рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учебное пособие: История государственных символов России

Известно, что Петр Великий много времени уделял развитию военной музыки. Благодаря ему вскоре в составе русских военных оркестров появились гобоисты, флейтисты, литавристы, трубачи - правда, в ограниченном количестве. Например, в 1700 году в армии Петра имелось всего лишь 6 иностранных трубачей. Правда, во время Полтавской битвы, состоявшейся в 1709 году, Петру удалось захватить в качестве трофеев военные оркестры с различными музыкальными инструментами, ранее принадлежавшими армии шведского короля Карла XII.

С целью развития военной музыки в 1711 году был издан указ о штатах полковых оркестров. А с 1722 года было решено: все полки русской армии должны были в обязательном порядке иметь свои оркестры. Военные марши с этого времени стали неотъемлемой частью существования русской армии. Марши воодушевляли войско, сплачивали воинов перед лицом врага, придавали бодрости солдатам. Под звуки марша они устремлялись в штыковую атаку, марши исполнялись на парадах и торжественных церемониях.

В царствование Петра I появились условия, потребности и возможности для возникновения гимна. Это было как бы ответом на развитие музыки в стране «до» и «во» время царствования Петра Великого. И результат не замедлил появиться: в первой четверти XVIII века появился «Преображенский марш» одноименного полка петровских времен. Созданные Петром I Преображенский и Семеновский полки не раз на деле доказывали свою преданность престолу и Родине. Они участвовали во многих войнах синостранными государствами.

Впоследствии эти полки стали гвардейскими. Гвардейцы же считались лучшими воинами русской армии. Сам Петр I служил в Преображенском полку и даже получил здесь звание полковника этого полка, чем очень гордился. Все последующие российские государи, в том числе и императрицы, являлись шефами Преображенского полка и его полковниками. Необходимо отметить, что со временем число гвардейских полков увеличивалось, но петровские Преображенский и Семеновский продолжали оставаться старейшими и почетными в русской армии. В связи с этим именно марш Преображенского полка обрел большую популярность и значение в русской армии (58, 113, 114). Автор и дата возникновения этого марша неизвестны. Кстати, этот гимн определенное время выполнял функции государственного. В связи с этим его исполняли в честь побед русских войск, во время коронаций русских царей (в частности, Екатерины I в 1724 году), а также на военных смотрах и парадах. Необходимо отметить немаловажный факт: в 1814 годы русские войска вошли в Париж под музыку «Преображенского марша».

Четкость и скорость темпа (120 шагов в минуту) делали его незаменимым во время военных походов и парадов. Но он выполнял и функции светского гимна на парадах, торжественных выходах царских особ, во время приема послов иностранных государств.

При Петре Великом были созданы и военные полковые оркестры. В 1722 году, например, оркестр Преображенского полка имел 40 музыкантов- флейтистов, барабанщиков и трубачей. Каждый полк русской армии обязанбыл иметь свой марш.

Каждый полк, естественно, гордился своим маршем, но только марш Преображенского полка имел особую известность и популярность. «Преображенский марш» звучал при штурме Измаила (1790), при сражении под Бородино (1812) и Лейпцигом (1813). В конце XIX века марш элитного полка Российской Империи стал главным военным маршем нашей страны (31,3).

Как было сказано выше, автор музыки «Преображенского марша» до сих пор неизвестен. А слов к этому маршу вообще не было. А потому «Преображенский марш» долгое время исполнялся только в музыкальном варианте. И только в 1805 году офицер Преображенского полка С. Н. Марин написал слова на музыку этого марша. Сам Марин был участником войн с Наполеоном. Во время Аустерлицкого сражения (1805) он был тяжело ранен, проявил мужество и героизм, за что был награжден золотой шпагой с надписью « За храбрость» (58,114).

Необходимо отметить, что слова Марина для «Преображенского марша» были столь же бодрыми и призывными, как и сама музыка:

Пойдем, братцы, за границу

 Бить Отечества врагов.

 Вспомним матушку- царицу,

 Вспомним, век ее каков!

