рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе

"О Рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения";

21. Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 1996 г. № 1063р Социальные нормативы и нормы

22. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 473

"О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания";

23. Постановление губернатора Ленинградской области от 3 марта 2000 г. № 88пг "О Гарантированном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам Ленинградской области бесплатно";

24. Постановление Госстандарта РФ от 17 декабря 1999 г. № 545ст Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения ОК 00399 (ОКИСЗН).

В рассматриваемый период (19952000 гг.) происходит разработка системы социальных выплат, пособий, компенсаций и других. Высокая инфляция повлекла за собой потерю денежных средств у населения и возникла необходимость разработки системы социальных пособий, компенсаций и других выплат. Целью реформ в этой области явилось формирование подобной системы для обеспечения помощи действительно нуждающимся в этом семьям и отдельным гражданам. В дополнение к пособиям и компенсационным выплатам, установленным на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации предполось развивать и совершенствовать систему денежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям граждан. Размеры такой помощи намечалось определять с учетом сложившихся в регионе среднедушевого дохода семьи, прожиточного минимума и демографической ситуации.

Быд принят Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 981, который устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивает гарантированную государством материальную подцержку материнства, отцовства и детства.

Постановлением Правительства РФ "Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" от 4 сентября 1995 г. № 883 предусмотрены следующие виды пособий: по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; ежемесячное пособие на ребенка.

Пособие по беременности и родам (от органов социальной защиты населения) получают только женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятия. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью. Оплачивается этот отпуск в размере минимальной заработной платы. При нормальных родах оплачивается 140 дней (70 до и 70 после родов); при осложненных родах — 156 дней (70 до и 86 после родов); при многоплодных родах — 194 дня (84 до и 110 после родов). Выплачивается это пособие за счет средств Фонда социального страхования 1 раз.

В качестве особой выплаты было выделено ежемесячное пособие на ребенка, ролители (или родитель) которого находятся в розыске, так называемые ДРР — дети разыскиваемых родителей. Ежемесячное пособие на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, либо в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно, назначается и выплачивается, если решение суда о взыскании алиментов не исполняется в следующих случаях:

розыска их органами внутренних дел на основании .определения судов и постановлений следственных органов в связи с уклонением от уплаты алиментов;

отсутствия заработка у родителей, в случае если родитель отбывает наказание в исправительнотрудовых учреждениях;

нахождения родителей на принудительном лечении по решению суда;

постоянного проживания родителей на территории иностранных государств, в том числе на территории союзных республик, с которыми у РФ отсутствуют договоры о правовой помощи.

Основной акцент в реформировании системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи был сделан на меры профилактики социальных рисков, внимание на которые было обращено до сих пор недостаточно.

В это время продолжается снижение уровня и качества жизни большинства российских семей: среди семей, имеющих детей доля бедных составляет около 50 процентов, среди молодых семей — более 60 процентов. Усиливаются неблагоприятные тенденции в отношении женщин в различных сферах жизнедеятельности: сокращается их представительство в органах государственной власти, снижается их конкурентоспособность на рынке труда, ограничиваются возможности получения новой работы. Около 4 млн. женщин работают в этот период в неблагоприятных, тяжелых и особо вредных условиях.

Особой остроты в этот момент достигла проблема воспроизводства населения. Анализируя показатели рождаемости у женщин различных возрастов за период с 1958 по 1999 годы, можно сделать вывод о том, что рождаемость неуклонно снижается. Если суммарный коэффициент рождаемости в 19581959 годах (т.е. среднее число детей, рожденных женщиной за свою жизнь) составил 2,626, то в 1999 году он равнялся 1,171 (в 19851986 годах наблюдается подъем рождаемости до 2,111, по сравнению с 19751981 годами 1,969; 1,895). Попрежнему высокой остается смертность, особенно младенческая и детская, высок процент заболеваемости и инвалидности детей. Ухудшается здоровье женщин, ослабевают их репродуктивные возможности. Увеличивается число разводов, наблюдается рост социальной дезадаптации.

