рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учебное пособие: История государственных символов России

На протяжении человеческой истории существовало огромное разнообразие образцов знамен.

Флаги существуют уже более 3000 лет. Они, конечно, не были похожими на современные. Например, как считают некоторые исследователи, первые флаги были деревянными или металлическими шестами, наверху которых помещали фигуры птиц, животных или иные символы. Как пишет Шепелева (25,30): около 2000 лет назад для изготовления флагов стали использовать ткань, а 500 лет назад полотнище стало главной частью флага.

Самый старый флаг относится к 3000 году до н.э. Он найден в 1972 году в Кхабисе в Иране. Сделан он был из металла и имел размеры 9 на 9 дюймов. На нём имелись изображения орла, двух львов, богини, трех женщин и быка (75, 184). Подобие флага видно на изображении корабля времен Рамзеса III – фараона Египта, жившего с 1204 по 1173 год до н.э. Кроме этого, своеобразные полотнища выставлялись перед домами знатных египтян (43,5). В те далекие времена эти своеобразные флаги применяли и древние греки, в основном как сигнальные. (Там же).

В Древнем Риме, например, к числу первых военных знаков (флагов) относится изображение орла, которого здесь называли «птицей Юпитера». Орел в этом случае ассоциировался со скоростью, силой и боевым духом (75, 184). Во время Пунических войн (III-II вв. до н.э.) в римских легионах, кроме орла, в качестве знаков использовались фигуры волка, минотавра, вепря, соболя и лошади (72, 100).

Как предполагают некоторые исследователи (60, 66) (18, 382), возможно, прообразом современного флага является посох древнего пастуха, который водил за собой стадо. В то же время посох был символом власти фараонов Древнего Египта и христианских епископов. Кроме того, изображения и эмблемы богов, помещенных на верху шеста, встречались в Древней Персии и Ассирии, Древней Греции и Риме, Северном Причерноморье…

Считается доказанным, что уже к IV в. н.э. римская конница имела вексиллум (лат. – знамя). Вексиллумы представляли собой четырехугольный кусок пурпуро – красного сукна, укрепленный на перекладине, прибитой к древку. Необходимо отметить, что вексиллумы употреблялись и раньше (они были иной формы, чем той, о которой только что было сказано): Гай Юлий Цезарь (I в. до н.э.) сообщал о «выставленном впереди (войска – Г.Б.) вексиллуме». В этом случае, как считают некоторые исследователи, вексиллум являлся штандартом полководца, который выносился перед началом боя или поднимался на мачте корабля и служил своеобразным сигналом к бою, по всей вероятности, из-за своего яркого пурпурного цвета, который считался цветом римских императоров, а позже – и цветом флагов командиров римских легионов. Первое, похожее на современное, знамя появилось около 100 г. до н.э. в Китае. Это было прикрепленное уже непосредственно к древку четырехугольное полотнище из белого шелка. Эта ткань была легкой, но прочной, ее можно было разрисовывать, к тому же шелковое полотнище трепетало и развивалось даже на легком ветерке, в этом случае изображенные на нем яркие фигуры казались совсем живыми и были заметными. Китайцы первыми стали крепить полотнище уже не к поперечной планке, а прямо к древку, как и в настоящее время (25, 29). Этот флаг должен был указывать местоположение китайского императора, а также служил символом его власти и могущества (75, 185).

Обычай выступать в поход под флагами-полотнищами, прикрепленными непосредственно к древку, быстро распространялся по всему тогдашнему миру.

Первыми этот обычай переняли арабы, а в Европе – крестоносцы (XI-XIII вв.) позаимствовав это у арабов.

