рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учебное пособие: История государственных символов России

9.         Дайте характеристику знаменам Древней Руси по схеме: Время их возникновения, внешний вид, функции, этимология этих слов, причины появления знамен и т.д.

10.      Назовите древнейшие письменные исторические источники, в которых имеются упоминания о знаменах. Дайте характеристику последним.

11.      Какие знамена (флаги, штандарты) ввел Петр I? Назовите их и дайте им характеристику.

12.      Дайте характеристику знамёнам Руси XVI-XVII веков.

13.      Когда и в связи с чем впервые появились белые, синие и красные цвета знамен России? Назовите причины этого явления.

14.      Когда и при каких условиях появился первый бело-сине-красный официальный флаг России? дайте ему характеристику.

15.      Назовите и охарактеризуйте флаги России XIX века. С чем были связаны изменения в флагах нашей страны.

16.      Рассудите двух спорящих: один из которых утверждает, что бело-сине-красные цвета Петром I были позаимствованы из Голландского флага, а другой – на выбор цветов Российского флага существенно повлияла русская историческая традиция. Свои доводы аргументируйте.

17.      Какие изменения в российском флаге произошли в связи с 300-летием династии Романовых и началом Первой мировой войны?

18.      Назовите изменения, происшедшие в российском флаге в период Временного правительства? Как последнее объясняло эти изменения?

19.      Раскройте историю принятия флагов РСФСР и СССР. Дайте им характеристику. Назовите, какое символическое значение имели эти флаги и их составные части? Какие изменения в этих флагах произошли в последующие времена?

20.      Проследите процесс возвращения бело-сине-красного флага нашей страны в 1980-1990-е годы.

21.      Дайте характеристику флагам города Ставрополя, края и СГУ.


Гимны

Кроме герба и флага символом государства является гимн. Государственные гимны существуют во всех странах. В них отражается особенность государственного строя, господствующая идеология. Начнем изучение истории гимна с раскрытия этимологии этого слова.

Гимн (гр. hymnus / лат himnos – петь, славить, хвалить). А в более широком значении гимн – хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Первоначально слово гимн обозначало любую хвалебную песню, которая не требовала определенной поэтической или музыкальной формы. Исполнялись они при жертвоприношениях и торжествах. В гимнах прославлялись боги и герои. Древнейшие гимны, дошедшие до настоящего времени,- это молитвенные песнопения лирического характера, которые были сложены в Египте и Месопотамии. В гимнах люди обращались к богам: они восхваляли божество, излагали мифы о нем, просили помощи.

Гимнам предшествовали заклинания духов, из них развились именные обращения - призывы к богам с последующими просьбами. Для гимнов древней поры была характерная трехчастная структура: призыв к божеству, миф о нем, молитва с просьбой о помощи (19, 136).

Как поэтическая и музыкальная форма, гимн получил широкое распространение в Древней Греции, где он исполнялся хором, под аккомпанемент лиры (кифары), а иногда сопровождался танцами. Гимн мог петь не только хор, но и отдельные исполнители- солисты. В те далекие времена поэзия была тесно связана с музыкой. Поэты в древние времена в буквальном смысле пели свои стихи. В связи с этим поэт был всегда своеобразным певцом.

В Древней Греции, к примеру, гимн вначале был культовым пением. Позже, здесь же, гимн стал выступать в различных жанрах, таких как пеан- гимн Аполлону, дифирамб - гимн Дионисию… Хотя эти песни были культовыми, но и в них в какой-то мере находила отражение жизнь, история народа. В греческой мифологии существовала даже муза гимнов – Полигимния (58,111).

