рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Лейбористская партия в политической жизни Великобритании

В соответствии с предвыборными обещаниями, образование должно было стать одним из приоритетных направлений социальной политики, превратить британцев в нацию с лучшим образованием в Европе. Причем в соответствии с новыми подходами лейбористов доступное образование вписывалось в концепцию равных возможностей, а значит востребованность на рынке труда, именно поэтому «Дэвид Бланкетт обладал на должности секретаря по вопросам образования и профессиональной подготовки»[129] взаимосвязанными полномочиями. В 1997-1998 гг. расходы на образование составили 13,3 % бюджета страны. В июле 1998 г. была принята программа развития образования стоимостью 19 миллиардов фунтов стерлингов. Расширялась сеть бесплатных школ и были отменены ваучеры в системе образования, количество начальных классов для детей от 5 до 7 лет, в которых учиться более 30 человек, снизилось в два раза. Территория страны была поделена на 25 региональных зон образовательной активности, где школы осуществляли совместное партнерство с бизнесом и общественными организациями по внедрению инновационных стратегий: совершенствование школьных стандартов с упором на индивидуальные способности детей и приближение к будущей профессии, переподготовка учителей и директоров школ для овладения навыками использования ресурсов интернета и применение в учебном процессе новейших компьютерных, телекоммуникационных технологий. В июне 1999 г. был создан Совет по обучению и развитию, в функции которого входила помощь подросткам старше 16 лет и намеревающиеся продолжить образование. В 2000 г. более 35 % британских школьников продолжили обучение в высших учебных заведениях, тем не менее ¾ студентов принадлежало к высшим слоям общества, поэтому правительство решило отказаться от принципа бесплатного наставничества и ввело плату в размере 1 тысячу фунтов стерлингов для всех абитуриентов. Политика правительства Тони Блэра в сфере образования во многом отводила значительную роль гражданской активности, повысился уровень образованности молодежи.

Лейбористы осуществили реформу Национальной Службы Здравоохранения, финансирование которой составило 19,3 % бюджета. Франк Добсон[130] на посту государственного секретаря по вопросам здравоохранения начал осуществлять на практике внедрение программы «Частная финансовая инициатива», суть которой заключалась в привлечение частных инвестиций в развитие инфраструктуры, с последующим дерегулированием в пользу корпораций. В октябре 1999 г. Алан Милберн[131] занял пост в министерстве, но политика осталось той же – сокращение ожидающих в очереди на получение медицинской помощи, дальнейшая модернизация с привлечением частных инвестиций. Результатом реформы стало появление к 2001 г. 68 новых больниц, создание около 2 000 больничных мест, значительно увеличился медицинский персонал: медсестер – на 39 500, фельдшеров – на 5 000, врачей общей практики – на 1500. Существенно уменьшились сроки ожидания медицинской помощи: количество пациентов, ожидавших операцию более года, сократилось на 62 % – с 33 000 до 12 000 человек. Около 81 % населения имело возможность попасть на прием к врачу общей практики в течение не более 48 часов. Пенсионерам вернули право на бесплатные глазные тесты, а всего более 3,5 миллионов малоимущих британцев получили бесплатную медицинскую помощь. Правительство развернуло борьбу с вредной привычкой населения – курением. Благодаря специальным программам 220 000 курильщиков отказалось от сигареты. Не смотря на достигнутые успехи и увеличившееся финансирование, общественность полагала, что работа в этом направлении проводиться не достаточно эффективно, относилась скептично к заявленным достижениям.

