рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Лейбористская партия в политической жизни Великобритании

Весной 2000 г. вновь настала необходимость Тони Блэром использовать военные силы в гуманитарных целях для обеспечения безопасной эвакуации граждан Великобритании, Евросоюза и стран содружества из столицы Сьерра-Леоне. Около 1000 военнослужащих участвовало в спасательной операции «Паллизер»[172], когда повстанческие силы Объединенного революционного фронта стали угрожать Фритауну. После эвакуации одной из главных целей стало сохранение контроля над аэропортом для поставок грузов ООН, помощь в патрулировании. Лидер повстанцев 17 мая 2000 г. Фоде Санко был захвачен правительственными войсками и перевезен в безопасное место на вертолете. Военная операция закончилась 15 июня 2000 г., но Великобритания оставила часть контингента для поддержки правительства, и уже 10 сентября 2000 г. около 200 военнослужащих приняли участие в операции «Баррас»[173] по спасению 12 заложников из рук мятежников.

После завершения операции «Пустынный лис» в декабре 1998 г. совместные боевые вылеты самолетов США и Великобритании для бомбардировки территории Ирака становятся обычным делом и продолжались как до окончания первого премьерства Тони Блэра, так и после его переизбрания. Подобные тесные союзнические «особые отношения» безусловно способствовали укреплению роли Великобритании в мире, однако когда намечались совместные проекты с Евросоюзом Лондон всегда упускал шанс основательно закрепиться в лидерах интеграции и выбирал сторону Вашингтона или исходил из собственных прагматичных целей.

Население Великобритании всегда гордилось своим обособленным островным независимым положением и одновременно чувство былого величия в решении международных проблем откладывало отпечаток на вопросы интеграции. Евроскептицизм однако не всегда распространялся на элиту, которая реалистично подходит к оценке национальных интересов. Верхи понимают, что для дальнейшего выстраивания «особых отношений» с США необходимо стать лидером Европы, а для этого необходимо выстраивать сотрудничество. Блэр уже с первых дней существования нового правительства почувствовал насущную потребность в европейских союзниках. Первая встреча глав государства и заключение Амстердамского договора в июне 1997 г. были доброжелательно встречены общественностью, однако вопрос об участии Британии в Экономическом и Валютном Союзе носил политический характер в виду евроскептицизма населения по поводу отмены одного из символа национальной самоидентификации британцев – фунта стерлинга. Гордон Браун занял весьма осторожную позицию, желая обеспечить партии второй срок пребывания во власти, и разработал в октябре 1997 г. «пять тестов»[174] экономического доверия, которым Великобритания должна соответствовать перед вступление в еврозону, а затем вопрос выноситься на референдум. Таким образом лейбористы хотели успокоить партнеров, создавая видимость проделанной работы, но сами в тайне надеялись, что еврозона никогда не будет создана и проблема исчезнет сама собой.

«Первая возможность повлиять на ход дел представилась новым лейбористам с января по июнь 1998 г., когда Британия председательствовала в Евросоюзе. Робин Кук, государственный секретарь по иностранным делам и делам Содружества заявил, что главной задачей будет «вернуть Европу простым людям», то есть сосредоточение на вопросах безработицы, преступности, наркоторговли и защиты окружающей среды»[175]. Дальнейшее развитие этих идей было развито в рамках концепции «Третьего Пути», завершение формирования в рамках Евросоюза единого рынка при обеспечении прав трудящихся. Председательство дает возможность объединить в одно целое европейские и внутренние дела, где основная часть времени уходит на решение текущих вопросов, в данном случае проблемы сельского хозяйства, нестабильность балканского региона, ратифицирование конвенции Европола, были предприняты шаги для взаимного признания решений национальных судов по вопросах международных преступлений. Британия, как и новые лейбористы, поддержали идею расширения Евросоюза за счет новых государств. Переговоры сначала проводились с первой группой государств: Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Польша и Словения, а затем присоединились и другие: Болгария, Латвия, Литва, Румыния и Словакия. В июне 1998 г. лейбористы предложили Европейскому совету в Кардиффе «Общие экономические рекомендации», нацеленные на проведение экономических и социальных реформ, включавших повышение занятости, переподготовку специалистов, поддержка интересов малого и среднего бизнеса, как видим ежедневная рутинная работа по улучшению качества жизни в Евросоюзе, которая не всегда выглядит впечатляющей на первый взгляд. Другое дело изменения отношения в британской политике по отношению к сфере военного сотрудничества.

