рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правоведение

2. Действия исполнительной власти многоплановы, они направлены и на

создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий

деятельности граждан, коммерческих и некоммерческих организаций,

предпринимательства. Но не предполагают непосредственное вмешательство

государственных органов в производственную или финансовую деятельность,

протекающую в рамках закона. Реализуется исполнительная власть через:

. нормативное регулирование путем установления общих правил (например,

налогового законодательства),

. путем его оперативной корректировки в соответствие с реальными задачами

(например, ставки налогов могут корректироваться путем изменения

законов),

. контроль за исполнением правовых норм, регулирующих отношения в этой

сфере (например, контроль за деятельностью коммерческих банков

осуществляет ЦБ РФ),

. государственную защиту прав и интересов участников общественных

отношений,

. координацию и общее направление их деятельности,

. содействие ее успешному осуществлению,

. определение приоритетов (например, в сфере производства на каком-то этапе

становится приоритетным производство продуктов питания или средств

производства),

. государственные контракты (например, аэрокосмическая промышленность

развивается через государственные контракты),

. регистрацию (все коммерческие и производственные организации, как и

остальные, подлежат регистрации в органах исполнительной власти на уровне

РФ или ее субъектов или органов местного самоуправления),

. лицензирование (для осуществления многих видов деятельности необходимо

иметь лицензию, например на производство или торговлю медикаментами).

Являясь органами, обшей компетенции Президент, Правительство РФ и

исполнительные органы субъектов, выполняют задачи, функции и полномочия по

руководству экономикой, социально-культурной и иной деятельности в

территориальном, межотраслевом и отраслевом аспектах. Президент РФ,

соблюдая Конституцию и федеральные законы вправе решать различные вопросы

по организации и управлению в различных сферах деятельности. И хотя его

полномочия неконкретизированы в этой области, на практике он издает

правовые акты по самым разнообразным вопросам. В отличие от законодательной

и судебной власти, органы которых работают в автономном режиме, подчиняясь

только закону, исполнительная власть на разных уровнях работает "в

системе". То есть с определенной административной субординацией и

последовательностью принятия решений, что позволяет осуществлять

управленческие функции и проводить в жизнь принимаемые решения.

3. Если законодательная и исполнительная власти возлагаются Конституцией

на определенные органы власти, то судебная власть возложена на всю

совокупность судебных органов от самых низовых (районных судов) до

верховных. Роль судебной власти заключается в обеспечении господства права.

Судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным

конституционным законом. Существует конституционное, гражданское, уголовное

и административное судопроизводство. Органы судебной власти —

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие

федеральные суды и суды субъектов федерации. Органы правосудия образуют

единую судебную систему РФ. Все судебные органы в регионах подчиняются

соответствующим федеральным органам. Даже финансирование судов всех уровней

осуществляется только из федерального бюджета. Но в отличие от

исполнительной власти, органы судебной власти в сфере осуществления

правосудия работают в автономном режиме, подчиняясь только закону. В

соответствии с Конституцией судьи несменяемы.

По своему статусу к федеральным судам относятся Конституционный Суд

РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно ст.5 Конституции

РФ свое законодательство имеют: республики, края, области, города

федерального значения, автономные области и автономные округа. На этом

уровне возможно образование так называемых местных судов, которые

руководствуются не только федеральными законами, но и региональными.

Возможны мировые и окружные суды, действующие в качестве судов первой

инстанции. В переходный период пока сохраняется ныне действующая судебная

система: Верховный Суд РФ, Верховные суды республик в составе Федерации,

краевые, областные, городские суды, суды автономных областей и автономных

округов, районные (городские) народные суды, военные суды. Все они, кроме

военных судов относятся к судам общей юрисдикции. Конституцией запрещено

образование чрезвычайных судов, т.е. никто не может быть лишен права на

рассмотрение его дела в суде, в ведение которого оно отнесено законом.

