рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

конверсируемых предприятий.

П р а к т и ч е с к а я ц е н н о с т ь.

На основе разработанных и предложенных автором концептуальных и

методологических подходов под его руководством и при непосредственном

участии создан методологический аппарат, который дает исследователям

научно-методический инструмент для решения наиболее важных и актуальных

проблем управления развитием оборонного комплекса России в условиях

проведения жесткой финансово-кредитной политики.

Р е а л и з а ц и я р е з у л ь т а т о в.

Результаты исследований, выполненные под руководством и

непосредственном участии автора, использовались при разработке:

Федерального закона РФ "О поставках продукции для федеральных

государственных нужд";

постановления Правительства Российской Федерации "О реализации

Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных

нужд";

Федерального закона РФ "О государственном оборонном заказе";

Федерального закона РФ "О финансово - промышленных группах";

проекта Федерального закона "О военных расходах";

Указа Президента РФ " О стабилизации экономического положения

предприятий и организаций оборонной промышленности и мерах по обеспечению

выполнения государственного оборонного заказа" от 6 ноября 1993г. № 1850;

Указа Президента РФ "О предоставлении Правительству Российской

Федерации в 1994 году кредитов на конверсионные и инвестиционные программы"

от 10 августа 1994г. № 1679;

Указа Президента РФ " Об открытии отдельных текущих счетов по учету

средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной и платной

основе для финансирования конверсионных и инвестиционных программ" от 7

сентября 1995г. № 902;

Федеральной целевой программы конверсии оборонной промышленности на

1995-1997 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 декабря

1995г. № 1274;

при подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ по

вопросам конверсионных процессов в оборонном комплексе и финансового

механизма их реализации, в частности, постановлений Правительства РФ:

"О мерах по стабилизации экономического положения предприятий и

организаций оборонного комплекса" от 19 декабря 1994г. № 1399;

"О Федеральном фонде развития электронной техники" от 12 января 1995г.

№ 31;

"О федеральных научно-производственных центрах" от 9 октября 1995г. №

983;

“О государственном фонде конверсии” от 16 декабря 1995г. № 1239;

распоряжений по предоставлению инвестиционного налогового кредита

конверсируемым предприятиям Нижегородской области от 1 апреля

1994г. № 426-р, от 5 января 1995г. № 2, Свердловской области от 20

февраля 1995г. № 243-р;

при разработке Положения о предоставлении кредитов предприятиям,

осуществляющим конверсию военного производства, утвержденного Председателем

Правительства РФ в 1993г. и успешно функционировавшем в течение 1993-

1995гг.

А п р о б а ц и я р а б о т ы.

Основные положения диссертационной работы докладывались на

заседаниях:

Экспертного Совета при Правительстве РФ;

Межведомственной правительственной рабочей комиссии по рассмотрению

конверсионных программ для предоставления целевых кредитов, в которой автор

является заместителем Председателя;

Оперативной комиссии Правительства РФ по совершенствованию платежей и

расчетов;

Комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам;

на 5 научно-технических конференциях, в том числе на 3

международных.

П у б л и к а ц и и.

Автором опубликовано более 20 научных работ, в том числе наиболее

значимых по теме диссертации 16 и три монографии.

Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и двух

приложений. Общий объем машинописного текста составляет 257

листов.

Автор считает своим приятным долгом выразить благодарность научным

консультантам Члену-корреспонденту РАН, дин проф. Кокошину А.А. и дэн

Бандурину В.В., Заслуженному деятелю науки РФ, дэн проф. Викулову С.Ф., дэн

проф. Куличкову Е.Н., дэн проф. Павловой Л.П., дэн проф. Артюхову

В.И., дэн проф. Королеву В.Д., кэн Чистовой В.Е. , а также сотрудникам и

коллегам, без участия которых трудно было бы получить и проверить многие

теоретические, методологические и практические результаты.

1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА

РОССИИ В НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И

ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Начиная с 1989г., оборонный комплекс СССР, а затем и России находится

в состоянии перманентной трансформации, начало которой положили известные

решения о разоружении, сокращении армии, военных расходов и производства

вооружения и военной техники.