Блэр первоначально поддерживал всего лишь идеи о создании поста высшего представителя Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности, военных формирований быстрого реагирования и выработки условий, при которых Западноевропейский союз или добровольная коалиция стран может получить право действовать. Однако в течение 1998 г. правительство изменило свою позицию, так как балканский военный кризис показал ограниченность европейских сил и члены Западноевропейского союза не спешили с вопросом вмешательства. В марте 1998 г. Блэр высказался о возможности совместного участия с Францией в военной сфере, так как нарастало беспокойство в благонадежности США, как миротворца НАТО в регионе, в случае прихода к власти изоляционного лидера. «На франко-британском саммите в Сен-Мало»[176], состоявшемся в декабре 1998 г., была принята декларация, позволявшая Евросоюзу, в случае самоустранения НАТО, принимать решения и санкционировать военные действия. На европейских советах 1999 и 2000 гг. был принят решений по укреплению общей внешней политики и политики в области безопасности и созданию Общей европейской политики в области безопасности и обороны. Соединенное Королевство, страна, одно время являвшаяся наиболее яростным противником включения военных вопросов в компетенцию Евросоюза, превратилась в одного из самых активных ее защитников. На саммите в Кельне была зафиксирована институциональная база, а на саммите в Хельсинки обозначена цель – к 2003 г. создать силы оперативного реагирования численностью до 60 000 человек и их обеспечении в течении года.

Безусловно, Лондон, продвигая совместный европейский оборонный проект, желал оставаться центром интеграции, тем более позиции Великобритании были ослаблены нежеланием присоединиться к еврозоне с 1 января 1999 г., и одновременно сохранить статус «особых отношений» с Вашингтоном для глобального доминирования, поэтому независимости Общей европейской политике в области безопасности и обороны были поставлены ограничения: первое, оборонный проект будет задействован при самоустранении НАТО в решении проблем, но ответственность за коллективную оборону сохраняется за альянсом; второе, соблюдение «Петерсбергских задач» Амстердамского договора 1997 г. – операции по поддержанию мира, гуманитарные миссии и управление кризисными ситуациями; третье, решения о предоставлении ресурсов для военных операций будут приниматься исключительно на национальном уровне.

Теперь уже, зная о военных миссиях на ближнем востоке, косовском кризисе и Сьерре-Леоне, политике «особых отношений» с США и оборонном европейском проекте, необходимо уделить внимание вопросам «этичной внешней политике»[177], Содружеству и контактам с Россией. Так, сразу после победы лейбористов на выборах, Робин Кук 7 мая 1997 г. объявил о защите прав человека в «этичной» внешней политике, прежде всего это должно выражаться в экспорте вооружений, раз Британия занимает 3-е место в мире, то она должна ответственно подходить к вопросу, кому это оружие поставляется. Колония Гонконг была официально возвращена Китаю 1 июля 1997 г., присутствовавший на церемонии Тони Блэр обещал, что правительство будет следить за соблюдением прав в бывшей колонии. Однако тема «этичной» внешней политики не продержалась и года. На фоне подписания в декабре 1997 г. Оттавской конвенции о запрете производства и эксплуатации противопехотных мин, Британия продолжала поставлять в проблемные страны военную технику. Турция использовала британские вооружения в Курдистане, а Индонезия в Восточном Тиморе и для разгона антиправительственных демонстраций в Джакарте. Более того лейбористов даже не остановило эмбарго ООН, заявив в оправдание, что контракты были заключены еще при консерваторах и оружие не может быть использовано для подавления демократии в Индонезии. Похожий скандал был связан с нарушением запрета ООН на поставку оружия воюющим сторонам в Сьерре-Леоне британской частной военной компанией «Sandline International», лишь восстановление законного правительства в правах оправдало в какой-то степени эту инициативу. Неоднозначную оценку в мире вызвало решение министра внутренних дел Джека Стро, разрешившему слабому здоровьем в марте 2000 г. арестованному по запросу Испании за преступления против человечества диктатору генералу Аугусто Пиночету вернуться в Чили.

