| |||||
МЕНЮ
| Учебное пособие: История государственных символов РоссииГетман (польск. hetman – полководец; Naupman - начальник) – выборный предводитель войск в Запорожье (XVI), глава реестровых казаков (XVI – перв. пол. XVII в.); предводитель Украины и глава казацкого войска. Гимн (греч.hymnus) – торжественная песнь в честь божества, а позже в честь кого-то, или чего-либо. Гимнодии – сборники, в которых печатались тексты гимнов. Гладиатор (лат.- меч) - в Древнем Риме (до V в. до н.э.) рабы, военнопленные, осужденные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями. Гобой (нем.-фр. – высокое дерево) - деревянный духовой языческий музыкальный инструмент в виде конической трубки с небольшим раструбом на конце. Грифон (греч.) – полуорел, полулев. Считался стражем золотых копей. Сыграл небольшую роль как геральдический зверь. Гуситы – участники борьбы народных масс Чехии против католической церкви, феодальной эксплуатации и иноземной агрессии (первая половина XV в.) под руководством Яна Гуса. Держава имела форму шара, увенчанного крестом, представляла собою символ владычества над землей. В Россию держава пришла из Польши, где она называлась яблоко. Применялась при венчании на царство и в гербах. Десница – правая рука. Династический (гр. могущество, господство) – ряд монархов из одного рода, сменяющих друг друга по праву родства и наследия. Днесь – сегодня, ныне, сейчас, в настоящее время. Дифирамб (гр.) – древнегреческая песнь, прославляющая Диониса. Драгун (нем. - змея) – военнослужащий кавалерийских частей, предназначенных для действия как в пешем, так и в конном строю. Отсюда – драгунский полк. Дюйм (нидер. – большой палец) – единица длины в английской системе мер, равная 2,54 см. Жакерия (фр. Жак - простак) – мощное, охватывающее несколько провинций, крестьянское движение во Франции (1358) против крепостного гнета. Жезл – трость, короткая палка, обычно украшенная символом власти или почетного положения в обществе. Зиждешь – основываешь. Знамя – знак, знамение. Зри – смотри. Иерархия (гр. – священная власть) – порядок подчинения низших (чинов, должностей и т.п.) высшим. Кавалергарды (фр.kawaler – всадник + qarde – охрана) – кавалергардия – воинская часть в гвардейской кавалерии России (первоначально почетная стража и телохранители лиц императорской фамилии в особо торжественных случаях). Камвольный (нем.kammvole – чесаная шерсть) – относящийся к камвольной шерсти. Например: Камвольные ткани – ткани, изготовленные из Камвольной шерсти. Канон (греч. – правило, образец) – правило или положение, все , что твердо установлено и стало общепринятым. Кантата – (ит., лат. от canere - петь) – название вокального произведения с XVII в. для одного голоса. Исполняется в концертах и церквях, бывает светского и духовного содержания. В кантате преобладает лирический элемент, а сольные номера имеют более отвлеченный характер. Канты (польс. лат.cantus - пение). Хвалебная духовная песнь. Канцелярия (лат.) – некоторые государственные учреждения России в XVIII - начале XIX вв. Например: Тайная канцелярия. Капелла – хоровое пение без инструментального сопровождения. Карета (польс. kareta) – закрытый четырехколесный экипаж на рессорах. Кафтан (тюр.,перс.) старинная мужская долгополая верхняя одежда с глубоким запахом и длинными рукавами. Квартет (ит., лат. четвертый) – 1) музыкальное произведение для четырех исполнителей (певцов или инструментов), каждому из которых предназначена особая партия; 2) исполнение такого произведения четырьмя исполнителями, а также ансамбль этих исполнителей. Киндяки – сорт шелковой ткани, из которой изготавливали флаги. Кифара (гр.) - струнный щипковый музыкальный инструмент древних греков, родственный лире. Клирос (греч. klёros) – место хора в христианской церкви. Кокарда (фр. cocarde) – отличительный знак на форменном головном уборе. Композиция (фр., лат. – составление, сочинение) – строение, соотношение и взаимное расположение частей. Например: Композиция романа. Композиция симфонии. Конгресс (лат. – встреча, собрание) – совещание или съезд, преимущественно международный. Кумачёвый – ярко-красный, цвета кумача. Кушак (турец., тат.) – пояс, обычно широкий, матерчатый. Например: Подпоясан кушаком. Лик (святого) лицо, а также изображение лица на иконах, а иногда на флагах. Лира (гр.) – древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, который считается символом поэтического творчества и вдохновения. Литавры (ср.-греч. polytaurea – poly - много taurea - барабан). Ударный музыкальный инструмент в форме двух медных полушарий, верх которых обтянут кожей. Например: Литаврщик-музыкант, играющий на литаврах. Литургия (гр. совершаю богослужение), а отсюда литургическое пение – это христианское церковное богослужение (у православных – обедня). Масоны (фр.) – члены религиозно-этического общества, возникшего в XVIII в. в Англии, а затем распространившего сеть своих ячеек (лож) и в остальных странах Европы (в т.ч. и России); масоны стремились создать тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе; проповедь нравственного самосовершенствования сопровождалось у масонов специальной обрядностью и таинственностью; масонские организации (ложи) существуют и поныне во Франции, США и др. странах. Месопотамия (греч. Междуречье), страны в бассейне Тигра и Ефрата. Первые государства здесь возникли в IV-III тысячелетии до н.э. Впоследствии они достигли высокого уровня развития. Миниатюра (фр.киноварь, сурик) – художественное произведение малых размеров, отличающееся собой тонкой манерой наложения красок независимо от поверхности. Минотавр (гр.) – в греческой мифологии чудовище с телом человека и головой быка. Мифы (гр. – сказание, предание) – сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях. А отсюда и мифология. Мозаика (ит., ср.-лат.) – рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла. Монархия (нем., гр.) – форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному наследственному правителю, а также государство во главе с таким правителем. Отсюда – монархический (строй) или сторонник монархии. Муза (гр. musa) в древнегреческой мифологии – каждая из девяти богинь, покровительниц поэзии, искусств и наук. Например, Полигимния - муза гимном, Клио - истории и др. Мятётся – волнуется, взволнованный, смятение, волнение. Невежа (старослав.) – невоспитанный человек. Новый завет (часть Библии) – корпус религиозных текстов, созданных христианством в процессе его становления и официально одобренный христианской церковью. Он включает повествовательные книги: Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также Деяния апостолов. Нотное письмо. В Др. Греции для записи музыки применялись буквы, проставляемые над слогами поэтического текста. Известны две системы такой нотации: 1) вокальная нотация, использующая буквы ионитского алфавита, - для записи вокальных мелодий, без сопровождения и 2) инструментальная нотация, на основе древнедорийских и ионийских букв, - для записи инструментальной музыки и вокальных партий с аккомпанементом. Старейшая из этих буквенных нотаций – инструментальная. Оратория (ит. oratorio) – крупное музыкальное произведение для хора солистов – вокалистов (певцов) и оркестра, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. Орга´н (гр.) – духовой клавишный музыкальный инструмент, механизм которого состоит из набора многочисленных труб различных размеров, воздухонагнетающего устройства, и воздуховодов, заключенных в общий корпус; по звуковому объему орган равен симфоническому оркестру. Орнамент – декоративный элемент в строительстве, декоративном и прикладном искусстве, состоящий из повторяющихся стилизованных природных или архитектурных форм. В живописи – обрамление поля изображения, в одежде, на предметах обихода, мебели, оружии и т.