рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Процедура заключения международных договоров

оговорки, заявленной другими участниками Что же касается отношения

остальных участников конвенции к оговоркам, заявляемым при присоединении,

то, если речь идет о договоре, не вступившем в силу, и если, следовательно,

могут быть еще другие присоединения, вопрос о презумпции согласия решается

так же, как и в рассмотренных выше случаях.

В случаях заявления оговорки к договору, открытому для присоединений,

согласие сторон, уже являющихся его участниками, с оговоркой презюмировать,

разумеется, нельзя.

Допустимость оговорки с точки зрения ее содержания.

В связи с изучением вопроса об оговорках необходимо установить, что

может быть признано оговоркой «существенной» и что—оговоркой «не

существенной».

Прежде всего вызывает возражение сама терминология. Любая оговорка

существенна, иначе она не заявлялась бы. Еще менее удачным является

выражение «второстепенная оговорка», употребляемое некоторыми

авторами[lxxi].

Правильнее было бы говорить о «допустимой» и «недопустимой» оговорках,

поскольку это более определенно передает смысл, который вкладывается в эти

понятия.

Что же представляют собой «допустимая» и «недопустимая» оговорки ?

Найти тут какой-либо критерий очень трудно Представляется правильным

лишь установить, что допускаются только те оговорки, которые не

противоречат самой цели конвенции. В этом случае возникает необходимость

разделения постановлений конвенции на две категории—составляющие и не

составляющие ее предмет и цель. Даже если исходить из предположения, что

такое разделение (теоретически вполне возможное, а на практике весьма

маловероятное) проведено, всё же очень трудно найти какое-либо иное

основание для такого различия, кроме основания субъективного.

Действительно, если государство А делает оговорку, которую государство

В считает соответствующей, а государство С – не соответствующей предмету и

цели конвенции, то обычно нет никакого объективного мерила, при помощи

которого можно было бы установить, кто же прав.

Возможность обращения в Международный Суд сути дела не меняет хотя бы

потому, что возможностью этой могут не воспользоваться.

Даже в том случае, если конвенция предусматривает юрисдикцию

Международного Суда по спорам о толковании или применении ее постановлений

и кто-либо из участников обратится в Суд, может возникнуть ряд

дополнительных юридических затруднений и проблем.

Очевидно, что никак не следует смешивать оговорки к определенной статье

конвенции с оговорками общего характера, которые становятся иногда просто

заявлениями о том, что государство, сделавшее такую оговорку, может

уклониться от необходимости соблюдать договор.

Таким примером может служить оговорка Великобритании к пакту Бриана —

Келлога о том, что запрет войны может не распространяться на местности, в

которых данное государство жизненно заинтересовано; сюда же следует отнести

оговорки, в которых государство заявило бы, что действие заключаемой

конвенции не прекращает применения расходящихся с ней законов этого

государства. Совершенно абсурдной была бы любая оговорка к статье I

Конвенции о геноциде

С этой точки зрения, очевидно, будет неправильным считать

«недопустимой» оговорку, направленную главным образом на ограждение той

политики, тех принципов, которые хотя и не обязательно являются объектом

отдельных положений конвенции, но тем не менее этими постановлениями могут

быть затронуты (Такова, например, оговорка СССР к ст.IX Конвенции о

геноциде, касающаяся вопросов, связанных с юрисдикцией Международного

Суда).

Особый характер оговорки неизменности обстоятельств.

Одной из проблем, имеющих принципиально важное значение как для

международного, так и для гражданского права, является оговорка

неизменности обстоятельств.

Оговорка неизменности обстоятельств существенно отличается от того, что

принято называть оговоркой к договору. Она не является формальным

заявлением государства или актом государственной власти, которым

государство придает отдельным положениям договора или всему договору в

целом особый, определенный смысл.

Это — молчаливая договоренность о том, что соглашение остается в силе,

пока будет неизменным порядок вещей, послуживший основой для заключения

этого соглашения. Форма такой договоренности обусловлена не тем, что

стороны были в принципе за бесконечно долгое, не зависящее от внешних

условий соблюдение правила pacta sunt servanda, a тем, что ни один

составитель договора не в состоянии предусмотреть все события, которые

могут произойти в будущем и в корне изменить обстановку

Сам термин «оговорка» может быть применен в данном случае с большой

натяжкой. Правильнее было бы говорить не об оговорке (фр. reserve, англ.

reserve), а об «условии неизменности обстоятельств», тем более что слово

clausula (фр. clause) переводится именно как «условие», но отнюдь не как

«оговорка».

