рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Художники передвижники

М. П. Клодты, И. Шишкин, К. Маковский, Н. Маковский, В. Якоби, А. Корзухин,

К. Лемух. Первая выставка открылась 29 ноября 1871 года и закрылась 2

января 1872. В ней участвовали: Аммон, Амосов, Боголюбов, Гун,

Каменский(скульптор), Клодт, Крамской, Максимов, Мясоедов, Перов,

Прянишников, Саврасов, Шишкин. Об успехе товарищества в осуществлении своей

просветительской миссии свидетельствуют не уклонное расширение выставочной

деятельности, особенно развернувшиеся после первых двух выставок. Растет

география передвижения: Киев, Харьков, Орел, Рига, Вильно, Одесса, Кишинев.

Новаторство передвижников наглядно проявляется в перестройке самого

изобразительного языка художника, начиная от общей композиции картины,

кончая способом наложения мазка, фактурой. В то же время поиски в сфере

художественной формы связанны со стремлением показать события как

совершающееся непосредственно перед глазами зрителя, сделать его смысл

явным без всяких условных обозначений и тем самым обострить, усилить

воздействие картины на зрителя. Целенаправленность исканий, их

проникновение во все виды и жанры живописи, их воздействие на характер

подготовительной работы, ведущей к картине, внутренняя глубинная

перестройка всех компонентов из которых слагается картина, - характерные

черты русского искусства 70-80 годов. Разумеется этот процесс происходит не

на пустом месте: многое было сделано предшественниками и накоплено в

предыдущие годы. Драгоценным источником было и наследия великих мастеров

прошлых эпох мирового искусства. Очень важно подчеркнуть, что к этим

драгоценным источникам передвижники обращались непосредственно - и в России

(Эрмитаж на постоянных и сменных выставках) и выезжая за границу.

Первая выставка товарищества открылась в Петербурге весной 1871 года. На

ней было представлено 46 картин и рисунков. Из Петербурга выставка

отправилась в Москву, затем в Киев и Харьков и повсюду собирала тысячи

посетителей. Успех был несомненный. Люди подолгу стояли у полотен., была

одна особенная, у которой с первого дня люди останавливались в молчании и

уходили в глубокой задумчивости. В каждой картине что-то было такое,

соединявшее и печаль, и радость, и улыбку, и раздумье - что-то такое, чего

не выскажешь словами, но что так ясно почувствуешь вдруг в первый день

весны, когда еще не стаял зернистый слежавшийся снег и деревья зябнут в

таких разливах, и слышно уже, как звенит капель, и вдруг чистой синью

засинеет промоина в студеном небе, и луч весеннего солнца тронет нагие

ветви берез. Это чувство Родины. Но что поделаешь, на выставках появлялись

все новые имена, в русское искусство входило солнце, входила сверкающая

краска. Вслед за Серовым, Левитаном, Коровиным появлялись размашистый

Архипов, светлый и тихий Нестеров, ярким вихрем ворвался Малявин, Поленов,

а Мясоедов не хотел понять и не принимал всего этого, считая живопись

молодых - "штукатурством". Когда Поленову исполнилось пятьдесят лет, он

получил письмо от одного из своих учеников, заканчивающееся словами: "Дай

вам бог долго поработать и по-прежнему вносить в искусство

непосредственность, свежесть, правду. Сделанное вами в качестве художника

громадно, значительно, но не менее значительно ваше непосредственное

влияние на московское искусство. Я уверен, что искусство московское не было

бы таким, не будь вас". Звали ученика Исааком Ильичом Левитаном. Ему

суждено было продолжить дело, начатое Соврасовым, Васильевым, Поленовым.

Вспоминая о Репине, Корней Иванович Чуковский рассказывает, что, не зная

еще Репина лично, он представлял его могучим великаном. К своим собственным

работам он относился с болезненной неудовлетворенностью. Работать было для

него единственно мыслимой формой существования. Когда к старости у него

стала усыхать правая рука (что может быть страшнее для художника!), он

подвесил палитру у пояса и научился писать левой рукой.