 Славный век Екатерины

Нам напомнит каждый шаг;

 Те поля, леса, долины,

Где бежал от русских враг…

«Преображенский марш» удивительно красив, его великолепный музыкальный рисунок обеспечил ему долгую и славную жизнь вплоть до 1917 года, так как в конце этого года Преображенский полк был расформирован, но его марш обрел новую жизнь. В стране сложилась такая обстановка, когда белые армии не могли пользоваться старым гимном - «Боже, царя храни!», в связи с тем, что не все в их рядах желали возращения царя на престол. В то же время и революционные песни были для них также неприемлемы (58,115). В связи с чем «Преображенский марш» продолжал существовать в белом движении времен гражданской войны. Например, в Доброволческой армии этот марш выполнял функцию светского гимна (72,178),с ним встречали иностранные делегации, под его звуки прощались с русской землей, уезжая в другие страны эмигранты, Первой волны (58,115).

В русской эмиграционной среде «Преображенский марш» не потерял своей популярности: и ныне его исполняют при поднятии флага и боевых знамен, на церемониях памяти павших и т. д.

Надо отметить, что «Преображенский марш» в музыкальном варианте неоднократно звучал в нашей стране и в советское время в исторических фильмах и радиопередачах, посвященных исторической тематике. А в настоящее время этот марш все чаще исполняется военными оркестрами Российской армии.

После «Преображенского марша» на свет появился другой не менее важный гимн-марш «Гром победы, раздавайся!» А его история возникновения такова.

В царствование Екатерины II Россия одержала множество побед. В связи с этим возникла настоящая потребность в музыке, которая символизировала бы музыкальный «флаг». Именно в эту эпоху было создано музыкальное произведение под многозначительным названием «Гром победы, раздавайся!», которое стало, по сути, новым музыкальным символом России (61,31).

В декабре 1790 году русские воины под командованием А. В. Суворова взяли крепость Измаил, которая считалась неприступной. В честь этой победы Г. А. Потемкин (сподвижник Екатерины II), в апреле 1791 года организовал бал, где 300 певцов во время появления императрицы Екатерины II исполнили марш «Гром победы, раздавайся!» Текст этого марша был написан Гавриилом Романовичем Державиным (1743-1816). Он был представителем русского классицизма. Музыку к нему сочинил Осип Антонович Козловский (1757-1831). Он участвовал в войне против турок, был участником штурма Очакова (1788), там же своими музыкальными способностями обратил внимание князя Г. А. Потемкина, который поставил его во главе своей капеллы в Санкт- Петербурге. После смерти Потемкина (1791) Козловский был назначен заведующим Санкт-Петербургскими театральными оркестрами и занимал эту должность в течение 35 лет (38,93).

Козловский написал около 70 музыкальных произведений, в которых прославлялись победы русских воинов. Им была написана музыка к пяти трагедиям, в то же время он славился своими полонезами, из которых наибольшую популярность и славу приобрел «Гром победы, раздавайся!», фактически став на некоторое время неофициальным национальным гимном России. А по сути, этот марш-полонез был гимном русского дворянства: он открывал дворянские балы, звучал в парках дворянских усадеб. Поэтому дворянин Троекуров из повести А.С. Пушкина «Дубровский» часто насвистывал мелодию этого музыкального сочинения (58,117).В то же время его исполняли песельники на полях сражений под грохот оружейных залпов и стук барабанов, звон тарелок и колоколов. «Гром победы…» создавал приподнятое, торжественное настроение. Он пробуждал гордость за свое Отечество, воодушевляя россиян примерами побед и героизма их доблестных соотечественников (72,179).

Гимн «Гром победы…» венчал многочисленные победы русского воина и оружия. Он стал песнью в то время, когда и наша страна достигла рассвета, когда турки в результате русско- турецкой войны (1787-1791) были разгромлены и Россия торжествовала по случаю окончательного выхода к Черному морю (58,118).

Но с воцарением Павла I, который отрицательно относится к деятельности своей матери (Екатерины II) «Гром победы…»перестали исполнять (61,31). И только через 100 лет в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковский ввел мелодию этого марша в сцену прибытия на бал Екатерины II (58,118).

Упоение величием Российской империи слышалось в каждом звуке и слове «Грома победы, раздавайся!»:


ГРОМ ПОБЕДЫ, РАЗДАВАЙСЯ!

