рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка: Отечественная история

Однако затем изменились международные отношения с Западной Европой. В северной и средней Европе стала доминировать Швеция. Ее преобладание тяжело сказывалось на государствах, близких к Балтийскому морю: на Дании, Польше, России. У Польши Швеция захватила Эстляндию и Лифляндию, у России - Ингрию и Карелию. Все это заставило Петра повернуть свои усилия с юга к Балтийскому морю.

Южное направление было оставлено ради ограждения северо-западных территорий. Против Швеции создалась прибалтийская коалиция: Польша, Дания, Россия. Северная война (1700-1721 гг.) разделилась Полтавским сражением на 2 этапа: с 1700 по 1709 год и с 1709 по 1721 год.

Первый этап был для России оборонительным, он начался с поражения русской армии под Нарвой. Петр создал новую армию, освободил древний русский город Орешек (Нотебург), весной 1703г. овладел устьем Невы. Закладкой Петропавловской крепости было положено начало Петербургу, ставшему в 1712г. столицей Российской империи. В водах Балтийского моря появился русский флот. Была заложена морская крепость Кронштадт.

Полтавская победа позволила перехватить инициативу. Российская армия заняла Лифляндию и Эстляндию, а затем вступила в Германию. Шведы были вытеснены из всех своих заморских владений, главенство на Балтийском море и вообще в северной Европе перешло к России. В 1716 г. со шведской империей было навсегда покончено.

Военные успехи России не всех устраивали в Европе. Активность французской дипломатии и усилия Карла XII привели к столкновению Турции и России. В 1710 г. Турция объявила войну России. В 1711 г. Петр предпринял Прутский поход с целью разгрома Турецкой империи, но потерпел неудачу. Россия возвратила туркам Приазовье (крепости Азов и Таганрог были разрушены). Неудача на Пруте отодвинула решение черноморского вопроса более чем на полвека.

Усилия Петра вновь обратились к Балтийскому морю. Он отказался от прежних обещаний союзникам ограничиться старыми русскими территориями, отторгнутыми шведами в вначале XVII в. (то есть Ингрией и Карелией).

Эстляндия и Лифляндия в 1710 г. были включены в состав России. Начиная с 1712 г. Петр начал активно вмешиваться в германские дела, борясь с влиянием Англии, Франции и Дании.

В1721 г. на мирном конгрессе в Ништадте (Финляндия) был подписан договор «о вечном мире» между Россией и Швецией. Швеция уступала России Лифляндию, Эстляндию, Ингрию и часть Карелии (с Выборгом). Россия обязывалась вернуть Швеции Финляндию.

В честь победы сенат поднес Петру чин адмирала и титул «Отца Отечества», «Великого», и «Императора Всероссийского». Так Ништадский мир юридически оформил приобретения России в Прибалтике и рождение новой империи.

Выход к Балтийскому морю был обусловлен не только политическими целями, но и экономическими интересами. Необходимо было расширять рынки сбыта отечественных товаров. После Ништадского мира во внешней политике России на первое место выходят интересы торговой политики.

Cледствием уродливого слияния военно-политических и торговых интересов Российской империи стала русско-персидская война

1722-1723 гг. Эта война также сочеталась с попытками проникновения в Среднюю Азию с целью захвата традиционных путей торговли с Индией и Китаем. Завоевание южного побережья Каспия мыслилось Петром отнюдь не как временная мера. Вынашивались проекты депортации мусульманского населения из прикаспийских провинций и заселение их православными. По русско-персидскому миру 1723 г. значительные территории Персии отошли к России. Создание плацдарма на Каспии ставило цель подготовки похода на Индию.

Таким образом, в период царствования Петра произошли серьезные изменения во внешней политике. Суть перемен состояла в том, что от решения насущных задач национальной политики Россия перешла к постановке и решению типичных имперских проблем.

17. Военная реформа Петра I и реформы органов управления

Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра. Она была наиболее продолжительной и самой тяжелой как для него самого, так и для народа.

Заслугой Петра является создание регулярной российской армии. Московские стрелецкие полки Петр I расформировал и с помощью преображенцев и семеновцев, выросших из «потешных» полков и ставших первыми солдатскими полками регулярной царской армии, принялся за комплектование и обучение новой армии. В военной кампании 1708-1709 гг. против шведов новая русская армия показала себя на уровне европейских армий. Для комплектования армии солдатским составом были введены рекрутские наборы. Наборы проводились по норме - по одному рекруту с 20-ти тягловых дворов.

Для подготовки офицерского состава было учреждено несколько специальных школ: навигацкая, артиллерийская, инженерная. Главной военно-практической школой офицерства служил гвардейский полк - Преображенский и Семеновский. Указом царя от 26 февраля 1714 г. запрещалось производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардейских полках.

