рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Художники передвижники

теплом солнца и свежестью последнего снега, с этой осоловевшей на солнце

покорной лошадкой и с этими тонкими березами в половодье. Пленэр, - да,

конечно, здесь сколько угодно пленэра, но все живописные категории

"умирают" в неотразимом чувстве родины, родных мест.

Какой-то перебор, какое-то чрезмерное нагнетание настроения есть, может

быть, только в той картине, которой сам художник особенно дорожил, - "Над

вечным покоем". Это пейзажное memtnto mori: в огромном небе тревожно и

грозно наплывают тучи над таким маленьким по сравнению с небом, таким

смиренным кладбищем возле деревянной церкви. Об этой картине Левитан писал

Третьякову: "...в ней я весь со всей психикой, со всем моим содержанием".

Левитан прожил всего сорок лет. Он был порывисто-неуравновешенным

человеком, легко ранимым, подверженным приступам тоски, доводившим его до

попыток самоубийства. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться

жизнью. Контрастность его душевных состояний сказывалась на выборе и

трактовке состояний природы: он показывал русскую природу в широком

диапазоне, от сумрачного минора до ясной праздничности. Воля к радости

вспыхнула у него особенно в последние годы, когда он был болен тяжело и

неизлечимо. В дневнике Чехова есть лаконичная запись , помеченная декабрем

1896 года: "У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные

этюды и страстная жажда жизни". В эти годы, нося на груди глину, Левитан

написал самые мажорные свои вещи - "Март", "Озеро в солнечный день",

"Золотую осень". И уже в год смерти, совпавший с последним годом века, -

"Летний вечер". Небольшая по размеру и очень простая по мотиву (дорожка,

околица и лес на горизонте), эта картина написана с замечательной

живописной свободой, широкими мазками, построена на отношениях немногих

тонов, холодных и теплых. Но, как всегда, технику у Левитана не замечаешь.

Вы чувствуете себя мирным путником, идущим из тени навстречу закатному

свету через позолоченные им ворота околицы. И действительно, кажется, что

"там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного,

вечного". Чехов словно предугадал настроение прощальной картины Левитана.

В русской природе, которую Левитан любил превыше всего, ему всегда хотелось

излить свое внутреннее настроение и тревогу, раствориться в ее гармонии,

найти "тихую обитель". Название этой картины - своеобразная черта времени.

Кажется, русское искусство вновь проходило стадию тихого романтизма.

"Вся недолгая творческая жизнь Левитана была наполнена вечными неустанными

поисками. ...Развитие его творчества - это поиски новых и новых образов

русской природы, в которых раскрывались бы все новые ее черты и признаки. А

вместе с этим это была и эволюция самого художнического восприятия природы,

отношения к ней, ее живописной передачи. Это была богатая достижениями

эволюция всего живописного строя искусства Левитана", - пишет в своей

монографии "Левитан. Жизнь и творчество" А. А. Федоров-Давыдов.

Художественное наследие Исаака Левитана огромно, живописные полотна,

акварели, пастели, графика, иллюстрации.

Характеризуя русских пейзажистов, Игорь Грабарь особо выделяет творчество

Левитана: "Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей

настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем

русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие

стороны Сероват", Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей,

смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явйлся

вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного

"левитановским"".

В Петербурге шел трудный и сопряженный с большими издержками процесс

взаимной адаптации позднего передвижничества и позднего академизма,

художественная жизнь Москвы протекала гораздо более ярко, чем в столице.

Здесь развивались свои, московские традиции, заложенные в Училище живописи

и ваяния, здесь был кружок Мамонтова, галерея Третьякова, здесь в последней

четверти века работали и Суриков, и Васнецов, и Поленов и формировалась

плеяда новых молодых талантов. В Москве собственным путем развивалась

пейзажная живопись, подарив русскому искусству несравненного Левитана.

[pic]

Березовая роща

1885-1889

Бумага на холсте

28,5*50

Государственная Третьяковская галерея

[pic]

Вечер на Волге

1889

Холст, масло

115*56

Государственнная Третьяковская галерея

[pic]

Осенний день. Сокольники

1897

Холст, масло

145*189,7

Государственнная Третьяковская галерея

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ

Васнецов Виктор Михайлович [3(15).5.1848, с. Лопьял, ныне Кировской

области, - 23.7.1926, Москва], русский живописец. Учился в Петербурге в

Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского

и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член

Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в

Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых

народных изделий ("Народная азбука" Столпянского, издавалась в 1867; "Тарас

Бульба" Н. В. Гоголя, издавалась в 1874). В 1870-е гг. выступил с

небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в

серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни

мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой

наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества ("С

квартиры на квартиру", 1876, "Военная телеграмма", 1878, - обе в

Третьяковской галерее). В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал

произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок,

посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых

русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился

придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме

воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

Васнецов создал картины "После побоища Игоря Святославича с половцами"

(1880), "Аленушка" (1881), проникнутая искренней поэтичностью, "Иван-

царевич на сером волке" (1889), "Богатыри" (1881-98), исполненные веры в

богатырские силы народа, "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897, все в