(Первый российский неофициальный

гимн-марш. 1791 г.)

Музыка О. А. Козловского.

Слова Г. Р. Державина.

Грома победы, раздавайся!

Веселися, храбрый Росс!

Звучной славой украшайся.

Магомета ты потрес!

Воды быстрые Дуная

Уж в руках теперь у нас;

Храбрость Россов почитая,

Тавр под нами и Кавказ.

Уж не могут орды Крыма

Ныне рушить наш покой;

Гордость низится Селима,

И бледнеет он с луной.

Стон Синая раздается

Днесь в подсолнечной везде;

Зависть и вражда мятется

И терзается в себе.

Мы ликуем славы звуки,

Чтоб враги могли узреть,

Что свои готовы руки

В край вселенной мы простреть.

Зри, мудрейшая царица!

Зри, великая жена!

Что Твой взгляд, Твоя десница

Наш закон, душа одна.

Зри на блещущи соборы,

Зри на сей прекрасный строй;

Всех сердца Тобой и взоры

Оживляются одной.

Припев: Славься сим, Екатерина!

Славься, нежная нам мать!

Почти одновременно с «Громом победы…» появился русский духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе».(61,32) Иногда эту песнь считали гимном национальным, но государственным он никогда не был. К этому гимну музыку написал композитор Бортнянский Дмитрий Степанович (1751- 1825). Он заслуженно считался значительным русским композитором второй половины XVIII- начала XIX веков, большим мастером духовной музыки, которая и сегодня часто исполняется в храмах. Гимн привлекал сердца людей в первую очередь в высшей степени искренним обращением к Богу. По сути, он был настоящим духовным гимном страны (58,120). Слова гимна «Коль славен…» написал Херасков Михаил Михайлович (1733- 1807). Он работал директором Московского университета, был действительным тайным советником. Являлся одним из самых известных поэтов своего времени, за что современники его называли «русским Гомером» (61,31).

Современники так характеризовали Хераскова: «Человек острый, ученый и просвещенный». Он писал оды, лирические стихотворения, пьесы, романсы, героические и эпические поэмы, но «Коль славен наш Господь в Сионе» стал вершиной его творчества. (58,120).

Гимн Бортнянского и Хераскова построен на основе церковных и народных напевов и исполнялся в медленном темпе, тем самым оказывал огромное воздействие на слушателей, поэтому он обрел громадную популярность среди населения. Он звучал во время церковных праздников и крестных ходов, исполнялся ежевечерне в армии, при погребении генералов и офицеров, умерших во время прохождения действительной службы, при производстве юнкеров в офицеры и т. д. «Коль славен…» в дореволюционное время являлся всеобщим национальным духовным гимном России, занимая наиболее почетное место. Этому доказательство- его текст:

КОЛЬ СЛАВЕН НАШ ГОСПОДЬ В СИОНЕ

(Национальный духовный гимн России.

1790-е гг.) Музыка Д. С. Бортнянского.

Слова М.М. Хераскова.

Коль славен наш Господь в Сионе,

Не может изъяснить язык:

Велик он в небесах на троне,

В былинах на земле велик.

Везде, Господь, везде Ты славен

В нощи, во дни сияньем равен.

Тебе Твой Агнец златострунный

В себе изображает нам;

Псалтирью мы десятиструнной

Тебе приносим фимиам!

Прими от нас благодаренье

Как благовонное куренье.

Ты солнце смертных освещаешь

И любишь, Боже, нас как чад.

Ты нас трапезой насыщаешь

И зиждешь нам в Сионе град;

Ты грешных, Боже, посещаешь

И плотию Своей питаешь!

Как пишет Н. А. Соболева (72,181): «Колоколами Спасской башни Московского Кремля вызванивались: в 12 и 18 часов «Преображенский марш», а в 15 и 21 час - «Коль славен наш Господь в Сионе». Как видно из всего этого, они были «на слуху» в течение 60 лет - с 1856 по 1917 год.

После революции в октябре 1917 мелодии этих гимнов были заменены пролетарским «Интернационалом» и революционной траурной песнью «Вы жертвами пали…» (58,120).

