рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалки к госэкзаменам по Банковсому Делу

проведения оп-ций с инструментами ипот. кред-ния на вторичн. рынке

(отсутст. вторичного рынка закладных).

Один из вариантов эфф-но действующей, целостной системы ипотеч. жилищного

кред-я и обеспечения ликв-ти банков, выдающих ипот. кр-ты – использовать

«оптовые» источники, формирующ-ся за сч. вторичн. рынка ипот. кр-тов. На

первичн. рынке кредиторы (КБ) выдают нас-ю ипот. кредиты. Д\обеспеч-я

быстрой возвратности кред. рес-сов и решения проблемы собс. ликвидности,

кредиоры продают выданные ими ипотечные кредиты на вторичн. рынке спец.

созданному д\этой цели Агентству Ипот. Жил. кред-ния или др. оператору

вторичного рынка.

Особенности корпоративного кредита. (21)

Одно из важн. направлений деят-ти КБ - кредитование. Осн. субъекты

банкв. кред-ния - акционерные и частные компании, кред-фин. учрежд-я, нас-

е, фед. и местн. органы власти. Особое внимание заслуж. корпорат. клиенты –

юр. лица, клиенты банка (кроме кред. орг-ций, нас-я, субъектов Фед,

муниц. образований).

Высок. инфляция, девальвация нац. валюты, отсутствие системы кред-ния

может привести к глубок. кризису не тока в банкв. сфере, но и в эк-ке в

целом. В развит. странах зависимость корпораций от банквс. кред-ния уменьш-

ся, а для росс. п\п явл. практически единственным источником получ-я ден.

ср-в.

Осн. функции организации кредитования корпорат. клиентов банком:

1) макроэкон. – выполн. осн. банкв. задачи аккумуляции ден. рес-сов

д\инвестирования, р азвитие эк-ки страны.

2) микроэкон. – получение основных доходов, способвст-щее повышению дох-сти

и надежности банков.

Особ-ти корпор. кред-ния:

1) большой объем, 2) высокая дох-ть, 3) выс. рисковость.

В Росс. условиях КК это один из самых рискованных Ак. операций, и

неразумный подход к его осуществлению способен привести к потере ликв-ти и

в итоге – к банкротству.

Оценка ц.б. (67)

Долевые ц.б. (акции). Оценка связ. с жизн. циклом (выпуск, размещ, обращ.)

1-ая оценка акций – при выпуске (номинальная Оц.) – ст-ть, указ. на бланке

акции (хар-ет долю УК на 1 акц. на мом. учреждения). УК АО = сумма

номиналов акций. 2-ая оценка – при их первичном размещении – эмиссионная

Оц. Цена , по кот. ее приобрел 1-й держатель. По закон-ву Эмис цена больше

либо = Ном. При учреждении Э=Н.

При послед. выпусках оценка по Эмис. цена, ориентир-ной на рын. (Эмис. дох-

д = эм. цена – номин.) Эмисс. доход идет в СК.

3-я стадия эмиссии – опред-ся перспектива продажи акции – рын. оц-ка.

(необх. при трансформ. ОАО в ЗАО, покупке голосующего пакета, выдаче

кредита под обеспеч. акциями).

Рын.ст-ть – цена, по кот. продавец, имеющ-й полную инфо и не обязанный

продавать, а покуп-ль при тех же условиях, согласен был бы купить. Рын.

цена Ак. – ст-ть в тек. ценах по сделкам, заключ-м в кажд. мом. времени.

Рын. (курсов.) цена – по кот. Ак. покуп-ся и прод-тся на вторичном рынке.

Устан-ся на торгах Фондв. биржи. Отраж. действит. цену Ак при условии

большого объема сделок. Это цена исполнения сделок, цена реальной продажи =

див-д / ссуд.% *100%

4) при стоимстной оценке важна балансовая ст-ть = общ. кол-во Ак. / кол-во

Ак. вв обращении. Опред-ся экспертами д\инвестиров, ауд. проверка – при

листинге, ликвидации.

