рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Ответы на билеты

подходов (механизмов).

Неформальная координация строится на взаимопонимании, общих установках и

психологических стереотипах, диктующих необходимость совместной

согласованной работы и взаимодействия.

Программируемая безличная координация. Если для неформальной координации не

создано надлежащих условий или если организация слишком сложная для того,

чтобы неформальные связи оказались эффективными, то руководитель может

применить стандартные методы и правила работы.

Индивидуальная координация. Работники не всегда одинаково понимают задачи и

направления работы.

Групповая координация. Вопросы координации можно также решать на совещаниях

групп - будь то регулярно заседающие комитеты или специально создаваемые

комиссии.

44. Организационные коммуникации

Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между

людьми. Это процесс обмена информацией и передачи сведений между отдельными

людьми или их группами. Организационная коммуникация — это процесс, с

помощью которого руководители развивают систему предоставления информации

большому числу людей внутри организации и отдельным индивидуумам и

институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в

координации деятельности подразделений организации, позволяет получать

необходимую информацию на всех уровнях управления.

Значение коммуникаций

1. руководители тратят большую часть времени на коммуникации. Согласно

данным многих экспертов, на это уходит 75—95% времени руководителей.

Поэтому они должны быть заинтересованы в улучшении данного вида

деятельности;

2. коммуникации необходимы для эффективности управления;

3. коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения воли

руководителя;

4. хорошо налаженные коммуникации содействуют обеспечению организационной

эффективности. Если организация эффективна в области коммуникаций, она

эффективна и во всех других видах деятельности.

Принято различать четыре основные функции коммуникативности в группе или

организации в целом: контроль, мотивация, эмоциональное выражение и

передача информации. С помощью коммуникативности осуществляется контроль

поведения членов группы. В организациях существует иерархия и формальная

соподчиненность, которой работники должны придерживаться. Когда работника,

например, просят привести свои действия в соответствие со стратегией

компании, коммуникативность выполняет контролирующие функции. В то же время

она усиливает мотивацию, доводя до работников информацию о том, что должно

быть сделано, как улучшить работу, и т. д.

Модели коммуникации

Коммуникация в организациях - это сложный и динамичный процесс. Он может

рассматриваться как действие, как взаимодействие и как собственно процесс.

В зависимости от этого и различаются модели коммуникации.

Коммуникация как действие. В этой модели источник коммуникации

разрабатывает послание, состоящее из символов. Символы затем превращаются в

сигналы, или кодируются. Сигналы посылаются через каналы для получателя

информации, который их расшифровывает ил и интерпретирует.

Коммуникация как взаимодействие. Введение элемента обратной связи

ознаменовало переход ко второму типу модели - коммуникации как

взаимодействия (рис. 13.3). Данная модель неоднократно критиковалась за

неточность. Более поздние модели были разработаны таким образом, чтобы

отражать весь процесс и динамику коммуникаций между людьми.

Коммуникация как процесс. Современные модели коммуникации являются более

полными, поскольку отражают коммуникацию как процесс. Наиболее важное

отличие состоит в том, что процесс коммуникации больше не рассматривается

как линейный или циркулярный. Сутью модели коммуникации как процесса

является то, что человек одновременно и постоянно выступает в ней в роли и

источника, и получателя информации.

45. Организационная эффективность

Эффективность построения организационной структуры не может быть оценена

каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать,

насколько структура обеспечивает достижение организацией результатов,

соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям,

с другой - насколько ее внутреннее построение и процессы функционирования

адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.

Конечным критерием эффективности при сравнении различных вариантов

организационной структуры является наиболее полное и устойчивое достижение

целей, поставленных в области производства, экономики, технического

прогресса и социального развития. Целесообразно использовать набор

нормативных характеристик аппарата управления: его производительность при

переработке информации; оперативность принятия управленческих решений;

надежность аппарата управления, выражающаяся в качестве исполнения решений

в рамках установленных сроков и ресурсов; адаптивность и гибкость,

характеризующиеся способностью своевременного выявления организационных

проблем и соответствующей перестройкой работы.

Особенно значима экономичность аппарата управления. Однако не следует при

этом экономический критерий сводить непременно к сокращению численности

персонала. Необходимо формулировать его как критерий экономической

эффективности, в соответствии с которым должна быть обеспечена максимизация

результатов по отношению к затратам на управление. Численность аппарата

управления, сокращение которой остается одним из важных параметров

повышения экономической эффективности, должна быть объективно обоснованной,

для того чтобы во всей полноте обеспечить решение задач, вытекающих из

целей организационной системы.

