рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Художники передвижники

наставнике.

Чтобы поддержать семью после смерти отца, Суриков вынужден служить

канцелярским писцом. Иногда приходилось, вспоминал он позднее, "яйца

пасхальные рисовать по три рубля за сотню"; однажды он выполнил на заказ

икону "Богородичные праздники".

Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора

П. Н. Замятина, и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении

Сурикова учеником. Из Петербурга пришел положительный отзыв о работах, но с

оговоркой, что стипендия назначена не будет. Помог богатый

золотопромышленник П. И. Кузнецов, любитель искусства и коллекционер,

который взял на себя расходы по содержанию молодого художника. В середине

декабря 1868 года с обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу, длившуюся

два месяца. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно

подготовленным. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к

М. В. Дьяконову и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. 28 августа

1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств,

его приняли вольнослушателем и зачислили в головной класс. Осенью

следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением

"Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870, ГРМ).

Учился Суриков в Академии успешно, брал от занятий все возможное.

Блестящие достижения у молодого живописца были в композиции, недаром

товарищи называли его "композитором".

Развитию природных данных художника во многим способствовал П. П. Чистяков,

воспитавший многих мастеров русского искусства. В Академии Суриков с

успехом исполнил ряд композиций на античные темы; к этому периоду относится

и его картина из древнерусской истории "Княжий суд" (1874, ГТГ). В апреле

1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую

медаль: "Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом

Агриппой, сестрой его Береникой и римским проконсулом Фестом" (ГТГ).

Строгая композиция этого произведения не выходит за рамки академических

канонов, но подчинена выявлению психологии героев.

Большой золотой медали, дающей право на заграничную командировку, он не

получил. Суриков заканчивает Академию в звании классного художника I

степени. Когда через полгода он "в виде исключения" получил возможность

уехать за границу, то попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ

по росписи московского храма Христа Спасителя. Подготовительные работы

Суриков выполнял в Петербурге, лишь уточняя и Москве необходимые детали.

С июня 1877 года художник окончательно переехал в Москву, сделав в течение

двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Больше Суриков

никогда на заказ не писал.

В 1878 году Суриков женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста

П. П. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и относитсль-ная материальная

обеспеченность позволили художнику "начать свое" — обратиться к образам

русской истории. "Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни,

сразу стал на свой путь", — вспоминал он.

Казалось, заговорили сами стены древнего города, к которым вопрошал

художник. В его воображении вставали образы минувшего, возникал замысел

картины, которая представлялась ему "потрясающей". "Утро стрелецкой казни"

(1878—1881, ГТГ) действительно потрясает. Но не ужасами смерти, а мощью

характеров, трагедийностью одного из переломных этапов российской истории.

"Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь",

— пишет Суриков об этом полотне. Стрельцы, идущие на смерть, полны

достоинства.

Они проиграли в этой схватке и не просят пощады, не уйдут с плахи, как не

уходили запомнившиеся Сурикову по Сибири смертники, приведенные на эшафот.

В массе народа, который Суриков выделяет впечатляющие характеры. Особенно

выразителен рыжебородый стрелец, гневный взор которого, как бы прочерчивая

всю композицию, сталкивается со взглядом Петра.

Архитектурный пейзаж с Василием Блаженным, который Сурикову "кровавым

казался", не просто исторический фон, он композиционно увязан с движением

массы. "Торжественность последних минут" художник передает не только в

гордой красоте русских людей, но и в той живописной палитре, которая

вобрала в себя тона рассветного неба, цвета одежд и куполов собора,

узорочье дуг на телегах и даже сверкание ободьев колес. Уже в этой картине

проявились замечательные достоинства Сурикова - колориста, живописные

поиски которого определялись мыслями и чувствами, владевшими художником.

"Когда я их задумал, — писал Суриков, — у меня все лица сразу так и

возникли. И цветовая краска вместе с композицией, я ведь живу от самого

холста, из него все возникает".

Картина прямо на выставке была куплена П. М. Третьяковым. Если в

"Стрельцах" показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных

людей, то в картине "Меншиков в Березове"(1883, ГТГ) Суриков

сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме

которого был отзвук трагедии России. Каким бы чисто бытовым эпизодом ни был

подсказан Сурикову "узел" действия его будущей картины, созданный в ней

образ приобретает историческую значимость...

Низкая изба, освещенная неярким светом свечи, крохотное слюдяное оконце

покрыто причудливыми морозными узорами. Огромной фигуре Меншикова тесно под

этими низкими потолками, в этой избенке. Этому сильному и властному

человеку привычны иные масштабы жизни. С Меншиковым трое его детей. Все они

должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Должны были...

Ситуация драматична. И талант Сурикова помог уловить в ней красоту и

тонкость проявления человеческих чувств, передать их в облике героев

картины и колористическом строе.