Глава 5. Регистрация и официальное опубликование международных договоров.

§1. Депозитарий многосторонних договоров.

Под термином «депозитарий» понимается хранитель оригинального текста

многостороннего договора и всех относящихся к нему документов (заявлений,

оговорок, деклараций о присоединении, денонсации и т.д.). Однако, как мы

увидим, функции депозитария не ограничиваются одним только хранением

договора, а носят более разнообразный характер.

Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная

организация или главное исполнительное должностное лицо такой организации.

Так, Генеральный секретарь ООН осуществляет функции депозитария целого ряда

многосторонних договоров, заключенных в рамках Организации Объединенных

Наций, еще раньше — Лиги наций.

Депозитарий определяется обычно участвующими в переговорах

государствами или в самом договоре, или каким-либо иным порядком. Обычно им

назначается государство, на территории которого состоялась международная

конференция, разработавшая и принявшая данный договор, или компетентный

орган международной организации, если договор был принят в рамках

организации.

Депозитарий играет важную роль в нормальном функционировании

многостороннего договора. Это объясняется особенностями и характером его

прав и обязанностей как по отношению к самому международному договору, так

и по отношению к участвующим или присоединяющимся к нему государствам. В

связи с трудностями, которые встречаются на этом пути, появилась практика

назначения нескольких депозитариев одного многостороннего договора. Так, в

Договоре 1963 года о запрещении испытаний ядерного оружия, в Договоре о

нераспространении ядерного оружия и некоторых других—три равноправных

государства-депозитария: СССР, США и Великобритания.

В целях более четкого осуществления своих функций государства-

депозитарии, когда их несколько, согласовывают свои действия. Они

информируют друг друга о правовом статусе многостороннего договора, числе

государств-участников, присоединениях новых государств, согласовывают день

открытия договора для подписания. Так, по согласованию между СССР, США и

Великобританией—депозитариями Конвенции о запрещении разработки,

производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и

токсинного оружия и об их уничтожении, одобренной на XXVI сессии

Генеральной Ассамблеи ООН, конвенция была открыта одновременно для

подписания 10 апреля 1972 г. в трех столицах государств-депозитариев:

Москве, Вашингтоне и Лондоне.

Нужно, однако, отметить, что опыт сотрудничества депозитариев изучен

еще недостаточно. Возможно, практика назначения нескольких депозитариев по

мере все более прочного укоренения принципа универсальности общих

международных договоров постепенно сойдет на нет. В общих многосторонних

договорах, заключенных в последние годы и открытых для участия всех

государств, назначается один депозитарий, например, в Конвенции о

запрещении военного или любого иного враждебного использования средств

воздействия на природную среду от 18 мая 1977 г. Права и обязанности

депозитария часто определяются в самом многостороннем договоре. Практика

заключения все большего числа многосторонних договоров в XX веке привела к

определенной унификации функций депозитария, определила обычный круг его

прав и обязанностей. Он был довольно полно очерчен и обобщен Комиссией

международного права ООН при кодификации права международных договоров и

затем зафиксирован в Венской конвенции о праве международных договоров

(ст.77), где устанавливается, что функции депозитария состоят, в частности:

> в хранении подлинного текста договора и всех переданных депозитарию

полномочий;

> в подготовке заверенных копий с подлинного текста и подготовке любых

иных текстов договора на таких других языках, которые могут быть

предусмотрены договором, а также в препровождении их участникам и

государствам, имеющим право становиться участниками договора;

> в получении любых подписей под договором и получении и хранении

документов, уведомлений и сообщений, относящихся к нему;

> в изучении вопроса о том, находятся ли подписи, документы,

уведомления или сообщения, относящиеся к договору, в полном порядке

и надлежащей форме, и, в случае необходимости, в доведении этого

вопроса до сведения соответствующего государства;

> в информировании участников и государств, имеющих право становиться

участниками договора, о документах, уведомлениях и сообщениях,

относящихся к договору;

> в информировании государств, имеющих право становиться участниками

договора, о том, когда число подписей, ратификационных грамот или

документов о принятии, утверждении, или присоединении, необходимое

для вступления договора в силу, было получено или депонировано;

> в регистрации договора в Секретариате Организации Объединенных

Наций;

> в выполнении функций, предусмотренных другими положениями настоящей

конвенции.

