рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

разработкам сроки внедрения затягиваются и составляют 3-4 года.

В 1994 году в оборонном комплексе РФ было 686 НИИ и КБ различных форм

собственности. Объем финансирования НИОКР в 1994г. был предусмотрен в сумме

2172,4 млрд.руб., а фактически выделено - 1364,0 млрд.руб.

По сравнению с 1991 годом объем финансирования в 1992 году уменьшился

на 41%. , а к 1995 году - почти в 9 раз / 70 /.

При этом сокращение средств, выделяемых из бюджета на научно-

исследовательские работы в оборонном комплексе, в значительной мере

отразилось на объеме фундаментальных исследований, для которых государство

является единственным заказчиком. За последние три года доля этих

исследований в общем объеме НИОКР в оборонных отраслях составляла всего

лишь 2%.

Была проигнорирована очевидная взаимосвязь конверсии, позволяющей

значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции, с

повышением качественных параметров оснащенности Вооруженных Сил.

Практически был упущен момент комплексного использования национального

научного потенциала оборонного комплекса и для разработки новейших средств

вооруженной борьбы, и для решения других первостепенных проблем,

определяющих национальную безопасность страны в широком понимании этого

термина.

Военно-ориентированная наука, еще более сложно адаптирующаяся к

рыночной среде, нежели оборонная промышленность, из-за непродуманности

принимаемых решений практически стала "жертвой" финансовых ограничений.

На государственном уровне не были решены вопросы:

разработки перспективных планов, предусматривающих варианты двойного

использования материально-технических, интеллектуальных, информационных и

организационных ресурсов, составляющих основу научного сектора оборонного

комплекса, на цели как связанные с созданием новейших образцов оружия, так

и для народнохозяйственного потребления;

организации государственной сети трудоустройства кадров ученых, а

также другого высококвалифицированного персонала, высвобождаемого при

сокращении военных НИОКР, и создания на этой основе системы сохранения

научного потенциала.

В результате к сегодняшнему периоду значительная часть научного

потенциала России утрачена. Это уже сейчас является фактором, тормозящим

научно-технический прогресс, увеличивающим сроки разработки конечной

продукции, замедляющим темпы создания научно-технического задела под

перспективные разработки.

Кроме сокращения в плановом порядке объемов финансирования НИОКР

отрицательным фактором являлось несвоевременное и неполное выделение

средств на научные разработки из федерального бюджета в связи с

трудностями его формирования.

В определенной мере сказалось и отсутствие должной координации

финансирования НИОКР и взаимоувязки между различными государственными

структурами, особенно в области фундаментальных, поисковых и прикладных

исследований. В настоящее время финансированием этих исследований

занимаются Академия наук, высшая школа, управления Госкомоборонпрома

России, Министерство обороны РФ и Секция прикладных проблем при Президиуме

АН. Как следствие возникает разрыв цикла исследование-производство,

параллелизм и дублирование работ и, следовательно, снижение эффективности

использования и без того незначительных средств.

Появляются заказчики на проведение НИОКР из коммерческих структур,

взаимоотношения с которыми вообще не регламентированы. Не лучше положение и

в области разработок технологий двойного применения. Отсутствие

законодательных актов в этой области приводит к потерям паритетов в научно-

техническом заделе по разработке перспективных видов вооружений.

Анализ выделяемых объемов финансирования НИОКР оборонным отраслям

промышленности свидетельствует о недостаточной обоснованности распределения

финансирования. На развитие электроники- базовой отрасли научно-

технического прогресса страны выделяется 7-10%, а основным потребителям

продукции электронной промышленности - радиопромышленности и промышленности

средств связи - 25 % от общего объема финансирования.

Потеря высококвалифицированных специалистов оборонными НИИ и КБ и

резкое сокращение набора молодых и талантливых приводит к необратимым

последствиям как для науки оборонного комплекса, так и в целом научного

потенциала России.

Из изложенного следует: требуется принятие экстренных мер по

сохранению научного потенциала оборонного комплекса России и изменению

государственной политики по отношению к научно-техническому прогрессу.

