рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка: Отечественная история

44. Итоги и уроки мировой и Великой Отечественной войны. Вклад Башкортостана в Великую Победу

По итогам войны произошли территориальные изменения. СССР были переданы Курильские острова и Южный Сахалин, к нему отошла Восточная Пруссия с Кенигсбергом, а граница с Польшей прошла по “линии Керзона”.

Победа в войне была достигнута объединенными усилиями стран антигитлеровской коалиции. Однако главная тяжесть войны легла на плечи советского народа.

Поучительными и актуальными остаются следующие уроки второй мировой войны: 1) войну значительно легче начать, чем закончить, так как она протекает по своим законам; 2) войну нельзя спланировать ни по масштабам, ни но характеру применяемых средств; 3) только единство миролюбивых сил способно предотвратить войну; 4) вся тяжесть войны падает на плечи народа.

Таким образом, в 20—30-х гг. в определении своей внешней политики Советское государство стратегически ориентировалось на мировую революцию, стремилось максимально учитывать свои собственные интересы, но приходилось учитывать и существующие обстоятельства и, прежде всего, враждебно настроенное капиталистическое окружение. Западный мир от стабилизации ввергся в мировой экономический кризис, из которого ведущие державы нашли свой путь выхода. События 30-х г., начавшаяся вторая мировая война наглядно продемонстрировали неэффективность Версальской системы послевоенного урегулирования. Не миновала война и Советский Союз.

45. Общественно-политические процессы в СССР в 1945 - 1984 гг

После победы в Великой Отечественной войне среди общественных настроений доминировала надежда на лучшую жизнь. Война изменила частично общественное сознание. Она приучила многих критически мыслить, инициативно действовать, брать на себя ответственность. Особенно это коснулось молодого поколения, в среде которого возникают молодежные группы (в Москве, Воронеже, Свердловске, Челябинске и др. городах). Они занимали антисталинские, но просоциалистические позиции. Среди солдат, возвращавшихся в деревню, ходили упорные слухи, что крестьянам раздадут землю, облегчат налоги, выдадут на руки паспорта.

Таким образом, в обществе зрело понимание необходимости перемен. Это субъективное ощущение накладывалось на особую духовную атмосферу первых послевоенных лет.

Даже значительной части партийно-государственного аппарата (существенно обновленного за годы войны) война показала невозможность сохранения в прежнем виде всех довоенных порядков. В 1946—1947 гг. при составлении и обсуждении (закрытом) проектов новых Конституции СССР и Программы ВКП (б) номенклатурными работниками были высказаны многие прогрессивные по тем временам предложения: о децентрализации управления экономикой, о ликвидации судов и трибуналов военного времени, о расширении внутрипартийной демократии, разработке принципов ротации кадров и т. п.

Обострение социально-экономической ситуации поставило руководство страны перед дилеммой: либо — реформы, либо — террор, возвращение к довоенному жесткому курсу. Сталин выбрал последнее.

Уже в 1946 г. прокатились процессы над молодежными группами. В августе 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград”, ставшее началом похода против вольномыслия. С 1947 г. развертываются погромные “дискуссии” по философии, биологии, языкознанию, политэкономии, приструнившие интеллигенцию.

Перелом наступил в 1948 г. Была развернута кампания “борьбы с космополитизмом”. Она преследовала цель—вытравить из народного сознания возникший интерес и симпатии к Западу, усилить идеологическую изоляцию страны, разжечь шовинистические и антисемитские чувства, а в целом — срочно воссоздать пошатнувшийся в войну образ внутреннего врага. С 1948 г. возобновляются массовые репрессии, открытые процессы, чистки (“Ленинградское дело”, “дело врачей” и др.). Цель репрессий — поставить на место военное поколение, задушить ростки демократизма, подавить выросшее за годы войны чувство самоуважения народа.

Суть происшедшего поворота заключалась в возвращении тоталитарно-бюрократической системы к нормальному для нее состоянию. В целом тоталитарно-бюрократическая система в конце 40-х — начале 50-х гг. еще более укрепилась и окончательно оформилась. Культ Сталина достиг своего апогея.

