| |||||
МЕНЮ
| Шпоры к ГОСам (теория государства и права)эконом., соц., финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).1. Экономическая – выражается в выработке и координации гос-вом стратегичесеких направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме: формирование гос. бюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ эк. развития страны; стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.2. Социальная – призвана обеспечить соц. защищенность личности, нормальные условия для жизни всех членов общества в независимости от их непосредственного участия в производстве благ – оказание соц. помощи нуждающимся в ней членам общества, выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, строительство дорог, жилья, работа транспорта, связи и т.д.3. ф финанс. контроля – выражается в выявлении и учете гос-вом доходов производителей, часть этих доходов в виде налогов направляется в гос. бюджет для удовлетворения соц. и др. общегос. нужд. Г осуществляет контроль за расходованием налогов. Высший финанс. контроль за доходами и расходами явл. прерогативой парламента. На местах эти фф выполняют местные органы гос. вл. Широкими полномочиями обладают министерства финансов. Гос. таможни контролируют провоз материальных ценностей через госю границу и взимает таможенные пошлины и сборы, которые идут в доход Г. 4. охрана правопорядка – деятельность Г , напрвленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодат. предписаний всеми участниками общественных отношений. 5. Экологическая ф. – система гос. мероприятий, напрвленная на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека. 12. Причины и закономерности происхождения государства. Восточный и европейский пути. Проблема возникновения государства остаётся в науке дискуссионной, т.к. в основе этой проблемы лежат различные идейные, философские воззрения. Есть мнение что государство существовало вечно. И для них такого вопроса даже стоять не может. Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права главным образом с развитием производства, и появлением излишек производства. В дальнейшем возникают отношения обмена благами. Сначала возникает натуральный обмен, а затем и товарно-денежный. Для повышения производительности племена стали совершенствовать орудия труда. Таким образом отделилось ремесло, от производства. Потребовалось дополнительное количество рабочей силы, появились рабы. Переход к производящей экономике подтолкнул три великих разделения общественного труда – отделение скотоводства от земледелия, отделение ремесла и обособление торговли(купцов) – неолитическая революция. Рабство раскололо общество на эксплуататоров и эксплуатируемых. Мужчина стал основным кормильцем и с тех пор начался патриархат, заменивший матриархат. В дальнейшем люди имеющие большее количество рабов становились ещё богаче, остальные оставались бедными. К тому же торговля товарами становится занятием отдельной группы людей – купцов. Развитие торговли создало и металлические деньги. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникает частная собственность, социальное расслоение первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права. Формирование государства – длительный процесс, шедший у разных народов разными путями. Современная теория права и государства выделяет два основных пути. Восточный путь – возникновения государства, “азиатский способ производства” (вначале др.Восток, Африка, Океания). Здесь социально-экономические отношения и структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, превращавшейся в обособленную социальную группу (сословие, касту), интересы которой всё более обособлялись от интересов остальных членов общества. Знать со временем плавно трансформировалась в государственные органы, а общественная собственность тоже постепенно превратилась в государственную. Частная собственности значения не имела. Европейский путь – в Европе этот процесс пошёл по другому. Главным фактором образования государства было классовое расслоение общества, обусловленное формированием частной собственности на землю, скот и рабов. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества – патрициев и плебеев. В результате побед последних в нём утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином. Однако к концу II века до н.э. Римской империей обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины. По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы есть две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (Россия и Германия ). Вторая говорит, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землёй, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Такой период в государстве называют профеодальным. Т.о. на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и др. факторов происходит расслоение первобытного общества, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государственность. 11. Теории о происхождении государства и современный взгляд на проблему. теологическая представителем яв-ся Ф.Аквинский, Августин обосновывает Г. как явление богом данное. Государь – ставленник божий на земле. В средние века 16 18 использовалась для обоснова-я неограниченной вл. монарха – королевский абсолютизм. Достоинства – способствует укреплению гр-го согласия в об-ве, усилению духовности, препятствует насилию, революциям и граж-м войнам, переделу власти и собственности. Недостаток – основана на вере, а не на проверенном научном знании. патриархальная рассматривает возник-е Г. непосредственно из разросшейся семьи, власть мон-ха констатируется из вл. отца над членами его семьи. Она зародилась в Греции. Первоначальное обоснование получила в трудах Аристотеля, а свое развитие нашла в 17 в. в сочинении Фильмера «Патриарх». Использ-сь и для идеологического обоснов-я российской империи. + Способствует сплочению об-ва, уважению, почитанию гос.