В конце царствования Петра Великого численность регулярного сухопутного войска доходила до 200 тыс. человек. Военный флот состоял из 48 линейных кораблей и около 800 галер и иных судов.

Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Старый приказной аппарат не был в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы, появились канцелярии.

Но и это не помогло повысить эффективность государственного управления. Радикально решить эту проблему Петр надеялся с помощью областной реформы, то есть создания новых административных образований - губерний, которые объединяли несколько прежних уездов. В 1708 г. в России было образовано 8 губерний. Для обеспечения армии всем необходимым устанавливалась прямая связь губернии с полками.

Областные реформы явились характерным показателем развития бюрократической тенденции. Они привели к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральной власти, создали на местах разветвленную иерархическую сеть бюрократических учреждений с большим штатом чиновников.

Следующим уровнем бюрократизации высшего управления явилось создание Сената. Он явился на смену Боярской думе, когда самодержавие перестало нуждаться в институтах представительства и самоуправления.

Сенат как высшее учреждение петровской администрации сосредоточил в своих руках судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями, назначал и утверждал чиновников. Сенат (9 членов в 1711 г.) состоял из виднейших сановников. Неофициальным его главой был генерал – прокурор. Он подчинялся только монарху. Помимо генерал-прокурора был создан целый институт прокуратуры. Прокуроры осуществляли контроль за соблюдением законности и правильностью ведения дел во всех учреждениях.

К вновь созданным органам центрального управления относятся коллегии, созданные в 1717-1718 гг. вместо бывших приказов. Было учреждено 9 коллегий: воинская, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц-коллегия, камер-коллегия (ведомство государственных доходов), ревизион-коллегия, штатс-контора (ведомство государственных расходов), коммерц-коллегия, берг- и мануфактур-коллегия.

В 1699 г. городам было предоставлено право ведать своими выборными бурмистрами. Эти бурмистры составляли ратушу. Ратуши областных городов были подчинены Бурмистрской палате, или ратуше г. Москвы. В 1720 г. в Петербурге был учрежден Главный магистрат, который должен был организовать магистраты в областных городах и руководить ими. Магистраты вели городское хозяйство, должны были заботиться о развитии торговли и промышленности, о благоустройстве и благочинии городов и решали не только гражданские, но и уголовные дела.

Государство строилось Петром по образцу воинского подразделения. Так, в 1716 г. Воинский устав был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней.

В петровскую эпоху окончательно оформилось самодержавие. При Петре I были ликвидированы последние следы сословного представительства, закреплены права личности управлять миллионами людей на основании ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины.

В этот период получила распространение идея патернализма, то есть был сформулирован образ разумного, предвидящего будущее монарха-отца Отечества и народа. Патернализм смыкается с идеей харизматического лидера как существа, наделенного исключительными способностями и дарованиями, которые недоступны обыкновенному человеку. Петр систематически использовал принуждение для достижения блага, как он его понимал, и сформулировал идею «насильственного прогресса».

Образцом для государственной реформы Петр избрал шведское государственное устройство. В его основе лежал принцип камерализма, распространенный в Европе в начале XVIII в. Суть камерализма - введение в систему управления четкого бюрократического начала. При нем структура аппарата создавалась по функциональному принципу, вводилось разделение властей. Единство иерархической структуры аппарата сочеталось с единством обязанностей, штатов, оплаты труда чиновников. Все это подвергалось строгой регламентации с помощью разнообразных уставов и инструкций.

Итак, в ходе петровских преобразований на смену системе средневекового управления приходит бюрократическая государственная машина.

18. Социальная и экономическая политика Петра I

В России в годы царствования Петра произошел резкий экономический скачок. Промышленное развитие проходило невиданными темпами: за первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо тех 15-20 , которые существовали в конце XVII в.

Самая главная особенность экономического бума начала XVII века состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Этого требовала господствовавшая в Европе концепция «меркантилизма». (Выражается в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь, в достижении активного баланса во внешней торговле).

В условиях России главным фактором вмешательства государства в экономику стала экстремальная ситуация после поражения под Нарвой в 1700г., определившая характер, типы и специфику промышленного бума и всю экономическую политику петровского самодержавия.

Постоянная нужда в деньгах на военные расходы побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники государственных доходов. Появляется ряд новых налогов, создается собственная торговля, вводится монополия на заготовку и сбыт определенных товаров.

Установление государственной монополии вело к произвольному повышению цен на эти товары внутри страны, а самое главное - к ограничению, регламентации торговой деятельности русских купцов.

Коренной переворот претерпело при Петре прямое обложение. Если до этого население облагалось «по дворам», то теперь перешли к поголовному обложению. Подати должны были платить крестьяне и посадские люди мужского пола от младенца до глубокого старика.

