рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры к ГОСам (теория государства и права)

юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития

субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени

гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав

человека.

Из определения следует, что правовая культура — определенное «качество»

правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или

ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем,

частей или элементов. Какие же это подсистемы, части или элементы? Каково,

другими словами, «устройство» правовой культуры?

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития

правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им

такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность

правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д„

насколько информировано в правовом отношении население, его социальные,

возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение

населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим

средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение

(несоблюдение) правовых предписаний и т. д. Это первый элемент правовой

культуры.

Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной

правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и

самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой

культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит

из теоретической — деятельность ученых-юристов, образовательной —

деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и

практической — правотворческой и правореали-зующей, в том числе

правоприменитсльной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества

во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой

деятельности по созданию законодательной основы жизни общества.

Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих

других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно

юридических процедур и принципов.

Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т. е.

властная деятельность государственных органов, осуществляющих

индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с

целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от

многих факторов как институционального (структура государственного

аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера

(профессионализм, культура правоприменителя и др.).

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей

системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и

закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки

правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой

является конституция государства.

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и

состояние индивидуальных правовых актов — документов: правоприменительных

(решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров,

документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и

правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т. д.).

О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере,

т. е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уровень

развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на

индивидуальном уровне.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и

описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться

законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем,

оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства

достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества,

в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и

духовному строю права и свободы человека.

61. Соотношение нормативных правовых актов и актов применения права.

Нормативно-правовой акт - в настоящее время данный источник считается

основным источником современного права. Совокупность действующих в

государстве нормативно-правовых актов именуются законом. Нормативно-

правовые акты принято классифицировать по различным основаниям. По

субъектам правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на акты

государственных органов и организаций, во-вторых, акты негосударственных

органов и организаций, в-третьих, совместные акты, в-четвёртых, акты

народного правотворчества. Основной разновидностью нормативно-правовых

актов являются нормативно-правовые акты, установленные государственными

органами и организациями. Вторая разновидность акты негосударственных

органов и организаций принимаются с разрешения государства. Третья

разновидность (совместные нормативные акты) – в современной практике РФ нет

таких актов, но в прошлые годы они были. Это акты издаваемые органами

государственной власти совместно с негосударственными органами. Четвёртая

разновидность – акты народного правотворчества – это нормативные акты,

принимаемые населением (например, референдум). Вторая классификация с

учетом действия нормативных актов во времени они подразделяются на:

постоянные, временные и чрезвычайные. Постоянные – это нормативные акты,

действующие неопределенно длительное время. Временные – это нормативные

акты, срок действия которых ограничен (срок действия указа). Чрезвычайные –

это нормативные акты, действующие в определенных условиях (в военное

время). Третья классификация, с учетом действия в пространстве нормативные

акты подразделяются на общие и местные. В федеральных государствах

нормативные акты подразделяются на: общие или федеральные, нормативные акты

субъектов федерации, местные. Общие нормативные акты – это нормативные

акты, действующие на территории страны. Нормативные акты субъектов

действуют на территории субъекта федерации. Местные нормативные акты

действуют на территории соответствующих территориальных образований.

Четвёртая классификация, с учетом действия нормативных актов по кругу лиц

они подразделяются на: общие, специальные, исключительные. Общие

распространяют свое действие на всех граждан государства (конституция,

гражданский кодекс). Специальные - это нормативные акты, распространяющие

свое действие на определенные категории субъектов (на студентов,

следователей). Исключительные - это нормативные акты, направляющие свое

действие на особые категории субъекта (дипломаты). Такие акты исключают

действие общих и специальных норм.

Акт применения нормы права – это официальный правовой документ, содержащий

индивидуальные государственно-властные предписания компетентного органа,

которое выносится им в результате разрешения конкретного юр. дела. Его

основные признаки: 1. Он имеет властный характер и охраняется

принудительной силой государства. 2. Акт применения – это индивидуальный

правовой акт. Он относится к строго определенным лицам и имеет силу только

для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он

отличается от НПА, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер.

3. Правоприменительные акты должны быть законными, в противном случае он

должен быть отменен. 4. Акты применения норм права издаются в установленной

законом форме и имеют точное наименование: приговор, приказ, постановление,

распоряжение. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и

оформления индивидуальных правовых актов. Например, акты, принимаемые

правоохранительными органами (суды, прокуратура ит.п.) должны иметь

следующие обязательные элементы: вводная часть (наименование акта, название

органа его издавшего, время тздания, конкретный адресат), описательная

часть (излагаются фактические обстоятельства дела), мотивировочная часть

(обоснование принятого решения), резолютивная часть (содержание решения).

Классификация актов применения норм права производится по различным

основанном. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права

индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды: 1. Акты

представительных органов гос. власти, 2. акты исполнительных органов, 3.

Акты правоохранительных органов, 4. Акты гос. контроля (налоговая

инспекция, таможня).

68. Юридическая конструкция (состав) правонарушения.

Правонарушение — это общественно вредное виновное деяние дееспособного

субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.

Система признаков правонарушения в единстве его объективной и субъективной

стороНы, необходимых и достаточных для возложения юридической

ответственности, определяется как состав правонарушения. Он включает в себя

субъекта правонарушения, объект правонарушения, объективную и субъективную

сторону правонарушения.

