рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Художники передвижники

Поленова: И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов,

А. Я. Головин и др. В 1905 Поленов вместе с В. А. Серовым направил в Совет

АХ протест против расстрела рабочих 9 января. В усадьбе Борок (с 1931 -

Поленово, Тульская область) Поленова был создан художественный музей (в

1939 передан родственниками Поленова в дар государству).

[pic]

Бейрут. Сирийский порт на Средиземном море

1882

Холст, масло

142*125

Государственная Третьяковская галерея

[pic]

В парке

1874

Холст, масло

143*250

Государственнная Третьяковская галерея

АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) - замечательный русский художник-

пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, родился в

Москве.

Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 года в семье московского

купца третьей гильдии.

В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности

к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал "приспособить сына к

коммерческим делам", Саврасов в 1844 году поступает в Московское училище

живописи и ваяния. В 1848 году в отчетах Совета Московского художественного

общества упоминается об успехах лучшего ученика перспективного и пейзажного

класса А. К. Саврасова, которым руководит известный московский "видописец"

К. И. Рабус.

На средства И. В. Лихачева, мецената, члена Совета Московского

художественного общества, Саврасов в числе учащихся летом 1849 года едет на

юг России и пишет виды Одессы и Малороссии. За программные работы этого

года художника награждают похвальным листом, а 25 сентября 1850 года он

кончает Училище и получает звание неклассного художника за картины "Вид

Московского Кремля при луне" и "Камень у маленького ручья".

Первые пейзажи Саврасова непосредственно связаны с традициями академической

школы. В академической пейзажной живописи 40-50-х годов преобладало

романтическое направление, к нему был близок и учитель Саврасова. В

юношеских произведениях Саврасова - "Вид Москвы с Воробьевых гор" (1848,

ГТГ), "Вид Кремля в ненастную погоду" (1851, ГТГ) - сказалось внешнее

влияние романтизма. Однако пейзажи Саврасова отличались живыми

наблюдениями, искренностью чувств.

Летом 1854 года художник работает у Финского залива под Петербургом. На

осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г.) привлекли

внимание две его картины: "Вид в окрестностях Ораниенбаума" и "Морской

берег в окрестностях Ораниенбаума", за которые художнику присваивается

звание академика.

Обе картины значительно отличаются от его прежних работ. Избрав

традиционный романтический мотив, художник ищет поэтичность не во внешних

эффектах, а в лирическом воспроизведении природы. С любовью он передает

очарование летнего вечера на взморье, влажность морского воздуха в тени

вековых валунов, сумрак под широко раскинувшимися ветвями деревьев.

В Москве Саврасов снова участвует в выставках Училища живописи и ваяния, а

после смерти своего учителя в 1857 году становится руководителем пейзажного

класса. Преподавание идет успешно, Саврасова окружают любящие друзья и

ученики.

В том же году он женится на Софье Карловне Герц, сестре известного

археолога и историка искусства. В их доме собираются художники, деятели

искусства, меценаты (в том числе и П. М. Третьяков), читаются литературные

новинки, ведутся оживленные беседы, споры по вопросам, волновавшим в то

время русское общество.

Особенно дружен был А. К. Саврасов с В. Г. Перовым, инициатором создания

Товарищества передвижных выставок. В. Г. Перов помогал художнику писать

фигуры бурлаков в картине "Волга под Юрьевцем", Саврасовым же написан

пейзаж в картинах Перова "Птицелов" и "Охотники на привале".

Значительный этап в творческом развитии художника представляет картина

"Пейзаж с рекой и рыбаком" (1859, Гос.. художественный музей Латвийской

ССР). Здесь нет ни борьбы стихий, ни поражающих контрастов освещения.

Спокойные линии берега, плавный силуэт купы деревьев, мягкий солнечный

свет, озаряющий подмосковную долину.

Для русского искусства 60-е годы прошлого столетия были временем

утверждения национального характера русского пейзажа. Все чаще пейзажисты

обращаются к изображению преимущественно сельской среднерусской полосы,

стремятся правдиво передать красоту родной земли.

Много работает Саврасов в окрестностях Москвы: "Вид в селе Кунцево" (1855,

ГТГ), "Вечерний пейзаж" (1861, Гос. художественный музей Латвийской ССР),

"Сельский вид" (1867, ГТГ).