5) Стоимостная оц. – на основе показ-й, хар-щих ее кач-во:

А) Р/Е=тек.рын. цена / прибыль на 1 Ак. Е= прибыль / кол-во размещ.

Ак.

Исп. д\сравнения ст-ти сопост-х ц.б. Если высок. Р/Е, то возможна

переоценкаАк и занижение цены.

Б) D/P = див-д на обык. Ак / тек. рын. цену на обык. Ак. – Показ. текущ.

рын. дох-ть Ак.

В) D/E= див-д на 1 Ак / Прибыль на 1 Ак. Если низк. – то высок. рентаб-ть

компании, перспектива ее роста.

Облигации. (долговые ц.б.) Оценка по 1) номин. – на балансе, т.е. сумма,

кот. беретсявзаймы и подлеж. возврату по истеч. срока займа. Явл. базовой

величиной. Обычно Обл. выпуск-ся с высоким номиналом (д\богатых

инвесторов), гашение Обл. – по фиксир. номин. цене. 2) Эмисс. – рын. цена

в мом. эмиссии, м.б. выше, ниже и = номиналу. 3) рын. – исходя из ситуации

на фин. рынке + близость срока погаш-я (чем ближе, тем выше) + право на

регул. фикс. доход (чем выше, тем ниже) + надежность вложений (степень

риска).

4)Курсовая оценка = рын. цена Об. / номин. цену Об. (примен. при

сопоставит. оценке рын. цен Об-ций с разными номиналами).

Банковский перевод. Его роль в системе безнал. расчетов и процесс

организации. (86)

БП – поручение одного банка другому выплатить получателю перевода опред-ю

сумму (в м\народ. расчетах банки выполн. переводы по поруч-ю своих

клиентов).

Участники: 1) перевододатель – должник 2)банк перевододателя, принявший

поручение, 3) банк, осущ-щий зачисление суммы перевода переводополучателя

4) переводополучатель

В форме БП осущ. аванс. платежи в счет окончательных расчетов, оплата

инкассо. БП осущ. по почте или телеграфу, соотв-но почтовым или тегрф.

поручениям.

Общая схема: 1) контракт (> товар 2) док-ты, сопровож-щие груз, 3)

заявление на перевод, 4) плат. док-т, 5) банк получателя зачислет платеж на

счет получ-ля.

Межбанкв. расчеты – основа б\нал. расчетов. В наст. время строятся на

основе системы м\филиал. оборотов и расчетов по кор\сч. Кор\сч открыв-ся КБ

в ЦБ, на местах ЦБ представлен РКЦ, в кот. открыв-ся счета КБ.

Практика ипотеч. кредитовани яв РФ. (69)

В наст. время происх. процесс возрожд. и формир. системы Ипот. кред-ния

(Началось с развитием частных форм соб-сти). В Моск, С-Пет, Ниж.Новг созд.

1-ые ипот. банки.

Процесс их становления очень сложен. Проблемы развития ипот. кр-ния росс.

банками: 1) недост. ресур. база банков, дефицит кред. рес-сов долгоср. хар-

ра, низкий платежеспос. спрос на недв-сть, выс. темпы инфл. и % ставок

=>оч. дорогие и недоступ.д\больш-ва людей, отсутствие у банков опыта, закон-

во по ипотеке, несоверш-во системы регистрации заклыдных и изъятия недв-ти

у недобросов. заемщиков.

Больш-во ип.бнков – обычные универс. КБ, где ипот. кр-ние нас-я –

незначительно. В тоже время, ип.кр-т необх. д\решения жилищ. проблем.

1990-е гг – Закон «О собственности», 92г – «О залоге».

93г – Ассоциация Ипот. банков – поддержка законов об ипотеке, поддер. ип.

банков.

Д\развития ипот. бизнеса важны источники кред. рес-в – это должны быть

сбережения физ. лиц, своб. ден. ср-ва юр.лиц, необходимы гарантии ПРав-ва +

законы, правов. база + вторичн. рынок ц.б.

2) Долгоср. кр-ние нас-я под залог имущ-ва традиц-но осущ-т Сбербанк РФ

(3-5 лет) – на строит-во, пок-ку, реконстр, кап. рем дома в сел. мест-ти, в

городе. Сумма кредита зависит от з\п заемщика.

