рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учет, анализ и аудит операций по заработной плате

путем получения налоговых вычетов, установленных ст.218-221 НК РФ. Согласно

п.3 ст.210 НК РФ названные вычеты распространяются на доходы физических

лиц, облагаемые налогом по ставке 13%. На доходы, налог с которых

уплачивается по другим ставкам, установленным ст.224 НК РФ, налоговые

вычеты не распространяются. В соответствии с п.3 ст.224 НК РФ исчисление

налога на любые доходы, получаемые физическими лицами, не признаваемыми

налоговыми резидентами Российской Федерации, производится по ставке 30%.

Поэтому указанные физические лица, получающие доходы от источников в

Российской Федерации, в том числе от продажи имущества, находившегося в их

собственности, включая ценные бумаги, не вправе воспользоваться какими-либо

из налоговых вычетов, указанных в ст.218-221 НК РФ, в том числе

предоставляемых в порядке, предусмотренном ст.214.1 НК РФ.

Все виды налоговых вычетов, установленных главой 23, предоставляются

только на основании соответствующего письменного заявления

налогоплательщика, представляемого либо источнику получения дохода, либо

налоговому органу при подаче налоговой декларации. При этом некоторые виды

вычетов, например стандартные, установленные ст.218 НК РФ, могут быть

предоставлены как источником получения дохода – одним из работодателей, так

и при подаче налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

налогоплательщика. Другие виды вычетов, например социальные, указанные в

ст.219 НК РФ либо предусмотренные п.п.2 п.1 ст.220 НК РФ, имущественный

налоговый вычет, связанный с расходами на приобретение или строительство

жилого дома (квартиры), предоставляются только по окончании налогового

периода на основании налоговой декларации налогоплательщика [15, стр. 12].

У налогоплательщика, не представившего заявление на получение

налоговых вычетов у источника выплаты дохода в течение отчетного налогового

периода либо в сроки, установленные для подачи налоговой декларации по

итогам истекшего налогового периода, сохраняется возможность получения

налоговых вычетов. Для этого в зависимости от порядка предоставления вычета

налогоплательщик вправе в течение трех лет после окончания соответствующего

налогового периода подать заявление на получение вычета и заявление на

возврат сумм излишне уплаченного налога источнику выплаты дохода или

налоговому органу. Одновременно должны быть представлены документы,

подтверждающие право на получение соответствующих налоговых вычетов. Если

заявление на получение вычетов подано в налоговом органе, то в обязательном

порядке должна быть представлена налоговая декларация с приложением справок

о доходах, облагаемых по ставке 13%.

Здесь следует иметь в виду, что штрафные санкции за несвоевременное

представление налоговой декларации, установленные ст.119 НК РФ, могут быть

предъявлены налогоплательщику только в том случае, если у него имелась

обязанность подать налоговую декларацию в связи с получением доходов,

поименованных в ст.227 и 228 НК РФ. Если доходы, подлежащие налогообложению

в соответствии с названными статьями, не были получены налогоплательщиком,

то меры налоговой ответственности к физическому лицу, заявляющему налоговые

вычеты, не применяются.

Остановимся на некоторых положениях, характеризующих особенности

получения каждого вида налоговых вычетов.

Стандартные налоговые вычеты

Установлено два вида стандартных вычетов – на работника и на каждого его

ребенка.

Вычет на работника в размере 3000 руб. или 500 руб. предоставляется за

каждый месяц налогового периода независимо от величины дохода, облагаемого

налогом по ставке 13%, полученного как по месту подачи заявления на

предоставление вычета, так и с учетом аналогичных доходов по предыдущему

месту работы, полученных за этот же налоговый период. Категории

налогоплательщиков, имеющих право на вычет в сумме 3000 руб., поименованы в

п.п.1 п.1 ст.218 НК РФ. Подпунктом 2 п.1 ст.218 НК РФ определены категории

налогоплательщиков, имеющих право на вычет в размере 500 руб. Право на

получение вычета в указанном размере должно подтверждаться соответствующими

документами, копии которых остаются в организации, предоставляющей

налоговые вычеты.

