рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка: Отечественная история

В ходе напряженных усилий по преодолению внутренних и внешних проблем своего исторического развития на территории современной России примерно в одно время сформировались и существовали раннефеодальные государства. Особенно большую роль в истории средневековой Европы сыграло Древнерусское государство, которое на протяжении почти двух веков было одной из наиболее могущественных европейских держав. Феодальная раздробленность, междукняжеские усобицы ослабили Русь перед лицом внешних врагов. Нашествие завоевателей замедлило процесс развития феодализма народов Восточной Европы.


9. Башкортостан в IX-XV вв

В середине I тысячелетия н.э. началось массовое передвижение тюркских и других племен из Центральной Азии в Европу. Появление в Приуралье тюрко-башкирских племен связано с движением печенегов (объединение тюркских и сарматских племен). Восточное крыло печенежского объединения в Приуралье и Прикаспии как раз и составляли племена под общим названием «башкорт». В конце IX в. основная масса печенегов, двигаясь южнее Урала, проследовала дальше на запад, перейдя Волгу, и дошла до Венгрии. А башкирские племена осели в предгорьях Южного Урала, на берегах реки Белой. Таким образом, осевшие здесь племена Усерган, Бурзян, Тангаур и некоторые другие, стали решающей основой формирующейся башкирской народности.

Вместе с печенегами в Восточной Европе появились кыпчаки, что было связано с монгольским нашествием. На этот раз пришли племена Кыпсяк, Тамьян, Канглы, Сальют, Катай и др. Племена Кыпсяк и Табын сыграли преобладающую роль в формировании башкирского народа.

В период с X по XV вв. кыпчакские племена разделились на кыпчакско-половецкую и кыпчакско-булгарскую ветви. В составе второй ветви, собственно, и образовался тогда башкирский народ. Эта ветвь включала в себя прежде всего смесь булгар и кыпчаков, которые взаимно ассимилировались друг с другом. Однако основным компонентом башкирской народности были кыпчаки.

Начало завоевания Башкирии татаро-монгольскими войсками относится к 1229 году. Утвердившись на юго-западной части Башкирии, захватчики превратили эту территорию в главную базу для дальнейших завоеваний. Положение трудящихся масс Башкирии под властью Золотой Орды было исключительно тяжелым. Они несли военную повинность. Население было обложено данью в форме различных натуральных оброков. В виде ясака платили пошлиной. Кроме пушнины, обязаны были поставлять хану дойных кобылиц. Известен также оброк в каждую десятую часть дохода. Тяжелой обязанностью для всего населения была подводная повинность.

После распада Золотой Орды на ряд улусов и мелких владений территория Башкирии оказалась под властью казанского и сибирского ханов, Ногайской орды.

Борьба башкир с захватчиками нашла отражение в устном народном творчестве. В поэмах «Кузы-Курпес», «Иркбай» говорится о борьбе с угнетателями, о победе над ними благодаря единству, батырам, возглавлявшим борьбу башкирского народа.

Еще в X-XII вв. башкиры жили родовыми общинами. Роды в свою очередь объединялись в племена. В каждом племени было от 3 до 13 родов. По данным этнографа Р. Г. Кузеева, насчитывалось около 30 племен башкир.

Во главе рода стоял бий (бей) - родовой вождь. Один из биев, сумевший выдвинуться, сосредотачивал власть в племени или даже в нескольких племенах. В своих действиях бий опирался на народное собрание и совет старейшин.

В XII - XIII вв. происходит постепенное разложение родовых отношений. Экономической основой разложения рода явилось неравенство во владении скотом. Родоплеменная знать постепенно отделялась от общины, окружала себя преданными людьми, вооружала их. Народное собрание теряет свое значение.

Становление и развитие феодальных отношений у башкир происходит очень медленно. Это объясняется особенностями кочевого скотоводческого хозяйства. Долгое время сохраняются пережитки родоплеменных отношений.

В XII в. через Булгарское ханство в Башкирию проникает ислам и вытесняет язычество. Насильственно распространяемая религия постепенно становится господствующей.