... Первый эскиз "Боярыни Морозовой" появился в 1881 году; непосредственно

к работе над картиной Суриков приступил три года спустя, написав "Меншикова

в Березове" и побывав за границей. На этот раз Суриков обратился к образу

сподвижницы протопопа Аввакума — Ф. П. Морозовой. И вновь трагическая

судьба сильной и страстной натуры для художника неотделима от судеб народа,

который противился никоновским церковным реформам. "Я не понимаю действий

отдельных исторических лиц без народа, без толпы, — писал Суриков, — мне

нужно вытащить их на улицу". При этом "толпа" у него не безлика, а

слагается из ярких индивидуальностей.

Суриков хотел показать, как Морозова пробуждает в людях различные чувства,

одновременно являясь средоточием этих чувств.

Поражает сила эмоционального воздействия всех компонентов полотна: формы,

цвета, линейной композиции. Картина национальна не только по сюжету,

восходящему к событиям XVII века, но и по типажу, архитектуре, характерному

зимнему пейзажу, по трактовке цвета, звучная ясная сила которого сродни

светлому мировосприятию русского народа. Суриков сумел выразить в

великолепной живописи "Боярыни Морозовой" (1887,ГТГ) душевную стойкость,

самоотверженность, красоту русских людей.

Впервые картина появилась на Пятнадцатой передвижной выставке и получила

самую восторженную оценку современников. В. В. Стасов писал: "Суриков

создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших

картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше

искусство, то которое берет задачей изображение старой русской истории, не

ходило еще". В начале 1888 года художник испытал тяжкое потрясение: умерла

его жена. Суриков почти оставил искусство, предаваясь горю. Свидетельством

тогдашнего состояния художника является картина "Исцеление

слепорожденного", впервые показанная в 1893 году на передвижной выставке.

Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск.

В картине "Взятие снежного городка" (1891, ГРМ), появившейся после трех

исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника,

которое помогло победить горе и невзгоды. Этим жизнелюбием В. И. Суриков

наделял и героев своих произведений.

В 1891 году Суриков возвращается в Москву. "Необычайную силу духа я из

Сибири привез", — отмечает он. Художник принимается за работу над новым

полотном "Покорение Сибири Ермаком"(1895, ГРМ).

"Две стихии встречаются" — эти слова Сурикова встают в памяти, когда видишь

изображенную грандиозную сцену битвы. Народ здесь предстает во всем величии

своего подвига. Движение войска направляет легендарный Ермак; его фигура

сразу выделяется и в то же время она неотделима от казаков. Цельность,

сплоченность — отличительная черта казацкого войска. По контрасту с ним

армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Прославляя

мужество русских, Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания

черты, отмечает самобытную красоту "инородцев". Работая с натуры над

созданием образов хакасов и остяков, Суриков замечает: "Пусть нос курносый,

пусть скулы, а все сгармонировано..." В этом сказались и гуманизм, и

подлинная широта взглядов художника.

Эпический характер картины определен не только значимостью сюжета (момент

столкновения двух исторических сил), не только четко переданным движением

огромной массы людей, но и средствами живописи. По определению Нестерова,

живопись Сурикова—"крепкая, густая, звучная, захваченная из существа

действия, вытекающая по необходимости".

"Главное в картине—движение, — говорил художник,—храбрость беззаветная —

покорные слову полководца идут". Пейзаж картины: уходящие ввысь вершины

гор, окутанные пеленой облаков, то темные, то сверкающие холодным

голубоватым блеском — позволяет зрителю острее ощутить трудности перехода,

почувствовать значительность подвига суворовских чудо-богатырей.

Несколько лет работал Суриков над своим последним большим полотном "Степан

Разин" (1907—1910, ГРМ). Картина давалась ему нелегко, и художник

возвращался к ней уже после того, как работа была показана зрителям.

Картина поражает ощущением приволья. Она красива перламутровыми переливами

красок, воздухом, пронизанным солнечными лучами, общей поэтичностью.

Красотой природы как бы подчеркивается тяжелая дума атамана, словно

отделяющая его от хмельного веселья казаков.

Очевидно, целью Сурикова было передать внутреннее состояние этого сильного

мятежного характера. Об этом свидетельствуют и его слова, сказанные

художнику Я. Д. Минченкову: "Сегодня я лоб писал Степану, правда теперь

гораздо больше думы в нем?"

Последний созданный Суриковым исторический образ — образ Пугачева;

сохранился эскиз 1911 года, изображающий предводителя крестьянского

восстания заключенным в клетку...

В 1912 году на выставке Союза русских художников экспонировалась картина

Сурикова "Посещение царевной женского монастыря" (ГТГ). Историко-бытовой

характер этого полотна сближает его с подобными же работами А. Рябушкина и

С. Иванова.

Значительно искусство Сурикова-портретиста. Прежде всего — это прекрасные

этюды к историческим полотнам и "Снежному городку". Глубоко раскрыты

характеры в "Портрете доктора А. Д. Езерского" (1911, частное собрание),

"Портрете человека с больной рукой" (1913, ГРМ), "Автопортретах" (1913,

ГТГ; 1915, ГРМ); удивительно красивы женские образы в сто портретных

произведениях.