46. Субъекты и объекты организаторской деятельности

В сфере деятельности малых и средних предприятий субъектами экономических

отношений являются:

. лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою

исключительную экономическую и юридическую ответственность;

. коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации;

. индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг),

предлагаемой предпринимателями, а также союзы и ассоциации

потребителей;

. работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на

контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;

. государственные структуры в тех случаях, когда они выступают

непосредственными участниками сделок (предоставление заказов

предпринимателям, определение состава и размеров льгот при выполнении

специальных работ и др.); они же оказывают влияние на субъектов

деловых отношений, будучи гарантами осуществления законного

предпринимательства.

Объектами регулирования предпринимательства являются:

. регистрация и юридическое (официальное) признание предпринимательства;

. регулирование прав и режимов предпринимательской деятельности;

. стимулирование и льготы для предпринимателя;

. создание условий и государственной поддержки предпринимательства, его

обслуживание;

. защита прав предпринимателя;

. ответственность предпринимателя;

. соответствующие полномочия государственных органов и органов местного

самоуправления, включая содействие, контроль и надзор.

47. Управляющее воздействие государства

В условиях широкомасштабной приватизации собственности в России, перехода к

использованию различных ее форм весьма актуальна задача определения роли и

функций государства в рыночной экономике, взаимодействия государства и

предприятий

В настоящее время степень вмешательства государства в хозяйственную жизнь в

России определяется главным образом конкретными условиями переходного

периода, а не теоретическими моделями и условными экономическими расчетами.

В условиях переходной экономики государство выступает, во-первых, как

властная структура, устанавливающая «правила игры» на рынке и определяющая

условия функционирования рыночных субъектов; во-вторых, как механизм

экономического регулирования, поддержки и стимулирования и, в-третьих, как

собственник государственного имущества, действующий на рынке наряду с иными

субъектами хозяйствования. Наряду с общим регулированием экономических

отношений одной из важных задач государства является проведение селективной

политики поддержки предприятий. Ее можно реализовать не только на базе

нормативных актов общего действия, но и путем принятия адресных нормативных

и административных актов, а также на основе конкурсного распределения

ресурсов и средств для развития приоритетных направлений экономики.

Итак, можно выделить три формы государственного регулирования экономической

жизни: 1) утверждение единых для всех общих правил поведения субъектов

хозяйствования; 2) установление различных правовых режимов для отдельных

групп хозяйствующих субъектов (или отдельных субъектов); 3) использование

индивидуальных административных актов управления. Соотношение и степень

внедрения указанных форм определяют степень вмешательства государства в

экономические отношения.

Становлению рыночных отношений в России в значительной степени препятствует

неразвитость рыночной инфраструктуры. Важнейшей обязанностью государства

является оказание решающего влияния на процесс формирования инфраструктуры

рынка. В связи с этим его экономическая политика должна предусматривать

целый комплекс специальных мер, затрагивающих важнейшие элементы рыночной

инфраструктуры: кредитную систему и коммерческие банки; эмиссионную систему

и эмиссионные банки; организационно оформленное посредничество на товарных,

сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и другие формы

организационного небиржевого посредничества; систему регулирования

занятости и центры (государственные и негосударственные) содействия

занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой

коммуникации; транспортные агентства по изучению рынка, рекламные и

информационные агентства, консультационные и аудиторские компании.

48. Жизненный цикл организации

Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с

жизненным циклом продукции — временным интервалом, включающим в себя

несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса

изменения объема производства во времени. Следует различать: полный

жизненный цикл продукции; жизненный цикл продукции в сфере производства;

жизненный цикл продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл

продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время

эксплуатации изделий потребителями. Это понятие используется для

планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности, организации

послепродажного обслуживания изделий, выбора адекватных форм управления и

создания необходимых структурных звеньев.

Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие

временные отрезки предусматривает следующие этапы.

1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления,

формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими,

творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу

требует стабильного обеспечения ресурсами.

2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего

этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках организации и

ее структура остаются, в сущности, неформальными. Члены организации

затрачивают много времени на развитие механических контактов и

демонстрируют высокие обязательства.

3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется,

вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность

инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся

ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего

звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным,

консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных

членов организации не вызывает для нее серьезной опасности.

4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и

расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности

развития. Организационная структура становится более комплексной и

отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация

сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги. Руководители

ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей.

Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных

специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству

приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку.

Механизм выработки и принятия решений централизован.

51. Хозяйственные организации

Хозяйственные организации – это организации, удовлетворяющие потребности

человека и общества во внешней для организации среде.

К хозяйственным организациям относятся:

- юридические лица всех форм, кроме общественных и религиозных

организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью,

акционерные общества, потребительские кооперативы и т. д.

- неюридические лица всех форм, в том числе подразделения

организаций, организации на базе индивидуальной трудовой

деятельности и т. д.

Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности:

- государственную,

- муниципальную,

- общественную,

- арендную.