В Византии в ранневизантийское время военные знамена участвовали в церемонии восшествия императора на престол. В VI в. появляются сведения о военных знаменах Византии, называемых «бандон», кстати, позже так же назывались военные соединения небольшой численности. Есть предположения, что в византийской кавалерии использовались штандарты, похожие на римские вексиллумы. Но «бандоны» продолжали существовать. Например, к VII веку относятся более подробные сведения о бандонах: они легкие, небольшие, цвет полотнища был одинаковым для знамен различных воинских частей, но они все же отличались вышитыми на полотнищах знаками. В Византии в коннице были фламмулы – флаги треугольной формы, прикрепленны к древку. Эти знамена перед боем освящались, им в бою отводилось особое место и роль. В IX-X вв. бандон утвердился как знак определенного воинского подразделения, в то время как фламмулы означали знамя вообще. Этим термином называлось и знамя военачальника: один из очевидцев (XII в.) сообщил о большом военном знамени императора под названием «Октопус», это означало, что свободный край полотнища имел 8 остроугольных «косиц» (от лат. «окто» – восемь). Кроме этого, копья воинов также имели несколько разрезов (косиц).

С конца IX – нач. Х вв. в Византии воинские знамена украшали изображениями святых. Среди них первенствовал Георгий Победоносец, с мечом, щитом и копьем, он также изображался на печатях и монетах Византии.

Византийский цветовой канон составляли пурпурный (красный), белый, желтый (золотой) и черный цвета. В византийской цветовой символике пурпур объединял вечное, небесное (синее и голубое) с земным красным. Красный цвет воспринимался как цвет пламенности, огня, «животворящего тепла». Отсюда красный – символ жизни. В то же время он - цвет крови Христовой и знак истинности его пришествия и спасения рода человеческого. Белый цвет означал светоносность, символизировал «чистоту». Темно-синий цвет византийцами воспринимался как символ неба и ассоциировался с вечной божественной истиной. Черный цвет означал завершение любого явления, цвет конца, смерти (как противоположность белому). Зеленый цвет символизировал юность, цветение. Он был цветом травы и листвы, а поэтому считался предельно материальным и близким человеку. Желтое воспринималось как «златоведение», а золото – как «световедение». Блеск золота воспринимался в качестве застывшего солнечного света. Золото означало богатство и власть. Поэтому золото очень высоко ценилось светской и духовной властью Византии. Из золота и позолоченных материалов изготавливалось огромное количество всевозможных украшений для храмов и императорского дворца, золотом расшивались Императорские и патриаршие одежды. Кроме всего этого, золото применялось и в иконописи, как бы участвуя в создании божественных образов, что было очень важным в те далекие времена.

Все названные цвета применялись в мозаиках, росписях, книжных миниатюрах и, конечно же, влияли на цвета византийских знамен в различные времена.

О византийском влиянии на появление флагов в нашей стране хорошо сказано в книге Н.А. Соболевой. Она указывает, что после принятия на Руси христианства (988) из Византии, на долгие столетия Русь повернула в сторону именно этой страны: «На византийский манер чеканились первые русские монеты - златники; начало русской сфрагистики «было сделано по образцу византийской»; на протяжении пяти столетий употреблялась на Руси металлическая булла, которая господствовала в тот период и в Византии; в изобразительном искусстве на протяжении многих столетий утвердился византийский канон и т.д.», так заключает Н.А. Соболева (72, 110) о влиянии Византии на культуру Руси в широком смысле этого слова.

Известно, что после принятия христианства на Руси византийское влияние оказало огромное воздействие как на культуру нашей страны в целом, так и на военную и государственную символику. Из множества изображений, таких как явления ангелов, образы Софии Премудрости, Никиты Великомученика, Василия Великого и др., предпочтение отдавалось лику Спасителя (18, 408).

Далее Соболева справедливо замечает: «В связи со сказанным, можно утверждать, что русские знамена до определенного периода могли следовать византийским образцам; роль божественных образов, религиозный церемониал в русском войске напоминали византийские обычаи». (Там же)

Теперь мы затронем вопрос о возникновении уже государственных флагов некоторых зарубежных стран Европы, которые в той или иной мере влияли на формирование флагов нашей страны. Одним из самых ранних европейских флагов является датский. История его возникновения такова.

В 1219 году (а по другим данным – 1208 году) датские войска Вольдемара II пошли в поход для обращения эстов в христианство. Датчане победили с помощью посланного якобы им свыше знамени. Это было красное полотнище, которое рассекал прямой белый крест. Называлось это знамя – «Данеброг» - красное полотнище. В последствии этот флаг стал государственным. И является таковым и в наше время (72, 114-115).

