рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Процедура заключения международных договоров

ее специализированными учреждениями, освобождает все другие стороны от

обязательства выполнения этой процедуры. Во избежание дублирования

Секретариат ООН обязан ежемесячно публиковать и рассылать всем членам ООН

сообщения о договорах, зарегистрированных или внесенных в реестр за

истекший месяц.

Регистрации подлежат не только сами договоры, но и все относящиеся к

ним документы: поправки, изменения, присоединения, ратификации, оговорки,

декларации, продления, денонсации, приложения, подтверждения. Сюда же

должны быть отнесены как акты о возобновлении международных договоров, так

и сами возобновленные договоры.

Регистрацию не проходят некоторые приложения, носящие сугубо

технический или единовременный характер (список товаров, перечень

предприятий, тарифы и т.п.), а также памятные записки, межведомственные

соглашения, в некоторых случаях обмены нотами и др.

Регистрация должна осуществляться при первой возможности, обычно вскоре

после вступления международного договора в силу и его опубликования каким-

либо государством-участником. Днем регистрации считается день получения

Секретариатом ООН заверенной любым из участников копии договора. О

произведенной регистрации выдается свидетельство за подписью Генерального

секретаря ООН или его представителя. Правила 1946 года предусматривают

кроме регистрации еще так называемое хранение в делах и занесение в

перечень. В Уставе ООН эта процедура не предусмотрена. Она применяется к

международным договорам, которые не входят в число подлежащих обязательной

регистрации, а именно:

1. договоры, переданные государством, не являющимся членом ООН;

2. договоры, переданные государством — членом ООН, заключенные до

вступления в силу Устава этой организации и не включенные в «Сборник

договоров Лиги наций»;

3. договоры, заключенные ООН или ее специализированными учреждениями.

Таким образом, принятие на хранение и занесение в перечень являются по

существу добровольной формой регистрации договоров.

Вопрос о регистрации решают в первую очередь договаривающиеся

государства, за исключением случаев регистрации ex officio, которую

осуществляет Генеральный секретарь ООН и, в определенных случаях,

специализированные учреждения ООН. Иначе говоря, без согласия

государств—участников международного договора регистрация не может иметь

места.

В практике государств встречаются различные виды регистрации

международных договоров:

1. Односторонняя регистрация, то есть производимая одним из участников

договора. Это наиболее часто встречающийся и нормальный случай.

2. Повторная регистрация, когда уже зарегистрированный договор снова

передается на регистрацию другим участником. По нашему мнению, эта

процедура является излишней – если договор уже зарегистрирован, нет

никакой необходимости делать это снова.

3. Совместная регистрация. Она может иметь место в случаях, когда у

международного договора несколько депозитариев, по соглашению между

ними. Совместно, например, регистрировали СССР, США и Великобритания

Договор о запрещении испытаний ядерного оружия от 5 августа 1963 г.

Иногда совместная регистрация применяется и при одном депозитарии

многостороннего договора, и даже в случаях двусторонних договоров.

Так, многосторонний мирный договор с Италией 1947 года был совместно

зарегистрирован Советским Союзом (депозитарий) и Францией. Протокол

1963 года о продлении срока действия советско-чехословацкого

Договора 1943 года о дружбе, взаимопомощи и послевоенном

сотрудничестве СССР зарегистрировал совместно с

Чехословакией[lxxvi].

4. Совместную и повторную регистрацию следует отличать от двойной

регистрации, когда один и тот же международный договор

регистрируется в двух международных организациях. Дело в том, что

уставы ряда международных организаций предусматривают регистрацию в

секретариатах этих организаций, помимо ООН (см. , например, Уставы

МАГАТЭ, МОТ, ИКАО, Лиги арабских государств). Во всех этих случаях

она осуществляется в соответствии с принятыми в этих организациях

правилами. В отличие от ст.102 Устава ООН, эти правила не содержат

положений о последствиях неисполнения регистрации. Имеются и другие

особенности. Например, правила ИКАО 1949 года предусматривают

регистрацию и таких соглашений, участники которых не являются

субъектами международного права (юридические и даже физические

лица).

Регистрация здесь не всегда предполагает опубликование договоров,

издание специальных сборников, что снижает ее значение.

Что касается регистрации в Секретариате ООН, то после этой процедуры

или занесения в перечень международных договоров он должен их в кратчайший

срок опубликовать.