В целом по многим показателям условия жизнедеятельности семьи, положение женщин, детей и молодежи в рассматриваемый период остаются неблагополучными, что создает угрозу для физического и духовного здоровья населения страны и предопределяет необходимость целенаправленных усилий по преодолению этой ситуации.

Согласно Программе социальных реформ на 19962000 годы были обозначены три главные цели государственной социальной политики в отношении семьи, женщин и детей:

обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурнопсихологической функций, повышение качества жизни семей;

создание благоприятных условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни;

обеспечение прав детей и молодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

Среди задач, поставленных перед правительством, хотелось бы выделить следующие:

создание работникам, имеющим детей благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, усиление помощи семье в воспитании детей;

укрепление правовой защиты детства, поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей, обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей, улучшение питания, воспитания, образования и развития, поддержка детей и молодежи, находящихся в особо трудных обстоятельствах;

создание благоприятных условий для активного участия в общественной жизни молодежи;

усиление профилактики безнадзорности и правонарушений в детской и молодежной среде.

Предполагалось предпринять следующие меры по реализации поставленных задач, а именно:

совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми;

государственное стимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства, различных форм самозанятости, введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей, семей, имеющих несовершеннолетних детей;

развитие новых социальных технологий поддержки семьи, сети специализированных учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодежи, расширения перечня оказываемых ими социальных услуг, в том числе консультативных, и психотерапевтических по выходу из кризисных ситуаций, социальнопсихологической адаптации к новым условиям;

стимулирование развития видов добровольного страхования, особенно детей и молодежи, направленных на создание дополнительных возможностей поддержки семьи на ответственных этапах ее жизненного цикла, реализация мер по обеспечению устойчивости и надежности страховых систем в выполнении страховых обязательств.

Услуги и натуральные виды содержания бывают различными. Они могут предоставляться в виде полезных действий (например, освидетельствование в медико-социальной экспертной комиссии), в виде предметов (обеспечение специальными транспортными средствами), в виде натурального содержания (саноторнокурортное лечение, содержание детей в оздоровительных лагерях), в виде льгот, преимуществ и привилегий (льготы по проезду, по оплате коммунальных услуг). Размеры большинства пособий были установлены в процентном отношении к минимальной оплате труда. В дальнейшем предусматривалось определить более объективную базу, позволяющую учесть особенности проживания той или иной категории граждан. В этот период было установлено большое количество различных социальных выплат, влияющих на жизнедеятельность семьи и значительно ее улучшая. Перечислим некоторые из них:

компенсационные выплаты к установленным видам пособий и пенсий неработающим, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

отпуска (с сохранением оплаты и без сохранения содержания родителей) по беременности и родам, уходу за ребенком и т. д.

налоговые льготы (Закон "О подоходном налоге с физических лиц" от 7 декабря 1991 го да № 19981).

материальная помощь в связи с чрезвычайными обстоятельствами (государственная, муниципальная, ведомственная).

медицинское обслуживание: (осуществление к переходу по оказанию помощи по принципу "семейного врача"; требование санитарного благополучия по месту жительства (на улицах жилых микрорайонов, дворах жилых домов, комплексов); медицинское страхование; медицинская пропаганда и т. д.)

В первую очередь следует зафиксировать изменения механизма разработки нормативных правовых актов, исполнения законодательства и полномочий. Принцип централизованного управления проявлялся во всех сферах деятельности советского государства, не стало исключением и законотворчество: законодательным органом в тот период являлся Верховный Совет СССР. В середине 90х годов, в частности в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 19962000 годов сказано о том, что Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики. Иными словами, согласно Конституции 1993 г. стало предусматриваться единство действий Федеральных органов государствешюй власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Стоит отметить, что субъектам Российской Федерации отводилась ведущая роль в разработке и реализации региональных социальных программ, организации и предоставлении адресной социальной помощи, обеспечении нормального функционирования учреждений социальной инфраструктуры, решении других насущных проблем в области труда, занято

