| |||||
МЕНЮ
| Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса Россиигражданской продукции и комплекс мер по переориентации научного и производственного потенциалов. Механизм управления реализацией конверсии На уровне государственного управления экономикой России, регионов, отдельных оборонных предприятий, НИИ и КБ должен быть создан эффективный организационно-экономический механизм, обеспечивающий достижение целей конверсии. Основными направлениями деятельности органов государственного и регионального управления конверсией являются : организация разработки, принятия и реализации государственных и региональных программ конверсии и диверсификации оборонных предприятий, НИИ и КБ; участие в разработке межгосударственных соглашений, касающихся деятельности оборонных предприятий и организаций, находящихся на территории России; отражение интересов оборонных предприятий, НИИ и КБ при формировании программ создания и производства военной техники, содействие обеспечению экономической выгодности государственных заказов оборонного значения, определение минимально необходимого уровня производственных мощностей предприятий, используемых для производства вооружения и военной техники; проведение систематического анализа и контроля процессов и результатов конверсии военного производства на государственном и региональном уровнях; формирование региональных банков и фондов содействия конверсии, координация деятельности конверсируемых предприятий; анализ рыночной конъюнктуры в регионах, содействие разработке программ конверсии на уровне отдельных предприятий. Главными экономическими рычагами управления в условиях рынка являются различные формы государственной и организационной поддержки: прямое целевое финансирование; государственное льготное кредитование; дифференцированное налогообложение. Нормативно-правовое обеспечение конверсии Необходимым условием реализации государственных и региональных программ конверсии является нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение, регламентирующие / 7, 11, 37-40, 52/ : права и обязанности конверcируемых предприятий, НИИ и КБ; порядок взаимодействия конверcируемых предприятий с генеральными заказчиками, органами управления и потребителями гражданской продукции; формы государственной поддержки производственно-технологической и финансовой кооперации на базе акционерных обществ, корпораций, ассоциаций (в том числе с участием иностранных фирм, предприятий и компаний), создаваемых в интересах реализации конверсии, особенно по приоритетным направлениям; правила и методы подготовки конверсионных проектов и программ проведения конверсии, а также анализа ее хода и результатов; экономическое стимулирование выполнения государственных и региональных целевых программ путем их непосредственного финансирования и оказание помощи валютными средствами для разработок и подготовки производства, создание системы льготного кредитования и налогообложения, приоритетного материально-технического обеспечения. Социальная поддержка конверсии Важное место в управлении конверсией должны занимать меры по обеспечению социальной эффективности конверсии, включая: трудоустройство высвобождаемого персонала с учетом квалификации работников; недопущение снижения уровня доходов работников конверcируемых предприятий; переподготовку и повышение квалификации работников, переводимых на производство гражданской продукции. Достижение социальных целей конверсии предполагает создание в оборонном комплексе специальных служб трудоустройства, а также объединение усилий кадровых служб конверcируемых предприятий. Должна быть расширена сеть учебных заведений по переподготовке специалистов и рабочих в рамках становления рынка труда оборонного комплекса. Мероприятия, необходимые для эффективной реализации конверсии 1. В связи с резким снижением объема НИОКР по гражданской тематике выделить часть конверсионного кредита (12-15%) научно-исследовательским и проектным организациям на проведение гражданских НИОКР по конверсионной тематике; определить порядок выбора заказчика этих НИОКР и порядок проведения конкурса на получение заказа. 2. Поощрять конверсионные программы, направленные на освоение новейших зарубежных технологий, отстающих или отсутствующих в России. Стимулировать привлечение к решению этой задачи зарубежных фирм путем экономического протекционизма (снижение налогов, отмена таможенных пошлин, страхование инвестиций). Предоставить оборонным предприятиям право направления валютной прибыли без каких-либо ограничений целевым назначением для закупки новейших технологий и оборудования, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной гражданской продукции (по отдельным спискам). 3. Привести в соответствие темпы сокращения оборонного заказа с темпами конверсии предприятий, чтобы не допускать нерационального перерасхода бюджетных средств (что имело место в 1992 - 1994гг.). Найти оптимальные темпы освоения этих средств по отраслям и по годам. 4. Разработать Программу работ по нормативно-правовому, нормативно- техническому и методическому обеспечению конверсии оборонной промышленности до 1997г. 5. Разработать методические рекомендации по созданию страховых инвестиционных фондов и фондов внебюджетной поддержки конверсионных программ коммерческими структурами, иностранными банками и фирмами. 6. В целях координации работ по формированию и реализации федеральной и региональных программ конверсии ввести в практику заключение генеральных соглашений между Госкомоборонпромом РФ и властными структурами субъектов федерации. 