В расцвет своей творческой и выставочной деятельности Товарищество вступило

в 1890-е годы, не смотря на то, что художнику в 90 годах легче было донести

свои произведения до зрителя и на многих других выставках. Однако Серов,

Левитан, Иванов, Архипов, Остроухов, братья Коровины, Васнецов, Нестеров и

многие другие видят в участии на выставках Товарищества свой долг

передового русского художника. Рядом с грустной песней в народе везде

рождалась удалая. Рядом с гневными и скорбными строфами Пушкина,

Лермонтова, Некрасова звучали их светлые гимны солнцу, разуму, красоте

человека. Так и в живописи. Рядом с обличительными, бичующими холстами,

рядом с "Неравным браком", "Проводами покойника", "Привалом арестантов",

"Крестным ходом в Курской губернии" и десятками других картин неизбежно

должны были появиться поэтичные пейзажи Васильева, Поленова, Куинджи,

Левитана. Должна была народиться свежая, будто летним дождем омытая

живопись Валентина Серова. Яркие, веселые, с любовью ко всему живому

картины Кустодиева. Его масленичные гулянья, ярмарки, воскресные чаепития

полные правдивой жизни. Минуло ровно пятьдесят лет с того памятного дня,

когда Иван Николаевич Крамской с товарищами вышел из мертвящих стен

академии на просторы жизни. Полстолетия - небольшой как будто срок, а

сколько сделано, какой пройден путь! Нет уже рядом Крамского. Давно ушел

Федор Васильев. Нет Перова, Саврасова, Ярошенко, нет нелюдимо-застенчивого

Серово. Нет Левитана с его горящими темным печальным огнем глазами. Нет

шумного добряка Куинджи и многих других. Но их творения живы, они по

прежнему взывают к чувствам будят мысли, зовут людей к истине,

справедливости и добру.

ХУДОЖНИКИ.

В 1863 г. 14 лучших художников выпускников Петербргской академии художеств,

допущенных к конкурсу на большую золотую медаль, потребовали от

академического начальства права совбодного выбора темы конкурсной картины в

соответствии с наклонностями каждого. (А им были заданы один мифологический

и один классический ландшафтный сюжеты.) Получив отказ, "бунтари" вышли из

состава Академии и организовали петербургскую "Артель художников". Это был

первая организация независимого нового искусства.

К 70-м годам новые эстетические идеи так завладели умами русских

художников, что появилась потребность в объединении художников - реалистов

всей России, чтобы целеустремлённо проводить в жизнь дорогие всем принципы.

Идея Товарищества передвижных выставок, предложенная Г. Г. Мясоедовым,

В. Г. Перовым, Н. Н. Ге и И. Н. Крамским, была горячо одобрена художниками

Москвы и Петербурга.

Передвижники - художники, входившие в российское демократическое

художественное объединение Toвapищecтвo пepeдвижныx xyдoжecтвeнныx

выcтaвoк. (ТПХВ), созданное в 1870 г. по инициативе В. Перова. Первая

выставка состоялась в 1871 г. Передвижники испытали воздействие

общественных и эстетических взглядов В. Белинского и Н. Чернышевского.

Большую роль в формировании их творческой программы сыграл критик

В. Стасов. П. Третьяков материально поддерживал передвижников, приобретая

их произведения для своей галереи. Передвижники были убежденными

реалистами, а выдвинутая ими программа народности искусства выражалась в

изображении типических сторон и многогранных характеров социальной жизни,

часто с критической тенденцией ("Земство обедает" Г. Мясоедова, 1872 г.,

"Встреча иконы" К. Савицкого, 1878 г.). Передвижники показывают не только

бедность, но и красоту народного быта ("Приход колдуна на крестьянскую

свадьбу" В. Максимова, 1875 г.), не только страдание, но и стойкость перед

лицом жизненных невзгод, мужество и силу характеров ("Бурлаки на Волге"

И. Репина, 1873 г.), богатство и величие родной природы (пейзажи

А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана), героические страницы национальной

истории (картины В. Сурикова) и освободительного народного движения ("Арест

пропагандиста", 1892 г.; "Отказ от исповеди", 1885 г.; "Не ждали", 1888 г.,

И. Репина). Большое значение в их творчестве приобретают социально бытовой

портрет ("Курсистка" Н. Ярошенко, 1883 г.), пейзаж, а позже - историческая

живопись, где главным действующим лицом выступает народ ("Утро стрелецкой

казни" В. Сурикова, 1881 г.). Образы русской народно-сказочной фантазии

оживают на полотнах В. Васнецова. Произведения В. Сурикова, И. Репина,

Н. Ге, В. Васнецова, И. Шишкина,, И. Левитана, представляющие собой вершины

передвижнического реализма, отличаются свободной, широкой манерой письма,

передачей световоздушной среды с помощью рефлексов, цветных теней, свободой

и разнообразием композиционных решений. Последняя 48 - я выставка ТПХВ

состоялась в 1923 г.

|[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |

|Н.Н.Ге |И.Н. |И.И. |В.Г. Перов |

| |Крамской |Левитан | |

|[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |

|А.И. |И.Е. Репин |В.А. Серов |В.М. |

|Куинджи | | |Васнецов |

|[pic] |[pic] |[pic] |[pic] |

|И.И. |В.И. |А.К. |В.Д. |

|Шишкин |Суриков |Саврасов |Поленов |

ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ

Василий Григорьевич Перов родился в городе Тобольске в 1834 году. Его отцом

был губернский прокурор барон Г. К. фон Кридинер. Но, появившись на свет до

брака родителей, художник получил фамилию крёстного отца - Васильев.