Весной 1862 года по предложению Общества любителей художеств А. К. Саврасов

выехал за границу, посетил Всемирную художественную выставку в Лондоне,

побывал в Копенгагене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Париже, Мюнхене, прожил

два месяца в горной Швейцарии. Английские и немецкие мастера привлекли

внимание художника "стремлением к правде и самостоятельности".

Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина

"Лосиный остров" (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе

Московского Общества любителей художеств. Отмечая эту удачу, один из

современников писал об умении художника "поэтично пе-ренесть на полотно

знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы". Величавый и

торжественный сосновый бор стоит, как страж раскинувшихся далей.Ясный

летний день.На лугах мирно пасется стадо. Тщательно разработана в пейзаже

каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. Здесь художник раскрывает

значительность обычного и повседневного в природе. Картина "Лосиный остров"

относится ко времени расцвета творчества художника. Последующие годы

ознаменованы созданием лучших его произведений. В декабре 1870 года

А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Он живет в Ярославле, под

Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. Картина "Печерский монастырь под

Нижним Новгородом" (1871, Горьковский гос. художественный музей) - одно из

самых больших полотен художника и первый из известных его волжских

пейзажей. Саврасов покорен величавой торжественностью, необъятными

просторами волжской природы, ее органической связью с жизнью человека, с

жизнью русского народа.

В широкую панораму пейзажа естественно вписаны дома слободки с садами,

зеленеющие луга, синие лагуны, песчаные отмели, и над всем - возвышающийся

белокаменный монастырь. Природа и человек в картине едины.

"Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься

искусством", - пишет художник П. М. Третьякову. Одна за другой появляются

картины "Волга под Юрьевцем" (1871, местонахождение неизвестно), "Разлив

Волги под Ярославлем" (1871, ГРМ) и, наконец, "Грачи прилетели" (1871,

ГТГ), появившаяся на Первой передвижной выставке, восторженно принятая

всеми.

"Пейзаж "Грачи прилетели" есть лучший, и он, действительно прекрасный, хотя

тут и Боголюбов, и барон Клодт, и И. И. (Шишкин. - О. И.). Но все это -

деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в „Грачах"", - писал

И. Н. Крамской Ф. А. Васильеву. Появлению картины предшествовали этюды с

натуры, написанные художником в Ярославле и в селе Молвитиново близ

Костромы.

Неяркий и тонкий колорит, построенный на мягких сочетаниях серых,

коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних

красок. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает

медленно. Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья, и вдруг все

наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Белоствольные

березки тонкими ветвями устремляются к легким облакам, голубеющему небу,

под теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки, шумные грачи вьют

гнезда. Воздух весенний, легкий, прозрачный и ясно видны высокая каменная

церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке.

"Какая простота! - писал И. И. Левитан. - Но за этой простотой вы

чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко

его сердцу". Никто до Саврасова не мог так глубоко и поэтично раскрыть

красоту и лиричность русского пейзажа. Картина "Грачи прилетели"

способствовала успеху Первой передвижной выставки. С тех пор Саврасов

прочно связал свою творческую деятельность с Товариществом передвижных

выставок.

Многие произведения художника, которые появлялись на выставках

передвижников, были написаны в Поволжье. Саврасов бывал под Нижним

Новгородом и под Казанью, но больше всего любил места между Ярославлем и

Костромой. Его картины многообразны по передаче состояния природы,

диапазону чувств. В пейзаже "Разлив Волги под Ярославлем" (1871, ГРМ)

спокойная мощь русской природы, "разливы рек, подобные морям".

В одних произведениях природа предстает обновленной, ликующей - "Проселок"

(1873, ГТГ), "Радуга" (1875, ГРМ), в других - взволнованной, поэтически

приподнятой - "Вечер. Перелет птиц" (1874, Одесская картинная галерея).

В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога,

а то и острая тоска: "Лунная ночь. Болото" (1870, ГТГ), "Закат над болотом"

(1871, ГРМ).

Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г.) Саврасов создает

одно из самых драматических своих полотен "Могилы над Волгой" (1874,

частное собрание).