Таким образом, в XIII - середине XVI в. башкиры постепенно переходят от первобытнообщинных отношений к феодальным. Часть башкир начала заниматься земледелием, но основная часть - продолжала заниматься кочевым скотоводством. Разрозненные племена башкир еще не успели вполне сложится в единую народность. Башкирия была лишена своей государственности, чему способствовали почти беспрерывные междоусобные войны.

К концу XV в. на Руси, как и в странах Западной Европы, создалось единое государство. С самого начала оно было многонациональным. В отличие от западных стран, где произошел переход от вассалитета к государственному подданству, когда все подчиняются одному сюзерену напрямую, а не через иерархию, в России произошло утверждение подданства в рабской форме, что привело к отсутствию оппозиции. В результате утвердился деспотизм, что сказалось на развитии общества..

К середине XVI в. Россия простиралась от Белого и Баренцева морей на севере до Чернигова, Путивля и рязанских земель на юге; от берегов Финского залива и Смоленска на западе до Северного Урала и нижегородских земель на востоке. Это была огромная страна, площадь которой к началу царствования Ивана IV достигала 2,8 млн. кв. км., с населением 6,5 млн. человек.

10. Культура Древнерусского государства

Киевская Русь, окраина европейского мира, довольно долго сохраняла черты раннефеодальной монархии со значительными элементами предшествующего ей родового строя. Главой монархии был князь. Киевский князь был сюзереном, он оказывал помощь местным князьям, которые обязывались быть у него «в послушании», выставлять войско по его призыву, передавать ему часть собираемой дани. Несмотря на значительный общественный вес, князь все же не стал подлинным государем.

На местах наряду с княжеской администрацией существовали элементы местного самоуправления городов и общин - выборные старейшины, народное ополчение - «тысяча».

Большую роль в политической жизни Древнерусского государства играло и народное собрание (вече). В компетенцию веча входило: призвание князей, заключение с ними договоров, решение вопросов войны и мира, принятие важнейших законодательных решений. Однако вече в качестве высшей формы самоуправления стало пережитком уже в XI в. В свою очередь, в Новгороде и Пскове вече сохранило свою силу в течение столетий и стало со временем одним из атрибутов феодальной республики.

Войско Древнерусского государства состояло из княжеской и боярской дружин и народного ополчения (воев). Дружина князя делилась на старшую и младшую («отроков»). Ополчение составлялось из горожан и смердов (крестьян - общинников в IX- XIV вв.).

В Киевской Руси верховным собственником земли являлось государство. Феодальное землевладение развивалось медленно. Княжеские пожалования составляли не земельные угодья, а часть государственных доходов с определенной территории «десятина» и повинностей в пользу церкви с местного населения. Со времен первых Рюриковичей бояре и дружинники получали от князя часть дани, в сборе которой они участвовали. С середины XII в. успешно развивается княжеское, боярское и монастырское землевладение. Параллельно этому шел рост феодальной зависимости многочисленных категорий непосредственных производителей: смердов, закупов, рядовичей, изгоев.

В X-XI вв. происходил интенсивный рост городов, которые становились важнейшими центрами ремесла и торговли, политической и культурной жизни.

С развитием феодальных отношений, укреплением местных политических центров падало значение Киевского общегосударственного политического центра, усиливались тенденции к обособлению княжеств. Владимир Мономах (1113 - 1125 гг.) и его старший сын Мстислав (1125 - 1132 гг.) еще удерживали власть над всеми древнерусскими землями. Однако после смерти Мстислава феодальные усобицы усилились. В итоге единое Древнерусское государство распалось на ряд суверенных княжеств, по масштабам равных западноевропейским королевствам. Из них наиболее сильными были Владимиро-Суздальское княжество на северо-востоке, Галицко-Волынское на западе и Новгородская земля - на севере Руси.

11. Возвышение Москвы и завершение формирования Российского централизованного гос-ва (XIV-XVIвв.)

Во главе нового объединения Руси встала Москва, занимавшая выгодное географическое положение и превратившаяся в середине XIV века в крупнейший экономический центр. Рост могущества Москвы начался в период княжения Ивана Калиты (1325-1340 гг.). Он добился от золотоордынского хана признания себя великим князем над всей русской землей. Усилению Москвы способствовало и перенесение в нее митрополичьей кафедры .