Правда, она ему по каким-то причинам не нравилась, и впоследствии художник

утвердил за собой прозвище, данное ему в детстве за успехи в чистописании.

Первые уроки живописи Перов получил в арзамасской школе А. В. Ступина -

лучшей провинциальной художественной школе того времени. 18-летним он

переехал в Москву и поступил в московское Училище живописи, ваяния и

зодчества.

"Проповедь в селе" - одна из первых картин Перова, за которую он получил в

Училище большую золотую медаль и право на стипендию для поездки за границу.

В картине "Проповедь в селе", созданной в год отмены крепостного права,

когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов

изобразил сцену в сельской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а

дугой - на задремавшего в кресле помещика, толстенького, неприятного;

сидящая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь, она увлечена тем,

что нашёптывает ей на ухо како-то холёныё господин. Левее стоят крестьяне в

рваных одеждах. Они, почёсывая затылки, огорченно и недоверчиво слушают

священника, видимо внушающего, что всякая власть от Бога." Я хотел

изобразить одну из проповедей Иоанна Златоуста, причём старался показать

степень её действия на разные характеры, на юность и старость, на бедность

и богатство",- так объяснял художник замысел полотна.

Одновременно с "Проповедью в селе" Перов пишет картину, принёсшую ему

первую известность, - "Сельский крёстный ход на пасхе". На фоне хмурого

деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и

хоругвями после праздничной пасхальной службы. С жестким реализмом Перов

передает не столько физическое, сколько духовное убожество этих людей.

Картина произвела на современников убийственное впечатление контрастом

между смыслом обряда и тем почти животным состоянием, до которого может

опуститься человек. " Сельский крестный ход на пасхе" вызвал протест

официальной критики и церкви, была снята с выставки Общества поощрения

художеств, запрещена к показу и воспроизведению. Купившему её Павлу

Михайловичу Третьякову художник В.Г. Худяков писал: "…слухи носятся, что

будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы

покупаете такие безнравственные картины и выставляете публике?"

1862-1864 годы художник проводит за границей. Осмотрев музеи Германии,

Перов обосновывается в Париже. Там его живописный язык и колористическая

гамма меняются, отступают на задний план назидательность и рассудочность

раннего творчества. В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем

свидетельствуют такие работы, как "Савояр", "Слепой музыкант", "Парижские

тряпичники". Париж Перова- это народные гулянья, балаганы на Монмартре,

бродячие музыканты, нищие и бездомные. Но дальше этюдов работа не

двигается. Большие картины остаются незаконченными.

"Написать картину совершенно невозможно…не зная ни народа, ни его образа

жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра",

- пишет Перов. И не отбыв за границей положенных ему как пенсионеру Училища

пяти лет, он просит разрешения вернуться на Родину.

Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами. Едкий обличитель нравов

превращается в "поэта скорби". Во второй половине 1860-х годов он создает

свои лучшие произведения: " Проводы покойника", "Тройка", "Утопленница",

"Приезд гувернантки в купеческий дом", " Последний кабак у заставы", "

Спящие дети", " Странник". Каждая из них - законченная новелла о

человеческом горе.

Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини " Проводов

покойника"(1865 г.), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный

пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в

пустынном холодном мире.

Персонажи картины " Тройка"(1866 г.), изображающей детей, впряженных в сани

с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя.

Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого

периода, таких как " Утопленница"(1867 г.) и " Последний кабак у

заставы"(1868 г.).

Следующее десятилетие, сменившее проникнутые пафосом отрицания

шестидесятые, ознаменовалось поисками положительного идеала. Такие идеалы

были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П. М. Третьяков

начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Многие из портретов

- Достоевского, Погодина, Майкова, Даля, Тургенева - были написаны Перовым.

Признанный публикой и критикой мэтром жанровой живописи, он неожиданно

становится портретистом. Хотя даже в портрете Перов сохраняет мышление

жанриста: по немногим деталям, позе, жесту, костюму мы всегда можем

представить, как изображённый им человек разговаривает, ходит, какие у него

привычки, кто его окружает.