Деформированная и монополизированная структура производства с крайне

высокой степенью милитаризации относится к истокам глубокого экономического

и социально-политического кризиса командной экономики СССР. По мнению

многих аналитиков, многолетнее наращивание военных расходов, являющихся

прямым неэффективным, равнозначным потерям для народного хозяйства, вычетом

из национального дохода, сужало возможности расширенного воспроизводства,

порождало структурные диспропорции в экономике и создавало социальные

антагонизмы.

Однако такая односторонняя трактовка, поддерживаемая декларированным

тезисом о всемерном сокращении военных расходов и антимилитаристском

характере нашей экономики, в значительной степени обусловлена неразвитыми в

теоретическом аспекте разработками проблем военной экономики, и в частности

ее основного звена - сферы производства продукции военного назначения -

оборонной промышленности.

Это диктует и соответствующие взгляды на конверсию военно-

промышленного комплекса, как быстрый и радикальный процесс адекватной

замены военного производства на гражданское и на базе этого осуществления

структурной перестройки экономики в интересах всего народного хозяйства.

Вместе с тем, мировая практика показывает, что широкомасштабная

конверсия наиболее мощного и технически передового сектора экономики -

весьма сложный, дорогостоящий и потенциально взрывоопасный в социально-

экономическом плане процесс, требующий четкого определения целей и путей их

реализации, четкой системы государственного управления, регулирования и

контроля за его осуществлением.

Не подкрепленная научными проработками, законодательным и материально-

финансовым обеспечением конверсия превращает высокопроизводительные отрасли

в отстающие, а их предприятия в неплатежеспособные, лишенные прибылей

проводимой политикой, но самое главное порождает угрозу не только

обороноспособности страны, но и всему промышленному и техническому

потенциалу.

Конверсия оборонного комплекса России беспрецедентна и по масштабам,

и по характеру проведения. Протекающая в условиях политических и

экономических реформ, полной смены хозяйственного механизма и структурной

перестройки всей экономики, она отразилась глубоким кризисом оборонного

комплекса страны, породившим целый ряд проблем.

Необходим поиск путей не просто сохранения и выживаемости оборонного

комплекса в условиях становления рыночных отношений, но и его дальнейшего

качественного роста.

Для этого важно проанализировать и адекватно оценить экономическую

ситуацию, сложившуюся в оборонном комплексе.

1.1. Анализ итогов научно-производственной деятельности

оборонного комплекса в 1991-1995 годах

Краткая характеристика оборонного комплекса России

Объективные исторические процессы сформировали новое экономическое

пространство в области разработки и производства вооружения и военной

техники. Оборонный комплекс СССР перестал существовать как единое целое.

На территории России осталось 67 % оборонных промышленных предприятий

и 74 % научных организаций оборонного комплекса СССР. При этом годовой

объем производства России от общего по СССР составлял по военной продукции

80 %, объем НИОКР по оборонной тематике - 90 %; стоимость основных фондов

промышленных предприятий - 73 %, НИИ и КБ - 88 %; численность работающих на

оборонных предприятиях - 72 %, в НИИ и КБ - 85 % / 4 /.

Таким образом, основная доля военно-промышленного потенциала СССР

осталась в Российской Федерации.

Важна и структура оборонного комплекса России в отраслевом разрезе,

поскольку отраслевой разрез во многом предопределяет потенциальные

возможности и сроки возможной "конверсируемости" предприятий и организаций,

входящих в комплекс.

В Российской Федерации сосредоточено около 87% всего научно-

производственного потенциала авиационной промышленности бывшего СССР и

выпускалось около 82% отраслевой продукции. На ее территории расположено

124 промышленных предприятия, 103 разрабатывающих организации, на которых

работало в 1991 году соответственно 990,9 и 325,8 тыс.человек. Среди них -

ведущие авиастроительные заводы и опытно-конструкторские бюро, крупнейшие

научно-исследовательские центры, выполняющие разработки в области

авиационного материаловедения, двигателей, конструкций и оборудования. Из

18 самолетостроительных предприятий здесь находятся 14, из 6 предприятий,

производящих вертолеты, - 5 / 21 /.

Российские предприятия и объединения выпускали более 78% всей

авиационной и ракетной техники бывшего СССР, в том числе 92,3% самолетов

истребительной авиации и 97,5% тяжелых самолетов, почти 88% авиационных

двигателей, 79% агрегатов, 91,7% продукции авиационного приборостроения.