Ситуация в оборонном комплексе в 1995 году

Как известно, официальные прогнозные оценки социально-экономического

положения России по данным за отчетный период 1995 года свидетельствуют об

относительном улучшении основных макроэкономических показателей. Динамика

выпуска промышленного производства в целом по России может

свидетельствовать о закреплении тенденции его стабилизации, обозначившейся

с середины 1994 года. При этом отмечается значительное замедление спада

выпуска продукции относительно соответствующего месяца предыдущего года (с

20% в сентябре 1994г. по 2% в июне 1995г.). Обследование деловой активности

промышленных предприятий показывает, что прекратилось падение средней

загрузки производственных мощностей в промышленности, остановившись на

уровне 45%. Ожидается значительное замедление темпов инфляционных

процессов.

Таким образом, сбывается второй - оптимистический вариант прогноза

правительственной программы реформирования экономики в 1995-1997 годах.

Однако макроэкономические показатели вряд ли отражают всю остроту

положения, которое сложилось в оборонных отраслях промышленности.

"Стабилизация" обеспечивается в основном за счет увеличения

производства и экспорта нефти, газа, черных, цветных и редких металлов и

некоторых других видов сырья и материалов, то есть отраслей сырьевых и

добывающих.

В обрабатывающих производствах, к которым относятся машиностроение,

электроника, приборостроение и другие высокотехнологичные отрасли,

признаков стабилизации нет. Иными словами, деградация промышленной

структуры национальной экономики продолжается.

За 8 месяцев 1995 года спад производства в оборонных отраслях

промышленности составил 22,2% , причем снижение объемов производства

отмечено во всех отраслях / 19/.

Кризисные явления продолжают иметь место как в гражданском секторе

производства, так и в военном.

Производство военной продукции, снизившееся за 8 месяцев 1995 года на

22,9%, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, продолжает

находиться под неослабевающим влиянием следующих факторов:

установление объемов оборонного заказа ниже экономически и технически

целесообразного уровня;

позднее принятие государственного оборонного заказа (на

правительственном уровне - в июне 1995 года, доведение его до предприятий и

заключение договоров с государственными заказчиками по ряду позиций и

предприятий не завершено по состоянию на 1 октября 1995 года);

крайне неудовлетворительное финансирование соответствующих расходов из

федерального бюджета;

отсутствие авансирования работ с длительным циклом изготовления;

неопределенность ситуации на предприятиях с размерами мобилизационных

мощностей;

отсутствие экономического стимулирования выполнения государственного

оборонного заказа.

Уровень бюджетного финансирования в текущем году практически не

позволяет до конца года даже погасить задолженность отдельным предприятиям

за продукцию, поставленную по государственному оборонному заказу на 1994

год.

Так, по состоянию на 1 октября 1995 года Минобороны России выделено на

закупки вооружения и военной техники лишь 45% годовых назначений, на

военные НИОКР - 27%. Недопустимо низкий уровень финансирования и

затянувшийся процесс погашения долгов за 1994 год не позволяют обеспечивать

авансирование отдельных образцов вооружения и военной техники с длительным

циклом изготовления, что практически при отсутствии собственных источников

приобретения оборотных средств (сырья, материалов, комплектующих и т.д.)

лишает предприятия возможности вести работы.

При формировании доходов федерального бюджета за отчетный период (по

данным Госналогслужбы России на уровне 118%) такой уровень финансирования

расходов на оборонную промышленность и науку свидетельствует:

во-первых, об отсутствии в реальной правительственной структурной

политике приоритета высокотехнологичных отраслей;

во - вторых, о нарушении законодательных норм исполнения федерального

бюджета. Так, практически произведен секвестр этих расходов не в результате

недопоступления доходов в федеральный бюджет, а в пользу иных расходов, что

не предусмотрено в федеральном законе "О федеральном бюджете на 1995 год" и

иными законодательными актами, регламентирующими бюджетный процесс в

России.

Положение усугубляется и факторами стратегического характера. В

частности, до настоящего времени у предприятий отсутствует определенность

на перспективу в уровне потребности в производстве вооружения и военной

техники. Этот фактор с 1995 года становится серьезным препятствием на пути

движения предприятий в рыночную среду и институциональных преобразований на

базе развития гражданских производств и полной переориентации на требования

свободного рыночного пространства.

Тяжелым бременем на предприятия в условиях хронического

недофинансирования легло несоответствие реального роста цен на продукцию

оборонного назначения индексам-дефляторам, учтенным при формировании

бюджетных ассигнований на эту цель.

