рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учет, анализ и аудит операций по заработной плате

3.3. Аудит расчетов по оплате труда

Цели и задачи аудита. Целью аудита является установление соответствия

применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по

оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в

проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить

имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность

бухгалтерской отчетности.

Основные задачи аудита:

оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее

эффективности;

оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по

оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;

оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;

проверка соблюдения организацией налогового законодательства по

операциям, связанным с расчетами по оплате труда;

проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с

внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.

Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской

деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита,

устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой

(бухгалтерской) отчетности (далее именуется - аудит), применяется в первую

очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении

данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение

первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в

него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте).

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются -

аудитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена

эффективно.

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и

детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему

аудиторских процедур.

Планирование работы

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным

областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены

потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами,

качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять

работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской

проверке, а также координировать такую работу.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов

деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с

данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной

частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и

другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на

финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и

определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета

директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения

эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала

аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и

полную разработку общего плана и программы аудита.

Общий план аудита

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план

аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской

проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того,

чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем

форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от

масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и

конкретных методик, применяемых аудитором [2, стр. 15].

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во

внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на

деятельность аудируемого лица;

особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние,

требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая

изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского

учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов

финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств

контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля,

определение наиболее важных областей для аудита;

установление уровней существенности для аудита;

возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных

искажений или мошеннических действий;

выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких,

где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при

подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее

специфических особенностей;

существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его

возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку

выполненной работы, в том числе:

привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов,

подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

привлечение экспертов;

количество территориально обособленных подразделений одного

аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с

данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

возможность того, что допущение о непрерывности деятельности

аудируемого лица может оказаться под вопросом;

обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование

аффилированных лиц;

особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования

законодательства;

срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих

услуг аудируемому лицу;

форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и

иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами)

аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания (см.

табл. 18).

Таблица 18

Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам

с персоналом организации

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Проверяемая организация |ООО "ТОРГЛЕС"

|

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|Период аудита |с 1.01.02 по 31.12.02 |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|Количество человеко-часов |88 |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|Руководитель аудиторской группы |Петров П.Н. |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|Планируемый уровень существенности|1) качественно - соответствие|

| |действующему законодательству |

| |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|Планируемые виды работ | Период | Исполнители |

| | проведения | |

|——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|

|1. Аудит оформления первичных| 5.01.03 |Петров П.Н. |

|документов | |Самарин В.И. |

|——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|

|2. Аудит системы начислений| 5.01.03 |Петров П.Н. |

|заработной платы | |Самарин В.И. |

|——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|

|3. Аудит обоснованности льгот| 7.01.03 |Петров П.Н. |

|и удержаний из заработной платы | |Самарин В.И. |

|——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|

|4. Аудит тождественности| 8.01.03 |Петров П.Н. |

|показателей бухгалтерской| |Самарин В.И. |

|отчетности и регистров| | |

|бухгалтерского учета | | |

|——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|

|5. Аудит расчетов по начислению| 8.01.03 |Петров П.Н. |

|платежей во внебюджетные фонды | |Самарин В.И. |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Руководитель аудиторской фирмы Семин А.В. _________________________

Программа аудита

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу

аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных

аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего

проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения

работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые

предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из

областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры

аудита [5, стр. 4].

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во

внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля,

а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при

процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и

процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую

предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других

аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует

учитывать вопросы, указанные в пункте 9 настоящего правила (стандарта) (см.

табл. 19).