Во время гражданской войны «Коль славен наш Господь в Сиане» исполнялся в белой армии адмирала А. В. Колчака, а в эмиграции служил знаком духовного единения русских людей за рубежом, выехавшие в первые годы после октябрьской революции в России (58,121).

Н. А. Соболева (72,181)справедливо отметила, что «… вышеназванные мелодии гимнического характера не являлись официальными или государственными гимнами, но в разные времена отчасти выполняли функции гимна. В то же время, Россия нуждалась именно в государственном гимне, в котором в высшей мере отражалась бы история страны, а также прославлялись ее прошлое и настоящее».

В связи со сказанным Соболевой и естественным положением в России - отсутствием официального, государственного гимна страны - император и его приближенные, постепенно осознавая такое положение, предпринимали все возможное для создания своего собственного гимна, российского и по текстовой и музыкальной форме. И это им удалось. Был сочинен именно такой гимн, мелодия и слова были близки как высшей элите страны, так и всем жителям страны от «ученых до невежи».

А теперь раскроем вопрос о создании государственного гимна России.

В начале XIX века Россия еще не имела своего национального гимна или мелодии, которая могла бы исполняться при проведении торжественных мероприятий. Процесс составления гимна страны начался именно в начале XIX века. И это неслучайно. Для возникновения государственного гимна в то время в стране имелись соответствующие объективные условия, а именно: во-первых, были изгнаны за пределы страны французские войска в результате войны в 1812 года, а события этой войны, «…пробудили к новой жизни русскую нацию» (Н. Г. Чернышевский), во-вторых, произошло, по сути, победоносное шествие русских войск по Европе вплоть до Парижа и взятие его, за что вся освобожденная Европа была благодарны России, в-третьих, в связи с вышесказанным в стране царил высочайший патриотический подъем настроений всего русского народа. Все сказанное только явлилось могучим толчком для развития русской культуры и повышения национального самосознания русского народа. Вся эта обстановка в стране настоятельно требовала иметь собственный российский государственный гимн. Ибо тогда «в чести» была в стране мелодия английского гимна «Боже, храни короля…» А поэтому нетрудно догадаться, что в этом отношении начался тщательный поиск своего, русского музыкального символа, который отвечал бы духу и характеру русского самобытного характера. В связи с этим в начале XIX века в стране появилось множество стихов, прославляющих Александра I и ратный подвиг русского народа.

 В 1813 году А. Х. Востоков (1781-1864) написал «Песнь русскому царю», а мелодия к ней была от английского гимна «Боже, храни короля».(58,121)

Жуковский В. А. в 1815 году написал стихотворение «Молитва русских» Вариант текста В. А. Жуковского 1815 г.На музыку ан. гимна «God, save the King»:

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!

Гордых смирителю,

Слабых хранителю

Все ниспошли!

Это был текст русского гимна, а мелодия известного английского гимна.

Вскоре это стихотворение стало первым государственным гимном России при следующих обстоятельствах. В 1816 году в Варшаву приехал Александр I. Его здесь встречали под музыку гимна «Молитва русских». После чего он распорядился исполнить этот гимн полковым оркестром при встрече императора. А поэтому в период с 1816 года по 1833 год, т. е. 20 лет, гимн «Молитва русских» был официальным государственным гимном России (72,181).

Многие задают вопрос: «Почему музыка английского гимна была взята к русскому тексту?» Во-первых, она была достаточно распространена в Европе (как уже говорил раньше, английский гимн использовался в 23 странах Европы), во-вторых, это была мелодия стран антинаполеоновской коалиции (61,32). Но для России, победительницы войск Наполеона и освободительницы Европы, это положение было неприемлемым, так как английский гимн не мог в перспективе исполняться в нашей стране. А поэтому необходимо было сочинить свой, российский гимн. И автором музыки его стал Львов Алексей Федорович (1798-1870). Слова к готовой мелодии пишет Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) – близкий и преданный царской семье человек: ему было поручено воспитание будущего наследника русского престола - Александра II. А поэтому понятно, почему Николай I не привлек к сочинению гениального поэта А.С. Пушкина или композитора М.И. Глинку – они по-своему могли понять задачу и предложить слишком оригинальное решение. Вариант Львов-Жуковский был, может быть, проще, но гарантировано преданный. Создание российского государственного гимна произошло при Николае I, который уделял большое внимание утверждению самобытной российской государственной символики, чтобы придать ей большое монархического веса. А все происходило следующим образом.