В области разработки и производства боеприпасов и спецхимии из 30 НИИ

и КБ отрасли и их филиалов 27 находятся на территории Российской Федерации

и лишь 3 за ее пределами. При этом на долю последних приходится чуть более

0,001% от общего объема НИОКР по разработке ВВТ. По объему боеприпасной

продукции заводы России занимали 93,4%, Украины - 5,9%, Таджикистана -

0,7%, Казахстана - 0,02%. Причем только российский потенциал позволял

производить комплектные боеприпасы. При возможном разрыве

межгосударственных связей ни одна из республик, кроме Украины, не

обеспечивает полный цикл выпуска боеприпасов.

По отрасли "промышленность вооружений" из имевшихся в СССР 145

предприятий на территории России расположено 57 промышленных предприятий и

54 НИИ и КБ. Практически 91% всей производимой отраслью номенклатуры ВВТ

(включая бронетанковую технику, артиллерийское и стрелковое вооружение,

патроны) приходится на Россию.

В радиопромышленности России осталось 159 промышленных предприятий из

269 и 129 научных организаций из 171, находившихся в отрасли до разделения

на независимые государства. Наибольшую долю в выпуске этой продукции

оборонного назначения , кроме России, имели Украина - 15,2% и Беларусь -

5,9%, а доля остальных республик составила всего лишь 8,5%. По объему НИОКР

военной тематики на долю России приходилось 81,7% / 21/.

Россия после образования СНГ сохранила подавляющую часть научно-

технического потенциала судостроения: 68% промышленных и 71% научных и

конструкторских организаций с соответствующими производственными площадями;

68,5% основных производственных фондов в производстве и 83% - в науке; 66%

численности персонала производственных и 74% - научных организаций. В то

же время известное беспокойство вызывает минно-торпедное и тральное

вооружение, так как его производство сконцентрировано в Казахстане. На

территории России отсутствуют заводы, которые могли бы без существенной

реконструкции и значительных капитальных вложений осуществлять выпуск всей

номенклатуры торпед, мин, тралов, искателей и приборов управления.

Особенности продукции отрасли военной техники связи, ее значительная

наукоемкость предопределили дислокацию предприятий, НИИ и КБ в центральных

районах Европейской части страны, преимущественно в крупных промышленных

центрах. На территории России размещено 82 предприятия (70,1%) и 70 НИИ и

КБ (61,4%) этой отрасли. На Россию по данным на 01.01.92г. приходилось:

68% объема производства оборонной продукции и 89% объема НИОКР оборонной

тематики; 60% численности работающих в промышленности и 75% - в науке.

Неординарная ситуация сложилась в электронной промышленности в связи

с образованием СНГ. Если в целом Россия располагает преобладающей научно-

технической базой (свыше 83% НИОКР), позволяющей обеспечить разработку

изделий электронной техники (ИЭТ) в полном ассортименте ( в том числе и для

нужд гражданского производства), то в области производства отдельных

позиций номенклатуры ИЭТ (например, интегральных схем) имеющиеся

производственные мощности на территории России могут обеспечить только 40-

50% потребностей для производства ВВТ. В этой связи электронная

промышленность попала в наиболее сложное положение, предопределившее резкий

спад производства этой продукции в последующие годы.

Разработка и производство боевых ракетных комплексов и комплексов

космического вооружения сосредоточены на территории России и Украины.

Основной объем работ по созданию ракетно-космической техники приходится на

предприятия России. Конечными продуктами предприятий, расположенных на

территории России, являются разработка и производство комплексов ВМФ,

космических средств вооружения ( за исключением космических аппаратов

радиотехнической разведки), ракет-носителей среднего и тяжелого классов,

стартовых комплексов, технических позиций. Здесь расположено 35

промышленных предприятий (78%) и 42 НИИ и КБ (81%) / 21/.

Таким образом, на территории России оборонный комплекс с точки

зрения потенциальных возможностей позволял обеспечивать выполнение

государственных задач по разработке и производству ВВТ и был представлен в

наиболее завершенном виде.

Политико-экономический распад бывшего Союза, сопровождавшийся

разрывом хозяйственных связей, в определенной мере нарушил

функционирование оборонного комплекса России как единого целого, явился

дополнительным фактором снижения его эффективности как в военном, так и в

гражданском производствах.