В 1997 г. Британия занимало последнее пятнадцатое место среди стран Евросоюза по показателям детской бедности, в связи с чем было принято решение увеличить отчисления по программам поддержки семьи и детства до 10,6 % бюджета. Первоначально министерство социального обеспечения во главе с Харриет Харман[132] придерживалось плана прежней администрации, в соответствии с которым планировалось сокращение выплат одиноким родителям, но в декабре 1997 г. левое крыло Лейбористкой партии в Палате Общин в количестве 47 депутатов решительно выступили против таких планов. Правительство пошло на уступки и разработало программу «Уверенный старт» для бедных семей с детьми, которых должны посещать врачи и педагоги, создание мест в детских садах, консультация родителей по вопросам детского воспитания, были увеличены еженедельные детские пособия: 15 фунтов стерлингов выплачивалось для первого ребенка, 10 фунтов стерлингов – для второго. Понимая, что этих средств недостаточно, правительство разработало специальные программы трудоустройства одиноких родителей, особенно женщин. Также будущие мамы получили право на шестимесячный оплачиваемый отпуск по беременности, а отцы – две недели для ухода за новорожденными. Пенсионеры получили «льготы при оплате счетов за зимнее отопление»[133], но возрастной порог выхода на пенсию был разным для мужчин и женщин, что противоречило европейским нормам социального права и рассматривал как признак дискриминации, ведь мужчинам приходилось ждать на пять лет дольше, чем женщинам, прежде чем они смогу воспользоваться своими льготами. В итоге было принято решение, что «все получат право на такой вид льготы при достижении возраста 60 лет»[134]. Под давлением обстоятельств Харриет Харман уступила пост в июле 1998 г. Алистеру Дарлингу.

«К 2000 г. рождаемость в стране упала до рекордно низкого уровня – 1,66 ребенка на одну женщину, а рост населения поддерживается в основном благодаря иммиграции»[135]. Демографы и социологи отмечают, что с одновременным улучшением жизни населения, массовым вовлечением женщин в трудовые отношения, новыми возможностями для карьерного роста связано решение о рождение ребенка на более поздний срок и желанием чаще воспитывать одного или двух детей. Большое количество одиноких родителей, чаще всего женщин, более одного миллиона, воспитывающих детей на пособие и вынужденные искать дополнительные заработки свидетельствует об ослабление роли семьи, что влечет образование проблемы появления бездомных детей, детской бедности, подростковой беременности и другие асоциальные явления подталкивают к уличной преступности.

Лейбористы предприняли ряд мер по уменьшению конфликтности в обществе как основной причины появления преступности. Большим шагом в развитии демократии стало включение Европейской конвенции по правам человека в структуру британского права с принятием 9 ноября 1998 г. закона о «Правах человека»[136] и вступившего 2 октября 2000 г. в силу. Теперь у граждан отпала необходимость обращаться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге в случае их нарушения, так как суды Великобритании получили соответствующие полномочия, также вводился запрет на применение смертной казни. Вызовы современного мира, в частности интернет угрозы, терроризм, педофилия, диктуют свои правила игры, ответы на которые дал министр внутренних дел Джек Стро. Он внес 9 февраля 2000 на рассмотрение в Палату Общин закон о «Полномочиях в области расследований»[137], утвержденный Парламентом 26 июля. По принятому закону, уполномоченные органы получили: право требовать от интернет-провайдеров доступа к клиентским базам данных и, если потребуется, то и наблюдения, право досмотра груза, следующего транзитом, право требовать секретную информацию, для предотвращения злоупотреблений вся собранная информация по выданному ордеру должна быть представлена в суде. Таким образом, закон увеличил полномочия полиции в борьбе с терроризмом, и одновременно уменьшение роль суда присяжных, что служило об увеличении признаков авторитарности, но подобные действия даже заслужили одобрение со стороны «железной леди» Маргарет Тэтчер: «Я доверяю Джек Стро. Он очень справедливый человек»[138]. Министр вел борьбу в рядах полиции с таким явлением как «институциональный расизм», когда преступления совершенные против цветного населения расследуются вяло или вовсе спускается на тормоза. Для большей открытости и демократичности работы государственных учреждений 30 ноября 2000 г. был принят закон о «Свободе информации», гарантирующий на определенных условиях гражданину право на предоставление со стороны государственных структур требуемой информации.

