| |||||
МЕНЮ
| Производства по делам о нарушении таможенных правилэтом случае в деле остаются заверенные должностным лицом таможенного органа РФ, рассматривавшим дело, копии этих документов. Неисполнение требований должностного лица о представлении необходимых для производства по делу о НТП или его рассмотрения документов может повлечь за собой изъятие указанных документов в порядке, предусмотренном статьями 337 и 338 ТК РФ. В практике таможен региона истребование производится путем направления требования (запроса) в государственные органы (налоговые инспекции, уполномоченным МВЭС, регистрационные палаты и др.) и на предприятия, в учреждения и организации, а также лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Истребование документов производится только при наличии уверенности в том, что они не будут уничтожены лицами, привлекаемыми к ответственности за НТП, в противных случаях производится изъятие. Товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товары и транспортные средства со специально изготовленными тайниками, используемыми для сокрытия перемещаемых через таможенную границу РФ объектов нарушения таможенных правил, документы, средства идентификации и иные предметы, обладающими признаками вещественных доказательств – ПОДЛЕЖАТ ИЗЪЯТИЮ. Основания для изъятия товаров, транспортных средств, документов и иных предметов предусмотрены в ст.ст.337- 339 ТК РФ. Изъятие товаров, транспортных средство-документов и иных предметов – процессуальное действие, которое производится должностным лицом, как самостоятельное процессуальное действие. Изъятие может быть произведено и при проведении таможенного контроля, при производстве таможенного оформления, составлении протокола о НТП, проведении таможенного обследования и осмотра. В случае проведения изъятия как самостоятельного процессуального действия обязательно вынесение должностным лицом, проводящим такое изъятие, мотивированного постановления, которое перед началом изъятия предъявляется лицу, у которого производится изъятие. При этом, согласно ч.4 ст.338, обязательно присутствие понятых. Обязательно также участие лица, у которого изымаются товары, транспортные средства, документы и иные предметы. В случае временного отсутствия такого лица изъятие проводится в присутствии взрослых членов его семьи, либо работников ЖЭО по месту жительства, либо представителя администрации по месту работы, учебы или отдыха указанного лица, либо представителя соответствующего органа местного самоуправления. В случае временного отсутствия руководителя и заместителя руководителя предприятия, учреждения или организации изъятие проводится в присутствии других работников этого предприятия, учреждения, организации либо представителей органа, осуществившего его государственную регистрацию. В необходимых случаях для участия в проведении изъятия приглашается специалист. Лицам, участвующим в проведении изъятия и присутствующим при нем, разъясняются права и обязанности. Проведение изъятия товаров, транспортных средств, документов и иных предметов в ночное время не допускается, кроме случаев изъятия при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, а также в ситуациях, не допускающих отлагательства (ввиду реального опасения по поводу их утраты или сокрытия). Должностные лица таможенного органа РФ предлагают лицу, у которого имеются товары, транспортные средства, документы и иные предметы, подлежащие изъятию, добровольно выдать эти предметы. При отказе предметы изымаются принудительно. При отказе вскрыть помещения, емкости и другие места, где могут находиться товары, транспортные средства, документы и иные предметы, подлежащие изъятию, должностные лица таможенного органа РФ вправе сделать это самостоятельно, избегая при этом причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов. Если предметы выданы добровольно и нет оснований опасаться сокрытия разыскиваемых предметов и документов, должностное лицо таможенного органа вправе ограничиться изъятием выданного и не производить действия по их отысканию. Изъятие документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, если эти документы не были обнаружены при проведении таможенного контроля и производстве таможенного оформления, производится только с согласия начальника таможенного органа РФ или лица, его замещающего, и с санкции прокурора, а в случае, если документы принадлежат государственному органу, предприятию, учреждению, или организации, - в порядке, согласованном с руководителем или заместителем руководителя этого государственных органа, предприятия, учреждения или организации. Не подлежат изъятию товары, транспортные средства, документы и иные предметы, не имеющие отношения к делу о нарушении таможенных правил, за исключение предметов, запрещенных к обращению. При проведении изъятия как самостоятельного процессуального действия составляется протокол. Изъятые предметы перечисляются и описываются в протоколе изъятия, либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества, меры, веса и индивидуальных признаков этих предметов, при возможности – их стоимости. При необходимости и возможности изъятия предметы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Во избежании изъятия документов, не относящихся к делу, должностные лица таможенных органов должны предварительно ознакомиться с делопроизводством соответствующей организации. При необходимости просмотра большого количества документов к этой работе могут быть привлечены технические помощники. В случае присутствия при изъятии иных лиц, кроме должностных лиц таможенных органов РФ, все изымаемые предметы предъявляются им. В протоколах отмечается также факт отказа добровольно выдать товары, транспортные средства, документы и иные предметы и возникшая вследствие этого необходимость их принудительного изъятия. Копия протокола изъятия в обязательном порядке вручается под расписку лицу, у которого изымаются товары, транспортные средства, документы и иные предметы, либо лицу, в чьем присутствии проводится изъятие. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ НАЛОЖЕНИЯ АРЕСТА НА ТОВАРЫ, транспортные средства и иное имущество регулируется ст.340 ТК РФ. Наложение ареста производится с целью обеспечения взыскания возможных штрафов и могущей подлежать взысканию стоимости товаров и транспортных средств при невозможности изъятия товаров, транспортных средств, документов и иных предметов, указанных в ст.337 ТК РФ. Арест на имущество налагается в случаях, указанных в ч.1 ст.340 ТК РФ, а именно, если лицо, привлекаемое к ответственности за НТП: - неоднократно нарушало таможенные правила; - одновременно привлекается к ответственности за совершение нескольких нарушений таможенных правил; - совершенное им нарушение таможенных правил наносит существенный ущерб интересам государства. Правом наложения ареста на имущество наделены: - начальник таможенного органа; - лицо, замещающее начальника таможенного органа. О наложении ареста на имущество вышеуказанными лицами выносится мотивированное постановление. Растрата, отчуждение или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются и влекут ответственность, предусмотренную уголовным законодательством РФ. Пользование таким имуществом может быть разрешено таможенным органом лишь при условии соблюдения требований и ограничений, устанавливаемых этим органом в порядке, определенном ГТК РФ, нарушение которых влечет ответственность, предусмотренную ТК РФ. При наложении ареста на денежные средства лица, привлекаемого к ответственности за НТП, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных учреждениях, производство каких-либо операций по таким счетам прекращается. По общему правилу сумма арестованных денежных средств и (или) стоимость арестованного имущества не может превышать сумму указанных штрафов и (или) стоимости, кроме случаев наложения ареста на неделимое имущество. Если дальнейшая необходимость в применении ареста на имущество отпадает, то арест может быть отменен лицом, вынесшим постановление о применении этой меры. Процессуальное действие – ПРОВЕДЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ – закреплено в ст.341 ТК РФ. Требования, предъявляемые к проведению таможенного обследования во многом аналогичны требованиям, предъявляемым к проведению другого процессуального действия – изъятие товаров, транспортных средств и иного имущества. В частности к таким требованиям относятся: - вынесение мотивированного постановления; - присутствие понятых; - участие лица, чьи товары и транспортные средства обследуются, а в случае временного отсутствия такого лица – в присутствии лиц, указанных в ч.4 ст.341 ТК РФ; - составление протокола; - при необходимости участие специалиста; - разъяснение прав и обязанностей лицам, участвующим в обследовании; - запрет на проведение обследования в ночное время, кроме случаев таможенного обследования при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, а также случаев не терпящих отлагательства; - предъявление постановления о проведении обследования; - предложение о добровольной выдаче товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, или товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами НТП, или иных предметов, обладающих признаками вещественных доказательств, а также документов, необходимых для производства по делу о НТП или его рассмотрения, либо добровольном вскрытии помещений, емкостей и других мест, где могут находиться такие предметы. Согласно ст.341 ТК РФ таможенное обследование проводится должностными лицами таможенных органов при наличии достаточных оснований полагать, что на территории либо в помещениях лиц или в принадлежащих им транспортных средствах находятся товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, или товары и транспортные средства со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, или иные предметы, обладающие признаками вещественных доказательств, а также документы, необходимые для производства по делу о НТП или его рассмотрения, вправе проводить таможенное обследование таких территорий, помещений и транспортных средств. В целях обнаружения следов правонарушения и вещественных доказательств, выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, должностное лицо таможенного органа вправе производить осмотр местности, помещения, товаров и транспортных средств, документов на товары и транспортные средства и иных предметов. Осмотр может проводиться как самостоятельное процессуальное действие, так и при составлении протокола о НТП, при проведении таможенного обследования, при изъятии товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов. Как самостоятельное действие, осмотр допускается: - если товары, транспортные средства, документы на них и иные предметы оказались у должностного лица таможенного органа РФ в результате проведения таможенного контроля, производства таможенного оформления либо ранее проведенных процессуальных действий; - в иных случаях – при наличии согласия владельца этих товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов на проведение такого осмотра. Как самостоятельное процессуальное действия, осмотр проводится в присутствии понятых. К участию в осмотре могут быть привлечены лица, привлекаемые к ответственности за НТП, специалист, свидетель. В случае необходимости при осмотре проводятся измерения, применяются фото и киносъемки, видеозапись, составляются планы, чертежи, схемы, берутся пробы и образцы, изготавливаются слепки и оттиски следов, снимаются копии с документов. Обязательно составление протокола при проведении осмотра как самостоятельного процессуального действия. К протоколу осмотра предъявляются общие требования его составления, при несоблюдении которых возможен повторный осмотр. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов – это процессуальное действие, заключающееся в том, что лицу, ранее каким-либо образом воспринимавшему определенный предмет, в группе однородных предметов предъявляется этот предмет с целью установления индивидуального тождества или групповой принадлежности. Согласно ст.343 ТК РФ объектами опознания являются: - товары; - транспортные средства; - документы на них; - иные предметы, - изъятые при составлении протокола о НТП, проведении таможенного обследования, осмотра, изъятия товаров, транспортных средств и иных предметов. Опознающий предварительно опрашивается об обстоятельствах, при которых он наблюдал предметы, указанные в ч.1 ст.343 ТК РФ, и о признаках, по которым он может произвести опознание. Предъявление для опознания производится в присутствии понятых, о проведении опознания составляется протокол. ПРОВЕДЕНИЕ РЕВИЗИИ, ПРОВЕРКИ, ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ. В случае, когда исчерпаны другие меры для установления фактов и обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, должностное лицо таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о НТП, может назначить проведение ревизии, проверки финансово- хозяйственной деятельности лиц, привлекаемых к ответственности за НТП. Для проведения проверок, ревизий и инвентаризаций по делу о НТП привлекаются специалисты, при это должностное лицо таможенного органа, согласно ч.2 ст.345 ТК РФ, определяет или утверждает государственный орган, предприятие, учреждение или организацию, а также персональный состав ревизоров и специалистов, которым поручается проведение ревизии, проверки, инвентаризации. Решение о проведении ревизии, проверки, инвентаризации осуществляется на основании постановления, которое выносится начальником таможни, начальником вышестоящего таможенного органа и их заместителями, либо руководителями структурных подразделений, например, отдела организации таможенных расследований. В ходе ревизии проверяется: - соблюдение таможенного и валютного законодательства - правильность ведения операций – бухгалтерского учета, материального учета, складского хозяйства, оперативного учета; - имеющиеся в деле о НТП данные о совершении нарушений таможенных правил. Порядок проведения и оформления результатов проведения ревизий, проверок, инвентаризаций лиц, привлекаемых за нарушение таможенных правил, установлен законодательством РФ. По этому вопросу приняты и действуют нормативные акты ГТК РФ, которым руководствуются должностные лица таможенных органов. Например, указание ГТК РФ от 24.11.93 г. № 01-12/994 "О мерах по организации проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД". При необходимости проведения экспертизы должностное лицо таможенного органа РФ выносит постановление, в котором обязательно указывает следующее: - основания для назначения экспертизы; - фамилия эксперта либо наименование таможенной лаборатории или другого соответствующего учреждения, в которых должна быть произведена экспертиза; - вопросы, поставленные перед экспертом; - материалы, представленные в распоряжение эксперта. В случае недостаточной ясности или полноты экспертного заключения может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту. А в случае необоснованности заключения эксперта или сомнения в его правильности назначается повторная экспертиза, получаемая другому эксперту или другим экспертам. По имеющимся в юридическом отделе ЗСТУ данным – случаев назначения повторной экспертизы по делам о НТП в регионе отмечено не было. Для проведения экспертизы должностное лицо таможенного органа вправе получать у лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, руководителя или его заместителя, у других работников предприятий, учреждений или организаций, а также у лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил – образцы подписи, почерка, брать пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов должностным лицом таможенного органа согласно ст.247 ТК РФ выносится постановление и составляется протокол. В необходимых случаях взятие проб и образцов проводится с участием специалиста и (или) в присутствии понятых. Статьей 348 ТК РФ определены права лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, а также его адвоката и представителя при назначении экспертизы, а именно: - после окончания производства по делу о нарушении таможенных правил лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, а при рассмотрении такого дела, также адвокат либо осуществляющий юридическую помощь представитель указанного лица, вправе ознакомиться с постановлением о назначении экспертизы и с заключением эксперта, а также ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной экспертизы. Лица, названные в части первой статьи 348 ТК РФ, также имеют право: - заявить отвод эксперту, - просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц, - представлять дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, - присутствовать с разрешения должностного лица таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту. В случаях удовлетворения таких ходатайств должностное лицо таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, соответственно изменяет или дополняет свое постановление о назначении экспертизы, поручает проведение экспертизы другому эксперту, а если имеются основания, предусмотренные частями шестой и седьмой статьи 326 ТК РФ, назначает дополнительную или повторную экспертизу. При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о НТП, выносит мотивированное постановление, с которым вправе ознакомиться Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|