рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры к ГОСам (теория государства и права)

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей

деятельности государства, его органов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается

государством, охраняется им от нарушений.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством

правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Единство. Характер организации

неодинаков в различных сферах общественной жизни.

51. Роль органов власти и управления в обеспечении законности и

правопорядка.

50. Роль органов власти и управления в осуществлении основных функций

государства.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие

сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению

обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние

функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень

активности воздействия государства на данное общество, а внешние — на

установление и поддержание определенных отношений с другими государствами.

Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют

друг друга.

Охрана существующих форм собственности—функция, присущая всем государствам,

ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в

обществах, где основной экономический потенциал сосредоточивался в руках

того или другого класса (в эксплуататорских обществах), государственная

деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной,

капиталистической частной собственности, за посягательства на которую

устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на

другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной

правовой защиты всех форм собственности.

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства,

вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на

первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен

подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится

функцией охраны Прав и свобод граждан и правопорядка.

Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние

десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало

агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство

вынуждено заниматься этой деятельностью.

Экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику,

определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее

отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная

собственность, и государственное управление предприятиями и организациями,

на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим

предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются

государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира,

сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное

государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические

процессы в масштабе всей страны.

Социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна

по объему государственной деятельности. Главное ее назначение — устранить

или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться

выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение,

образование, культуру.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые

расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение) образование. Оно

разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и

сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры

заработной платы и др.

Социальная деятельность государства регламентируется особой

отраслью—социальным правом. Прослеживается цель государства—обеспечить

человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту

семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

В последние десятилетия многие передовые государства мира активно

осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно

расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на

государственной основе.

Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от

нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических

отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка

активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается

коллективная безопасность, создаются международные миротворческие

вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних

функций.

49. Разъяснение права. Виды разъяснения.

Разъяс-е норм (IV) -м п-ва - это указ-я или рекомендации, направленные на

раскрытие действительного содержания IV-м. В завис-сти от суб-тов,

разъясняющих п-вые IV-мы, толкование - разъяс-е подразд-ся на офиц-е и

неофиц-е. Офиц-е толков-е - такое разъяс-е IV-мы п-ва, кот. даётся

компетентными ф-ми. Оно обяз-но дл всех, кто применяет данную IV-му. Офиц-

е толков-е находит выражение в спец-х актах (документах), кот. издаёт

компетентный ор-н (постановл-я, инструкции и т.д. Офиц-е толков-е по V

подразд-ся на нормативное и казуяльное (индивид-е). Норматив-е - офиц-е

разъяс-е, кот. обяз-но дл всех лиц и ор-нов, применяющих опред-ю IV-му или

IV-мы п-ва. Такое разъяс-е распростр-ся на все случаи, предусмотр-е

толкуемой п-вой N-и. Офиц-е толков-е м. давать и сам ор-н, издавший

разъясняемую IV-му п-ва. Такое разъяс-е называется аутентичным # разъяс-я

пред-том изданных им указов. В то же время офиц-е норматив-е толкова-е п-

вых IV-м м. давать и ор-ны, кот. их не издавали. В этом случае они надел-

ся спц-ми полномочиями по офиц-му разъяс-ю указанных IV-м. Так законодатель-

й орган м. получить соответ-м ор-нам испол-й вл. разъяснить изданый им з-н.

В свою очередь, на основании спец-х полномочий мин-ва и ведом-ва надел-ся п-

вом офиц-го разъяс-я IVПА, издаваемых прав-вом. # мин-во фин-сов м.

Разъяснять реш-я кабинета министров по ?? распред-я гос. бюджета, мин.

Труда по ?? использ-я трудовых ресурсов и т.д. Казуальное толков-е – такое

разъяснение содержания п-вой IV-мы, кот. даётся в связи с рассмотр-ем

конкретного юр-го дела, и оно ил силу т. дл данного конкретного случая.

Необходтмость в казуаль-м толковани возникает тогда, когда реш-я

нижестоящих п-воприменитель-х ор-в по конкретным юр-м делам яв.

неправильными, не соответ-ют з-ну.

Норматив-е и казуаль-е разъяс-я по своему содерж-ю подраздел-ся на

судеб-е и административ-е.