Со смертью Сталина 5 марта 1953 г. возник кризис власти, встала проблема лидера. Борьба за лидерство определялась отношениями между Маленковым Г.М., Хрущевым Н.С. и Берия Л.П. Маленков стал Председателем Совета Министров, Хрущев возглавил Секретариат ЦК партии. Берия встал во главе объединенного Министерства внутренних дел (МВД и МГБ). Страх перед Берия и бесконтрольными действиями органов МГБ — МВД с целью устранения политических конкурентов привели к изоляции Берия и единому выступлению всех членов Президиума ЦК КПСС против него. Благодаря решительным действиям Хрущева и поддержке армии 26 июня 1953 г. Берия был арестован и в декабре суд вынес ему смертный приговор.

МВД — МГБ были поставлены под контроль партийных органов. В сентябре 1953 г. Хрущев стал Первым секретарем ЦК КПСС.

Следующий этап борьбы за власть был связан с оттеснением Маленкова. Занимаемый им пост Председателя Совета Министров утрачивал свое значение. Центр власти перемещался в секретариат ЦК КПСС, т.е. к Хрущеву. В январе 1955 г. Маленков был смещен со своего поста.

Период в истории страны во время лидерства Хрущева Н. С. (1953—1964 гг.) получил название “оттепели”. Еще в марте 1953 г. по инициативе Маленкова был поставлен вопрос о необходимости “прекратить политику культа личности”. ЦК КПСС стал превращаться в коллективный орган.

Высшим пиком либерализации явился доклад Хрущева на XX съезде КПСС в 1956 г. с разоблачением культа личности Сталина и связанных с ним массовых репрессий. Доклад произвел огромное действие на умы широких слоев общества. В то же время он не затрагивал сущности тоталитарно-бюрократической системы.

Либерализация проявилась также в сфере государственного строительства. Происходило расширение прав союзных республик в экономической и правовой сферах.

Была проведена реабилитация репрессированных народов (балкарцы, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы). Был ликвидирован ГУЛАГ и началось освобождение миллионов политических заключенных.

Однако деятельность Хрущева вызвала противодействие ближайших соратников Сталина. В июле 1957 г. они предприняли попытку сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Но Хрущева поддержала значительная часть обновленного ЦК, армия и КГБ. Противники Хрущева (Маленков, Каганович, Молотов, Шепилов, Булганин) были сняты со своих постов.

В новой общественно-политической атмосфере прошел XXI съезд КПСС (1959 г.), который констатировал, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу. В 1961 г. XXII съезд КПСС принял программу строительства коммунизма. Выдвинутые задачи уже тогда выглядели нереальными для страны.

В дальнейшем власть все более концентрировалась в руках Первого секретаря ЦК КПСС. Однако партийная номенклатура, быстра консолидируясь и набирая силу, претендовала на самостоятельную политическую роль. Это было невозможно при многочисленных попытках Хрущева реформировать тоталитарную систему, создававшую угрозу благополучию и надежности положения партийно-государственной бюрократии. В результате в октябре 1964 г. Хрущев был смещен консервативными силами, а политический курс изменен в сторону укрепления тоталитарно-бюрократической системы. Произошел откат к сталинизму, но без массовых репрессий. Откат означал стабилизацию системы, неизбежно ведущую к загниванию и распаду.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев Л. И. (1964—1982 гг.) стал выразителем интересов партийного аппарата и связанного с ним мощного слоя хозяйственной бюрократии.

Особую роль в утверждении консервативного курса сыграли события в Чехословакии 1968 г. Даже в умеренных реформах советская партократия усмотрела угрозу тоталитарной системе и поэтому осуществила вооруженное вторжение в ЧССР.

Со свертыванием “оттепели” завершилась эпоха “коммунистического романтизма”.

Вскоре, после смены высшего партийного руководства началось закручивание “идеологических гаек”. Была выдвинута формула перманентного обострения идеологической борьбы двух систем. Проводятся акции устрашения интеллигенции, вызвавшие, однако, ответную реакцию в виде целого движения инакомыслящих. Происходит ужесточение цензуры.

В общественно-политической жизни теория все больше отрывалась от социальной практики. Проблемы нарастали и углублялись, но решительных шагов для их решения не предпринималось.