2.2. Структура системы управления конверсией оборонного комплекса и основные функции ее субъектов В современных условиях перехода экономики России на рыночные отношения основным субъектом формирования и реализации конверсионной политики в оборонном комплексе является государство. Свои стратегические функции оно реализует при одновременном обеспечении развития экономического и научно-технического потенциала предприятий государственного и негосударственного секторов экономики, децентрализации принятия хозяйственных решений и ориентации предприятий на усиливающуюся конкуренцию / 21, 31, 47, 50/. С точки зрения участия в формировании и реализации конверсионной политики в сложной иерархической системе управления конверсией оборонного комплекса можно выделить три уровня (рис. 2.2) /14/. Первый уровень, представляющий высший эшелон государственной власти. Он включает органы законодательной и исполнительной власти России, ведающие вопросами обеспечения обороноспособности и безопасности страны: Президент Российской Федерации, Совет безопасности, соответствующие комитеты и комиссии Федерального Собрания Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации. Основные функции этих органов: 1. Определение, с точки зрения государственных интересов, целей, задач, основных принципов и направлений, а также модели конверсионной политики в ОК. 2. Определение государственного механизма реализации промышленной политики и конверсии ОК. 3. Координация конверсионной политики в ОК с государственной промышленной политикой, структурной перестройкой экономики, требованиями военной доктрины, другими государственными программами, странами СНГ. 4. Утверждение Государственной программы конверсии оборонного комплекса. 5. Координация разработки и принятия требуемого законодательного обеспечения. Второй уровень - средний эшелон государственной исполнительной власти. Он включает министерства и ведомства, заказывающие военную продукцию ( Минобороны РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, МЧС РФ и др.) и гражданскую продукцию( МПС РФ, Минсвязи РФ, Госкомпром РФ, Минатом РФ, Минздрав РФ, Минсельхоз РФ и др.). Основные функции этих субъектов системы: формирование Государственной программы конверсии и госзаказа по приоритетным направлениям, формирование тактико-технических требований к изготовляемой продукции и уровню качества. В этот уровень включаются также функциональные и обеспечивающие министерства и ведомства: Минэкономики РФ, Минфин РФ, Центральный банк РФ, Госстрой РФ, Миннауки РФ, РАН, Госкомимущество РФ, ГКАП РФ и др. Основные функции: экономическое, финансовое, денежно-кредитное и научное обеспечение реализации промышленной политики; увязка промышленной политики с процессами конверсии, приватизации, акционирования и демонополизации в оборонном комплексе. Субъекты второго уровня подготавливают предложения для первого уровня, а также организуют осуществление практических мер по реализации, координации и контролю установок высшего эшелона государственной власти в части стратегии государственного регулирования промышленной политики и конверсии ОК. Третий уровень - непосредственные субъекты промышленной политики. Он включает предприятия и организации ОК. Основные функции: практическая реализации конверсионной политики. Организационные структуры этого уровня подготавливают соответствующие предложения для второго уровня (включая разработку концепции и программ конверсионной политики), осуществляют практические меры по реализации, координации, контролю и анализу результатов конверсионной политики, с учетом установок субъектов второго уровня. Они осуществляют также непосредственный анализ и научно-методическое обеспечение конверсионной политики с учетом отраслевых особенностей. Следует отметить, что в работе структур вышеперечисленных уровней госрегулирования принимают участие в качестве субъектов и региональные представительные и исполнительные структуры: республиканские и областные главы администраций, территориальные организации и ведомства, заинтересованные в разработке и реализации конверсионной политики. Их функции - осуществление разработки конверсионной политики с учетом особенностей регионов; подготовка с учетом своего статуса соответствующих предложений для вышеуказанных трех уровней; оказание практической помощи объектам, находящимся в регионе, в реализации этой политики. Рассмотрим отличительные особенности объектов конверсионной политики / 47, 50 /. Первая особенность - объекты конверсионной политики входят в сферу разработки, производства и сбыта промышленной продукции ОК (ВВТ, ГП, НТНП). К ним относятся государственные научные организации (НИИ, КБ, НПО, АО и т.д.) и промышленные предприятия (заводы, ПО, АО и т.д.). Сюда также входят коммерческие организации рыночной инфраструктуры (банки, инвестиционные фонды, страховые и торговые компании и т.д.) и предприятия системы малого бизнеса. Вторая особенность - приоритетные объекты промышленной политики составляют основу научно-технического и производственного потенциала ОК. С позиции ВВТ - это казенные предприятия и предприятия, обеспечивающие их работу. Они должны отвечать определенным критериям и иметь обязательную государственную поддержку. Третья особенность - в условиях рыночной экономики объекты конверсионной политики должны быть дееспособными, саморазвивающимися организациями. Оборонный комплекс представляет уникальные возможности для немедленного формирования саморазвивающихся в условиях рынка промышленных компаний и финансово-промышленных групп, аналогичных известным во всем мире финансово-промышленным группам Японии, Германии, Испании и Южной Кореи, обеспечивших устойчивый экономический подъем в этих странах. С учетом наших реалий можно взять за основу схему глубоко диверсифицированных крупных промышленных компаний, включающих в свою структуру банки, инвестиционные фонды, страховые и торговые компании и большое число малых, средних и крупных предприятий. Необходимо сформировать по каждому из высокотехнологичных направлений "технологическую