Судеб-е - разъяснение IV-м п-ва, осущ-е судами. Оно обеспечивает

правиль-е понимание и единобраз-е примен-е IV-м п-ва в деят-сти судов.

Руководящие разъяс-я высших ор-в судеб-й вл. обяз-ны дл всех судов др. ор-в

и деят-я применяющих разъясняемые IV-мы п-ва. Админ-е - II - II, кот.

даётся испол-ми ор-ми г-ва. Такое толкование колается ?? управл-я, труда,

соц. обеспеч-я и т.п. Толков-е IV-м п-ва в пределах своей компетенци м.

давать и м.о. с/у, разъясняя смысл созданых ими п-вых IV-м, дей-е кот.

ограничено подведомственной тер-рией. Офиц-е толков-е даётся в ф-ме, актов

нот. издаёт соответ-й компетентный ор-н. Ю.с. актов офиц-го толков-я

зависит от полномочий издающих ор-в. В этих актах наряду с разъяснениями м.

Содерж-ся самой-е IV-мы или индивид-е веления. Тем самым оперативно

устраняются неточности и неясности в IVПА, совершенствуется прак-ка примен-

я данных актов. Акты офиц-го толков-я IV-м п-ва (интерпритационные акты)

представ. собой, с одной ст., разъяс-е содерж-я IV-м п., а с др. -

конкретизацию и уточ-е их предписаний. Они дей-ют в един-ве с теми IVПА, о

кот. содерж-ся толкуемые юр-е IV-мы. Эти акты подразд-ся в зависимости от

их содерж-я и сферы распростр-я на: Интерпритацион-е акты п-во творчества –

будучи офиц-ми разъяснениями действительного содерж-я IV-м п-ва, они в то

же время яв. источ-ми п-ва, т.к. содержат конкретизирующие IV-мы. Индивид-е

интерпритационные акты - содержат указа-я по поводу примен-я п-вой IV-мы к

конкретным жизненным обст-вам, и предств. Собой своебраз-ю ф-му юр-кой

практики. Именно такого рода акты в полном V выполняют ф-цию офиц-го разьяс-

я IV-м п-ва, т.к. не связаны с п-вотворческой деят-стью компетент-х ор-в.

Неофиц-е толков-е - разъяснение смысла п-вых IV-м, кот. не носит

обяз-го хор-ра. Оно м. даваться любым человеком или исходить от общ-й ор-

ции. Оно необяз-но дл тех ор-в или долж-х лиц, кот. Применяют IV-мы п-ва.

Особое знач-е дл точной и правиль-й реализации IV-м п-ва ил-т высказыв-я

круп-х час-х и общ-х деятелей о сущности и о роли з-на в общ-й жизни, о его

практической направленности. Их разъяс-я содей-ют глубокому и всестороннему

пониманию смысла з-на, повышают уровень п-восозн-я гр-н, обеспеч-ют правиль-

ю реализ-ю требов-й з-на.

Важным видом неофиц-го разъяс-я п-вых IV-м яв. доктринальное (научное

толков-е. Оно даётся спец-ми научно-исслед-ми учреж-ями, квалиф-ми учёными

- юристами, опытными юристами – практиками в комментариях, лекциях, статьях

и т.п.

Г.О. толнов-е обеспечивает правиль-е и единообраз-е понимание и примен-е IV-

м п-ва.

56. Применение юридических норм, как особая форма их реализации.

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства,

его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по

взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых

используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают

установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях

возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация

права оказывается невозможной.

Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано

участие государства. Это прежде всего нормы, в соответствии с которыми

осуществляется государственное распределение имущественных благ. Например,

реализация права на пенсию включает в качестве необходимого элемента

постановление комиссии органа социального обеспечения о назначении пенсии

отдельному гражданину. Выделение жилья из муниципального или

государственного жилого фонда требует индивидуального властного решения

соответствующего государственного органа или органа местного

самоуправления. В том же порядке, т. е. путем принятия индивидуальных

властных решений, гражданам и организациям выделяются земельные участки,

находящиеся в собственности государства.

Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными

лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер

власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве

необходимого элемента властные решения, т. е. акты применения права

(например, указ Президента России о снятии с должности министра).

В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве. Если

стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях,

они обращаются для разрешения конфликта в компетентный государственный

орган (так, хозяйственные споры между организациями рассматривают

арбитражные суды).