В политической системе партия фактически превратилась в элемент государственной структуры. Представительные органы имели декоративное значение. Исполнительный аппарат продолжал законодательствовать, выпуская бесчисленные инструкции и приказы. Он же фактически командовал и судом.

В идеологической сфере нереальная задача построения материально-технической базы коммунизма в течение двух десятилетий стала тихо “забываться”, т.к. велик был разрыв между теорией и окружающей действительностью. Для заполнения идеологического вакуума была выдвинута концепция развитого социализма. Благодаря этой концепции коммунизм отодвигался в неопределенное будущее. В 1971 г. XXIV съезд КПСС констатировал, что в СССР построено развитое социалистическое общество.

Вершиной теоретических установок стала принятая в 1977 г. Конституция СССР — Конституция “развитого социализма”. В 6-й статье она закрепляла монопольное положение КПСС в политической системе.

Усилия в области идеологии сопровождались постепенным разложением общества сверху донизу. Утвердились двойная мораль и двойной стандарт жизни. Партаппарат обрастал все новыми привилегиями. Разрыв в уровне и условиях жизни рабочих и номенклатуры все увеличивался. Все более иллюзорной становилась одна на основных задач — обеспечить превосходство в экономическом соревновании с капитализмом.

Первые попытки перемен в обществе связывают с именем Ю. В. Андропова (1982—1984 гг.), который после смерти Брежнева в ноябре 1982 г. был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. Андропов был ярким представителем жесткой, “силовой” политики. С его приходом появились реалистические оценки, победные реляции стали уступать место критике, впервые прозвучала тревога за будущее страны. Но во многом вся позитивная программа Андронова была сведена на практике к укреплению дисциплины. Именно в безответственности, недисциплинированности, расхлябанности он усмотрел корни и причину всех наших бед и трудностей. Таким образом, налицо было явное стремление добиться быстрого результата с помощью воли и твердости. За 15 месяцев пребывания Андропова у власти было смещено 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик.

В целом деятельность Андропова была попыткой реанимировать административно-командную систему. Приближение кризиса было замедлено, но не остановлено.

Приход к руководству К. У. Черненко (1984—1985 гг.) означал возврат к прежним устоявшимся порядкам. Эти месяцы политического руководства страной Черненко стали последним доводом, убедившим группу руководителей в необходимости крутого поворота.

46. Социально-экономическое положение страны (1945 - 984 гг.)

За годы войны Советский Союз потерял 27 миллионов человеческих жизней и 30 % национального богатства страны.

Восстановление народного хозяйства начали с тяжелой промышленности. Эта задача была решена в кратчайшие сроки. Уже в 1948 г. объем промышленного производства достиг довоенного уровня. Этому способствовали самоотверженный труд людей, а также максимальная концентрация ресурсов, достигнутая за счет “экономии” на сельском хозяйстве, легкой промышленности и социальной сфере. Немалую роль сыграли и репарации с Германии (4,3 млрд. долларов).

В 1949 г. в максимально короткие сроки в СССР была создана атомная бомба, а в 1953 г. — водородная.

Успехи в промышленности и в военном деле базировались на жестком нажиме на деревню, на выкачивании из нее средств. Доходы от колхоза составляли в среднем лишь 20,3 % денежных доходов семьи крестьянина, 22,4 % колхозов в 1950 г. вообще не выдавали денег на трудодни. Жили крестьяне главным образом за счет своего приусадебного участка. Они не имели паспортов, поэтому не могли покинуть деревню. За невыполнение нормы трудодней им грозила судебная ответственность. Поэтому не случайно к 1950 г. деревня только приблизилась к довоенному уровню.

Избранный в СССР вариант форсированного восстановления с опорой на внутренние ресурсы (а Западная Европа получила по плану Маршалла от США 13 млрд. долларов) и сверхконцентрация средств в тяжелой промышленности замедлили повышение жизненного уровня. К тому же в 1946 г. в результате сильной засухи страну постиг голод. Отмена карточной системы в 1947 г. и денежная реформа серьезно ударили по широким массам. Многие товары продавались по коммерческим ценам и были для них недоступны.