В раннем христианстве также имелись гимны во славу богов, позднее- святых. В христианской церкви гимны появились в III- IV веках. Это были религиозные песнопения на библейские тексты. Христианские гимны славили Христа и святых. Крупнейшим гимнотворцем на Западе был причисленный к лику святых Иоанн Дамаскин (VII - VIII века). Мелодии его гимнов до сих пор звучат во время православных богослужений (Там же). Кроме Дамаскина тексты западно-европейских гимнов приписываются Аврелию Августину и Амвросию Медоланскому. Первое собрание гимнов с буквенной нотацией (записью) мелодии относится к XI- XII векам. В конце XIV века с развитием многоголосия появились полифонические гимны, исполнявшиеся как при официальных государственных церемониях, так и важных гражданских актах. (19, 136)

Христианский гимн ведет свое начало от первых времен христианства, когда хвалебные песни пелись в катакомбах и пещерах. В христианское богослужение вошли гимны как Ветхого Завета (гимны Захария и Симеони), так и Нового Завета. Создатель христианских гимнов Амвросий ввел собственно гимн в порядок богослужения в Милане, благодаря чему он считается «отцом» церковного пения. У христиан гимны- хвалебная песнь богу или святым. Они относятся к III в. н. э. и приходят с территории Сирии, представляя собой перефразированные тексты Библии.

Существовали гимны и в Византии, которые были составной частью литургического пения. Они считались отголоском небесного пения ангелов. Наибольший расцвет гимнов в Византии приходится на V- VI вв. и охватывает значительный последующий период времени. Византийская культовая музыка оказала значительное влияние на все страны Восточной и Западной Европы. Уже в V-VIII веках исполнение гимнов в церкви ряда стран Западной Европы становится повсеместным и регулярным. С VII века издаются специальные сборники гимнов - гимнодии. Но только с XIII века практика исполнения гимнов в богослужении официально признается церковными властями. Следовательно, с этого времени гимны становятся неотьемлемой частью церковных обрядов. В конце XIV в. появляются многоголосные гимны.

В XV- XVI веках возникают новые формы гимнов, не связанных так тесно с церковными обрядами, т. е. гимн выходит за рамки культовых песнопений и используется не только в церкви, но и в светской среде. Именно в это время торжественным песнопением сопровождаются выходы государей и их приближенных, не только церковных иерархов. На основе этих гимнов позже складывались государственные и иные гимны.

Мы коснулись истории возникновения церковных гимнов. А ведь существуют и другие типы гимнов - государственные, военные, революционные, гимны национальных и международных организаций, в честь какого- либо события, героя, учреждения (гимн СГУ), предприятия и др. Они играют огромную роль в общественно- политической жизни страны, являясь одним из средств массовой агитации, мобилизующей и организующей силой.

А теперь коснемся вопроса возникновения и эволюции светских, гражданских, национальных гимнов зарубежных стран и нашего государства- в первую очередь, т. к. гимны России являются объектом нашего исследования. Но связь наших гимнов с гимнами зарубежных стран велика.

В России гимны появились позже, чем в других зарубежных странах. В этом плане Россия была как бы преемницей гимнов зарубежных стран, наполняя их своим содержанием.

Здесь мы подходим к вопросу о возникновении гимнов в начале в форме песни, воодушевляющей на борьбу, а потом в значении национальных ( государственных).

Е. В. Герцман (19, 136), Н.А. Соболева и В.А.Артамонов (60,61) утверждают, что нередко значение гимна приобретали песни, которые появились в ходе революционной и национально-освободительной борьбы, когда они приобретали широкую популярность и прославляли какую-либо идею, героя, знаменательное историческое событие и т.п. Далее они пояснили, что гимны различных стран создавались на неодинаковой основе и, естественно, несли различные идеи и вызывали различные эмоции. Например, лирико-эпическая чешская песня «Где Родина моя?» (1834) воспевала любовь к прекрасной уютной и малой Чехии того времени, французская «Марсельеза» (1792), «Еще Польша не погибла» (1797), «Гимн гарибальдийцев» (1848), «Еще Украина невмерла», звали к защите страны, а русский гимн «Гром победы, раздавайся» (1791) вселял радость, неустрашимость и гордость за российскую державу и др.

Далее Н.А. Соболева (72, 170) дополняет только что сказанное: в XV- XVI веках возникают новые формы гимнов, не связанных так тесно с церковными обрядами. В это время появляются прекрасные гимны – песни , которые вдохновляли людей на бой. К ним относились: «Кто они, божьи воины»- гимн гуситов в Чехии, «Господь, твердыня наша» - песня времен Крестьянской войны в Германии.

Все перечисленные гимны- песни не были национальными и государственными, они существовали в небольшой части населения, той части людей соответствующих стран, которые участвовали в национально-освободительной борьбе и, естественно, выражали интересы именно их.