д. Опера (ит. opera, лат. opera – произведение, сочинение). Музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. Она состоит из двух частей: леббрето – текст, слова и музыка. Палаш (польск., нем., венг., турец. – меч, кинжал) – рубящее и колющее ручное оружие с длинным прямым клинком. Парафраза (гр. - описательный оборот, описание) – инструментальная музыкальная пьеса виртуозного характера, написанная обычно на одну или несколько оперных тем или народных мелодий. Патриарх (гр. – отец власти) – глава рода в родовом обществе. Высшее должностное лицо, глава православной церкви. Например: Патриарх всея Руси. Пеан (греч.), песня в сопровождении кифары чаще мужским, но иногда и женским хором. Она пелась в качестве искупления, в битве, при праздновании победы, а также на праздниках частного характера. Название ее происходит от прозвища бога Аполлона пеана (здесь Пеан – помощник в беде), которого изначально призывали в этом пении возгласами «иэ´ Пеаж». Позже появились Пеаны, обращенные к другим богам и даже к людям. Полигимния (лат., греч.) – в древнегреческой мифологии – одна из девяти муз, является покровительницей гимнов. Полифония (фр., греч.) – многозвучие. А отсюда полифонический – многоголосный (в частности – гимны). Полонез (польск.) – старинный польский национальный танец; пишется в умеренно скором темпе, в трехдольном размере. Рапсод (гр.) – в Древней Греции странствующий певец, исполнявший (певший) под аккомпанемент лиры эпические песни. Рапсодия (греч.) – 1) песня рапсода. 2) Музыкальное инструментальное произведение на темы народных песен, сказаний. Регалии – знаки царской, королевской и императорской власти. В России императорскими регалиями считались: корона, скипетр, держава, государственный меч, государственное знамя, большая государственная печать и государственный щит. Рейтар (нем. Peifar – всадник). Воин наемной тяжелой конницы в Западной Европе (XVI – XVII вв.) и в России (XVII в.). Рейтарский – относящийся к рейтарам, рейтару. Отсюда – рейтарские полки. Реформация (лат. преобразования) – широкое общественно-политическое и религиозное движение в Западной и Центральной Европе XVI века, носившее в своей основе антифеодальный характер и принявшее форму борьбы против католической церкви (Лютер, Кальвин, Мюнцер). Риза – оклад на иконе. Например: Золоченая риза. Ротмистр (польск.) – в армиях некоторых стран, в т.ч. и русской, - офицерский чин в кавалерии, соответствующий капитану в пехоте. Рыцарь (польск., нем. – всадник) – тот, кто принадлежал к военно-земледельческому сословию. Например: Турнир рыцарей. Доспехи рыцарей. Сарафан (перс. cepana – почетная одежда) – русская народная женская одежда; обычно безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи. Селим I (1467 – 1520) – один из могущественных турецких султанов. Сенаторы (Сенат – лат. senex – старец, совет старейшин( - в некоторых странах (России, США) высший орган законодательной власти. Серафимы (др.-евр. – пламенеющие) – в христианстве высшая категория ангелов с тремя парами крыльев (шестикрылый Серафим). Сим (старослав.) – этим. Сион – юго-западная гора в Иерусалиме, на котором возвышается крепость иерусалимская. Часто означает местожительства Божия на небесах и на земле. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Скипетр принадлежит к древнейшим символам власти в Греции и Риме. Прообразом для него послужил пастушеский посох, верхний конец которого был украшен орлом. Во время венчания на престол и в других торжественных случаях московские цари держали скипетр в правой руке, а при больших выходах скипетр несли перед царем особые стряпчии. Соло (ит. solo букв. Один, единственный) – музыкальное произведение (или часть его), предназначенное для исполнения одним инструментом или голосом. Солист (ит.) – артист, исполняющий сольную партию, соло. Спартак – вождь крупнейшего восстания рабов (74 – 71 гг. до н.