- частную,

- групповую,

- смешанные формы собственности.

Следующие формы хозяйственных организаций:

- к о м м е р ч е с к и е: хозяйственные товарищества и общества,

производственные кооперативы, государственные и муниципальные

унитарные предприятия.

- н е к о м м е р ч е с к и е: потребительские кооперативы,

общественные или религиозные организации (объединения),

благотворительные и другие фонды, учреждения.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих

организаций в форме ассоциаций и союзов.

Некоммерческой организацией является организация, основной целью которой не

является извлечение прибыли и ее распределение между участниками.

Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие организации с

уставным капиталом (складочным) капиталом, разделенным на доли (вклады) его

участников. Хозяйственные товарищества и общества реализуются в следующих

организационных формах: ассоциация, картель, банк, биржа, венчур, джоббер,

комбинат, компания, конгломерат, кондоминиум, консорциум, концерн,

концессия, кооператив, корнер, корпорация, общество, объединение,

предприятие, пул, синдикат, тендер, товарищество, траст, трест, финансово-

промышленная группа, фирма, фонд, франчайз, холдинг.

Различают отношения владения, пользования, распоряжения и ответственности.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – объединение граждан и

(или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности.

Акционерное общество (АО) –коммерческая организация, уставной капитал

которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные

права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Общество

может быть закрытым (ОАО) или закрытым (ЗАО).

Полное товарищество –коммерческая организация, участники которой (полные

товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются

предпринимательской деятельностью и несут ответственность всем

принадлежащим им имуществом (в том числе и личным).

Товарищество на вере (ТВ) – коммандитное товарищество включает полных

товарищей и вкладчиков – коммандитистов. Статус полных товарищей аналогичен

полному товариществу. Коммандитисты не принимают участия в

предпринимательской деятельности и несут риск убытков товарищества в

пределах внесенных ими вкладов.

Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан (не

менее пяти) и их имущественных паевых взносов. Часть имущественного

комплекса может быть объявлена неделимой. Независимо от величины пая каждый

член кооператива имеет один голос.

Унитарным предприятием (УП) является коммерческая организация, не

наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником

имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым.

50. Характеристика и деление социальной организации

Организация социальная — в широком смысле — любая организация в обществе; в

узком смысле — социальная подсистема организации.

Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг,

информации и знаний, называются социальными организациями.

Их особенности:

реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных).

Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;

сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

Социальные организации могут быть:

правительственные и неправительственные;

коммерческие и некоммерческие;

бюджетные и небюджетные;

общественные и хозяйственные;

формальные и неформальные.

Кроме того, различают социальные организации по:

отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные,

транспортные, торговые и др.);

самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и

зависимые).

Статус правительственной социальной организации дается официальными

органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и

жесткие обязательства. К неправительственным социальным организациям

относятся все другие социальные организации, не имеющие такого статуса.

Коммерческие социальные организации строят свою деятельность на

получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для

некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных

потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие

социальной организации.

Бюджетные социальные организации строят свою деятельность исходя из

выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты

многих налогов, в том числе НДС. Небюджетные социальные организации сами

изыскивают источники финансирования. Многие социальные организации пытаются

привлечь для своего развития как бюджетные, та и небюджетные средства.

Общественные социальные организации строят свою деятельность на

основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней

среде), а хозяйственные – для удовлетворения потребностей и интересов

человека и общества во внешней для организации среде.

Формальные социальные организации – это зарегистрированные в

установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как

юридические и неюридические лица. Неформальные социальные организации – это

незарегистрированные в государственном органе социальные организации либо в

силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным

социальным организациям относятся объединения людей, связанных личными

интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не

ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение

материальной прибыли.

52. Перспективные направления развития организаций

Процесс модификации организационных структур управления, конкретных форм

и методов руководства производственно-сбытовыми операциями развивается по

ряду конкретных направлений. В качестве основных из них можно назвать

следующие.

1. Осуществление децентрализации производственных и сбытовых операций. С

этой целью в рамках крупнейших компаний уже созданы или создаются

полуавтономные или автономные отделения, полностью отвечающие за результаты

своей работы.

2. Нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация

операций. Это направление реализуется через создание в рамках крупных

компаний нововведенческих фирм, ориентированных на производство и

самостоятельное продвижение на рынки новых изделий и технологий и

действующих на принципах рискового финансирования.

3. Дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной

отдачи персонала. Для этого предпринимаются самые разнообразные меры,

включая распределение акций среди персонала и образование предприятий,

находящихся в коллективной собственности их работников.

Направления развития:

Ориентация на предвидение. Организация может обеспечивать оперативные,

независимые и ответственные действия своих работников, только когда

предвидение будет служить общей базой для принятия решений, представлять

для работников цель, на достижении которой они могут сосредоточить усилия.