Начиная с XVII века, появляются национальные гимны торжественного происхождения и исполняемые при всех официальных мероприятиях страны. Именно они выражали национальные идеи и интересы всей нации соответствующего государства.

С борьбой за независимость связано появление многих теперь уже национальных гимнов. Об этом писали Н. А. Соболева (72,170) и Е. В. Пчелов (58,111). В начале XVI века в Голландии (впоследствии одной из провинций Нидерландов) началась национально-освободительная борьба против испанского владычества. Эта борьба закончилась успехом: Голландия стала независимой от Испании (1648). Возглавлял борьбу Вильгельм Оранский (Нассаукий). Вот в честь его и была сложена песня «Вильгельмус Ван Нассауве».Эта песня со временем стала гимном всего государства (после объединения всех провинций в одно государство под названием Нидерланды). Именно этот гимн считается первым гимном в Европе.

Как справедливо отмечает Е. В. Пчелов (Там же) другие государственные гимны появились в XVIII- XX веках. Верно было им подмечено, что происхождение гимнов в разных странах имело свои особенности: в одних случаях в качестве гимна выступала молитвенная песня, в других - военный марш или революционная мелодия. Но при всем этом все они превращались в постоянные символы соответствующих государств, торжественные звуки которых объединяли нацию, вселяли в нее чувство гордости и уважения к своей родине и вдохновляли народ на новые дела и свершения.

Следующим национальным гимном стал английский под названием «Боже, храни короля» (God save the King), составленный в 1743 году в Лондоне композитором Генри Кэри (ок. 1690-1743). О возникновении и значении этого гимна писали Н. А. Соболева (72,170), В. В. Крутов (38,91-92) и Е. В. Пчелов (58,112). Впервые этот гимн был исполнен в 1745 году. Он написан по типу церковного хорала. В нем прославлялся государь. Популярность английского гимна была огромная: его мелодия с небольшими изменениями стала основой гимнов 23 стран, в том числе Дании (1750), Пруссии (1793), России (1816), Швейцарии (1830), Германии (1871) и др.

Кроме того, указанные авторы отмечали, что Г. Кэри, кроме гимна, составил более 100 баллад, а также писал песни, кантаты, оперы, водевили - в большинстве случаев на собственные тексты. А его патрическая песня «Боже, храни короля» впервые прозвучала в одной из театральных постановок. После чего она имела огромный успех в Англии и вскоре стала гимном этой страны, являясь таковым и в наше время.

Немного другим было происхождение государственного гимна Франции. Об истории возникновения и значении гимна Франции писали С. М. Хентова (76,6-10), В. С. Гнидаш (20,46), Н. А. Соболева (72,71-72), В. К. Романовский (61,35-36), Е. В. Пчелов (58,112,127-129) и др.

Автором слов и музыки гимна Франции стал военный инженер в звании капитана, поэт и композитор Клод Жозеф Руже де Лилль (1760-1836).

Весной 1791 года он прибыл для прохождения службы в Рейнскую армию, дислоцировавшуюся во французском пограничном городе Страсбурге, расположенном на реке Иль близ ее впадении в Рейн.

Известно, что падение Бастилии 14 июля 1789 года стало началом Великой французской революции. Чтобы задушить эту революцию, Австрия и Пруссия готовы были начать войну против Франции. В связи с чем Национальное собрание Франции весной 1792 года объявило войну Австрии и Пруссии. Рейнская армия, в которой служил Руже де Лилль, готовилась в поход против австрийских и прусских войск. Именно в это время, чтобы воодушевить солдат и офицеров Рейнской армии Франции на борьбу с внешним врагом, Руже де Лилля попросили написать боевую походную песню. Просьба ему была передана поздно вечером. В глубоком патриотическом порыве де Лилль за одну ночь сочинил слова и мелодию военной по тематике песни. За что его современники назвали «гением одной ночи».

