь подразделяются на несколько подвидов: пенсии по старости; пенсии по инвалидности; пенсии по случаю потери кормильца; пенсии за выслугу лет; персональные пенсии.

Пособия играют важную роль в системе социального обеспечения. Пенсии и пособия являются материальной помощью, выдаваемой в форме денежных выплат. Социальное обслуживание и натуральная помощь были предусмотрены законодательством о социальном обеспечении и оказывались в натуральной форме или в виде положительных действий со стороны государственных органов или общественных организаций. Например, протезирование, предоставление средств передвижения инвалидам, содержание в домахинтернатах для престарелых и инвалидов, бесплатно профессиональное обучение (переобучение) инвалидов, врачебнотрудовое экспертное обследование с целью определения степени утраты трудоспособности и рекомендации посильных видов труда, оказание помощи в трудоустройстве инвалидам и контроль за их рациональным трудоустройством на предприятиях, в учреждениях и организациях, санаторнокурортное лечение, содержание детей в дошкольных и внешкольных детских учреждениях, а также другие многочисленные услуги, льготы и преимущества, установленные для нетрудоспособных членов общества.

Перечисленные выше виды социального обеспечения предоставлялись нетрудоспособным членам семьи в различных правовых формах: государственное социальное страхование рабочих и служащих и некоторых других лиц; социальное страхование колхозников; социальное обеспечение колхозников за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников; социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета; обеспечение за счет специальных фондов отдельных колхозов и некоторых других общественных организаций.

Каждая из этих форм социального обеспечения имела свои, как правило, специфические виды обеспечения, круг обеспечиваемых, способ образования фонда, из которого производится обеспечение и осуществляющие его органы.

Третий принцип советского права социального обеспечения: социальное обеспечение за счет государственных и общественных средств. Социальное обеспечение в СССР осуществлялось за счет общественных фондов потребления без какихлибо взносов самих трудящихся. Принцип обеспечения за счет государственных и общественных средств закреплен в ст. 23 Конституции СССР (1977 года) в виде указания на общественные фонды потребления как источники обеспечения, а также в ст. 43 Конституции СССР (1977 г.) в виде указания на социальное страхование как основную организационноправовую форму образования фондов социального обеспечения.

Основными организационными фондами, за счет которых финансировались расходы на социальное обеспечение, являлся государственный бюджет, в том числе его составная часть бюджет государственного социального страхования и два других фонда, централизованных в масштабе всей страны, фонд социального обеспечения и фонд социального страхования колхозников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.