Джон Прескотт[139], занимая пост заместителя премьер-министра и обладая полномочиями государственного секретаря по вопросам окружающей среды, транспорта и регионов, в «1997 г. возглавил делегацию в Японию»[140] и провел успешные переговоры о судьбе планеты в условиях глобального потепления, грозившее таянием ледников и повышением уровня мирового океана, которое чревато последствиями для островного государства. В рамках Киотского протокола Британия взяла на себя обязательства снизить за период с 1990 по 2010 гг. выбросы двуокиси углерода на 20 %, в связи с чем граждан призывали ограничить использование автомобилей в путешествиях и уменьшить число регулярных поездок, пользуясь общественным транспортом. Тем не менее сам Прескотт был уличен в 1999 г. журналистами в комичном случае, когда, для «преодоления расстояния всего в 230 метров от отеля до места партийной конференции»[141] по вопросу популяризации общественного вида транспорта, он воспользовался автомобилем с личным водителем, а кроме того его останавливала полиция за превышение скорости и создание опасной ситуации на дорогах 4 раза за период с 1988 по 1997 гг.

Джек Каннингэм[142] на посту министра сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия приступил к реализации программы модернизации, которая заключалась в отстаивании интересов производителя и защите прав потребителей. Ему удалось договориться с Евросоюзом о снятии некоторых ограничений на поставку говядины, вызванной скандалами в связи с «коровьем бешенством», также предложил спорную идею по созданию независимого Агентства пищевых стандартов. В июле 1998 г. Каннингэм получает новые посты в Кабинете министров, а его пост занимает Ник Браун[143]. Тони Блэр обещал как до прихода власти, так и в июле 1999 г. запретить псовую охоту на лис, однако с тех пор был куда менее настойчив, понимая, что это не пользуется поддержкой как среди охотников – представителей крупной земельной аристократии, так и среди обслуживающего персонала, получающего, возможно, единственный источник дохода в сельской местности. Такими же скромными результатами закончилась попытка реформ земельных отношений в Шотландии. Дело в том, что «98 % территории Шотландии – это сельская местность, где 80 % принадлежат 1500 крупным собственникам, которые устанавливают размеры арендных платежей для арендаторов, оговаривают способы пользования землей и строениями»[144]. Правительство намеревалось создать условия, при которых арендаторы могли бы стать частными собственниками, однако в итоге лишь менее 7 % шотландских земель стали подлежать продаже, которое обставлено столь многочисленными условиями, что не всякий захочет связываться. Нику Брауну также пришлось столкнуться с новой напастью, постигшей сельское хозяйство – 19 февраля 2001 г. был выявлен случай ящура[145] у свиней в графстве Эссекс в Восточной Англии, который стал стремительно распространяться по сельскохозяйственным районам, обнаружив более 2 000 очагов инфекции. Экономический ущерб составил более 16 миллиардов долларов США, нанеся ущерб сельскому хозяйству и туризму. Более 10 миллионов голов скота составил падеж, а мясо свиней, овец и коров было запрещено к экспорту.

В конце 90-х гг. Великобритания стала получать более 17 миллиардов долларов США доходов от туризма, людей привлекали спортивные события, культурные достопримечательности, произведения искусства и музеи. Количество граждан государств, не входящих в Евросоюз, которые посещают Британию увеличилось в 90-е гг. на 60 %. Крис Смит[146] выполнял в правительстве обязанности государственного секретаря по вопросам культуры, средств массовой информации и спорта. В 2000 г. например ему удалось добиться налоговых льгот для музеев, в результате чего заведения могли позволить организовать бесплатный доступ посетителям, а уже в августе торжественно был отмечен 100-летний юбилей королевы-матери. Нужно отметить, что британская монархия полностью перешла на принцип окупаемости, лейбористское правительство сократило содержание королевской семьи на 10 миллионов фунтов стерлингов, королевский двор перешел на режим жесткой экономии, сократив количество придворных и служащих, зато отныне туристы получили право на посещение Букингемского дворца.

В британском обществе формируется двоякое отношение к иностранцам: доброжелательное к туристам, и негативное, подчас перерастающее в националистические и шовинистические настроения к иммигрантам, особенно цветным. Иммигранты, составляющие 5,5 % от общего числа населения в 59,5 миллионов человек к 2000 г., также не остаются в долгу, например в местах их компактного проживания в барах весят таблички с надписью: «Белым свиньям вход запрещен!»

