рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры к ГОСам (теория государства и права)

силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин

возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины

правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых

переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-

интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики

индивида».

Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и

функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать

психические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права последовательно

материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в

экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики,

оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено

несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же

жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в

праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет

более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и

другими общесоциальными причинами.

21. Функции и социальное значение права.

Активная роль права в жизни общества выражается в его функциях

Функции права - обусловленные социальным назначением права направления

правого воздействия на общественные отношения. Правовое воздействие - пути,

формы, способы влияния права на общественные отношения. Особенности: 1)

Определяют назначение права в обществе. 2) Определяют основные направления

воздействия на общественные отношения. 3) Определяют сущность, главные

черты права. 4) Отличаются динамизмом. 5) Но при этом относительно

постоянны. Постоянство как необходимый признак характеризует стабильность,

непрерывность, длительность её действия. Но это не означает, что неизменным

остается механизм и формы её осуществления, которые изменяются и развиаются

в соответствии с потребностями практики.

Функция выражает основные черты права и направлена на осуществление

коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.

Функции права могут рассматриваться в разных плоскостях.

Условно функции права можно разбить на две группы:

Общесоциальные (совпадающие с функциями гос-ва):

а) Экономическая функция - к примеру, право закрепляет формы собственности.

б) Политическая функция - право регулирует деятельность субъектов

политической системы.

в) Воспитательная - право отражает определённую идеологию, воздействует на

поведение лиц.

г) Коммутативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами

управления.

д) Экологическая и т.д.

Специально-юридические.

Важнейшая задача системы права любой страны – упорядочение общественных

отношений, введение их в рамки соц. свободы и справедливости. Она

обуславливает 2 группы функций права: регулятивную и охранительную, среди

которых можно выдеоить следующие подгруппы:

а) Регулятивно-статистическая функция – выражается в воздействии права на

общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых

институтах (право собственности).

б) Регулятивно-динамическая функция – выражается в воздействии права на

общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых

отношений (дееспособность, компетенция).

в) Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных

отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм.

Еще одной специально-юридической функцией явл.

г) Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности

или неправомерности чьих-либо поступков.

По субъектам гос. власти можно выделить законодат., исполнительную и

судебною функции.Марченко выделяет 5 групп функций: общеправовые

(свойственные всем отраслям права); межотраслевые (свойственные 2 и более

отраслям права, но не всем); отраслевые (свойственные одной отрасли);

правовых институтов.

Таковы основные направления воздействия права на общественные отношения. В

них выражается служебная роль права, его соц. назначение.

28. Понятие и общая характеристика системы социальных норм.

27. Понятие, классификация и содержание принципов права.

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права,

его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают

закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы,

которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются

на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо

выводятся из общего смысла законов.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом

(общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных

отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип

индивидуализации наказания в уголовном праве, /к межотраслевым — принцип

состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном

праве.

Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени

выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса

между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином

и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их

социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата,

нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают

эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.

Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные,

прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы

государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и

свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и

свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18

Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются

непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение

законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного

самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т. е.

их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2

ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и

свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности,

языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места

жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным

объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы

ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,

языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом

равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их

жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от

социально-правовой активности самого человека.

Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15

Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую

силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской

Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации,

не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы

государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане

и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и

законы».

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном

порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется

судебная защита его прав и свобод».

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы,

свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование

правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не

имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей

в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение.

Большинство правовых аксиом закреплено в законе.

26. Типология права. Характеристика основных исторических типов права.

Типология права -это его специфическая классификация, производимая в

основном с позиции следующих подходов.

В рамках первого (формационного) главным критерием выступают социально-

экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис

(тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного

подхода, решающим фактором общественного развития, который детерминирует и

соответствующий тип надстроечных элементов; государство и право. В

зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий,

феодальный, буржуазный и социалистический типы права.

В рамках данного подхода типология права производится на основе конкретно-

географических, национально-исторических, религиозных, специально-

юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями

выделяют такие типы права:

1) национальные правовые системы;

2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основе

общности источников). Различают следующие правовые семьи; общего права,

романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.

ДОСТОИНСТВО данной типологии заключается в том, что выделены национально-

исторические, конкретнор-географические и техническо-юридические признаки,

которые весьма определенно характеризуют право.

