рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры к ГОСам (теория государства и права)

эконом., соц., финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую

(природоохранительную).1. Экономическая – выражается в выработке и

координации гос-вом стратегичесеких направлений развития экономики страны в

наиболее оптимальном режиме: формирование гос. бюджета и контроль за его

расходованием; определение общих программ эк. развития страны;

стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание

благоприятных условий для предпринимательской деятельности.2. Социальная –

призвана обеспечить соц. защищенность личности, нормальные условия для

жизни всех членов общества в независимости от их непосредственного участия

в производстве благ – оказание соц. помощи нуждающимся в ней членам

общества, выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение,

отдых, строительство дорог, жилья, работа транспорта, связи и т.д.3. ф

финанс. контроля – выражается в выявлении и учете гос-вом доходов

производителей, часть этих доходов в виде налогов направляется в гос.

бюджет для удовлетворения соц. и др. общегос. нужд. Г осуществляет контроль

за расходованием налогов. Высший финанс. контроль за доходами и расходами

явл. прерогативой парламента. На местах эти фф выполняют местные органы

гос. вл. Широкими полномочиями обладают министерства финансов. Гос. таможни

контролируют провоз материальных ценностей через госю границу и взимает

таможенные пошлины и сборы, которые идут в доход Г. 4. охрана правопорядка

– деятельность Г , напрвленная на обеспечение точного и полного

осуществления его законодат. предписаний всеми участниками общественных

отношений. 5. Экологическая ф. – система гос. мероприятий, напрвленная на

сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.

12. Причины и закономерности происхождения государства. Восточный и

европейский пути.

Проблема возникновения государства остаётся в науке дискуссионной, т.к. в

основе этой проблемы лежат различные идейные, философские воззрения. Есть

мнение что государство существовало вечно. И для них такого вопроса даже

стоять не может. Современная материалистическая наука связывает процесс

возникновения государства и права главным образом с развитием производства,

и появлением излишек производства. В дальнейшем возникают отношения обмена

благами. Сначала возникает натуральный обмен, а затем и товарно-денежный.

Для повышения производительности племена стали совершенствовать орудия

труда. Таким образом отделилось ремесло, от производства. Потребовалось

дополнительное количество рабочей силы, появились рабы. Переход к

производящей экономике подтолкнул три великих разделения общественного

труда – отделение скотоводства от земледелия, отделение ремесла и

обособление торговли(купцов) – неолитическая революция. Рабство раскололо

общество на эксплуататоров и эксплуатируемых. Мужчина стал основным

кормильцем и с тех пор начался патриархат, заменивший матриархат. В

дальнейшем люди имеющие большее количество рабов становились ещё богаче,

остальные оставались бедными. К тому же торговля товарами становится

занятием отдельной группы людей – купцов. Развитие торговли создало и

металлические деньги. Прибавочный продукт как следствие роста

производительности труда обусловил появление экономической возможности для

товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникает частная

собственность, социальное расслоение первобытного общества, образования

классов, зарождения государства и права.

Формирование государства – длительный процесс, шедший у разных народов

разными путями. Современная теория права и государства выделяет два

основных пути.

Восточный путь – возникновения государства, “азиатский способ производства”

(вначале др.Восток, Африка, Океания). Здесь социально-экономические

отношения и структуры родового строя – земельная община, коллективная

собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей

функцией родоплеменной знати, превращавшейся в обособленную социальную

группу (сословие, касту), интересы которой всё более обособлялись от

интересов остальных членов общества. Знать со временем плавно

трансформировалась в государственные органы, а общественная собственность

тоже постепенно превратилась в государственную. Частная собственности

значения не имела.

Европейский путь – в Европе этот процесс пошёл по другому. Главным

фактором образования государства было классовое расслоение общества,

обусловленное формированием частной собственности на землю, скот и рабов.