Вычет в размере 400 руб., установленный п.п.3 п.1 ст.218 НК РФ,

предоставляется за полное количество месяцев, в течение которых доход,

учитываемый работодателем для целей предоставления стандартных вычетов, не

превысил 20 000 руб. с начала налогового периода.

Стандартные вычеты на детей налогоплательщика, в том числе на детей

супруга налогоплательщика от предыдущего брака, проживающих в семье

налогоплательщика, предоставляются ежемесячно в размере 300 руб. на каждого

ребенка в возрасте до 18 лет либо на каждого ребенка – учащегося дневной

формы обучения, включая курсантов, до достижения 24-летнего возраста.

Ограничения по размеру дохода налогоплательщика для целей получения

налоговых вычетов на детей (учащихся) такие же, как для предоставления

стандартного вычета в размере 400 руб.

Если налогоплательщик в соответствии с положениями п.п.4 п.1 ст.218 НК

РФ признается одиноким родителем, то вычет на каждого его ребенка

(учащегося дневной формы обучения) предоставляется в размере 600 руб. за

соответствующее количество месяцев налогового периода.

2. Налогоплательщики, получающие в течение налогового периода доходы

только во исполнение договоров гражданско-правового характера, а также

индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками налога на доходы

физических лиц, вправе подать заявление на получение стандартных налоговых

вычетов на основании налоговой декларации по окончании налогового периода.

3. В случае наличия у налогоплательщика более чем одного источника

дохода, облагаемого налогом по ставке 13%, при подаче таким

налогоплательщиком налоговой декларации производится перерасчет сумм

стандартных налоговых вычетов, предоставленных одним из источников

получения дохода, с учетом доходов, облагаемых по названной ставке,

полученных от других источников.

4. Заявление на получение стандартных налоговых вычетов подается

налогоплательщиком при поступлении на работу, в дальнейшем его обновление

производится по мере необходимости в связи с изменением оснований,

необходимых для получения налоговых вычетов в соответствующих размерах,

либо в связи с подачей заявления налогоплательщиком на получение

стандартных налоговых вычетов у другого работодателя [1, стр. 10].

Пример. Организация ООО «ЛЕСТОРГ» начислила за год своему работнику

заработную плату в размере 60 000 руб. (5000 руб. в месяц). Методология

подсчета налогооблагаемой базы осталась прежней – по нарастающей с начала

года. В бухгалтерию организации работник представил документы,

подтверждающие его право на стандартный налоговый вычет на содержание двух

детей в возрасте до 18 лет. Самому работнику предоставляется вычет в

размере 400 руб. до месяца, в котором доход, начисленный нарастающим итогом

с начала 2002 г., превысил 20 000 руб. Доход работника превысит эту

величину в мае 2002г., когда составит 25 000 руб. (5000 руб. х 5 мес.).

Соответственно вычет в размере 400 руб. должен производиться из заработной

платы работника за январь-апрель 2002 г. За те же месяцы из дохода

работника производится вычет в размере 600 руб. (300 руб. х 2 чел.) на

содержание детей.

Таким образом, общая сумма стандартных налоговых вычетов в 2002 г.

составит:

(400 руб. + 600 руб.) х 4 мес. = 4000 руб.

Сумма налога на доход в год составит [(60 000 – 4000 ) х 13%] = 7280 руб.

Работник имеет на своем иждивении 2 детей.