Однако к середине XIV в. сказывается и другой центр объединения русских земель - Великое Литовско - Русское княжество. Борьба за княжение после смерти Витовта в 1430 г., национальная и религиозная рознь ослабили это княжество, в то время как Московское княжество продолжало укрепляться при сыновьях Ивана Калиты Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и Иване Красном (1353-1359 гг.). Дмитрию Ивановичу (1362 - 1389 гг.) пришлось бороться за право на великое княжение и в 1375 г. вынудить силой отказаться от такого права тверского князя. Во всех его делах по сплочению Северо-Восточной Руси и укреплению Москвы стояли рядом с ним две значительные личности: митрополит Алексий и игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский. 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русские войска разгромили войска Мамая. Дмитрий Иванович получил прозвище Донской.

Куликовская победа создала в Восточной Европе новую политическую ситуацию, при которой искусственно сдерживавшиеся объединительные процессы получили простор для своего развития. Орда еще не раз совершала набеги (взятие Москвы в 1382 г. ханом Тохтамышем), но ее влияние не достигало прежней силы.

При Василии I (1389 - 1425 гг.) власть московского князя распространилась на новые земли (Суздальско-Нижегородское княжество, Двинская земля). Однако удельные князья упорно сопротивлялись дальнейшей централизации. Это привело к феодальной войне при княжении Василия II Темного (1425-1462 гг.). Войну начал удельный князь звенигородский и галицкий Юрий Дмитриевич, а затем продолжили его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Политика на возрождение феодальной раздробленности вызывала недовольство всех социальных слоев, поддерживавших централизацию: мелких и средних феодалов, горожан, церкви. В 1453 г. со смертью Дмитрия Шемяки феодальная война, продолжавшаяся четверть века, закончилась. В результате ослабли удельные князья, главные противники централизации.

К середине XV века Московское княжество выросло в могущественный массив. На заключительном этапе объединения русских земель наиболее острой была борьба с Новгородской олигархической республикой. Отстаивавшая свою обособленность местная знать изменила Руси и признала верховную власть литовского князя. В июле 1471 г. на берегу реки Шелони войска новгородских феодалов были разбиты. В 1478 г. земли великого Новгорода вошли в состав единого государства. В 1485 г. Москва присоединила Тверь. В 1510 году была ликвидирована обособленность Пскова, а в 1520 г. - Рязани. Этим в основном завершилось политическое объединение русских земель.

В процессе ликвидации феодальной раздробленности Российское централизованное государство становилось многонациональным. В него вошли земли карел, ижоры, води, вепсов, саамов, коми, ненцев. В конце XV века были присоединены земли манси и хантов. Границы государства на северо-востоке протянулись за Урал и Обь. В Поволжье, часть которого также входила в состав Руси, жили татары, мари, мещера.

Сплочение русского народа и нерусских народностей объективно имело прогрессивное значение. Они приобщались к более высокой культуре. На севере начали распространяться земледелие, промыслы, ремесла, появились более совершенные орудия труда. Стефан Пермский создал коми-пермяцкую, Жиденев - карельскую азбуку.

Объединение русских земель укрепило международное положение России. В 1480 г. давившее почти 240 лет монголо-татарское иго было свергнуто. Золотая Орда получила смертельный удар от Тюменского хана Ивака, который 6 января 1481 года настиг и разбил войска ордынского хана Ахмата. Золотая Орда не смогла оправиться от поражения, и с Ахматом погибла и его империя. После свержения монгольского ига объединение русских земель продолжалось ускоренными темпами. В конце XV в. при поддержке украинского и белорусского народов Россия начала борьбу за возвращение захваченных литовскими феодалами русских земель на левом берегу Днепра, по Десне и на Оке. В 90-х годах XV в. были освобождены верхнеокские земли, в 1503 г. - Северская земля: Чернигов, Стародуб, Рыльск, Путивль, Гомель, Новгород-Северский и другие, в 1514 г. - Смоленская земля.