Анализ этих прав и обязанностей показывает, что функции депозитария

носят чисто административный, исполнительный, но не политический и не

судебный характер.

Функции государства — депозитария многостороннего договора нужно строго

отграничить от прав и обязанностей этого государства как участника данного

договора.

В Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров (ст.76)

прямо говорится, что «функции депозитария договора являются международными

по своему характеру, и при исполнении своих функций депозитарий обязан

действовать беспристрастно». И далее идет очень важное положение, которое

было включено в эту статью на Венской конференции по предложению

Белорусской ССР и Монгольской Народной Республики «В частности, тот факт,

что договор не вступил в силу между некоторыми участниками или что возникло

разногласие между государством и депозитарием, касающееся выполнения

функций этого последнего, не влияет на эту обязанность[lxxii]».

В случае возникновения любого разногласия между каким-либо государством

и депозитарием относительно выполнения функций последнего депозитарий

ограничивается тем, что доводит этот вопрос до сведения подписавших договор

и договаривающихся государств, либо в соответствующих случаях, до сведения

компетентного органа заинтересованной международной организации (п. 2 ст.77

Венской конвенции).

Депозитарий не должен нарушать своих функций или превышать их. Так,

принимая документы, содержащие оговорки или возражения против них,

депозитарий не вправе давать обязательное правовое толкование им, в

частности, решать вопросы о действительности оговорок. Все документы он

должен незамедлительно направлять всем участникам договора. Также не дело

депозитария быть арбитром или судьей в споре о действительности

ратификации, денонсации или присоединения к договору, сделанных тем или

иным государством. Он не вправе определять круг участников международного

договора, а также решать вопрос или тем более препятствовать вступлению

международного договора в силу.

Государство может, конечно, высказывать свое мнение по всем этим

вопросам, в том числе в отношении документов о присоединении, об оговорках

и т.п. , но только как участник данного договора наравне с другими его

участниками, а не как депозитарий. Функции последнего не дают ему

привилегий в этом отношении, в частности права, обязательного для других

государств — участников толкования, навязывания им своего мнения по

указанным документам и самому международному договору. Факт непризнания

депозитарием государства, заявившего о своем желании присоединиться к

договору, не может влиять на выполнение депозитарием своих функций.

Мнение депозитария по всем спорным вопросам, связанным с присоединением

новых государств к договору, юридическими последствиями оговорок,

вступлением договора в силу, подсчетом подписей и т.д. , носит

предварительный характер, и окончательное решение по ним принадлежит

участникам договора.

Все сказанное не означает, что функции депозитария ограничиваются ролью

«почтового ящика». Беспристрастность действий депозитария, о которой

говорит ст.76 Венской конвенции, не означает, что депозитарий не должен

реагировать, когда документы о присоединении, ратификации и т.д. составлены

в явное нарушение общепринятых норм международного права. Как справедливо

подчеркивают В. Пехота и Н. Н. Ульянова, депозитарий несет ответственность

за правильное составление указанных документов и вправе отказать в их

принятии, если они составлены в нарушение основных принципов международного

права[lxxiii]. Так, в 1964 году Советский Союз как депозитарий Московского

договора о запрещении испытаний ядерного оружия отказался принять

ратификационную грамоту ФРГ ввиду того, что она была составлена в нарушение

общепризнанных норм международного права: в ней делалась попытка выступать

от имени всей Германии.

Согласно ФЗ «О международных договорах РФ» подлинники двусторонних

международных договоров (межгосударственных и межправительственных)

хранятся в Историко-документальном департаменте МИД России. Если речь идет

о подписанном договоре, на хранение сдается текст как на русском языке, так

и на языке государства-контрагента (российский альтернат). Вместе с текстом

договора хранятся полномочия лица, подписавшего договор от имени

иностранного государства или его правительства. Если договор имеет

приложения, они сдаются на хранение вместе с текстом договора. Также вместе

с текстом договора хранятся приложенные к нему при подписании письменные

заявления (если таковые имеются). Если договор подлежит ратификации, вместе

с его текстом хранятся грамоты о ратификации договора государством-

контрагентом.

Подлинники многосторонних договоров, как правило, находятся у

депозитариев. Если депозитарием является Правительство Российской

Федерации, то подлинник договора хранится в Историко-документальном

департаменте МИД России. Если у договора иной депозитарий, то на хранение в

Историко-документальный департамент сдаются заверенные копии или

официальные переводы договора, полученные от депозитария. Переписка,

относящаяся к данному договору, хранится в Правовом департаменте МИД

России.