Умер Суриков 6 марта 1916 года и похоронен рядом с женой в Москве, на

Ваганьковском кладбище.

ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно

из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа

второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из

которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную

популярность.

Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством

явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи

предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал

огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей

открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о

своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге - маленьком

провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю

суровом и величественном. Впечатлительный, любознательный, одаренный

мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Небогатый купец, И. В.

Шишкин был человеком разносторонних знаний. Его увлекала техника, он

занимался археологией, историей, стремился во все начинания внести что-то

свое, новое и полезное. Интерес к старине, природе, к чтению книг он

прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень

рано.

В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской

гимназии ("чтобы не сделаться чиновником", как Шишкин объяснял позднее),

юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет,

внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства

окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший

творческий путь.

К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин

приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные

устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать

художником.

В августе 1852 года он был уже включен в список учеников, принятых в

Московское Училище живописи и ваяния, где до января 1856 года обучался под

руководством Аполлона Мокрицкого.

Будучи академиком, Мокрицкий придерживался строгих правил рисунка и

построения формы, то есть того, что молодой его выученик прочно усвоил на

всю жизнь. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение

правил, а не поиски нового. В одном из своих писем Мокрицкий наставлял

Шишкина - уже ученика Академии художеств - казалось бы, о противоположном:

"Трудитесь и думайте более о предмете, нежели о "способе". Это поучение

прочно вошло в творчество Шишкина.

В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. "Пейзажист -

истинный художник, он чувствует глубже, чище",- записал он несколько позже

в дневнике. "Природа всегда нова ... и всегда готова дарить неистощимым

запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы

..."

Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно

штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый

пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу

- в Сокольниках, изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая

это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главной целью

уже в ту пору. Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги,

сараи, лодки или, например, идущую крестьянку с котомкой за спиной. Рисунок

с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.

Среди ранних графических работ Шишкина интересен лист, исполненный в 1853

году, с двадцатью девятью пейзажными набросками, большинство которых

очерчено. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Однако все его

наброски предельно просты - сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег

реки. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Его племянница А. Т.

Комарова рассказывала впоследствии: "Мало-помалу вся школа узнала, что

Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле,

лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды".

Приобретенный Государственным Русским музеем еще весьма робкий по

исполнению, явно ученический этюд "Сосна на скале", датированный апрелем

1855 года,- единственная дошедшая до нас пейзажная натурная работа

масляными красками, относящаяся ко времени обучения Ивана Шишкина в

училище. По ней видно, что карандаш тогда подчинялся ему лучше, чем краски.

Ко времени окончания в самом начале 1856 года училища творческие интересы

Шишкина, выделявшегося среди своих товарищей выдающимся талантом, заметно

определились. Как пейзажист он уже приобрел некоторые профессиональные

навыки. Но художник стремился к дальнейшему совершенствованию и в январе

1856 года отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. С

этих пор творческая биография Шишкина тесно связана со столицей, где он

прожил до конца своих дней.

Благодаря любви и заботе своего руководителя - А. Н. Мокрицкого, связь

первой художественной школой продолжала еще долго сохраняться в мыслях и

душе начинающего художника. Принятый без особых хлопот в Академию художеств

в год окончания художественного училища, Шишкин в то же время обращается не

раз за советами к Мокрицкому и охотно вводит его в круг своих занятий,

успехов и трудностей.

В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников

подготовленностью и блестящими способностями. Шишкина влекла жажда

художественного исследования природы. Он сосредоточил внимание на

фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал, изучал

каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие

травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью

художника. Таким образом был открыт целый мир ранее неведомых предметов,

поэтических вдохновений и восторгов. Художник открывал обширный мир

непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот

искусства. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек

внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. В 1857 году он

получил две малые серебряные медали - за картину "В окрестностях

Петербурга" (1856) и за рисунки, исполненные летом в Дубках.

О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку "Дубки под

Сестрорецком" (1857). Наряду с присущими этой большой "рисованной картине"

элементами внешней романтизации образа, в ней есть и ощущение натурности

изображения. В произведении видно стремление художника к пластической

трактовке природных форм, хорошая профессиональная выучка.

Обучение в Академии художеств у посредственного живописца Сократа Воробьева

почти ничего не прибавило к знаниям, полученным в Училище живописи, ваяния

и зодчества. Академизм с ходом времени превращающий некогда живое и

прогрессивное искусство в склеротический канон, присущ был и российской

академии, жизнь которой находилась под тяжким прессом чиновничьей

бюрократизации художественного обучения.

Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял

симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это

относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое время

швейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовью

изучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать. Копии с

работ Калама были обязательны в учебной практике не только Академии, но и

московского училища. Оценивая влияние А. Калама на манеру письма молодого

художника А. Мокрицкий пишет к Шишкину в Петербург 26 марта 1860 года

пишет: "Я помню. Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки

Ваши напоминают Калама - я не вижу; в манере Вашей есть нечто свое... Это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.