рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка: Отечественная история

В августе 1905 г. состоялся 1 съезд “Иттифак-эль-Муслимин” (“Союз мусульман”), в котором участвовали и башкирские либералы. В резолюции съезда указывалось на необходимость единения всех мусульман, выдвигалось требование об уравнении мусульман с русскими “в политических, религиозных и имущественных правах”. Принятие партийного устава и официальное заявление о создании партии состоялось в январе 1906 г. “Иттифак-эль-Муслимин” самораспустилось после третьеиюньского переворота 1907 г.

Завершение создания партий либеральной буржуазии пришлось на подъем первой революции в России. Еще в 1899 г. большая группа земских либералов объединилась в полулегальный кружок “Беседа”. В 1903 г. из наиболее радикальных земцев был создан “Союз земцев-конституционалистов. Одновременно в 1902 г. вышел первый номер журнала “Освобождение”. В 1904 г. из представителей буржуазной интеллигенции и либеральных земцев создается “Союз освобождения”, завершивший консолидацию сил и подошедший к образованию партии конституционных демократов (октябрь 1905 г.). В 1906 г. к ранее принятому официальному названию добавилось: партия “народной свободы”. В целом программа кадетов была рассчитана на развитие России по капиталистическому пути западного образца. Выдвинутое вначале требование конституционной монархии в 1917 г. было заменено требованием демократической парламентской республики. Кадеты подчеркивали, что они как партия надклассовая занимают особую позицию, Партия кадетов выступала за культурное самоопределение наций, равенство граждан, независимо от сословий. Основу партии составляла либеральная интеллигенция, в первую очередь представители ее высших слоев. В партию также входили высокооплачиваемые категории служащих, представители городской мелкой буржуазии. Первым председателем конституционно-демократической партии народной свободы стал крупный землевладелец князь П. Д. Долгоруков. В 1907 г. председателем партии становится ученый-историк П. Н. Милюков. В действовавших в 1905—1907 гг. примерно трехстах организациях кадетов числилось от 60 до 100 тыс. членов партии.

Кроме кадетов, в либерально-буржуазный лагерь входило более десятка общероссийских и национально-буржуазных партий. Наиболее значительными из них были партия демократических реформ, демократический союз конституционалистов, партия мирного обновления и др. Все они находились в оппозиции к царскому правительству, и их программы отличались от кадетской требованием национального равноправия и права политического и культурного самоопределения в рамках автономии.

В революции 1905—1907 гг. правительство поддерживали помещичье-монархические, реакционные буржуазные партия и множество мелких политических организаций, которые в той или иной мере примыкали к этим партиям. В отличие от буржуазных и революционно-демократических партий эти организации, как правило, были только русскими. Это объясняется тем, что во главе государства стояли русские помещики.

Наиболее крупными монархическими партиями, образовавшимися после 17 октября 1905 г., были “Союз русского народа” (100 тыс. человек), “Русский народный союз имени Михаила Архангела” (20 тыс.), “Русская монархическая партия” (более 2 тыс. человек). “Союз русского народа” в своем первом программном документе заявил, что в основу деятельности этой партии положены идеи православия, самодержавия, народности. Членами союза могли состоять “только природные русские люди обоего пола, всех сословий и достояний”. Главным органом партии стала газета “Русское знамя”, председателем главного совета стал статский советник Дубровин А. И.

В программе главной партии буржуазии — “Союз 17 октября” (октябристов) — государственное устройство России виделось как конституционная монархия, но не с Учредительным собранием, а с Государственной думой. За нерусскими народами, кроме финнов, не признавалось даже права культурной автономии. Социальную основу партии составила крупная финансовая и торгово-промышленная буржуазия, крупные помещики, ведущие свое хозяйство по капиталистическому пути, незначительная часть верхушки интеллигенции. Председателем ЦК партии вначале был крупный землевладелец Д. Н. Шипов, а с октября 1906 г. московский купец А. И. Гучков.