Заверенные копии межведомственных договоров хранятся в Правовом

департаменте МИД России.

Во исполнение функций депозитария многосторонних договоров МИД России

осуществляет следующие действия:

> хранит подлинный текст договора и полномочия подписавших его лиц;

> направляет государствам-участникам, а также государствам, которые

имеют право стать участниками договора, заверенные копии с его

подлинного текста;

> обеспечивает подписание договора государствами, желающими стать его

участниками;

> получает и хранит документы, уведомления и сообщения, относящиеся к

договору;

> информирует участников, а также государства, имеющие право стать

участниками договора, о документах, уведомлениях и сообщениях,

относящихся к договору;

> информирует участников договора о его вступлении в силу, а также о

подписаниях, сдаче на хранение ратификационных грамот или документов

о присоединении;

> обеспечивает регистрацию договора в Секретариате ООН. Переписка по

вопросам, связанным с осуществлением функций депозитария, ведется,

как правило, по дипломатическим каналам.

§2. Регистрация международных договоров.

Хотя регистрация и опубликование не входят в процесс заключения

международных договоров, они тесно связаны с ним.

Регистрация – это правовой акт государств, Секретариата ООН или другой

международной организации, который заключается в том, что международные

договоры, вступившие в силу и переданные в Секретариат для регистрации,

заносятся в регистр или направляются для хранения в делах и занесения в

перечень с целью опубликования и доведения их содержания до сведения всех

государств.

Уже в ст.18 Устава Лиги наций предусматривалась обязанность государств

— членов Лиги регистрировать, а следовательно, предавать гласности под

страхом лишения обязательной силы заключаемые ими международные договоры.

На Секретариат Лиги возлагалась обязанность регистрировать и при первой

возможности публиковать эти договоры.

В меморандуме, одобренном Советом Лиги наций 19 мая 1920 г. ,

отмечалась важность принципа гласности международных договоров как одного

из источников их моральной силы, укрепления вытекающих из них прав и

обязательств и важного средства общественного контроля. Правда, меморандум

ограничивал обязанность регистрации договорами, которые были заключены

после вступления в силу Устава Лиги наций, то есть после 10 января 1920 г.

, но уполномочивал Секретариат Лиги регистрировать и ранее заключенные

договоры с согласия договаривающихся сторон, даже если они в данный момент

не являются членами Лиги наций[lxxiv].

И все же официальное международно-правовое признание принципа гласности

международных договоров, зафиксированное в Уставе Лиги наций и других

международных актах, явилось важным шагом в демократическом развитии права

международных договоров.

Впоследствии этот принцип был подтвержден и развит в Уставе ООН,

Венской конвенции о праве международных договоров и других международно-

правовых документах. Согласно ст.102 Устава ООН, «всякий договор и всякое

международное соглашение, заключенные любым Членом Организации после

вступления в силу настоящего Устава, должны быть, при первой возможности,

зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы».

В соответствии с этой статьей Генеральная Ассамблея ООН в резолюции от

14 декабря 1946 г. утвердила Правила о регистрации и опубликовании

международных договоров. В них указывается, что регистрации подлежат все

договоры или международные соглашения, независимо от их формы и

наименования, заключенные после вступления в силу Устава ООН, то есть после

24 октября 1945 г. Однако резолюция Генеральной Ассамблеи по вопросу о

регистрации договоров от 10 февраля 1946 г. рекомендовала членам ООН

передать для хранения Генеральному секретарю и опубликования договоры,

заключенные до вступления в силу Устава ООН и не включенные в сборники Лиги

наций. Некоторые из них были включены в сборники договоров ООН[lxxv].

В тех случаях, когда в международном договоре стороной является ООН или

в самом договоре устанавливается, что ООН уполномочивается произвести

регистрацию (обычно договоров, заключенных в рамках ООН), или если ООН

является депозитарием договора, обязанность его регистрации ex officio

лежит на ООН. Регистрация в определенных случаях может производиться

специализированным учреждением ООН (ст.4 правил). Согласно общему

положению, регистрация многосторонних договоров производится их

депозитарием (ст.80 Венской конвенции).

Регистрация договора, произведенная одной из его сторон, самой ООН или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.