Английский государственный флаг стал формироваться с начала XVII века и сформировался в начале XIX века. И произошло это так.

Издавна на территории современной Великобритании существовало три государства: Англия, Ирландия и Шотландия. Во главе этих трех государств стояли, как правило, английские короли, которые стремились подчинить английскому влиянию Ирландию и Шотландию. Процесс объединения этих трех государств был длительным, противоречивым и скачкообразным. Именно с историей этих государств и процессом их объединения связано появление современного флага Англии, который окончательно сформировался к началу XIX века. К началу XVII века Шотландия входила в состав Англии. В это время у Шотландии флаг выглядел так: синий, с косым белым крестом святого Андрея Первозванного, у Англии – белый, с прямым красным крестом святого Георгия, покровителя Англии. В 1603 году умерла королева Елизавета, после этого английский престол занял шотландский король Яков (Иаков, Джек – по-английски). Именно Яков (Джек) издал указ о соединении флагов Англии и Шотландии, описание их нами было только что – произведено. Это был первый вариант английского флага. К единому флагу Англии и Шотландии в 1801 году был добавлен красный косой крест святого Патрика (эмблема Ирландии) и после этого флаг стал называться «Флаг королевских цветов», или «Объединенный флаг короля Иакова» (сокращенно «Юнион – Джек» - «Объединенный Джек»). После всего этого с 1801 года современный «Юнион – Джек» - это флаг, представляющий комбинацию крестов трех святых: покровителя Англии – святого Георгия (красный прямой крест), покровителя Шотландии – святого Андрея (белый косой крест), Святого Патрика – покровителя Ирландии (косой красный крест). Святой Патрик распространял христианство в Ирландии (72, 115) (64, 93).

В 1581 году семь нидерландских провинций объединились в одно государство – Голландию, флагом которой стал оранжево-бело-синий стяг. В 1648 году Голландия окончательно освободилась от испанского владычества, после чего верхняя оранжевая полоса была заменена красной. А поэтому с середины XVII века и до наших дней цветами голландского флага стали красно-бело-синий (61, 114-117).

Трехцветный флаг («триколор») во Франции появился в конце XVIII века. Сине-бело-красный флаг этой страны «вырос» из революционной трехцветной кокарды восставших горожан Парижа. 17 февраля 1794 года Конвент установил национальный флаг Франции, вертикальное расположение полос и цвета которого сохранились до сегодняшнего дня. (Там же)

В четвертой четверти XVIII века возник флаг США при следующих обстоятельствах. Известно, что Соединенные Штаты Америки возникли в результате войны за независимость британских колоний в Северной Америке (1775-1783). Флаг же США появился в 1777 году. Он выглядел так: на полотнище были помещены 13 чередующихся узких красных и белых полос, указывающих число штатов, которые образовали новое государство – США, а в крыже на синем поле – белые звезды, которые обозначали количество частей (штатов) нового государства. Но их количество постепенно росло – их в настоящее время – 50. А вот количество полос по постановлению Конгресса 1818 года осталось неизменным – 13 (72, 113).

Только что был раскрыт процесс возникновения и становления государственных флагов некоторых зарубежных государств, что может послужить определенным фоном для воссоздания картины возникновения и формирования государственного флага нашей Родины.

Прежде чем стать российскому флагу государственным символом, он прошел трудный и сложный путь развития, с учетом специфики развития самой России.

Надо отметить, что условия зарождения и развития государственного флага России в значительной мере отличались от условий, к примеру, в западноевропейских государствах. Как известно в России не было организованного рыцарства, цехов, гильдий, епископств, вольных городов и до XVIII века – флота, которые имели право на особые знаки, в том числе и на флаги. Поглощенные же Москвой феодальные княжества потеряли свою государственную символику, и их флаги превратились в провинциально-земские (7, 88).

Кроме того до XIX века не происходило в России и общенациональных революций (подобных в Западной Европе), способных дать народу символы, подобные западноевропейским. Казаки-разинцы и запорожцы имели свои казачьи знамена со знаком креста, пугачевцы, кроме них, использовали и захваченные императорские (царские) знамена. Не имело своих знамен и религиозное движение раскольников (Там же). Флаги же цехов булочников, каретников, сапожников и т.д. появились в нашей стране лишь в XIX веке (18, 402).