СЛАБОЙ СТОРОНОЙ является то, что ее представители недооценивают роль

социально-экономических факторов в природе права. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ

типология государства и права базируется на категории общественно-

экономической формации. Понятие общественно-экономической формации

составляет фундамент марксистского понятия истории.

ФОРМАЦИЯ - это исторический тип общества, основанный на определенном

способе производства.

Уровень развития производственных сил определяет материально-техническую

базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной

форме собственности на средства производства, составляют экономический

базис общества, которому соответствуют определенные политические,

государственно-правовые и другие надстроечные явления.

ФОРМАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ, лежащий в основе марксистской типологии государства,

выделяет три основных типа эксплуататорского государства;

рабовладельческое, феодальное, буржуазное- и последний исторический тип-

социалистическое государство, которое, теоретически, в ближайшей

исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное

коммунистическое самоуправление.

Перечислим основные характеристики различных типов государства, выделяемых

на основании данной концепции.

Рабовладельческий тип государства - первая государвенно-классовая

организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство - это

организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой

общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств

защита собственности рабовладельцевна средства, в том числе на рабов.

Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческого строя и

возникновения феодальной общественно-экономической формации.

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они

характеризуются такими методами осуществления государстенной власти,

которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую

защищенность ее законных прав и интересов.

Цивилизационный подход к истории человеческого общества и его

государственности получает все большее признание и в современной

отечественной науке. Новейшие исследования всемирной истории показали, что

формационное объяснение структуры функционирования и развития общества

является одномерным (однолинейным), а поэтому не носит глобального,

исчерпывающего характера. За его пределами оказывается множество

исторических явлений, составляющих особенности и глубинную сущность

общества и его государственной организации.

Во-первых, при анализе экономического базиса упускается из виду такой

важный факт, как многоукладность, которая сопровождает практически всю

историю общества с момента перехода его к цивилизации. Учет этого

фундаментального факта существенно меняет традиционные представления о

закономерностях развития экономического базиса.

Во-вторых, при формационном рассмотрении структуры классовых обществ их

социальный состав значительно сужается, так как в основном учитываются

только классы-антагонисты, остальные же социальные слои находятся за

пределами исследования: они не вписываются в традиционную модель классового

противостояния.

25. Право – многоаспектное понятие.

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен; что

на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не

только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к

числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего

индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества,

новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами

жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей,

течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее

время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких

значениях.

Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например,

право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т. п. Эти

притязания обусловлены природой человека и общества и считаются

естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это — право в

объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от

воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в

словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «изобретательское

право», «международное право» и т.д. Термин «право» в подобных случаях не

имеет множественного числа.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности,

которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так,

граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т. д„

организации располагают правами на имущество, на деятельность в

определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих

случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве,

принадлежащем отдельному лицу — субъекту права.

В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех

правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и

субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая

система». Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское

право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д.

В каком смысле употребляется термин «право» в каждом случае, следует

решать, исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.

Институт права—это обособленная группа юридических норм, регулирующих

общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать

институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности

должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и

нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты

могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).

Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических

норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она

отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется

определенной целостностью, автономностью.

Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. К первым

относятся, например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право.

Вторую группу составляют гражданское процессуальное, уголовно-

процессуальное и административно-процессуальное право. Начинает

складываться и отрасль конституционно-процессуального права.

Права как признак государства. Без права государство существовать не

может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и

тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет

свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и

государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному

правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется

демократическое правовое государство.

32. Классификация юридических норм.

Нормой права - общеобязательное формально-определенное правило поведения,

установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и

опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование

общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм. Основания

классификации могут быть самыми различными.

1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и

непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов

представительной государственной власти, исполнительной государственной

власти и судебной государственной власти. Во втором случае нормы

принимаются непосредственно населением конкретного территориального

образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный

референдум).

2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно

подразделить: Учредительные нормы отражают исходные начала правового

регламентирования общественных отношений, правового положения человека,

пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и

общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан,

основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества.

Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие

целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям

общественного развития. Регулятивные нормы непосредственно направлены на

регулирование фактических отношений, возникающих между различными

субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей.

В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три

основных вида регулятивных норм: управомочивающие; обязывающие;

запрещающие. Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят

ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. Охранительные нормы

фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за

нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок

освобождения от наказания. Обеспечительные нормы содержат предписания,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.