Львов Алексей Федорович был отличным скрипачом, дирижером. Крупнейшим представителем русского скрипичного искусства первой половины XIX века. Игру Львова однажды слушал композитор Шуман, после чего он написал: «…Если в России играют так, как господин Львов, то всем нам надо ехать в Россию не учить, а учиться» (38,66), (33, 22). Он был близок к царской семье: аккомпанировал на скрипке любившей петь великой княгине Ольге Николаевне, писал музыкальные пьесы для домашних концертов семьи царя (Николай играл на трубе, императрица Александра Федоровна- на фортепьяно, а все семейство любило петь молитвы). Сам Николай I часто посещал дом Львова, был крестным отцом его трех детей: Федора (1842), Прасковьи (1844) и Александра (1846) (38, 29).

В 1838 году А.Ф. Львов жениться на Прасковье Абазе. Свадьба состоялась в Аничковом дворце, и сам Николай I был посаженным отцом жениха (5, 97).

 В 1833 году Николай I посетил некоторые страны Европы. Вместе с ним был и А. Ф. Львов. За границей Николая I и его свиту встречали и провожали английским гимном «Боже, храни короля». После возвращения в Россию император якобы заявил: «Скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую» (72,182). При этом император поручил написать новый, русский гимн А. Ф. Львову, как одному из близких к нему людей. А мог поручить М. И. Глинке-композитору номер один того времени.

Сам А. Ф. Львов так писал об этом: «В 1833 году граф Бенкендорф сказал мне, что Государь, сожалея, что мы не имеем своего народного гимна и скучая слушать музыку английскую, столько лет употребляемую, поручает мне попробовать написать гимн русский. Задача эта показалась мне весьма трудною, когда я вспоминал о величественном гимне английском, об оригинальном гимне французов и умилительном гимне австрийском. Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувственный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа – от ученого до невежи. Все эти условия пугали меня, и я ничего написать не мог. В один вечер, возвратясь домой поздно, я сел к столу и в несколько минут гимн был написан. Написав эту мелодию, я пошел к Жуковскому, который сочинил слова…»(6,5) (38,95):

Боже, царя храни!

Сильный державный,

Царствуй на славу, на славу нам!

Царствуй на страх врагам,

Царь православный,

Боже, царя, царя храни!

Гимн Львова-Жуковского «Боже, царя храни» отличался своей простотой формы и силой идеи. Он был самым кратким в мире: всего 6 строк и 16 тактов легко западали в душу, без особого труда запоминались абсолютно всеми и были рассчитаны на троекратный куплетный припев.

Кстати, греческий гимн 1864 года состоял из 158 строк.

Несложную хоральную мелодию Львова называли одной из красивейших в мире. Иностранцы писали, что «… величавые звуки несли неотразимое обаяние». Она звучала «величественно и твердо» - именно так было написано на автографе ее создателя.

Гимн подлежал обязательному исполнению на всех парадах, на разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах Русской армии, встречах императорской четы войсками, во время принятия присяги, а также в гражданских заведениях (71, 111).

Как видно, Львов сочинил новый российский гимн за один вечер. В этом отношении он уподобился Клоду Жозефу Руже де Лиллю, который тоже написал свою «Марсельезу» за один вечер. За это его современники называли «гением одной ночи». Такое же высказывание можно сделать и в адрес нашего соотечественника - Алексея Федоровича Львова.

Впервые этот гимн официально был исполнен при следующих обстоятельствах. Об этом хорошо написала Н.А. Соболева (61,184): «30 августа 1834 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге был открыт монумент – Александрийский столп – в честь победы над Наполеоном в войне 1812 года. Торжественное открытие монумента сопровождалось парадом войск, перед которым впервые в столь официальной обстановке исполнялся гимн России – «Боже, царя храни»».

9 сентября 1835 года состоялось одно из первых грандиозных исполнений этого гимна под Калишем во время русско-прусских маневров. Хор и оркестр из 2400 музыкантов вызвали всеобщее восхищение двух армий и публики. Даже иностранцы подхватывали слова на русском языке (71,111).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.