э.), погиб в 71 г. до н.э. в Апулии. Стольник – дворцовый, затем придворный чин в Русском государстве XIII – XVII вв. Стольники прислуживали во время торжественных трапез («столов») у великих князей и царей, сопровождали их в поездках. Стрельцы – в русском государстве XVI – XVII вв.: военнослужащие особого постоянного войска. Стряпчий (от древне-русского стряпати – работать, улаживать дела) – в России XVI – XVII вв. дворцовый слуга (выполнявший различные обязанности в дворцовом хозяйстве) и придворный чин. Придворные стряпчие находились при государе. Стяг (старослав.) – от слова «стягать», т. е. стягивать, собирать в первую очередь войска. Султаны (перьевые) (ар., тур.) – украшение из перьев или конских волос на головном уборе или головах лошадей. Султан – в некоторых мусульманских странах – это титул монарха, а также лицо, носящее этот титул. Тавр – 1) житель Таврической губернии. 2) Сокращенное название Таврической губернии, которая находилась на юге России вблизи Черного моря. Тафта – тонкая глянцеватая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного происхождения, используемая, как правило, для изготовления флагов. Терзается – страдает, раздирается душевно. Тинктура (англ. – примесь) – относится к цветам, металлам и мехам, используемым в геральдике. Увертюра (фр.) – 1) музыкальное вступление к опере, балету, кинофильму и т.д. 2) самостоятельное музыкальное произведение для оркестра в одной части, (концертная увертюра). Узреть – увидеть. Фимиам – смола некоторых видов ладанного дерева. Эта смола при нагревании имеет свойство распространять бальзамический аромат. Применяется в церкви во время богослужения. Флагтук – шерстяная ткань шерстяного плетения из тонкой камвольной пряжи, идущая на изготовление флагов. Флейта (ит.) – деревянный духовой музыкальный инструмент высокого регистра, имеющий форму цилиндрической или слегка конической трубки с 14-ю звуковыми отверстиями. Отсюда флейтист – музыкант, играющий на этом музыкальном инструменте. Флигель-адъютант – в царской России с начала XIX века звание офицера царской свиты, а также лицо, имеющее это звание. Фольклорный (англ.) – художественное коллективное творчество народа, включающее былины, сказки, эпосы, песни, пословицы, поговорки, загадки, театрализованные обряды. Форо (ит. fuori) – (уст.) восторженный возглас публики в театре, требующий от исполнителя повторения; то же, что «бис». Халиф (араб. Наследник, представитель) – в ряде мусульманских стран – это титул государя, являющегося одновременно духовным главой мусульман. Херувимы (др.-евр. – керубим) – в христианстве и иудаизме крылатые ангелы-странники. Химера (греч. – коза) – в древнегреческой мифологии – это огнедышащее чудовище: спереди – лев, в середине – коза, сзади – змея.В переносном значении химера означает необыкновенную, несбыточную мечту, праздную фантазию. Хорал (нем., лат. – хор) – род торжественных религиозных песнопений; музыкальное произведение в такой форме. Шишак – в старину: металлический шлем с острием, заканчивающимся шишкой. Штриховка: в XVII веке писатель Сельвестр петра Санкта изобрел систему для передачи тинктуры на черно-белом изображении: золото – точками, серебро – чистое поле и все цвета – финифти. Метод штриховки оказался поистине бесценным для передачи многих гербов. Штриховка применяется и ныне. Эмблема (лат., гр. – рельефное украшение) – условное изображение какого-нибудь понятия, идеи. Например: Чайка – эмблема художественного театра. Этимология (гр. этимон – истина, логос – наука) – раздел языкознания, изучающий состав слов и их содержание. Яхта (англ., голл. – гнать) – вначале парусное, а позже – парусно-моторное или моторное судно различной формы и размера. Источники и литература 1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2005. Часть 1. Глава 3. Статья 70. 