В царствование Петра I была создана русская монетная система. Мелкая разменная монета (копейки, денежки и полушки) чеканилась из меди. Из серебра чеканились гривенники, полтинники, полуполтинники и рубли. Из золота чеканились червонцы.

По западному образцу Петр I старался своих капиталистов научить действовать по-европейски, соединять капиталы, объединяться в компании. Так, указом от 1699г. он предписал купцам торговать компаниями. Для их поощрения вводились различные льготы - казенные субсидии и льготы.

Тульский оружейный завод, заводы на берегу Онежского озера, горные заводы на Урале свидетельствовали об успехах в развитии горнозаводского дела, о насаждении крупной фабрично- заводской промышленности. После себя Петр оставил 233 фабрики и завода по самым разнообразным отраслям промышленности. Ряд улучшений был введен и в области сельского хозяйства.

Исходя из зарубежного опыта и собственных соображений, Петр I приглашал иностранных специалистов в Россию, предлагал им выгодные условия. На обучение за границу посылались десятки учеников.

Примерно с конца 10-х годов XVIII в. Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики: была ликвидирована фактически монополия на экспортную торговлю, приняты различные меры по поощрению частного промышленного предпринимательства, особое распространение получила практика передачи государственных предприятий (прежде всего убыточных для казны) частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Однако, изменяя в определенной мере экономическую политику, Петр не собирался ослаблять влияние государства на экономику.

До конца 10-х годов XVIII в. Россия не знала органов управления торговлей и промышленностью. Как раз создание и начало деятельности берг-, мануфактур-, коммерц-коллегий и Главного магистрата составляла суть происшедших перемен. Эти бюрократические учреждения явились институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма.

Тогда же в России произошли важные преобразования социального характера. Была резко усилена борьба с побегами крестьян. Началось массовое возвращение беглых прежним владельцам. Вне закона была объявлена категория «вольных и гуляющих». По этой причине возникла сложная ситуация с наймом рабочей силы на мануфактуры.

18 января 1721 г. Петр I подписал указ, который разрешал частным мануфактурам покупать крепостных крестьян для использования их на заводских работах. Этот указ знаменовал собой решительный шаг к превращению промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятия крепостнические, в разновидность феодальной собственности.

Таким образом, промышленность России была поставлена в такие условия, что она фактически не могла развиваться по иному, чем крепостнический, пути. Поэтому победа подневольного труда в промышленности определила нараставшее с начала XIX в. экономическое отставание России.

Крепостническая политика в промышленности деформировала и процесс образования русской буржуазии. В это время в Западной Европе буржуазия громко заявила о своих претензиях к монархам и дворянству. В России шло обратное движение: став владельцами крепостных, мануфактуристы стремились повысить свой социальный статус путем получения дворянства.

В петровскую эпоху произошел распад некогда единого сословия «служилых людей». Верхушка служилого сословия - служилые по происхождению - превратились в дворян. Низы сословия служилых стали государственными крестьянами.

Вводился новый критерий службы дворян. Раньше действовал принцип происхождения. Теперь был введен принцип личной выслуги. Ее условия определялись законодательством. Новый принцип был отражен в Табели о рангах 1722г. Он разделил всю массу государственных служащих, военных и гражданских, на 14 чинов, или «рангов». По ним должен был продвигаться каждый офицер и гражданский чиновник. Важнейшим из условий была обязательность прохождения службы с рядового солдата или канцеляриста.

Таким образом, в петровскую эпоху дворяне рассматривались прежде всего как бюрократическое и военное сословие, накрепко привязанное к государственной машине. В целом политика самодержавия в отношении дворянства была очень жесткой. Зарегламентированное дворянство обязано было учиться, чтобы затем служить.

По задуманному царем плану объединялись в одно юридическое и податное сословие разнообразные категории некрепостного населения России. В число государственных крестьян вошли однодворцы Юга, черносошные крестьяне Севера, ясачные крестьяне - инородцы Поволжья, всего не менее 18% податного населения.

Социальные преобразования коснулись и крепостных крестьян. Петровская эпоха привела к слиянию в единое сословие крепостных крестьян и холопов. Общая тенденция развития крепостного права шла в направлении распространения на крепостных крестьян многих норм холопьего права. Это явилось общей платформой для их последующего слияния.

Существенной была реформа и в отношении жителей городов. Петр решил унифицировать социальную структуру города, перенеся в него западноевропейские институты: магистраты, цеха, гильдии. Привнесены они были в русскую действительность насильно, административным путем. Посадское население было поделено на две гильдии. Первую гильдию составили «первостатейные». В нее вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий. Во вторую - мелкие лавочники и ремесленники. Они были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные граждане подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян.

Столь же формальной стала и система управления городами. Городские магистраты ничего общего не имели с западноевропейскими, которые на деле были органами самоуправления.