Д\получ. кредита необх: паспорт, справка с места раб., док-тыо дох-х по

вкладам вбанках и ц.б., заявку на выдачу кр-та и обеспеч-е, предусмотренное

зак-вом.

НО: выс.%, макс. срок – до 5 лет, необх-мы гарантии Прав-ва, кот. взяли

бы часть рисков, нет дешев. источ-в денег на внутр. рын. (недовер. к надеж-

ти б-ков и инфл-я), отсутст. прав. базы, что сдерживает развитие.

Формирование фин. базы ипот. коедитования. (70)

Фин. базой д\ предост. ип. кр-та явл. долгоср. кред. рес-сы – 1) сбереж-я

нас-я, своб. ден. ср-ва юр. лиц (долгоср. деп-ты, вклады, займы и кредиты,

соб. ср-ва, УК, рез. фонд, нераспр. приб., более 50% Пасс. опер-й – эмиссия

в виде долгоср. Обл.

2)продажа ип. кр-тов на втор. рынке (ипот. обяз-ва), кот. обеспеч. доп.

привлеч. рес-сов д\кред-ния. Этим заним. фин. фонды, компании –скупают Ак-

вы ип. банков, обеспеч-е залогом имущ-ва, и потом от своего имени на их

бызе выпуск. ц.б. (Обл.) Ц.б. ликвидны, т.к. обеспечены недв-тью и позвол.

получ. долгоср. стаб. дох. Д\этого необх. развитый вторич. рынок ц.б.,

его функц-е обесп-т ликв-ть кап-ла ип. банков. Ип.бнки, осущ-яя оп-ции на

вторич. рынке имеют возм-ть допол-но мобилизовать необх. ср-ва , кот. снова

пускают в оборот, выдавая новые кр-ты.

В РФ: в целях расшир. использ-я ср-в нас-я и привлеч. внебюд. источ-ков

фин-ния в жилищ. сфере – указ През-та «О выпуске и обращении жилищных серт-

тов» от 94г. Бр.л, имеющ. права заказчика при провед. строит-ва жилых

домов, земел. уч-ток, проектную докум-цию – могут привлекать фин. ср-ва гр-

н РФ с использ-ем ЖилСерт.

Жилищный сертификат(ЖС) – особый вид Обл, с индексир-мой ном. ст-тью,

дающ. право собс-ку на: А) приобрет. кв-ры при условии приобрет-я пакеты

ЖС, Б) получ. получ-е от эмит-та по 1-му требов-ю индексир. ном. ст-ти ЖС.

К выпуску и обращению допуск. ЖС, проспект эм-сии кот. прошел гос.

регистр-ю в Минфине, выпуск должен иметь гос. рег-ный№.

Финансовый рынок: структура, функции, участники. (23)

Фин. рынок - организованную или неформальную систему торговли финансовыми

инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление

кредита и мобилизация кап-ла. Осн.роль на фин.рынке играют фин. институты,

направляющие потоки ден. ср-в от собственников к заёмщикам. Товаром

выступают деньги и цб. Фин.рынок предназ. для установления непосредст.

контактов м\д покуп-ми и продавцами фин.ресурсов.

Виды фин.рынка: валютный, золота и капиталов.

На валютном рынке совершаются валютные сделки. Основой этого рынка являются

банки и др. кредитные учреждения.

На рынке золота совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом, в

том числе со стандартными золотыми слитками. Основной V операций с

физическим золотом осущ. между банками и специализир. фирмами; фьючерсная и

опционная торговля золотом сконцентрирована на срочных биржах.

На рынке капиталов аккум. и обращаются долгоср. кап-лы и долговые обяз-ва.