В-четвертых, применение права необходимо для определения меры юридической

ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения

принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.

Таким образом, применение права — это властная деятельность компетентных

органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по

юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки;

1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями

государственной власти;

2) имеет индивидуальный характер;

3) направлено на установление конкретных правовых последствий —

субъективных прав, обязанностей, ответственности:

4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах:

5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.

60. Эффективность права. Понятие, пути повышения эффективности реализации

норм права.

55. Понятие и основные формы реализации права.

Реализация права — это осуществление юридически закрепленных и

гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в

деятельности людей и их организаций.

Непосредственная реализация, т.е. осуществление права в фактическом

поведении, происходит в трех формах:

Форма первая — соблюдение запретов. Здесь реализуются запрещающие и

охранительные нормы. Для соблюдения запретов необходимо воздержание от

запрещенных действий, т.е. пассивное поведение. Так, ч.З ст. 8 Федерального

конституционного закона от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в

Российской Федерации» установлено: «Ни одно лицо не может быть представлено

к назначению на должность судьи без согласия соответствующей

квалификационной коллегии судей». Для соблюдения зафиксированного в данной

норме запрета требуется пассивное поведение: воздержание от представления к

назначению на должность судьи, если нет согласия соответствующей

квалификационной коллегии судей.

Все охранительные нормы содержат запрет, который, хотя и не формулируется

прямо, логически вытекает из смысла нормы: если за какие-то действия в

санкции нормы установлена юридическая ответственность, то очевидно, что

такие действия запрещены законодателем. Подобного рода запреты установлены

нормами Особенной части Уголовного кодекса и нормами Кодекса об

административных правонарушениях.

Форма вторая — исполнение обязанностей. Это реализация обязывающих норм,

предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное

поведение: уплатить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по

трудовому договору и т. п. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 385 ГК РФ

«кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему

документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие

значение для осуществления требования».

Форма третья — использование субъективного права. В такой форме реализуются

управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные

права. Так, в ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: «Собственнику принадлежат права

владения, пользования и распоряжения своим имуществом». Субъективное право

предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя

пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъективное

право может быть осуществлено путем собственных фактических действий

управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению),

посредством совершения юридических действий (передача вещи в залог,

дарение, продажа и т.д.), через предъявление требования к обязанному лицу

(требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания, т. е. обращения

в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права (если

должник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о

взыскании долга в принудительном порядке).

54. Действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц.

действие нормативных актов в пространстве

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на

которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под

территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное

пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над

ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических

представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море,

воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Федерации. С

вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц.

Действие нпа распространяется, как правило, на территорию, которая

подведомственна органу, их издавшему. Так нпа членов федеративного госва

действуют лишь на их территории, акты местных органов гос-ва – на

территории их района, префектуры, города итп. При федеративном

государственном устройстве в отдельных случаях допускается возможность

действия некоторых правовых норм одного государства на территории другого

государства (например, при разрешении имущественных споров, вопросов о

наследстве).

действие нормативных актов по кругу лиц

По общему правилу, действие нпа на определенных территориях

распространяется на всех лиц, проживающих на этой территории. На территории

Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее

граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев,

лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты,

распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

Есть исключения, когда действие нпа по кругу лиц не совпадает с их

действием по территории. Это например иностранцы, пользующиеся правилом

дипломатического иммунитета на территории другого государства не могут быть

привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи

показаний. Если они совершают правонарушения, вопрос об их ответственности

решается дипломатическим путем. Некоторые национальные нпа вобще не

распространяются на иностранцев, например акты о выборах в органы

государства. Нпа могут распространять свое дейтсвие не на всех граждан и

должностных лиц, а только на определенные категории – военнослужащих,

учителей, лиц сельской местности и других. В этом случае круг лиц четко

определяется в НПА.

53. Действие норм права во времени. Обратная сила и переживание закона.

Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные

ограничения (пределы) своего существования и действия, а также

распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему

правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в

период от введения их в действие до утраты ими силы.

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три

существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент

прекращения его действия и применение установленных нормативным актом

юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу

(«обратная сила закона»).

В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из

следующих способов:

в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с

которой юридический документ вступает в силу;

в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается

вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента

опубликования» и т. д.);

в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ,

другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в

силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении

десяти дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не

указано иное.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу

на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.