Таким образом, на Руси, кроме церковных хоругвей, основным видом знамен были военные, уходившие своими корнями в глубокую древность.

И военный, и торговый, и национальный флаги появились в нашей стране довольно поздно. Их предшественниками были стяги, знамена, под которыми православная Русь отстаивала свою независимость и расширяла свои границы.

Флаг нашей страны имеет давнюю историю. История российского флага очень увлекательная и насчитывает несколько столетий. Современный флаг России имеет глубокие исторические корни. Его происхождение тесно связано с народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Его история теснейшим образом связана с историей России, со всеми ее сферами жизнедеятельности – экономикой, культурой, политикой, идеологией и т.д. Ибо изменения в этих сферах жизнедеятельности в нашей стране влекли неотвратимые изменения в ее флагах. В связи с чем каждый флаг – это отражение судеб народных… И в то же время, каждый флаг сам по себе – это любопытнейший рассказчик, немой и красноречивый летописец…

Флаг – один из важнейших символов государства, выражающий идею его единства, независимости и суверенитета. Флаги способны накапливать, хранить и передавать информацию. Они призваны выражать политические, национальные, религиозные, социальные и иные идеи.

Флаги, как символ власти, подразделяются на императорские, царские, королевские, президентские штандарты, а также вымпелы и флаги Морских военачальников (25, 29).

Приведем несколько определений флага. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующее определение флага: «Прикрепленное к дереву или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой». Или: «Флагом называют прикрепленное к древку или шнуру полотнище, строго определенных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба или эмблемы» (25, 29) (17, 39).

Справедливо отмечал К.К. Мамаев (43, 5-6): «У каждого флага есть своя, порою очень сложная биография. Одни из них появились на свет в рыцарских феодальных замках во времена мрачного средневековья и служили личными знаменами королей и феодалов. Другие стали отличительными знаками торговых кораблей. Третьи родились в огне революций. Каждый флаг замысловатым языком полос, крестов, звезд или иных знаков повествует о судьбах своей страны».

А когда и при каких обстоятельствах возник флаг в нашей стране?

В связи с чем перед нами встают очень важные вопросы: Когда же появились на Руси первые флаги? Что они из себя представляли? Каковы были их функции? Какова была их эволюция? Когда и при каких обстоятельствах в России утвердился трехцветный флаг? Как он утверждался в качестве государственного и национального? Почему нашему флагу присущи именно белый, синий и красный цвета? Каково их символическое значение? Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо обратиться к истории флага нашей Родины.

Необходимо констатировать тот факт, что о древних знаменах нашей страны имеется мало сведений. Но известно, что с момента образования к IX веку славянских княжеств с центрами в Пскове, Полоцке, Смоленске, Чернигове и других городах стали возникать и первые предфлаги, - так называемые стяги, которые тогда являлись символами княжеской власти. Тогда стяги выглядели так: это были длинные шесты. На них были прикреплены ветки деревьев, пучки травы, конские хвосты или часть конской гривы, которые, как правило, были окрашены яркими красками разных цветов. Относительно же полотнищ стягов древнерусских племен можно предположить, что до принятия христианства они были разных форм и цвета, но преимущественным цветом был, видимо, красный. С глубокой древности воины считали цвет огня и крови цветом мужества (18, 405). Роль стягов в древности и средневековье особенно большой была в военном деле – с их помощью велось управление боем, воины по знамени определяли место сбора «до» и «после» боя, узнавали о расположении своего командира, т.е. знамя являлось основным познавательным знаком своего командира, а также и своего отряда. По знамени воины определяли направление движения войска и т.д. (65, 24).

В прошлые и в настоящие времена бытовало и бытует выражение, характеризующее значение знамени особенно в военном деле: «Потеря знамени – потеря чести, приобретение знамени у врага – честь и слава».