Оборонные отрасли никогда не отличались высокими количественными

показателями в масштабах промышленности в целом. Так, в 1991 году на их

долю приходилось 13-14% производства всей промышленности и примерно столько

же промышленно-производственных фондов.

В то же время по своим качественным параметрам (квалифицированные

кадры, высокотехнологичная производственная и научная база, качественные

материальные ресурсы) оборонный комплекс на 2-3 порядка превосходил

потенциал гражданского машиностроения. Действовавший же порядок

ценообразования резко занижал стоимостные объемы выпуска вооружений и

военной техники. По данным Института экономики и прогнозирования НТП АН РФ,

в конечной продукции машиностроения (суммарно оборонного комплекса и

гражданского машиностроения) удельный вес инвестиционного оборудования

составлял 50%, вооружений и военной техники - 31%, товаров народного

потребления 19%. Но с учетом паритетов доллар/рубль (рассчитанных по видам

конечной продукции машиностроения с учетом различий в техническом уровне и

качестве отечественной техники и зарубежных аналогов) , удельный вес

инвестиционного оборудования понижается до 32%, товаров народного

потребления - до 5-6%, а доля вооружений и военной техники достигает 62-63

процентов / 21 /.

Такой уровень милитаризации экономики, создающей продукцию, не

способствующую удовлетворению спроса населения на товары и услуги и

народного хозяйства на средства производства и в то же время гарантирующую

производителям рынок сбыта, ресурсы и доходы, не соответствовал ни новым

политическим задачам государства, ни его экономическим потребностям.

Кооперационные связи (включая межгосударственные) между предприятиями

бывших республик должны были также строиться заново на основе новых

принципов с учетом объективных процессов, сопровождающих структурную

перестройку оборонного комплекса.

Существенное сокращение числа предприятий, занятых военными заказами,

и формирование ядра оборонных предприятий и организаций, на которых при

минимальных бюджетных расходах на финансирование оборонного заказа, будет

обеспечиваться разработка и производство вооружений и военной техники,

определяющих уровень безопасности государства, диктуют и иные подходы к

составу и организационной структуре оборонного комплекса.

Сохраненная от бывшего Союза структура комплекса на первом этапе

экономических преобразований, в период выработки системы управления

конверсией и определения приоритетных направлений военного производства,

возможно и была оправдана.

Однако концентрация военного производства на ограниченном круге

предприятий, полное освобождение от оборонного заказа и мобилизационных

мощностей значительного числа предприятий, характеризующие процесс

завершения структурной перестройки, предполагают новые рамки современного

оборонного комплекса, ограничивающиеся государственными научно-

производственными центрами, казенными заводами, работающими на

специфического заказчика, покупателя и потребителя в лице государства и

вобравшими лучший научный потенциал и высокоорганизованную технологическую

базу сегодняшнего оборонного комплекса.

Конверсия оборонного комплекса и соответствующая система ее

управления с наибольшей вероятностью дадут успешный результат в условиях

функционирования предприятий, отзывчивых на требования рынка, регулирующего

занятость, спрос и каналы реализации гражданской продукции, и

руководствующихся новой деловой стратегией.

Анализ общей экономической ситуации и

производственной деятельности

Деятельность предприятий оборонного комплекса России в 1992-94гг.

складывалась под воздействием общих факторов, определяющих преобразования в

экономике страны, и специфических факторов, присущих особенностям военного

производства.

Изменившееся геополитическое положение России оказало определенное

влияние на ее экономику. Раздел имущества бывших союзных республик повлек

для России потерю ряда важнейших морских портов, верфей, перевалочных баз,

аэропортов, коммуникаций, транспортных средств и т.п. Как уже указывалось,

был потерян ряд специализированных предприятий, в том числе монополистов по

производству отдельных видов вооружения, а также источники некоторых

сырьевых ресурсов.

Однако основной причиной крайне сложного экономического положения

предприятий и организаций оборонного комплекса бесспорно является резкое

сокращение оборонной программы. В 1992 году расходы государства на закупки

вооружения и военной техники были сокращены по сравнению с 1991 годом на 68

процентов. Это повлекло за собой снятие военных заказов без

предварительного уведомления при отсутствии организационной, материальной и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.