Интеграция и перекрещивание функций. Традиционная функциональная

организация охватывает такие отдельные сферы, как маркетинг, производство,

научные исследования, опытно-конструкторские разработки и др. Организация

управления в XXI веке, судя по всему, будет иметь форму матрицы, поскольку

ни одно важное решение не сможет приниматься, если оно не будет

предусматривать интеграцию и координацию целого ряда функции.

Глобализация. Рост производственных и технологических возможностей во

всем мире, всеобщность потребительских и ресурсных рынков требуют

глобальной организации действий. Фирма не может только производить или

экспортировать товары в другие страны. Она должна иметь глобальную

стратегию, которая позволяет действовать в ряде стран на любой стадии

цепочки по созданию добавленной стоимости. Распространение информационных

технологий. Фирма будет в значительной мере зависеть от использования

информационных технологий в интересах повышения эффективности операций и

принимаемых решений, достижения устойчивых конкурентных преимуществ на

рынке..

Ориентация на акционера. Компания не сможет функционировать как закрытая

организация, заинтересованная лишь в достижении своих внутренних целей.

Менеджмент по-прежнему будет уделять преимущественное внимание акционерам

компании, но интересы других держателей капитала также станут одним из

приоритетов корпоративного управления.

Гибкость и адаптивность. Организация XXI века будет быстро адаптироваться

к изменениям отраслевых рынков и внешней среды. Адаптивность как важнейшее

свойство организации будет обеспечиваться целенаправленным обучением и

тренировкой работников, включением самоанализа в процесс деятельности.

Частью обучающейся системы организации станут последовательное

экспериментирование, применение соответствующих средств оценки

деятельности.

Ведущая роль клиента. Рыночная ориентация и удовлетворение потребностей

клиентов останутся ключевыми факторами. Компании должны будут воспринять

этот подход как постоянное условие принятия решений в области бизнеса.

Ориентация на создание добавленной стоимости и качество работы. Чтобы быть

конкурентоспособными, компании должны быть уверены в том, что их

деятельность обеспечивает создание добавленной стоимости. Ускорение выхода

продукции. Конкуренция, основанная на времени, является относительно новым

и весьма важным параметром бизнес-стратегии. Компании-лидеры придают все

большее значение оперативности бизнеса при создании гибких и мобильных

организаций. Конкуренция, основанная на времени, является решающей в

ускорении развития и организации производства новых продуктов.

Возрастание роли инноваций и предпринимательства.

49. специализация аппарата управления в области информации и в области

принятия решения

Аппарат управления - органы, подразделения и службы, наделенные правами

координации деятельности подразделений.

Функция управления - специализированный вид управленческой деятельности.

Все многообразие управленческих функций можно разделить на общие и

конкретные функции. В общих функциях выражается содержание управления как

особого вида человеческой деятельности. Но управленческий труд имеет и

определенное наполнение. Именно оно отражается в конкретных функциях, таких

как управление производством, управление финансами, управление сбытом

(маркетинг) и т. п.

Управленческая деятельность - это совокупность действий руководства

предприятия и других сотрудников аппарата управления по отношению к объекту

управления - трудовому коллективу или производственной системе. Эти

действия заключаются в выработке некоторого управленческого решения,

являющегося по сути продуктом управленческого труда, и доведении этого

решения до исполнителей с последующим выяснением результатов его

выполнения.

Современная теория управления выделяет следующие представления аппарата

управления: информационная модель; коммуникационная модель; системная

модель.

С точки зрения первой модели, аппарат управления представляется цехом по

производству и переработке информации. Управленческие процессы описываются

в терминах процессов информационных, т. е. управленческий процесс - это

переработка информации, проходящая следующие стадии: сбор, обработку,

генерацию и использование информации, которая служит «сырьем» для выработки

управленческих решений и средством передачи управленческих воздействий.

Таким образом, аппарат управления можно определить как совокупность центров

по переработке данных, связанных информационными потоками.

Вторая модель представляет аппарат управления, как коммуникационную

систему. Он рассматривается как иерархия взаимосвязанных процессов общения

(коммуникаций) между людьми, т. е. человек является основным элементом

такой системы

Системный подход относит аппарат управления к социотехническим системам. В

этой модели коммуникационные и информационные потоки учитываются совместно

как взаимно влияющие друг на друга. Таким образом происходит объединение

двух предыдущих моделей. Аппарат управления есть совокупность

взаимодействующих деловых процессов, таких как процесс принятия решения,

процесс выполнения работ, т. е. управление рассматривается с точки зрения

его ориентации на деловые процессы, происходящие на предприятии. При этом

конечные результаты зависят не только от надлежащего выполнения работ, но и

от взаимоотношений, сложившихся между людьми.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.