К “Союзу 17 октября” в годы революции примыкали 18 различных партийных организаций, в их числе Торгово-промышленный союз, прогрессивно-экономическая партия, Балтийская конституционная партия и др. Подобно октябристам действовали и многие национальные буржуазные партии, видя в царизме своего защитника от народного гнева.

Таким образом, на рубеже XIX—XX вв. происходит оформление течений освободительного движения России в политические партии, которые стали выступать выразителями интересов определенных социальных групп и классов в острых политических схватках. Величайшим катализатором образования новых политических партий стала первая российская революция. За короткий период в России возникло столько политических партий, сколько не имелось ни в одной стране мира. К концу гражданской войны 1917—1920 годов численность российских партий составила около 100.

33. Исторический опыт российского парламентаризма (1906-1917 гг.)

На всех этапах российского исторического процесса накапливался опыт формирования и функционирования представительных органов, что было следствием естественного стремления широких масс населения к выражению своих интересов в решении задач государственного управления, общественного развития. Новгородское вече, Боярская дума, Земский собор и другие органы центральной и местной сословно-представительной власти в определенной мере ограничивали власть князей, монархов, заставляли их прислушиваться к мнению народа. Жесткая централизация, установление самодержавной монархия сопровождались ограничением и ликвидацией представительной власти, однако система местного самоуправления продолжала существовать и несла в себе идею создания представительных организаций с возрастающими правами.

Поиск путей реформирования общественного устройства России привел общественное движение к мысли о необходимости создания общероссийского представительного органа. Но реформы второй половины XIX в. в области местного самоуправления (земская, городская реформа) не завершились созданием такого органа, хотя демократические слои населения настаивали на этом.

Массовое революционное движение в стране вынудило царизм пойти на создание центрального законодательного учреждения. 11 декабря 1905 г. царское правительство издает закон о выборах в 1 Государственную думу. По закону более половины населения страны было лишено избирательных прав. Многоступенчатые выборы проводились по четырём неравноправным куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. По каждой курии избирались выборщики.

Выборы в 1 Государственную думу (27 апреля — 8 июля 1906 г.) прошли в марте-апреле 1906 г. Самой многочисленной в составе думы оказалась фракция кадетов, которой из 448 депутатов было предоставлено 153 места. К тому же к ним примыкали 63 депутата национальных групп. На правом фланге думы оказались октябристы. Черносотенные организации не смогли провести своих депутатов. Председателем Думы был избран кадет С. А. Муромцев, профессор Московского университета. Депутаты-кадеты стремились использовать свое пребывание в Думе для ограничения власти царя через конституционные реформы. Но центральным вопросом стал аграрный. На рассмотрение Думы были внесены аграрные законопроекты кадетской партии и трудовиков. Оба проекта предусматривали образование земельного фонда для обеспечения безземельных и малоземельных крестьян землей (не в собственность, а в пользование). Между представленными проектами имелись существенные расхождения. Трудовики выступали фактически за национализацию земли, кадеты допускали сохранение крупных помещичьих имений. Резкие разногласия между царским правительством и Думой с первых дней ее существования, отказ исполнительного органа подчиняться законодательному в конечном итоге закончились роспуском I Государственной думы 9 июля 1906 г.

Самодержавие стремилось обеспечить приемлемый для себя состав новой Думы. Однако II Государственная дума (2 февраля — 2 июня 1907 г.) оказалась более левой, чем первая. На ее левом фланге оказались 222 депутата, в том числе 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров, 16 народных социалистов, на правом — монархисты и октябристы имели 54 депутата, кадеты, которые представляли своеобразный центр, получили 98 депутатских мест. Председателем II Думы, начавшей работу 20 февраля 1907 г., был избран кадет Ф. А. Головин. Кадеты избрали тактику “бережения” Думы от разгона. В этой связи они демонстрировали свою готовность сотрудничать с правительством. Как и в I Думе, во II Думе центральным был аграрный вопрос. Первыми поставили его трудовики. Был выдвинут и кадетский аграрный проект, но теперь он был правее прежнего и вызвал единодушное осуждение крестьянских депутатов.