Таким образом, образование единого централизованного Российского государства, пришедшего на смену феодальной раздробленности, было закономерным и прогрессивным этапом в развитии феодализма.

Особенностью России было то, что политическое объединение страны сложилось раньше, чем было достигнуто экономическое единство. Причиной этого были последствия монгольского завоевания. Объединение России происходило на феодальной основе. Зато другие условия для централизации были налицо: сильная великокняжеская власть, военная опасность со стороны Золотой Орды и со стороны запада, мощное национальное ядро.


12. Эпоха Ивана Грозного

В январе 1547 г. произошло венчание на царство Ивана IV (1547-1584 гг.). Принятием царского титула подчеркивался самодержавный характер власти московского государя. Царь теперь уже не был первым среди равных.

В феврале 1549 г. первый Земский собор положил начало совещанию представителей сословий, которые высказывали свои позиции по предлагавшимся царём вопросам. Созыв собора свидетельствовал о создании центрального сословно-представительного учреждения, о превращении государства в сословно-представительную монархию.

Новый Судебник был принят в 1550 г. Основное отличие его от Судебника 1497 года состояло в установлении более централизованной системы суда и управления. Это достигалось, во-первых, усилием роли центральных органов (приказов), во-вторых, резким ограничением власти наместников. Судебник ограничивал и податные привилегии крупных светских и духовных феодалов. Однако вопроса о секуляризации церковных земель Судебник не касался. Важное значение имели положения Судебника, регламентирующие положение крестьян и кабальных людей. Увеличивая плату за «выход» от господина в Юрьев день («пожилое»), Судебник ещё больше усиливал крепостническую зависимость крестьян. Принятие нового Судебника было началом целой серии реформ, проведенных правительством Ивана IV в 50-х годах.

Важное значение имело «Уложение о службе » 1556 г., по которому вотчины в отношении ратной службы приравнивались к поместьям. Одновременно была регламентирована сама служба, т. е. устанавливалось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне.

В середине XVI в. окончательно складывается приказная система - центральный аппарат государственного управления (до середины 60-х годов приказы назывались «избами»). Число приказов достигало 40.

Превращение России в сословно-представительную монархию нашло своё выражение и в широком развитии на местах земского самоуправления. В 1555-1556 годах была окончательно ликвидирована система кормлений. Вместо наместников и волостелей на местах учреждается институт «земских старост», выбираемых из наиболее зажиточных посадских людей и крестьян. Общий же надзор за местным управлением сосредоточивался теперь в руках губных старост («губа» - административный округ). Эта реформа позволила дворянству широко использовать в своих интересах новую земскую организацию. Особенно выиграло местное купечество.

В середине XVI в. было создано постоянное войско из стрельцов - три тысячи человек. Они были сведены в 6 «приказов» (полков) по 500 человек в каждом и составили ядро будущей постоянной армии.

По инициативе митрополита Макария была проведена церковная реформа. Общерусская канонизация святых должна была как бы символизировать собою объединение русского народа в рамках единого национального государства. Был принят ряд мер по унификации служб, церковных обрядов и особенно укреплению нравственного авторитета церкви.

Избранная рада провела столько реформ, сколько не знало никакое другое десятилетие в истории средневековой России. Однако темпы реформ не устраивали царя. В условиях России XVI в., где еще не созрели предпосылки для централизации, ускоренное движение к ней было возможно только на путях террора, что было неприемлемо для деятелей Избранной рады. Столкнулись не просто две силы, но и два разных пути централизации. С 1564 по 1572 годы Иван IV проводил политику, получившую название «Опричнина», а сам царь - прозвище Грозный. Каковы были её цели, суть и последствия.

В опричнину (от слова «опричь», кроме всей остальной «земли» - земщины) царь выделил часть уездов страны и 1000 человек бояр и дворян (потом их численность возросла до пяти тысяч человек). Зачисленным в опричнину полагалось иметь земли в опричных уездах. Поэтому вотчины и поместья в опричных уездах забирались и давались взамен другие, в земских. В опричнине действовала своя Боярская дума, были созданы свои особые войска, опричная часть была выделена и в Москве.