2. Закон «О Государственном гербе Российской Федерации; Закон «О Государственном флаге Российской Федерации»; 3.Закон «О Государственном гимне Российской Федерации» // Государственная символика Российской Федерации. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.-16 с. 4. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси.- Новосибирск, 1991.- С.70-73. 5. Арсеньев Ю.В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском археологическом институте в 1907-1908 гг.- М.,1908.- 295 с. 6. Барановский А. «Боже, царя храни» // Родина.-1996.- №12.- С.96-99. 7. Бернштейн Н.История национальных гимнов. - Пг.,1914.- 48 с. 8. Бондаренко Г.Н. Флаги России // Вестник СГУ.-1997.- №9.- С.88-95. 9. Болотина С. Как создавался наш герб // Наука и жизнь.-1983.-№11.-С.20-24. 10. Большой государственный герб // Родина. - 1993 - №10.- С.34-39. 11. Ю.Борисов И. Сабля, дуб, единорог ... //Родина. - 1996.-№5.-С.76-80. 12. Вилинбахов Г.В. Флаги России // Наука и жизнь.-1990.- №12.- С. 88-91. 12.Войцеховский Б. Гимн не сохранил ни царя, ни союз // Комсомольская правда, 1998.22 дек.-С. 1-2. 13. Геральдика: Учебное пособие / Сост. Г.Н. Бондаренко.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - 54 с. 14. Герб. Гербоведение // Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А.Эфрон.- СПб., 1892. Т.8. С.360-363. 15. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи, внесенные в полное собрание законов с 1649 по 1899 / Сбст.П.П.Винклер. - СПб., 1899 (Репринт 1990).-222 с. 16. Гербы городов России: Книга-альбом / Институт Российской истории РАН: Н.А.Соболева и др.- М.:Профиздат,1998.- 476 с. 17. Герб, флаг и гимн России: Методические рекомендации / Сост.М.К. Антошин. - М.: Айрис-пресс, 2003.-80 с. 18. Герб и флаг России Х-ХХ веков. - М.: Юридическая литература, 1997.-559с.: ил. 19. Герцман Е.В.Гимн // Музыкальный энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1990.-С.136. 20. Гнидаш В.С. Герб.Флаг.Гимн СССР. -М., 1985.- 63 с. 21. Голованова М.П., Шергин B.C. Государственные символы России. - М.: ООО Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2003.-160 с. 22. Горн В. Девизы высочайше утвержденных гербов Российского дворянства. - СПб., 1891.-30 с. 23. Города России: Энциклопедия / Главный редактор Г.М. Лаппо.- М.:Большая Российская энциклопедия. -1994.-559 с: ил. 24. Государственный орел // Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.- СПб., Т.П. - С.405-408. 25. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн / Сост. В. Шепелева.- Волгоград, 2004.- 70 с. 26. Девизы русских гербов: Издание гербового отделения департамента герольдии.- СПб., 1882.- 26 с. 27.Дегтярев А.Я. История Российского флага - М.:ООО Военный парад, 2000.- 136с.:ил. 28.Докладная записка Члена Особого Совещания князя М.С. Путятина под 29 марта 1896 года в Высочайше утвержденное Совещание. - СПб., 1911.- С.4-30. 29.Дунин -Борковский К. О гербах и флагах РСФСР.-М., 1922.-24 с. 30.Золин П.М. Герб. Флаг. Столица России.- М., 1987.- 208 с. 31.Из истории государственного гимна России // Московский университет. - 2001.янв.№1-2. - С.З. 32.Камнецева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика - М, 1974. - 264 с.: ил. 33.Каплунов М. Кто автор первого российского гимна // Музыкальная жизнь.- 1989.-№20.- С22. 34.К вопросу о белом цвете царского знамени, существовавшего на Руси до начала XVIII века.- СПб.: Сенатская типография. 1911.- С.3 - 39. 35.Киселев Г.Ф., Любишева В.А. В.И. Ленин и создание государственной печати и герба РСФСР // История СССР.- 1966.- №5.- С.21-26. З6.Компаниец А. Из глубины былин // Родина.- 2002.-№3.- С.86-87 37.Кононов А.В. Геральдика Российская //Нева.- 1985. -№2.- С. 189-192. 38.Крутов В.В. «Боже, царя грани ...»: История первого российского гимна - М.: ООО Ноосфера, 1998.- 208 с. 39.Лакиер А.Б.