После смерти Сталина Председатель Совета Министров Маленков предпринял попытку проведения нового экономического курса, выразившегося в перенесении приоритетов с тяжелой промышленности на легкую и на сельское хозяйство, жилищное строительство. В сельском хозяйстве намечались мероприятия по повышению урожайности, включению фактора заинтересованности колхозников, а также распашка целинных и залежных земель.

Однако после прихода Хрущева к власти акцент сместился на освоение целины в надежде на быструю отдачу. Отвергнут был и курс на существенное перераспределение капиталовложений между отраслями в пользу отраслей группы “Б”. Но различия в экономической политике Маленкова и Хрущева не могли быть кардинальными в рамках существующего режима.

В период лидерства Хрущева проводились многочисленные реформаторские эксперименты. Все они сводились в основном к государственным программам (освоение целинных и залежных земель — освоено 40 млн. гектаров, эпопея по распространению посевов кукурузы, программа по животноводству) и реорганизации управленческих структур.

В 1954 г. было принято решение, направленное против разбухания управленческих штатов, ведомственности, бюрократизма. Было упразднено 200 главков и отделов министерств, десятки трестов, сотни снабженческих организаций.

В 1956 г. с целью децентрализации ряд министерств из союзных были реорганизованы в союзно-республиканские. В ведение республик было передано около 15 тысяч промышленных предприятий. Политику децентрализации венчала реформа 1957 г. по ликвидации отраслевых министерств и созданию территориальных советов народного хозяйства (совнархозов). Однако реформа не внесла качественных изменений в условия хозяйствования.

В целом в середине 50-х — начале 60-х годов развитие основных отраслей народного хозяйства было динамичным. В 1956— 1958 гг. темпы развития промышленности составили 10—15 %. В годы семилетки (1959—1965 гг.) удвоились основные промышленные фонды. Но вместе с тем снизились темпы развития легкой и пищевой промышленности. Это было связано с отставанием сельского хозяйства. Сыграли роль нарушение принципа материальной заинтересованности колхозников, ограничение подсобного хозяйства, волюнтаризм в управлении.

В социальной сфере были крупные позитивные сдвиги: рост заработной платы и потребления товаров. В 1964 г. были введены пенсии колхозникам. Жилой фонд страны вырос за годы семилетки на 40 %.

Таким образом, реорганизации середины 50-х — начала 60-х гг. отвечали назревшим потребностям. Объективно они были натравлены на ослабление командно-административной системы. Но в то же время они не предусматривали ее радикального преобразования. Менялись лишь формы функционирования этой системы, но существо ее оставалось незыблемым.

В середине 60-х гг. специалисты и хозяйственные руководители пришли к выводу о необходимости глубоких экономических реформ. Новое руководство во главе с Брежневым вынуждено было пойти на хозяйственную реформу (1965 г.). Суть ее заключалась в усилении экономических рычагов, расширении самостоятельности предприятий. Сокращалось число директивно планируемых показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет. Одновременно был восстановлен отраслевой принцип управления промышленностью. Реформа дала импульс развитию экономики, несколько повысив темпы роста производства в восьмой пятилетке. Однако будучи непоследовательной и выхолощенной в ходе реализации, реформа свертывается.

В 70-е гг. происходит неуклонное скатывание советской экономики к стагнации (т.е. застою). От восьмой (1966—1970 гг.) к одиннадцатой (1981—1985 гг.) пятилетке неуклонно снижались основные экономические показатели, темпы роста валового общественного продукта.

Особенно неблагоприятно выглядело экономическое развитие СССР на фоне мировой экономики. Развитые страны Запада переходили в 1970—1980-е годы к новому информационному (постиндустриальному) обществу, характеризующемуся резким увеличением роли непроизводственной (особенно образовательной) сферы, индустриализацией потребления.