корпорацию" таким образом, чтобы предприятия и организации, в нее входящие, обеспечивали единый технологический цикл разработки, отработки, серийного производства, и при необходимости, продажу высокотехнологичной наукоемкой продукции. При этом за базу должны быть приняты такие НПО, головные предприятия разработчиков или существующие корпорации, которые уже на деле продемонстрировали свою жизнеспособность, способность к саморазвитию. Одновременно с созданием финансово-промышленных групп представляется целесообразным создание федеральных и региональных научно - производственных центров для максимального использования научно- технического потенциала ОК. С организационно - производственной точки зрения можно выделить два уровня объектов: первый уровень - крупные объекты, так называемые флагманы промышленности ОК. Сюда включаются финансово-промышленные группы, научно-производственные центры, крупные акционерные общества и предприятия; второй уровень - предприятия среднего и малого бизнеса. С точки зрения степени диверсификации производства в результате влияния конверсии можно выделить три уровня объектов промышленной политики : первый уровень - казенные предприятия; второй уровень - предприятия и акционерные общества, обеспечивающие работу казенных предприятий (выпускающие как военную, так и гражданскую продукцию); третий уровень - глубоко конверсированные предприятия и предприятия, не выпускающие военную продукцию, независимо от формы собственности. Остановимся более подробно на функциях в области конверсионной политики местных органов власти и управления. Местные органы государственной власти и управления: оказывают необходимую помощь в выполнении оборонными предприятиями и организациями оборонного заказа; предусматривают в местном бюджете необходимые средства на проведение возложенных на них законодательством РФ и республик мероприятий в области обороны и безопасности; оказывают содействие предприятиям и организациям, выполняющим оборонный заказ, в решении возникающих социальных вопросов; участвуют в реализации федеральных программ конверсии применительно к местным условиям и содействуют развитию горизонтальных кооперационных связей между предприятиями и организациями. Местные органы управления включают в себя: координационные советы; научно-технические центры конверсии; промышленно-экономические управления, отделы администрации по оборонной промышленности. Координационные советы включают в себя представителей президента, администрации и научно-технических центров конверсии и обеспечивают выполнение региональных программ конверсии, а также общие направления развития оборонных предприятий. Научно-технические центры конверсии: формируют региональные программы конверсии; осуществляют координацию деятельности конверсируемых предприятий; содействуют разработке планов конверсии на уровне предприятий. Промышленно-экономические управления, отделы администрации осуществляют общее руководство функционированием оборонных предприятий, включая разработку и производство ВВТ, продукции гражданского назначения, обеспечения мобподготовки и т.п. Государственные казенные предприятия составляют ядро оборонного комплекса и финансируются только из государственного бюджета . Негосударственные оборонные предприятия составляют рыночный сектор военной экономики, базируются в основном на частной собственности и являются самостоятельными и независимыми субъектами рынка. Размещение военных заказов среди них организуется на конкурсной основе. Межгосударственные акционерные общества (финансово-промышленные группы, корпорации) образуются на основе соглашений между РФ и странами- членами СНГ в области кооперированных поставок для производства ВВТ. Коммерческие структуры, включающие банки, товарные и фондовые биржи, создаются на добровольной основе оборонными предприятиями и хозяйственными объединениями различных форм собственности и обеспечивают реализацию соответствующих функций в интересах своих учредителей с учетом требований антимонопольного законодательства. В целях регламентации взаимоотношения субъектов системы управления конверсией с учетом необходимости выполнения государственного оборонного заказа важно разработать или уточнить ряд нормативно - правовых документов, без которых процесс конверсии не может быть скоординирован с системой размещения и исполнения государственного оборонного заказа ( табл. 2.1). Таблица 2.1 Нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимоотношения субъектов системы управления конверсией при выполнении ГОЗ |Этапы прохождения |Основные нормативно-правовые документы, | |( выполнения ) ГОЗ |регламентирующие взаимоотношения субъектов | | |системы управления конверсией | |1. Определение |1. Закон РФ “О государственной программе развития| |потребностей ВС в ВВТ и|вооружения и военной техники” | |разработка программ |2. Закон РФ “О мобилизационной подготовке | |вооружения |народного хозяйства” | | |3. Закон РФ “О конверсии оборонной промышленности| | |РФ” | | |4. Закон РФ “ Об индикативном планировании и | | |прогнозировании” | | |5. Положение о Директоратах комплексных целевых | | |программ создания ВВТ | |2. Формирование ГОЗ на |1. Закон РФ “О Государственном оборонном заказе” | |очередной бюджетный год|2. Закон РФ “Об оборонных расходах” | | |3. Закон РФ “о поставках продукции для | | |федеральных государственных нужд” | | | 4. Закон РФ “О каталогизации и стандартизации | | |предметов снабжения ВС РФ” | | |5. Положение о формировании контрактных цен на | | |оборонную продукцию | |3. Размещение ГОЗ |1. Положение о Государственном оборонном заказе | | |2. Положение о проведении конкурсов при | | |размещении ГОЗ | |4. Выполнение ГОЗ |1. Положение о военных представительствах в | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|