Почувствовав себя достаточно сильным, царское правительство перешло в наступление, и 3 июня 1907 г. царским манифестом была распущена II Государственная дума. По новому избирательному закону число выборщиков от помещиков и крупной буржуазии было значительно увеличено. Отстранялись, как и прежде, от выборов женщины, студенты, военнослужащие. Лишались избирательных прав беднота и батраки, урезались права нерусских народов. Вследствие ограничений могли принять участие в выборах только 13 % взрослого населения.

Собравшаяся на первое заседание 1 ноября 1907 г. III Государственная дума (1 ноября 1907 г. — 9 июня 1912 г.) разительно отличалась от двух предыдущих по своему классовому, профессиональному и партийному составу. Фракция трудовиков насчитывала всего 14 депутатов, сильно сократилось число кадетов. Самую многочисленную фракцию составили октябристы — 154 депутата. Председателем думы был избран крупный московский фабрикант-октябрист А. И. Гучков. За полный срок (5 лет) деятельности Дума рассмотрела и утвердила 2117 законопроектов. Большинство из них составляли текущие законы о сметах различных ведомств.

Основные дебаты депутатов Думы вызвало обсуждение аграрного, рабочего и национального вопросов. Аграрный вопрос был связан с реформой Столыпина. Аграрную политику правительства защищали в Думе представители помещиков и крупной буржуазии, а резко критиковали трудовики. В январе 1912 г. Дума приняла закон о государственном страховании рабочих, распространяющийся только на фабрично-заводских и горнозаводских рабочих. Национальный вопрос постоянно поднимали русские шовинисты, выдвинувшие лозунг “Россия для русских”. Часто разворачивались дебаты по еврейскому вопросу.

Выборы в IV Государственную думу (15 ноября 1912 г. — 6 (19) октября 1917 г.) проходили осенью 1912 г. в условиях революционного подъема. Предвыборная кампания шла на фоне дискуссий — быть или не быть конституции? По своему партийному составу новая Дума мало отличалась от предыдущей. С началом первой мировой войны на заседаниях Думы стали рассматриваться проблемы войны, внешней политики. Если социал-демократы и трудовая группа выступили с осуждением войны, то буржуазные и буржуазно-помещичьи партии заняли шовинистические и оборонческие позиции.

Наиболее важными сторонами деятельности Думы являлись обсуждение и утверждение новых законов и государственного бюджета страны. Законопроекты сначала рассматривались думским совещанием, в комиссиях, на заседаниях Думы в трех чтениях. И только после утверждения проекта Государственным советом он приобретал силу закона. При таком порядке, хоть и обеспечивалась тщательная проработка законов, но утверждение их затягивалось иногда на годы. По бюджетным вопросам полномочия Думы не распространялись на статьи расходов по содержанию царского двора, на платежи по государственным долгам и обязательствам. Важнейшей частью повседневной деятельности Думы стало обсуждение депутатских запросов, но запросы могли подаваться за подписью не менее 30 депутатов.

Оценивая первый опыт российского парламентаризма, необходимо отметить, что деятельность Думы была далека от совершенства. Она сковывалась антидемократическими нормами, регулирующими порядок ее работы, и столь же антидемократическим законом о выборах. Тем не менее Дума стала центром легальной политической борьбы, а утвердившийся в ней открытый и гласный порядок обсуждения и принятия законов, контроль, хотя и усеченный, за государственными финансами и действиями властей — все это способствовало политическому просвещению народа, росту его политической активности, развитию традиций демократического решения важнейших государственных вопросов.

34. Февральская революция 1917 г. и свержение самодержавия

С точки зрения марксизма социальные революции — необходимый, закономерный результат классовой борьбы в антагонистических формациях, они разрушают старый, отживший общественный строй и расчищают путь к утверждению нового, более прогрессивного общественного строя. Следовательно, все социальные революции неизбежны и прогрессивны.