Он явл. осн. видом фин.рынка в условиях рын. эк-ки, с помощью которого

компании изыскивают источники финансирования своей деят-ти. Рынок капиталов

подразделяется на: 1) рынок цб (первичный, вторичный, биржевой и

внебиржевой) и 2) рынок ссудных капиталов. Первичный рынок цб - это рынок,

который обслуживает эмиссию и первичное размещение цб. Вторичный рынок

представляет собой рынок, где производится купля-продажа ранее выпущенных

цб. Существование вторичного рынка само по себе стимулирует деятельность

первичного рынка. По организационным формам: биржевой рынок (фондовая или

валютная биржа) и внебиржевой рынок. Биржевой рынок представляет собой

рынок цб, осуществляемый фондовыми биржами. Порядок участия в торгах для

эмитентов, инвесторов и посредников определяется биржами. Внебиржевой рынок

- это сфера обращения цб, не допущенных к котировке на фондовых биржах.

Организац. структуры фин.рынка включают различ. фин.институты: финансово-

банковские учреждения, страх. компании и др., но ключевыми среди них

являются фондовые биржи, постоянное функционирование которых оказывает

существенное влияние на сферу финансово-кредитных отношений. Хотя биржи

значит. уступают по V совершаемых сделок внебирж. обороту цб, они, тем не

менее, играют огромную роль в перераспред. финресурсов и эффективном их

использовании.

Значение фин.рынка: 1) инвестировать денежные средства в производство, что

позволяет увеличить производственные мощности страны, накапливать ресурсный

потенциал; 2) с помощью фин.рынка облегчается развитие предприятий и

отраслей, обеспечивающих максимальную прибыль инвесторам; 3) перелив

капиталов, осуществляемый на фин.рынках, способствует ускорению НТП,

быстрейшему внедрению научно-технических достижений; 4) финрынок позволяет

цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, ибо именно на

фин.рынке изыскиваются свободные денежные средства для покрытия растущих

госрасходов.

Финансовая система: понятие, элементы, основы построения. (24)

ФС – совок-ть различных сфер (звеньев) фин. отношений, каждая из которых

хар-ся особенностями в формировании и использовании фондов ден.ср-в,

различной ролью в обществ. воспр-тве. Фин.система состоит из:

а) общегос.Ф. – фед., регион., местн. бюджеты, гос. кред. система, система

гос.страха, пенс.фонд, внебюд. фонды и т.п.

б) финансы хозсубъектов - финансы п\п, АО, комм. банк.система, комм. кредит-

е и страх-е, залоговая, биржевая системы.

Общегос. централиз. фонды ден. рес-в созд-ся путём распред-я и перерасп-я

нац.дохода, соз-го в отраслях матер. произ-ва. Формами их использования

явл. бюдж. и внебюд. фонды, обеспеч-щие потребности гос-ва в решении эк.,

полит. и соц. задач. Иные формы и методы образования и использования

денежных фондов применяются кред. и страх. звеньями фин.системы.

Децентрализ. фонды ден.ср-тв образуются из ден. фондов и накоплений самих

п\п.

Основой фин.системы явл. Ф. п\п - они непосред. участв. в процессе мат.

произ-ва. Источником централиз. гос.фондов ден. ср-в явл. нац. доход, созд-

мый в сфере мат.пр-ва.

Общегос. Ф. - ведущая роль: в обеспечении определённых темпов развития всех

отраслей народного хозяйства; перераспределении фин.ресурсов между

отраслями эк-ки и регионами страны, производ. и непроизв. сферами, а также

формами соб-ти, отдельными группами и слоями нас-я.

Госбюджет – главн. звено фин.системы - форма образ-я и использ-я

централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов

гос.власти. С помощью бюджета происходит перераспределение национального

дохода, что создаёт возможность маневрировать денежными средствами и

целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного

производства, что позволяет влиять на единую экономическую и финансовую

политику страны. В современных условиях средства госбюджета направляются на

осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий,

финансирование конверсии оборонных отраслей, что способствует формированию

рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-техн.

потенциала, обновлению материально-технич. базы. Расходы бюджета на

соцкультсферу имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к.

представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и

служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных

органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в

бюджет. Формирование этих фондов происходит за счёт обязательных целевых

отчислений, которые установлены в % к фонду оплаты труда и включаются в с/с

продукции. Имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование

средств в полном V. Обособленное функционирование внебюджетных фондов

позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных

мероприятий.