Британская монархия «в очередной раз доказала свою жизнеспособность в конце 1999 г., когда в Австралии»[178] был проведен референдум по вопросу о трансформации монархического строя в республиканский, но жители высказались в пользу сохранения номинальной власти Елизаветы II, как главы Содружества наций, второй, по количеству международных участников, организации в мире после ООН. Приоритетными целями Содружества по прежнему остаются гуманитарные миссии, образовательная деятельность, позволяющая на таких точках взаимного сотрудничества 54 государствам-участникам, различающимся по уровню развития и характеру экономики, вступать в равноправное взаимодействие.

Великобритания в период правления первого лейбористского правительства Тони Блэра уделяла немалый интерес к России, зачастую выступая в качестве посредника в диалоге с США. Тони Блэр одним из первых поддержал в 1999 г. и.о. Президента России В.В. Путина в борьбе с терроризмом на Северном Кавказе и способствовал формированию благоприятного имиджа России в мире. Еще в начале 2000 г. в одном из королевских замков в пригороде Лондона состоялась первая конференция российско-британского Виндзорского форума, главная цель которого заключается в поддержании неформального и благожелательного диалога между политическими и деловыми кругами обеих стран, тем более по некоторым данным около 8 миллиардов долларов российского капитала циркулирует в британской экономике. В конце 2000 г. состоялась уже пятая по счету встреча премьер-министра Великобритании Тони Блэра и избранного на пост Президента России В.В. Путина, таким образом Москва обрела надежного проводника своих интересов на Западе, а лейбористы, в свою очередь, надеются получить для себя немало торгово-экономических выгод, в особенности энергоресурсов и сырья.

Таким образом, Лейбористская партия оказала огромное влияние на внешнюю политическую жизнь Великобритании в 1997-2001 гг. Тони Блэр способствовал максимальному сближению курса страны с США в рамках политики «особых отношений», вооруженные силы принимали участие в совместных бомбардировках объектов Ирака. Более того он пытался перехватить инициативу у НАТО и провести наземную миротворческую операцию в Косово, выступил инициатором политики «гуманитарной интервенции» и развил это направление – под предлогом защиты граждан Великобритании, Евросоюза и стран Содружества военный контингент осуществил две операции «Паллизер» и «Баррас» в Сьерра-Леоне. Кроме того, ввиду большой непопулярности на родине идеи присоединения к еврозоне и желанием лейбористов стать центром евроинтеграции, Блэр поддержал идею совместной европейской оборонной политики в случае самоустранения НАТО от решения миротворческих задач в регионе. С осуществлением предвыборных обещаний лейбористами был ознаменован новый проект внешней «этичной политики», в рамках которого было подписана конвенция о противопехотных минах, отказ от поставок оружия репрессивным и авторитарным режимам, соблюдение прав человека. Однако, вскоре эти высокие гуманистические идеи вступили в противоречие с национальными интересами страны, прагматичный подход стал основополагающим, утрата огромных прибылей и потеря рынков сбыта вооружений заставило лейбористов вернуться к существовавшей практике, когда клиент всегда прав.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ухудшение экономической ситуации в Великобритании в конце 1970-х гг., неспособность Лейбористкой партии предложить адекватный выход из кризиса показало историческую несостоятельность применяемых методов управления, которые уступили место в 1979 г. новым подходам неоконсерваторов. С этого времени лейбористы нащупывали путь возвращения к власти, выборы 1983 г. еще раз показали несостоятельность социалистических идей и чуть было не отбросили партию на второстепенные роли. Приход к управлению в партию умеренных лейбористов, курс на ограничение роли профсоюзов и признание эффективности рыночных механизмов на выборах 1987 и 1992 гг. лишь вернули симпатии избирателей, но малозаметные идеологические изменения не могли стать гарантией прихода к власти. Все решительнее в структурах партии звучат новые идеи сторонников решительных изменений, одним из которых является молодой лейборист Тони Блэр. Именно его энергия, решительность, настойчивость позволили ему стать лидером Лейбористкой партии в 1994 г., с его именем связаны дальнейшие внутрипартийные реформы и рост популярности организации в глазах избирателей.