35.ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Важное место в системе конституционного права занимает институт, нормы

которого закрепляют основы правового статуса личности. Они воплощены в

главе 2 Конституции РФ под названием "Права и свободы человека и

гражданина". В ее нормах закреплена одна их основ конституционного строя РФ

сформулированной так "Человек, его права и свободы являются высшей

ценностью". Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина — обязанность государства". Кроме К нормы данного института

закреплены системой нормативных правовых актов, в которых детально

раскрывается содержание и порядок реализации. К таким актам относятся

законы: "О гражданстве РФ", "О праве граждан на свободу передвижения,

выбора места пребывания и жительства в пределах РФ", "О свободе совести и

вероисповеданий" и т.д.

Этот институт "прав и свобод человека и гражданина" существенно

определяет положение человека в обществе и государстве, принципы их

взаимоотношений. В этих взаимоотношений человек и гражданин выступает как

субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены

нормами права. Правовое положение человека и гражданина характеризуется

совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделен как субъект

правоотношений. Каждая отрасль права закрепляет правовое положение человека

и гражданина в определенной сфере общественных отношений: имущественных,

трудовых, семейных, финансовых и т.д. В конституционном праве (в отличие от

остальных отраслей права) закреплены основы правового статуса личности

(ст.64) и включают:

1. Права, связанные с гражданством и регулирование отношений по поводу

гражданства. Гражданство — один из основных элементов правового статуса

лица, определяющий взаимоотношения личности и государства. Гражданство —

это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в

совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная

на признание и уважение достоинства, основных прав и свобод человека.

Важным моментом является защита государством прав гражданина и человека.

2. Закрепление общих принципов статуса личности, которые проявляются во

всех сферах, независимо от того какой отраслью права регулируются данные

отношения. Речь идет о равенстве прав и свобод человека и гражданина,

обязанность государства защищать эти права и свободы, признание

приоритета международных норм права и международных договоров.

3. Основные права, свободы и обязанности, т.е. те, которые неотделимы от

человека, гражданина, составляют неотъемлемое право, принадлежат ему от

рождения, защищаемы государством и составляют ядро правового статуса

личности. Этим правам посвящена целая глава К, включающая 48 статей.

Конституционные права и свободы принято делить на три группы — личные,

политические и социально-экономические:

. Личные права и свободы являются по существу правами человека, т.е.

Каждого, и не связаны с гражданством. Эти права не отчуждаемы и

принадлежат каждому от рождения. Это: право на жизнь, на охрану

государством достоинства личности, неприкосновенность личности, жилища,

частной жизни, тайну переписки, телефонных разговоров и иных сообщений,

свобода передвижений и выбора места жительства, право свободно выезжать и

возвращаться в РФ, право определять и указывать национальность, свобода

совести и вероисповеданий, свобода мысли и слова, право свободно искать,

получать, производить и распространять информацию любым законным

способом.

. Политические права в отличие от личных связаны с гражданством. Также как

и личные государство признает политические права и защищает право на них.

Эти права вытекают из суверенитета народа как единственного источника

власти в РФ. Политические права включают: право выбирать и быть избранным

в государственные органы, участвовать в государственном управлении

непосредственно и через своих представителей, право на объединение и

политическую деятельность через участие в партиях, право собираться

мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия,

пикетирования.

. Социально-экономические права касаются прав в таких сферах, как

собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование, и

призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие

социальные потребности личности. К ним относятся: свобода

предпринимательства, право частной собственности, право на труд, отдых,

охрану семьи, право социального обеспечения, право на жилище, на охрану

здоровья, благоприятную окружающую среду, образование, свобода творчества

и т.д.

36.АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА. СУЩНОСТЬ, СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ

Административное право — это отрасль российской правовой системы,

представляющей собой совокупность правовых норм, предназначенных для

регулирования общественных отношений в связи и по поводу реализации

исполнительной власти (в процессе осуществления государственно-

управленческой деятельности).