Следует подчеркнуть, что регистрация, внесение в перечень и

опубликование в сборниках ООН того или иного акта не придают ему сами по

себе характера международного договора, о чем специально оговаривается в

примечании к каждому сборнику. И действительно, там встречаются

односторонние акты, заявления и нотификации, имеющие международно-правовое

значение, но не являющиеся соглашениями, например заявления о признании

обязательной юрисдикции Международного Суда ООН, о присоединении к

договору, денонсации и т.д. Нерегистрация не делает международный договор

недействительным.

При кодификации права международных договоров о Комиссии международного

права и на Венской конференции институт регистрации получил дальнейшее

развитие. Статья 80 Венской конвенции распространяет на всех ее участников

обязанность регистрации. Кроме того, после принятия поправки Белорусской

ССР на Венской конференции эта статья содержит упоминание не только о

регистрации и опубликовании, но и о хранении в делах и занесении в перечень

международных договоров, независимо от членства в ООН. В ней нет ссылок,

как было в проекте, на правила Генеральной Ассамблеи ООН, которые нечленов

ООН ставят в неодинаковое положение в отношении регистрации по сравнению с

членами ООН.

В связи с установлением института регистрации возникает вопрос о том, с

какого момента международный договор вступает в силу – с момента его

подписания или ратификации, или же с момента его регистрации в Секретариате

Организации Объединенных Наций. Этот вопрос ставился после создания Лиги

Наций, он ставится и теперь, в период деятельности ООН, и делаются попытки

как-то решить его.

Даются в основном два решения данного вопроса. Большинство американских

юристов склонно считать, что регистрация или отсутствие таковой не влияет в

какой-либо степени на силу международного договора. Такого взгляда, в

частности, придерживается Ч.Хайд в своём «Курсе международного права», где

автор делает вывод, что момент возникновения прав и обязанностей по

международному договору связывается с актом его регистрации.

В отечественной юридической литературе нет работ или статей,

посвященных определению правовых последствий регистрации международного

договора.

В учебнике 1957 г. издания отмечается, что по смыслу статьи 18 Устава

Лиги Наций регистрация является «непременным условием для придания им

(договорам) бесспорной юридической силы» Отсюда можно сделать вывод о том,

что международный договор приобретает юридическую силу только с момента

регистрации[lxxvii].

Что касается статьи 102 Устава ООН, то в учебнике излагаются только ее

постановления, без указания на то, какое юридическое значение имеет

регистрация договоров Нам представляется, что с теоретической точки зрения

регистрация международных договоров в Секретариате ООН не имеет никакого

отношения к вопросу о вступлении в силу международного договора.

Как следует из истории возникновения института регистрации

международных договоров, последний появляется как определенная реакция на

участившиеся в практике государств случаи тайных договоров и соглашений,

носящих неправомерный и грабительский характер. Поэтому основная цель

регистрации — это, во первых, довести содержание договора до сведения

международной организации по поддержанию мира и безопасности народов и, во-

вторых, сделать его достоянием широкой общественности. В этой связи

регистрация международного договора неразрывно связана с его публикацией

Отсюда регистрация выступает как акт обнародования международного договора,

придания ему характера доступности, исключающей тайность его постановлений

В этом отношении регистрация имеет много общего с институтом публикации

международных договоров, который существует во внутригосударственных

правовых системах, так как и в обоих случаях гласность выступает в качестве

моральной силы, обеспечивающей должное уважение к правовой норме.

Однако регистрация не имеет отношения к вступлению договора в силу и по

другим, не менее веским основаниям.

Известно, что заключение договора практически выступает как акт

суверенной воли государств. Сами государства – участники соглашения

определяют и содержание договора во всех его деталях, и дату вступления

договора в силу, и срок окончания действия договора. По этим причинам,

например, и акт ратификации и отказ от нее выступают как проявление

суверенной воли государства.

Следовательно, только государства-участники правомочны либо принять

условия договора и придать ему юридическую силу, либо отказаться от этих

условий и отклонить договор в целом Что касается регистрации, то здесь не

решается вопрос принять или отклонить договор, так как предполагается, что

этот вопрос уже решен договаривающимися государствами.

Таким образом, заключение договора, придание ему юридической силы

входят целиком и полностью в компетенцию государств-контрагентов.

Регистрация совершается, когда договор уже вступил в силу в установленном

сторонами порядке. Она выступает как мера контроля международной

организации по обеспечению мира и безопасности за договорной практикой

отдельных государств с таким расчетом, чтобы эта практика не подрывала

целей и принципов Организации Объединенных Наций.