В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала

длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества

– патрициев и плебеев. В результате побед последних в нём утвердились

демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность

каждого быть одновременно землевладельцем и воином. Однако к концу II века

до н.э. Римской империей обострились внутренние противоречия, повлекшие

создание мощной государственной машины.

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной

Европы есть две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом

регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное

государство (Россия и Германия ).

Вторая говорит, что после разложения родового строя здесь наступает

предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать

выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь

во владении землёй, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность

на землю. Такой период в государстве называют профеодальным.

Т.о. на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда,

появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и др.

факторов происходит расслоение первобытного общества, вследствие чего

родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же

неизбежностью приходит новая организационная форма общества –

государственность.

11. Теории о происхождении государства и современный взгляд на проблему.

теологическая представителем яв-ся Ф.Аквинский, Августин обосновывает Г.

как явление богом данное. Государь – ставленник божий на земле. В средние

века 16 18 использовалась для обоснова-я неограниченной вл. монарха –

королевский абсолютизм.

Достоинства – способствует укреплению гр-го согласия в об-ве, усилению

духовности, препятствует насилию, революциям и граж-м войнам, переделу

власти и собственности.

Недостаток – основана на вере, а не на проверенном научном знании.

патриархальная рассматривает возник-е Г. непосредственно из разросшейся

семьи, власть мон-ха констатируется из вл. отца над членами его семьи. Она

зародилась в Греции. Первоначальное обоснование получила в трудах

Аристотеля, а свое развитие нашла в 17 в. в сочинении Фильмера «Патриарх».

Использ-сь и для идеологического обоснов-я российской империи.

+ Способствует сплочению об-ва, уважению, почитанию гос.вл.; культивирует

дух родства, братства, взаимосвязанности членов об-ва (как членов семьи).

- Преувеличивало, придавая универсальное и определяющее знач-е отдельным

сторонам организации об-ва в частности семьи.

естественно-правовая (договорная – д.т.) получила широкое распростр-е в 17-

18 в. в Голландии в 17 в. сторонниками были Гроций и Спиноза, в Англии –

Локк, Гоббс, во Фр-ции в 18 в. Руссо, в Росии – революционный демократ

Радищев. В д.т. Г. возник. как продукт сознательного творчества, как рез-т

договора, в кот. вступают люди, находившиеся до этого в «естественном»

состоянии (Война всех против всех). Г. – это сознательное объединение людей

на основе договора между ними, в силу кот. они передают часть своей

свободы, вл. Г. При этом договор не яв. историческим фактом подписания

всеми к.-л. конкретного док-та, кот. лег в основу появления Г., а как

состояние об-ва, когда люди добровольно объединились в гос-но организов-ю

форму, правомерность гос. вл. Д.т. использовалась в разных целях. 1 для

обоснов-я народного суверенитета и возможности отобрания вл. у

недобросовестного правителя (Русоо, Радищев). 2. Для обоснов-я Конст-й

Монархии. т.к. обществ-й договор – это компромис между народом и правителем

, ограничения свободы и народа и монарха (Локк). Сторонники этой теории

считают Г результатом юр. акта – общественног договора. Эта теория

устанавливает очередность явлений (сначала возникло право, затем Г как

институт боеспечения этого права и оно призвано защищать частные интересы.)

+: 1. были разрушены теологические и патриархальные представления о

возникновении Г, полного подчинения власти, отсутствие народа, возможности

повлиять на власть;2. Фактически выдвинут принцип народного суверенитееа –

вл. производна от народа и принадлежит ему. 3.Согласно этой теории Г и

народ имеют взаимнве обязательства.

-: Идеалистичность:1. Общественный договор – скорее идеал, чем реальная

действительность, зачастую гос-ва возникали др. путями – войнами, насилием

при наличии др. условий. 2. Ни одно Г не возникло на основе договора между

Насилия – Каутский,Дюринг, Гумплович – Г возникает как результат акта

насилия. ПО утверждению Каутского племя-победитель подчиняет себе

побежденное племя, присваивает его землю, а затем принуждает его работать

на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает

деление на классы, а принудит аппарат, созданный победителяит для

управления побежденными, превращается в Г.