Административное право — это одна из самых объемных по содержанию

отраслей права, т.к. регулирует вопросы организации и деятельности

разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов

исполнительной власти и управления всех сфер экономического и социального

развития.

Административное право — отрасль российского права имеющее свой

предмет, метод, систему и источники административного права.

Административное право оказывает влияние на общественные отношения в

сфере государственного управления, придавая им упорядоченный характер. Т.е.

предметом АП являются общественные отношения в сфере государственного

управления, которые складываются: между субъектами исполнительной власти,

между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного

самоуправления, между субъектами исполнительной власти и гражданами,

организациями, предприятиями, общественными объединениями, социально-

культурными объединениями.

С учетом федеративного устройства России это могут быть — отношения

между центральными органами федеральной исполнительной власти и

исполнительными органами субъектов федерации (республик, краев, областей),

между органами исполнительной власти различных субъектов федерации, и т.д.

как и любая другая отрасль права АП использует в качестве средств правового

регулирования три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение.

Источники АП многообразны. К ним относятся, прежде всего:

1. Конституция РФ от 1993г, определяющая основы формирования и деятельности

органов исполнительной власти, разграничение предметов ведения.

2. Административно-правовые нормы, содержащиеся в законодательных актах.

Наибольшее значение при этом имеют законы РФ (принимаемые Федеральным),

постановления, принимаемые его палатами (Государственной Думой и Советом

Федерации).

3. Нормативные указы президента РФ и положения.

4. Нормативные постановления Правительства РФ.

5. Нормативные акты государственных комитетов и министерств РФ — в

отраслевом и межотраслевом масштабе.

6. Конституции республик, их законодательства, президентские и

правительственные нормативные акты и нормативные акты министерств и

ведомств — на республиканском уровне.

7. Законодательные акты, уставы субъектов федерации, а также издаваемые

органами государственной власти этих образований нормативные правовые

акты — на уровне субъектов РФ.

8. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного

самоуправления — на местном уровне.

9. Административно-правовые нормы в межгосударственных соглашениях.

10. Нормативные акты руководителей корпораций, концернов, объединений,

предприятий и учреждений — они действуют только на уровне этих субъектов

АП.

11. Постановления Конституционного Суда и Верховного суда РФ (разъяснения

по вопросам толкования права) одни авторы относят к источникам правы,

другие считают, что суды призваны применять право, а не творить его.

Многообразие источников АП ставит вопрос его систематизации кодификации. АП

относится к числу самых несистематизированных отраслей. В настоящее время

создан Кодекс об административных правонарушениях, объединивший нормы

материального и процессуального АП. Многие управленческие проблемы

регламентированы в кодификационных актах других отраслей российского права

— в Земельном, Таможенном Кодексах РФ.

37.АДМИНИСТРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ СЛУЖБА

Административная власть есть специфическое средство, обеспечивающее

следование воли управляемых воле управляющих. С помощью нее происходит

волевое регулирование поведения людей в условиях государственной

организации общественной жизни. Административная власть реализуется через

целенаправленное упорядоченное воздействие субъекта на объект в сфере

общественных отношений в связи и по поводу реализации исполнительной власти

(в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Административная власть реализуется на основе административного права,

которое регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного

аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной

власти и управления всех сфер экономического и социального развития.

Административная власть оказывает влияние на общественные отношения в

сфере государственного управления, придавая им упорядоченный характер. Т.е.

предметом регулирования являются общественные отношения в сфере

государственного управления, которые складываются: между субъектами

исполнительной власти, между субъектами исполнительной власти и

исполнительными органами местного самоуправления, между субъектами

исполнительной власти и гражданами, организациями, предприятиями,

общественными объединениями, социально-культурными объединениями. Действия

административной власти многоплановы, они направлены и на создание

благоприятных экономических, правовых и организационных условий

деятельности коммерческих и некоммерческих организаций,

предпринимательства. Но не предполагают непосредственное вмешательство

государственных органов в производственную или финансовую деятельность,

протекающую в рамках закона. Реализуется административная власть через:

. нормативное регулирование путем установления общих правил (например,

налогового законодательства),

. путем его оперативной корректировки в соответствие с реальными задачами

(например, ставки налогов могут корректироваться путем изменения

законов),

. контроль за исполнением правовых норм, регулирующие отношения в этой

сфере (например, контроль за деятельностью коммерческих банков

осуществляет ЦБ РФ),

. государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений

(например, интересы прав потребителей),

. координацию и общее направление их деятельности,

. содействие ее успешному осуществлению,

. определение приоритетов (например, в сфере производства на каком-то этапе

становится приоритетным производство продуктов питания или средств

производства),

. государственные контракты (например, аэрокосмическая промышленность

развивается через государственные контракты),

. регистрацию (все коммерческие и производственные организации, как и

остальные, подлежат регистрации в органах исполнительной власти на уровне

РФ или ее субъектов или органов местного самоуправления),

. лицензирование (для осуществления многих видов деятельности необходимо

иметь лицензию, например на производство или торговлю медикаментами).

Административная власть осуществляется через органы исполнительной

власти, другие органы управления, входящие в разветвленную сеть механизма

осуществления исполнительной власти. Все органы административной власти

действуют на основе административного права.

Административное право, прежде всего, регулирует следующие вопросы:

1. Исполнительной власти — организации, деятельности, задачи, функции,

полномочия, взаимоотношения органов федеральной исполнительной власти,

органов исполнительной власти субъектов федерации, исполнительных органов

местного самоуправления, администрации предприятий, учреждений и

организаций.

2. Государственной службы — принципы и прохождение государственной службы,

классификация служащих, права, обязанности, ответственность и поощрение

служащих.

3. Правовых актов управления — классификация актов исполнительной власти,

подзаконный характер актов управления, процесс подготовки и принятия

актов.

4. Управленческих договоров — особенности договоров в сфере управления,

виды договоров, субъекты договорных отношений, предмет договора,

ответственность сторон.

5. Обеспечения законности в управлении — гарантии законности, порядок

приостановления и отмены актов управления, судебный контроль в сфере

управления.

6. Административной ответственности — признаки административных

правонарушений, их виды, виды и меры ответственности, процедуры

применения этих мер.

7. Методов управления — виды методов управления (убеждение, организация,

регистрация и разрешения, регулирование, пресечение, контроль, надзор,

принуждение).

8. Административного процесса — нормы, регламенты и процедуры

административного процесса.

9. Государственного управления в сфере экономики — предметы ведения и

полномочия РФ и ее субъектов в этой сфере, их взаимоотношения, проблемы

управления федеральной собственностью, регистрация и определение статусов

предприятий и других субъектов экономической сферы.

10. Государственного управления в социально-культурной сфере —

разграничение полномочий и предметов ведения РФ и ее субъектов, система

органов исполнительной власти в социально-культурной сфере, их

полномочия, виды управления, государственная поддержка, стимулирование,

отраслевое законодательство.

11. Государственного управления в политической сфере — полномочия РФ и ее

субъектов в политической сфере, компетенция федеральных органов

исполнительной власти в области международных отношений, обороны, охраны

границы; компетенция органов субъектов федерации в области охраны

правопорядка, статус специальных структур и должностных лиц, отраслевое

законодательство.

Административная служба (принципы и прохождение государственной службы,

классификация служащих, права, обязанности, ответственность и поощрение

служащих) регламентируется административным правом и другими отраслями

права. Она налагает определенные обязанности, например, запрет для

некоторых категорий на совмещение государственной службы с коммерческой

деятельности. Некоторые виды административной службы гарантируют

определенные уровень материального обеспечения со стороны государства

(например, для членов Правительства РФ). Но вся деятельность

административных служащих должна проходить в рамках законов (как законами,

так и подзаконными актами) и контролируется со стороны государства,

находится под административным надзором (в том числе и прокурорским).

38.АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН

Административная ответственность — вид юридической ответственности,

которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным

лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.