Из всего этого можно сделать вывод, что незарегистрированный договор,

если он принят с соблюдением конституционных процедур и соответствует

основным принципам международного права, действителен, как и договор

зарегистрированный. На незарегистрированный договор стороны не вправе

ссылаться в органах ООН, если он заключен после принятия Устава ООН. На

договоры, заключенные до принятия Устава, правило статьи 102 не

распространяется, поскольку данная статья не имеет обратной силы. На

государства, не являющиеся членами ООН, правовая обязанность регистрации

международных договоров не распространяется, хотя им, очевидно, нельзя

отказать в регистрации, если они по желают это сделать).

ФЗ «О международных договорах РФ» предусмотрена единая государственная

система регистрации и учёта международных договоров, которая осуществляется

правительственным департаментом.

В департаменте договоры регистрируются и учитываются по двум основным

категориям: многосторонние и двусторонние. Соответственно ведется картотека

регистрации и учета многосторонних и двусторонних договоров.

На каждый многосторонний договор с участием России оформляется

специальная карточка. В ней указываются учетный номер договора, количество

его участников, название договора, дата и место подписания, депозитарий,

условия вступления в силу, дата вступления в силу, срок действия, дата

подписания Россией, дата вступления в силу для России, сведения о

выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в

силу, данные об опубликовании договора и его регистрации в той или иной

международной организации, если таковая имела место. В карточке приводится

также полный список участников договора с указанием даты подписания, даты

сдачи на хранение документа о ратификации, принятии, присоединении,

правопреемстве и т.п., даты сдачи документа о денонсации.

На каждый двусторонний договор также оформляется специальная карточка.

В ней указываются учетный номер договора, название договора, место и дата

его подписания, лица, подписавшие договор за Российскую Федерацию

(Правительство Российской Федерации) и за иностранное государство

(правительство), приводятся данные о ратификации договора (если она

требуется) и обмене ратификационными грамотами, об утверждении договора

(если оно требуется), о вступлении в силу, сроки действия, а также сроки

для заявления о продлении или денонсации, указываются условия продления

договора. Приводятся также данные о публикации.

В настоящее время проводится работа по переводу картотеки двусторонних

и многосторонних договоров в электронную базу данных.

Учитывая, что Россия является государством-продолжателем СССР (см. п. 3

ст.1 Закона), в картотеку включены данные о договорах, заключенных СССР, по

которым Россия продолжает осуществлять права и выполнять обязательства.

При этом в отношении многосторонних договоров в силу своего качества

государства-продолжателя Россия заменила СССР автоматически.

Действительность каждого данного договора для России не подтверждалась и не

нуждается в дополнительном подтверждении. Характерно, что датой участия

России в этих договорах считается дата их вступления в силу для СССР.

В силу принципа продолжения Россией прав и обязательств по

международным договорам, для двусторонних договоров презюмируется их

действительность в отношениях между Россией и иностранным государством,

заключившим договор с СССР. Вместе с тем очевидно, что ряд ранее

заключенных СССР договоров не может применяться в связи с изменившимися

обстоятельствами (например, объект договора может находиться вне территории

России, договор не отвечает нынешним экономическим реалиям либо нуждается в

пересмотре). С целью уточнения договорной основы двусторонних отношений в

МИД России проводится работа по инвентаризации двусторонних договоров,

заключенных СССР. Объем этой работы очень велик, учитывая, что СССР к

1991 г. имел более 15 тыс. двусторонних договоров.

Согласно ст.27 Закона регистрация международных договоров РФ в

международных организациях осуществляется на основании ст.102 Устава ООН.

§3. Опубликование международных договоров.

В то время как регистрация является делом прежде всего сторон

международного договора, обязанность опубликования международных договоров

целиком возложена на Секретариат Организации Объединенных Наций.

Согласно ст.102 Устава ООН, Секретариат обязан опубликовать всякий

договор и международное соглашение.

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 97/1 и ст.10 правил

эта обязанность распространена и на договоры и соглашения, хранящиеся в

делах и внесенные в перечень.

В меморандуме Секретариата относительно регистрации и опубликования

договоров и международных соглашений указывалось: «В целях удобства

пользования документами, подлежащими опубликованию Организацией

Объединенных Наций, Подкомитет считает желательным, чтобы

зарегистрированные акты и акты, хранимые в делах и занесенные в Перечень,

публиковались в одной и той же серии».