Назвал свое сочинение так: «Боевая песня Рейнской армии». Как указывает уже названная нами Н. А. Соболева, исследователям до конца не удалось выяснить, какую роль эта песня сыграла в военных делах рейнской армии. В то же время она сыграла огромное значение в революционных событиях Франции. Эта песня особенно понравилась марсельцам, которые назвали ее вначале «Маршем Марсельцев», а позже - «Марсельезой». Они организовали батальон в 500 человек для помощи восставшим парижанам, который сразу же отправлялся в Париж. После двадцативосьмидневного марша этот батальон подошел к Парижу. 30 июля 1792 года он вступил в Сент-Антуанское предместье Парижа под проницательные звуки «Марсельезы» для оказания помощи восставшим паританам. «Марсельеза» имела успех и за пределами Франции. В связи с чем позже появилось в разных странах бесчисленное количество других «Марсельез», со своими текстами. Так возникли чешская, венгерская, сербская и даже русская «Марсельезы». О последней «Марсельезе» будет сказано в этом пособии позже, когда она станет государственным гимном России после февральских событий 1917 года.

По Декрету от 14 июля 1795 года «Марсельеза» была объявлена национальной песней во Франции, а с 1884 года- официальным национальным гимном Французской Республики, функционирующим и в настоящее время.

После «Марсельезы» гимн становится торжественной песней, но уже светского содержания, в отличие от предыдущих гимнов, являвшихся по большей части религиозного содержания. Светского содержания были и гимны революционных движений рабочих, прокатившихся по Европе в XIX веке.

В XIX веке в Европе произошли буржуазные революции. Именно в это время гимны стали отличаться (конечно же и под воздействием «Марсельезы») своим патриотизмом и призывали народ к сплочению и борьбе. Поэтому в этом отношении можно назвать «Гимн гарибальдийцев» А. Оливьери в Италии, «Ракоци марш» в Венгрии, «Безансон» в Бельгии, «Гей, славяне» С. Томашика в Чехии (1834). Последний в 1848 году был утвержден славянским съездом в качестве гимна славянского возрождения, братства и единства.

Теперь коснемся вопроса о возникновении «Интернационала» - вначале не государственного, а известного международного пролетарского гимна. Он был написан французским поэтом- песенником Эженом Потье (1816- 1887) в июне 1871 года под впечатлением героической обороны Парижской Коммуны. Но вначале Потье был известен в Париже как искусный рисовальщик тканей. Дела в его мастерской шли успешно. Заказчиков было много. Собратья по ремеслу считали, что в будущем Эжен мог стать состоятельным человеком. Но Потье бросил свое ремесло, вступил в I Интернационал, участвовал в его работе и на баррикадах. За участие в работе Парижской Комунны был приговорен к смертной казни. Но он бежал за границу и только перед смертью возвратился во Францию. Умирал заброшенным и нищим.

Друзья Потье собрали деньги на издание книги «Революционные песни», куда вошел и текст его «Интернационала». Эта книга вошла в свет весной 1887 года, а в ноябре этого же года Эжен Потье скончался. В гроб с его телом был положен сборник стихов «Революционные песни», где, естественно, был текст его «Интернационала».

В июне 1888 года сборник «Революционные песни» попал в руки музыканта- любителя Пьера Дегейтера (1848- 1932), жившего на севере Франции, в городе Лилле. Он был рабочим фабрики. Дегейтер нашел в этом сборнике текст «Интернационала» Эжена Потье. Вскоре им была написана музыка к тексту «Интернационала», который был впервые исполнен на празднике Союза газетчиков 23 июня 1888 года в городе Лилле. Эта дата считается годом рождения хоровой песни- гимна «Интернационал» Потье - Дегейтера.

Нами только что были рассмотрены истории возникновения четырех песней- гимнов различных стран: Голландии - «Вильгельмус Ван Нассауве», Англии - «Боже, храни короля» и Франции - «Марсельеза» и «Интернационал». Это было сделано для того, чтобы показать, что голландский гимн был первым официальным государственным в Европе. Это важно знать читателям, да и студенты часто задают вопросы о том, в какой стране и когда появился первый официальный гимн. Мелодия же английского гимна стала музыкальной основой в составлении гимна России в начале XIX века. А два указанных французских гимна стали официальными гимнами России в первой половине XX века.