вл.; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов об-ва (как членов семьи). - Преувеличивало, придавая универсальное и определяющее знач-е отдельным сторонам организации об-ва в частности семьи. естественно-правовая (договорная – д.т.) получила широкое распростр-е в 17- 18 в. в Голландии в 17 в. сторонниками были Гроций и Спиноза, в Англии – Локк, Гоббс, во Фр-ции в 18 в. Руссо, в Росии – революционный демократ Радищев. В д.т. Г. возник. как продукт сознательного творчества, как рез-т договора, в кот. вступают люди, находившиеся до этого в «естественном» состоянии (Война всех против всех). Г. – это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу кот. они передают часть своей свободы, вл. Г. При этом договор не яв. историческим фактом подписания всеми к.-л. конкретного док-та, кот. лег в основу появления Г., а как состояние об-ва, когда люди добровольно объединились в гос-но организов-ю форму, правомерность гос. вл. Д.т. использовалась в разных целях. 1 для обоснов-я народного суверенитета и возможности отобрания вл. у недобросовестного правителя (Русоо, Радищев). 2. Для обоснов-я Конст-й Монархии. т.к. обществ-й договор – это компромис между народом и правителем , ограничения свободы и народа и монарха (Локк). Сторонники этой теории считают Г результатом юр. акта – общественног договора. Эта теория устанавливает очередность явлений (сначала возникло право, затем Г как институт боеспечения этого права и оно призвано защищать частные интересы.) +: 1. были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении Г, полного подчинения власти, отсутствие народа, возможности повлиять на власть;2. Фактически выдвинут принцип народного суверенитееа – вл. производна от народа и принадлежит ему. 3.Согласно этой теории Г и народ имеют взаимнве обязательства. -: Идеалистичность:1. Общественный договор – скорее идеал, чем реальная действительность, зачастую гос-ва возникали др. путями – войнами, насилием при наличии др. условий. 2. Ни одно Г не возникло на основе договора между Насилия – Каутский,Дюринг, Гумплович – Г возникает как результат акта насилия. ПО утверждению Каутского племя-победитель подчиняет себе побежденное племя, присваивает его землю, а затем принуждает его работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает деление на классы, а принудит аппарат, созданный победителяит для управления побежденными, превращается в Г. + : Подтверждено историческими примерами. Насилие действительно является одним из основных факотров, на которых основывается Г – сбор налогов, правоохранительная деятельность. -: Насилие при его важной роли было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение Г. Экономическая теория (классовая) – на сегодняшний день явлется наиболее доказанной, она логчески, последовательно выстроена и является результатом научного изучения исторических данных. (Энгельс «Возникновение семьи, ч.с. и Г», Ленин «О гоосударстве», Маркс) Г возникает на основе разложения общины, следовательно явления, которые способствовали этому разложению и являются причинами происхождения гос-ва: совершенствуются орудия труда + разделение труда, следовательно повышается производительность труда, а значит производят больше, прибавочный продукт. + - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными интересами – классов и др. -: не только классово-экономич. факторы повлияли на возникновение Г, но и национальные, военные, психологические и т.д. 10. Теоретические основы типологии государства. Закономерности смены типов государств. Исторический тип гос-ва – это совокупность общих признаков, характеризующих гос-во на определенном этапе его развития. Типология – способ научного познания, заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или иных явлений. В ТГП сущ. неск-ко подходов к типологии, т.к. различные школы признают существенными различные приз-ки. Формационный и цивилизационный подход, западно-европейская наука классифицирует гос-ва в зависимости от отношений между гос. вл. и индивидом. Поэтому признаку выделяют 2 типа гос-ти: демократия и автократия (наоборот). В первую группу он включает «классово- контролируемые гос-ва» (империи), а также псевдодемократические гос-ва, в которых правительства образуются привилегированной частью общества. Ко второй группе – те современные гос-ва, в которых отношения между властью и гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности. формационный подход. Суть его в том, что выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип гос-ва. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень в развитии человека. Признаки общественно-экономической формации. 1. осн. существенным приз-ком яв. такой признак, как способ производства. Выделяют 4 способа произ-ва: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Новое гос-во базируется на общественной собст-сти на орудия и сред-ва произ-ва, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. На основании формационного подхода, и перечисленных способах производства выделяют 5 типов гос-в: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и т. н. восточное.(отсутствие ч.