По сути опричнина явилась первой попыткой утверждения в России самодержавной формы правления. Следовательно, целью опричнины было устранение всех, кто выражал недовольство самодержавием. В то же время объективно опричнина вела к уничтожению пережитков политической децентрализации.

В 1568 г. митрополит Филипп публично обвинил царя в пролитии крови невинных, после чего был подвергнут опале. Подавив открытое сопротивление церкви, Ивану IV удалось достигнуть крупного успеха в централизационной политике. Но лишь в XVII в., после столкновения Никона с царём Алексеем Михайловичем и в результате реформ Петра I, церковь была окончательно включена в бюрократический аппарат абсолютистского государства.

Кульминацией опричного террора стали конец 1569- лето 1570 гг., когда Иван Грозный разгромил Великий Новгород.

В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил упоминать это слово. Но казни продолжались и после опричнины.

Каковы же были результаты опричнины в истории Отечества?

В стране разразился тяжёлый экономический кризис, резко вырос налоговый гнёт. Например, в Московском уезде обрабатывалось всего 16 % пашни. Опричнина не изменила структуру феодального землевладения. Изменился персональный, но не социальный состав земельных собственников.

Последствия хозяйственного кризиса были со временем преодолены. Но другие последствия, отдаленные, наложили отпечаток на отечественную историю.

Опричнина явилась форсированной централизацией без достаточных экономических и социальных предпосылок. Она утвердила в России режим личной власти.

Опричнина способствовала утверждению в России крепостного права. В начале 80-х годов вышли первые закрепостительные указы, запрещающие крестьянам менять владельца.

Была ли закономерной опричнина? Были ли у неё корни в истории страны?

В процессе объединения русских княжеств часто приходилось опираться на военную силу и военные методы управления. Отсюда проявление деспотических черт во власти московских государей. Следовательно, традиции деспотизма реально существовали в политической практике тогдашней России.

Была ли альтернатива опричнине? Существовала ли проблема выбора пути централизации?

Альтернатива - самодержавная монархия без террора, без кровопролития - существовала и даже начала проявляться в годы правления Избранной рады.

Таким образом, тот путь централизации страны через опричный террор, по которому пошёл Иван Грозный, был разорительным и даже гибельным для России. Централизация двинулась вперед, но в таких формах, которые нельзя назвать прогрессивными. Последствия опричнины отрицательно сказались на ходе отечественной истории.

13. «Смутное время» в России. Эволюция государственности в XVII в

На рубеже XVI и XVII веков наше Отечество переживало глубокий социально-экономический и морально-политический кризис. Опричнина, двадцатипятилетняя неудачная Ливонская война (1558-1583 гг.), неурожаи и эпидемии - всё это вызвало разорение значительной части страны. В 1601 - 1603 гг. Россия пережила страшный голод. Многие умерли голодной смертью. Только в Москве было похоронено 127 тыс.человек.

Колонизация пространств среднего и нижнего Поволжья привела к утечке рабочей силы, а это в свою очередь - к недостатку рабочих рук и тяжёлому экономическому кризису внутри государства.

Государственное и помещичье тягло тяжело давило оставшихся, повинности крестьян неуклонно возрастали. Численность феодалов росла быстрее, чем численность крестьян, так как в условиях длительной войны правительство постоянно рекрутировало в состав «детей боярских» выходцев из низших слоёв.

Как отмечает историк С. Ф. Платонов, в развитии Смуты ясно различаются 3 периода. Первый период - династический, когда ведётся борьба за престол между различными претендентами. Второй период - социальный, который характеризуется междоусобной борьбой общественных классов и вмешательством иноземных правительств. Третий период - национальный, это время борьбы с иноземным господством и создание национального правительства во главе с М. Ф. Романовым.

Со смертью Ивана Грозного в 1584 г. фактически сходит на нет династия потомков Ивана Калиты. При его слабоумном сыне Фёдоре реальную власть сконцентрировал в своих руках боярин Борис Фёдорович Годунов, родственник жены царя. Годунов был талантливым политическим деятелем, отличался государственным умом. Он пытался вытащить страну из пропасти, но ему это не удалось.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.