Для петровских времен характерно проведение крупных полицейских акций долговременного характера: размещение армейских полков на вечные квартиры в местах, уездах, губерниях, введение паспортной системы. В целом был создан такой внутренний режим, при котором действовал ряд ограничений. Наиболее важные из них: ограничения в передвижении по стране; ограничения в свободе выбора занятий; ограничения социальных перемещений, перехода из одного «чина» в другой.

19. Эпоха дворцовых переворотов и укрепление позиций дворянства

Время с 1725 г. по 1762 г. в отечественной истории являлось эпохой дворцовых переворотов. Они имели важное политическое значение, которое затрагивало самые основы государственного порядка.

Эпоха дворцовых переворотов прямо связана с реформами Петра I. Она явилась своеобразной расплатой за них. Своим законом от 5 февраля 1722 г. он отменил оба порядка престолонаследия: и завещание, и соборное избрание. То и другое он заменил личным назначением, усмотрением царствующего государя. Отсутствие общепризнанного наследника затянуло Россию в водоворот политических кризисов, делавших весьма сомнительным само продолжение начатых реформ. Петр I серьезно осложнил судьбу своих преемников на российском престоле также тем, что тесно вязал свою фамилию с рядом княжеских родов Германии.

Завязывался новый узел противоречий. С одной стороны, петровские реформы и военные победы усиливали национальное сознание русских, с другой- политика царя позволяла иностранцам не только толпиться вокруг российского трона, но и даже посягать на него. Появилось совершенно новое явление в отечественной истории - «царь - немец».

Придав очень большое значение ускорению в русском обществе европейского образа жизни, Петр создал пропасть между монархом и подданными. Нарушение связи между монархом и его подданными привело к зависимости государя от его ближайшего окружения. Остальная страна на протяжении всего века оставалась совершенно равнодушной к тому, какие «перемены» вдруг случались по воле кучки офицеров или аристократов.

Петр заставил служить дворян - именно при нем сложилось в особое сословие российское «шляхетство» и выставило к подножью трона свои требования. Дворянство было главной опорой трона, но и главной угрозой для российского монарха, на протяжении ста лет исходила угроза именно от дворянства. Петр I создал и силу – гвардию, на протяжении всего XVIII в. выступавшую в качестве главного вершителя судеб монархов и претендентов на престол.

После смерти императора 28 января 1725 г. новая знать, воспитанная Петром I, - Меншиков, Толстой и другие - под прикрытием гвардии добилась провозглашения вдовы Петра Екатерины I (1725 - 1727 гг.) самодержавной императрицей.

Определенным компромиссом между родовитой и неродовитой знатью явилось создание Верховного тайного совета, учрежденного 8 февраля 1726 г., в который вошли представители и новой знати и родовитого боярства, всего в количестве шести человек. Сенат и коллегии ставились под надзор Совета. Совет явился как бы расширением единоличной верховной власти в коллегиальной форме. Царствование Екатерины I длилось недолго и не было отмечено серьезными государственными актами.

В период царствования малолетнего Петра II (1727-1730 гг.) к власти пришли представители старой московской знати во главе с князем Долгоруким. Меншиков был сослан. Ни о какой продуманной политике, о продолжении преобразований в этих условиях не могло быть и речи.

После смерти Петра II в возрасте 15 лет представители старой родовитой знати в Верховном тайном совете посчитали, что обстановка вполне благоприятствует тому, чтобы изменить политической строй страны, превратив его в правление аристократической олигархии. На трон была провозглашена племянница Петра I, вдовствующая герцогиня Курляндская Анна Ивановна (1730-1740 гг.). Одновременно были составлены пункты, или “кондиции”, ограничивавшие ее власть. Императрица обязывалась

править вместе с Верховным тайным советом. Но гвардия и дворянство призвали Анну править самодержавно, а соглашение с Верховным тайным советом уничтожить, что она и сделала. Так закончилась десятидневная конституционно - аристократическая русская монархия XVIII века, сооруженная четырехнедельным временным правлением Верховного тайного совета.

Время царствования Анны Ивановны получило в отечественной истории наименование “бироновщина”, по имени фаворита императрицы Эрнеста Иоганна Бирона, выходца из Курляндии. “Бироновщина” означала для русских людей прежде всего засилье немцев во всей системе государственного управления.

При Анне Ивановне были проведены в жизнь некоторые важные требования дворянства. Срок обязательной дворянской службы в армии сократился до 25 лет. Один из нескольких сыновей освобождался от военной службы. Подать со своих крепостных помещик стал собирать сам. В 1731 г. был отменен указ Петра о единонаследии недвижимых имений. Теперь отец - дворянин мог делить свое имение по завещанию между сыновьями или отдавать его в приданое дочерям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.