В отличие от аграрного и индустриального общества, где главным богатством был “осязаемый” капитал (земля, фабрики и т.д.), на эту роль все более начинают претендовать знания, информация. В промышленности происходит свертывание “традиционных отраслей” (добывающая промышленность, металлургия, некоторые сферы машиностроения и т. д.). Осуществляется переход к ресурсосберегающим технологиям, наукоемким производствам (микроэлектроника, информатика, робототехника, новые материалы, биотехнология). СССР по-прежнему осуществлял расширенное воспроизводство индустриальной структуры с упором на традиционные отрасли. Экстенсивный характер развития советской экономики резко ограничивал возможности решения социальных задач. Доля средств, шедших на социальные нужды, из-за нараставших экономических трудностей, продолжавшейся концентрации средств в тяжелей и военной промышленности, снижалась. С начала 70-х гг. в СССР перестала увеличиваться средняя продолжительность жизни и начала расти детская смертность.

Конечно, в годы “застоя” произошел сдвиг в повышении благосостояния советских граждан. Тем не менее доля фонда заработной платы в национальном доходе, созданном в промышленности, составляла на Западе 60—80 % (в США в 1985 г. — 64 %), а в СССР в 1985 г. — 36,5 %. По уровню потребления на душу населения СССР занимал лишь 77-е место.

Таким образом, начиная с 60-х гг. страны Запада оказались в состоянии перманентных, сменяющих друг друга технологических переворотов. Прогресс этих стран основывался на гибкой рыночной системе и на наукоемкой продукции. В СССР же воспроизводились устаревшие производства. Обострившаяся демографическая ситуация, распыление капиталовложений, падение фондоотдачи вели к исчерпанию возможностей экстенсивного роста. Для выхода из состояния кризиса необходимы были коренные, радикальные изменения и сдвиги, принципиально новые формы развития.

47. Внешняя политика Советского Союза в 1945 - 1984 гг

В годы второй мировой войны сложилась антигитлеровская коалиция. Решения Тегеранской, Крымской, Потсдамской конференций заложили основу послевоенного мирного урегулирования. Была создана ООН. СССР стал полноправным членом мирового сообщества.

Однако период сотрудничества стран антифашистской коалиции сменился периодом конфронтации. Уже в марте 1946 г. У. Черчилль призвал западные державы к совместной борьбе против мирового коммунизма. Эта речь дала толчок для раздувания антисоветизма. Она создавала образ врага и явилась психологической основой “холодной войны”. (“Холодная война” — это политическая, экономическая, идеологическая конфронтация между двумя системами, “балансирование на грани войны”).

На Западе первой операцией “холодной войны” считают “дело Вольфа-Даллеса”. Это были переговоры между эмиссарами США и Англии и обергруппенфюрером СС Карлом Вольфом о том, что немцы открывают англо-американским войскам западный фронт и усиливают сопротивление на Востоке.

После войны поводом для охлаждения отношений стал польский вопрос. Сталин отказался включить в будущее правительство Польши представителей эмигрантского правительства в Лондоне. С Польши началось создание “пояса безопасности” СССР в Европе. В восточно-европейских странах Сталиным были созданы послушные ему режимы. В них образуются однопартийные правительства, насаждается административно-бюрократическая система, проводятся преобразования, аналогичные советским.

В свою очередь США также стремились распространить свое влияние на Европу. Был разработан “план Маршалла” — план восстановления разрушенной экономики западно-европейских стран. Давались крупные займы на покупку американских товаров, вырученные деньги не вывозились из стран, а вкладывались в строительство новых и восстановление старых предприятий. Чтобы гарантировать политическую стабильность, под давлением США коммунисты были удалены из правительств западно-европейских стран. В 1947 г. в США была взята на вооружение “доктрина Трумэна”. В ней провозглашались задачи борьбы с коммунизмом во всем мире, “сдерживания коммунистического наступления” и “отбрасывания коммунизма в границы СССР”. Все революции и общественные движения рассматривались как результат коммунистической агрессии.

Создав атомную бомбу, США стали проводить политику атомного шантажа. Здесь на первый план вышла доктрина Г. Гувера:

“Пока мы и только мы, имеем атомную бомбу, мы можем всему миру диктовать нашу политику”. Начиная с 1945 г., разрабатывались планы нанесения ядерного удара по СССР, а вокруг Советского Союза были созданы американские военные базы. В 1949 г. был образован Североатлантический блок НАТО, направленный против СССР.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.