Тони Блэру удалось за короткий срок менее чем 3 года сформировать работоспособную команду единомышленников, проделать большой и качественный объем работы по обновлению идеологических установок партии и выйти к избирателю с новой программой по решению назревших государственных и общественных проблем. Благодаря изменению IV Статьи Устава партии, отказу от установления общественной собственности на средства производства в пользу устранения недостатков рыночного регулирования, а не рынка, удалось расположить к себе крупный бизнес, который оказался заинтересованным в приходе лейбористов к власти вместо дискредитировавших себя консерваторов. Денежная поддержка не заставила себя долго ждать, лейбористы могли себе позволить арендовать офисы поближе к Парламенту, о них стали чаще писать в газетах. В целом, Тони Блэру удалось завоевать сердца и умы британцев задолго до официального старта избирательной кампании, но консерваторы не собирались сдаваться так легко и не теряли надежды на дискредитирование противников в глазах избирателей.

Лейбористская партия Великобритании предложила избирателям внятную эффективную программу преобразований, затрагивающие все основные сферы жизни общества, определяющие будущую внутреннюю и внешнюю политику. Грамотно построенная избирательная кампания с использованием эффективных технологий, апробированных в США, подавляющая поддержка в средствах массовых информаций обеспечили голоса не только трудовых и социально-незащищенных слоев населения, но также многочисленного среднего класса и жителей национальных окраин: ирландцев, шотландцев, валлийцев. В итоге по результатам выборов лейбористы одержали внушительную победу над соперником и получили право сформировать впервые за 18 лет кабинет министров, премьер-министром которого стал лидер партии Тони Блэр, он и еще 24 министра незамедлительно приступили к исполнению своих обязанностей.

Лейбористы оказывали серьезное влияние на развитие внутренней политики страны в 1997-2001 гг. Убедительная поддержка избирателей позволило правительству проводить уверенный курс, продолжающий в своей основе консерваторский, но с существенным влиянием государства на социальные стороны жизни общества. Кабинет министров работал в условиях экономического подъема, который дополнительно стимулировался снижением налогов, предоставлением независимости Банку Англии, привлечением инвестиций и созданием бизнесом дополнительных рабочих мест например в туристическом секторе, продажей убыточных государственных предприятий и жилого муниципального фонда, эффективным расходованием средств, заключение контрактов. Положительно на увеличение покупательской способности населения сказался закон о минимальном оплате труда, который подтянул низкооплачиваемые профессии до стандарта, трудоустройство и переобучение новым специальностям сотни тысяч безработных, особенно молодежи и одиноких родителей. Доступ к образованию теоретически уравнивал граждан в равноценных возможностях на устройство в жизни после окончания образовательного учреждения, приобщал к труду. Реформа Национальной системы здравоохранения позволили гражданам получать более качественную и скорую медицинскую помощь, а многим курильщикам избавиться от вредной привычке и сэкономить обоюдные бюджеты граждан и государства от дорогостоящего лечения в будущем. Ставка также была сделана на укрепление семейных ценностей, как основа стабильности общества и удержание подрастающего поколения от вступления на преступный путь улиц. Одиноким родителям выплачивались пособия на детей, службы искали приемлемый вариант трудоустройства. Огромное значение на развитие демократии в стране связано с присоединением к Европейской конвенции по правам человека и, как одно из условий, запрет смертной казни, государственные структуры стали более открыты населению в плане предоставления информации. Своевременным можно считать наделение дополнительными полномочиями правоохранительные органы по борьбе с терроризмом и кибер-преступлениями, а также борьба с проявлениями расизма в рядах самой полиции. Большой вклад лейбористы внесли в дело защиты окружающей среды подписанием Киотского протокола и взяв обязательства по сокращению выбросов углекислого газа, пропагандируя общественный транспорт как альтернативу передвижения. По справедливости не удалось лейбористам избежать экономических просчетов, например продавая запасы золота по низким мировым ценам, а также ущерб сельскому хозяйству падежом скота, туризму от установки карантинных мероприятий и экономике в целом из-за запрета экспорта продукции от эпидемии ящура. Значительным оказался вклад лейбористов в проведении конституционных реформ, которые остались незавершенными и половинчатыми в исследуемый период. Так, изменение числа наследственных пэров сократилось до 92, вместо полного исключения их из Палаты Лордов как недемократичного и архаичного атрибута монархии. Процессы деволюции затронули не все регионы Великобритании, наиболее полно реформы завершились в Шотландии, Уэльсе и Большом Лондоне, тогда как регион Корнуолл и другие регионы Англии не смогли добиться решения этого вопроса. В Северной Ирландии процесс создания Ассамблеи увязывался с урегулированием вооруженного противостояния между католическим и протестантским общинами при посредничестве США. Правительству Тони Блэра удалось добиться серьезного прогресса с привлечением к переговорам партии Шинн Фейн, настаивая на постепенной сдаче оружия боевиками ИРА. В отличие от консерваторов, лейбористы проявили гибкость, и такая тактика способствовала затиханию, прекращению огня и террора, чем еще раз подтвердила об огромном влиянии Лейбористкой партии на внутреннюю политическую жизнь Великобритании 1997-2001 гг.