В течение двадцатого столетия в период нахождения лейбористских правительств во власти многие законы не прошли процедуру утверждения в традиционно консервативной Палате Лордов. Подобное случилось и в первый год функционирования правительства Тони Блэра – 38 раз были отвергнуты законопроекты Палаты Общин, беспрецедентно 5 раз отклонялся закон о «Европейских парламентских выборах». Блэр обвинил консерваторов в подстрекательстве к злоупотреблению властью наследственными пэрами Палаты Лордов перед демократически выбранными депутатами Палаты Общин, использую это как повод для осуществления конституционной реформы[147], обещанной во время избирательной кампании.

Во время открытия второй сессии Парламента 24 ноября 1998 с речью, подготовленной партией власти, перед депутатами выступила Королева, она пожелала своему правительству продолжить реформу Палаты Лордов. Традиционно, речь Королевы выслушивается членами Парламента молча, но в этот раз лейбористы восклицали: «Слушайте! Слушайте!», а консервативные пэры твердили: «Позор! Позор!»[148], после этого никто не сомневался с какими трудностями будет проходить закон о «Палате Лордов». Некоторые лорды угрожали сорвать многие законопроекты правительства, если оно не откажется от планов реформ, так один из наследственных пэров Майкл Онслоу заявил: «Я буду счастлив организовать постатейное голосование по шотландскому законопроекту. Каждое голосование занимает 20 минут, а в законе более 270 статей»[149]. Блэр согласился в качестве временной меры оставить в Палате Лордов некоторое количество наследственных пэров.

Маргарет Бекетт, занявшая в июле 1998 г. пост лидера Палаты Общин, представила 19 января 1999 г. законопроект о «Палате Лордов», который 16 марта получил поддержку 340 депутатов против 132, а на следующей день дебаты уже продолжились в Палате Лордов. В итоге было принято решение на первой стадии реформы позволить 92 из 759 наследственным лордам сохранить свой статус, что получило 11 ноября 1999 г. официальную силу закона. Численность Палаты с 1330 в октябре 1999 г. сократилось до 669 человек в марте 2000 г. После этого дальнейшие предложения по реформе было поручено выработать Королевской комиссии под руководством Джона Уэйкхема. В 2000 г. комиссия опубликовала доклад: предлагалось сократить численность Палаты Лордов до 550 членов, где меньшинство в количестве 67, 87 или 195 представителей должно избираться на региональном уровне; большинство должно назначаться независимой Комиссией почетных званий вместо представлений премьер-министра, что уменьшит роль Палаты в политическом патронаже; подотчетность министров перед Палатой Лордов такая же как и перед Палатой Общин. По этому поводу 7 марта 2000 г. в Палате Лордов прошли дебаты, которые поддержали выводы и предложения Королевской комиссии. Премьер-министр 4 мая 2000 г. объявил о составе Комиссии почетных званий, а уже 19 июня 2000 Палата Общин резко раскритиковала предложения Королевской комиссии, приняв решение о создании Объединенного комитета обеих палат парламента по доработке предложений реформы. Правительство констатировало 6 марта 2001 г., что Комитету не удалось выработать действенных решений из-за межпартийной дискуссии, вместо этого они предложили Парламенту семь вариантов формирования верхней палаты: полностью назначение, избрание 20 % состава, избрание 40 % состава, избрание 50 % состава, избрание 60 % состава, избрание 80 % состава, полное избрание. Реформа Палаты Лордов так и осталась незавершенной, 92 наследственных пэра продолжали заседать в верхней палате Парламента, а 26 апреля 2001 г. Королева подтвердила свое намерение назначить 15 человек пожизненными пэрами, видимо для увеличения численности Палаты взамен ушедших наследственных пэров.