Вот как пишет о роли и ценности стяга в бою В.К. Романовский (61, 21): «Во время сражения стяги находились на самом видном месте, чтобы их мог видеть каждый воин. Вокруг стяга сосредотачивались лучшие формирования обороны. В стяговики (воины, носившие и охранявшие стяги) обычно выбирали богатырей: наиболее сильных, смелых, достойных мужчин. Не случайно самые жаркие схватки происходили именно на месте нахождения стяга. Противоположная сражающаяся сторона стремилась в первую очередь сбить стяг противника. Падение стяга, сбитого неприятелем, приводило к замешательству войска и обычно заканчивалось его поражением».

Роскошный стяг освящался как икона, и перед ним до сражения воины на коленях молились о победе и спасении. Заметный издали, он указывал место ставки (шатра) великого князя или центр боевого порядка. Он считался душой, славой и честью древнерусского войска. Под ним, случалось, ставили самые чтимые реликвии. Так, например, было в 1164 году: Андрей Боголюбский при походе на булгар поставил в поле у древка икону Святой Владимирской Богоматери (18, 408).

Шло время. Происходили изменения в стране, что отражалось на знаменах. Так, с течением времени на Руси появилось знамя в виде полотна, которое было прикреплено к древку. Это знамя (полотнище) легко развевалось на ветру, тем самым оно придавало уверенность и мужество воинам-ратникам. Косой клин (форма полотнища) прикрепляли к древку, а над ним помещали железное навершие – острожник. Позже полотнище знамени стали изготавливать с двумя, тремя «хвостами», которые в те времена назывались «откосами», «косицами», «клинцами», «яловцами» (60, 17, 40-41). Только со второй половины XIV века впервые употребляется слово «знамение» (знамя – Г.Б.) для обозначения стяга с изображением лика Спасителя. А вот самое слово «знамя» широко стало употребляться с XVII века. (Там же). Уже в знаменитом историческом источнике – «Повести временных лет» - знамена назывались стягами от слова «стягать», что в переводе на современный язык означало – стягивать, собирать вокруг себя воинов «во время» и «после» битвы, а также для защиты своей родной земли, а иногда села или города. Например, в «Слове о полку Игореве»: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле». Они готовы защищать Родину. Со временем стягом стали называть и малые военные отряды, а поэтому счет отрядов велся и по количеству стягов (60, 17). Например: «…поставили два стяга (отряда – Г.Б.) перед монастырскими воротами» (1096 год) (61, 119). В те далекие времена был специально назначенный знаменосец – стяговник, который должен был хранить и разворачивать знамя перед боем и в походах (65, 66).

Впоследствии знамя имело значение условного знака – господства и над страной, овладения крепостью или городом, т.е. было символом власти. Например, если князь водружал свое знамя над каким-либо городом, крепостью, страной, то этим самым он объявлял о своей власти над ними.

Но с XII века под «стягом» всё чаще имеется в виду именно знамя, а не воинское подразделение: «держит стяг Ярополка», «видят, что стяг не поднят вверх». Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов. «Собирательная» и «управленческая» функция которых дополнялась звуковыми сигналами (подобное было характерным и для византийского войска). Звуковые сигналы подавались с помощью труб и бубнов. Часто указывалось, что в воинском отряде имелось: «17 стягов и 40 труб»; 13 стягов, а труб и бубнов 60» (72 ).

Необходимо отметить тот факт, что в XVI-XVII веках в нашей стране функционировали различные типы знамен. Существовала своего рода иерархия тогдашних знамен. В первую очередь, это Большое царское знамя. Оно было очень велико, богато украшено и сопровождало царя в его походах. Имелось и Малое знамя, принадлежащее царскому полку. Существовали и знамена меньшие по рангу – полковые и сотенные. А что же изображалось на подобных знаменах? Чаще всего, к примеру, на больших и малых царских знаменах (они были, как правило, красного цвета) помещали лик Спасителя, а также изображения ангелов, звезд и крестов. Их обрамляли затейливыми орнаментами, которые сверкали золотом и серебром. На знаменах полков также помещали изображения святых. Этот тип знамен богато украшен. Сотенные же знамена были меньших размеров, чем другие, нами уже названные. На сотенных изображался крест, вместо святых. Сотенные по содержанию украшения были проще, как бы скромнее. В то время имелись и боярские прапоры. Они были небольших размеров с длинными хвостами – клинцами («хоботами») и служили личными знаками родовитых людей России того далекого времени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.