В конце 70-х годов художник тяжко заболевает, в творчестве его заметны

черты упадка. Но и в поздний период появляются подлинно поэтические

произведения, и среди них - "Рожь" (1881, ГТГ), "Зимний пейзаж" (частное

собрание), "Северная деревня", "Весна. Огороды" (1883, Пермская гос.

художественная галерея).

Нелегкими оказались для художника последние десятилетия. Известны прошения

Саврасова о денежных ссудах, о казенной квартире: эти годы А. К. Саврасов

провел в глубокой нужде и умер 26 сентября 1897 года в Москве.

Его ученик И. И. Левитан писал: "Не стало одного из самых глубоких русских

пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная

любовь к своей родной земле. Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и

эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского

художества".

[pic]

Весна. Огороды

1893

Холст, масло

60*76

Пермская государственная художественная галерея

[pic]

Лосиный остров в Сокольниках

1869

Холст, масло

62*88

Государственная Третьяковская галерея

[pic]

Грачи прилетели

1871

Холст, масло

62*48,5

Государственная Третьяковская галерея

АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ

Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье

грека, бедного сапожника. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда,

что по-татарски означает "золотых дел мастер". Рано осиротев, мальчик жил у

родственников, работал у чужих людей: был слугой у хлеботорговца, служил у

подрядчика, работал ретушером у фотографа.

Основы грамоты Куинджи получил от знакомого учителя грека, а затем

занимался в городской школе. Любовь к рисованию проявилась у него в

детстве, он рисовал везде, где приходилось, — на стенах домов, заборах,

обрывках бумаги. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И.К.

Айвазовскому. Пробыв несколько месяцев у знаменитого художника, Куинджи

едет в Петербург с мечтой поступить в Академию художеств. Но не сразу ему

удалось стать учеником Академии: слабой оказалась художественная

подготовка. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Но :гго не

могло остановить упорного и настойчивого юношу. В 1868 году на

академическую выставку он представил картину "Татарская сакля", за которую

получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли

вольнослушателем в Академию. Куинджи окунулся в атмосферу художественной

жизни. Он дружит с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, знакомится с И. Н.

Крамским — идеологом передовых русских художников. Лиричность пейзажей

Саврасова, поэтическое восприятие природы в картинах Васильева, эпичность

полотен Шишкина — все открывается перед внимательным взглядом молодого

художника.

Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве. Созданная им в

1872 году картина "Осенняя распутица" (ГРМ) своей реалистической

направленностью была близка картинам художников-передвижников. Куинджи не

просто передал осенний холодный день, размытую дорогу с тускло

поблескивающими лужами — он ввел в пейзаж одинокую фигуру женщины с

ребенком, которая с трудом идет по грязи. Осенний пейзаж, пронизанный

сыростью и мглой, становится печальным рассказом о простых русских людях, о

тоскливой безрадостной жизни.

Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В

результате появились картины: "Ладожское озеро" (1872, ГРМ), "На острове

Валаам" (1873, ГТГ). Неторопливо, спокойно ведет художник в своих картинах

повествование о природе острова, с его гранитными берегами, омываемыми

протоками, с темными густыми лесами, упавшими деревьями. Эту картину можно

сопоставить с былинным эпосом, живописным сказанием о могучей северной

стороне. Серебристо-голубоватый тон картины сообщал ей особую эмоциональную

приподнятость. После выставки 1873 года, на которой это произведение было

показано, о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой

талант.

В 1874 году Куинджи пишет картину "Забытая деревня" (ГТГ), которая по

остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной

русской деревни перекликалась с картинами передвижников. В следующем году

Куинджи выставил три картины: "Чумацкий тракт в Мариуполе" (ГТГ), "Степь в

цвету" и "Степь вечером" (местонахождение неизвестно). В картине "Чумацкий

тракт" художник изобразил нескончаемый поток обозов, медленно движущихся в

хмурый день по осенней степи. Ощущение холода, сырости усиливается

колористическим решением полотна.

Совсем иные по настроению "Степь вечером" и "Степь в цвету". Художник

утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного

тепла. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне

сложившегося художника. Стремясь расширить знания, Куинджи предпринимает

заграничную поездку. Пребывание за границей, знакомство с искусством

Англии, Франции, Бельгии, Германии обогатило художника яркими впечатлениями

и вместе с тем укрепило уверенность в собственных силах, в верности

избранного пути. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи

представил "Украинскую ночь" (ГТГ).