Опубликование договоров и других международно-правовых документов

происходит в «Сборниках договоров ООН».

В большинстве своем они состоят из двух частей: в первой — публикуются

договоры и соглашения, зарегистрированные в соответствии со ст.102 Устава

ООН, а также ст.1 и 4 правил 1946 года; во второй—договоры, принятые на

хранение и занесенные в перечень (т. е. не подлежащие обязательной

регистрации) в соответствии со ст.10 правил.

Дополнительные документы, приложения, а также сведения о ратификации,

обмене ратификационными грамотами, подписании, изменениях содержания

договора, помещенные в первой части, публикуются в приложении А, помещенные

во второй части — в приложении В, под номером договора, к которому они

относятся.

Приложение С содержит договоры, а также соответствующие дополнения к

ним, зарегистрированные Секретариатом Лиги наций и не вошедшие в ее

сборники.

С 1920 по 1946 год Секретариат Лиги опубликовал 205 томов, содержащих

4834 международных договора.

Секретариат Организации Объединенных Наций с 1947 по 1979 год

опубликовал более 900 томов «Сборников договоров ООН», содержащих свыше 14

тыс. договоров и соглашений. К 1979 году в ООН было зарегистрировано и

внесено в перечень более 15 тыс. договоров.

В соответствии со ст.12 правил регистрации договоров «в кратчайший срок

Секретариат опубликовывает в виде серии сборников все договоры или

международные соглашения, зарегистрированные или хранящиеся в делах и

занесенные в Перечень», на языке или языках подлинника вместе с переводами

на английский и французский языки.

Согласно п. 2 ст.12 правил, Секретариат сообщает при опубликовании

следующую информацию: номер в порядке регистрации или занесения в перечень,

дату регистрации договора стороной или специализированным учреждением ООН,

а также день и порядок вступления договора в силу для каждой стороны.

В связи с этим в меморандуме Секретариата указывалось, что

опубликование какой-либо дополнительной информации, добровольно

представленной любым государством, должно быть оставлено на усмотрение

Секретариата.

Вопрос об опубликовании поднимался Шестым комитетом на II, III, IV, V,

IX и Х сессиях Генеральной Ассамблеи ООН во время обсуждения докладов

Генерального секретаря о регистрации и опубликовании договоров и

международных соглашений. В дискуссиях внимание было обращено главным

образом на вопросы о сроках опубликования и правильности переводов.

При обсуждении доклада Генерального секретаря на III сессии о

регистрации договоров и международных соглашений все согласились с тем, что

они должны опубликовываться в кратчайший срок, и установили для этого в

качестве общего правила срок в течение шести месяцев после регистрации.

Такое отношение к вопросу вполне логично, так как если опубликование

договоров будет производиться с большим опозданием, то они будут

представлять только исторический интерес.

На III сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция 254/111,

в которой предусматривалась необходимость «опубликования договоров и

международных соглашений в возможно короткий срок», и Генеральному

секретарю было поручено «принять все необходимые меры к тому, чтобы

зарегистрированные договоры или соглашения опубликовывались с наименьшей

задержкой и чтобы переводы достигали возможно высокой степени правильности

и точности[lxxviii]».

Эти вопросы обсуждались и на последующих сессиях Генеральной Ассамблеи

ООН. В частности, возникал вопрос об опубликовании приложений к

международным договорам. Правильное его решение может быть найдено исходя

из характера приложений: являются они неотъемлемой частью договора или нет.

В первом случае их опубликование необходимо. Как отмечалось на Х сессии

Генеральной Ассамблеи ООН, есть приложения, имеющие существенное значение

для правильного понимания самого договора, где, например, излагается

принятое участвующими сторонами толкование постановлений договора или

содержатся дополнительные обязательства участвующих сторон, условия, от

которых зависит действие постановлений данного соглашения, и пр.

Само собой разумеется, что опубликование таких приложений имеет столь

же важное значение, как и опубликование самого соглашения. Однако некоторые

приложения, несомненно, не имеют существенного значения для правильного

понимания основного документа. К их числу относятся, например, различные

формуляры, прилагаемые к почтовым и таможенным соглашениям, имеющим

ограниченное применение; списки товаров, прилагаемые к краткосрочным

двусторонним коммерческим договорам, с указанием рода и количества товаров,

подлежащих обмену между договаривающимися сторонами, причем иногда даже с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.