Таблица 19

Программа аудита

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Проверяемая организация |ООО "ТОРГЛЕС" |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|Период аудита |с 1.01.02 по 31.12.02 |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|Количество человеко-часов |88 |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|Руководитель аудиторской группы |Петров П.Н. |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|Состав аудиторской группы |Петров П.Н., Самарин В.И. |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

|Планируемый уровень существенности|1) качественно - соответствие |

| |действующему законодательству |

| |

| | |

|——————————————————————————————————|————————————————————————————————————|

| Перечень | Период |Исполнители | Проверяемые |

| аудиторских процедур |проведе-| | документы |

| | ния | | |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

| 1. Аудит оформления первичных документов

|

|———————————————————————————————————————————|

|1.1 Определение степени|5.01.03 |Петров П.Н. |Приказы о приеме|

|унификации первичных| |Самарин В.И.|на работу, увольнении,|

|документов по учету| | |перемещении, табели|

|персонала и рабочего| | |учета использования|

|времени | | |рабочего времени,|

| | | |личные карточки,|

| | | |коллективный договор |

|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|

|1.2 Проверка правильности|5.01.03 |Петров П.Н. |Табели учета|

|учета рабочего времени | |Самарин В.И.|использования рабочего|

| | | |времени, |

| | | |график-календарь |

|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|

|1.3 Проверка правильности|5.01.03 |Петров П.Н. |Расчетно-платежные |

|оформления | |Самарин В.И.|ведомости, расчетные|

|расчетно-платежных | | |ведомости, платежные|

|документов | | |ведомости, расходные|

| | | |кассовые ордера |

|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|

|1.4 Проверка правильности|5.01.03|Петров П.Н. |Книга учета|

|учета депонированной| |Самарин В.И.|депонированной |

|заработной платы | | |заработной платы,|

| | | |депонентские карточки,|

| | | |расходные кассовые|

| | | |ордера |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

| 2. Аудит системы начислений заработной платы

|

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|2.1 Проверка |7.01.03 |Петров П.Н. |Приказы руководителя,|

|обоснованности начислений| |Самарин В.И.|табели учета|

|за особые условия труда: | | |использования рабочего|

|а) сверхурочные работы| | |времени, |

|и работу в ночное время; | | |расчетно-платежные |

|б) работу в выходные| | |ведомости, лицевые|

|и праздничные дни; | | |счета (а, б) |

| | | |Табели учета рабочего|

| | | |времени, |

| | | |Перечень работ|

| | | |(постановление Минтруда|

| | | |России от 27.05.94 г. |

| | | |N 41), |

| | | |расчетно-платежные |

| | | |ведомости, личные|

| | | |карточки (в) |

| | | |Расчетно-платежные |

| | | |ведомости, табели учета|

| | | |рабочего времени,|

| | | |личные карточки (г) |

|

|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|

| |

|2.2 Проверка правильности|10.01.03|Петров П.Н. |Приказы руководителя,|

|расчета среднего| |Самарин В.И.|заявления работников,|

|заработка для различных| | |расчетно-платежные |

|целей | | |ведомости, личные|

| | | |карточки |

|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|

|2.3 Проверка правильности|10.01.03|Петров П.Н. |Заявления работников|

|расчета пособий,| |Самарин В.И.|на выплату пособий,|

|выплачиваемых за счет| | |листки |

|средств ФСС РФ | | |нетрудоспособности, |

| | | |путевки на|

| | | |санаторно-курортное |

| | | |лечение, счета|

| | | |организаций, |

| | | |оказывающих услуги,|

| | | |расчетно-платежные |

| | | |ведомости, личные|

| | | |карточки |

|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|

|2.6 Проверка правильности|12.01.03|Петров П.Н. |Личные карточки,|

|определения налоговой |Самарин В.И.|расчетно-платежные |

|базы для целей| | |ведомости, сведения|

|налогообложения | | |о полученных доходах |

|физических лиц | | |работников, подаваемые |

| | | |в налоговую инспекцию |

|—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————|

|2.7 Проверка правильности|12.01.03|Петров П.Н. |Журналы-ордера N 10 |

|образования | |Самарин В.И.|10/1, 10а, 12, |

|и корректировки резервов:| | |ведомости N 12, 13,|

|на предстоящую оплату| | |13а, 15, 18 |

|отпусков работников;| | | |

|на выплату ежегодного| | | |

|вознаграждения за выслугу| | | |

|лет; на выплату| | | |

|вознаграждений по итогам| | | |

|года | | | |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

| 3. Аудит обоснованности применения

льгот |

| и удержаний из заработной платы

|

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|3.1 Проверка |12.01.03|Петров П.Н. |Личные карточки,|

|правомерности применения| |Самарин В.И.|расчетно-платежные |

|вычетов и льгот| | |ведомости, сведения|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.