Бурной на идеи и события оказалась внешняя политическую жизнь Великобритании в 1997-2001 гг. Тони Блэр способствовал максимальному сближению страны с США в рамках политики «особых отношений», вооруженные силы принимали участие в совместных бомбардировках объектов Ирака. Более того он пытался перехватить инициативу у НАТО и провести наземную миротворческую операцию в Косово, выступил инициатором политики «гуманитарной интервенции» и развил это направление – под предлогом защиты граждан Великобритании, Евросоюза и стран Содружества военный контингент осуществил две операции «Паллизер» и «Баррас» в Сьерра-Леоне. Кроме того, ввиду большой непопулярности на родине идеи присоединения к еврозоне и желанием лейбористов стать центром евроинтеграции, Блэр поддержал идею совместной европейской оборонной политики в случае самоустранения НАТО от решения миротворческих задач в регионе. С осуществлением предвыборных обещаний лейбористами был ознаменован новый проект внешней «этичной политики», в рамках которого было подписана конвенция о противопехотных минах, отказ от поставок оружия репрессивным и авторитарным режимам, соблюдение прав человека. Однако, вскоре эти высокие гуманистические идеи вступили в противоречие с национальными интересами страны, прагматичный подход стал основополагающим, утрата огромных прибылей и потеря рынков сбыта вооружений заставило лейбористов вернуться к существовавшей практике, когда клиент всегда прав. В отношениях с Москвой Тони Блэр также занял конструктивную позицию, регулярные встречи лидеров способствовали потеплению отношений, а поддержка России в борьбе с международным терроризмом на Северном Кавказе и вовсе может обернуться допуском британского капитала в российский топливно-энергетический комплекс.

Таким образом, в ходе работы последовательно достигалась цель, и решались задачи исследования. Автором по теме выпускной квалификационной работы «Лейбористская партия в политической жизни Великобритании 90-е гг. XX – начала XXI века» были привлечены и введены в научный оборот множество новых фактов из исторических, преимущественно англоязычных, источников. Полученные данные позволили показать огромное значение Лейбористкой партии Великобритании в политической жизни страны путем рассмотрения эволюции политической организации и влияние на этот процесс итогов парламентских выборов, личностного фактора Тони Блэра и подробного изучения деятельности его первого правительства. В целом, на основе прежних исследований и новых фактов, удалось показать единую концепцию исторического развития Соединенного Королевства в период с 1997 по 2001 гг. В связи с чем открываются перспективы дальнейшей разработки темы исследования в виде изучения влияния лейбористов на политическую жизнь Британии в период с 2001 по 2005 гг., то есть второго правления кабинета премьер-министра Тони Блэра.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.