Таблица 16

Расчета удержаний

| | |Федеральный |Территориальные | | |

| | |фонд |фонды | | |

| | |обязательного |обязательного | | |

| | |медицинского |медицинского | | |

| | |страхования |страхования | | |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |

|До 100000|28,0 % |0,2 % |3,4 % |35,6 % |4,0 % | |

| | | | | | | |

|От 100001|28000 + |200 + 0,1 % с |3400 + 1,9 % с |35600 + |4000 + | |

|до 300000|15,8 % с |суммы, |суммы, |20 % с |2,2 % с | |

| |суммы, |превышающей |превышающей |суммы, |суммы, | |

| |превышающ|100000 |100000 |превышаю|превышающ| |

| |ей 100000| | |щей |ей | |

| | | | |100000 |100000 | |

|От 300001|59600 + |400 + 0,1 % с |7200 + 0,9 % с |75600 + |8400 + | |

|до 600000|7,9 % с |суммы, |суммы, |10,0% с |1,1 % с | |

| |суммы, |превышающей |превышающей |суммы, |суммы | |

| |превышающ|300000 |300000 |превышаю|превышающ| |

| |ей 300000| | |щей |ей | |

| | | | |300000 |300000 | |

|Свыше |83300 + |700 |9900 |61400 + |11700 | |

|600000 |2,0 % с | | |2,0 % с | | |

| |суммы, | | |суммы, | | |

| |превышающ| | |превышаю| | |

| |ей 600000| | |щей | | |

| | | | |600000 | | |

Определение даты выплат и иных вознаграждений (получения доходов)

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений (получения доходов)

для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется в прежнем

порядке (ст.242 НК РФ):

как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника

(физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и

иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками;

день фактического получения соответствующего дохода - для доходов от

предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также

связанных с этой деятельностью иных доходов.

Датой выплат для физических лиц с 1 января 2002 г. признается день

выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются

выплаты.

Пример. Физическое лицо (заказчик) в июне заключило договор гражданско-

правового характера с физическим лицом (подрядчиком), по которому последний

обязуется произвести установку забора. По данному договору работы должны

быть закончены в июне, в июне же должны быть произведены расчеты по

договору. Однако заказчик производит расчет с подрядчиком только в августе.

Учитывая, что с 1 января 2002 г. применяется новый порядок определения

доходов физических лиц, если заказчик произведет выплаты по договору в

августе, уплата ЕСН в соответствии со ст.243 НК РФ должна быть им

произведена до 15 сентября.

Порядок исчисления и уплаты ЕСН

налогоплательщиками-работодателями

С 1 января 2002 г. выплата базовой части трудовой пенсии финансируется

за счет сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет, а выплата страховой и

накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств ПФР. В связи с этим

в ст.243 НК РФ (с учетом изменений и дополнений) предусмотрен новый порядок

исчисления и уплаты налога. Так, сумма налога уменьшается

налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых

взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное

пенсионное страхование (налоговые вычеты) в пределах таких сумм,

исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом N

167-ФЗ. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога

(сумму налогового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный

бюджет, начисленную за тот же период.

С 1 января 2002 г. установлен единый для всех налогоплательщиков срок

уплаты налога - не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в

котором произведены выплаты, получен доход.

Однако порядок уплаты страховых взносов в ПФР на финансирование

страховой и накопительной частей трудовой пенсии (налоговый вычет)

определяется Законом N 167-ФЗ. Введена обязанность, в соответствии с

которой налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим

налоговым периодом, представляет в территориальный орган ПФР копию

налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иного

документа, подтверждающего представление декларации в налоговый орган. Все

остальные сведения и документы налогоплательщики, выступающие в качестве

страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в ПФР

в соответствии с Законом N 167-ФЗ.

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и

начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц,

исполняют обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а

также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых

деклараций по месту своего нахождения. Сумма налога (авансового платежа по

налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения,

определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому

обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту

нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения,

определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате

организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по

месту нахождения ее обособленных подразделений.