Субъектом правонарушения может быть деликтоспо-собное физическое лицо

или организация. В уголовном праве таковым является только физическое лицо.

Субъект правонарушения закреплен в гипотезе юридической нормы. Так,

халатность (преступление, предусмотренное ст. 293 УК РФ) может совершить

только должностное лицо.

Объектом правонарушения является то, на что оно направлено, т. е. те

ценности и блага, которым правонарушением нанесен ущерб,— собственность,

жизнь, здоровье граждан, общественный порядок и т. д. Объект (как и

субъект) четко закреплен в правовой норме.

Объективную сторону правонарушения характеризуют: внешне выраженное

деяние, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь

между ними. Как и иные элементы состава, объективная сторона достаточно

четко закреплена в законе. Например, телесное повреждение может быть

тяжким, менее тяжким, легким. Каждое из них образует самостоятельный состав

преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.

Субъективная сторона правонарушения сопряжена с понятием вины. Степень

вины субъекта определяется предвидением или непредвидением виновным

последствий своего деяния, его отношением к деянию и его последствиям. Вина

может выступать в форме умысла или неосторожности. Последняя предполагает,

что индивид предвидел наступление общественно опасных последствий, но не

только не желал их наступления, но и легкомысленно надеялся на их

предотвращение (самонадеянность), либо не предвидел, но должен был

предвидеть по обстоятельствам дела (небрежность).

67. Соотношение законности и целесообразности в деятельности органов власти

и управления.

Законность — это общественно-политический режим, состоящий в господстве

права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении

предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений,

последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности

должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Рассмотрим требования подробнее:

Верховенство закона. Закон — акт высших органов государственной власти,

непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества.

Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое

издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное

выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

Равенство всех перед законом. Перед законом все должны быть равны. У всех

должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, в равных

условиях все должны обладать равными правами и не иметь преимуществ, все

права должны быть одинаково защищенными. Этот принцип проповедовал еще

Цицерон, утверждая, что «под действие закона должны подпадать все».

Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами

права. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-

властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную

обязательность для всех субъектов права.

Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование

обращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или не

реализовать право по своему усмотрению), а к компетентным органам

государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия,

обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер,

гарантирующих их защиту.

Надлежащее правильное и эффективное применение права. Названное правило

адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность

обеспечить реализацию правовых норм. Вспомним, что применение права —

деятельность компетентных государственных органов по обеспечению реализации

норм права. Дело не только в том, что эти органы должны действовать строго

в рамках закона. Законность нуждается в эффективной правоприменительной

деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма,

безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления

граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных

правоприменительных актов.

Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые

отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия

правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к

ответственности.

Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть

антипод произвола — деятельности, основанной не на нормах права, а на

субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая

властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или

групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать

при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования

морали.

Требование целесообразности вторично по отношению к требованию законности.

Это означает следующее. Предписание диспозиции (санкции), как правило,

допускает известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но эта

свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-

разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении

принципов справедливости, эффективности, учета материального положения

сторон, индивидуализации ответственности и др. Нецелесообразность решения о

мере ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком

мягком наказании. Требование целесообразности не должно противоречить

требованию законности при реализации ответственности (целесообразность не

допускает возможности принятия произвольных, субъективных решений

государственным органом). И уж тем более нельзя нарушать требования закона

под видом его нецелесообразности. В таком нарушении нет необходимости, ибо

сам закон дает возможность выбора целесообразного решения. Например,

санкции уголовно-правовых норм являются относительно определенными, что

позволяет государственному органу избрать наиболее целесообразную в

конкретных условиях меру наказания. Законность всегда целесообразна, и

целесообразность выступает как принцип, основа законности.

66. Принципы и требования законности.

Законность — это общественно-политический режим, состоящий в господстве

права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении

предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений,

последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности

должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Рассмотрим требования подробнее:

Верховенство закона. Закон — акт высших органов государственной власти,

непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества.

Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое

издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное

выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

Равенство всех перед законом. Перед законом все должны быть равны. У всех

должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, в равных

условиях все должны обладать равными правами и не иметь преимуществ, все

права должны быть одинаково защищенными. Этот принцип проповедовал еще

Цицерон, утверждая, что «под действие закона должны подпадать все».

Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами

права. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-

властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную

обязательность для всех субъектов права.

Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование

обращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или не

реализовать право по своему усмотрению), а к компетентным органам

государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия,

обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер,

гарантирующих их защиту.

Надлежащее правильное и эффективное применение права. Названное правило

адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность

обеспечить реализацию правовых норм. Вспомним, что применение права —

деятельность компетентных государственных органов по обеспечению реализации

норм права. Дело не только в том, что эти органы должны действовать строго

в рамках закона. Законность нуждается в эффективной правоприменительной

деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма,

безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления

граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных

правоприменительных актов.

Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые

отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия

правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к

ответственности.

Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть

антипод произвола — деятельности, основанной не на нормах права, а на

субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая

властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или

групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать

при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования

морали. Основные принципы законности

Единство законности. При всем многообразии действующих законов и

нормативных актов, при всех местных -особенностях законность должна быть

одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы

на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике,

области, районе (а тем более на конкретном предприятии) своей законности,

отличной от общегосударственной.

Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по

кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены

ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять

отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные

органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.