+ : Подтверждено историческими примерами. Насилие действительно является

одним из основных факотров, на которых основывается Г – сбор налогов,

правоохранительная деятельность.

-: Насилие при его важной роли было не единственным фактором, повлиявшим

на возникновение Г.

Экономическая теория (классовая) – на сегодняшний день явлется наиболее

доказанной, она логчески, последовательно выстроена и является результатом

научного изучения исторических данных. (Энгельс «Возникновение семьи, ч.с.

и Г», Ленин «О гоосударстве», Маркс) Г возникает на основе разложения

общины, следовательно явления, которые способствовали этому разложению и

являются причинами происхождения гос-ва: совершенствуются орудия труда +

разделение труда, следовательно повышается производительность труда, а

значит производят больше, прибавочный продукт.

+ - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с

противоположными интересами – классов и др.

-: не только классово-экономич. факторы повлияли на возникновение Г, но и

национальные, военные, психологические и т.д.

10. Теоретические основы типологии государства. Закономерности смены типов

государств.

Исторический тип гос-ва – это совокупность общих признаков, характеризующих

гос-во на определенном этапе его развития. Типология – способ научного

познания, заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или

иных явлений.

В ТГП сущ. неск-ко подходов к типологии, т.к. различные школы признают

существенными различные приз-ки. Формационный и цивилизационный подход,

западно-европейская наука классифицирует гос-ва в зависимости от отношений

между гос. вл. и индивидом. Поэтому признаку выделяют 2 типа гос-ти:

демократия и автократия (наоборот). В первую группу он включает «классово-

контролируемые гос-ва» (империи), а также псевдодемократические гос-ва, в

которых правительства образуются привилегированной частью общества. Ко

второй группе – те современные гос-ва, в которых отношения между властью и

гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности.

формационный подход.

Суть его в том, что выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории

как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических

формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует

определенный тип гос-ва.

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества,

основывающийся на определенном способе производства и выступающий как

важнейшая ступень в развитии человека.

Признаки общественно-экономической формации.

1. осн. существенным приз-ком яв. такой признак, как способ производства.

Выделяют 4 способа произ-ва: рабовладельческий, феодальный,

капиталистический и социалистический. Новое гос-во базируется на

общественной собст-сти на орудия и сред-ва произ-ва, предполагающей

сотрудничество свободных от эксплуатации людей. На основании формационного

подхода, и перечисленных способах производства выделяют 5 типов гос-в:

рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и т. н.

восточное.(отсутствие ч.с. на землю, община, бюрократический аппарат,

застойность)

Дополнительные признаки 2. уровень развития производительных сил, 3.

характер производственных отношений, кот. в свою очередь определяют харак-р

Г. Переход от одной общественно экономической формации к др. происходит в

рез-те смены отживших форм производственных отнош-й и замены их новым экон-

м строем. Изменение экон-го базиса влечет за собой изменения в гос-пр.

явлениях.

Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы

деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция

цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и соц.

групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей

Цивилизационный подход. Какие признаки яв. существенными – неустоявшаяся

позиция. Существует 2 основных направления в этом подходе. Это

технологическое направление, согласно которому тип гос-ва связывается с той

стадией НТП и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и

оказанием услуг, которой соответствует данное гос-во.

Концепция цивилизации, под которой понимает замкнутое локальное состояние

общества, отличающееся общностью редигиозных, психологических, культурных,

географических и др. признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой

истории более 20 цивилизаций.

