рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Эффективность деятельности современного транспортного предприятия

, (2.1)

где Т – среднегодовой темп роста товарной продукции, %;

Т1, Т2, Т3 – годовые темпы роста товарной продукции %;

n – число лет анализируемого периода

%

Таким образом, можно сказать, что за три года объем продукции увеличился на 22%, а среднегодовой темп роста равняется 110,5%. Такой уровень говорит положительных тенденциях по анализируемым показателям, но в тоже время плановый уровень вскрышных работ не выполняется, что говорит о нереализованных резервах эффективности его деятельности.

 

2.3 Анализ состояния и использования основных фондов

В распоряжении каждого предприятия выделяются необходимые для производственной деятельности различные материальные ценности и денежные средства, которые являются фондами производственного назначения. Эти фонды представлены тремя формами - денежной, производственной и товарной. Производственные фонды в виде средств и предметов труда используются для создания товаров или оказания услуг. Товарные фонды существуют в виде готовой реализуемой продукции.

Процесс производства совершается с участием предметов труда и средств (орудий) труда. Средства труда принимают участие в создании продуктов труда в течение продолжительного времени ряда производственных циклов, перенося часть своей стоимости на создаваемый с их помощью продукт. Предметы труда участвуют в производственном процессе один раз, перенося свою стоимость полностью на продукт, после чего выбывают из него.

Средства труда составляют материально-вещественное содержание основных производственных фондов, а предметы труда - оборотных фондов.

Основные производственные фонды - это часть средств производства, которые длительное время участвуют в производственном процессе. Они создают общие условия производства (здания, сооружения) и являются орудиями труда (силовые и рабочие машины, оборудование, транспортные средства). Основные фонды сохраняют свою натуральную форму и первоначальное значение, но постепенно изнашиваясь, частями переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт.

Отдельные элементы основных производственных фондов (ОПФ) играют различную роль в производственном процессе. Поэтому их принято делить на две части; активную и пассивную. Активные основные фонды непосредственно воздействуют на продукт и определяют главным образом масштабы ого производства. Так, в машиностроении - это машины и станки, установленные в основных цехах предприятий, в металлургии - доменные и мартеновские печи, на транспорте - подвижной состав.

Пассивными основными фондами считаются такие, которые лишь обеспечивают нормальное использование активной части фондов. Это здания, дороги, передаточные устройства. Так, в машиностроении, строительстве, промышленности строительных материалов транспортные средства (ТС) относятся к пассивным основным фондам, а на транспорте - к активным.

Основные фонды данного предприятия подразделяют на следующие группы: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, инвентарь производственный, хозяйственный инвентарь и др.

В отличие от основных оборотные фонды в качестве предметов труда вступают в процесс производства постепенно и полностью входят в состав производимых товаров или полностью уничтожаются, теряют свою материальную форму и вещественно перестают существовать (топливо, смазочные материалы и т.п.), перенося таким образом, свою стоимость на создаваемый продукт в течение одного производственного цикла. После реализации продукции, перевозок и прочих услуг стоимость используемых предметов труда возмещается доходом предприятия, что создает возможность их возобновления.

Экономическая сущность оборотных средств как экономической категории и составной части производства состоит в том, что они находятся в непрерывном движении - кругообороте, в процессе которого последовательно изменяют свою форму, переходя из денежной в материальную, из материальной в товарную и из товарной в денежную, т.е. проходят три стадии кругооборота. Анализируя состояние и использование производственных фондов данного предприятия будем учитывать специфику работы транспорта по сравнению с другими отраслями производства. Она определяет некоторую особенность в использовании и распределении фондов АТП и соотношении между отдельными составляющими представленную на рисунке 2.1.

Стоимостное соотношение между основными и оборотными фондами составляет органическое строение производственных фондов любого предприятия и для данного предприятия, как принадлежащего к транспортному, составляет 9:1. Такое существенное различие в структуре производственных фондов объясняется спецификой автомобильного транспорта, который не производит продукции в материальном виде, а лишь перемещает ее.

Характерной особенностью основных производственных фондов данного АТП является меньший удельный вес зданий и сооружений в их общем объеме по сравнению с промышленными предприятиями, а также больший удельный вес активной части основных фондов - транспортных средств. Структура ОПФ автотранспорта зависит от многих факторов, в т.ч. от: количественного и качественного состава транспортных средств, уровня организации производства, концентрации и специализации АТП, климатических условий и ряда других факторов.