Розничные цены в 1995 году по уточненному прогнозу Минэкономики

вырастут в 2,5 раза. В прогнозе Минэкономики, на основе которого

разрабатывался и принимался бюджет, рост цен на 1995 год предусматривался

несоизмеримо ниже, чем имеет место в действительности. При этом, как

известно, бюджетное финансирование было определено не только исходя из в

два раза более низких цен, но и в качестве основного принципа (отличие от

1992-1994г.) был провозглашен отказ от эмиссионного финансирования бюджета.

Эксперты еще накануне принятия бюджета отмечали, что заложенные в прогнозе

темпы инфляции многократно занижены.

Первое полугодие 1995 года это доказало: рост розничных цен - 178%,

оптовых - 210%. Это нанесло всему народному хозяйству и безопасности

государства, без преувеличения, колоссальный ущерб вследствие

профинансирования из бюджета самых необходимых государственных расходов в

реальном наполнении на уровне примерно 50% 1994 года, тогда как и без того

оборонная промышленность, наука, были посажены на голодный паек / 92 /.

Таким образом, возможности реального товарного наполнения средств,

предусмотренных в бюджете на 1995 год упали минимум в 1,4-1,6 раза. Это в

конечном итоге неминуемо приведет к невозможности оплаты части продукции,

изготовленной предприятиями по госзаказу и увеличению объема переходящей на

1996 год задолженности государственных заказчиков, либо к невыполнению

номенклатурного задания государственного оборонного заказа, о чем уже

сейчас заявляет Министерство обороны. Например, по состоянию на 1 сентября

государственный заказ по промышленности средств связи выполнен на 38%,

радиопромышленности - на 10%

И в том, и в другом случае вопреки отдельным фактам общего контекста

развития экономики, свидетельствующим об успехах, снижении темпов спада и

т.д., состояние предприятий оборонных отраслей промышленности, на которых

размещен государственный оборонный заказ, полностью опровергает ситуацию о

стабилизации.

Несколько лучше складывается положение в гражданском секторе оборонных

отраслей промышленности. Спад промышленного производства в целом по

гражданской продукции составил 20,8%, однако выпуск товаров народного

потребления снизился на 35,5% (табл. 1.11) / 57/.

Таблица 1.11

Производство отдельных видов продукции ТНП на предприятиях оборонных

отраслей промышленности

| | | | | |

| |1992 |1993 г. |1994 г. |1995 г. |

| |г. | | | |

|Наименование видов | | | | | | | |

| | | |в % к | |в % к | |в % к |

| |тыс.шт|тыс.шт|1992 |тыс.шт|1993 |тыс.шт|1994 |

| |. |. |году |. |году |. |году |

| | | | | | | | |

|Телевизоры |3362,5|3641,0|108,3 |1768,6|48,6 |589,7 |44,9 |

| | | | | | | | |

|Магнитофоны |2735,1|2128,0|77,8 |653,7 |30,7 |204,6 |45,3 |

| | | | | | | | |

|Видеомагнитофоны |319,5 |160,4 |50,2 |52,8 |32,9 |11,3 |33,5 |

| | | | | | | | |

|Холодильники и | | | | | | | |

|морозильники |3056,0|3232,0|105,8 |2145,9|66,4 |686,2 |50,6 |

| | | | | | | | |

|Мотоциклы и | | | | | | | |

|мотороллеры |472,2 |403,9 |85,5 |129,9 |32,2 |47,2 |42,1 |

| | | | | | | | |

|Электропылесосы |3342,7|2590,0|77,5 |896,8 |34,6 |265,3 |43,3 |

| | | | | | | | |

|Видеокассеты |1815,8|1013,0|55,8 |101,6 |10,0 |13,0 |20,1 |

Как видно из приведенных данных, потенциал оборонных отраслей

промышленности практически остается в стороне от решения вопросов насыщения

рынка потребительскими товарами.

Основных причин, создающих трудности производства и реализации

продукции, две:

низкое качество производимой продукции, а также сервисного и

гарантийного обслуживания, неадекватная качеству цена на изделия;

действующая таможенная политика, устанавливающая относительно низкие

пошлины на ввозимые готовые изделия и высокие пошлины на комплектующие

изделия.