Сторонники цивилизационного подхода к истории напоминают что некоторые страны обошлись без революций, — например, Индия, Канада, Австралия, — и это не помешало их успешному развитию. На этом основании подвергаются сомнению выводы о революциях как общеисторической закономерности и их прогрессивной роли в развитии человечества.

Были ли объективно неизбежны российские революции 1917 г., сопровождающиеся грандиозной ломкой многовекового жизненного уклада, или это случайный результат определенных политических сил? Почему Россия не удержалась на пути, по которому уже столетия шла Европа и Америка, а свернула на не проверенную историей дорогу, которая привела ее к глубочайшему кризису?

В истории каждой страны бывают периоды, когда назревшие проблемы ее развития неизбежно должны разрешаться любым способом. Если же реформистский путь неизбежных преобразований оказывается неосуществленным, то объективная необходимость пробивает себе дорогу через революции, которые, расчищая путь для прогресса, вместе с тем производят немалые разрушения в обществе, неся ожесточение, крушение человеческих судеб, а нередко и крупные жертвы.

Теоретические рассуждения приводят к предположению, что Россия могла избежать революций 1917 г., но при условии, во-первых, если бы реформа 1861 г. не только юридически освободила крестьян от крепостной зависимости, но и наделила их землей, во-вторых, земская реформа 1864 г. завершилась бы созданием в России представительного законодательного органа типа Государственной думы, в-третьих, радикальная аграрная реформа, вроде столыпинской, была бы проведена на несколько десятилетий раньше и доведена до своего логического завершения. Своевременное осуществление этих преобразований зависело от поведения российских властей.

В России правящие “верхи” господствовали особенно грубо и цинично. За исключением немногих своих представителей, они препятствовали мирному разрешению назревающих проблем, а вынужденные под угрозой утраты власти идти на реформы, делали это непоследовательно и сразу же стремились вернуть утраченное. Последний российский император Николай II, согласившийся на некоторые шаги в сторону конституционной монархии в революции 1905—1907 гг., после революции стремился к восстановлению всей полноты самодержавной власти и сохранению сословных привилегий господствующих социальных слоев.

Специфика исторического процесса в России спрессовала во времени и пространстве фундаментальные проблемы общественного преобразования разных эпох. До предела обострилась аграрная проблема. Далее сохранять помещичье землевладение и безземельное крестьянство становилось просто невозможно. Одновременно надо было дать простор капиталистической индустриализации, обеспечить быстрый культурно-образовательный рост общества. Все это было невозможно осуществить без демократизации государства, национальных отношений, всей общественной жизни.

Революция 1905—1907 гг. до предела обнажила все потребности общественного преобразования и в сознании многих миллионов людей перевела их из туманной абстракции в реальный личный интерес. История резко ускорила свое движение. Усилия царских властей, опирающихся на дворянство, крупную буржуазию, прикормленную льготными госзаказами, чиновничество и офицерство, не только не могли предотвратить назревающий социальный взрыв, а, напротив, способствовали накапливанию и консолидации сил для этого взрыва.

Особую остроту и зрелость революционной ситуации в России к началу 1917 г. придала война. В условиях войны быстро формировался военно-государственный капитализм. Монополии, особенно те из них, которые были связаны с производством оружия, пользуясь слабостью царской власти, подчиняли ее своим потребностям, оттесняя прогрессивно настроенных сторонников модернизации самодержавия. Правящие круги оказывались все в большей изоляции.

Либеральная буржуазия и интеллигенция все дальше отходили от правительственной группировки и превратились в одну из сил, расшатывающих самодержавие. Лидер кадетов Милюков П. Н. своими выступлениями в Думе убеждал россиян в том, что царское правительство — это кучка темных личностей, которые государственные дела подчиняют своим низменным личным интересам и поэтому опасны для страны. Политический кризис явно проявлялся в нарастающем развале правительственной власти. За тридцать месяцев войны сменилось четыре главы правительства, шесть министров внутренних дел и четыре военных министра. Даже генералитет и офицерство не хотели поддерживать такую власть.