сти, социальной защиты и быта людей по месту их проживания. Подобное распределение законодательных полномочий между уровнями власти предполагало эффективное распределение обязанностей и соответствующий результат социальных реформ с учетом всех особенностей коренного населения (уровня экономического развития, демографической ситуации, финансовых возможностей, национальных и культурных традиций). В это время повышается роль муниципальных образований в области социально-правовой защиты семьи. Например, им переданы полномочия, связанные с организацией и осуществлением социальных выплат. Передача инициативы в области социально-правовой защиты семьи негосударственным учреждениям и муниципальным образованиям (как предусматривалось в программе экономических реформ в 1992 году) должна была существенно улучшить выполнение основных принципов семейной политики, в частности, принципов социального обслуживания: адресности, доступности, добровольности, гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненой ситуации; конфиденциальности; профилактической направленности. В этот период планировалось заметно улучшить материальное положение большинства населения и весь комплекс социальных показателей, характеризующих качество жизни людей.

Нужно отметить, что становление системы социальной защиты населения на законодательном уровне происходило именно в "период социальных преобразований". Учитывая, что Международным Годом семьи был объявлен 1994 год, и с этого момента стало уделяться больше внимания семейной политике, механизм и вся система социально-правовой защиты семьи (особенно семьи с ребенкоминвалидом) находилась в стадии становления.

Итак, рассматриваемый период отличается тем, что за это время была сформирована практически вся необходимая законодательная база по следующим областям социальной защиты населения:

инвалидности;

проблемам семьи, женщин и детей;

занятости;

пенсионного обеспечения;

социального страхования и другим.

Основные Федеральные законы в этой области были приняты в 1995 году: ФЗ "О социальной защите населения в РФ", ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Практическое осуществление норм перечисленных выше Законов и многих других нормативно-правовых актов, к сожалению, не совпадает с предусмотренными мерами. Социальные технологии поддержки семьи находились в стадии разработки, и требовалось время, для того, чтобы создать систему социально-правовой защиты семьи, наладить механизм ее осуществления, как на Федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Были приняты основные и наиважнейшие Федеральные Законы, на которых стала базироваться система социально-правовой защиты семьи. Кроме того, в отношении семей с ребенкоминвалидом были предусмотрены на законодательном уровне следующие меры: Принятие следующих нормативно-правовых актов:

ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. № 181ФЗ;

ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2.08.1995 г. № 122ФЗ;

ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 г. № 195ФЗ;

ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. № 124ФЗ;

ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

148 от 22 августа 1996 г. № 125ФЗ;

Указ Президента РФ "О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов" от 1 июля 1996 г. № 1011;

Указ Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" от 2 октября 1992 г. № 1157

Постановление Правительства РФ "О порядке признания граждан инвалидами" от 13 августа 1996 г. № 965;

Постановление Правительства РФ "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" от 30 июля 1994 г. № 890;

Письмо Минтруда РФ "О реализации льгот на проезд, предоставленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"" от 19 февраля 1997 г. № 817АО.

Несмотря на предусмотренные законодательно меры, оценкой деятельности государства в отношении социально-правовой защиты семьи и детей к середине 90х гг. XX столетия может быть результат преобразований. В этой связи нужно помнить о серьезной социальной проблеме для семьи в постперестроечный период. А именно за период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Подобный феномен это не что иное, как следствие неустойчивого социально-экономического развития, а также неэффективной государственной социально-правовой защиты семьи Наличие такого социального феномена как социальное сиротство, в том числе и "скрытое" социальное сиротство говорит о том, что существует серьезная проблема в обществе. И решать ее нужно не только с помощью принятия законодательных мер, но также с помощью социокультурных рычагов (контроль за телевещанием, рекламой, образовательными дисциплинами и т.д.) и экономических мер по улучшению духовнопросветительского, социально-экономического положения российских семей.

Несмотря на снижение показателя смертности детей в возрасте от 1 до 14 лет (на 20 %), общая заболеваемость детей до 14 лет в целом по России увеличилась на 10,2% по всем классам болезней. Детское население всеже сокращается, несмотря на то, что период с 1990 по 2000 отмечен стабилизацией показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет (в 1990 — 21, 4, в 1999 21), однако рождаемость детей (с 1958 по 1999 годы) неуклонно снижается. В условиях сложившейся социально-экономической ситуации в 1990х годах, было поставлено несколько стратегических целей социальной политики, одна из которых была выполнена это цель по снижению смертности детского населения, несмотря на ухудшение показателей уровня жизни.