В отличие от промышленного производства на автотранспорте в составе оборотных средств доля оборотных фондов меньше, чем доля фондов обращения. По мере повышения эффективности использования оборотных фондов это соотношение изменяется в сторону увеличения доли фондов обращения. Такое же изменение может наблюдаться при образовании на предприятиях значительной дебиторской задолженности, т.е. когда за выполненную транспортную работу заказчики несвоевременно производят расчет с АТП. Поэтому система расчетов за автомобильные перевозки должна быть такой, чтобы она обеспечивала быстрое прохождение оборотных средств через стадию реализации, оплаты материальных ценностей и услуг. Оборотные фонды АТП состоят главным образом из производственных запасов.

В составе оборотных фондов учитывают все виды топлива, масел и других эксплуатационных материалов для подвижного состава. Автомобильные шины учитывают только те, которые находятся на складах предприятия, на автомобилях технической помощи, на автостанциях. Автомобильные шины, установленные на автомобилях и эксплуатируемые, относят к стоимости автомобилей.

В сфере обращения на автотранспорте находятся преимущественно денежные средства. Это средства в расчетных документах за выполненные перевозки, погрузочно-разгрузочные работы, экспедиционные операции и другие услуги. К ним относятся также дебиторская задолженность заказчиков, поставщиков и прочих дебиторов, денежные средства на расчетных счетах и кассе “УМР”.

В деятельности АТП оборотные средства в каждый отдельно взятый момент находятся по частям во всех трех стадиях кругооборота и во всех формах, участвуя в сфере производства и сфере обращения. Кругооборот оборотных средств на автотранспорте имеет свои специфические особенности, связанные с экономической природой транспортной продукции и с процессом ее производства. Т.к. продукцией транспорта является процесс перемещения грузов, который не имеет вещественной формы, а только стоимостную, то на третьей стадии кругооборота реализация транспортной продукции совпадает по времени с ее производством, т.е. со второй стадией. В связи с этим, применительно к автотранспортному предприятию, оборотные средства имеют только две стадии кругооборота, которые и будем анализировать.

Так как между процессом перевозок и возмещением затрат на него имеется некоторый промежуток времени, в течение которого предприятие получает деньги от потребителей транспортных услуг, то этот промежуток времени и составляет продолжительность третьей стадии кругооборота. Если затраты на перевозки возмещаются авансом, то в этом случае затраты времени на третью стадию кругооборота отсутствуют или сокращаются до минимума.

Анализ состава и структуры основных фондов и оборотных средств АТП представлен ниже в таблице 2.5.

Таблица 2.5 Состав и структура ОПФ

Виды фондов тыс. грн. Абсолютное отклонение, тыс. грн. Относительное отклонение, %
план факт
Здания 1320 1291 -29 24,2
Сооружения 450 220 -230 4,1
Машины и оборудование 275 282 7 5,3
Транспортные средства 3420 3394 -26 63,7
Производственные и хоз. инвентарь 150 142 -8 2,7
Другие виды ОПФ - - - -
Итого: 5615 5329 -292 100
в т.ч. производственные 5615 5329 -292 100
непроизводственные - - - -

В составе основных фондов наибольшую долю занимают транспортные средства (63,7%), здания (24,2%), сооружения (4,1%).

Структура транспортных средств представлена в таблице 2.6


Таблица 2.6 Состав и структура подвижного состава по типам и маркам

Грузоподъемность, т коли че-ство, шт. по типам и маркам, % по маркам, % Общая грузоподъемность, т по типам и маркам % % по маркам
Всего автомобилей 42 100 473,4 100
из них Цистерны 5 11,9 100 24,0 5 100
иззззииз них них ГАЗ-53 4,2 2 4,8 40,0 8,4 1,8 35,0
МАЗ-5320 7,6 1 2,3 20 7,6 1,6 31,7
МАЗ-5549 8 2 4,8 40 8 1,6 33,3
Бортовые 3 7,1 100 13,6 2,9 100
из них КрАЗ-255 10 1 2,4 33,3 10 2,1 73,5
ГАЗ-3302 1,8 2 4,7 66,7 3,6 0,8 26,5
Самосвалы 31 73,9 100 411 86,9 100
из них КрАЗ-256Б1 12 5 11,9 16,1 60 12,7 16,6
КрАЗ-6510 13,5 26 62 83,9 351 74,2 83,4
Специальные 1 2,3 100 16 3,8 100
КС-4561 16 1 2,3 100 16 3,4 100
Прочие 2 4,8 100 8,8 1,8 100
из них ЛАЗ-699Р 8 1 2,3 50 8 1,6 90,9
ГАЗ-31029 0,8 1 2,3 50 0,8 0,2 9,1

Наибольшую долю занимают самосвалы (86,9%), представленные главным образом автомобилями марки КрАЗ. В этой связи целесообразно дальнейший анализ выполнять акцентируя изменения именно по этой составляющей автопарка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.