с. на землю, община, бюрократический аппарат, застойность) Дополнительные признаки 2. уровень развития производительных сил, 3. характер производственных отношений, кот. в свою очередь определяют харак-р Г. Переход от одной общественно экономической формации к др. происходит в рез-те смены отживших форм производственных отнош-й и замены их новым экон- м строем. Изменение экон-го базиса влечет за собой изменения в гос-пр. явлениях. Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и соц. групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей Цивилизационный подход. Какие признаки яв. существенными – неустоявшаяся позиция. Существует 2 основных направления в этом подходе. Это технологическое направление, согласно которому тип гос-ва связывается с той стадией НТП и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное гос-во. Концепция цивилизации, под которой понимает замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью редигиозных, психологических, культурных, географических и др. признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций. Некот-е авторы считают, что ни одно гос-во не похоже на другое, следов-но сущ. цивилизации Китай, Яп., Рос.. Большинство берут в основу выделения цивилизации ценностный подход. Общественная ценность – это то, что для определенного общества значимо и охраняется в определенном порядке гос- вом. Исходя из содержания ценностей выделяют два типа цивилизаций: восточные и европейские. И цивилизационный и формационный подходы объективно характеризуют закономерности развития г. и п. Объективно любая цивилизация обладает такими свой-ми, кот. позволяют ей развивать ценности до определенного этапа – предел роста. Достигнув своего апогея и начав падение могут в определенных изменившихся усл-ях снова начать развиваться, но исчерпав ресурсы цивилиз-я может исчезнуть или подчиниться др. более развитым цивилиз-ям. Например, ацтеки. Восток и запад идут параллельно. 9.Понятие и формы политического режима. Политический режим в РФ. Гос. режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, т.к.. оно включает в себя не только методы гос. властвования, но и характерные способы деятельности негос-венных политических организаций (партии, движений, клубов). Гос.режимы могут быть демократическим и анти демократическими. Поэтому основным критерием классификации гос-в по этому признаку явл. демократизм форм и методов осуществления гос. власти. Идеальных демократичексих форм гос. режимов в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном Г присутствует различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или иной разновидности гос. режима. Антидемократические режимы: Главное, что определяет хар-р гос.вл., - это соотношение гос-ва и личности. АД режим характеризуется полным контролем Г над всеми сферами общественной жизни. В таком Г устанавливается диктатура одной партии, которая фактически осуществляет все гос. функции. АД режимам свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, Личность фактически лишена субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституц. актах. АД гос-во во всех его разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Оно полностью отрицает религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий. АД режим может быть: 1. авторитарный – характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения полит. партий и др. организаций, ограничением роли выборных гос. органов и усилением роли исполнительных орагнов. Преобладают методы принуждения 2. тоталитарный – хар-тся полным контролем Г над всеми сферами жизни общества. Преобладают методы физического насилия 3. Фашистский – характеризуется полной ликвидацией демократических прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных организаций и учреждений, широким использованием террористических методов правления. Демократические режимы Конкретно данный режим выражается в следующем: 1. такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономич-й деятель-сти, которая сост-ет основу материального благополучия общества. 2. реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и др. общественных организациях. Г. 3.Демократический режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер гос. вл. 4.Личность защищена от произвола, беззакония. 5. Дем. режим явл. следствием реального властей как в унитарных, так и в федеративных гос-вах. 6. Дем. вл в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивид. и нац. особенности насесения. 7. Дем. методы гос. властвования позволяют преодолевать возникающие соц. противоречия, обеспечивают компромисс между гос. орагнами и гражданами, между различными соц. группами и населением. 9. Дем. гос. режим базируется на законах. В основе разграничения демократического и антидемокр. режимов лежат механизмы взаимодействия Г и общества . 16. Организация власти в правовом государстве. Теория разделения властей и её отражение в Конституции РФ. В правовом государстве власть строится на основе права. Существует два способа построения управления государством: “соединение” и “разделение властей”. Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) «освобождает» от борьбы с другими органами за объем властных полномочий. И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе чревато неустранимыми недостатками и пороками. Всевластные органы становятся совершенно бесконтрольными. При такой организации государственной власти открывается простор для установления и Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|