С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской

ночи... На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием

украинские хатки. Ввысь устремились тополя. Тишина, спокойствие разлиты в

природе. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Для того,

чтобы так естественно и выразительно передать лунное сияние, мерцание

звезд, художнику понадобилось решать сложнейшие живописные задачи. В

картине все построено на виртуозной разработке тональных отношений, на

богатстве цветовых сочетаний. В 1878 году "Украинская ночь" была показана

на Всемирной выставке в Париже. "Куинджи, — писала французская критика, —

бесспорно самый интересный между молодыми русскими живописцами.

Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других".

В 1879 году художник пишет три пейзажа: "Север", "После грозы", "Березовая

роща" (все в ГТГ). Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим

чувством. Картина "Север" продолжала серию северных пейзажей, начатых

"Ладожским озером". В ней Куинджи отошел от изображения определенного

уголка природы. Его полотно — обобщенный поэтический образ Севера,

созданный воображением художника итог раздумий, размышлений о

величественной и суровой природе. Картина "Север" завершала трилогию,

задуманную еще в 1872 году, и была последней из этой серии. На долгие годы

потом Куинджи отдает свои талант воспеванию природы южной и средней полосы

России. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы

пейзаж "После грозы". Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины

"Березовая роща". Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Казалось,

будто само солнце проникло в помещение выставочного зала, освещая зеленую

поляну, играя на белых стволах берез, на ветвях могучих деревьев. Работая

над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию.

От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. В

окончательном варианте нет ничего случайного, "списанного" с натуры.

Передний план погружен в тень — так подчеркивается звучность, насыщенность

солнцем зеленой поляны. Художник сумел, избежав театральности, создать

декоративную картину в лучшем понимании этого слова. Куинджи с огромным

вдохновением воспевает в ней красоту и поэзию природы, ослепительную

яркость солнечных лучей, несущих радость людям.

В 1880 году в Петербурге на Большой Морской (ныне ул. Герцена) была открыта

необычайная выставка: демонстрировалась одна картина — "Лунная ночь на

Днепре" (ГРМ). Она вызвала бурю восторгов. У входа на выставку стояла

огромная очередь.

Мастерство Куинджи в передаче лунного света — результат огромной работы

художника, длительных поисков. Его мастерская была лабораторией

исследователя. Он много экспериментировал, изучал законы действия

дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми

отношениями в самой природе. Упорным, настойчивым трудом достигал Куинджи

виртуозного владения цветом, той композиционной простоты, которые отличают

его лучшие работы.

В 1881 году художник создал картину "Днепр утром" (ГТГ). В ней нет игры

света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью,

внутренней мощью, могучей силой природы. Удивительно тонкое сочетание

чистых золотисто-розовых, сиреневых, серебристых и зеленовато-серых тонов

позволяет передать очарование цветущих трав, бесконечных далей, раннего

степного утра. Выставка 1882 года была последней для художника. Наступили

долгие годы молчания. Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи же

сам объяснял так: "...Художнику надо выступать на выставках, пока у него,

как у певца, голос есть. А как только голос спадет надо уходить, не

показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем

известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать,

что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало

Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи".

По сравнению с десятилетием активного участия на выставках, за остальные

тридцать лет Куинджи сделал сравнительно немного. По воспоминаниям друзей

художника, в начале 1900-х годов Куинджи пригласил их к себе в мастерскую и

показал картины "Вечер на Украине", "Христос в Гефсиманском саду", "Днепр"

и "Березовая роща", которыми они были восхищены. Но Куинджи был недоволен

этими работами и на выставку их не представил.

"Ночное" — одно из последних произведений заставляет вспомнить лучшие

картины Куинджи времени расцвета его таланта. В нем также чувствуется

поэтическое отношение к природе, стремление воспеть ее величавую и

торжественную красоту.

В 1897 году за участие в студенческой забастовке Куинджи был заключен на

два дня под домашний арест и отстранен от профессорства. Но не заниматься с

учениками художник не мог. Он продолжал давать частные уроки, помогал

готовить конкурсные работы.

11 июля 1910 года Архип Иванович Куинджи умер.

Своим искренним и вдохновенным творчеством он прославил русское искусство и

внес ценнейший вклад в его сокровищницу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.