Некот-е авторы считают, что ни одно гос-во не похоже на другое, следов-но

сущ. цивилизации Китай, Яп., Рос.. Большинство берут в основу выделения

цивилизации ценностный подход. Общественная ценность – это то, что для

определенного общества значимо и охраняется в определенном порядке гос-

вом. Исходя из содержания ценностей выделяют два типа цивилизаций:

восточные и европейские. И цивилизационный и формационный подходы

объективно характеризуют закономерности развития г. и п. Объективно любая

цивилизация обладает такими свой-ми, кот. позволяют ей развивать ценности

до определенного этапа – предел роста. Достигнув своего апогея и начав

падение могут в определенных изменившихся усл-ях снова начать развиваться,

но исчерпав ресурсы цивилиз-я может исчезнуть или подчиниться др. более

развитым цивилиз-ям. Например, ацтеки. Восток и запад идут параллельно.

9.Понятие и формы политического режима. Политический режим в РФ.

Гос. режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего

в обществе. Политический режим - понятие более широкое, т.к.. оно включает

в себя не только методы гос. властвования, но и характерные способы

деятельности негос-венных политических организаций (партии, движений,

клубов). Гос.режимы могут быть демократическим и анти демократическими.

Поэтому основным критерием классификации гос-в по этому признаку явл.

демократизм форм и методов осуществления гос. власти. Идеальных

демократичексих форм гос. режимов в реальной действительности не

существует. В том или ином конкретном Г присутствует различные по своему

содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить

наиболее общие черты, присущие той или иной разновидности гос. режима.

Антидемократические режимы: Главное, что определяет хар-р гос.вл., - это

соотношение гос-ва и личности. АД режим характеризуется полным контролем Г

над всеми сферами общественной жизни. В таком Г устанавливается диктатура

одной партии, которая фактически осуществляет все гос. функции. АД режимам

свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов,

молодежных, Личность фактически лишена субъективных прав, хотя формально

они могут провозглашаться даже в конституц. актах. АД гос-во во всех его

разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.

Оно полностью отрицает религиозное мировоззрение или отдает предпочтение

одной из религий. АД режим может быть: 1. авторитарный – характеризуется

значительным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения

полит. партий и др. организаций, ограничением роли выборных гос. органов и

усилением роли исполнительных орагнов. Преобладают методы принуждения 2.

тоталитарный – хар-тся полным контролем Г над всеми сферами жизни общества.

Преобладают методы физического насилия 3. Фашистский – характеризуется

полной ликвидацией демократических прав и свобод, уничтожением всех

оппозиционных организаций и учреждений, широким использованием

террористических методов правления.

Демократические режимы Конкретно данный режим выражается в следующем: 1.

такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономич-й деятель-сти,

которая сост-ет основу материального благополучия общества. 2. реальная

гарантированность личных прав и свобод гражданина, активно участвовать в

различных культурных, научных, профессиональных и др. общественных

организациях. Г. 3.Демократический режим создает эффективные механизмы

прямого воздействия населения страны на характер гос. вл. 4.Личность

защищена от произвола, беззакония. 5. Дем. режим явл. следствием реального

властей как в унитарных, так и в федеративных гос-вах. 6. Дем. вл в

одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивид. и

нац. особенности насесения. 7. Дем. методы гос. властвования позволяют

преодолевать возникающие соц. противоречия, обеспечивают компромисс между

гос. орагнами и гражданами, между различными соц. группами и населением. 9.

Дем. гос. режим базируется на законах. В основе разграничения

демократического и антидемокр. режимов лежат механизмы взаимодействия Г и

общества .

16. Организация власти в правовом государстве. Теория разделения властей и

её отражение в Конституции РФ.

В правовом государстве власть строится на основе права. Существует два

способа построения управления государством: “соединение” и “разделение

властей”.

Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной

власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает

рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б)

исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие

органы; в) «освобождает» от борьбы с другими органами за объем властных

полномочий. И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе

чревато неустранимыми недостатками и пороками. Всевластные органы

становятся совершенно бесконтрольными. При такой организации

государственной власти открывается простор для установления и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.