Русская геральдика- М., 1855.- 397 с. (Репринт 1990). 40.Лебедев В.А. Державный орел России -М.: Родина, 1995.- 239 с. 41.Левандовский А. Из истории геральдики // Наука и жизнь.- 1979. - №3.-С.92-96. 42. Лысенко Н.Н. Русская государственная символика - М, 1990. – 37 с.: ил. 43.Мамаев К.К. Флаги рассказывают - Л.: Аврора, 1972. - 112 с. 44.Манько А.В. Российская государственность: Атрибуты власти: исторические очерки - М.: Школьная Пресса, 2003.- 96 с: ил. 45.Максяшев П.Ф. Когда впервые в России было поднято красное знамя// Вопросы истории.- 1965.- №3. 46. О государственном гимне Советского союза // Известия, 1943. - 21 дек. - С.1. 47.Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи - СПб.,- 1798-1799. Т.1-4. 48.Орлов Г. Как мы выбираем гимн, флаг, герб // Новое время.- 2000.-№47.- С.24-29. 49.Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года / Главный редактор Янин В.Л.- М., 1994.- Т.1.- С.537-544. 50.Охонько Н.А. Исторические символы Кавказа-Пятигорск: Вестник Кавказа, 2006. - 52 с: ил. 51.Охонько Н.А. Символы малой родины - Пятигорск: Вестник Кавказа, 2007.-96 с: ил. 52.Галей А. Орел и всадник // Воскресенье. - 1994.- №3-4-С.49-53. 53.Похлебкин В.В. Из истории советской эмблематики: Исторический очерк // Вопросы истории.- 1978.- №3. - С.81-97. 54.Похлебкин В.В. Герб РСФСР // Юный художник - 1992. - №11.- С.З. 55.Похлебкин В.В. Красная пятиконечная звезда // Вопросы истории. -1967.- №11.- С. 18-45. 56.Поцелуев В.А. Гербы союза СССР: Из истории разработки - М.: Политиздат, 1987.- 166 с: ил. 57.Пудовина Е.И. Государственные праздники Российской Федерации: Методическое пособие - М: АЙРЕС-ПРЕСС, 2004.- 64 с. 58.Пчелов Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: Учебное пособие - М.:ТИД Русское слово - PC, 2002.- 136 с: ил. 59.Раскин Д. Русский флаг //Родина.- 1990.- №3.-С.41-44. 60.Ривина Е.К. Герб и флаг России: Методические рекомендации - М.: АРКТИ, 2004.- 64 с. 61.Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн - М.: Русское слово - PC, 2002.- 96 с: ил. 62.Российский герб//Звезда.- 1994. - №9-С. 198-201. 63.Сапрыков В.Н.Россия: Символика и законотворчество // Народный депутат. - 1991.- №2. -С.74-80. 64.Семенович Н.Н. История русского военно-морского флага - Л., 1946.- 96 с. 65.Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг - М: ВАКО, 2004 - 192 с. 66.Сигнев А. Как создавался государственный флаг нашей родины // Вопросы истории. - 1964.- №11.. 67.Силаев А.Г. Возрождение русской геральдики - М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-768 с: ил. 68.Силаев А.Г. Истоки русской геральдики - М.: ФАИР-ПРЕСС,2002.- 240 с: ил. 69.Слейтер С. Геральдика: Иллюстрированная энциклопедия. Пер. с анг. И.В. Жилинской. Изд. 2-е перераб. и доп.- М.: Эсмо, 2005.- 264 с.:ил. 70.Сметанников И.С. Гербы и флаги субъектов российской Федерации. М: ООО Компания Ритм ЭСТЭЙТ, 2003.-112 с: ил. 71.Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России - М: Панорама, 72.Соболева Н.А. Российская государственная символика: История и современность - М.: Владос, 2003.- 208 с.:ил. 73.Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII- XIX вв. М, 1981.-263 с: ил. . 74.Соболева Н.А. Старинные гербы российских городов - М., 1985.- 175 с. 75.Фоли Джон. Энциклопедия знаков и символов, ПерУанг. Помогайбо А.-М.: Вече-ACT, 1997.- С.184-224. 76.Хентова С. М. Мелодии великого времени: «Марсельеза», «Интернационал» - М.,1986 - 44 с.: ил. 77.Хорошевич Н.А. Символы русской государственности - М.,1993. – 70 с. 78. 400-летие Российского государственного герба // Ставропольские губернские ведомости, 1897.- № 33 - С.3-4; №34.- С.3-4. 79.Шатилов В.М. В боях рожденное знамя. - М.: Советская Россия, 1988.-191 с: ил. 80.Шатилов В.М. Знамя над Рейхстагом - М.: Воениздат, 1975.- 35 с. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
© 2009 Все права защищены. |