Дополнительным фактором, усугубляющим в 1995 году трудности оборонных

предприятий в сфере гражданских производств, является задержка в открытии

льготного кредитования (финансирования на возвратной основе) конверсионных

программ. Несмотря на то, что законом "О федеральном бюджете на 1995 год"

на эти цели предусмотрено выделение средств в объеме 1,4 трлн.рублей, до

октября 1995 года не были открыты отдельные специальные счета по

предоставлению и учету средств, выделенных из бюджета на возвратной и

платной основе. Это блокировало выполнение в 1995 году 123 конверсионных

программ по выпуску приоритетной продукции.

Кроме того, правительственным решением в 1995 году было приостановлено

предоставление предприятиям и организациям бюджетных ссуд и отсрочено до

конца года исполнение ранее принятых решений по финансовой поддержке

структурной перестройки. Это лишило предприятия оборонных отраслей

промышленности единственно реально существующего в 1995 году источника

средств на указанные цели.

В этих условиях при значительном превышении нормы доходов в сфере

финансово-посреднической деятельности по сравнению с производственной и,

соответственно, перетока свободного капитала к финансовым институтам как из

сферы производства, так и из сферы домашних хозяйств, предприятия и в 1995

году не смогли преодолеть дефицита финансовых ресурсов и, как следствие

этого, - взаимных неплатежей и отсутствия источников для инвестирования.

Указанный фактор - постоянно воспроизводимый дефицит финансовых ресурсов в

материальном производстве - является основой инфляционного потенциала

экономики, и его действие вряд ли уменьшится в ближайшее время.

Кредиторская задолженность предприятий по сравнению с началом года

возросла в 1,37 раза, а по сравнению с соответствующим периодом прошлого

года - в 2,3 раза. Дебиторская задолженность, увеличилась соответственно в

1,4 раза и 3,2 раза. Структура кредиторской задолженности показывает, что

по-прежнему на первом месте - задолженность за товары, работы, услуги -

37,5%, задолженность бюджету составляет 20,3%, по заработной плате - 10% и

социальному страхованию - 10,8% / 19 /.

Следует иметь в виду, что в течение 9 месяцев 1995 года действовал

льготный порядок резервирования средств на заработную плату,

предусматривавший направление на эту цель до 30% выручки, ежедневно

поступающей на счет предприятия. Даже при этом условии задолженность по

заработной плате перед рабочими и служащими выросла в 1,7 раза, что при

низком уровне заработной платы свидетельствует:

о скрытой безработице в отраслях оборонного комплекса (в июле

останавливалось каждое третье предприятие против каждого четвертого в июле

1994 года, на 9% возросло количество предприятий, где останавливались

отдельные производства;

об отсутствии реализации продукции как таковой;

о скрытых бартерных операциях.

В течение 1995 года продолжался, предопределенный инфляцией издержек,

рост цен на продукцию оборонных отраслей промышленности.

Удорожание электроэнергии обусловило 45% номинального увеличения цен,

топлива - 25%, металлов - 24%.

Наличие незагруженных мощностей ложится дополнительным бременем

накладных расходов на себестоимость гражданской продукции. В результате ее

производство низкорентабельно, а товаров народного потребления в основном

убыточно, в том числе и телевизоров, магнитофонов, электропылесосов,

швейных машин, мотоциклов и мотороллеров.

В 1995 году научный сектор оборонных отраслей промышленности

продолжает находиться в тяжелейшем состоянии, особенно это касается

государственных научных центров. Загрузка научных центров военными заказами

сократилась в 10-12 раз и составляет сейчас не более 3-5%, а загрузка

гражданской тематикой не превышает 10-12% имеющихся мощностей.

Производственные площади научно-исследовательских институтов, в том числе и

государственных научных центров сдаются в аренду малым и другим

непрофильным предприятиям, которые одновременно и обеспечивают вторичную

трудовую занятость научных работников.

Выполняемые по 24 целевым программам научно-исследовательские и опытно-

конструкторские работы на состоянию на 1 сентября профинансированы в

размере 40 % годовых назначений.

Разрушение и деградация научно-технических школ, всей инфраструктуры в

области создания новейших видов вооружения и военной техники из угрозы уже

превратилось в реальность.

Подводя итоги 1995 года, можно констатировать, что этот год не стал

"этапом реформ оборонной промышленности, предусматривающим концентрацию

разработки и производства вооружения и военной техники на ограниченном

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.