Порядок исчисления и уплаты ЕСН налогоплательщиками,

не являющимися работодателями

Неизменной осталась норма, в соответствии с которой налоговый орган

исходя из налоговой базы налогоплательщика, не являющегося работодателем,

за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в п.3 ст.241 НК РФ, если

иное не предусмотрено пп.2 и 6 ст.244, производит расчет сумм авансовых

платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Кроме того, введена норма, согласно которой для исчисления суммы

налога (авансового платежа по налогу) ставки налога, подлежащего уплате в

федеральный бюджет, уменьшаются на величину тарифа страхового взноса по

обязательному пенсионному страхованию, подлежащего уплате в ПФР. Указанные

ставки не могут быть ниже, чем 50% ставок по налогу, установленных для

данной категории налогоплательщиков п.3 ст.241 (с учетом их изменения) при

применении регрессивной шкалы.

Данные о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов на

обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым

взносам) представляются налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с

представлением расчетов и (или) налоговой декларации.

Следует обратить внимание на то, что п.2 ст.28 Закона N 167-ФЗ для

индивидуальных предпринимателей и адвокатов вместо тарифов страховых

взносов установлен размер фиксированного платежа по страховым взносам.

Вместе с тем в соответствии с п.7 ст.244 НК РФ для исчисления суммы ЕСН,

подлежащего уплате данными налогоплательщиками, ставки налога, подлежащего

уплате в федеральный бюджет, должны быть уменьшены на величину тарифа

страхового взноса [29, стр. 45].

В результате сложилась ситуация, при которой в федеральный бюджет

подлежит зачислению вся сумма ЕСН, исчисленная по ставке 19,2%, без учета

налогового вычета.

Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов по-прежнему будут

осуществляться коллегиями адвокатов (их учреждениями) в порядке,

предусмотренном ст.243 НК РФ. При этом налоговый вычет на сумму страховых

взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на обязательное

пенсионное страхование предоставляется адвокатам в порядке, аналогичном

порядку, изложенному в п.2 ст.243.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему

налогообложения, изменен объект налогообложения: теперь им является валовая

выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. N

222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для

субъектов малого предпринимательства", с учетом положений п.3 ст.237 НК РФ,

т.е. налоговая база определяется как произведение валовой выручки и

коэффициента 0,1. Согласно п.3 ст.3 этого Закона валовая выручка

исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ,

услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и

внереализационных доходов.

Остальные индивидуальные предприниматели и адвокаты исчисляют

налоговую базу по ЕСН исходя из доходов от предпринимательской либо иной

профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их

извлечением. Пунктом 3 ст.3 Закона N 222-ФЗ определено, что состав

расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой

налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения

состава затрат, установленному для плательщиков налога на прибыль

соответствующими статьями главы 25.

В заключение следует отметить, что в целом изменения и дополнения к

главе 24, предусмотренные Законом N 198-ФЗ, направлены на облегчение

налогового бремени налогоплательщика с предоставлением ему возможностей для

развития его производственной базы. Так, с 2002 г. значительно снижена

налоговая нагрузка прежде всего благотворительных и подобного рода

организаций (в частности, выведены из-под налогообложения подлежащие

налогообложению в 2001 г. благотворительная помощь, призы, подарки, в том

числе в пользу детей).

Значительные изменения претерпели нормы, касающиеся применения ставок

налогообложения. Длительное время при взимании страховых взносов в

государственные внебюджетные социальные фонды сохранялся высокий уровень

процентных отчислений. С целью устранения тенденций сокрытия реально

получаемых доходов работниками и увеличения объемов выплат неучтенными

наличными средствами или переведения их в доходы, не подлежащие

налогообложению, при определении ставок ЕСН в основу был положен

регрессивный подход. В 2001 г. организация имела право применять

регрессивные ставки налогообложения при условии выплаты достаточно высокой

средней заработной платы своим работникам в предыдущем году и сохранении ее

на минимально допустимом уровне в текущем году. С 2002 г. предусмотрено

сокращение числа этих условий, снижена величина налоговой базы в среднем на

одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем

налоговом периоде, с 4200 до 2500 руб. Поэтому уже многие организации

смогут воспользоваться в течение года регрессивными ставками

налогообложения и, следовательно, снизить уровень своих издержек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.