| |||||
МЕНЮ
| Учет, анализ и аудит операций по заработной плате3.3. Аудит расчетов по оплате труда Цели и задачи аудита. Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности. Основные задачи аудита: оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности; оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде; оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете; проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда; проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется - аудит), применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте). Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Планирование работы Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу. Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности. Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита. Общий план аудита Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором [2, стр. 15]. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание: а) деятельность аудируемого лица, в том числе: общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица; особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; общий уровень компетентности руководства; б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе: учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения; влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица; планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу; в) риск и существенность, в том числе: ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита; установление уровней существенности для аудита; возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий; выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей; г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе: относительную важность различных разделов учета для проведения аудита; влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей; существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита; д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе: привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; привлечение экспертов; количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга; количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом; е) прочие аспекты, в том числе: возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом; обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц; особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства; срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу; форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания (см. табл. 18). Таблица 18 Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации ——————————————————————————————————————————————————————————————————————— |Проверяемая организация |ООО "ТОРГЛЕС" | |——————————————————————————————————|————————————————————————————————————| |Период аудита |с 1.01.02 по 31.12.02 | |——————————————————————————————————|————————————————————————————————————| |Количество человеко-часов |88 | |——————————————————————————————————|————————————————————————————————————| |Руководитель аудиторской группы |Петров П.Н. | |——————————————————————————————————|————————————————————————————————————| |Планируемый уровень существенности|1) качественно - соответствие| | |действующему законодательству | | | |——————————————————————————————————|————————————————————————————————————| |Планируемые виды работ | Период | Исполнители | | | проведения | | |——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————| |1. Аудит оформления первичных| 5.01.03 |Петров П.Н. | |документов | |Самарин В.И. | |——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————| |2. Аудит системы начислений| 5.01.03 |Петров П.Н. | |заработной платы | |Самарин В.И. | |——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————| |3. Аудит обоснованности льгот| 7.01.03 |Петров П.Н. | |и удержаний из заработной платы | |Самарин В.И. | |——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————| |4. Аудит тождественности| 8.01.03 |Петров П.Н. | |показателей бухгалтерской| |Самарин В.И. | |отчетности и регистров| | | |бухгалтерского учета | | | |——————————————————————————————————|——————————————————|—————————————————| |5. Аудит расчетов по начислению| 8.01.03 |Петров П.Н. | |платежей во внебюджетные фонды | |Самарин В.И. | ——————————————————————————————————————————————————————————————————————— Руководитель аудиторской фирмы Семин А.В. _________________________ Программа аудита Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита [5, стр. 4]. В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, указанные в пункте 9 настоящего правила (стандарта) (см. табл. 19). Таблица 19 Программа аудита ——————————————————————————————————————————————————————————————————————— |Проверяемая организация |ООО "ТОРГЛЕС" | |——————————————————————————————————|————————————————————————————————————| |Период аудита |с 1.01.02 по 31.12.02 | |——————————————————————————————————|————————————————————————————————————| |Количество человеко-часов |88 | |——————————————————————————————————|————————————————————————————————————| |Руководитель аудиторской группы |Петров П.Н. | |——————————————————————————————————|————————————————————————————————————| |Состав аудиторской группы |Петров П.Н., Самарин В.И. | |——————————————————————————————————|————————————————————————————————————| |Планируемый уровень существенности|1) качественно - соответствие | | |действующему законодательству | | | | | | |——————————————————————————————————|————————————————————————————————————| | Перечень | Период |Исполнители | Проверяемые | | аудиторских процедур |проведе-| | документы | | | ния | | | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 1. Аудит оформления первичных документов | |———————————————————————————————————————————| |1.1 Определение степени|5.01.03 |Петров П.Н. |Приказы о приеме| |унификации первичных| |Самарин В.И.|на работу, увольнении,| |документов по учету| | |перемещении, табели| |персонала и рабочего| | |учета использования| |времени | | |рабочего времени,| | | | |личные карточки,| | | | |коллективный договор | |—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————| |1.2 Проверка правильности|5.01.03 |Петров П.Н. |Табели учета| |учета рабочего времени | |Самарин В.И.|использования рабочего| | | | |времени, | | | | |график-календарь | |—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————| |1.3 Проверка правильности|5.01.03 |Петров П.Н. |Расчетно-платежные | |оформления | |Самарин В.И.|ведомости, расчетные| |расчетно-платежных | | |ведомости, платежные| |документов | | |ведомости, расходные| | | | |кассовые ордера | |—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————| |1.4 Проверка правильности|5.01.03|Петров П.Н. |Книга учета| |учета депонированной| |Самарин В.И.|депонированной | |заработной платы | | |заработной платы,| | | | |депонентские карточки,| | | | |расходные кассовые| | | | |ордера | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 2. Аудит системы начислений заработной платы | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————— |2.1 Проверка |7.01.03 |Петров П.Н. |Приказы руководителя,| |обоснованности начислений| |Самарин В.И.|табели учета| |за особые условия труда: | | |использования рабочего| |а) сверхурочные работы| | |времени, | |и работу в ночное время; | | |расчетно-платежные | |б) работу в выходные| | |ведомости, лицевые| |и праздничные дни; | | |счета (а, б) | | | | |Табели учета рабочего| | | | |времени, | | | | |Перечень работ| | | | |(постановление Минтруда| | | | |России от 27.05.94 г. | | | | |N 41), | | | | |расчетно-платежные | | | | |ведомости, личные| | | | |карточки (в) | | | | |Расчетно-платежные | | | | |ведомости, табели учета| | | | |рабочего времени,| | | | |личные карточки (г) | | |—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————| | | |2.2 Проверка правильности|10.01.03|Петров П.Н. |Приказы руководителя,| |расчета среднего| |Самарин В.И.|заявления работников,| |заработка для различных| | |расчетно-платежные | |целей | | |ведомости, личные| | | | |карточки | |—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————| |2.3 Проверка правильности|10.01.03|Петров П.Н. |Заявления работников| |расчета пособий,| |Самарин В.И.|на выплату пособий,| |выплачиваемых за счет| | |листки | |средств ФСС РФ | | |нетрудоспособности, | | | | |путевки на| | | | |санаторно-курортное | | | | |лечение, счета| | | | |организаций, | | | | |оказывающих услуги,| | | | |расчетно-платежные | | | | |ведомости, личные| | | | |карточки | |—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————| |2.6 Проверка правильности|12.01.03|Петров П.Н. |Личные карточки,| |определения налоговой |Самарин В.И.|расчетно-платежные | |базы для целей| | |ведомости, сведения| |налогообложения | | |о полученных доходах | |физических лиц | | |работников, подаваемые | | | | |в налоговую инспекцию | |—————————————————————————|————————|————————————|———————————————————————| |2.7 Проверка правильности|12.01.03|Петров П.Н. |Журналы-ордера N 10 | |образования | |Самарин В.И.|10/1, 10а, 12, | |и корректировки резервов:| | |ведомости N 12, 13,| |на предстоящую оплату| | |13а, 15, 18 | |отпусков работников;| | | | |на выплату ежегодного| | | | |вознаграждения за выслугу| | | | |лет; на выплату| | | | |вознаграждений по итогам| | | | |года | | | | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————| | 3. Аудит обоснованности применения льгот | | и удержаний из заработной платы | |———————————————————————————————————————————————————————————————————————| |3.1 Проверка |12.01.03|Петров П.Н. |Личные карточки,| |правомерности применения| |Самарин В.И.|расчетно-платежные | |вычетов и льгот| | |ведомости, сведения| Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|