Третьяковской галерее). С общей направленностью станковой живописи

Васнецова 1880-1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся

народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке "Снегурочка"

А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и

одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской

опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам Васнецова, - пример

творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического

материала, - оказали большое влияние на развитие русского театрально-

декорационного искусства в конце 19 - начале 20 вв. Пейзажные фоны

произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые

глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической

непосредственностью её восприятия ("Аленушка"), то эпические по характеру

("После побоища Игоря Святославича с половцами"), сыграли важную роль в

развитии русской пейзажной живописи. В 1883-85 Васнецов выполнил

монументальное панно "Каменный век" для Исторического музея в Москве, в

1885-96 - большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях

Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и

эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи,

которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок. Живопись Васнецова в

зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному

художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а

порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший

распространение в России стиль "модерн". Васнецов исполнил также ряд

портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба - в

Третьяковской галерее), иллюстрации к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина

(акварель, 1899, Литературный музей, Москва). По его рисункам сооружены

церковь и сказочная "Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве (под Москвой;

1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время

Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами ("Бой Добрыни

Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", 1918; "Кащей Бессмертный", 1917-26;

обе картины - в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).

[pic]

Алёнушка

1881

Холст, масло

173*121

Государственная Третьяковская галерея

[pic]

Иван Царевич на сером волке

1889

Холст, масло

249*187

Государственная Третьяковская галерея

[pic]

Три богатыря

1879

Холст, масло

245*187,4

Государственнная Третьяковская галерея

[pic]

Царь Иван Васильевич Грозный

1896

Холст, масло

148*241,5

Государственнная Третьяковская галерея

ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ

Серов Валентин Александрович (1865, Петербург - 1911, Москва) - художник.

Родился в семье композитора и музыкального критика А.Н. Серова. Рано

проявив художественные способности, с 1871 Серов брал уроки живописи в

Мюнхене у К. Кеппинга, затем у И.Е. Репина в Париже и в Москве. Репин ввел

Серова в Абрамцевский кружок в имении С. И. Мамонтова, во многом повлиявший

на молодого художника. Занятия в различных гимназиях дополнялись серьезной

подготовкой к поступлению в Академию художеств, студентом к-рой Серов стал

в 1882. Учился главным образом у П.П. Чистякова, но курса не окончил,

покинув Академию художеств в 1885, завершив художественное образование в

музеях Голландии и Италии, оказавших на него огромное влияние. Начав свой

творческий путь как передвижник, Серов шел от натурализма к условности

художественного языка, отдав дань импрессионизму, "Миру искусства", стилю

"Модерн", и во многом определил художественный облик своего времени. Серов

стал широко известен как живописец, рисовальщик, иллюстратор, театральный

художник. От ранних работ - "Девочка с персиками" (1887), "Девушка,

освещенная.солнцем" (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, - Серов

перешел к психологичным, выразительным портретам "К.А. Коровина" (1894),

"Николая II" (1900), "К.П.Победоносцева" (1902), "С.Ю. Витте" (1904), "Ф.И.

Шаляпина" (1905) и др., историческим композициям "Выезд Петра II и

цесаревны Елизаветы Петровны на охоту" (1900), "Петр 1" (1907) и др.,

иллюстрациям к басням И.А. Крылова и др. В 1895 - 1897 преподавала Моск. уч-

ще живописи, ваяния и зодчества. В 1903 был избран действительным членом

Академии художеств, к-рую покинул в 1905 в знак протеста против расстрела

людей 9 янв. 1905. Принимал участие в организации сатирического журн.

"Жупел", в к-ром рисовал полит, карикатуры. В последние месяцы жизни Серов

стремился реализовать свои искания в области монументально-декоративной

живописи. В 1914 была организована посмертная выставка его произведений,

оказавшая огромное влияние на современников.

В. А. Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года в семье известного

композитора А. Н. Серова. С детских лет будущего художника окружала

атмосфера искусства. Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский,

И. Е. Репин. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем

рисования. Редкая наблюдательность и способности к рисованию пробудились у

мальчика рано, а условия, в которых он рос, благоприятствовали развитию

дарования. Сначала он учился у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга,

затем его учителем стал И. Е. Репин, которому, по совету М. М.

Антокольского, В. С. Серова показывала рисунки сына.

И. Е. Репин начинает заниматься с юным Серовым сначала в Париже, а затем в

Москве и в Абрамцеве. После поездки со своим талантливым учеником в

Запорожье Репин в 1880 году направляет его в Академию художеств к

прославленному П. П. Чистякову.

Здесь молодой художник завоевывает уважение, его талант вызывает

восхищение. П. П. Чистяков говорил о Серове, что он еще не встречал в

другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в

искусстве, какая отпущена была природой его ученику. "И рисунок, и колорит,

и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и

композиция - все было у Серова, и было в превосходной степени".

Друзья художника, его современники отмечали драгоценные человеческие

качества его натуры, редкую прямоту и честность.

Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова

в Абрамцеве и Домотканове. Среднерусская природа с рощами, полянами,

оврагами, перелесками, с околицами русских деревень полюбилась художнику с

детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин

и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера,

вдохновил художника на счастливые творческие успехи. В возрасте двадцати

двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали

классическими в русском искусстве.

В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой

"Девочка с персиками" (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет,

хотелось сохранить "свежесть живописи при полной законченности, как у

старых мастеров". В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры

"Девушка, освещенная солнцем" (1888, ГТГ). Вспоминая это время, Мария

Яковлевна Симанович писала: "Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись:

он удачным писанием, а я важностью своего назначения. Он искал нового

способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при

свежести красок. Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не

считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой

погоды. В эти несчастные пропуски он писал пруд" ("Заросший пруд.

Домотканово", 1888, ГТГ). Оба портрета наполнены не только увлеченностью

новой техникой живописи, но и особой одухотворенностью, поэтичностью, что

сразу выделило молодого художника и сделало его известным. За картину

"Девочка с персиками" Серов получил премию Московского общества любителей

художеств, а второй портрет тотчас купил П. М. Третьяков.

В любимом Домотканове были созданы такие произведения, как "Октябрь" (1895,

ГТГ), "Стригуны" (1898, ГТГ), "Баба с лошадью (1898, ГТГ) и многие рисунки

к басням Крылова.

В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Семья была

большой и дружной. Детей В. А. Серов любил нежно и с удовольствием писал

их. Портрет-картина "Дети" (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника

Юра и Саша, рисунок "Сестры Боткины" (1900, ГТГ), портрет Мики Морозова

(1901, ГТГ) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера.

Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: "Написал я в

Костроме два портрета. Совсем портретчиком становлюсь". Тонкий психологизм,

умение увидеть и показать, "коего духа человек перед ним", делают Серова

ведущим портретистом России. В портретах Серова - его современники, разные

по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891,

ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, "золотой глоткой",

жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ),

одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. Лесков

(1894, ГТГ).

Старшая дочь Серова в воспоминаниях об отце писала, с каким творческим

горением работал художник над портретами.

"А вот глаза - глаза взглядывали быстро, с таким напряжением, с таким

желанием увидеть и охватить все нужное ему, что взгляд казался частицей

молнии, как молния, он мгновенно как бы освещал все до малейших

подробностей".

В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. После

написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери

архимиллионеров Морозовых, и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ),

показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в

творчестве художника. Современники говорили, что Серова нередко боялись,

боялись его прозорливости, неподкупных оценок, даже упрекали в том, что он

шаржирует модель. "Никогда не шаржировал, - отвечал он, - что делать, если

шарж сидит в самой модели, чем я виноват? Я только высмотрел, подметил".

В портретах Серова - не разбор отрицательных или положительных свойств

человека, а едкая ирония или остроумие, выраженное в блистательной

эстетической форме. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-

1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем

в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента

Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Особенно

известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по

свидетельству дочери Серова, "все умолял убрать руку, которой он как бы

доставал золотые из кармана".

Серов не имел намерения обличать, он лишь заострял те черты, которые были

порой глубоко спрятаны в натуре и не каждому видны. Когда же человек был

ему приятен, хотя это был и официальный заказ, то под кистью мастера

возникал привлекательный образ: например, 3. В. Юсупова (1902, ГРМ)

обаятельна женственностью и мягкостью, Г. Л. Гиршман (1907, ГТГ) отличается

аристократической тонкостью.

Живописное мастерство, совершенство рисунка Серова необыкновенно высоки.

Полнота эмоционального воздействия произведений художника объясняется

умением найти точные изобразительные средства и в совершенной форме

воплотить многогранную картину жизни. Портрет работы В. А. Серова- "Портрет

Портретыч", как шутя называл этот жанр художник, - не просто талантливое

воссоздание черт индивидуального лица, но -и мир, в котором живет

изображаемый человек.

Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни

художника. Именно в эти годы сформировался облик Серова-гражданина, остро

осознающего социальную несправедливость. В Петербурге Серов стал очевидцем

расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова и это потрясло его...

"Он слышал выстрелы, видел убитых. С тех пор его характер резко изменился -

он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим: особенно удивляли всех его

крайние политические убеждения", - писал о Серове Репин. В знак протеста он

вышел из состава действительных членов Академии художеств. В день

освобождения политических заключенных Серов находился у Таганской тюрьмы,

был в Университете, где строились баррикады, и на похоронах Баумана. В

альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а

затеми картина, исполненная темперой, "Солдатушки, бравы ребятушки, где же

ваша слава?" (1905, ГРМ), "Баррикады, похороны Н. Э. Баумана" (1905, Гос.

музей Революции СССР), острые политические карикатуры, которые разоблачали

Николая II как палача революции: "1905 год: После усмирения", "1905 год.

Виды на урожай 1906 года" (1905, ГТГ).

В эти годы еще больше оттачивается мастерство Серова-рисовальщика. Портреты-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.