Гос.кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством

временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на

началах возвратности для финансирования гос.расходов. Кредитором выступают

физ.- и юрлица, заёмщиком - государство. Дополнительные фин.ресурсы

государство привлекает путём продажи на финансовом рынке облигаций,

казначейских обязательств и других видов государственных цб. Данная форма

кредита позволяет заёмщику направлять мобилизованные дополнительные

фин.ресурсы на покрытие дефицита госбюджета без осуществления для этих

целей эмиссии. Гос.кредит используется также в целях стабилизации денежного

обращения в стране.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных

бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Финансы предприятий различной формы собственности, являясь основой единой

фин.системы страны, обслуживают процесс создания и распределения

общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов

предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов

фин.ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в

процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом

процессе бюджета, банковского кредита, страхования. В условиях рынка

предприятия самостоятельно распределяют выручку, формируют и используют

фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им

средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы

и возможности финансового рынка.

Фин. механизм хоз. структуры, его состав и содержание. (40)

Финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый

процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осущ. через финмеханизм.

ФМ - это система действия финансовых рычагов, выражающаяся в организации,

планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

В структуру финмеханизма входят 5 взаимосвязанных элементов:

1) Фин. методы - способ воздействия финансовых отношений на хозпроцесс.

Действуют в 2-х направлениях: по линии управления движением финресурсов и

по линии рыночных коммерческих отношений (планирование, прогнозирование,

самофинансирование, инвестирование, н/обложение, страхование, аренда,

лизинг). Действие финметодов проявляется в образовании и использовании

денежных фондов.

2) Фин. рычаг - приём действия финметода (прибыль, доход, амортизация,

арендная плата, % ставки, котировка $-курсов, формы расчётов).

3) Правовое обеспеч-е - законы, указы, постановления, приказы министерств,

устав.

4) Нормативное обеспеч-е - инструкции, нормативы, нормы, методические

указания.

Сущность, цели и методы фин. анализа(41)

ФА - метод оценки и прогнозирования фин.состояния п\п на основе его бух.

отчётности. ФА - это способ накопления, трансформации и использования inf

фин. хар-ра. Содержание и осн. цель ФА - оценка фин.состояния и выявление

возможностей повышения эфф-сти п\п с пом. рациональной фин.пол-ки.

2 вида фин.анализа: 1) Внутр. проводится работниками п\п. Инфор. база

такого анализа гораздо шире и вкл. любую inf внутри п\п и полезную для

принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности

анализа. 2) Внеш. анализ проводится аналитиками, явл. посторонними лицами

для п\п и поэтому не имеющими доступа к внутр. inf-базе п\п. Внеш. анализ

менее детализирован и более формализирован.

Цели ФА: 1) оценка текущего и перспективного финсостояния п\п; 2)оценка

возможных и целесообразных темпов развития п\п; 3) выявление доступных

источников ср-в и оценка возможности их мобилизации; прогнозирование

положения п\п на рынке кап-лов.

Методы ФА: 1) Неформализир. - это методы,кот. основанны на описании

аналитических процедур на логическом уровне (метод экспертных оценок).

2) Формализованные - основаны на формализованных аналитических зависимостях

(прим. расчет фин.коэф-ов).

Методы ФА:

1) чтение отчетности - изучение абсолютных показ-лей отчетности;

2) вертик. анализ - оценка удельного веса отдельных статей отчетности по

сравнению с общим итогом;

3) гориз. - это анализ изменений различных статей отчётности по сравнению с

предыдущим периодом;

4) трендовый - расчёты относительных отклонений показ-лей отчётности за ряд

лет по сравнению с базисным периодом

5) расчёт финансовых показ-лей - описание финпропорций между разл. статьями

отчётности. Состоит из 2 этапов: расчёт коэф-та и сравнение его с каким-

либо критерием.

В ФА 3 группы моделей:

1. Описательные вкл. гориз. и вертик. анализ, расчёт финансовых коэф-тов и

т.д. 2. Прогностические основаны на прогнозе и планировании финсостояния

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.