Большинство его моделей- писатели. Литература занимала центральное место в

культуре того времени. Писатель воспринимался как живое воплощение

общественной совести, он был "властителем дум", к нему обращались за

разрешением самых жгучих нравственных, социальных вопросов. Именно таким

предстает у Перова Федор Достоевский. Из мрака фона выступает бледное,

нервное, "мятое" лицо, лежащие на коленях руки сцеплены замком.

Не менее замечателен и портрет Владимира Ивановича Даля - писателя,

этнографа, автора знаменитого "Толкового словаря живого великорусского

языка", созданного им в последний год жизни. Сидящий в кресле сухой старик,

покойно сложив руки, будто созерцает в глубину прожитых лет. В облике Даля

просвечивают образы святых старцев Древней Руси: искусство второй половины

ХIХ века искало носителей идеалов духовности и мудрости не столько среди

служителей церкви, сколько среди интеллигенции.

В иконостас "лучших людей русских" включаются и портреты крестьян.

Искусство творило мечту об идеальном общественном устройстве, где не будет

ни бедных, ни богатых, а люди-братья будут работать на благо всех. Лучший

из крестьянских портретов-типов Перова - "Странник". В его облике ощущается

чувство собственного достоинства, своеобразный аристократизм, умудренная

старость. Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как

"Охотники на привале", "Птицелов", "Рыболов", "Голубятник". Их герои -

чудаки, идеалисты, романтики на свой лад, находящие отраду в общении с

природой.

Вторая половина десятилетия окрасилась для Перова одиночеством, болезнью и

лихорадочным творчеством. В 1875 году живописец последний раз участвует в

экспозиции передвижников, а в 1877-м он, в течение многих лет казначей

Товарищества передвижных художественных выставок, отчитавшись до копейки,

выйдет из его состава.

Перов много работает в мастерской никому не показывая свои новые картины,

не понятый товарищами, списанный с "корабля современности" Крамским и

другими критиками. В эти годы рождается Перов - исторический живописец. Он

обращается к евангельским сюжетам, к фольклору. Перов задумывает триптих о

Емельяне Пугачеве: "Восстание", "Помещики и крестьяне", "Суд Пугачева" -

замысел беспримерный для русского искусства ХIХ века, из которого удалось

осуществить только последнюю часть. Пишет многофигурную монументальную

картину на сюжет из истории раскольничьего мятежа 1682 года - "Никита

Пустосвят. Спор о вере"(1880-1881 гг.). Перова привлекают переломные

моменты русской истории, выявляющие суть национального характера. Глубоко

личное переживание Евангелия находит выражение в двух пронзительно

эмоциональных работах: "Христос в Гефсиманском саду" и "Снятие с креста".

"Плач Ярославны", "Тающая снегурочка", "Иван-царевич на сером волке" -

примеры обращения Перова к народному эпосу, не всегда убедительные по

форме, но чрезвычайно интересные как первооткрытие этой темы в русском

искусстве.

Существенные изменения претерпевает и живописный язык художника. Если

раньше Перов долго и тщательно работал над своими произведениями, то теперь

он словно торопится высказаться, мазок становится нервным и подвижным.

Перов мечется от сюжета к сюжету, многие работы начинает, но не

заканчивает. Воображение художника рождает все новые грандиозные замыслы,

но нет уже сил для их воплощения, и сам он понимает это. В 1882 году он

умирает от чахотки.

Путь Перова в искусстве - это путь постоянного поиска, он не боялся

меняться, без сожаления оставлял области, где удалось снискать славу. Во

время преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у

Перова было много учеников, которые впоследствии стали известными русскими

художниками: М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, А. С. Архипов.

С любовью и уважением вспоминали Перова его ученики. Заканчивая

воспоминания о своем учителе, художник М. В. Нестеров писал: "Перова больше

нет среди нас. Осталось его искусство, а в нем его большое сердце".

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГЕ

Ге, Николай Николаевич - знаменитый русский живописец. Родился 15 февраля

1831 г. в Воронеже. Семья Ге (Gay) родом из Франции; прадед Ге эмигрировал

в Россию в конце XVIII в. и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком;

детство свое Ге провел в деревне, 10 лет от роду был привезен в Киев и

помещен в 1 киевскую гимназию, по окончании которой поступил на физико-

математический факультет сначала Киевского, потом Петербургского

университета. В 1850 г. Ге бросил университет и поступил в Академию

Художеств, где занимался под руководством П. Басина .

В академии Ге пробыл семь лет и получил за программу "Ахиллес оплакивает

Патрокла" в 1855 г. малую, а за программу "Саул у Аэндорской волшебницы" в

1857 г. большую золотую медаль и командировку за границу. В Париже на него

сильное впечатление произвели Салон 1857 г. и посмертная выставка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.