Другим важным направлением реформ конституционного характера стала деволюция регионов Великобритании, обещанная в предвыборном манифесте. В каждом регионе процесс деволюции происходил по разному, но были и общие особенности этого процесса, также необходимо обозначить объективные и субъективные факторы, способствовавшие появлению деволюции. Первое, распад британской империи привел к фундаментальному сдвигу в самосознании британцев. Активизировались национальные движения на основе языковой, культурной или религиозной самобытности, все большее число людей ощущали себя не британцами, а шотландцами, валлийцами, ирландцами. Второе, единая экономическая политика центрального правительства не всегда учитывала возможности регионов, специфику местной экономики, да и бюрократический механизм обратной связи давал сбои, ведь прямое управление из центра не значит эффективное. Третье, в течение долгого консервативного правления, в условиях сохранявшейся мажоритарной избирательной системы голоса проигравшей партии не отображались пропорцией мест в парламенте, в итоге получалось, что центр назначал консерваторов в органы управления, в то время, когда население поддерживало лейбористов. В целом, изменение статуса региона носит конституционно-правовой характер – центральное правительство делегирует правомочия региональным органам власти, однако определение статуса Северной Ирландии сильно отличается от других примеров деволюции. В данном случае к конституционным добавляются международно-правовые нормы, вызванные соглашениями по прекращению огня между враждующими политическими силами с участием международных посредников.

Специальная правительственная комиссия совместно с представителями региональных партий 31 июля 1997 г. разработали предложения о деволюции в Шотландии и Уэльсе, которые позже были внесены в закон о «Референдумах в Шотландии и Уэльсе». По закону 11 сентября 1997 г. референдум[150] прошел в Шотландии, где были вынесены два вопроса: первый, согласны ли вы с учреждением Парламента Шотландии – 74,3 % проголосовали в поддержку; второй, должен ли шотландский парламент обладать полномочиями по изменению процентной ставки налога – 63,5 % проголосовали в поддержку. Лейбористская партия, Шотландская национальная партия, Либеральные демократы, Шотландская зеленая партия призывали население поддержать вопросы референдума, против выступила Консервативная партия. По итогам референдума 19 ноября 1998 г. вступил в силу «Закон о Шотландии», по которому в Эдинбурге учреждался Парламент Шотландии в количестве 129 депутатов с правом изменения ставки налогов в 3 пенса на каждый фунт стерлинга. Регион может законодательствовать по любым вопросам, не включенным в список изъятий Соединенного Королевства, к таким относится сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство, экономическое развитие, образование, охрана окружающей среды, здравоохранение, органы местного самоуправления, спорт и искусство, транспорт, туризм научные исследования и статистические данные, социальные работы. Выборы по пропорциональной системе состоялись 6 мая 1999 г., лейбористы возглавляемые Дональдом Дьюаром получили 56 мест, после чего он сложил с себя полномочия государственного секретаря по делам Шотландии в правительстве Великобритании для того, чтобы стать Первым министром Шотландии 17 мая 1999 г., а уже 1 июля Парламент начал свою законотворческую деятельность.

По закону о «Референдумах в Шотландии и Уэльсе» 18 сентября 1997 г. референдум[151] прошел в Уэльсе, на котором решался всего один вопрос: согласны ли вы с учреждением Национальной Ассамблеи – 50,3 % населения с небольшим преимуществом в 6712 голосов высказались в поддержку. В поддержку учреждения ассамблеи выступили уэльские лейбористы, либеральные демократы и национальная партия Уэльса «Плайд Камри», против как обычно выступала Консервативная партия. По итогам референдума 31 июля 1998 г. был принят закон об «Управлении Уэльсом», согласно которому в Кардиффе учреждалась Национальная Ассамблея в количестве 60 депутатов, которому передавалось большинство полномочий государственного секретаря по делам Уэльса, в основном связанные с восполнением пробелов в законодательстве правительства Великобритании. Выборы прошли 6 мая 1999 г. по смешанной схеме: 40 депутатов избиралось по мажоритарной схеме, остальные 20 – по пропорциональной, в итоге уэльские лейбористы получили 28 мест в Ассамблее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.