Если говорить об исполнении другой намеченной цели: обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи, то она остается невыполненной по сей день. Не выполняется и предусмотренная гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем. Поставленные цели социальной политики в 1990х годах достигнуты не были. К сожалению, намеченные задачи в области социально-правовой защиты семьи, как было предусмотрено в концепции среднесрочной программы Правительства РФ на 19972000 годы "Структурная перестройка и экономический рост" не реализовались.

В рамках социальной интеграции инвалидов (в концепции среднесрочной программы Правительства РФ на 19972000 годы "Структурная перестройка и экономический рост") были предусмотрены многочисленные мероприятия, которые так и не были реализованы, среди которых, например, несформированный до сих пор всероссийский банк данных по проблемам инвалидности и инвалидов.

Один из положительных моментов, который следует отметить в сфере социального обслуживания населения состоит в следующем: за годы реформирования экономики ситуация в этой сфере претерпела значительные изменения. Количество учреждений социального обслуживания семьи и детей к 1996 году выросло в четыре раза. Были созданы новые стационарные учреждения для престарелых и инвалидов, территориальные центры социального обслуживания, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи, внедряются новые социальные технологии.

Предусмотренные меры по разработке и совершенствованию мер социальной поддержки в период становления всей системы социально-правовой защиты семьи были закреплены законодательно, но реализовывались крайне медленно в силу отсутствия отлаженной системы.

2.2 Социально-правовое содержание семейной политики российского государства в современной России

Оценивая социально-экономическую обстановку в России на начало нового столетия, можно привести высказывание академика Р.Гринберга, по мнению которого "в последнее время Россия достигла значительных успехов в отношении темпов экономического роста, улучшения сальдо внешнеторгового баланса, прироста золотовалютных резервов, выплаты внешних долгов и т.п.... для поддержания высоких темпов ее положительной динамики надо усердно улучшать инвестиционный климат для своих и внешних предпринимателей, бороться с коррупцией и обеспечивать диктатуру закона"". Нельзя не назвать одну из преград, перечисляемых автором и которые самым непосредственным образом влияют на состояние социально-экономической сферы, в т.ч. и на социально-правовую защиту семьи. Это "так называемые структурные реформы, под которыми понимаются прежде всего "непопулярные" меры по коммерциализации образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства, вот, собственно, все, чем ограничиваются намерения обновленного федерального правительства". Существуют "такие области жизнедеятельности общества, куда частный бизнес либо вообще не инвестирует средства, либо идет на это в порядке одноразовых филантропических акций. Частный капитал, в т.ч. российский, просто не в состоянии вообще или, во всяком случае, в существенной мере содержать, например, начальное и среднее образование, фундаментальную науку, культуру, значительную часть здравоохранения. Это зона ответственности любого современного, а тем более социально ориентированного государства, каким, согласно известной конституционной норме, должна быть Россия". По мнению Р.Гринберга, "либеральная модернизация" России "в экономическом плане в самом лучшем случае обрекает страну на "рост без развития". В социальном аспекте означает продолжение тенденций пятнадцатилетнего "обнищания основной массы населения"".

Однако, несмотря на очень болезненный процесс российских реформ, можно все же говорить и о положительных сторонах. И таким положительным моментом является инициатива самих граждан. Преобразования в России привели к созданию "третьего" неправительственного сектора. Этот сектор, существуя наряду с государственным и частным секторами экономики, имеет устойчивую динамику развития и является неотъемлемой чертой становления гражданского общества в России. Основу неправительственного сектора составляют общественные объединения, некоммерческие и благотворительные организации, фонды, профессиональные ассоциации, которые по терминологии ООН объединяются под общим названием "неправительственные организации". Количество зарегистрированных на территории России подобных организаций составляет более 150 тысяч. Почти половина НПО в той или иной степени связаны с социальными проблемами, помощью наиболее незащищенным группам населения. Их роль в борьбе с обнищанием населения значительна.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.