Неспособность царских властей управлять страдой в условиях войны усугублялась экономическим положением России. К 1917 г. страна оказалась на грани хозяйственной катастрофы. Многие предприятия останавливались из-за отсутствия сырья и топлива, железные дороги еле справлялись с военными перевозками, не хватало продуктов питания, неудержимо росли цены, нарастали нужда и бедствия народа, а вместе с ними и его политическая активность. В 1914 г. в стране было зафиксировано 70 стачек, а в 1916 г. их число превысило 1400.

Нарастающий экономический и политический кризис стимулирующее воздействовал на революционно-демократические силы. В ходе войны они объединились в антиправительственный левый блок. Ведущую роль в нем играли большевики — одна из наиболее организованных и влиятельных партий. Большевиков поддерживали левые группы в национальных социал-демократических партиях и ставшие самостоятельной партией с 1915 г. левые эсеры.

Высокая зрелость объективных и субъективных предпосылок делала падение царизма неотвратимым и сравнительно легким.

Новый, 1917 г. начался с митингов, демонстраций в крупных промышленных центрах в связи с двенадцатой годовщиной расстрела рабочих на Дворцовой площади Петербурга. К концу февраля забастовка стала всеобщей, а 27 февраля антиправительственные демонстрации в Петрограде переросли в вооруженное восстание. На сторону восставших рабочих перешло более 127 тысяч солдат. Петроград оказался в руках восставших. В условиях, когда армия, включая значительную часть генералов и офицеров, отказалась поддержать царя, а народ проявил высокую готовность в борьбе с царизмом идти до полной победы, царь Николай Александрович Романов отрекся от престола в пользу своего брата Великого князя Михаила, о котором шла молва как о добром, мужественном и благородном человеке, начисто лишенном властолюбия. Под напором монархистов Михаил Александрович согласился занять российский престол при условии, если с таким предложением к нему обратится демократически избранное Учредительное собрание, не без основания рассматривая это как проявление национального согласия. Развитие революции сделало невозможным выполнение этого условия. Так бесславно завершилось трехвековое царствование династии Романовых.

В ходе вооруженного восстания в Петрограде его участники и им сочувствующие приступили к созданию Совета рабочих депутатов. На предприятиях выборы в Совет начались еще 24—25 февраля. Первое заседание Петроградского Совета состоялось вечером 27 февраля. В сформированном в начале марта Исполнительном комитете Совета из 39 депутатов 13 — были меньшевиками, 6 — большевиками, 6 — эсерами, остальные — из других народнических партий. Председателем Совета избран меньшевик, депутат Думы Н. С. Чхеидзе, его заместителем — трудовик — А. Ф. Керенский.

Петроградский Совет до июня 1917 г. фактически руководил Советами всей страны и проявил себя как реальная революционная власть. Им были организованы военные и продовольственные комиссии, создана рабочая вооруженная милиция, установлен контроль над войсками, железнодорожным транспортом, типографиями и т. д.

Одновременно в Таврическом дворце, где создавался и действовал Петроградский Совет, был создан Временный комитет членов Государственной думы, который по согласованию с исполкомом совета создал Временное правительство во главе с князем Г. Е. Львовым, членом партии кадетов. Видную роль в правительстве играли П. Н. Милюков, ставший министром иностранных дел, А. И. Гучков, возглавивший военное и морское министерство, А. Ф. Керенский, адвокат, руководитель фракции трудовиков в думе, перешедший в марте 1917 г. к эсерам, он возглавил министерство юстиция, а в последующих составах Временного правительства был военным министром и премьером. Большинство в первом составе Временного правительства принадлежало либерально-буржуазным партиям — кадетам и октябристам, при ведущей роли кадетов.

Временное правительство стало высшим и исполнительно-распорядительным органом власти, но выполняло и законодательные функции. На местах от его имени власть осуществляли губернские и уездные комиссары. Так на месте рухнувшей монархии в России сложилось двоевластие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.