А вот когда и при каких обстоятельствах некоторые из перечисленных гимнов влияли на составление гимнов или становились гимнами России в качестве официальных, будет сказано в данном пособии позже.

А теперь коснемся вопроса о гимнах нашей страны от их возникновения до настоящего времени. Данный вопрос рассматривали Н. А. Соболева (72,173-177), В. В. Крутов (38,29), Е. В. Пчелов (58,112), В. К. Романовский (61,30).

В Древней Руси торжественные церемонии всегда проходили под церковные песнопения. А богослужебное пение на Руси пришло из Византии после крещения в 988 году. Музыкальными инструментами Древней Руси, как об этом записано в летописях, являлись «бубны, трубы, сопелки». В подтверждение этих фактов можно привести следующие данные: в Липецкой битве, произошедшей в 1216 году, у Юрия Долгорукова имелось 140 труб и бубнов. В этой же битве новгородцы выставили 60 труб, а владимиро -суздальцы – 40 труб и 40 бубнов. Нет никаких сомнений в том, что под указанные инструменты осуществлялось песнопение в те далекие времена как среди военных, так и гражданского населения. В России в ответственные минуты русской истории исполнялись православные молитвы из церковного обихода. Например, в «Повести временных лет» (XII в.) имеется прославление в честь Иисуса Христа: «… пойте Господа, благословляйте его. Возвещайте в народах славу его, во всех людях чудеса его, ибо Господь и достохвален». А в «Слове о полку Игореве» содержались строки, восславляющие молодых воинов и их князя: «Молодых теперь настало время славить нам //…Здравь будь князь и вся дружина здрава! // Слава князьям, и дружине слава! Аминь»

Вплоть до конца XVII в. в России звучала церковная музыка во время церемоний, на которых позже стал звучать государственный гимн. Какое духовное песнопение чаще всего исполнялось на государственных церемониях, сказать трудно из-за отсутствия специальных исследований. Однако известно, что в 1479 г., в год освящения Успенского собора, был создан профессиональный хор «Государевых певчих дьяков». В XV- XVII вв. хор пел православные духовные песнопения гимнического характера во время церковных праздников и событий общегосударственного значения (71,66).

Впоследствии церковное песнопение развивалось и совершенствовалось. Уже в XVI веке в нашей стране появились торжественные канты, которые являлись разновидностью гимнов. Канты писались на религиозные тексты и бытовали в кругах духовенства, в монастырях. И они совершенствовались - вскоре они стали по содержанию светскими и составлялись на патриотические и лирические темы, т. е. тематика их изменялась. При Петре I появились «виватные канты» - по сути, светские гимны, исполнявшиеся на церковный манер. «Виватные канты» исполнялись в честь побед Петра на суше и на море. Среди таких кантов были и такие, как «Виват, Россия, именем преславна» и «Радуйся, российский орле двоеглавый».

Кроме виватных кантов в XVIII веке в торжественных случаях исполнялся и церковный гимн «Тебя, Бога, хвалим». Этот гимн вместе с соборными и певчими пел, преклонив колена Петр I в 1721 году по случаю Ништадтского мира со Швецией (1700-1721). Гимн «Тебя, Бога, хвалим» исполнялся во время молебнов, в дни именин членов Императорской семьи, при коронации русских царей.

В XVIII веке появились трехголосные хоровые канты. У них расширялась тематика - появляются патриотические, лирические, любовные, бытовые канты. Конечно, после того, как канты приобрели светский характер, естественно, они стали исполняться различными слоями населения, прежде всего городского.

В свое время Петр Великий внес много изменений не только в жизнь, но и в музыку. Но в начале своей государственной деятельности он был равнодушным к музыке, недооценивал ее как вид искусства. В то же время Петр I очень ценил религиозную музыку, даже сам нередко пел на клиросе. Но после того, как он побывал за границей, музыка для него стала важной в его личной и государственной жизни. В то же время, как в отрочестве, так и в период его царствования, ему приходилось слушать музыку от иностранных дипломатов, приезжавших в Москву, привозя иногда с собой даже оркестры. А позже он проявлял личную заинтересованность и инициативу в приобретении музыкальных инструментов. Например, в 1699 году Петр I купил за границей оркестр гобоистов, так понравившийся ему.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.